Научная статья на тему 'Использование системы дистанционного обучения "Гекадем 2. 0" в подготовке студентов по специальности "Сестринское дело"'

Использование системы дистанционного обучения "Гекадем 2. 0" в подготовке студентов по специальности "Сестринское дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калягин А.Н., Горяев Ю.А., Жукова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование системы дистанционного обучения "Гекадем 2. 0" в подготовке студентов по специальности "Сестринское дело"»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

I 3-2007 ответов.

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

С. А. Зурнаджан, А. С. Айрапетов,

И. В. Гречухин, Г. Г. Агаханян, С. А. Зимний, О. В.

Мусатов, В. В. Фомичев

Астраханская государственная медицинская академия

Проблема информатизации сферы медицинского образования, диктуемая необходимостью формировать и оперативно перерабатывать все возрастающие объемы информации в настоящее время является актуальной. Большую роль здесь играет широкое использование в учебно-педагогическом процессе уникальных возможностей компьютерных технологий. Вместе с тем, информатизация высшего образования дает необходимый социальный и экономический эффект только при условии, что внедряемые новейшие технологии станут не инородным элементом, а будут естественным образом интегрированы в систему обучения будущих врачей, влияя на качественную характеристику учебной деятельности.

В связи с вышеизложенным, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Астраханской государственной медицинской академии на протяжении последнего 10-летия уделяется большое внимание внедрению новых информационных технологий в учебно-педагогический процесс с учетом клинической направленности изучаемой обучающимися довольно сложной и трудоемкой дисциплины, требующей постоянного развития у них пространственного представления о

взаимоотношениях различных органных и тканевых структур в рассматриваемых областях человеческого тела, особенно при изучении распространения патологических процессов, а также сложных моментов многоэтапных оперативных вмешательств.

В структуре новых информационных технологий, применяемых для обучения и контроля знаний, у студентов на кафедре имеются:

1. Активный доступ в Internet, при этом обучающиеся, особенно занимающиеся учебно-исследовательской работой и студенческой научной деятельностью, под руководством преподавателей самостоятельно учатся находить источники информации, извлекать из них нужную и требуемую для использования ее в практических целях. Наличие систем удаленного доступа обеспечивает их приобщение к новым, так называемым сетевым информационным технологиям, создающим реальную возможность получать представление о состоянии современной медицинской науки, участвовать в "живом" общении как с отечественными, так и зарубежными специалистами,

Ф

иметь доступ к различным информационным мировым банкам данных.

2. Созданная на кафедре и продолжающаяся пополняться видеотека позволяет работать с видеоматериалами, отражающими наиболее сложные этапы не только классических, но и современных миниинвазивных способов оперативных вмешательств в различных областях организма человека. Благодаря активному внедрению дисковых носителей информации появилась возможность демонстрировать различным контингентам обучающихся (студентам соответствующих факультетов, интернам, ординаторам, слушателям ФУВ) высококачественное современное цифровое видео, отражающее ход многих операций, в том числе и уникальных, воспринять которые по источникам литературы нередко бывает довольно сложно. Тесное сотрудничество, деловая взаимосвязь с кафедрой клинической и оперативной хирургии с топографической анатомией Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (СПбМАПО) способствует демонстрации всем категориям обучающихся созданных ими трехмерных моделей различных органов и систем, что облегчает и повышает качество усвоения учебного материала, наглядно объясняя обоснование разработанных оперативных доступов и отдельных оперативных приемов.

3. Используемые компьютерные программы дают возможность обучающимся на кафедре иметь доступ к электронным вариантам различных медицинских энциклопедий, справочников, словарей, обучающих систем. В этой связи в учебный процесс внедрена программа "Test" (версия 5.2.58), позволяющая выполнять одновременно обучающую и контролирующую функции. Она же также применяется на I этапе курсового экзамена по предмету при проведении компьютерного тестирования.

Применение новых информационных технологий создает адекватную мотивацию самостоятельной познавательной деятельности студентов на поиск дополнительной информации, открывая широкие перспективы для оптимизации учебно-педагогического процесса.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ "ГЕКАДЕМ 2.0" В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО"

А. Н. Калягин, Ю. А. Горяев, Е. В. Жукова

ГОУ ВПО "Иркутский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию "

Современная концепция реформирования высшего медицинского образования предусматривает большую самостоятельность студентов в овладении учебными дисциплинами. Актуально это и для

Ф

32

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

клинических дисциплин. Традиционная схема подготовки подразумевала проведение практических занятий и семинаров, на которых студенты непосредственно общались с больными, приобретали навыки обследования, постановки диагноза и осваивали теоретические знания. Важной фигурой в этой ситуации был преподаватель, который руководил студентами, определял темп их подготовки.

Однако такой подход наряду с явными преимуществами отличался и определенными недостатками. К числу недостатков относится ограниченная способность студента к активной самостоятельности и целеустремленности в усвоении учебной дисциплины. Преподаватель часто доминирует над мышлением формирующегося специалиста и тем самым тормозит его развитие. Чтобы избежать этой негативной тенденции в рамках Болонской системы, которая вводится во всех европейских странах и России, предполагается предоставить студентам большую свободу. Либерализация будет касаться изучаемых предметов, последовательности их освоения, учебной литературы, предназначенной для занятий. Преподавателю предлагается роль тьютора -наблюдателя и консультанта, помощника студента. Такой подход к подготовке специалистов возник не случайно. Рынок требует подготовки уникальных специалистов, обладающих нестандартным мышлением, способных очень гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру. В медицине это тоже важно. Несмотря на предстоящее сокращение официальной номенклатуры специальностей медицинского профиля, потребность во врачах узких направлений остается. Мировая тенденция характеризуется потребностью готовить широких специалистов, способных, благодаря гибкой системе подготовки в университете и правильному подбору учебных программ последипломной подготовки, приобретать какие-то уникальные направления деятельности. Такой высококвалифицированный и хорошо знающий свою дисциплину специалист будет востребован лечебными учреждениями или сможет организовать частную практику.

Одним из способов подготовки врача новой формации станет, например, внедрение дистанционной модели. Возможности введения такой модели обучения обозначены Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий". До получения диплома дистанционная модель будет предназначена для консультирования студентов по сложным вопросам, для организации более удобных процедур контроля. В настоящее время учебные часы по внутренним болезням тратятся на проведение текущего и итогового контроля знаний с использованием тестов. Однако с успехом можно сформировать on line тесты, которые бы основательно раскрывали все вопросы курса.

Студент в удобное время за ограниченный

ф

3-2007 |

промежуток времени мог бы их проходить. При этом можно было бы широко применять режимы тренировки и сдачи зачета. Это позволило бы высвободить учебное время для освоения прикладных разделов, уменьшило бы нагрузку педагогов.

Перспективным является создание виртуальных тренажеров, которые бы моделировали реальные клинические ситуации, особенно неотложные. Здесь студенту можно было бы предложить арсенал средств амбулатории или палаты интенсивной терапии и проверить, сумеет ли он их применить для решения задачи спасения жизни больного.

В Иркутском государственном медицинском университете активно внедряются современные образовательные технологии. В частности, широко используются компьютерные обучающие программы. Например симулятор "Аускультация сердца", разработанный Д. А. Микитенко, О. П. Пархоменко при участии А. Н. Калягина.

С 2004 года осуществляется очно-заочное обучение с использованием дистанционных технологий на факультете "Менеджмент в здравоохранении, медицинское право, медицинская биохимия" по специальности "сестринское дело". Для реализации дистанционной модели используется разработанная в Иркутском государственном медицинском университете система "ГЕКАДЕМ 2.0". В ней реализованы информационные блоки и блоки контроля обучения (тесты с выбором готовых ответов и с подстановкой, индивидуальные задания, семинары). Эффективность и удобство этой методики привлекают внимание студентов, что обеспечивает стабильно хороший набор на новый факультет.

Таким образом, внедрение элементов дистанционного обучения среди студентов медицинских университетов является не только данью времени, но и эффективным современным способом обучения, позволяющим осуществлять активное преподнесение знаний и оценивающим их усвоение.

МЕТОДЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОРОВ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПОЧЕК ПРИ МЕХАНИЧЕСКИХ ЖЕЛТУХАХ

М. Д. Катаева, О. Т. Ибекенов, С. Ш. Бутримова

Институт медицинского образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Несмотря на более чем полуторавековую историю изучения вопроса, до сих пор нет единого подхода к своевременной диагностике и лечению гепаторенального синдрома (ГРС). Патогенез поражения почек при заболеваниях печени сложен и недостаточно выяснен. Механизм повреждения почек при холестазе в значительной степени

Ф

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.