Научная статья на тему 'От информации к знаниям: роль научной библиотеки ВолГМУ в информационном обслуживании студентов и преподавателей'

От информации к знаниям: роль научной библиотеки ВолГМУ в информационном обслуживании студентов и преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От информации к знаниям: роль научной библиотеки ВолГМУ в информационном обслуживании студентов и преподавателей»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

2-2006

вых коллективов до высших управленческих звеньев. Сложившаяся к настоящему времени ситуация во многом обусловлена отсутствием единого здравоохранительного информационного пространства (ЕЗИП) как условия многофакторного видения различных социальных, медицинских, биологических и других проблем каждого ребенка.

Наш опыт свидетельствует, что без практического решения этого вопроса невозможно обеспечение лич-ностно-ориентированного управления здоровьем каждого ребенка. Быстрейшее решение проблем создания ЕЗИП экономически и политически выгодно для государства. Оно необходимо нашему обществу не только в настоящем, но и для будущего его развития.

Каждый ребенок должен иметь индивидуальную информационную базу - компьютерный вариант паспорта здоровья. Этот документ должен храниться в ЕЗИП и на съемном диске (в семье ребенка). Он должен содержать жизненно значимую, многопараметрическую информацию о медицинском и социальном здоровье, развитии, функциональных особенностях, психофизиологических и соматических характеристиках ребенка - от его зачатия и рождения и на протяжении многих последующих лет.

Объединение индивидуальных информационных баз на основе компьютерных технологий обеспечит создание ЕЗИП. На его основе в будущем станет возможным грамотное и бережное для каждого ребенка и экономически выгодное для государства решение множества вопросов оптимизации здравоохранительных, образовательных и социальных программ и перспективных планов их решения.

На протяжении ряда лет над проблемой создания ЕЗИП работает коллектив сотрудников Волгоградского государственного медицинского университета, Волгоградского государственного технического университета и Волгоградской государственной академии физической культуры. В итоге создан его проект и компьютерная программа организации паспорта здоровья ребенка, проведено множество экспериментальных исследований в плане изучения вариантов различных методов организации первичных алгоритмов компьютерных баз данных, а также проверки эффективности работы паспорта здоровья в различных здравоохранительных и образовательных учреждениях.

Создание ЕЗИП предусматривает необходимость создания рабочих информационных баз в двух-временном векторе времени:

1. По вертикали с накоплением информации в последовательности возрастных периодов развития ребенка.

2. По горизонтали с накоплением многофакторной информации в пределах каждого возрастного периода жизни ребенка. Причем оба информационных потока являются составными компонентами ЕЗИП.

Не вызывает сомнения, что в создании ЕЗИП должны участвовать все заинтересованные ведовства и организации. Они же должны быть и коллективными пользователями информационных баз ЕЗИП. Ак-

туальной на сегодняшний день является необходимость быстрейшего определения и межведомственного согласования методов и форм подготовки аналитической и прогностической документации, адекватной для целей и задач работы различных пользователей ЕЗИП. Не менее значимой является проблема унификации сбора первичной информации о социальном, медицинском и образовательном здоровье каждого ребенка: повышения качества, достоверности и ее объективности; обеспечении ввода этой информации в систему ЕЗИП. Проблем на пути создания ЕЗИП много. Они требуют не только участия в их разрешении хорошо подготовленных специалистов, но и финансирования. Часть необходимых средств можно получить за счет значительного сокращения управленческих штатов соответствующих министерств и их низовых организаций, которые в условиях функционирования ЕЗИП окажутся невостребованными.

Необходимость организации ЕЗИП определяется объективными законами развития нашего общества. Чем быстрее будет выполнена эта работа, тем меньше будет потерь!

ОТ ИНФОРМАЦИИ К ЗНАНИЯМ: РОЛЬ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ВОЛГМУ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Т.А. Засыпкина

Волгоградский государственный медицинский университет

Мировые тенденции создания информационного общества ставят перед библиотеками задачу превращения их в высокотехнологические информационные центры с объединенными электронными ресурсами, доступными для читателей.

В целях перехода библиотеки на новый уровень, соответствующий целям и задачам создания информационного общества, мы приступаем к совместной корпоративной работе крупнейших медицинских библиотек России по созданию базы данных (БД) "Российская медицина. Статьи". Это позволит со временем создавать и совершать обмен полнотекстовыми (гипертекстовыми и гипермедийными) информационными массивами с центральной научно-методической библиотекой (ЦНМБ) и другими библиотеками.

В своей работе мы активно используем БД ЦНМБ "Документальные Информационные Технологии. Российская медицина", которая содержит библиографические описания книг, статей из журналов и сборников, диссертаций, авторефератов диссертаций, депонированных научных работ с 1988 по 2002 г.

Программное обеспечение библиотеки базируется на автоматизированной информационной библиотечной системе "MARC-SQL 1.6", что позволяет создавать и накапливать электронные массивы собственной библиографической информации.

Электронный каталог (ЭК) библиотеки насчиты-

ф| 67 [ф

2-2006

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

вает почти 13500 описаний книг, диссертаций, авторефератов диссертаций, статей из научных журналов и сборников.

Деятельность НБ в помощь учебной и научной работе основано на использовании ЭК, инновационных библиотечно-информационных технологий.

В помощь учебному процессу мы готовим тематические списки литературы на русском и иностранных языках по тематике УИРС и НИРС, курсовых и дипломных работ, таких как: "Информационная безопасность в здравоохранении, "Доклинические исследования кардиотонических средств" и др.

В автоматизированном режиме составлены рекомендательные и научно-вспомогательные указатели: "Лекция - вчера, сегодня, завтра", "Болонский образовательный процесс", "Интеграция преподавания дисциплин в медицинском вузе" и др. Они используются при подготовке к докладам, выступлениям преподавателей вуза на ЦМК, научно-методических конференциях, а также при оформлении выставок мероприятиям.

При подготовке учебно-методических материалов и разработок, текстов лекций для отечественных и зарубежных учащихся оказываем помощь в составлении списков литературы, тематическом подборе книг, статей и текстов на русском и английском языках.

Информационный потенциал библиотеки значительно увеличился с использованием электронных библиографических баз данных: реферативных журналов ВИНИТИ, ИНИОН, энциклопедий и справочных изданий, справочной системы "Консультант-Плюс", ЭК крупнейших библиотек страны: ГПНТБ, РГБ, НИИФК, научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, а также зарубежных БД "EBSCO", "Medline", "High Wire" и др.

Это позволяет обеспечить клинических ординаторов, соискателей, молодых ученых и врачей города как реферативной, так и полнотекстовой информацией на родном и иностранных языках по темам их научных исследований, разработок, монографий.

Новым инструментом информационного обслуживания стал Интернет-класс при библиотеке. Ежегодно число посещений составляет 30 тыс.

Планируется открыть еще один Интернет-класс для студентов и преподавателей в Учебном отделе библиотеки.

В условиях распространения электронных носителей информации возросла роль библиотекарей в обучении пользователей методам информационной работы.

Так, для студентов старших курсов всех факультетов проводятся занятия по основам информационной культуры. Библиографы раскрывают наиболее важные информационные ресурсы Интернет для студентов каждого факультета.

Например, для стоматологов лекция завершается практическими занятиями с такими сайтами, как: "Mednet", "Medscape", "Medpravo.ru", "E-stomatology" и др. Студентам предлагается возможность самостоятельной бесплатной подписки на газеты: "Стоматоло-

гия сегодня", "Дантист" и др.

Проводятся занятия для клинических ординаторов, аспирантов и соискателей на тему "Библиография и Интернет-ресурсы для врача".

С помощью НИТ (новых информационных технологий) мы ежегодно создаем собственные информационные БД: "Труды ученых ВолГМУ, опубликованные в печати", "Аннотированный указатель диссертаций, защищенных в ВолГМУ", "Издания ВолГМУ".

Таким образом, интеграция библиотечно-информационной деятельности и высшего образования, в основе которой лежат новые информационные технологии, способствует повышению качества подготовки молодых специалистов-медиков и кадров высшей квалификации.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

С.А. Зурнаджан, И.В. Гречухин, О.В. Мусатов, В.В. Фомичев, Г.Г. Агаханян, С.А. Зимний

Астраханская государственная медицинская академия

Правильное и адекватное методическое обеспечение преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии требует применения современных дидактических приемов с обязательным внедрением новых информационных технологий, без которых не могут просто-напросто совершенствоваться учебно-педагогический процесс и его методика проведения.

В организованном на кафедре компьютерном классе постоянно используются источники информации определенного учебного материала на электронных носителях: "Современная абдоминальная эндоскопическая хирургия в серии электронных изданий" (Изд-во ООО "Кордис & медиа", 1999), "Атлас анатомии для хирургов в 3-Б векторной графике" (С.А. Симбирцев, А.А. Лойт, Е.М. Трунин, А.А. Паншин, А.К. Лебедев, С.В. Смирнов. - Санкт-Петербург, Изд-во "Теза-Диск", 2003), а также электронные версии специальной литературы по преподаваемому предмету.

Наряду с этим, создана обширная видеотека, содержащая учебные фильмы по всем разделам оперативной хирургии, в том числе микрохирургической технике, общим принципам организации, оснащения и выполнения миниинвазивных оперативных вмешательств, показ которых включен в содержание организационной структуры занятий согласно хронокарте.

Осуществляемая проверка исходного, текущего и конечного уровней знаний по теме каждого очередного занятия с применением тестирующих компьютерных программ помогает преподавателю определять степень ее усвоения обучающимися и акцентировать их внимание на узловые, наиболее важные вопросы его содержания. Компьютерное тестирование являет-

ф| 68 |ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.