Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ НА ПРИРОДООХРАННУЮ ТЕМУ'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ НА ПРИРОДООХРАННУЮ ТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ НА ПРИРОДООХРАННУЮ ТЕМУ»

ластной институт им. Ф. Ф. Эрисмана был передан в ведение Наркомздрава РСФСР, а Украинский институт коммунальной гигиены в Харькове — в ведение Наркомздрава УССР. Предполагалось создание институтов коммунальной гигиены в Ленинграде и Киеве, а также реорганизация по аналогии с комплексными гигиеническими НИИ в Саратове и Свердловске институтов в Новосибирске, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Ашхабаде, Горьком и Хабаровске. Признавалось необходимым создать отделы коммунальной гигиены в 8 институтах эпидемиологии и гигиены, а также в 19 институтах эпидемиологии, микробиологии и гигиены'9.

Однако намеченная реорганизация была осуществлена лишь частично, Великая Отечественная война отодвинула на задний план проблемы мирного времени. В атмосфере предвоенных лет не достигали успеха и усилия санитарных органов. Так, подготовленный для утверждения проект Санитарного кодекса страны в сентябре 1939 г. был бесповоротно отвергнут СНК СССР, последний не реагировал на неоднократные записки и просьбы Наркомздрава о более строгом контроле за деятельностью промышленных наркоматов; СНК РСФСР за 1937—1941 гг. не было утверждено ни одного списка по канализованию предприятий республиканского подчинения20.

Тридцатые годы — непростой период в истории нашей страны. Созданная ценой колоссальных усилий промышленная индустрия вскоре стала одним из решающих факторов в победе СССР над гитлеровской Германией. И иногда встречающееся объяснение пренебрежения к санитарным вопросам «гипертрофией коммунизмом форм технической экспансии» представляется нам слишком простым. В тот период принимались хорошо продуманные в отношении санитарно-гигиенических вопросов правительственные документы, например, постановление от 10.07.35 «О генеральном плане реконструкции г. Москвы», в котором важное место уделялось необходимости санитарного изучения состояния водоемов, атмосферного воздуха и промышленности столицы. Существовали и сильные научные коллективы, такие как Московский санитарный НИИ им. Ф. Ф. Эрисмана, в 24 сборниках работ которого, вышедших в 1934—1936 гг. помещены десятки статей по различным, впервые разрабатывавшимся, приоритетным проблемам коммунальной гигиены. «Дело охраны чистоты воздуха,— писал в 1934 г. проф. С. П. Розанов,— переживает период накопления достоверных, научно установленных фактов условий загрязнения, установления путем санитарных исследований и химических анализов размеров и концентраций поступающих в атмосферу пылевых и газовых элементов, изучения естественных условий, ослабляющих их влияние»21. Проблема эта в одинаковой степени требовала решения во всех промышленных странах: согласно данным советской и иностранной гигиенической печати, в течение 30-х годов показатели загрязнения воздуха в Харькове, Кадиевке, Глазго и Лондоне были приблизительно одинаковыми.

Не миновали ученых-гигиенистов и репрессии, что вело в конечном итоге к снижению потенциала исследований и возрастанию доли научных работ, отмеченных отсутствием конкретных выводов. Так, в начале 1938 г. в качестве участни-

19 ЦГАОР СССР, ф. 8009, оп. 2, ед. хр. 136, л. 125-126.

20 ЦГАОР СССР, ф. 9226, оп. 1, ед. хр. 260, л. 4.

21 Московский областной научн.-иссл. санитарный институт им. Ф. Ф. Эрисмана. Сборн. работ.— М., 1934.— № 1,— С. 3.

ков «контрреволюционной, шпнонско-диверсионной и террористической организации микробиологов и работников водоснабжения» были репрессированы несколько ведущих сотрудников Московского санитарного НИИ им. Ф. Ф. Эрисмана22.

Намеченная в 1938 г. реорганизация гигиенических институтов была блокирована рядом внешних причин: новизна проблем в области коммунальной гигиены требовала их всестороннего изучения, на что, однако, время отпускалось далеко не всегда. Об этом говорилось и в материалах обследования данных учреждений союзным Наркомздравом от 09.06.41: «Следует особо отметить крайнее отставание и задержку проводимых санитарно-гигиеническими институтами и лабораториями работ в области изучения загрязнений и самоочищаемости открытых водоемов и санитарной характеристики промышленных сточных вод. В результате главная ГСИ РСФСР до сих пор не располагает необходимыми для практической работы результатами работы институтов по этому вопросу» .

В предисловии к вышедшей в Гострудиздате в 1930 г. книге Дж. Гендерсона «Вредные газы в промышленности» проф. Б. Б. Койранский писал о необходимости тщательного санитарного контроля используемых в производстве веществ: «Всякое новое вещество может применяться в широком масштабе только в том случае, если оно получило экспертизу от соответствующего научно-исследовательского учреждения в том, что оно безвредно»24. Вскоре ему возразил директор Всесоюзного центрального института оздоровления и организации труда проф. С. И. Каплун: «Если бы это предложение проф. Койранского было принято всерьез, то это означало бы наложение вето под научным флагом _ на введение в производство целого ряда новых веществ и новых химических способов производства. И само собой разумеется, что когда мы ставим вопросы о биологической экспертизе и гигиенической стандартизации, то мы ни в коем случае не думаем, что до разрешения на практике этих вопросов советская промышленность должна вовсе, приостановить широкое внедрение различных новых химических веществ»25. Возражая несколько ранее потому же поводу проф. Г. В. Хло-пину, проф. С. И. Каплун не удержался от упреков в «лабораторном академизме», который «фактически может затормозить использование научных учреждений при решении серьезных задач, выдвинутых конкретной практикой реальной жизни»26. Последняя же оказывалась далеко не благоприятной для скорейшего воплощения требований гигиенической науки в практику. Именно познание «конкретной практики реальной жизни» советской страны 30-х годов приближает нас к пониманию путей развития гигиены в СССР.

Поступила 12.12.91

22 Подробнее см.: Поддубный М. В. И. Р. Хецров и его вклад в дело санитарной охраны водоемов в СССР // Советское здравоохранение.— 1991,—№ 6,— С. 71—73.

23 ЦГАОР СССР, ф. 9226, оп. 1, ед. хр. 260, л. 5.

24 Гендерсон Дж. Вредные газы в промышленности. Пер с англ.— М.; Л.,— 1930.— С. 9.

25 Труды Всесоюзного центрального института оздоровления и организации труда. Вып. 33.— М.; Л.— 1933.— С. 5.

26 Та м же. Вып. 32,— М.; Л,— 1933,— С. 5.

© Д. Г. ДЕВЯТКА. 1993 УДК 614.7:378.661

Д. Г. Девятка

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ НА ПРИРОДООХРАННУЮ ТЕМУ

Винницкий медицинский институт им. Н. И. Пирогова

Одним из главных общечеловеческих приорйтетов в наше время является, несомненно, охрана окружающей среды. Экологическая ситуация настолько обострилась, что проблема выживания человека стала глобальной. В комплексе мероприятий по спасению природной среды, а через нее и человека большое значение придается экологическому воспитанию населения, особенно дошкольников, учащихся и студентов Эколо-

гическая культура, как справедливо отмечают многие авторы, должна стать фундаментальным основанием всей культуры мировой цивилизации [3).

Путем широкого экологического образования и воспитания учащейся молодежи в учебное и внеучебное время необходимо сделать ее готовой интеллектуально, психологически и практически решать проблемы охраны окружающей природной

среды на своем участке деятельности, сформировать экологическое сознание, такую систему экологических убеждений личности, которая будет определять линию социального поведения этой личности в области охраны окружающей среды |1, 2]. Справедливо подчеркивается, что экологическое воспитание не может ориентироваться только на разум. Необходимо воздействовать также на эмоции и чувства людей [I). При этом следует использовать литературу, изобразительное искусство, кино, телепередачи, выставки картин и фотографий, викторины и др.

Надо признать, что в медицинских вузах, несмотря на наличие соответствующих директивных документов, межкафедральной программы экологического обучения студентов, эта работа пока не достигает необходимого объема и глубины. Наибольший вклад в эту работу делают кафедры гигиенического профиля, в учебных программах которых отражены вопросы санитарной охраны атмосферы, гидросферы и почвы.

Мы хотим поделиться опытом работы кафедры общей гигиены Винницкого медицинского института им. Н. И. Пиро-гова по пропаганде природоохранных идей и эколого-гнгиени-ческого воспитания студентов лечебного и педиатрического факультетов. 20 лет назад по инициативе кафедры при институте был создан филиал народного университета «Охрана природы». Часть студентов по заданию преподавателей кафедры составляла тексты популярных лекций, с которыми они потом выступали перед населением в районах области во время прохождения производственной практики. Была красочно оформлена монотематическая учебная комната «Природа и человек», а с 1952 г. кафедра начала проводить институтскую викторину на природоохранную тему, которая проводи-& лась каждый год в декабре.

Эта форма воспитательной работы во внеучебнее время оказалась наиболее яркой, интересной и любимой студентами. Поэтому мы считаем возможным более детально остановиться на методике подготовки и проведения этих викторин. Очень важно дать название (тему викторины). Оно должно быть по возможности кратким, научным, поэтическим, выразительным и отражать основную проблему, решаемую на викторине. При выборе названия мы старались придерживаться принципа: от общего к отдельному, а от него к частному.

Первая викторина, проводившаяся в честь 50-й годовщины образования СССР, называлась «Биосфера и человек», следующая — «Наш дом — природа», затем «...Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек». После этого мы перешли к отдельным элементам биосферы: «Солнце — звезда, дающая жизнь», «Атмосфера и здоровье», «Гидросфера и человек», «Литосфера и здоровье», «Космос и человек», «Флора и здоровье», «Фауна и человек», «Зеленый друг», а затем: «Лес и мы», «Из голубого ручейка начинается река», «Море и мы», «Растительный мир и здоровье», «Мир насекомых и человек», «Леса и парки Винничины», «Курорт Хмельник и охрана его лечебно-оздоровительных факторов», «Радиоактивность и человек».

Очень тщательно продумывались структура и содержание программы каждой викторины. Она всегда состояла из 2 частей — научной и литературно-художественной. Последняя оживляла вечер, вносила элементы праздника. В научную часть программы включали не более 5 узловых вопросов (например, физико-химическая или другая характеристика обсуждаемого элемента биосферы, его биологическое действие и гигиеническое значение, возможное положительное и отрицательное влияние на здоровье человека, меры защиты этого элемента биосферы от деградации). В литературно-художественной части студентам предлагали произведения писателей, художников, композиторов, в которых отражен данный элемент природы, а также принять участие в художественной самодеятельности (декламация, пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, юмор).

Кроме вопросов, которые будут решаться на вечере, программа предусматривает домашнее задание, выполняемое задолго до викторины (например, санитарное описание, изготовление плана-схемы, слайдов, макетов, альбомов, таблиц и др.). Кроме того, студентам рекомендовали представить художественно оформленными ответы на теоретические вопросы в виде альбомов, макетов, слайдов и др. Наличие этой наглядности * делает ответы более точными и значительно повышает оценку.

Программу викторины, а также дату, время и место ее проведения с приглашением всех желающих принять участие в подготовке и проведении викторины сообщаем на большом художественно оформленном яркими красками стенде с массой иллюстраций, привлекающих внимание студентов. Стенд вывешиваем на видном месте в коридоре кафедры накануне прихода студентов очередного курса (начало февраля). На первом занятии преподаватели знакомят студентов со стоящими перед

ними задачами, с кафедрой, обращают их внимание на стенд, давая тем самым первый импульс к подготовке к викторине.

Из числа преподавателей кафедры выделяем ответственного за подготовку и проведение викторины в текущем году. Он с помощью остальных преподавателей подбирает 2—3 студентов, которые будут вести вечер (ведущие); с помощью актива курсов и потоков формирует из студентов соответствующее число групп приветствия, которые в начале вечера выступают с небольшим литературно-художественным приветствием, лучше юмористического характера. Это служит для присутствующих в зале дополнительным зарядом бодрости, веселья и внимания. Ответственный преподаватель устанавливает контакт с профсоюзным комитетом, комитетом комсомола и обществом «Охрана природы», которые помогают приобрести необходимые памятные подарки и грамоты. Составляют списки студентов, которые будут выступать с номерами художественной самодеятельности. Комплектуется группа музыкального сопровождения, группа фоторепортеров. За 7—10 дней до проведения викторины в вестибюле главного корпуса института и студенческих общежитиях вывешивается яркая реклама о викторине.

В ноябре комплектуем жюри викторины, в состав которого включаем одного из преподавателей кафедры, представителя районной и городской организаций общества «Охрана природы», одного из победителей ранее проводившихся викторин и др. (всего 3—5 человек). Вечер открывает ответственный преподаватель, который приветствует присутствующих в зале и желает успеха участникам викторины и передает эстафету ведущим, которые своим поэтическим вступлением создают простор ее участникам. Группы приветствия, проявляя изобретательность, находчивость, остроумие и мастерство в течение весьма ограниченного времени настраивают присутствующих на активное восприятие программы викторины. Между участниками викторины, подготовившими ответы на вопросы, разгорается своеобразная борьба за возможность первым ответить на вопрос, объявленный ведущими, дополнить и внести коррективы в ответ предыдущего коллеги. В ответах обычно участвуют 30—40студентов. Для повышения продуктивности работы целесообразно чередовать ответы на вопросы теоретической части викторины с номерами литературно-художественной части.

Присутствующие в зале заинтересованно слушают ответы, бурно реагируют на допущенные неточности и на полноту ответа, еще более горячо приветствуют/удачный ответ «своего» участника, а также периодические сообщения жюри о количестве баллов, набранных потоками (лечебный факультет) и курсами (педиатрический факультет).

Часа через три программа викторины оказывается выполненной. Жюри объявляет окончательные итоги викторины, называет победителей в личном первенстве и количество набранных ими баллов, указывает занятое место каждым потоком и курсом (по суммарному количеству баллов, набранных студентами данного потока или курса). Преподаватель, ответ-, ственный за подготовку и проведение викторины, вручает победителям памятные подарки и грамоты, поздравляет их с успехом, желает им и всем присутствующим в зале успеха в практической деятельности по охране окружающей природы, по оздоровлению условий жизни населения. По материалам викторины оформляется красочный стенд и фотоальбом. Большой фотостенд вывешивается для всеобщего обозрения в вестибюле главного корпуса.

Многолетний опыт проведения викторины на природоохранную тему показывает, что она является эффективной формой эколого-гигиенического и эстетического воспитания студентов во внеучебное время, содействует более глубокому усвоению учебной программы по гигиене и может найти применение в других институтах. Для придания викторине высокой привлекательности и обеспечения большого интереса и активности студентов следует каждый раз заблаговременно тщательно обдумать программу викторины, широко включать в нее литературно-художественные элементы; организовав широкую рекламу, планомерно готовить студентов к участию в научной и литературно-художественной части викторины.

Литература

1. Демек Я. // ЭХО. Экология. Хозяйство. Окружающая среда.

(Сборник переводных статей).— М., 1990.— Вып. 1.—

С. 121 — 126.

2. Назарова Н. С. Экологическое воспитание студентов.—

Киев, 1965.

3. Ожегов 10. П. Никифорова Е. В. Экологический импульс.—

М.. 1990.

Поступила 13.03.91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.