Научная статья на тему 'Иранская проблема и общественность США, стран Западной Европы, Государства Израиль и Ирана (взгляд сквозь призму опросов общественного мнения)'

Иранская проблема и общественность США, стран Западной Европы, Государства Израиль и Ирана (взгляд сквозь призму опросов общественного мнения) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Дмитрий Владиславович

In article on the basis of the given numerous polls the attitude of the Public Opinion in the USA, the countries of the Western Europe, the State of Israel and Iran toward the Iranian problem. The analysis shows, that the Public Opinion in these States shows various understanding of the situation connected to the Iranian nuclear program. Serious disagreements exist between representatives of the Public the USA and Iran, to a lesser degree the countries of the Western Europe and Iran, the State of Israel and Iran. Now these disagreements determine a climate in a society of the specified countries. However, in the overwhelming majority the Public constantly specifies diplomacy, as on unique variant of an exit from developed position. In result, the Public Opinion can become the factor which under the certain circumstances can affect a position of a management of the States involved in crisis around of the Iranian nuclear program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of Iran and the Public Opinion in the USA, the countries of the Western Europe, the State of Israel and Iran (sight through a prism of polls)

In article on the basis of the given numerous polls the attitude of the Public Opinion in the USA, the countries of the Western Europe, the State of Israel and Iran toward the Iranian problem. The analysis shows, that the Public Opinion in these States shows various understanding of the situation connected to the Iranian nuclear program. Serious disagreements exist between representatives of the Public the USA and Iran, to a lesser degree the countries of the Western Europe and Iran, the State of Israel and Iran. Now these disagreements determine a climate in a society of the specified countries. However, in the overwhelming majority the Public constantly specifies diplomacy, as on unique variant of an exit from developed position. In result, the Public Opinion can become the factor which under the certain circumstances can affect a position of a management of the States involved in crisis around of the Iranian nuclear program.

Текст научной работы на тему «Иранская проблема и общественность США, стран Западной Европы, Государства Израиль и Ирана (взгляд сквозь призму опросов общественного мнения)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2008. № 1

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Д.В. Кузнецов

ИРАНСКАЯ ПРОБЛЕМА И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ США, СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ И ИРАНА (ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ)

In article on the basis of the given numerous polls the attitude of the Public Opinion in the USA, the countries of the Western Europe, the State of Israel and Iran toward the Iranian problem. The analysis shows, that the Public Opinion in these States shows various understanding of the situation connected to the Iranian nuclear program. Serious disagreements exist between representatives of the Public the USA and Iran, to a lesser degree - the countries of the Western Europe and Iran, the State of Israel and Iran. Now these disagreements determine a climate in a society of the specified countries. However, in the overwhelming majority the Public constantly specifies diplomacy, as on unique variant of an exit from developed position. In result, the Public Opinion can become the factor which under the certain circumstances can affect a position of a management of the States involved in crisis around of the Iranian nuclear program.

Ставшая сравнительно недавно (по крайней мере с 2003 г.) крайне актуальной иранская проблема, связанная с разработкой Ираном собственной ядерной программы, которая, как считают некоторые представители международного сообщества, предоставит этой стране возможность создать оружие массового уничтожения (ОМУ) и в первую очередь ядерное, вызывает сильную озабоченность со стороны США, стран Западной Европы и Государства Израиль. Она постоянно находится в центре внимания мировой общественности. В связи с этим исключительную важность приобретают результаты опросов общественного мнения, посвященных иранской проблеме, и их анализ.

Современное общественное мнение США относительно иранской проблемы сложилось на основе ставших уже традиционными (с 1979 г.) критических взглядов американцев на Иран. Об этом, в частности свидетельствуют данные опросов общественного мнения, проводимых в США организацией "Гэллап". Так, например, 6-9 февраля 2006 г. на вопрос: "Каково Ваше мнение в отношении Ирана?" были получены следующие ответы: "в целом благоприятно" — 86%, "в целом неблагоприятно" — 7, "затрудняюсь ответить" — 7%. Характерно, что американцы считают Иран "самым главным врагом"

США1. Причины этого очевидны: большинство американцев уверены, что от Ирана исходит серьезная угроза для США. Существует несколько составляющих этой угрозы, среди которых важнейшей является попытка Ирана (на что, кстати, постоянно обращает внимание руководство США) получить компоненты ОМУ и прежде всего ядерного.

Вот уже почти пять лет Иран, причисленный Дж. Бушем-млад-шим к странам "оси зла", испытывает возрастающее давление со стороны США, которые подозревают его в тайной разработке ядерного оружия. Основанием же для подозрений служит процесс обогащения урана для его (как утверждает Тегеран) последующего использования на строящейся при содействии России АЭС в Бушере. И хотя Иран еще в 1968 г. подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), ратификация которого состоялась в Иране в 1970 г., Тегеран тем не менее аргументирует проведение процесса обогащения урана стремлением достичь независимости в обеспечении своих будущих АЭС необходимым топливом, поскольку международное сообщество в настоящее время не гарантирует Ирану его надежные поставки. Однако США не доверяют Тегерану и требуют прекратить исследования в ядерной области.

Проведенный в США 27-29 июня 2003 г. опрос общественного мнения выявил, что американцы (так же как и руководство страны) уверены в том, что Иран в рамках своей ядерной программы предпринимает попытки разработать ОМУ: на это тогда указали 84% опрошенных, тогда как противоположную точку зрения заняли лишь 13%. И это обстоятельство действительно крайне волнует американцев, о чем свидетельствует опрос 20-22 января 2006 г.: 80 и 12% соответственно. А вот как оценили респонденты уровень своего волнения относительно возможностей Ирана разработать оружие массового уничтожения: "определенно волнуюсь" — 27%, "скорее волнуюсь" — 47, "скорее не волнуюсь" — 19, "определенно не волнуюсь" — 6, "затрудняюсь ответить" — 1%2.

Существенно то, что американцы не склонны верить заявлениям Ирана о том, что ядерная программа осуществляется исключительно в мирных целях. Только 8% респондентов в США заявили, что верят в планы Ирана мирно использовать ядерные разработки, тогда как подавляющее большинство (82%) уверено в обратном, т.е. в том, что Иран преследует исключительно военные цели3. Вследствие этого среди американцев постоянно растет (57%— 28-29 октября 2003 г., 60% — 25-26 января 2005 г., 68% — 24-25 января 2006 г.) число тех,

1 Americans Say Iran Is Their Greatest Enemy. 2006. 23 Febr. The Gallup Organization (http://www.gallup.com).

2 CNN/USA Today/Gallup Poll. 2006. 20-22 Jan.

3 FOX News/Opinion Dynamics Poll. 2006. 24-25 Jan.

кто считает, что Иран, который осуществляет свою ядерную программу, на самом деле разрабатывает ОМУ, и прежде всего ядерное.

Велики среди американцев и опасения относительно того, что созданные в Иране компоненты ядерного оружия могут использовать, например, террористы для организации и проведения террористических актов (91%)4 или же сам Иран с целью совершения нападения на соседние с ним страны (81%)5. 72% американцев считают вероятным (в том случае, если Иран разработает ядерное оружие) нанесение ядерного удара по территории Государства Израиль6. 59% американцев полагают, что Иран может нанести удар и по США7.

Вторая составляющая угрозы, исходящей со стороны Ирана в адрес США, по мнению руководства последних, — это поддержка, оказываемая Ираном международному терроризму. Причастность Ирана к международному терроризму, как считают американцы, очевидна. Отвечая 27-29 июня 2003 г. на вопрос "На Ваш взгляд, в какой мере Иран оказывает помощь террористам?", американцы выбрали следующие ответы: "очень вероятно" — 58%, "скорее вероятно" — 31, "скорее невероятно" — 4, "очень невероятно" — 3%8. Определенное влияние на развитие взаимоотношений Ирана и США оказывает поддержка Ираном таких террористических организаций, как "Исламское движение сопротивления — ХАМАС" и "Хезболлах", а также резкая (и зачастую противоречащая нормам международного права) позиция Ирана по вопросам урегулирования арабо-израильского конфликта. Помощь, оказываемая Ираном экстремистам, а также его нежелание признать в качестве участника процесса ближневосточного урегулирования Государство Израиль превратились в серьезный "камень преткновения" для обеих стран.

Еще одна составляющая угрозы Ирана в адрес США — поддержка Ираном радикальных сил, олицетворяющих исламский фундаментализм за рубежом (Алжир, Судан и др.) и соответственно попытки ослабить позиции союзников США в районе Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт и др.), а также стремление экспортировать Исламскую революцию за пределы Ирана.

Кроме того, продолжается оккупация Ирака коалиционными войсками, главную (а в сущности — основную) часть которых составляют войска США. Стремление же Ирана сделать ставку на шиитов, представляющих большинство населения в Ираке, направить

4 Кстати, еще в 2003 г. американцы указали на это, как на вполне реальный вариант (Public: Iran Developing WMD, Aiding Terrorists. 2003. 16 Sept. The Gallup Organization (http ://www.gallup .com).

5 FOX News/Opinion Dynamics Poll. 2006. 24-25 Jan.

6 Pew Research Center for the People & the Press Survey Conducted by Princeton Survey Research Associates International. 2006. 1-5 Febr.

7 CNN/USA Today/Gallup Poll. 2006. 9-12 Febr.

8 Ibid. 2003. 27-29 June.

их активность в русло борьбы против оккупантов и соответственно создать здесь государство исламского типа вызывает серьезную озабоченность у США.

Помимо этого 20 марта 2006 г. Иран заявил о своем намерении отказаться в пользу евро от использования долларов США в расчетах при продаже своей нефти на мировом рынке. Это, как известно, привело к дальнейшему росту цен на нефть и достаточно сильно подорвало финансовую основу могущества США.

Учитывая все вышеперечисленные факты, американцы вслед за руководством своей страны, как правило, акцентируют наличие угрозы со стороны Ирана. В настоящее время данная точка зрения в американском общественном мнении преобладает.

Однако антииранские настроения в американском обществе не так остры, как в свое время антииракские. Руководство США не раз выдвигало идею решения иранской проблемы силой. Особенно активно эта идея стала продвигаться после того, как была завершена активная фаза войны в Ираке (2003 г.). 11-20 июля 2003 г. в США был проведен комплексный опрос общественного мнения на тему "Американцы и Иран"9, в ходе которого выяснилось: американцы в целом критически относятся к военно-силовой акции в отношении Ирана и считают необходимым использовать для решения иранской проблемы дипломатические средства, причем ответственность должно взять на себя международное сообщество в лице ООН, а не США (табл. 1).

В 2004 г. американцы также склонялись к тому, чтобы постараться исключить возможность военно-силовой акции в отношении стран, которые тогда подозревались в разработке ОМУ (Иран, Северная Корея и др.): 73% заявили о том, что США должны стремиться к активизации усилий международного сообщества по недопущению распространения ядерного оружия и оказывать в связи с этим дипломатическое давление на эти страны; 23% подчеркнули, что вышеназванные действия неэффективны и необходимо использовать вооруженную силу10.

Как показывает серия опросов общественного мнения, проведенных в США в 2006 г., американцы, хотя и считают, что Иран потенциально несет угрозу США, тем не менее заявляют, что уместнее использовать не военные, а дипломатические средства11. В том случае, если последние не принесут США успеха, то, по заявлениям американцев, их отношение к возможным вариантам военных дей-

9 The PIPA/Knowledge Networks Poll. The American Public on International Issues. Americans on Iran. 2003. 31 July.

10 U.S. Public Believes Many Countries Still Secretly Pursuing WMD (http:// www.worldpublicopinion.org).

11 CBS News Poll. 2006. 22-26 Febr.; 28-30 Apr., 4-8 May, 10-11 June.

Американцы и иранская ядерная проблема

Вопросы, которые были заданы американцам Ответы в %

1. "Как Вы считаете, США должны начать войну, с тем чтобы

свергнуть правительство Ирана?":

да 20

нет 67

затрудняюсь ответить 13

2. "Как Вы полагаете, какую политику необходимо вести США в

отношении правительства Ирана?":

попробовать установить нормальные взаимоотношения 74

оказать на него давление, подразумевая при этом угрозу ис- 21

пользовать вооруженную силу

затрудняюсь ответить 5

3. "На Ваш взгляд, кому следует взять на себя инициативу в

том, чтобы удостовериться, что Иран не разрабатывает ядер-

ное оружие, а также не оказывает поддержку палестинцам из

числа террористов?":

США 32

ООН 62

затрудняюсь ответить 6

Источник: The PIP A/Knowledge Networks Poll. The American Public on International Issues. Americans on Iran. 2003. 31 July.

ствий против Ирана будет весьма неоднозначно. Данные опросов общественного мнения, проведенных 24-25 января 2006 г. и 1415 марта 2006 г., зафиксировали новую тенденцию развития взглядов американцев, которая сохраняется до сих пор (табл. 2).

Дальнейшие опросы выявили различия в высказываемых точках зрения относительно предполагаемой военной операции против Ирана. Например в ходе опроса 2-14 мая 2006 г. был задан следующий вопрос: "Как Вы относитесь к такому варианту разрешения иранской ядерной проблемы, как осуществление ракетно-бомбовых ударов по территории Ирана?". Вот какие были получены ответы: "выступаю за": американцы в целом — 30%, республиканцы — 46, демократы — 24, независимые — 25; "выступаю против": американцы в целом — 61, республиканцы — 44, демократы — 65, независимые — 63%12.

Два опроса общественного мнения, которые были проведены в США 20-22 января 2006 г. и 9-12 февраля 2006 г., показали, что американцы не слишком доверяют президенту США в том, что он сможет решить обострившуюся иранскую проблему13. На это также указывает

12 Public Worried about Iran but Wary of Military Action. 2006. May 2-14. The Pew Research Center for the People and the Press. Survey Reports (http: // people-press.org/).

13 CNN/USA Today/Gallup Poll. 2006. 20-22 Jan., 9-12 Febr.

Отношение американцев к возможным вариантам военных действий против Ирана

"Если дипломатические акции не принесут успеха США, то как бы Вы отнеслись к следующим вариантам военных действий с целью помешать Ирану создать собственное ядерное оружие?" Выступаю "за" Выступаю "против" Затрудняюсь ответить

Используя только авианалеты, исключая сухопутную

операцию:

24-25 января 2006 г. 51 34 15

14-15 марта 2006 г. 54 35 11

Используя авианалеты, а также наземные войска для их участия в сухопутной операции: 24-25 января 2006 г. 14-15 марта 2006 г. 46 42 42 48 12 10

Источник: Результаты опроса 24-25 марта 2006 г. см.: FOX News/Opinion Dynamics Poll. 2006. 24-25 Jan.; 14-15 марта 2006 г.: FOX News/Opinion Dynamics Poll. 2006. 14-15 March.

и то, что 8-11 апреля 2006 г. американцы на вопрос: "Доверяете ли Вы президенту США Дж. Бушу-младшему в том, что он может принять правильное решение относительно проблемы Ирана?" ответили так: "да" — 42%, "нет" — 54%14. Иранская проблема четко выявила существование кризиса в общественном мнении США относительно Ближнего Востока, а заключается он в том, что американцы не так безоговорочно доверяют руководству своей страны и полагают, что оно неспособно разрешить возникшую вокруг иранской ядерной программы ситуацию15. Американцы расценивают возможные военные действия в отношении Ирана как нежелательные для США и считают необходимым использовать дипломатические акции (о чем говорилось выше). 78% американцев выступают за то, чтобы иранская проблема была решена с участием представителей международного сообщества, прежде всего ООН16. Однако что касается потенциала ООН, то и в данном случае американские респонденты оценивают

14 В данном случае есть различия во взглядах американцев, обусловленные их политическими предпочтениями. Ответы сторонников Республиканской партии распределились следующим образом: "да" — 82%, "нет" — 15; Демократической партии: "да" — 8, "нет" — 89; независимых: "да" — 40, "нет" — 54% (Los Angeles Times/Bloomberg Poll. 2006. 8-11 Apr.).

15 Iran Threat Poses Leadership Crisis for Americans. The Gallup Organization (http://www.gallup.com).

16 Pew Research Center for the People & the Press Survey Conducted by Princeton Survey Research Associates International. 2006. 1-5 Febr.

его скептически17, что, по всей видимости, объясняется таким немаловажным, на наш взгляд, фактором, как значительное падение ее авторитета на мировой арене. Однако американцы продолжают выражать надежду на то, что ООН сможет в полной мере использовать свой миротворческий потенциал.

Для того чтобы создать препятствия на пути разработок ядерного оружия в Иране, необходимо, как считают американцы, использовать механизм экономических санкций со стороны представителей международного сообщества: 71% респондентов высказались именно за подобный вариант оказания давления на Иран (26% — против)18. Свое слово должен сказать и Совет Безопасности ООН: именно этот орган может принять соответствующее решение19. Более того, ООН, по мнению подавляющего большинства американцев (89%), должна

работать на перспективу и своими активными действиями создать

20

препятствия на пути распространения ядерного оружия в мире20.

Что касается инициатив, связанных с решением иранской проблемы и исходящих от России (в частности, от президента В.В. Путина), то уровень их поддержки американскими респондентами ниже, чем уровень их поддержки респондентами в самой России. Сказали, что одобряют их 44%, не одобряют — 49%21. Возможно, подобная позиция является следствием окончательного укрепления среди американцев мнения о том, что только санкции, введенные в отношении Ирана со стороны ООН, могут привести к решению иранской проблемы22.

Безусловно, Иран достаточно мощный "центр силы" на Ближнем и Среднем Востоке, находящийся вне пределов контроля США уже более 20 лет, вызывает у последних желание ограничить его влияние. Однако напряженность ситуации в Ираке, непопулярность политики Дж. Буша-младшего вызывают изменение конфигурации об-

17 В частности, на вопрос: "Насколько Вы уверены в том, что ООН в состоянии урегулировать ситуацию, возникшую вокруг Ирана в связи с его ядерной программой?" американцы ответили так: "в целом уверен" — 33%, "в целом не уверен" — 67% (Few Americans Express Confidence in United Nations to Handle Iran. USA Today/Gallup Poll. 2006. 28-30 Apr.).

18 ABC News/Washington Post Poll. 2006. 23-26 Jan.

19 Russians and Americans Agree Iran is Trying to Develop Nuclear Weapons, But Disagree on Economic Sanctions (http://www.worldpublicopinion.org/pipa/pdf/may06/ USRussia_May06_quaire.pdf).

20 Ibid.

21 Ibid.

22Как известно, еще 24 сентября 2005 г. в рамках МАГАТЭ было принято решение, которое фактически открыло путь для передачи так называемого иранского "ядерного досье" в Совет Безопасности ООН, что и было сделано 8 марта 2006 г., даже несмотря на продолжающиеся разногласия между пятью постоянными членами этого руководящего органа ООН (между США, Великобританией и Францией, с одной стороны, Россией и Китаем — с другой).

щественного мнения в США. Сегодня американские граждане не так решительно выступают за использование военной силы, как это было в случае с Афганистаном и Ираком. Это вынуждает руководство США действовать в отношении Ирана иначе и делать ставку не на военные

23

действия, а на дипломатические акции23.

44% американцев разделяют следующую точку зрения: "Даже если Иран получит ядерное оружие, а президент США, чтобы этого не допустить, не использует военную силу, подобная позиция окажется правильной". Не поддерживают данное предположение 35%24. Кроме того, американцы согласны и с таким утверждением: "США могут сосуществовать с Ираном, имеющим ядерное оружие" (44%, против — 40%25). Таким образом, американское общество склоняется в пользу мирного решения иранской ядерной проблемы, актуальность которой для американцев сейчас не вызывает абсолютно никаких сомнений.

Однако очередное обострение арабо-израильского конфликта (а именно вооруженный конфликт на границе между Израилем и Ливаном, а также военная операция израильских войск в секторе Газа), испытания ядерного оружия в Северной Корее и их последствия несколько снизили интерес мировой, в том числе американской общественности к иранской проблеме. Американцы критически оценили действия своего руководства в ходе разрешения этих двух кризисных ситуаций26, и также критично стали оценивать политику администрации Дж. Буша-младшего в отношении иранской ядерной программы. Конечно, американцы критиковали свое руководство и до и после указанных событий, но во втором случае кри-

27

тика в настроениях респондентов прослеживается гораздо четче . Кроме того, американцы стали выступать против двух представленных на их рассмотрение вариантов военно-силовой акции против Ирана (даже в том случае, если эта страна будет продолжать свои усилия, связанные с разработкой собственного ядерного оружия): "за" нанесение ракетно-бомбовых ударов по территории Ирана высказались только 18%, "против" — 54; "за" отправку в Иран сухопутных

23 Наряду с этим также оказывается поддержка прозападным группировкам как на территории Ирана, так и за его пределами и создается опора на национальные этнические группировки курдов и азербайджанцев, настроенных против руководства Ирана.

24 FOX News/Opinion Dynamics Poll. 2006. 2-3 May.

25 NBC News/Wall Street Journal Poll conducted by the polling organizations of Peter Hart (D) and Bill Mclnturff (R). 2006. 21-24 Apr.

26 Приведем оценки, которые дали американцы деятельности руководства США в условиях обоих указанных кризисов: одобрили их 37 и 47% (соответственно при оценке деятельности в ходе первого и второго кризисов), не одобрили 56 и 41%, затруднились с ответом — 7 и 12% (Gallup Poll (http://www.gallup.com)).

27 Gallup Poll (http://www.gallup.com).

войск с целью установления контроля над страной — 8, "против" — 76%28. В ходе опроса 19-21 января 2007 г. на вопрос: "Если руководство США примет решение о начале военной операции против Ира-на29, Вы лично выступите за или против нее?" американцы ответили так: "за" — 26%, "против" — 68, "затрудняюсь ответить" — 6%30.

Таким образом, американцы продолжают считать Иран потенциальной угрозой для США, но, как и раньше, заявляют, что именно дипломатические акции, а не военные действия в данном случае более уместны31. Американцы еще раз подтвердили свое мнение о том, что дипломатия — единственно возможный метод урегулирования иранской проблемы32.

Усилили свою активность и отдельные представители американской общественности, в том числе так называемые "лидеры мнений". В прессе появляются многочисленные статьи (в том числе в весьма влиятельных периодических изданиях), авторы которых — известные в США специалисты в области международных отношений — предостерегают руководство Соединенных Штатов от военной интервенции против Ирана33. 10 ноября 2006 г. несколько действующих на территории Соединенных Штатов групп активистов объединились в рамках организации, получившей название «Коалиция "Нет атаке на Иран"»34. Однако поскольку до сих пор не достигнут сколько-нибудь значимый успех в деле решения иранской проблемы, а усилия ООН и специализированных органов (в первую очередь МАГАТЭ) в этом направлении пока остаются безрезультатными, число американских респондентов, которые считают, что именно

28 Newsweek Poll conducted by Princeton Survey Research Associates International. 2006. 19-20 Oct.

29 Правда, в конце 2006 г. вероятность военной операции против Ирана американцы применительно к наступающему 2007 г. оценивали как большую. В частности, на вопрос "Как Вы считаете, есть ли вероятность того, что в 2007 г. США начнут войну против Ирана?" были получены следующие ответы: "да" — 40%, "нет" — 58, "затрудняюсь ответить" — 2% (Angus Reid Global Monitor: Polls & Research. Four-in-Ten Americans Predict War with Iran. 2007. 4 Jan. // Ipsos-Public Affairs / Associated Press. Methodology: Telephone interviews with 1,000 American adults, conducted from December 12 to December 14, 2006 (http://www.angus-reid.com/polls/index.cfm)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 CNN/Opinion Research Corporation Poll. 2007. 19-21 Jan.

31 http://www.pollingreport.com/iran.htm

32 При этом американцы в своем большинстве считают, что администрация Дж. Буша-младшего, которая, как известно, отказывается идти на прямые переговоры с Ираном по вопросу его ядерной программы, совершает ошибку и должна изменить свою позицию. 6-15 октября 2006 г. 55% заявило о том, что США должны начать переговорный процесс с Ираном без каких-либо предварительных условий (против — 39%) (The PIPA/Knowledge Networks Poll. What Kind of Foreign Policy Does the American Public Want? 2006. 20 Oct. (http://www.pipa.org).

33Takeyh R. Time for Detente With Iran // Foreign Affairs. 2007. March/April (http://www.foreignaffairs.org/2007/2.html).

34 Don't Attack Iran, Campaign Against Sanctions and Military Intervention in Iran. 2006. 11 Nov. (http://www.campaigniran.org/).

эта организация, а не США должна взять на себя инициативу, сокращается. В то же время усиливаются скептические настроения американцев относительно возможности решения иранской проблемы и того, что Иран все-таки не получит собственного ядерного оружия (во время опроса 28 июля-1 августа 2006 г. 58% респондентов высказались именно в этом духе; посчитали возможным решение данной проблемы 35%)35.

Таким образом, очевиден перелом в общественном мнении США относительно иранской проблемы, наступил он во многом под влиянием событий в соседнем с Ираном Ираке. В этих условиях американская общественность может заставить руководство страны отказаться от многолетней (но так ничего не давшей США) антииранской риторики.

Что касается стран Западной Европы, то их жители, как и американцы, ощущают угрозу со стороны Ирана. Так, опрос общественного мнения, проведенный в 15 странах - членах ЕС в октябре 2003 г., зафиксировал, что практически везде (за исключением Греции) большинство населения (в среднем — 53%) расценивало угрозу миру на Земле со стороны Ирана как вполне реальную36. 6-24 июня 2006 г. в ряде стран Европы был проведен опрос общественного мнения, в ходе которого выяснялось отношение европейцев к иранской проблеме. Так, подавляющее большинство европейцев считают вероятность разработки Ираном собственного ядерного оружия "важной" или "чрезвычайно важной" угрозой (соответственно 96 и 85%)37. Различия во взглядах жителей разных стран Европы оказались несущественными.

Примечательно, что для европейцев, в отличие от американцев, не характерна жесткость суждений относительно Ирана. Население Европы склонно ратовать за решение международных проблем (в том числе и кризиса, возникшего в связи с иранской ядерной программой) с помощью дипломатии. Даже когда в 2003 г. иранская проблема вышла на первый план и приобрела свою исключительную актуаль-

38

ность38, европейцы посчитали самым предпочтительным вариантом

35 Los Angeles Times/Bloomberg Poll. 2006. 28 July-1 August.

36 Flash Eurobarometer 151 — Taylor Nelson SOFRES / EOS Gallup Europe. 2003. Oct.

37 Transatlantic Trends. Topline Report 2006 (http://www.transatlantictrends.org/).

38 9 июля 2003 г. в Тегеране с визитом находился генеральный директор МАГАТЭ М. эль-Барадеи (еще один его визит состоялся 16 октября 2003 г.). Однако тогда уговорить Иран подписать Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в соответствии с которым предусматривалось проведение международной инспекции центров, где осуществляется ядерная программа, ему так и не удалось. Поэтому к решению иранской проблемы подключились представители международного сообщества и, в отличие от США, которые заняли крайне жесткую позицию в отношении иранской ядерной программы, страны Западной Европы, поддержанные Россией и Китаем, заявили о готовности решать эту проблему дипломатическим путем.

действий в отношении Ирана экономические санкции (69%), а не военно-силовые акции (19%)39. Также европейцы поддерживают действия "тройки", в которую входят три страны Западной Европы -члены ЕС: Великобритания, Франция и Германия. Первые контакты "тройки" с Ираном относятся к 23 октября 2003 г., 4 же ноября 2004 г. Иран заявил, что приостанавливает процесс обогащения урана, а также предоставил свою ядерную программу для международной инспекции МАГАТЭ (соответствующее соглашение было подписано 15 ноября 2004 г.). Вскоре в Брюсселе состоялись переговоры по иранской ядерной программе между Ираном и "тройкой".

Опрос общественного мнения 6-24 июня 2006 г. показал, что население Европы все-таки не так категорично настроено по отношению к Ирану, как население США. С одной стороны, европейцы, так же как и американцы, считают необходимым продолжать попытки остановить разработку иранской ядерной программы, с другой — первые в большей степени, нежели вторые, ратуют за ненасильственные методы (табл. 3).

Как видно, европейцы хотя и настаивают на том, чтобы международное сообщество продолжило свои усилия, но тем не менее считают, что оно должно использовать главным образом ненасильственные меры40. В связи с этим среди европейцев господствует мнение о том, что самый значительный вклад в дело решения иранской ядерной проблемы может внести Организация Объединенных Наций (39%)41. Однако когда был задан вопрос: "Что необходимо предпринять, если меры ненасильственного характера не помогут остановить Иран, стремящийся к обладанию ядерным оружием?", европейцы высказали иное мнение относительно военно-силовой акции. Вслед за жителями США граждане некоторых стран Европы (например, Франции) заявили о том, что в целом положительно оценивают возможную военную операцию против Ирана, но только в том случае, если иными способами остановить иранскую ядерную программу не удастся и Иран в итоге максимально приблизится к созданию собственного ядерного оружия. Однако все же такое развитие событий в Европе оценивают как маловероятное.

Теперь обратимся к мнению жителей Государства Израиль относительно интересующей нас проблемы. Выясняется, что израильтяне

39 Transatlantic Trends. Topline Report 2003 (http://www.transatlantictrends.org/).

40 Одним из проявлений такой позиции является деятельность созданной 1 декабря 2005 г. в Лондоне так называемой "Кампании против санкций и военной интервенции в отношении Ирана" (Campaign Against Sanctions and Military Intervention in Iran, CASMII), которая 6 ноября 2006 г. объединилась с еще двумя аналогичными организациями (Action Iran и Iran Solidarity), в результате чего возникла новая организация — "Кампания Иран" (Campaign Iran) (UK Peace Groups Consolidate under "Campaign Iran", Campaign Against Sanctions and Military Intervention in Iran. 2006. 7 Nov. (http://www.campaigniran.org/).

41 Transatlantic Trends. Topline Report 2006 (http://www.transatlantictrends.org/).

Отношение американцев и европейцев к действиям международного сообщества в контексте иранской ядерной проблемы

США Европейцы Великобритания Франция Германия Италия Нидерланды Испания Португалия Польша Чехия и Словакия Румыния Болгария

Вопрос 1:

1 79 77 72 85 91 88 87 85 86 80 70 71 62

2 16 16 24 12 8 7 11 12 6 11 14 10 15

He знаю 4 7 5 3 1 5 2 3 8 9 6 19 23

Вопрос 2:

1 28 45 44 44 56 35 52 37 43 54 42 41 41

2 36 28 34 29 26 26 27 27 26 28 29 27 32

3 10 13 9 16 8 25 13 22 12 6 9 9 3

4 15 6 8 6 5 5 4 5 8 3 3 6 4

Другое 4 2 1 0 1 2 2 1 2 2 6 8 10

He знаю 7 6 5 4 4 6 2 7 10 7 11 9 9

Источник: Transatlantic Trends. Topline Report 2006 (http://www.transatlantic-trends.org/).

Примечание. Вопросы, которые были заданы, и ответы, которые были получены в ходе опроса, звучали так:

Вопрос 1: "Как Вы знаете, в настоящее время ведутся переговоры с Ираном с целью прекратить разработку его собственной ядерной программы. На Ваш взгляд, в этой ситуации необходимо:

1 — продолжить эти действия;

2 — следует принять Иран как страну, имеющую ядерное оружие?"

Вопрос 2: "Перед Вами различные варианты, с помощью которых предполагается создать препятствия для Ирана в получении им ядерного оружия. Какому из них Вы отдаете свое предпочтение?":

1 — побуждающее через дипломатию действие;

2 — экономические санкции;

3 — поддержка оппозиционных сил внутри Ирана;

4 — военно-силовая акция.

высказываются даже более решительно, чем американцы. Подавляющее большинство респондентов в Израиле (83%) считают, что Иран предпринимает попытки получить собственное ядерное оружие, и только 9% полагают, что Иран производит из радиоактивных материалов топливо исключительно для энергетики42. Они проявляют беспокойство в связи с тем, что Иран, вероятно, окажется в числе ядерных держав.

42 BBC World Service. POLL. Iran's Nuclear Ambitions Cause Concern, But People Want a Negotiated Settlement (http://www.bbc.co.uk/).

Решительный настрой жителей Государства Израиль, в отличие от настроя жителей стран Западной Европы и США, подтверждают ответы, полученные на вопрос "Как Вы знаете, Совет Безопасности ООН выдвинул в адрес Ирана требование не производить ядерное топливо. Если Иран продолжит эти действия, то что в данном случае должен предпринять Совет Безопасности ООН?". За то, чтобы не оказывать давления на Иран, высказались лишь 7% израильтян, "использовать только дипломатические акции" — 23, "ввести в отношении Ирана дипломатические акции" — 32, "использовать вооруженные силы с тем, чтобы уничтожить ядерные объекты Ирана" — 30, затруднились с ответом — 8%43.

Отмеченная решительность жителей Государства Израиль, на наш взгляд, во многом есть прямое следствие той позиции, которую в отношении этой страны занимает сам Иран. Так, высказывание президента ИРИ М. Ахмадинежада о том, что "Израиль должен быть стерт с политической карты мира", озвученное на студенческой конференции 27 октября 2005 г., проходившей под лозунгом "Мир без сионизма"44, буквально взорвало мировое информационное пространство. Позже появилось еще одно весьма неоднозначное заявление М. Ахмадинежада, в котором он подчеркнул, что "холокост — это миф, который придумали евреи для того, чтобы объяснить массовое уничтожение еврейского народа во время Второй мировой войны"45. Неоднократные заявления нынешнего президента ИРИ М. Ахмадинежада, носящие враждебный по отношению к Государству Израиль характер, естественно вызывают ответную реакцию у жителей последнего.

Наконец, в самом Иране отмечается очень активная (что естественно, учитывая непосредственную вовлеченность этой страны в кризис) реакция на обострение ситуации вокруг иранской ядерной программы. Следует учитывать и антиамериканскую пропаганду, которая вот уже несколько десятилетий ведется СМИ Ирана. Ее следствие — устойчивая критика со стороны иранцев в адрес США. Руководство Ирана в ответ на углубление кризиса в связи с иранской ядерной программой фактически развернуло внутри страны полномасштабную психологическую кампанию, готовящую общество к вероятному силовому вмешательству извне. Комментарии в иранской периодической печати оказали серьезное влияние на общественное

46

мнение в стране46.

43 BBC World Service. POLL. Iran's Nuclear Ambitions Cause Concern, But People Want a Negotiated Settlement (http://www.bbc.co.uk/).

44 http://en.wikipedia.org/wiki/ Mahmoud_Ahmadinejad_and_Israel.

45 Iranian leader: Holocaust a "Myth", CNN. 2005. 14 Dec. (http://www.cnn.com/ 2005/W0RLD/meast/12/14/iran.israel/index.html).

46 Вартанян А.М. Иранское общество накануне судьбоносных решений (http://www.iimes.ru).

Анализ многочисленных опросов общественного мнения, которые были проведены в Иране в течение 2003-2006 гг., показывает, что для него характерны следующие черты.

Во-первых, как уже отмечалось, устойчивая критика в адрес США и их руководства во главе с президентом Дж. Бушем-младшим. В настоящее время большинство иранцев (преимущественно молодежь, старшее поколение проявляет сдержанность) расценивают США не иначе как государство, от которого в настоящее время "исходит главное зло на Земле"47. В ходе одного из последних опросов общественного мнения (31 октября— 9 декабря 2006 г.), на вопрос: "Каково Ваше отношение к США?" иранцы ответили следующим образом: очень благоприятно относятся к США 5%, "скорее благоприятно" — 17, "скорее неблагоприятно" — 11, "очень неблагоприятно" — 65, затруднились с ответом — 2%48. В Иране американцев чаще всего характеризуют как "агрессивных", "безжалостных", "тщеславных" и

и »49

"высокомерных .

Во-вторых, 56% иранцев полагают, что Иран должен играть на Ближнем и Среднем Востоке "доминирующую дипломатическую и военную роль" (против этого — 12%)50. Иранцы крайне враждебно относятся к тому, что в последние годы США активизировали свою деятельность в этом регионе земного шара51.

В-третьих, согласно опросу общественного мнения, проведенному в Иране 29-30 января 2006 г., подавляющее большинство жителей Ирана полагают, что их страна должна продолжать разрабатывать собственную ядерную программу, "очень важную" для государства52. Аргументы подобной точки зрения приведены в табл. 4.

Однако число респондентов, которые поддерживают указанную позицию (85%), сокращается в случае возможности дальнейших негативных последствий для Ирана: 1) если вопрос будет направлен на обсуждение в Совет Безопасности ООН (до 74%); 2) если в отноше-

47 При этом характерно, что критика со стороны иранцев раздается и в адрес Государства Израиль: согласно одному из опросов общественного мнения, проведенному в Иране 18 мая — 1 июня 2006 г., 67% иранцев заявили о том, что как государство Израиль не имеет права на существование, и только 9% заняли иную позицию (Iranians Question Israel's Legitimacy. 2006. 17 July (http://www.zogby.com).

48 Public Opinion in Iran and America on Key International Issues. January 24, 2007. A WorldPublicOpinion.org. Poll conducted in partnership with. Search for Common Ground and Knowledge Networks. Principal Investigator Steven Kull (http:// www.worldpublicopinion.org/).

49 The United States — Through Iranian Eyes. 2002. 16 July. The Gallup Organization (http://www.gallup.com).

50 Inside Iran — Exclusive Reader's Digest / Zogby International Poll of Iranians Reveals a Society in Flux. 2006. 13 July (http://www.zogby.com).

51 Survey shows anti-U.S. Sentiments, National Pride among Iranians. 2006. 15 July (http://www.zogby.com).

52 Ispa's latest Poll about Iran's Nuclear Programs. 2006. 2 June (http://www.ispa.ir/en).

Таблица 4

Обоснование иранцами необходимости для страны ядерной программы

"Перед Вами перечень причин, исходя из которых, по мнению некоторых лиц, Иран осуществляет ядерную программу. Оцените степень важности этих причин" Степень важности

Очень важная причина Важная причина Не важная причина Это не причина Затрудняюсь ответить

Обеспечение Ирана необходимой энергией 76 10 2 1 10

Укрепление технической оснащенности Ирана 74 12 3 1 10

Увеличение мощи Ирана 61 20 4 6 10

Сохранение Ираном своих прав на получение атомной энергии, в том числе в соответствии с ДНЯО 59 14 4 3 21

Факт наличия у Ирана ядерной программы будет удерживать другие страны от попыток установить доминирующее положение над Ираном 50 18 8 8 17

Источник: Public Opinion in Iran and America on Key International Issues. 2007. 24 Jan. A WorldPublicOpinion.org. Poll conducted in partnership with. Search for Common Ground and Knowledge Networks. Principal Investigator Steven Kull (http://www. worldpublicopinion.org/).

нии Ирана будут введены экономические санкции (до 64%); 3) если начнутся военные действия против Ирана (до 56%)53. Перспектива получения Ираном ядерного оружия вызывает серьезную озабоченность у 42% опрошенных (это усилит их "беспокойство и дискомфорт"); не выражают озабоченности по этому поводу 37%54.

В-четвертых, общественное мнение Ирана оказывается расколото, когда речь идет о двух составляющих иранской ядерной программы55. Иранцы, с одной стороны, согласны с тем, что ядерная программа для Ирана — это шанс получить доступ к мирным технологиям в области атома и тем самым восполнить все более и более растущие потребности бурно развивающейся страны в энергии.

53 Ispa's latest Poll about Iran's Nuclear Programs. 2006. 2 June (http://www.ispa.ir/en).

54 Iran Institute for Democracy — Iran Survey. An Executive Summary. 2005. June (http://www.IranInstituteforDemocracy.org).

55 В связи с этим весьма примечательна статья Т. Парси, который в июле-августе 2004 г. находился в Иране, где провел собственное социологическое исследование. Общаясь в течение этого периода с жителями Тегерана, он выяснил, что в иранском обществе действительно имеет место раскол относительно ядерной программы (Parsi T. Tharwa Feature: Iranian Public Opinion and Tehran's Nuclear Program // Tharwa Project. 2005. 4 Apr. (http://www.tharwaproject.com/)).

2 ВМУ, социология и политология, № 1

С другой — одна из составляющих ядерной программы — разработка ядерного оружия — не находит у них поддержки, поскольку, с их точки зрения, это не улучшит, а скорее ухудшит безопасность иранского государства. 78% иранцев одобряют участие своей страны в ДНЯО (против — 15%); 68% — соблюдение Ираном соглашений, которые предусматривают запрет других типов ОМУ — химического и бактериологического (против — 20%)56.

В-пятых, несмотря на постоянное давление, осуществляемое со стороны США, иранцы (65%) вовсе не считают, что в обозримом будущем возможен вооруженный конфликт между Ираном и США57. Большинство иранцев пока еще уверены в том, что кризис будет разрешен мирным путем и с использованием только дипломатических средств. Так, согласно опросу, проведенному в Иране социологическим центром "Табиан", в котором приняли участие 15 тыс. человек58, на вопрос: "Как Вы оцениваете вероятность возобновления переговоров с международным сообществом и выхода на взаимные договоренности?" иранцы отвечали следующим образом: оценили ее как "высокую" — 53%, "как среднюю" — 21, "как низкую" — 26%59. 44% иранцев полагают, что военная интервенция в Иран не состоится, тогда как перспективу введения в отношении Ирана международных санкций иранцы считают более вероятной: 77% заявили о том, что этот вопрос уже фактически решен, 9% не разделяют этого мнения60.

Что же касается характера возможных международных санкций, то 72% иранцев полагают, что это все же будут дипломатические меры, которые коснутся прежде всего политического руководства страны (оно будет ограничено в посещении зарубежных стран). 22% опрошенных считают, что США решатся применить экономические рычаги давления, на которые Тегеран ответит, задействовав нефтяной фактор. Только 7% уверены, что это будут военно-силовые меры61.

Абсолютное большинство иранцев (почти 80%) убеждены в том, что руководство страны не намерено смягчать свою позицию и будет продолжать курс на противостояние с США; 13% заявили о том, что Иран постарается выторговать для себя максимально возмож-

56 Public Opinion in Iran and America on Key International Issues. 2007. 24 Jan. A WorldPublicOpinion.org. Poll conducted in partnership with. Search for Common Ground and Knowledge Networks. PRINCIPAL INVESTIGATOR STEVEN KULL (http://www.worldpublicopinion.org/).

57 Iranians See no War with US in Next Decade — Poll. 2006. 12 July (http:// www.zogby.com).

58 См.: Вартанян А.М. Указ. соч.

59 Там же.

60 Там же.

61 Там же.

ные дивиденды. Лишь 3% респондентов полагают, что Иран отступится от своей позиции и подчинится резолюциям Совета Безопасности ООН62.

М. Эйбедин в своей статье "Иранское общественное мнение и ядерный тупик", опубликованной в журнале "Ближневосточный наблюдатель", говорит, что сложившийся в настоящее время в Иране общенациональный консенсус вокруг ядерной программы сформировался под воздействием целого ряда факторов63: 1) не совсем удачной для Ирана ирано-иракской войны 1980-1988 гг. (агрессия со стороны Ирака выявила существенную слабость Ирана в военном отношении, которая ощущается практически до сих пор, а потому иранцы стремятся ликвидировать эту слабость, в том числе и путем получения собственного ядерного оружия; тем более что Индия, Пакистан и (неофициально) Государство Израиль уже являются ядерными державами)64; 2) идей об энергетической независимости Ирана (хотя, как известно, Иран обладает большими запасами нефти, его руководство постоянно апеллирует к тому, что они вполне могут иссякнуть, что сделает энергию атомного ядра едва ли не единственно возможным выходом из ситуации энергетического кризиса, а также даст стране реальную возможность вырваться вперед на пути прогресса); 3) критического отношения жителей Ирана к США (последние, как считают иранцы, используют кризис, возникший вокруг иранской ядерной программы, как предлог для расширения своего влияния в регионе, а получение собственного ядерного оружия — как эффективное средство, способное остановить США и не допустить военно-силовой акции в отношении Ирана).

Итак, мы видим, что подобные взгляды в Иране являются господствующими. Как указывает автор работы "Иранское общественное мнение и ядерная программа: потенциальный актив для международного сообщества": "Иранцы поддерживают усилия своего руководства, направленные на разработку ядерной программы, а какое-либо инакомыслие по этому вопросу сосредоточивается скорее на тактике, чем на сущности. Сложившееся среди иранцев представление о важности прогресса в сфере ядерных исследований — это

62 При этом на то, что Иран выйдет из ДНЯО, указывает также очень небольшое число опрошенных лиц — всего 7% (Вартанян А.М. Указ. соч.).

63 Abedin M. Iranian Public Opinion and the Nuclear Stand-Off // Mideast Monitor. 2006. April-May. Vol. 1. N 2 (http://www.mideastmonitor.org).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64 Кстати, в этих странах, которые также существуют в условиях внешней угрозы, в случае с Индией и Пакистаном, исходящей по отношению друг к другу, а что касается Государства Израиль, то эта угроза исходит от соседних арабских стран, наблюдался (и наблюдается) высокий уровень общественной поддержки в отношении разработок ядерного оружия.

фактически национальная гордость за свою страну, а также признание за ней верховного права на развитие и модернизацию"65.

Таким образом, США, страны Западной Европы, Государство Израиль и Иран, втянутые в кризис вокруг иранской ядерной программы, несмотря на многочисленные попытки, вот уже несколько лет не могут найти взаимоприемлемые точки соприкосновения, что демонстрирует и общественное мнение этих государств. Разногласия вокруг иранской проблемы фактически определяют общественный климат этих стран. Однако, как хотелось бы надеяться, преодоление разногласий и кризисной ситуации все-таки возможно. И возможно это на пути компромисса, тем более что большая часть общественности этих стран считает его единственным вариантом выхода из сложившегося положения. Учтут ли правительства США, стран Западной Европы, Государства Израиль и Ирана эту точку зрения, покажет будущее.

65 Herzog M. Iranian Public Opinion on the Nuclear Program: A Potential Asset for the International Community // The Washington Institute for Near East Policy. Policy Focus. 2006. June. N 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.