Научная статья на тему 'Современные информационные технологии как связующее звено всех направлений работы кафедры нормальной, топографической, клинической анатомии и оперативной хирургии'

Современные информационные технологии как связующее звено всех направлений работы кафедры нормальной, топографической, клинической анатомии и оперативной хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландина И.А., Амарантов Д.Г., Рудин В.В., Сапегина Ф.З., Веселовский А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии как связующее звено всех направлений работы кафедры нормальной, топографической, клинической анатомии и оперативной хирургии»

3-2007

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ НОРМАЛЬНОЙ, ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ, КЛИНИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ

И. А. Баландина, Д. Г. Амарантов, В. В. Рудин, Ф. З. Сапегина, А. Е. Веселовский

Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера

Специфической особенностью работы кафедры нормальной, топографической, клинической анатомии и оперативной хирургии является необходимость связывать в единый блок различные направления фундаментальной и прикладной медицинской науки. Взаимосвязь клинических и морфологических дисциплин получила качественно новое преломление с внедрением во все аспекты работы кафедры современных информационных технологий.

В образовательной работе традиционные методики обучения в сочетании с демонстрацией компьютерных анатомических программ, мультимедийными презентациями оперативных вмешательств поднимают усвоение предмета на качественно новый уровень.

Весь лекционный курс на кафедре имеет мультимедийное сопровождение. Мультимедийные презентации содержат серии интраоперационных фотографий и короткие фильмы, содержащие объемную информацию о ключевых моментах оперативных вмешательств, сопровождающиеся анатомическими рисунками и схемами оперативных вмешательств. На практических занятиях с помощью мультимедийных технологий студентам

демонстрируются этапы оперативных вмешательств и особенности клинической анатомии по соответствующей теме. Использование

мультимедийных фильмов предоставляет возможность на любом этапе демонстрируемого оперативного вмешательства взять паузу и разъяснить непонятный момент с помощью демонстрации соответствующих анатомических рисунков и схем оперативных вмешательств. В процессе обучения интернов и ординаторов используется более подробная и детализированная информация, прорабатываются ключевые моменты вмешательств и подробно разбираются вопросы клинической анатомии.

В ходе обучения студента трехкратно проводится компьютерное тестирование: в конце каждого семестра и перед устным экзаменом.

Тестирование обеспечивает полноценную, быструю и достоверную оценку качества усвоения знаний учебной группой, позволяет выделить темы, требующие дополнительной проработки. По желанию обучающиеся могут пройти тематический тест на любом этапе обучения, что значительно повышает эффективность самоконтроля.

Компьютерные тесты, используемые в обучении интернов и ординаторов, содержат большое количество ситуационных задач и вопросов по различным аспектам клинической анатомии, включающим рентгенанатомию, УЗ-анатомию, хирургическую анатомию и т. д. За время внедрения тестового контроля мы пришли к выводу, что результаты компьютерного тестирования и устного экзамена совпадают более чем в 90 % случаев. Этот факт делает компьютерное тестирование особенно ценным для самоконтроля качества знаний и повышения эффективности самоподготовки студента.

В научной работе сотрудников кафедры компьютерные технологии стали обязательной составляющей. Результаты исследований во всех случаях подвергаются статистической обработке на персональном компьютере в программе Microsoft Excel - 2000. В клинико-анатомических исследованиях широко используются принципы математического моделирования, невозможные на сегодняшний день без компьютерного обсчета данных. Все доклады, сообщения и демонстрации оформляются в виде мультимедийных презентаций. Результаты анатомометрических исследований, направленных на изучение параметров оперативного действия в зависимости от индивидуальных конституциональных особенностей организма, широко внедряются в клиническую практику посредством мультимедийных презентаций и подготовки компьютерных программ.

Кафедра нормальной, топографической, клинической анатомии и оперативной хирургии имеет свой сайт: www.opersurg.perm.ru

С 2005 года на кафедре организуются и проводятся международные интернет-конференции молодых ученых и студентов "Новые технологии в хирургии и клинической анатомии". В 2007 году проведена интернет-конференция, посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, бывшего заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ПГМА профессора А.П. Соколова. За 3 года в международных дистанционных научно-

практических конференциях приняли участие представители 12 стран, 108 городов, были представлены 311 работ от 669 участников. Лучшие работы отмечались дипломами. Участники

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

конференций получили уникальную возможность вести прямой диалог с коллегами из России и других государств по интересующим их проблемам. По результатам конференции были опубликованы сборники научных работ. В дальнейшем традиция ежегодного проведения подобных конференций будет продолжена. Планируется дальнейшее расширение географии конференций и совершенствование методик интернет-общения ее участников.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий позволяет тесно связать все направления деятельности кафедры нормальной, топографической, клинической анатомии и оперативной хирургии.

Статья опубликована за счет средств гранта МД-10015.2006.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО СПОСОБА ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

С. А. Зимний, А. Б. Ольнева, С. А. Зурнаджан, Н. Н. Касаткин

Астраханская государственная медицинская академия,

Астраханский государственный технический университет

Высшее образование во всем мире рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического развития. Согласно Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, основными задачами технологии управления качеством профессиональной подготовки в вузе в настоящее время являются расширение доступности образования и повышение его эффективности, что невозможно без разработки и внедрения новой системы на всех его уровнях.

Результаты ряда исследований (Головнев В. А. с соавт., 2000; Каган И. И., 2001; Большаков О. П., 2003; Мельников И. И., 2004; Перепелицын В. Н., 2005; Симбирцев С. А., 2006) свидетельствуют о том, что одной из актуальных задач является также разработка многокритериальной оценки профессиональной подготовки специалистов в вузах, в том числе медицинских.

Исходя из этого, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Астраханской государственной медицинской академии стали проводиться научные исследования, целью которых явились выяснение и анализ успешности обучения студентов по искомому предмету, разработка многокритериального способа оценки технологии и оптимизации анализируемого

Ф

3-2007 I

учебно-педагогического процесса, их авторское проектирование, включающее первичное прогнозирование, определение конкретных целенаправленных корригирующих мероприятий для реализации принципа мультипараметрического динамического взаимодействия, играющего роль обратной связи.

В работе применен комплекс методов исследования: исторического сопоставления; нормативно-правового мониторинга;

социологический; логический; аналитический; статистический (с использованием пакета прикладных программ "Statistica", Microsoft Excel и SPSS 13,0 for Windows), в том числе математического моделирования с реализацией расчетных задач на ЭВМ.

Сложность и многоплановость рассматриваемого процесса требует выработки довольно большого числа показателей, способных охарактеризовать его сущность. В связи с выше изложенным был определен перечень критериев путем экспертного опроса преподавательского состава кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии (6 человек) и других смежных и профильных кафедральных подразделений вуза. Всего было опрошено 58 человек. В экспертную группу входило 52 человека (заведующие кафедрами, профессора, доценты - ответственные за учебный процесс), по ответам которых нами были определены 24 информативных критерия.

В основу оценки качества подготовки студентов в медицинском вузе заложен анализ каждой стадии этого процесса. При этом нам представлялось целесообразным особое внимание уделить пусковому стимулу (положению регламентирующих документов, четкому знанию задач, стоящих перед преподавательским составом), мотивационной сфере обучающихся, обстановочной афферентации, включающей совокупность факторов, составляющих конкретную обстановку, в которой осуществляется обучение; профессиональной подготовке

преподавателей кафедр, способности коллектива кафедры и его руководителя принимать оптимальные решения по организации учебно-воспитательного процесса, эффекторному многокомпонентному действию с обратной связью.

Полученные предварительные результаты позволили сформировать группировку

информативных показателей оценки успешности обучения будущих врачей в соответствии с представленными стадиями функционирования рассматриваемой системы. При этом каждый информативный показатель рассматривался относительно системообразующего фактора -профессиональной подготовки обучаемых. При обработке данных в соответствии с бланком ответов - ключ к тестам (Кудрявая Н. В. с соавт., 2005) -оказалось возможным выявить: приоритетные ценности преподавателя, психоэмоциональное состояние преподавателя, самооценку

преподавателя, стиль преподавания, достоверность

Ф

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.