Научная статья на тему 'Факультативный курс преподавания математики в вузе в аспекте повышения качества образования'

Факультативный курс преподавания математики в вузе в аспекте повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / MODERNIZATION AND QUALITY OF EDUCATION / LEVEL OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манешева Римма Ахматовна

Рассмотрены проблемы повышения качества образовательных услуг. Проведен анализ литературы по вопросу модернизации учебного процесса. Описан опыт проведения факультативных занятий с использованием рейтинговой системы оценки знаний. Сделан вывод о связи модернизации учебного процесса и формировании специалистов инженерного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манешева Римма Ахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIONAL COURSE OF MATHEMATICS IN UNIVERSITY IN THE ASPECT OF QUALITY OF EDUCATION

This article reveals the problems of modernization and quality of education. The author analyses literature about this subject and describes the experience of additional exercises.

Текст научной работы на тему «Факультативный курс преподавания математики в вузе в аспекте повышения качества образования»

УДК 378.147.227

Р. А. Манешева

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ В АСПЕКТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены проблемы повышения качества образовательных услуг. Проведен анализ литературы по вопросу модернизации учебного процесса. Описан опыт проведения факультативных занятий с использованием рейтинговой системы оценки знаний. Сделан вывод о связи модернизации учебного процесса и формировании специалистов инженерного профиля.

Ключевые слова: модернизация учебного процесса, качество образовательных услуг, уровень знаний.

В последнее время в высшей школе большое внимание уделяется повышению качества образовательных услуг. Государственные образовательные стандарты по специальностям устанавливают минимальные обязательные требования к уровню качества подготовки специалистов. Среди существующих проблем управления качеством образования можно выделить следующие: оптимизация и модернизация учебно-методического обеспечения и материально-технической базы учебных заведений; организация образовательного процесса; контроль уровня знаний и умений их применения. Организация учебной деятельности студентов является важнейшим этапом управления качеством.

Педагогические технологии, предназначенные для оптимизации когнитивной деятельности студентов, достаточно широко освещены в литературе по методике преподавания с учетом специфики конкретных специальностей. В работе Е. Н. Михайловой автор рассматривает вопросы оптимизации процесса обучения [1]. Ю. К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования [2]. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Оптимизация обучения рассматривается как способ выбора оптимального варианта основных компонентов - задач, содержания методов, средств и форм. Способ обучения рассматривается в большинстве исследований как взаимосвязанная деятельность всех участников учебного процесса, ориентированная на достижение максимально возможной эффективности обучения при рациональности затрат временных, материальных и других ресурсов. Проблема оптимизации обучения до сих пор остается одной из центральных проблем в педагогических и методических науках как особо значимая для образовательной практики, поскольку связана с постоянным поиском путей повышения качества образовательных услуг и эффективности учебного процесса.

Некоторые исследователи предлагают различные методы достижения необходимого уровня качества подготовки специалистов [3]. Исследуя проблему формирования аксиологических ориентаций у студентов технических специальностей средствами математики, авторы столкнулись с необходимостью анализа опыта в математическом образовании будущих инженеров. В процессе анализа теоретических источников, касающихся проблемы формирования аксиологических ориентаций, исследователи пришли к выводу, что использование специфики средств, форм и методов математической подготовки в процессе профессионального становления студентов инженерных специальностей в университете наиболее четко прослеживается при наличии мотивационной стороны. Одним из механизмов мотивации, применяемых в высшей школе, является наличие рейтинговой системы по данной дисциплине, которая применялась в российском образовании еще до 1917 г. [4].

В одной из работ на основе теории управления качеством, предлагается использовать статистические методы для анализа учебного процесса в высшей школе [5]. Авторы подчеркивают, что своевременное выявление проблем в учебном процессе и проведение корректирующих мероприятий помогают повысить уровень успеваемости студентов.

В качестве модернизации учебной деятельности в Томском политехническом университете с 2008 г. введен факультативный курс математики для студентов первокурсников с целью повышения уровня знаний и уменьшения количества отчисленных студентов после первой сессии.

На первом занятии все первокурсники обязательно проходят входной контроль, который является показателем их подготовленности для изучения высшей математики. Им предлагаются индивидуальные контрольные работы, состоящие из десяти заданий, каждое из которых оценивается в сто баллов. Студенты, получившие за выполненную работу меньше пятидесяти баллов, посещают факультативный курс в обязательном порядке. Следует отметить, что только 5 % первокурсников получают более 80 баллов. Последнее время уро-

Р. А. Манешева. Факультативный курс преподавания математики в вузе.

вень подготовленности выпускников школ сельских районов в значительной мере отличается от городских школьников. Это серьезно осложняет работу преподавателя высшей математики, так как разноуровневая по подготовленности аудитория требует дифференцированного и индивидуального подхода. Изучаемый в первом семестре материал сложный и разнообразный, это - линейная алгебра, векторная алгебра, аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве и дифференциальное исчисление. Количество аудиторных часов в соответствии с учебным планом не позволяет преподавателю учитывать индивидуальные особенности усвоения материала студентами, поэтому введение факультативного курса решает эту проблему.

Опыт последних лет показывает достаточно низкий уровень выполнения арифметических действий, операций с дробями и знание основных алгебраических функций выпускниками школ, поэтому эти разделы легли в основу учебной программы факультативного курса.

Рабочая программа дополнительных занятий включает в себя операции с дробями; решение уравнений с модулем, квадратных уравнений, систем линейных уравнений; разложение на множители; тригонометрические уравнения; изучение основных алгебраических функций и их свойств. При подготовке программы использовалась блочно-модульная организация дисциплины, которая позволяет решать методические задачи с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Одним из видов учебно-методического обеспечения являются компьютерные программы с обучающими и контрольными заданиями, которые помогают оценить логические и творческие способности учащихся. Такие тестовые задания вызывают интерес у студентов, так как подобная система проверки знаний обеспечивает объективность оценки ответов, а также предоставляет возможность самоконтроля. В то же время преподаватель получает картину знаний по различным разделам дисциплины каждого учащегося и учитывает эти результаты при составлении индивидуальных заданий.

Формирование различных профессионально важных качеств будущих инженеров наиболее эффективно происходит при решении различных видов математических задач. Например, выполнение заданий с недостающими данными помогает развивать критичность мышления. Гибкость мышления развивается при использовании знания различных разделов при решении сложных заданий.

Студенты на каждом занятии решают индивидуальные тематические задания и предъявляют их на проверку. Изучение очередного модуля закрепляется написанием самостоятельной работы. На заключительном занятии они выполняют итоговую

контрольную работу, которая оценивается в сто баллов.

На занятиях, соответствующих учебному плану, обучающиеся выполняли комплекс заданий, который оценивался по кредитно-рейтинговой системе. При этом также использовалась блочно-модульная организация дисциплины. Максимальное количество баллов за семестр, которые мог получить студент, составляет также сто баллов. К сессии допускались студенты, набравшие пятьдесят баллов и выше.

В табл. 1 представлены результаты входного контроля, итогового контроля по дополнительным занятиям, баллы по рейтинговой системе основных занятий (допуск к сессии) и данные экзаменационной сессии студентов, посещавших факультативные занятия (2008-2010).

Таблица 1

Результаты контроля знаний студентов, посещавших факультативный курс

Группа Средний балл

входного итогового по рейтинговой системе на

контроля контроля основных занятии экзамене

1 43.7 54.6 51 3.7

2 51.4 53 50 3.8

3 54.6 54.5 51.4 4.1

4 41.8 50 48.7 3.7

5 37.5 42.4 41.3 3.7

В табл. 2 приведены результаты входного контроля, среднего балла по рейтинговой системе основных занятий и средний экзаменационный балл студентов, не посещавших факультативный курс (2006-2007).

Таблица 2

Результаты контроля знаний студентов, не посещавших факультативный курс

Группа Средний балл

входного контроля по рейтинговой системе основных занятий на экзамене

1 42.6 45.9 3.7

2 52.1 49.5 3.9

3 53.4 45.4 3.8

4 40.7 40.7 3.7

5 39.8 41.3 3.7

Из сравнения таблиц видно, что средний балл за выполнение комплекса заданий учебного плана, оцененных по рейтинговой системе, который является допуском к сессии, повышается после проведения курса факультативных занятий. В то же время средний экзаменационный балл существенно не меняется, так как определяется мотивацией самого обучаемого, его стремлением и желанием преодолевать трудности, умением самостоятельно изучать материал и в итоге получить высшее техническое образование.

В табл. 3 приведены результаты сдачи сессии студентами, посещавшими и не посещавшими факультативный курс.

Таблица З

Оценка После факультативного курса Без факультативного курса

Отлично 10 % 8 %

Хорошо 19 % 20 %

Удовлетворительно 44 % 40 %

Неудовлетвори- тельно 17 % 20 %

Не аттестованы 10 % 12 %

Из табл. 3 видно, что доля неудовлетворительных оценок на экзамене и студентов, не допущенных к сессии, уменьшилась после проведения факультативного курса математики.

Одна из задач факультативного курса - восполнить пробелы в знаниях по математике, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в вузе. Трудность состоит в том, что эти занятия являются дополнительными, то есть сверх обязательной учебной нагрузки, и приводят к повышенной утомляемости первокурсников. Это в свою очередь ставит другие задачи организации учебной деятельности и быта студентов, проблемы сохранности их здоровья.

Можно с уверенностью сказать, что внутриву-зовский механизм обеспечения качества образования - это особым образом организованная деятельность субъектов педагогического процесса, обеспечивающая последовательное прохождение студентами всех основных этапов учебной деятельности с целью достижения высокого уровня профессиональной подготовки и личностного развития.

Список литературы

1. Михайлова Е. Н. Современное педагогическое исследование в концепции оптимизационного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 4 (94). С. 21-24.

2. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев: Радяньска школа, 1984. 237 с.

3. Кушнова Е. В. Проблемы управления качеством образовательных услуг // Качество - стратегия XXI: мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. Томск: Изд-во ТПУ, 2005. С. 102-105.

4. Верещагин Ю. Ф., Ерунов В. П. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза: учеб. пос. Оренбург: ОГУ, 2003. 105 с.

5. Казанцева Н. Н., Соснина Е. В. О применении статистических методов управления качеством в учебном процессе // Качество - стратегия XXI: мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. Томск: Изд-во ТПУ, 2005. С. 105-107.

Манешева Р. А., кандидат физико-математических наук, доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, З0, г. Томск, Томская область, Россия, 6З4050.

E-mail: mr41@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 25.01.2011.

R. A. Manesheva

OPTIONAL COURSE OF MATHEMATICS IN UNIVERSITY IN THE ASPECT OF QUALITY OF EDUCATION

This article reveals the problems of modernization and quality of education. The author analyses literature about this subject and describes the experience of additional exercises.

Key words: modernization and quality of education, level of knowledge.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: mr41@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.