Научная статья на тему 'Опыт проведения международной дистанционной научно-практической конференции'

Опыт проведения международной дистанционной научно-практической конференции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баландина И.А., Рудин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения международной дистанционной научно-практической конференции»

2-2006

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАФЕДРЫ БИОХИМИИ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ И КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ

A.И. Артюхина, О.В. Островский,

B.В. Сериков

Волгоградский государственный медицинский университет

Путь к самосовершенствованию лежит через самостоятельную работу, которая обусловливается индивидуально-психологическими особенностями субъекта и являет собой особую, высшую форму учебной деятельности. Самостоятельная работа будет эффективной, если осознается как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, и для нее созданы условия в кафедральной среде.

Первым этапом на этом пути было создание и апробация структурно-функциональной модели самостоятельной работы студента на кафедре клинической и теоретической биохимии. Обеспечение межпредметных связей по горизонтали и вертикали осуществляется не только через отбор учебного содержания предмета и согласования сквозных программ, акцентирование преподавания на медицински значимых процессах метаболизма, возможных вариантах их нарушения и выявления лабораторными методами, но и участием преподавателей в обучении как студентов младших курсов, так и старших курсов (электив по клинической биохимии), врачей-интернов, клинических ординаторов всех специальностей (блок "фундаментальные дисциплины") и клинических ординаторов по специальности "Лабораторное дело". Самостоятельная работа интегрирует личностный опыт, поставляемый образовательным процессом и средой, поэтому нами разработаны технология проектирования такой работы и алгоритмы участия в ней студентов и клинических ординаторов. В обучении студентов применение компьютерных технологий повышает наглядность и мотивацию к познавательно -исследовательской деятельности, к раскрытию личностного потенциала, способствует созданию собственных образовательных маршрутов, самоконтролю полученных знаний и навыков. Для клинических ординаторов наиболее актуальна потребность интегрировать фундаментальные знания и их клиническую интерпретацию.

Включение в образовательную среду кафедры комплекса учебно-методических ресурсов (три взаимосвязанных компонента: информационный, информационно-обучающий, информационный обучающе-контролирующий - Интернет-сайт кафедры, электронная медицинская библиотека, совокупность про-

верочного тестового материала), расширение инфор-мационно-знаниевого и общекультурного компонентов на основе новых информационных технологий и использования средового подхода выявило положительную динамику направленности учебной мотивации к изучению биохимии.

Работа поддержана грантом РГНФ, проект 05-0620601 а/в.

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

И.А. Баландина, В.В. Рудин

Пермская государственная медицинская академия

С 15 ноября по 15 декабря 2005 г. кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии Пермской государственной медицинской академии провела Международную дистанционную научно -практическую конференцию молодых ученых и студентов "Новые технологии в хирургии и клинической анатомии - 2005". Конференция проводилась интерактивно в сети Интернет, рабочие материалы авторов размещались на сайте конференции www.osurg.perm.ru. В течение 30 дней посетители сайта могли познакомиться с материалами конференции, задать вопросы авторам и оргкомитету по электронной почте и проголосовать за понравившуюся работу на сайте конференции.

На конференции обсуждались следующие проблемы: клиническая анатомия и ее место в развитии хирургии, вопросы экспериментальной хирургии, проблемы миниинвазивной хирургии при заболеваниях и травмах, актуальные вопросы организации здравоохранения и формирования клинического мышления у студентов медицинских вузов.

В работе конференции приняли участие студенты и молодые ученые из 22 городов: Перми, Москвы, Санкт-Петербурга, Махачкалы, Нальчика, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Томска, Ярославля, Алма-аты и др., которые представили на суд коллег 62 работы по актуальным проблемам малоинвазивной хирургии, клинической анатомии, организации здравоохранения и педагогике высшей школы. По материалам конференции опубликован сборник работ участников конференции.

В соответствии с решением оргкомитета и пожеланием участников конференции было принято решение о ежегодном проведении конференции по данной тематике. В 2006 г. конференция будет проводиться с 1 по 15 сентября, и посвящена она 90-летию медицинского образования на Западном Урале и 75-летию Пермской государственной медицинской академии.

Молодым свойственно стремление к познанию

ФС63Ф

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

2-2006

нового, разработке и активному использованию современных и прогрессивных технологий. Представленные материалы научных трудов, по нашему мнению, позволили участникам конференции оценить уровень современных научных исследований, выполняемых в России и ближнем зарубежье, пополнить знания о самых актуальных проблемах хирургии и клинической анатомии, наметить как перспективы расширения собственных исследований, так и пути объединения усилий с коллегами.

Данная конференция, проведенная в интерактивном формате, позволила собрать для обсуждения новых научных разработок большее число молодых исследователей, как правило, не располагающих достаточными материальными ресурсами для поездок на конференции. Форма проведения конференции заинтересовала многих коллег по академии и получила высокую оценку Ученого совета.

МНОГОПЛАНОВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ

И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

И.А. Баландина, Д.Г. Амарантов, В.В. Рудин, А.С. Нагаев, Ф.З. Сапегина, А.В. Быков

Пермская государственная медицинская академия

Во всех аспектах работы кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии широко используются современные информационные технологии. С помощью компьютерных технологий решаются задачи учебно-методического процесса: ускорения передачи информации, расширения познавательных возможностей, повышение эффективности наглядности обучения; научной работы: внедрение в практику современных статистических программ, получение и обмен информацией в интернет-пространстве; в лечебной работе: создание баз данных пролеченных больных, внедрение в клиническую практику вновь появившихся методик.

В учебно-методическом процессе компьютерные технологии не заменяют традиционные методики обучения - исследование трупа, отдельных органов, изучение клинической рентгенанатомии, УЗ-анатомии, - а органически дополняют их. Весь лекционный курс на кафедре имеет мультимедийное сопровождение. Использование мультимедийных презентаций позволяет значительно интесифицировать процесс обучения и повысить уровень восприятия. Непосредственно в презентацию включены серии интраоперационных фотографий, сопровождающиеся схемами оперативных технологий, короткие фильмы, содержащие объемную информацию о ключевых моментах оперативных вмешательств. В ходе практических занятий, при разборе оперативных технологий студентам демонстрируются этапы оперативных вмешательств по теме занятия. Использование муль-

тимедийных фильмов значительно упрощает процесс демонстрации и позволяет экономить до 30% времени в сравнении с использованием рутинного видеооборудования. Практика наглядной мультимедийной демонстрации фильмов в сочетании со схемами операций широко используется в процессе обучения интернов и ординаторов. В сравнении со студенческими фильмами здесь дается более исчерпывающая информация, детально прорабатываются ключевые моменты вмешательств. Использование компьютера позволяет стандартизировать и ускорить процесс контроля знаний. Компьютерное тестирование проводится трехкратно в ходе обучения студента - в конце каждого семестра и перед устным экзаменом. Использование компьютерного тестирования в обучении обеспечивает полноценный и быстрый контроль знаний: в течение 2 академических часов удается достоверно оценить усвояемость знаний учебной группы, выделить темы, требующие дополнительной проработки. Не-безинтересен тот факт, что если у отдельных студентов результаты компьютерного тестирования и устного экзамена могут не совпадать, то в целом по курсу мы отмечаем практически полное совпадение результатов.

В научных разработках сотрудников кафедры на разных этапах исследования используются компьютерные технологии. Результаты исследований во всех случаях подвергаются статистической обработке на персональном компьютере в программе "Microsoft Excel - 2000". В клинико-анатомических исследованиях широко используются принципы математического моделирования, невозможные на сегодняшний день без компьютерного обсчета данных. Все доклады, сообщения и демонстрации оформляются в виде мультимедийных презентаций.

Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомиии имеет свой сайт: www.osurg.perm.ru. В 2005 г. кафедра организовала и провела первую в истории ПГМА интернет-конференцию. В международной дистанционной научно-практической конференции молодых ученых и студентов " Новые технологии в хирургии и клинческой анатомии - 2005" приняли участие представители 20 городов, были представлены 68 работ от 232 участников. Пять лучших работ были отмечены дипломами. В дальнейшем планируется ежегодное проведение подобных конференций на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий позволяет интенсифицировать все направления деятельности кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии.

ф| 65 |ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.