Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 28 ПО ОСВОЕНИЮ ФГОС Н00 В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ КЛАССЕ'

ОПЫТ РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 28 ПО ОСВОЕНИЮ ФГОС Н00 В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / ДЕТИ-ИНОФОНЫ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / ДЕТИ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДИАГНОСТИКА ПО ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешечкина Татьяна Ивановна

ГБОУ школа-интернат № 28 г. Санкт-Петербурга - активный участник проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» (2020-2021 г.). Значительное число учеников этой образовательной организации -дети-инофоны с миграционной историей. Задача педагога в условиях школы-интерната - обеспечить не только освоение образовательной программы, но и социализацию этих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешечкина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF BOARDING SCHOOL № 28 (ST PETERSBURG) IN ADOPTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR PRIMARY EDUCATION IN A POLY-CULTURAL CLASS

Boarding School № 28 in St Petersburg is an active participant of the project “Integration of children from families of other ethnic migrants through education: methodological and consulting support for schools and kindergartens in the regions of Russia” (2020-2021). A significant number of students in this educational organization are children-foreigners with migrant background. The teacher's task in the boarding school is to ensure not only the development of educational program, but also the socialization of these children.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 28 ПО ОСВОЕНИЮ ФГОС Н00 В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ КЛАССЕ»

Татьяна Алешечкина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 001:10.37492/ЕТМ0.2022.67.1.017

Опыт работы ГБОУ школы-интерната №28 (Санкт-Петербург) по освоению ФГОС Н00 в поликультурном классе

ГБОУ школа-интернат № 28 г. Санкт-Петербурга - активный участник проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» (2020-2021 г.). Значительное число учеников этой образовательной организации -дети-инофоны с миграционной историей. Задача педагога в условиях школы-интер-ната - обеспечить не только освоение образовательной программы, но и социализацию этих детей.

Ключевые слова: русский как иностранный, дети-инофоны, адаптация мигрантов, дети с миграционной историей, начальная школа, диагностика по видам речевой дея-

ГБОУ школа-интернат № 28 г. Санкт-Петербурга - активный участник проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» (2020-2021 г.). Значительное число учеников нашей образовательной организации - дети-инофоны с миграционной историей. Обучение детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком, в условиях русскоязычной общеобразовательной школы представляет собой в наше время серьезную проблему, так как дети испытывают сложности в усвоении школьной программы, трудности в общении и обучении.

тельности, социализация.

Алешечкина Татьяна Ивановна,

учитель-логопед, ГБОУ школа-интернат № 28 (Санкт-Петербург), www. tania008@bk. ru

Задача педагога в условиях школы-интерната - обеспечить не только освоение образовательной программы, но и социализацию этих детей.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства, делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств школьника и овладению умениями учиться.

Основная проблема учеников нашей школы - слабое владение или невладение русским языком: нередко дети не понимают обращенную к ним речь, не могут вступить в коммуникацию, не говоря уже о выполнении учебных заданий и освоении школьной программы. В связи с этим в рамках воспитательно-образователь-ного процесса необходимо создавать условия по формированию и расширению активно используемого словарного запаса обучающихся, навыка спонтанного говорения на русском языке. В своей работе мы выделяем несколько направлений:

1. Обучение (адаптация к ритму школьной жизни):

• классно-урочная система;

• проведение динамических пауз между уроками;

• создание здоровьесозидающей образовательной

среды.

2. Использование особых методик в обучении, помогающих достигать результатов, требуемых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

3. Комфортная образовательная и воспитательная среда - создание необходимых для успешной языковой,

социокультурной и психологической адаптации во второй половине дня в условиях школы-интерната.

Цель нашей работы - создать условия для воспитания в учащихся-инофонах устойчивого интереса к русскому языку, включив их в процесс обучения и формирования новых знаний в области русского языка через все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).

Начальный этап работы - диагностика затруднений. Проводится диагностика всех детей, в ходе которой, определяется и уровень владения русским языком, в нашей практике мы выделяем три уровня владения видами речевой деятельности: нулевой, слабый, средний.

Языковая ситуация по классам представлена в таблице:

Языки Начальная школа, родной язык ребенка Основная школа, основной язык общения

Узбекский 36% 14,3%

Киргизский 26% 16%

Таджикский 19% 20,5 %

Русский 15% 48,5%

Азербайджанский 2% 0,7%

Казахский 1% -

Языки народов Дагестана, суммарно 1% -

Количество детей-инофонов в школе-интернате № 28 постоянно увеличивается. Решая проблему языковой и социокультурной адаптации детей-инофонов, мы обеспечиваем комфортную среду и педагогическую

поддержку. И прежде всего это обязательное регулярное общение, потому что язык приобретается только в языковой среде.

На уроках в начальной школе мы используем уже ставшие традиционными приемы работы, направленные на развитие мелкой моторики в сочетании с арт-терапией: пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры, штриховку в разных направлениях по образцу (правила штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, не выходя за контур), обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание и копирование рисунков, раскрашивание картинок (правила раскрашивания: раскрашивать в одном направлении, не заходить за контур картинки, не оставлять незакрашенные места), пластилинографию в сочетании с крупотеропией на занятиях во второй половине дня, технику наложенных силуэтов (контуры предметов и животных, наложенных друг на друга), рисование в воздухе, симметричные рисунки, «зашумленные» картинки, графические диктанты, рисование по клеткам, создание лабиринтов.

Как и любой ребенок 7-9 лет, дети-инофоны лучше усваивают лексические и грамматические явления, если работа сопровождается тактильными, кинестетическими ощущениями (увидеть что-то конкретное, почувствовать, услышать, подержать в руках). Целесообразно при объяснении значения слов подкреплять действия наглядными материалами. При обучении лексике включаем в занятие занимательные игры, загадки, ребусы, что делают урок более интересным и разнообразным.

В своей работе мы используем различные методики по развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, расширению словарного запаса. Один из за-

мечательных примеров - методическое пособие Натальи Александровны Швецовой «Знаковое письмо: учусь красиво говорить». Материал используется как индивидуально, так и для фронтальной работы с детьми. Знаковое письмо помогает на занятиях с детьми со слабой памятью и медленной переключаемостью очень быстро запоминать чистоговорки, стихотворения, песни, пересказать сюжетную картинку по заданному образцу.

У большинства детей-инофонов в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам (интерференции). Одним из основных методов изучения письма как русскоязычных детей, так и детей-инофонов является анализ ошибок. Наибольшие трудности для таких учеников представляют категории рода, числа, одушевленности / неодушевленности, фонетика, предложно-падеж-ные формы.

Все первоклассники в период адаптации проходят обследование у учителя-логопеда для предупреждения и коррекции нарушений письменно-речевой деятельности. Цель занятий с учителем-логопедом - обеспечение более легкого (комфортного для детей-инофонов) вхождения в образовательный процесс и формирования учебных навыков.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

• развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, их произвольность);

• активизировать познавательную деятельность и любознательность;

• формировать навыки самоконтроля;

• формировать и развивать эмоционально-волевую и поведенческую регуляцию;

• развивать мотивационную готовность к обучению в школе;

• формировать предпосылки учебной деятельности;

• развивать умение действовать в коллективе;

• повышать самооценку и развивать уверенность в своих силах;

• способствовать формированию физиологической и социально- психологической адаптации к школе. Индивидуальные и групповые занятия с учителем-ло-

гопедом способствуют формированию физиологической и социально- психологической адаптации к школе детей-инофонов. Структура каждого занятия такова:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая разминка (проговаривание вслед за педагогом слогов).

3. Семантизация лексики (с помощью иллюстраций, предмета или имитации движения).

4. Чтение: слога, слова, предложения, текста. Тексты должны включать в себя фразы речевого этикета (приветствие, обращение, просьба...).

5. Отработка интонационных конструкций.

6. Ответы на вопросы на понимание текста.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Прописывание элементов букв, слов, предложений.

9. Игры.

10. Скороговорки, короткие стишки.

Для развития умственных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления.

Определение форм и методов работы учителя-лого-педа и воспитателя решает ряд вопросов, связанных с гармонизацией учебного процесса, предполагающего,

с одной стороны, доступность для понимания инофо-нами, а с другой - имеющую такую степень сложности заданий, которая позволила бы выровнять детей ино-фонов, приблизить их уровень знания русского языка к ученикам с родным русским.

Tatiana Aleshechkina,

speech therapist. Boarding school № 28 (St Petersburg), www. tania008@bk. ru

The Experience of Boarding school № 28 (St Petersburg) in adopting the Federal State Educational Standards for Primary Education in a poly-cultural class

Boarding School № 28 in St Petersburg is an active participant of the project "Integration of children from families of other ethnic migrants through education: methodological and consulting support for schools and kindergartens in the regions of Russia" (2020-2021). A significant number of students in this educational organization are children-foreigners with migrant background. The teacher's task in the boarding school is to ensure not only the development of educational program, but also the socialization of these children.

Keywords: Russian as a foreign language, children-foreigners, adaptation of migrant^ children with migration background elementary school, diagnostics of speech activity types* socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.