Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ ТОКАРЯ ПО ДАННЫМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ'

ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ ТОКАРЯ ПО ДАННЫМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN PROGNOSIS OF SUCCESSFUL TRAINING OF ADOLESCENTS IN THE TRADE OF A TURNER JUDGING BY PHYSIOLOGICAL INVESTIGATIONS

The authors drew on an assessment table of the development in 15 to 16 years old adolescents of physiological functions important for the trade of metal turners. The method of physiological examination of adolescents, which was elaborated by the authors for predicting their successful training in the work of turners was tested on 100 pupils of occupational technical schools. The information value of the elaborated method was confirmed: the assessment of the extent of development of physiological functions coincided with the evaluation of successful trade training of adolescents in 84 to 94 per cent of cases.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ ТОКАРЯ ПО ДАННЫМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ»

УДК в 12.66-053.6:[621.94 1:в58.388.1

Проф. С. А. Косилов, Л. А. Леонова, Н. С. Филина

ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ ТОКАРЯ ПО ДАННЫМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ

Институт физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР, Москва

Известно, что успешность освоения профессии в значительной мере зависит от наличия у учащегося тех способностей, к которым предъявляет особые требования работа по этой профессии. Согласно учению о способностях, последние проявляются главным образом в умениях и знаниях. Но так как у школьников-подростков умения и знания, соответствующие будущей профессии, еще минимальны, то, по-видимому, предвидеть, насколько успешно они овладеют профессией, на основании изучения способностей является принципиально неразрешимой задачей. Если же учесть, что способности развиваются в процессе обучения и упражнения на основе некоторых природных задатков, можно попытаться составить прогноз успешности освоения подростком профессии по уровню развития задатков способностей к будущей профессии. Такими задатками, в частности, являются физиологические функции, в наибольшей степени вовлекаемые в деятельность при выполнении профессиональных трудовых операций. Эти ключевые физиологические функции выявляются в результате изучения особенностей реакции организма квалифицированного рабочего на выполняемую работу.

Мы исходили из положения, что профессия токаря-металлиста является одной из массовых, что она не предъявляет к кандидатам на обучение исключительных требований и что ею может овладеть каждый здоровый подросток. Однако это не значит, что каждый сможет выполнять работу повышенной точности и сложности. При оценке профессиональной пригодности может идти речь о сравнительной успешности обучения и о «потолке» повышения уровня квалификации. Поэтому физиологически обоснованная оценка пригодности к профессии токаря представляется нам вероятностным прогнозом успешности обучения.

На основании литературных данных и собственных исследований мы выявили и изучили ключевые физиологические функции токаря-металлиста, а также разработали аппаратуру и методику определения уровня их развития. Информационную ценность ключевых функций предварительно проверили на высококвалифицированных токарях. Среди ключевых функций токаря, как выяснилось, особое значение имеют точность кинестезии, концентрация мышечной силы, формирование интегрального образа рабочих действий и усвоение ритма.

При разработке вопроса пригодности к профессии токаря мы определяли 28 физиологических показателей у 100 учащихся ПТУ № 6 (Москва) в начале обучения, когда они не успели приобрести специфических навыков и умений.

Приводим перечень исследованных показателей и средние величины уровня их развития у подростков 15—16 лет (УИ±0,678). 1. Мышечную силу измеряли с помощью динаморефлексометра (С. А. Косилов, 1969)— 40—49 кг. 2. Мышечная выносливость — время удержания усилия, равного 50% максимальной силы,— 36—67 сек. 3. Точность кинестезии без информации о результатах исследовали с помощью кинестезиоскопа (С. А. Косилов, 1971)—3,4—7,2 деления шкалы прибора. 4. Точность кинестезии с информацией о результатах — 1,8—3,6 деления шкалы. 5. Точность запечатления интегрального образа рабочих действий, предусмотренных программой прибора-аттенциометра Е. А. Милеряна (1966), оценивали количеством сделанных испытуемым ошибок при следовании сигналов

с интервалом 2 сек.—31,2—38,2. 6. Прогресс в формировании интегрального образа действий (2 сек.) оценивали по величине коэффициента прогресса (отношение количества ошибок в 2 последних испытаниях к числу ошибок в 2 первых — Е. А. Милерян)—0,8—1,28. 7. Интенсивность контроля (2 сек.) испытуемого за выполняемыми действиями оценивали по величине коэффициента контроля (отношение времени контроля за выполняемыми действиями ко всему времени работы — Е. А. Милерян)—0,14—0,22. 8—10. Те же показатели (№ 5—7) испытывали при интервале подачи сигналов 4 сек.: 8—17—24; 9—0,51—0,81; 10—ИК — 4 сек.—0,17—0,27. 11. Концентрацию мышечных усилий определяли с помощью прибора-кон-центратора (С. А. Косилов, 1971). Учитывали величину первоначальной концентрации — разницу латентного периода условно-двигательной реакции на световой держатель и латентного периода реакции того же испытуемого при прослеживании им за движущимся до определенной метки объектом — 213—273 мсек. 12. Усвоение повышающегося темпа предъявляемых раздражителей определяли тоже с помощью концентратора. Число предъявляемых сигналов, на которые должен был успеть ответить испытуемый, увеличивали от 66 до 180 в минуту. Оценку давали в баллах —от 0 до 5 (наивысший балл)—3—4 балла. 13. Динамический сдвиг в усвоении темпа (там же)—(+10,7)—(—14,0). 14—16. Точность глазомера (ошибка при делении метра на 2, 3 и 4 части —соответственно 0,66—1,54; 1,03—2,39 и 1,04—2,10 см. 17—18. Время реакции на белый и красный свет — соответственно 335—449 и 305—431 мсек. 19—20. Точность дифференцировки при воспроизведении усилия, равного 20% максимального и 80% максимального, определяли с помощью динаморефлексометра с учетом ошибки (С. А. Косилов, 1969)—соответственно 40—80% и 7,5—16,5%. 21—22. Минимальное количество попыток, необходимое для достижения стандартной точности усилия, равного 20% максимального и 80% максимального,— соответственно 4—8 и 3—5. 23—28. Продуктивность переработки информации от раздражителей второй сигнальной системы изучали с помощью цифровых таблиц с крупным шрифтом. Определяли следующие показатели: 23—продолжительность работы — 8—13 сек.; 24 — коэффициент прогресса — отношение продолжительности работы в 2 последних к продолжительности работы в 2 первых пробах из 5—0,95—1,51; 25—среднее количество ошибок из 5 проб — 0,5—1,0. Те же показатели изучали при работе испытуемого с таблицами, набранными мелким шрифтом: 26 — продолжительность работы — 10,2—15,6 сек.; 27 — коэффициент прогресса — 0,73—1,10; 28 — количество ошибок — 0,6—1,2.

Для определения валидности показателей сравнивали их значения с оценками успеваемости подростков (успешности овладения профессией), полученными по трехбалльной системе от мастеров-преподавателей в конце обучения в ПТУ (см. таблицу). При анализе материала учитывали частичное и полное совпадение оценок. За частичное принимали разницу в 1 балл. Частота полного совпадения оценок колебалась от 26 до 48 %, чаще всего была более 40 %. Частичное совпадение отмечалось в 40—62 % случаев.

Необходимо отметить, что заключение мастера о способностях подростка является комплексным и сравнение каждого из физиологических показателей с его оценкой является условной мерой. Учитывая это, а также то, что в заключении мастера об успеваемости и способностях ученика какую-то роль играет фактор субъективности даже в конце обучения в училище, при определении валидности показателей мы сочли целесообразным опираться не только на результаты полного совпадения оценок, но и на данные частичного их совпадения.

Из таблицы видно, что частота полного плюс частичного совпадения оценок была высокой (84—97%). Среди подростков с успеваемостью ниже и выше среднего (5-я и 6-я графы) частота совпадения колебалась соответственно от 23 до 94% и от 62 до 97%. Последнее дает основание предполагать, что информационная значимость изученных показателей различна.

Совпадение оценок уровня развития физиологических функций с оценками успеваемости

подростков (число случаев в %)

Nt показателя Совпадение Всего Полное + частич-ное совпадение при успеваемости ее ч 4> Н я п св Совпадение Всего Пол ное +частичное совпадение прн успеваемости

полное частичное ниже средней выше средней ас о с S. полное частичное и иже с ред-ней выше средней

1 31 57 88 75 73 15 40 45 85 62 73

2 37 47 84 50 70 16 38 47 85 46 78

3 44 45 89 69 81 17 40 46 86 37 76

4 45 48 93 92 86 18 26 62 88 50 79

5 48 45 93 92 84 19 44 47 91 75 81

6 36 54 90 85 78 20 42 48 90 62 91

7 41 49 90 85 78 21 48 47 95 88 88

8 48 45 93 92 84 22 39 58 97 88 95

9 37 52 89 23 97 23 46 46 92 77 86

10 36 56 92 85 84 24 42 47 89 85 76

11 38 49 87 69 76 25 42 51 93 93 84

12 37 48 85 92 62 26 35 56 91 85 81

13 38 47 85 94 76 27 44 40 84 69 67

14 43 48 91 93 78 28 41 47 88 85 73

Задачей следующего этапа исследований явился отбор наиболее валидных показателей и разработка единого обобщенного индекса оценки способностей подростков к освоению профессии токаря.

Необходимо подчеркнуть, что мы учитывали лишь физиологическую сторону оценки профессиональной пригодности, а потому не могли и не предполагали дать полную оценку, включающую социально-психологические и прочие свойства личности (интерес к профессии, накопленный опыт, знания, активность, настойчивость, дисциплинированность, волевые, эмоциональные качества и т. д.). Предложенный методический подход мы рассматриваем как необходимый элемент в комплексном решении вопросов профессиональной пригодности (с учетом медицинского, психологического и социологического аспектов).

Выводы

1. На основании данных об индивидуальных особенностях ключевых физиологических функций подростков можно составить прогноз успешности их обучения профессии токаря по металлу.

2. Разработана оценочная таблица уровня развития у подростков 15— 16 лет физиологических функций, ключевых для профессии токаря-метал-листа.

3. Разработанная методика физиологического обследования подростков для прогнозирования успешности обучения их професии токаря-метал-листа апробирована на учащихся ПТУ; подтверждена ее информативная ценность.

ЛИТЕРАТУРА. Косилов С. А. Физиологические основы НОТ. М., 1969.— Милерян Е. А. Психологический отбор летчиков. Киев, 1966.

Поступила 15/1X 1972 г.

EXPERIENCE IN PROGNOSIS OF SUCCESSFUL TRAINING OF ADOLESCENTS IN THE TRADE OF A TURNER JUDGING BY PHYSIOLOGICAL INVESTIGATIONS S. A. Kosilov, L. A. Leonova, N. S. Filina

The authors drew on an assessment table of the development in 15 to 16 years old adolescents of physiological functions important for the trade of metal turners. The method of physiological examination of adolescents, which was elaborated by the authors for predicting their successful training in the work of turners was tested on 100 pupils of occupational technical schools. The information value of the elaborated method was confirmed: the assessment of the extent of development of physiological functions coincided with the evaluation of successful trade training of adolescents in 84 to 94 per cent of cases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.