Научная статья на тему 'Опыт проведения дополнительных занятий по математике с использованием рейтинговой системы оценки'

Опыт проведения дополнительных занятий по математике с использованием рейтинговой системы оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манешева Римма Ахматовна

В статье рассматриваются проблемы модернизации образовательного процесса с точки зрения организации учебных занятий. Автор проводит анализ литературы по вопросу повышения качества образовательных услуг и анализирует опыт проведения дополнительных занятий по высшей математике с использованием рейтинговой системы оценки знаний для студентов инженерного профиля. Автор делает вывод о связи модернизации учебного процесса и формировании специалистов инженерного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения дополнительных занятий по математике с использованием рейтинговой системы оценки»

УДК 378.147.227

Манешева Римма Ахматовна

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики и математической физики Национального исследовательского Томского политехнического университета, mr41@rambler.ru, Томск

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

Manesheva Rimma Ahmatovna

Tomsk Polytechnic National Research University of Resource-Efficient Technologies, mr4J@ rambler.ru, Tomsk

THE EXPERIENCE OF ADDITIONAL EXERCISES OF MATHEMATICS AND SYSTEM CONTROL

В последнее время в высшей школе большое внимание уделяется повышению качества образовательных услуг. Государственные образовательные стандарты по специальностям устанавливают минимальные обязательные требования к уровню качества подготовки специалистов. Среди существующих проблем управления качеством образования можно выделить следующие: оптимизация и модернизация учебно-методического обеспечения и материально-технической базы учебных заведений; организация образовательного процесса; контроль уровня знаний и умений их применения. Организация учебной деятельности студентов является важнейшим этапом управления качеством.

Педагогические технологии, предназначенные для оптимизации когнитивной деятельности студентов, достаточно широко освещены в литературе по методике преподавания с учетом специфики конкретных специальностей. Вопросы оптимизации процесса обучения рассматривались многими авторами [1, с. 2]. В работе [3] Ю. К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Оптимизация обучения рассматривается как способ выбора оптимального варианта основных компонентов - задач, содержания методов, средств и форм. Способ обучения рассматривается в большинстве исследований как взаимосвязанная деятельность всех участников учебного процесса, ориентированная на достижение максимально возможной эффективности обучения при рациональности затрат временных, материальных и других ресурсов. Проблема оптимизации обучения до сих пор остается одной из центральных проблем в педагогических

и методических науках как особо значимая для образовательной практики, поскольку связана с постоянным поиском путей повышения качества образовательных услуг и эффективности учебного процесса.

Некоторые исследователи предлагают различные методы достижения необходимого уровня качества подготовки специалистов [4]. Исследуя проблему формирования аксиологических ориентаций у студентов технических специальностей средствами математики, авторы столкнулись с необходимостью анализа опыта в математическом образовании будущих инженеров. В процессе анализа теоретических источников, касающихся проблемы формирования аксиологических ориентаций, авторы пришли к выводу, что использование специфики средств, форм и методов математической подготовки в процессе профессионального становления студентов инженерных специальностей в университете наиболее четко прослеживается при наличии мотивационной стороны. Одним из механизмов мотивации, применяемых в высшей школе, является наличие рейтинговой системы по данной дисциплине, которая применялась в российском образовании еще до 1917 г. [5].

В работе [6], основываясь на теории управления качеством, предлагается использовать статистические методы для анализа учебного процесса в высшей школе. Авторы подчеркивают, что своевременное выявление проблем в учебном процессе и проведение корректирующих мероприятий помогает повысить уровень успеваемости студентов.

В качестве модернизации учебной деятельности в Томском политехническом университете с 2008 года введены дополнительные занятия по математике для студентов первокурсников с целью повышения уровня знаний и уменьшения количества отчисленных студентов после первой сессии.

На первом занятии все первокурсники обязательно проходят входной контроль, который является показателем их подготовленности для изучения высшей математики. Им предлагаются индивидуальные контрольные работы, состоящие из десяти заданий, каждое из которых оценивается в сто баллов. Студенты, получившие за выполненную работу меньше пятидесяти баллов, посещают дополнительные занятия в обязательном порядке. Следует отметить, что только 5% первокурсников получают более 80 баллов. Последнее время уровень подготовленности выпускников школ сельских районов в значительной мере отличается от городских школьников. Это серьёзно осложняет работу преподавателя высшей математики, так как разноуровневая по подготовленности аудитория требует дифференцированного и индивидуального подхода. Изучаемый в первом семестре материал сложный и разнообразный, это - линейная алгебра, векторная алгебра, аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве и дифференциальное исчисление. Количество аудиторных часов в соответствии с учебным планом не позволяет преподавателю учитывать индивидуальные особенности усвоения материала студентами, поэтому введение дополнительных занятий решает эту проблему.

Опыт последних лет показывает достаточно низкий уровень выполнения арифметических действий, операций с дробями и знание основных алгебра-

ических функций выпускниками школ, поэтому эти разделы легли в основу учебной программы факультативного курса.

Рабочая программа дополнительных занятий включает в себя следующее: операции с дробями, решение уравнений с модулем, квадратных уравнений, систем линейных уравнений, разложение на множители, тригонометрические уравнения, изучение основных алгебраических функций и их свойств. При подготовке программы использовалась блочно-модульная организация дисциплины, которая позволяет решать методические задачи с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Одним из видов учебно-методического обеспечения являются компьютерные программы с обучающими и контрольными заданиями, которые помогают оценить логические и творческие способности учащихся. Такие тестовые задания вызывают интерес у студентов, так как подобная система проверки знаний обеспечивает объективность оценки ответов, а так же предоставляет возможность самоконтроля. В то же время преподаватель получает картину знаний по различным разделам дисциплины каждого учащегося и учитывает эти результаты при составлении индивидуальных заданий.

Формирование различных профессионально важных качеств будущих инженеров наиболее эффективно происходит при решении различных видов математических задач. Например, выполнение заданий с недостающими данными помогает развивать критичность мышления. Гибкость мышления развивается при необходимости использовать знания различных разделов при решении сложных заданий.

Студенты на каждом занятии решают индивидуальные тематические задания и предъявляют их на проверку. Изучение очередного модуля закрепляется написанием самостоятельной работы. На заключительном занятии они выполняют итоговую контрольную работу, которая оценивается в сто баллов.

На занятиях, соответствующих учебному плану, студенты выполняли комплекс заданий, который оценивался по кредитно-рейтинговой системе. При этом также использовалась блочно-модульная организация дисциплины. Максимальное количество баллов за семестр, которые мог получить студент, составляет также сто баллов. К сессии допускались студенты, набравшие пятьдесят баллов и выше.

В таблице приведены результаты сдачи сессии студентами, посещавшими и не посещавшими факультативный курс.

Результаты сдачи сессии студентами, в%

Оценка После дополнительных занятий Без дополнительных занятий

Отлично 10 8

Хорошо 19 20

Удовлетворительно 44 40

Неудовлетворительно 17 20

Не аттестованы 10 12

Из таблицы видно, что доля неудовлетворительных оценок на экзамене и студентов, не допущенных к сессии, уменьшилась после проведения факультативного курса математики.

Одна из задач дополнительных занятий - восполнить пробелы в знаниях по математике, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в вузе. Трудность состоит в том, что эти занятия являются сверх обязательной учебной нагрузки и приводят к повышенной утомляемости первокурсников. Это, в свою очередь, ставит другие задачи организации учебной деятельности и быта студентов, проблемы сохранности их здоровья.

Согласно современным представлениям об экономическом содержании образования, выпускника вуза можно назвать продуктом производства в сфере образовательных услуг. Рыночные условия ставят задачу повышения конкурентоспособности выпускников вузов.

Конкурентоспособность личности - это не только высокое качество результатов ее деятельности, но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе. Конкурентоспособный специалист - это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств.

Следствием повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда будет также повышение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг. Модернизация учебного процесса это необходимое условие повышения уровня подготовленности специалистов.

Можно с уверенностью сказать, что внутривузовский механизм обеспечения качества образования - это особым образом организованная деятельность субъектов педагогического процесса, обеспечивающая последовательное прохождение студентами всех основных этапов учебной деятельности с целью достижения высокого уровня профессиональной подготовки и личностного развития.

Библиографический список

1. Михайлова, Е. Н. Современное педагогическое исследование в концепции оптимизационного подхода. [Текст] Е. Н. Михайлова [Текст] // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 4 (94). С. 21-24.

2. Похолков, Ю. Обеспечение и оценка качества высшего образования. [Текст] Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий, О. Боев [Текст] // Высшее образование в России. - 2004. - № 2. - С. 12-27.

3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). [Текст] Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник - Киев: Радяньска школа, 1984.-237 с.

4. Кушнова, Е. В. Проблемы управления качеством образовательных услуг. [Текст] Е. В. Кушнова // Качество - стратегия XXI: Материалы X международной научно-практической конференции. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - С. 102-105.

5. Верещагин, Ю. Ф. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза [Текст]: учебное пособие. / Ю. Ф. Верещагин, В. П. Ерунов - Оренбург: ОГУ, 2003. - 105 с.

6. Казанцева, Н. Н. О применении статистических методов управления качеством в учебном процессе. [Текст] Н. Н. Казанцева, Е. В. Соснина // Качество — стратегия XXI: Материалы X международной научно-практической конференции. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - С. 105-107.

УДК 378.147.016:81 ’255.2:6

Крылов Эдуард Геннадьевич

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая механика и ТММ», Ижевский государственный технический университет, krylov@udm.net

ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МАГИСТРАНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Krylov Eduard Gennagjevich

PhD, associate professor Izhevsk State Technical University, krylov@udm.net, Izhevsk

CONTEXTUAL INTEGRATIONAL TEACHING -LEARNING ENGLISH FOR UNDERGRADUATE STUDENTS OF ENGINEERING MASTER PROGRAMS

Целью контекстного интегративного обучения является развитие коммуникативной компетенции обучаемых в профессиональной области на английском и русском языках. В настоящее время в учебных планах как бакалаврских, так и магистерских программ обучения практически отсутствуют дисциплины, которые ставят подобную цель. В сочетании с невысоким уровнем общей культуры обучаемых это приводит к затруднению письменной и устной коммуникации даже на родном языке. Очевидно, что если человек не может связно описать свою деятельность и представить ее результаты на родном языке, он не сможет это сделать и на иностранном. Отсюда возникает идея использования поисков смысла в иноязычной речи для совершенствования осмысленной речи на родном языке, и затем возвращения к иноязычной речи на новом уровне.

Достижение заявленной цели позволит выпускнику магистратуры свободно находить профессионально значимую информацию на английском языке, анализировать ее, сопоставлять с имеющейся информацией на родном языке,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.