Научная статья на тему 'Использование новых информационных технологий при преподавании оперативной хирургии и топографической анатомии'

Использование новых информационных технологий при преподавании оперативной хирургии и топографической анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зурнаджан С.А., Гречухин И.В., Мусатов О.В., Фомичев В.В., Агаханян Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование новых информационных технологий при преподавании оперативной хирургии и топографической анатомии»

2-2006

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

вает почти 13500 описаний книг, диссертаций, авторефератов диссертаций, статей из научных журналов и сборников.

Деятельность НБ в помощь учебной и научной работе основано на использовании ЭК, инновационных библиотечно-информационных технологий.

В помощь учебному процессу мы готовим тематические списки литературы на русском и иностранных языках по тематике УИРС и НИРС, курсовых и дипломных работ, таких как: "Информационная безопасность в здравоохранении, "Доклинические исследования кардиотонических средств" и др.

В автоматизированном режиме составлены рекомендательные и научно-вспомогательные указатели: "Лекция - вчера, сегодня, завтра", "Болонский образовательный процесс", "Интеграция преподавания дисциплин в медицинском вузе" и др. Они используются при подготовке к докладам, выступлениям преподавателей вуза на ЦМК, научно-методических конференциях, а также при оформлении выставок мероприятиям.

При подготовке учебно-методических материалов и разработок, текстов лекций для отечественных и зарубежных учащихся оказываем помощь в составлении списков литературы, тематическом подборе книг, статей и текстов на русском и английском языках.

Информационный потенциал библиотеки значительно увеличился с использованием электронных библиографических баз данных: реферативных журналов ВИНИТИ, ИНИОН, энциклопедий и справочных изданий, справочной системы "Консультант-Плюс", ЭК крупнейших библиотек страны: ГПНТБ, РГБ, НИИФК, научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, а также зарубежных БД "EBSCO", "Medline", "High Wire" и др.

Это позволяет обеспечить клинических ординаторов, соискателей, молодых ученых и врачей города как реферативной, так и полнотекстовой информацией на родном и иностранных языках по темам их научных исследований, разработок, монографий.

Новым инструментом информационного обслуживания стал Интернет-класс при библиотеке. Ежегодно число посещений составляет 30 тыс.

Планируется открыть еще один Интернет-класс для студентов и преподавателей в Учебном отделе библиотеки.

В условиях распространения электронных носителей информации возросла роль библиотекарей в обучении пользователей методам информационной работы.

Так, для студентов старших курсов всех факультетов проводятся занятия по основам информационной культуры. Библиографы раскрывают наиболее важные информационные ресурсы Интернет для студентов каждого факультета.

Например, для стоматологов лекция завершается практическими занятиями с такими сайтами, как: "Mednet", "Medscape", "Medpravo.ru", "E-stomatology" и др. Студентам предлагается возможность самостоятельной бесплатной подписки на газеты: "Стоматоло-

гия сегодня", "Дантист" и др.

Проводятся занятия для клинических ординаторов, аспирантов и соискателей на тему "Библиография и Интернет-ресурсы для врача".

С помощью НИТ (новых информационных технологий) мы ежегодно создаем собственные информационные БД: "Труды ученых ВолГМУ, опубликованные в печати", "Аннотированный указатель диссертаций, защищенных в ВолГМУ", "Издания ВолГМУ".

Таким образом, интеграция библиотечно-информационной деятельности и высшего образования, в основе которой лежат новые информационные технологии, способствует повышению качества подготовки молодых специалистов-медиков и кадров высшей квалификации.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

С.А. Зурнаджан, И.В. Гречухин, О.В. Мусатов, В.В. Фомичев, Г.Г. Агаханян, С.А. Зимний

Астраханская государственная медицинская академия

Правильное и адекватное методическое обеспечение преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии требует применения современных дидактических приемов с обязательным внедрением новых информационных технологий, без которых не могут просто-напросто совершенствоваться учебно-педагогический процесс и его методика проведения.

В организованном на кафедре компьютерном классе постоянно используются источники информации определенного учебного материала на электронных носителях: "Современная абдоминальная эндоскопическая хирургия в серии электронных изданий" (Изд-во ООО "Кордис & медиа", 1999), "Атлас анатомии для хирургов в 3-Б векторной графике" (С.А. Симбирцев, А.А. Лойт, Е.М. Трунин, А.А. Паншин, А.К. Лебедев, С.В. Смирнов. - Санкт-Петербург, Изд-во "Теза-Диск", 2003), а также электронные версии специальной литературы по преподаваемому предмету.

Наряду с этим, создана обширная видеотека, содержащая учебные фильмы по всем разделам оперативной хирургии, в том числе микрохирургической технике, общим принципам организации, оснащения и выполнения миниинвазивных оперативных вмешательств, показ которых включен в содержание организационной структуры занятий согласно хронокарте.

Осуществляемая проверка исходного, текущего и конечного уровней знаний по теме каждого очередного занятия с применением тестирующих компьютерных программ помогает преподавателю определять степень ее усвоения обучающимися и акцентировать их внимание на узловые, наиболее важные вопросы его содержания. Компьютерное тестирование являет-

ф| 68 |ф

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

2-2006

ся обязательным I этапом курсового экзамена по предмету.

С целью оптимизации учебного процесса проводятся социологические научные исследования на основе разработанного специального программного продукта данных по итогам анкетирования студентов, завершивших обучение на кафедре преподавателей кафедры, экспертных оценок профессорско-преподавательского состава других профильных подразделений академии.

Новые информационные технологии способствуют лучшему усвоению теоретических и прикладных -клинических аспектов изучаемой дисциплины, дополняют различные традиционные апробированные учебно-методические приемы, влияя на повышение эффективности обучения, и открывают широкие перспективы для их модернизации на основе DVD как формата, обладающего наибольшей вместимостью.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТОДА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

И.И. Каган, А.А. Коноплев, С.В. Чемезов

Оренбургская государственная академия

В связи с вступлением России в международный образовательный стандарт (Болонская конвенция) вопросы организации обучения и контроля его качества приобретают все большую значимость. Так, коллективами кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии Российского и Санкт-Петербургского медицинских университетов и Красноярской и Оренбургской медицинских академий разработан банк тестов по оперативной хирургии и топографической анатомии, включающий 1048 тестовых заданий по всем разделам предмета.

Это пособие позволяет не только оперативно проконтролировать знания студентов и уровень усвоения вопросов предмета, но и проводит анализ организации учебного процесса. При этом существует возможность анализа знаний студентов как в процессе изучения дисциплины, так и при проведении предметного экзамена, когда тестирование является одним из его составных частей.

В ходе проведения текущего контроля достаточно ввести в компьютерную программу время, необходимое студентам для решения разных групп тестовых заданий, и можно получить данные о слабой ориентации в разных разделах предмета и сделать необходимые поправки в организацию учебного процесса как в отдельных группах, так и на факультетах. Анализ результатов тестирования по отдельным разделам предмета демонстрирует уровень знаний по этим разделам.

Получаемые при проведении текущего и итогового тестирований результаты позволяют корректировать как рабочую программу в целом, так и планы проведения конкретных практических занятий и лек-

ционного курса на разных факультетах в зависимости от особенности преподавания на них.

Тестовый контроль по специально подготовленным программам может быть проведен также и на постдипломном этапе преподавания оперативной хирургии и клинической анатомии. Так, в Оренбургской медицинской академии существуют наборы тестовых заданий для интернов, клинических ординаторов и врачей-хирургов по клинической анатомии печени и внепеченочных желчных путей, желудка и двенадцатиперстной кишки, а для акушеров-гинекологов - по клинической анатомии малого таза.

Применение тестового контроля позволяет создать как общее представление об уровне подготовки врачей-специалистов по клинической анатомии соответствующих областей, так и о глубине знаний по анатомии и топографии отдельных областей. Недостатки их коррегируются в ходе проведения дальнейших занятий.

РОЛЬ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

А.И. Краюшкин, С.В. Дмитриенко, Л.И. Александрова, И.М. Чеканин, Н.И. Лиманская, Е.А. Богданова

Волгоградский государственный медицинский университет

Основными объектами при изучении строения тела человека на кафедре анатомии являются трупы и отдельные органы. Вместе с тем существенным условием усвоения программы, в том числе в рамках самостоятельной работы студентов, является использование самых разнообразных информационных средств обучения. Последние способствуют повышению заинтересованности в изучении предмета, расширяют дидактические возможности наглядности обучения, обеспечивают междисциплинарную интеграцию фундаментальной медицинской дисциплины, прежде всего, с клиническими предметами, способствуя реализации принципа клинической направленности изучения анатомии человека.

Нами разработаны и применяются обучающее-контролирующие программы, базой данных которых являются "Тесты по анатомии человека для студентов медицинских ВУЗов" (Сапин М.Р. с соавт., 1995-2005 гг.). Создан ряд авторских программ на основе тестовых заданий, изложенных в учебных пособиях и руководствах (Дмитриенко С.В. с соавт., 1998, 2001, 2003; Самусев Р.П. с соавт., 2003). Предложенные авторские программы имеют ряд преимуществ перед аналогами: возможность работать в индивидуальном режиме, многовариантность, неповторяемость последовательности вопросов и ответов, исключающие формальный подход к тестированию. Студент видит на дисплее количественную оценку знаний, может рабо-

ф| 69 |ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.