Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение освоения хирургических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии'

Организационно-методическое обеспечение освоения хирургических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИРУРГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КАФЕДРА ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ / SURGICAL SKILLS / DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каган Илья Иосифович, Чемезов С.В.

В статье в связи с развитием симуляционных центров представлен опыт и материалы кафедры по организационному и учебно-методическому обеспечению освоения студентами хирургических умений. Приведены рекомендации по организации этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-methodological support of surgical skills’ acquisition on the department of operative surgery and topographical anatomy

In connection with the development of simulation centers the article describes the experience and materials of the department of organizational and methodological support of surgical skills’ acquisition. The recommendations for organizing the work process are provided.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение освоения хирургических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии»

ГЛАВНАЯ ТЕМА

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Каган Илья Иосифович — доктор

медицинских наук, профессор кафедры

оперативной хирургии и клинической

анатомии им. С.С. Михайлова

ГОУ ВПО «Оренбургская государственная

медицинская академия»

Адрес: 460000, г. Оренбург,

ул. М. Горького, д. 45

Телефон: (3532) 77-93-86

E-mail: kaganil@mail.ru

И.И. Каган, С.В. Чемезов

Организационно-методическое обеспечение освоения хирургических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии

I.I. Kagan, S.V. Chemezov Organizational-methodological support of surgical skills' acquisition on the department of operative surgery and topographical anatomy In connection with the development of simulation centers the article describes the experience and materials of the department of organizational and methodological support of surgical skills' acquisition. The recommendations for organizing the work process are provided.

Key words

• Surgical skills

• Department of operative surgery

ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С. Михайлова Orenburg State Medical Academy

В статье в связи с развитием симуляционных центров представлен опыт и материалы кафедры по организационному и учебно-методическому обеспечению освоения студентами хирургических умений. Приведены рекомендации по организации этой работы.

Ключевые слова

• Хирургические умения

• Кафедра оперативной хирургии

Начало XXI в. отмечено весьма позитивным процессом в совершенствовании высшего медицинского образования России — усилении практической подготовки будущих врачей на основе использования в учебном процессе комплексов симуляционных тренажерных устройств. Организаци-

онной формой освоения мануальных врачебных умений становятся вузовские симуляционные (лучше тренажерные) центры, в которых концентрируются такие устройства (тренажеры).

Организация этих центров освоения практических мануальных умений порождает целый ряд организационных и

методических вопросов, среди которых одним из важнейших является взаимодействие такого центра с кафедрами, одной из основных учебных задач которых является практическая подготовка студентов по своему профилю. Этопрежде всего кафедры общей хирургии, пропедевтики внутренних болезней, оперативной хирургии и топографической анатомии, анестезиологии и реаниматологии, акушерства и гинекологии и ряд других.

Малопродуктивна крайняя точка зрения о концентрации всей мануальной подготовки только в таких центрах и только с использованием симуляционных устройств. Она не находит поддержки в большинстве высших медицинских учебных заведений как в нашей стране, так и за рубежом (Большаков, 2011).

Более обоснована такая форма, когда в структуру тренажерных центров включаются и заинтересованные кафедры в части, касающейся практической подготовки студентов, так, как это, например, делается в Курском медицинском университете (Хисамов, 2011). При таком подходе освоение хирургических умений должно быть сконцентрировано на базе кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии. Эти кафедры располагают многолетними традициями и богатейшим опытом практической хирургической подготовки студентов — от текущей работы на практических занятиях до использования виртуальных технологий, организации хирургических олимпиад вплоть до республиканских, проводимых кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Первого Московского го-сударственногомедицинскогоуниверситета им. И.М. Сеченова [3, 4, 6, 9, 10,12].

Освоение студентами мануальных хирургических умений на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии проводится с использованием трупного материала, экспериментальных животных, информационных технологий, тренажерных устройств (электрифицированных стендов хирургического инструментария, эндо-хирургических тренажеров и др.). Затруднения, испытываемые кафедрами с получением трупного материала и экспериментальных животных, не могут быть причиной и оправданием исключения этих методов освоения хирургических умений. Это решаемые вопросы.

Вместе с тем кафедры, конечно, нуждаются в оснащении комплексом хирургических симуляционных тренажеров. В практической подготовке студентов должен использоваться весь диапазон возможностей.

Важной составной частью обеспечения работы по освоению студентами практических навыков является наличие у кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии изданных практикумов по хирургическим навыкам как общефедерального, так и локального использования (Большаков, 2011; Каган, 2000; Алипов, 2011).

Именно с развитием и совершенствованием практической хирургической подготовки на до- и последипломном этапе связаны перспективы дальнейшего развития кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии (Дыдыкин, 2010; Каган, 2006).

Интенсивное формирование тренажерных центров по освоению практических мануальных умений и дальнейшее развитие на этой основе всей работы по практической подготовке

будущих врачей делает актуальным представление конкретных материалов по организации и методическому обеспечению каждого из направлений практической подготовки.

Такие конкретные материалы по освоению хирургических умений представляются в настоящей статье так, как они сформировались на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С. Михайлова Оренбургской государственной медицинской академии.

Прежде всего все этапы и виды этой части учебного процесса должны быть объединены в целостную систему практической подготовки студентов. Структура такой системы включает в себя:

1. Определение содержания практической подготовки студентов на разных факультетах.

2. Создание организационных форм и материальное обеспечение.

3. Учебно-методическое обеспечение.

4. Определение форм, организация учета и контроля практической подготовки.

5. Межкафедральная координация в практической подготовке студентов.

На кафедре применяются следующие организационно-методические формы практической подготовки студентов:

1) выполнение типовых операций и оперативных приемов в ходе практических занятий на трупах и отдельных органах;

2) выполнение типовых операций на животных на специальных практических занятиях в экспериментальном отделении кафедры с соблюдением всех требований оперирования и обращения с подопытными животными;

3) проведение практикума по общей хирургической технике в учебное время;

4) самостоятельная работа студентов по освоению общехирургических умений во внеучебное время;

5) решение анатомо-хирургических задач и анатомическое обоснование операций на практических занятиях и лекциях;

6) анализ магнитно-резонансных, компьютерных томограмм и рентгенограмм на практических занятиях;

7) использование компьютерных иллюстраций и презентаций;

8) разбор принципов и хода операций с использованием наглядных пособий на практических занятиях и лекциях;

9) демонстрация учебных кино- и видеофильмов на лекциях и практических занятиях;

10) работа группы по освоению техники оперативных вмешательств научного студенческого кружка;

11) элективный курс по неотложным хирургическим манипуляциям для студентов VI курса лечебного факультета.

Кафедрой разработаны и внедрены уровни освоения практических хирургических умений и навыков, преподаваемых на протяжении всего курса:

A) уровень «Умения»: видел и многократно делал;

Б) уровень «Знакомства»: видел и пробовал выполнить;

B) уровень «Знания»: видел и теоретически изучал.

Введение таких уровней позволяет четко выделять группу хирургических умений, которыми студент должен овладеть (а кафедра должна обеспечить их освоение), и хирургические умения, с которыми студенты на этом этапе обучения должны быть знакомы или иметь о них представление.

Общая характеристика уровней усвоения практических умений представлена на схеме 1.

Для уровня «Умения» составлен перечень обязательных компонентов для студентов разных специальностей, представленный в табл. 1.

Для уровней «Знакомства» и «Знания» также составлены соответствующие перечни (табл. 2).

Для каждого уровня составлены алгоритмы взаимосвязанных последовательных этапов и методов, выполнение которых обеспечивает освоение хирургических умений на соответствующем уровне (табл. 3).

Освоение практических умений, как и изучение теоретической части учебной дисциплины, должно сопровождаться контролем процесса и результата этой работы.

Формы контроля практической подготовки студентов указаны на схеме 2.

Учет современных принципов практической подготовки студентов в медицинском вузе, работа по созданию вузовских тренажерных центров и конкретный опыт кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии по организационному и методическому обеспечению освоения хирургических

Схема 1.

Уровень усвоения Виды практических умений Методы освоения

Таблица 1. Перечень обязательных компонентов уровня «Умения» для студентов разных специальностей

Перечень навыков Л/ф П/ф МП/ф С/ф

1. Владение общехирургическими инструментами + + + +

2. Рассечение кожи + + + +

3. Рассечение фасции и апоневроза + + + +

4. Рассечение и соединение мышцы + + + +

5. Рассечение париетальной брюшины + + - -

6. Наложение узлового шва + + + -

7. Наложение П-образного шва + + + -

8. Наложение непрерывного обвивного шва + + + -

9. Наложение кисетного шва + + + -

10. Сшивание париетальной брюшины + + - -

11. Сшивание мышцы + + + +

12. Сшивание апоневроза + + + +

13. Завязывание узлов: простого, морского, хирургического + + + +

14. Лигирование кровеносного сосуда в ране + + + +

15. Сшивание кожи + + + +

16. Перевязка сосуда на протяжении + - - +

17. Венесекция + + + +

18. Катетеризация магистрального сосуда + + + +

19. Разрезы при подкожном панариции + - - -

20. Пункция плечевого сустава + - - -

21. Пункция локтевого сустава + - - -

22. Пункция тазобедренного сустава + - - -

23. Пункция коленного сустава + + + -

24. Трахеостомия + + + +

25. Ушивание раны тонкой кишки + - - -

26. Коникотомия - - - +

П р и м е ч а н и е: л/ф - лечебный факультет, п/ф - педиатрический факультет, мп/ф - медико-профилактический факультет, с/ф - стоматологический факультет.

умений позволяют прийти к следующему заключению:

1. При создании вузовских тренажерных центров кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии должны быть их составной частью и базой освоения хирургических умений.

2. При организации этой работы следует использовать накопленный кафедрами организационный и методический опыт.

3. Освоение студентами хирургических умений должно происходить с комплексным использованием трупного материала. экспериментальных животных, информационных технологий, симуляци-онных и других тренажерных устройств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Актуальной задачей материального обеспечения деятельности по освоению хирургических умений является обеспечение тренажерами кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии.

Таблица 2. Перечень обязательных компонентов уровней «Знакомства» и «Знания»

Уровень «Знакомства» Уровень «Знания»

1. Вагосимпатическая блокада 2. Блокада седалищного нерва 3. Разрезы при гнойном тендовагините 4. Ушивание раны желудка 5. Ушивание раны кишки 6. Наложение межкишечного анастомоза 1. Пункция плечевого сустава 2. Пункция тазобедренного сустава 3. Пункция полости плевры 4. Пункция полости перикарда 5. Паранефральная блокада 6. Сосудистый шов 7. Шов нерва 8. Шов сухожилия 9. Трепанация кости 10. Костно-пластическая трепанация черепа 11. Поднадкостничная резекция ребра 12. Артротомия коленного сустава 13. Торакотомия 14. Лапаротомия 15. Двухлоскутная ампутация голени 16. Трехмоментная конусо-круговая ампутация бедра по Пирогову 17. Ампутация предплечья с манжеткой 18. Экзартикуляция фаланг пальцев 19. Операции при проникающих ранениях грудной клетки 20. Операция при ранении сердца 21. Грыжесечение при паховой грыже 22. Гастростомия 23. Энтеростомия 24. Резекция тонкой кишки 25. Холецистэктомия 26. Аппендэктомия 27. Высокое сечение мочевого пузыря

Таблица 3. Алгоритмы взаимосвязанных последовательных этапов и методов для освоения хирургических умений

Уровень «Умения» Уровень «Знакомства» Уровень «Знания»

1. Объяснение применения и выполнения; 2. Демонстрация преподавателем техники выполнения; 3. Многократное выполнение навыка каждым студентом на практическом занятии; 4. Самостоятельное освоение во внеучебное время; 5. Контроль преподавателем степени освоения каждым студентом; 6. Обеспечение соревновательности в освоении на предметных олимпиадах; 7. Итоговый контроль освоения на практической части экзамена. 1. Разбор принципов применения и техники выполнения; 2. Наблюдение в ходе выполнения операции на практическом занятии или просмотре учебного кино-, видеофильма; 3. Одноразовое выполнение всеми или частью студентов группы; 4. Самостоятельное изучение во внеучебное время; 5. Текущий контроль при учебном опросе на практическом занятии; 6. Выборочный итоговый контроль на курсовом экзамене. 1. Объяснение принципов и хода выполнения с помощью наглядных пособий на лекции или практическом занятии; 2. Устный разбор на практическом занятии; 3. Наблюдение в учебном кино-или видеофильме на лекции или на занятии; 4. Самостоятельное изучение во внеучебное время; 5. Выборочный контроль на курсовом экзамене.

Схема 2.

1. Текущий контроль

1. Индивидуальный контроль хода освоения практических умений. 2. Устный опрос на практических занятиях.

2. Этапный контроль

1. Проверка знания хирургических инструментов на электрофицированном стенде. 2. Компьютерный тестовый контроль по итогам циклов. 3. Групповой конкурс по практическим умениям.

3. Итоговый контроль

1. Курсовая предметная олимпиада. 2. Курсовой экзамен: а) практическая часть; б) тестовая письменная часть; в) билетная устная часть.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru

ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ОТРАБОТКИ БАЗОВЫХ ХИРУРГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

fNw/)

Ж

Комплексные тренажеры, включающие симуляторы для обучения вязанию узлов, наложению швов, гемостазу, сшиванию тканей, зашиванию брюшной полости, введению дренажей, иссечению кожных поражений, местной анестезии, цитологическим методам и биопсии, манипулированию тонкими тканями, лечению ран. Тренажеры содержат сменные элементы. Коды: 50052, 50053

ЗАКАЗ МОДЕЛЕЙ И КОНСУЛЬТАЦИИ Тел.: (495) 921-39-07, (916) 876-98-03, факс: (499) 246-39-47 e-mail: info@geotar-med.ru (Москва, РФ)

МАГАЗИН В МОСКВЕ

м. Фрунзенская, Комсомольский пр-т, д. 28 (здание МДМ, вход со стороны Детского парка) Тел.: (495) 622-96-21

МАГАЗИН В АСТАНЕ (Республика Казахстан) Тел.: (7172) 39-82-82, (7172) 39-82-62, моб. +7 (702) 361-85-85 e-mail: geotarmedia_kz@mail.ru

Полный каталог наглядных учебных пособий и интернет-магазин www.geotar-med.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.