Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий для многокритериального способа оценки успешности обучения студентов'

Использование компьютерных технологий для многокритериального способа оценки успешности обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимний С.А., Ольнева А.Б., Зурнаджан С.А., Касаткин Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий для многокритериального способа оценки успешности обучения студентов»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

конференций получили уникальную возможность вести прямой диалог с коллегами из России и других государств по интересующим их проблемам. По результатам конференции были опубликованы сборники научных работ. В дальнейшем традиция ежегодного проведения подобных конференций будет продолжена. Планируется дальнейшее расширение географии конференций и совершенствование методик интернет-общения ее участников.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий позволяет тесно связать все направления деятельности кафедры нормальной, топографической, клинической анатомии и оперативной хирургии.

Статья опубликована за счет средств гранта МД-10015.2006.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО СПОСОБА ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

С. А. Зимний, А. Б. Ольнева, С. А. Зурнаджан, Н. Н. Касаткин

Астраханская государственная медицинская академия,

Астраханский государственный технический университет

Высшее образование во всем мире рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического развития. Согласно Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, основными задачами технологии управления качеством профессиональной подготовки в вузе в настоящее время являются расширение доступности образования и повышение его эффективности, что невозможно без разработки и внедрения новой системы на всех его уровнях.

Результаты ряда исследований (Головнев В. А. с соавт., 2000; Каган И. И., 2001; Большаков О. П., 2003; Мельников И. И., 2004; Перепелицын В. Н., 2005; Симбирцев С. А., 2006) свидетельствуют о том, что одной из актуальных задач является также разработка многокритериальной оценки профессиональной подготовки специалистов в вузах, в том числе медицинских.

Исходя из этого, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Астраханской государственной медицинской академии стали проводиться научные исследования, целью которых явились выяснение и анализ успешности обучения студентов по искомому предмету, разработка многокритериального способа оценки технологии и оптимизации анализируемого

Ф

3-2007 I

учебно-педагогического процесса, их авторское проектирование, включающее первичное прогнозирование, определение конкретных целенаправленных корригирующих мероприятий для реализации принципа мультипараметрического динамического взаимодействия, играющего роль обратной связи.

В работе применен комплекс методов исследования: исторического сопоставления; нормативно-правового мониторинга;

социологический; логический; аналитический; статистический (с использованием пакета прикладных программ "Statistica", Microsoft Excel и SPSS 13,0 for Windows), в том числе математического моделирования с реализацией расчетных задач на ЭВМ.

Сложность и многоплановость рассматриваемого процесса требует выработки довольно большого числа показателей, способных охарактеризовать его сущность. В связи с выше изложенным был определен перечень критериев путем экспертного опроса преподавательского состава кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии (6 человек) и других смежных и профильных кафедральных подразделений вуза. Всего было опрошено 58 человек. В экспертную группу входило 52 человека (заведующие кафедрами, профессора, доценты - ответственные за учебный процесс), по ответам которых нами были определены 24 информативных критерия.

В основу оценки качества подготовки студентов в медицинском вузе заложен анализ каждой стадии этого процесса. При этом нам представлялось целесообразным особое внимание уделить пусковому стимулу (положению регламентирующих документов, четкому знанию задач, стоящих перед преподавательским составом), мотивационной сфере обучающихся, обстановочной афферентации, включающей совокупность факторов, составляющих конкретную обстановку, в которой осуществляется обучение; профессиональной подготовке

преподавателей кафедр, способности коллектива кафедры и его руководителя принимать оптимальные решения по организации учебно-воспитательного процесса, эффекторному многокомпонентному действию с обратной связью.

Полученные предварительные результаты позволили сформировать группировку

информативных показателей оценки успешности обучения будущих врачей в соответствии с представленными стадиями функционирования рассматриваемой системы. При этом каждый информативный показатель рассматривался относительно системообразующего фактора -профессиональной подготовки обучаемых. При обработке данных в соответствии с бланком ответов - ключ к тестам (Кудрявая Н. В. с соавт., 2005) -оказалось возможным выявить: приоритетные ценности преподавателя, психоэмоциональное состояние преподавателя, самооценку

преподавателя, стиль преподавания, достоверность

Ф

31

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

I 3-2007 ответов.

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

С. А. Зурнаджан, А. С. Айрапетов,

И. В. Гречухин, Г. Г. Агаханян, С. А. Зимний, О. В.

Мусатов, В. В. Фомичев

Астраханская государственная медицинская академия

Проблема информатизации сферы медицинского образования, диктуемая необходимостью формировать и оперативно перерабатывать все возрастающие объемы информации в настоящее время является актуальной. Большую роль здесь играет широкое использование в учебно-педагогическом процессе уникальных возможностей компьютерных технологий. Вместе с тем, информатизация высшего образования дает необходимый социальный и экономический эффект только при условии, что внедряемые новейшие технологии станут не инородным элементом, а будут естественным образом интегрированы в систему обучения будущих врачей, влияя на качественную характеристику учебной деятельности.

В связи с вышеизложенным, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Астраханской государственной медицинской академии на протяжении последнего 10-летия уделяется большое внимание внедрению новых информационных технологий в учебно-педагогический процесс с учетом клинической направленности изучаемой обучающимися довольно сложной и трудоемкой дисциплины, требующей постоянного развития у них пространственного представления о

взаимоотношениях различных органных и тканевых структур в рассматриваемых областях человеческого тела, особенно при изучении распространения патологических процессов, а также сложных моментов многоэтапных оперативных вмешательств.

В структуре новых информационных технологий, применяемых для обучения и контроля знаний, у студентов на кафедре имеются:

1. Активный доступ в Internet, при этом обучающиеся, особенно занимающиеся учебно-исследовательской работой и студенческой научной деятельностью, под руководством преподавателей самостоятельно учатся находить источники информации, извлекать из них нужную и требуемую для использования ее в практических целях. Наличие систем удаленного доступа обеспечивает их приобщение к новым, так называемым сетевым информационным технологиям, создающим реальную возможность получать представление о состоянии современной медицинской науки, участвовать в "живом" общении как с отечественными, так и зарубежными специалистами,

Ф

иметь доступ к различным информационным мировым банкам данных.

2. Созданная на кафедре и продолжающаяся пополняться видеотека позволяет работать с видеоматериалами, отражающими наиболее сложные этапы не только классических, но и современных миниинвазивных способов оперативных вмешательств в различных областях организма человека. Благодаря активному внедрению дисковых носителей информации появилась возможность демонстрировать различным контингентам обучающихся (студентам соответствующих факультетов, интернам, ординаторам, слушателям ФУВ) высококачественное современное цифровое видео, отражающее ход многих операций, в том числе и уникальных, воспринять которые по источникам литературы нередко бывает довольно сложно. Тесное сотрудничество, деловая взаимосвязь с кафедрой клинической и оперативной хирургии с топографической анатомией Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (СПбМАПО) способствует демонстрации всем категориям обучающихся созданных ими трехмерных моделей различных органов и систем, что облегчает и повышает качество усвоения учебного материала, наглядно объясняя обоснование разработанных оперативных доступов и отдельных оперативных приемов.

3. Используемые компьютерные программы дают возможность обучающимся на кафедре иметь доступ к электронным вариантам различных медицинских энциклопедий, справочников, словарей, обучающих систем. В этой связи в учебный процесс внедрена программа "Test" (версия 5.2.58), позволяющая выполнять одновременно обучающую и контролирующую функции. Она же также применяется на I этапе курсового экзамена по предмету при проведении компьютерного тестирования.

Применение новых информационных технологий создает адекватную мотивацию самостоятельной познавательной деятельности студентов на поиск дополнительной информации, открывая широкие перспективы для оптимизации учебно-педагогического процесса.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ "ГЕКАДЕМ 2.0" В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО"

А. Н. Калягин, Ю. А. Горяев, Е. В. Жукова

ГОУ ВПО "Иркутский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию "

Современная концепция реформирования высшего медицинского образования предусматривает большую самостоятельность студентов в овладении учебными дисциплинами. Актуально это и для

Ф

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.