Научная статья на тему 'Опыт проведения исследований общественного мнения в США: диалог петербургских и американских социологов'

Опыт проведения исследований общественного мнения в США: диалог петербургских и американских социологов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1236
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЛЛСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Могилевский Олег Романович

Описывая в статье опыт диалога российских и иностранных специалистов в области изучения общественного мнения, автор показывает необходимость глобального обсуждения существующих проблем и перспектив изучения общественного мнения. В качестве доказательства он обращается к мнению ведущих экспертов в данной области социологов, имеющих значительный опыт проведения опросов общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Describing the experience of the dialogue between Russian and foreign specialists in public opinion research, the author shows the necessity for a global discussion on the existing problems and prospects of public opinion research. To prove this, the author presents opinions of the major experts in this sphere sociologists who have significant experience in conducting public opinion surveys.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения исследований общественного мнения в США: диалог петербургских и американских социологов»

О. Р. Могилевский

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В США: ДИАЛОГ ПЕТЕРБУРГСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СОЦИОЛОГОВ

Работа представлена кафедрой прикладной и отраслевой социологии Санкт-Петербургского

государственного университета.

Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Д. П. Гавра

Описывая в статье опыт диалога российских и иностранных специалистов в области изучения общественного мнения, автор показывает необходимость глобального обсуждения существующих проблем и перспектив изучения общественного мнения. В качестве доказательства он обращается к мнению ведущих экспертов в данной области - социологов, имеющих значительный опыт проведения опросов общественного мнения.

Ключевые слова: опросы общественного мнения, методология, современные технологии, исследовательские организации, поллстеры.

O. Mogilevsky

EXPERIENCE OF PUBLIC OPINION SURVEYS IN THE UNITED STATES: DIALOGUE BETWEEN ST. PETERSBURG AND AMERICAN SOCIOLOGISTS

Describing the experience of the dialogue between Russian and foreign specialists in public opinion research, the author shows the necessity for a global discussion on the existing problems and prospects of public opinion research. To prove this, the author presents opinions of the major experts in this sphere - sociologists who have significant experience in conducting public opinion surveys.

Key words: public opinion polls, methodology, modern technologies, re-search organisations, pollsters.

В последние годы в России наблюдается значительный рост интереса к опросам общественного мнения. Их результаты часто цитируются в средствах массовой информации, на них ссылаются руководители страны и формируются стратегии политических кампаний. Тем не менее многие отечественные эксперты, занимающиеся опросами общественного мнения, отмечают нехватку серьезных теоретических работ и дискуссий, а также отсутствие глобального диалога на темы методологических и методических проблем в проведении таких опросов. В связи с этим крайне интересным являются любые случаи международного диалога между российскими и иностранными исследователями общественного мнения. В качестве такого примера уместно привести научную командировку, совершенную в сентябре 2008 г. группой петербургских социологов - представителей компании «Агентство социальной информации Санкт-Петербург»,

в число которых входил автор настоящей статьи, - в Соединенные Штаты Америки. Российские исследователи провели встречи с представителями крупнейших компаний, имеющих многолетний опыт проведения исследований общественного мнения.

Большая помощь в организации программы визита, озаглавленной «Электоральные исследования общественного мнения в США», была оказана Генеральным консульством США в Санкт-Петербурге и Госдепартаментом США. Петербургские специалисты побывали в стране - лидере по продолжительности проведения опросов общественного мнения, количеству, а, главное, также по числу методологических разработок и практик в этой области. Кроме того, немаловажен тот факт, что этот визит состоялся в очень важный момент функционирования всей индустрии опросов общественного мнения - период подготовки к очередным президентским выборам в США.

Представители данного направления отечественной индустрии встречались с профессиональными исследователями («поллстерами»), многие из которых являются активными членами Американской ассоциации по изучению общественного мнения (AAPOR - American Association for Public Opinion Research) - ведущей профессиональной организации в области исследований общественного мнения в США. В состав AAPOR входят представители академических кругов, средств массовой информации, государственных структур, некоммерческих организаций и частного сектора.

Особо стоит выделить встречи сотрудников «Агентства социальной информации Санкт-Петербург» с доктором Фрэнком Ньюпортом, главным редактором Gallup Poll - наиболее известного продукта знаменитой компании Gallup, - и Яном Брауном, ведущим специалистом другого проекта этой компании - World Poll, Хемфри Тейлором - председателем The Harris Poll, - имеющего многолетнюю историю продуктов компании Harris Interactive, Сэмом Роджерсом - аналитиком компании Zogby International - еще одной авторитетной компании США по проведению электоральных исследований.

В ходе этих встреч обсуждался большой круг вопросов, включавший в себя:

• деятельность и участие профессиональных исследовательских компаний в электоральных исследованиях предвыборной кампании;

• методологические проблемы при проведении электоральных исследований;

• новые вызовы в исследованиях общественного мнения с учетом развития современных технологий;

• особенности финансирования электоральных исследовательских проектов;

• взаимодействие исследовательских организаций со средствами массовой информации;

• другие проекты этих организаций, не связанные непосредственно с политическими и электоральными исследованиями.

Во время встречи в штаб-квартире Gallup Organization с доктором Фрэнком Ньюпортом обсуждалось большое количество вопросов,

касаемых как предвыборной президентской гонки-2008, так и деятельности Gallup Poll. Ф. Ньюпорт отметил беспрецедентно высокий уровень внимания к опросам общественного мнения: «Мы сейчас проводим столько опросов, сколько не проводили еще никогда. Почти за 2 месяца до президентских выборов Gallup Poll начал ежедневно публиковать на своем собственном сайте gallup.com новые результаты опросов. Это вообще большое достижение последнего времени, так как вместе с результатами опросов мы имеем возможность размещать не только свои данные с научной точностью и описанием методики, но и собственный их анализ. Посещаемость сайта сейчас - 1 000 000 уникальных пользователей».

Среди факторов, влияющих на президентские выборы-2008, доктор Ньюпорт выделяет прежде всего гендерный фактор с учетом женщины, претендующий на пост вице-президента, религиозную принадлежность избирателей, которая, по его мнению, традиционно сильно влияет на их выбор, а также расовая принадлежность кандидатов.

Что касается проведения столь популярных в России «экзит-поллов» (опросов на выходе из избирательных участков в день выборов), то главный редактор Gallup Poll отметил, что Gallup не занимается такого рода опросами, объяснив этой излишней сложностью и большими затратами для их проведения. В США, по утверждению Ньюпорта, «экзит-поллом» занимается только одна компания - Edison Media Research and Mitofsky International - по заказу консорциума ведущих американских телеканалов - ABC, CBS, CNN, FOX, NBC и информационного агентства The Associated Press. По его словам, Gallup проводит электоральные исследования вплоть до ночи перед выборами, чего достаточно для прогноза итогов выборов.

Отдельно в разговоре была затронута такая методологическая проблема, как все возрастающее число владельцев мобильных телефонов в США, что влияет на представленность отдельных социальных групп в исследованиях. Ньюпорт, в 2008 г. председательствовавший на конференции AAPOR - крупнейшей площадке для обсуждения профессиональных вопросов

в области изучения особенностей исследований общественного мнения, отметил, что на данный момент уже около 15% домохозяйств в США не имеют стационарной телефонной линии, пользуясь лишь мобильными телефонами. Вопрос о том, как получать информацию об этих группах, сейчас предмет активных дискуссий в профессиональной среде.

Сэм Роджерс, сотрудник Zogby International, по-своему сформулировал реалии рынка электоральных исследований США. По его словам, на нем есть как минимум четыре вида компаний, занимающихся такого рода деятельно стью:

1. Компании, работающие непосредственно на ту или другую партию, кандидата, по сути, одновременно занятые и в процессе политического консультирования.

В качестве примеров С. Роджерс привел Rasmussen Report, Бюро Марка Мелмана и многих других независимых исследователей.

2. Независимые частные, коммерческие организации, проводящие свои собственные инициативные электоральные исследования, среди которых выделяются Gallup и Zogby International.

3. Некоммерческие организации, университеты, фонды либо исследовательские центры, также проводящие собственные инициативные исследования (Pew Research Center, Quinnipiac University Polling Institute и т. д.).

4. Различные средства массовой информации (ТВ, печатные, электронные), проводящие собственные электоральные исследования при посредничестве небольших частных компаний. Это почти все крупнейшие телеканалы - CBS, CNN, NBC, C-SPAN, ведущие газеты - The New York Times, The Washington Post, электронные СМИ - realcleanpolitics.com, pollster.com и многие другие представители медийной индустрии.

Это позволяет понять, сколь значительно многообразие целей исследований, методов их проведения, равно как и источников их финансирования в настоящее время в исследовательских организациях США. Безусловно, нельзя не упомянуть и то, что это неизбежно влияет на доступ и интерес общества, специалистов, средств массовой информации к получаемым

результатам. Примером возможно наибольшей открытости в равной степени к любой из перечисленных групп может служить Pew Research Center - независимый некоммерческий аналитический центр, предоставляющий информацию по проблемам, отношениям и переменам, происходящим как внутри американского общества, так и всего мира в целом.

Это некоммерческая организация, чье финансирование полностью происходит за счет попечителей и различных грантов, использует собственный официальный сайт для подробного изложения всех аспектов своей деятельности, включая все, в том числе методические, аспекты проведения собственных исследований и подробные отчеты по их результатам.

Структура центра включает в себя семь различных проектов - от исследований в области Интернета до работы по оценке качества материалов о социологических исследованиях в средствах массовой информации, включая деятельность по его повышению. Эрин Карриер-Кретчмер, с которой встречались петербуржцы, подробно рассказала как о деятельности центра, так и о том направлении его деятельности, в котором она непосредственно задействована. Проект, называемый «Pew Global Attitudes» - серия международных исследований общественного мнения, включающая в себя значительное многообразие тем: от частной жизни людей до их отношения к наиболее важным проблемам мирового сообщества. Исследования проводятся в 54 странах мира, а количество респондентов превышает 175 000.

Крайне интересной с точки зрения погружения в историю и в настоящее индустрии опросов общественного мнения стала встреча с Хемфри Тейлором - председателем The Harris Poll - специалистом, приглашенным в компанию Harris из Великобритании еще ее основателем Лу Харрисом. Сам Хемфри Тейлор, занимающийся опросами общественного мнения более 40 лет, начал разговор с цитаты Джеймса Каллагена, премьер-министра Великобритании в 1970-х гг., которого однажды спросили, не стоит ли запретить опросы, ведь они могут оказывать сильное влияние на избирателей. Его ответ звучал так: «Если ыы

не можете доверять опросам общественного мнения, то не можете доверять и самим голосам избирателей».

Господин Тейлор считает безосновательными разговоры о надежности методики проведения опросов общественного мнения: «С 1948 г. в электоральных опросах общественного мнения в прогнозах победителей выборов президента США не было зафиксировано ошибки более 2%. Уже это дает мне основания утверждать, что результаты опросов достаточно надежны».

Очень значительное место в диалоге заняло обсуждение проектов интерактивных опросов общественного мнения, проводимых Harris Interactive. Тейлор уверенно утверждает: «Наша компания - мировой лидер в этой сфере. В 1990-х гг. мы инвестировали значительную часть средств в развитие этой области своей деятельности. Когда я пригласил в компанию молодого специалиста Джона Бремера (глава наших интерактивных проектов), то сказал ему, что он самый главный человек в компании, и если он сможет создать уникальную систему взвешивания данных для он-лайн исследований, то мы станем лучшими в этой области. Никто до него не знал, как это сделал. Но Джон знал, сделал это, и мы добились огромного успеха благодаря ему. Опросы общественного мнения путем их проведения через Интернет имеют множество отличий от традиционных телефонных опросов общественного мнения, но я хотел бы отметить одну очень важную на сегодняшний день: в то время как „поллстеры”, занимающиеся личными, телефонными интервью, столкнулись с проблемой увеличения количества респондентов, использующих в своей жизни исключительно мобильные телефоны и ставших куда менее доступными, мы, проводя он-лайн исследования, с этой проблемой не сталкиваемся по определению».

Отдельная роль в программе была отведена визитам в различные университеты США. Представители «Агентства социальной информации Санкт-Петербург» посетили университеты George Mason, Loyola, De Paul и Columbia, где встретились со многими специалистами, уделяющими значительную долю

своей деятельности теоретическим аспектам современных исследований общественного мнения. Безусловно, значительная часть этих бесед была посвящена вызовам нового времени - развитию информационных технологий и методологическим изменениям, с этим связанным. По просьбам представителей университетов петербуржцы также провели несколько семинаров со студентами, где проходили дискуссии о сравнении российского и американского опыта исследований общественного мнения.

Особое внимание организаторы визита уделили роли средств массовой информации в функционировании индустрии опросов общественного мнения. Наиболее важной в этом отношении стала встреча с директором отдела опросов одного из старейших американских изданий - газеты The Washington Post Джоном Коэном. По словам господина Коэна, средства массовой информации в США давно уделяют значительную долю своего внимания опросам общественного мнения, причем многие из них специально выделяют отдельные статьи бюджета под проведение собственных исследований с целью максимально полно представлять интересующую их аудиторию информацию.

Среди многих других встреч стоит выделить визит в Американскую социологическую ассоциацию (ASA), где исследователи из северной столицы встретились с ее исполнительным директором Салли Хиллсман и Джином Шином, одним из руководителей программ ассоциации. ASA, основанная в 1905 г., может также быть известна многим отечественным социологам тем, что одним из ее президентов был знаменитый российский социолог Пи-тирим Сорокин. Деятельность ASA, состав которой насчитывает более 14 000 человек, в первую очередь направлена на проведение политики и программ для развития и популяризации социологической науки в США и мире.

Резюмируя высказывания американских экспертов, можно сделать следующие выводы:

• Научная дискуссия американских экспертов по опросам общественного мнения ведется активно и в основном вокруг проблем

ИСТОРИЯ, социология, политология

методики и техники проведения исследований, повышения качества и надежности результатов опросов.

• Американские эксперты отмечают растущий интерес представителей власти, политиков, бизнеса, средств массовой информации, рядовых избирателей к результатам электоральных измерений и комментариям «поллстеров».

• Американские эксперты рассматривают участие «поллстеров» в политических кампаниях (прежде всего в избирательных) как нормальную практику, позволяющую им совершенствовать методы опросов и «делать свой бизнес».

• Отмечено значительное развитие инфраструктуры организаций, проводящих опросы и значительный рост «спроса на исследования мнений» со стороны потребителей.

• Большую роль в развитии индустрии играет сотрудничество специалистов в рамках профессиональных объединений по опросам, которые не только выполняют экспертные функции, но также исследуют мнения и изучают методолого-методические проблемы опросов.

• Американские эксперты отмечают обогащение арсенала приемов и методов проведения опросов, сбора, хранения, передачи и обработки данных. Это касается прежде всего использования для целей проведения опросов Интернета и мобильной связи.

• Очень внимательны в своей деятельности «поллстеры» и к конкретным, насущным про-

блемам, от решения которых зависит надежность информации и глубина анализа. Обычно этим проблемам посвящается большое число публикаций и специальных исследований. Для примера во время избирательной кампании 2008 г. обстоятельно изучалось влияние на результаты электоральных прогнозов: 1) активного раннего голосования; 2) роста числа электората, использующего только мобильные телефоны (по ним опросы, как правило, не проводятся); 3) отношения респондентов к цвету кожи одного из кандидатов (эффект Брэдли); 4) неопределенности с оценкой реального объема явки и с тем, как будут голосовать те, кто принимает решение на участке в момент голосования. Надо заметить, что обстоятельная дискуссия специалистов и работа над техникой и процедурой конкретных опросов дали свои плоды. Об этом свидетельствует достаточно высокий уровень совпадения прогнозов и реального результата выборов в исследованиях большинства основных организаций, проводящих электоральные опросы.

Данная поездка специалистов «Агентства социальной информации Санкт-Петербург» может смело считаться еще одним шагом во все большей глобализации социологического научного сообщества, позволяющего говорить о развитии отрасли исследований общественного мнения в России и расширении сотрудничества между российскими и международными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.