Вместе с тем следует подчеркнуть, что еще существует много мелких тем, касающихся частных вопросов, не имеющих принципиального значения для гигиены питания.
Б качестве перспективных направлений исслледований для Российской Федерации на ближайшие годы можно считать изучение фактического питания и состояния здоровья населения в различных климато-географиче-ских зонах в зависимости от вида деятельности и возраста с целью дальнейшей научной разработки оптимальных физиологических потребностей в отдельных пищевых веществах; изучение и рационализация профилактического питания при специфических условиях труда; исследование фактического питания отдельных групп сельского населения; гигиеническое изучение добавочных веществ, применяемых в производстве продуктов питания и новых видов технологической обработки; гигиеническую оценку пищевых полимеров, резин, моющих средств, которые намечено использовать в пищевой промышленности, а также новых ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве.
Развитие исследований должно сочетаться с широким комплексирова-нием и модернизацией их методического уровня.
Поступила 15/1V 1972 г.
УДК 613.2:378.681
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ КИЕВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Проф. И. П. Барченко, канд. мед. наук Е. С. Крыжановская Кафедра гигиены питания Киевского медицинского института
С 1968т. на кафедре гигиены питания Киевского медицинского института ежегодно проходят специализацию 10—20 студентов. Их готовят к будущей практической деятельности санитарного врача по гигиене питания путем повышения не только необходимых им для этого теоретических знаний, но и приобретения ими практических навыков в изучении питания населения, в осуществлении санитарного надзора в сфере гигиены питания.
С этой целью студенты как в лабораториях кафедры, так и в лабораториях Киевского научно-исследовательского института гигиены питания, соответствующих районных санэпидстанций Киева и области осваивают новые методы исследования пищевых продуктов и готовой пищи, особенно нестандартных пищевых продуктов, санитарной экспертизы пластических масс и синтетических материалов, применяемых в пищевой промышленности, санитарной экспертизы проектов строительства пищевых предприятий, микологических исследований пищевых продуктов.
Для повышения знаний, относящихся к теории гигиены питания, специализирующимся студентам читают избранные лекции по частным вопросам гигиены питания, в том числе и комплексные лекции по смежным вопросам, непосредственно связанным с гигиеной питания. Этой цели служат и научно-практические конференции, на которых студенты выступают с практическими докладами по более совершенному санитарно-гигиеническому обеспечению пищевых предприятий, в частности, о технологических процессах, качестве выпускаемой продукции и др.
Современному санитарному врачу-специалисту по гигиене питания необходимо иметь более широкое представление о клинике алиментарных заболеваний и пищевых отравлений, о профилактическом, диетическом и лечебном питании. Для этого специализирующиеся студенты обучаются не только в районных санэпидстанциях и на пищевых предприятиях, в областной санэпидстанции, но и в Киевском научно-исследовательском институте гигиены питания, в его клинике лечебного и профилактического питания.
в инфекционной клинике Киевского медицинского института. Кроме того, они проходят методическую подготовку в республиканском и городском Домах санитарного просвещения.
Как показал опыт прошлого года, ознакомление студентов с методикой организации и проведения санитарной пропаганды, связанной с гигиеной питания, освоение методики составления и подготовки различного рода санитарно-просветительных материалов, составление тезистов санитарно-просветительных лекций на заданную тему и пробное чтение таких лекций способствовали успешному проведению ими санитарно-просветнтельной работы на различных пищевых предприятиях.
К специализирующимся студентам нужны иные подходы в смысле обучения по сравнению с теми, которые применялись ранее. Поэтому педагогическим коллективом кафедры по всем разделам специализации составлены новые методические разработки, строго продуманный календарный план чтения лекций и обследования крупных пищевых предприятий Киева с целью обучения будущих врачей по гигиене питания, методике исследований состояния санитарно-гигиенического обеспечения производственных процессов на этих предприятиях.
Ежегодно на кафедре проводятся конференции по санитарно-гигиенической оценке качества сырья и готовой продукции некоторых пищевых предприятий Киева и о перспективах их улучшения. Студенты представляют на эти конференции обобщенные, хорошо оформленные материалы по тематическим заданиям. Заслушанные доклады свидетельствовали о том, что большинство специализирующихся студентов сумели методически правильно подойти к изучению указанных им вопросов на предприятиях, дать в отношении их правильную гигиеническую оценку, ссылаясь при этом на современное санитарное законодательство и разработанные на его основании санитарные инструкции.
На методических совещаниях кафедры неоднократно обсуждался вопрос о целенаправленном проведении специализации, в связи с чем внесен ряд корректив в план профилизации в отношении индивидуальных тематических заданий, в порядок составления студентами тезисов по темам лекций, читаемых ими работникам пищевых предприятий, о привлечении студентов к участию в научной работе по тематике кафедры; принята также единая форма учета работы студентов на районных санэпидстанциях и др.
Опыт профилизации на кафедре показал, что для всесторонней подготовки санитарных врачей по гигиене питания желательно более широкое ознакомпление студентов со спецификой их будущей деятельности на рыбоперерабатывающих предприятиях, консервных заводах и других уникальных пищевых предприятиях. Для этого необходимо предусмотреть выезд со студентами в другие области, особенно на крупные пищевые объекты. Выезд в этом году студентов с учебной целью в Севастополь полностью себя оправдал.
Для полноценной профилизации студентов на санитарно-гигиеническом факультете необходимо пересмотреть планы обучения с тем, чтобы обеспечить в преподавании необходимую преемственность на всех кафедрах на протяжении первых 5 лет обучения. Полноценная подготовка будущего санитарного врача требует введения после VI курса специальной годичной интернатуры, за время которой кафедры по специально составленным программе и плану смогут готовить на базах лучших городских и областных санэпидстанций квалифицированных, достаточно подготовленных к практической деятельности санитарных специалистов. Во время прохождения интернатуры интерны, работая на базе санитарно-прсфилактических учреждений, почти в индивидуальном порядке готовятся к будущей деятельности санитарного врача определенного профиля. Распределять студентов для прохождения интернатуры на профильных кафедрах необходимо после 6-го года обучения в институте.
Поступила 24/1V 1972 г.