ГЛАВНАЯ ТЕМА
ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Воробьев Александр Александрович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет», президент Всероссийской ассоциации клинических анатомов Адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 1г Телефон: (8442) 37-59-63 E-mail: cos@volgmed.ru
А.А. Воробьев
Изучение клинической анатомии и освоение мануальных умений в свете новых информационных технологий (о желаемых дополнениях в учебный процесс на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии)
A.A. Vorobiev
Clinical anatomy study and manual skills mastering in the light of new information technologies (on the subject of advisable teaching process supplements at operative surgery and topographic anatomy departments)
The paper dwells on the present day state of affairs concerning the use of new information technologies in the teaching process at operative surgery and topographic anatomy departments, problems and shortcomings of the process and the ways of its further introduction. At present it is expedient to develop and introduce new information technologies in the teaching process, though the latter are not considered to be a true alternative to classical methods of studying our subject on cadavers and laboratory animals.
Key words
• Clinical anatomy
• Manual skills
• New information technologies
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»
Volgograd State medical University
В статье рассматриваются современное состояние использования новых информационных технологий в учебном процессе на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии, проблемы и недостатки в этом процессе и перспективы его дальнейшего преобразования. В настоящий момент целесообразно направлять усилия на разработку и внедрение новых технологий, однако признается, что последние пока не являются реальной альтернативой классическим методам освоения нашей дисциплины (использование трупов и экспериментальных животных).
Ключевые слова
• Клиническая анатомия
• Мануальные умения
• Новые информационные технологии
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Не обошел этот процесс и систему высшего медицинского образования.
Современное состояние проблемы
В настоящее время использование информационных технологий в учебном процессе на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии можно разделить на 2 вида — аудиторное и внеаудиторное.
Аудиторные формы
Самыми популярными и доказавшими свою дееспособность являются различные варианты компьютерного тестирования. Электронные тесты оценки уровня знаний, содержащие вопросы, на каждый из которых предлагаются несколько вариантов ответа, вошли в моду в середине 1990-х гг. и сейчас используются практически на всех кафедрах нашего профиля. Для обучения по этой схеме были созданы компьютерные классы, где студенты проходят 1-й этап 3-уровневой оценки знаний. О правомочности подобного рода нововведений не спорит уже никто, но его доля в изучении нашей дисциплины ничтожно мала из-за отсутствия анатомической наглядности и невозможности освоения мануальных умений. При подготовке к тестированию учащиеся в основном используют неэффективный метод автоматического заучивания. Именно по этим причинам мы сократили эту методику обучения до 5—7% времени, оставив за ней 1-ю часть каждого аудиторного занятия — контроль базового уровня подготовки домашнего задания (Воробьев А.А., 2006; 2009).
Основной целью нашей дисциплины является изучение клинической анатомии, которую без трупа осваивать крайне трудно. К сожалению, использование трупного материала в учебном процессе наших кафедр сократилось до минимума из-за несовершенства российского законодательства. Федеральный закон
от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» практически лишил профильные кафедры медицинских вузов (кафедры нормальной анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии) возможности использовать трупы и нативные препараты для подготовки будущих врачей. Наряду с муляжами и плас-тинированными препаратами компьютерные технологии в определенной степени помогают восполнить этот пробел. Для этого на нашей кафедре каждая учебная комната укомплектована набором, состоящим из процессора, монитора и мультимедийного проектора. На каждое занятие была разработана мультимедийная презентация (Презентационный курс к практическим занятиям..., 2009), в которую вошли наиболее наглядные анатомические препараты и рисунки из современных атласов клинической анатомии, позволившие нам ввести в учебный процесс понятие «виртуальная топографо-анатомическая среда» (Воробьев А.А., 2006). Использование данного нововведения позволило также произвести определенную унификацию учебного процесса, что приблизило уровень преподавания молодых преподавателей к уровню их более опытных коллег.
Еще одной формой использования информационных технологий в учебном процессе на наших кафедрах является разработка и внедрение новых методов освоения оперативной хирургии. Для этого нами разработаны и внедрены в учебный процесс так называемые обучающие игры для будущих хирургов (Воробьев А.А., 2009). Так, в игре «Виртуальный доступ» предусмотрено детальное знание оперируемой области, инструментария и техники операции. Виртуальный доступ осуществляется посредством выбора на компьютере последовательности действий хирурга. При этом происходит автоматизированная обработка ошибок пользователя, за которые снимаются баллы. При появлении каждой ошибки на экране возникает окно, в котором указаны анализ неправильных действий и штрафное количество баллов. Вся виртуальная операция ограничена временем, превышение которого карается сня-
тием баллов. Представление каждого шага — набор графических файлов, наложенных друг на друга таким образом, чтобы получилось комплексное анатомическое изображение определенной области тела человека на определенной стадии операции. Игра пользуется успехом не только у студентов, но и у практикующих хирургов. Этим же путем пошла и кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии Самарского государственного медицинского университета (зав. кафедрой — А.В. Колсанов), внедрив в учебный процесс ряд аналогичных инновационных разработок. К сожалению, наш положительный опыт пока используется на уровне отдельных пилотных проектов и не получил общероссийского признания.
Внеаудиторные формы
В настоящее время развивается и внедряется в учебный процесс еще одна технология — дистанционное обучение через Интернет. В различных отраслях педагогики получили распространение следующие технологии: электронные университеты; академии, школы; библиотеки; обучающие порталы; образовательные электронные ресурсы; виртуальные круглые столы; семинары, конференции, симпозиумы; лекции, практические занятия, лабораторные работы и многое другое. Из всего вышеперечисленного в учебном процессе на кафедрах нашего профиля пока используются только информационные порталы (в основном на сайтах кафедр) и электронные библиотеки (Воробьев А.А., 2006). Удачным примером подобного внедрения является используемая в учебном процессе нашей кафедры электронная библиотечная система «Консультант студента». Последняя предоставляет широкий доступ к электронным версиям учебников и учебных пособий. Контент ресурса регулярно пополняется. При этом все издания используются в системе на условиях строгого соблюдения действующего законодательства об авторском праве. «Консультант студента» содержит основные издания по нашей дисциплине и дает
возможность одновременного индивидуального доступа к ним.
Вместе с тем следует отметить, что в медицинском образовании в целом и в нашей дисциплине в частности полный перевод классических форм обучения на учебные занятия через Интернет невозможен, наиболее перспективным представляется использование смешанного обучения.
Проблемы и недостатки
Финансирование. Основная и общая для всех наших кафедр проблема лежит на поверхности — это финансирование. К отсутствию средств мы давно привыкли и стараемся находить приемлемые решения, но сложность состоит и в том, что не существует утвержденного регламента типового материально-технического оснащения кафедры, без которого какое-либо развитие просто невозможно. Каждый заведующий кафедрой должен знать, что ему положено по этому стандарту, только тогда с него может быть соответствующий спрос. Сейчас же большее внимание уделяется комплектованию регламентирующей документации, и по ее наличию зачастую судят о дееспособности кафедры.
Валидность. На компьютерном рынке сейчас можно найти огромное количество дополнительной информации по клинической анатомии и оперативной хирургии. Это 3D-модели органов, изображения распилов частей замороженного человеческого тела, КТ и МРТ-срезы. Студенты и некоторые преподаватели пользуются ими охотно по собственному усмотрению. Однако их внедрение в учебный процесс наших кафедр не происходит, поскольку существует проблема валидности: ни одна из российских профессиональных образовательных инстанций официально не одобрила и не рекомендовала эти программы для внедрения в учебный процесс. Мы считаем, что к рецензированию подобных программ нужно подходить так же, как к учебникам и учебным пособиям.
Дисбаланс кадров. Опытные преподаватели, в совершенстве знающие наш предмет и способные преподавать на трупном и экспериментальном материале, зачастую не знакомы с информационными технологиями. Молодые преподаватели, уверенно владеющие компьютерными технологиями, явно недотягивают до необходимого преподавательского уровня. Существующая же в стране программа по повышению квалификации преподавателей (и молодых, и более опытных) является формальной и ничего (кроме соответствующего удостоверения) в профессиональном плане преподавателю не дает. Поэтому преподавателю приходится заниматься самообразованием, которое при маленькой заработной плате зачастую отодвигается на второй план.
Перспективы дальнейшего внедрения
Ставшая традиционной в учебном процессе программа обучения клинической анатомии и оперативной хирургии на наглядных материалах, трупах, лабораторных животных, простейших «коробочных» тренажерах нуждается в усовершенствовании. Связано это не только с внедрением хирургических (эндовидеохирур-гия), но и с развитием симуляционных технологий: обучение происходит с помощью управляемых компьютером устройств с обратной тактильной связью или без таковой. При этом отслеживаются движения рук и инструментов, и на экране монитора в реальном времени генерируется изображение операции с реакцией виртуальных тканей на действия студента. Высокая эффективность виртуального тренинга в освоении базовых практических умений эн-довидеохирургических вмешательств доказана многочисленными исследованиями, что позволяет считать его основным средством обучения базовым эндохирургическим навыкам. При этом важно отметить, что отработка этих умений не требует постоянного присутствия преподавателя, так как методические подсказки, дидактическое руководство и контроль за
точностью выполнения поставленной задачи и степень отработки умения симулятор осуществляет в автономном режиме. Существенным недостатком подобных методик является их дороговизна, однако они существуют и используются фирмами, продвигающими свои технологии на медицинский рынок России. Вузу, даже самому обеспеченному, создать такой обучающий центр не под силу, да и не к чему, достаточно одного административного решения, обязывающего фирмы представлять безвозмездное знакомство и ознакомительный тренинг на до- и последипломном этапах обучения студентов, углубленный — же (сертификационный, платный) тренинг осуществлять по мере необходимости в кадрах подобной квалификации. Для реализации этого внедрения нужна лишь политическая воля. Мне кажется, что от подобного симбиоза центры больше выиграют, чем проиграют.
Еще одной перспективной формой внедрения высоких информационных технологий в учебный процесс на наших кафедрах считаю использование на практических занятиях визуальных методов диагностики, основанных на точных знаниях клинической анатомии — КТ, МРТ, УЗИ. Мы назвали эту методику «электронным препарированием». Польза несомненна, так как студенты наряду со знаниями по строению человеческого тела, получат навыки расшифровки результатов современных методов исследования. Эти методы широко используются в научных исследованиях по клинической анатомии и все шире внедряются в учебный процесс на многих кафедрах нашего профиля (Оренбург, Волгоград, Санкт-Петербург, Воронеж). Однако системного использования подобных нововведений пока нет. Разработка электронных руководств подобного рода должна являться нашей приоритетной задачей на ближайшее время.
Предложения
• Разработать и утвердить обязательный регламент (стандарт) типового материально-технического оснащения кафедры опера-
тивной хирургии и топографической анатомии.
• Проанализировать и составить перечень доступных компьютерных программ и пособий, наиболее полно соответствующий программе нашей дисциплины и представить их в УМО для рекомендации их использования на кафедрах нашего профиля.
• Изменить методологию подготовки и повышения квалификации преподавателей с введением обязательного сертифицирования и учетом современных реалий и новых информационных технологий.
Заключение
Современные реалии ставят перед кафедрами оперативной хирургии и топографической анатомии целый ряд новых задач по разработ-
ке, разумному взаимствованию и внедрению в учебный процесс новых информационных технологий, однако следует заметить, что на настоящий момент они пока не составляют альтернативу классическим методам освоения нашей дисциплины на трупе и экспериментальном животном. Поэтому следует считать их важным, перспективным, но всего лишь дополнительным методом обучения.
Надеюсь, что в ближайшее время повышение уровня материального благосостояния нашей страны позволит более широко использовать современные высокоэффективные методы изучения клинической анатомии и освоения мануальных умений с использованием новых информационных технологий.
Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.