Научная статья на тему 'Профессионально значимые психофизиологические качества будущих менеджеров'

Профессионально значимые психофизиологические качества будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2786
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / СТУДЕНТЫ-МЕНЕДЖЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITES / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL FEATURES / MANAGERS-TO-BE / THE PERSONALITY TRAITS RESPOSIBLE FOR THE SUCCESSFUL PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорогина Ольга Ивановна

В статье рассматривается проблема определения личностных особенностей, обусловливающих успешность профессиональной деятельности менеджеров. Представлены результаты эмпирического исследования психофизиологических и личностных особенностей студентов-менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-physiological Aspects of Manager Training

The paper deals with the problem of defining the personality traits re-sposible for the successful professional formation of managers.It presents various approaches to the psychological aspects of profile preparation of future managers.

Текст научной работы на тему «Профессионально значимые психофизиологические качества будущих менеджеров»

экипажи многоместных самолетов, выявлять наиболее эффективные способы формирования и развития профессионально важных качеств. Системное обучение, своевременная переподготовка пилотов и проведение психологического отбора являются необходимым условием управления психофизиологической надежностью и профилактики ошибок специалистов.

Литература

1. Геллерштейн С. Г. Проблемы психологии в применении к авиации // Авиационная медицина в великую отечественную войну. М.: Медгиз, 1947. Вып. 1. С. 15-16.

2. Зиньковская С. М. Современные виды подготовки летного состава гражданской авиации в области человеческого фактора // Образование и наука. Изв. УрО РАО.2006. № 6(42). С. 71-83.

3. Лейченко С. Д., Малишевский А. В., Михайлик Н. Ф. Человеческий фактор в авиации: моногр.: в 2 кн. СПб: С.-Петерб. ун-т гражд. авиации, 2005. Кн. 1. 473 с.

4. Руководство по обучению в области человеческого фактора. (Doc. 9683 - AN/950). Канада; Монреаль: ICAO, 1998. 333 с.

5. Хельмрейх Р. Л. Профессиональная подготовка кадров в области CRM представляет собой главную линию обороны против угроз безопасности полетов, включая ошибки персонала // ИКАО. № 2. 1999. С. 29-35.

6. Циркуляр ИКАО (240 - А№ /144). Человеческий фактор: сб. материалов. № 7. Изучение роли человеческого фактора при авиационных происшествиях и инцидентах. 1993.

7. Человеческий фактор. Подготовка летного экипажа: оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT): сб. материалов. № 2. Циркуляр 217 - AN/132. Канада; Монреаль: ICAO, 1989. 73 с.

УДК 331.022

О. И. Дорогина

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье рассматривается проблема определения личностных особенностей, обусловливающих успешность профессиональной деятельности менеджеров. Представлены результаты эмпирического исследования психофизиологических и личностных особенностей студентов-менеджеров.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, психофизиологические свойства, студенты-менеджеры, профессионально важные качества личности.

Abstract - The paper deals with the problem of defining the personality traits re-sposible for the successful professional formation of managers.It presents various approaches to the psychological aspects of profile preparation of future managers.

Index terms: professional activites, psycho-physiological features, managers-to-be, the personality traits resposible for the successful professional formation.

В процессе подготовки в вузе у специалистов-менеджеров складываются ориентиры и приобретаются навыки и знания, которые в последующем в значительной мере будут определять общую картину их профессиональной деятельности. В силу своей сложности и специфичности профессиональная подготовка менеджера требует системного подхода, включающего всесторонний психофизиологический анализ. Резервы ее улучшения необходимо искать не только в организации учебно-воспитательного процесса, но и в выявлении и развитии психофизиологических возможностей студентов.

Деятельность менеджера характеризуется рядом специфических особенностей: чрезмерная перегрузка, повышенная ответственность, жесткий лимит времени, необходимость постоянно предвосхищать ситуации и принимать согласованные решения, эмоциональное напряжение, обусловленное неполнотой информации, внезапное или систематическое отвлечение внимания (воздействие помех, неожиданных раздражителей) и высокая «цена» ошибок. Работа в таких условиях требует сильной нервной системы. Большое значение имеют и психические процессы, такие как мнемические свойства руководителя (свойства памяти). Особая роль отводится способности запоминать большой объем материала, точности, длительности и прочности запоминания, поскольку менеджеру приходится иметь дело с профессионально- и социально-ценностной информацией. Необходимо также умение быстро воспроизводить материал (извлекать из памяти). Важнейшее из требований - устойчивость внимания. Менеджеру следует уметь распределять внимание между несколькими функциями в зависимости от ситуации. Для работы в обычных условиях он должен обладать следующими психомоторными (динамическими) качествами: терпеливостью (устойчивостью нервной системы к раздражителям), точностью, аккуратностью [5]. В стрессовых (экстремальных) ситуациях необходимы уравновешенность (эмоциональная стабильность) и гибкость (приспособляемость к изменяющимся условиям).

Согласно результатам исследования Р. Стогдилла, к важнейшим качествам менеджера относятся доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость [11]. Е. М. Борисова констатировала, что умение в стрессовой ситуации сохранять самообладание, активность, высокую работоспособность являются оптимальными детерминантами профессиональной успешности менеджера [2].

Перечисленные выше качества оказывают наибольшее воздействие на процесс выполнения менеджерами профессиональной деятельности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управ-

ленческих функций зависит от того, обладает или нет человек соответствующими личностными особенностями. В связи с этим наличие личностных предпосылок, детерминирующих успешность в профессии менеджера, играет особую роль при подготовке будущих управленцев.

Вместе с тем из-за сложности и многоплановости управленческой деятельности эта проблема остается недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре личностных детерминант успешности руководителя - не решенным в должной мере.

Важнейшими задачами профессиональной подготовки специалистов в вузе является создание условий для свободного выбора специальности и рациональное построение учебного процесса, направленного на развитие и совершенствование необходимых в будущей профессии знаний, умений, навыков, психологических и психофизиологических свойств [9].

В решении столь многосторонних задач и направлений принимают участие специалисты различного профиля: экономисты, педагоги, психологи и физиологи [4].

Целым рядом исследований установлено, что не все лица одинаково эффективно осваивают одну и ту же работу [1]. Успешное овладение профессией менеджера возможно лишь при соответствии определенных психофизиологических и психологических показателей личности специфическим требованиям, предъявляемым этой профессией [6].

Совокупность физиологических, психофизиологических и психических особенностей человека определяет его профессиональную пригодность. Поэтому целью нашей работы стало исследование индивидуальнопсихофизиологических особенностей студентов-менеджеров.

В исследовании участвовали 50 респондентов - студенты факультета менеджмента, переподготовки кадров и повышения квалификации Уральского государственного педагогического университета (48 девушек и 2 юноши, возраст от 17 до 19 лет).

В исследовании были использованы:

• методика диагностики работоспособности (тест Э. Ландольта);

• теппинг-тест;

• методика исследования ситуативной и личностной тревожности;

• рисуночный метод исследования фрустрационных реакций (С. Ро-зенцвейг);

• тест Р. Кеттелла - методика многофакторного исследования личности (16 РК, форма С) [10].

• таблицы А. М. Вейна, использовавшиеся для оценки направленности вегетативных реакций и характера симпатико-парасимпатических взаимоотношений [3].

Для обработки результатов исследования применялись методы математико-статистического анализа.

Диагностика работоспособности, проведенная с помощью методики Э. Ландольта, выявила, что 30% студентов обладают высоким уровнем

продуктивности, что косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса. Обследуемые отличаются высокой скоростью переработки информации, составляющей основу высокой продуктивности: они способны работать быстро и в течение длительного времени.

Студенты со слабой нервной системой (70%) быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут трудиться в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности с умеренной интенсивностью поступления информации. Такой тип нервной системы характеризует исполнителя, тогда как управленцу помимо глубоких специальных знаний необходимы высокая трудоспособность, быстрота мыслительных процессов, умение переключаться с одного вида активности на другой и вместе с тем не упускать из виду основные цели деятельности [6].

Высокая подвижность нервной системы зафиксирована у 23,3% студентов, что позволяет им работать быстро и выполнять большое количество работы, т. е. достигать высокой продуктивности. У остальных студентов подвижность нервной системы выше среднего (36,6%) или средняя (40%). Студентов с низкой скоростью переработки информации не зафиксировано. Люди с высоким и средним уровнем подвижности нервной системы более успешны при выполнении сложных алгоритмических операций, особенно скоростных.

Выше среднего дифференцированное торможение в центральной нервной системе у 43% студентов - их сильной стороной являются точность и безошибочность в работе. Средним уровнем торможения обладают 33,3% обследуемых, низким - 23,3%. Студенты с низким уровнем точности ориентированы скорее на количественные, чем на качественные показатели. Это позволяет предположить наличие у них таких личностных особенностей, как импульсивность и самоуверенность, а также легкомысленность и поверхностность. Недостаток точности должен корректироваться обязательной проверкой выполненных частей работы, что более характерно для объекта управления.

Низкая ситуативная тревожность выявлена у 66,6% обследуемых, средняя - у 30%, высокая - у 3,3%. Личностная тревожность низкая у 36,6%, средняя - у 60%, высокая - у 3,3%. Студенты с высоким уровнем тревожности более подвержены стрессовым состояниям, чаше испытывают ощущение некомпетентности и беспомощности, их излишняя эмоциональная напряженность отрицательно сказывается на результатах работы. Таким образом, низкая тревожность благоприятна для профессии менеджера. Е. А. Климов отмечает также, что деятельность менеджера связана с целеустремленностью, настойчивостью, но в сочетании с выдержанностью, уравновешенностью, корректным отношением к людям [6].

Для изучения показателя эмоциональной устойчивости студентов нами была использована методика С. Розенцвейга, направленная на изучение толерантности к фрустрации и способов выхода из фрустрацион-ной ситуации.

Полученные данные свидетельствуют о частоте ответов студентов в импунитивной манере (68%), следовательно, большая их часть воспринимает происходящее как неизбежное, фатальное, не пытаются найти причину происшедших с ними событий. Долю интропунитивных ответов составляют 2%, экстрапунитивных - 30%. Реакции этих студентов во фрустрирующей ситуации направлены на осуждение внешней причины фрустрации. В ответах преобладают обвинения, упреки, порицания, враждебность или агрессивность в отношении другого человека или объекта, чувство вины, что свидетельствует о низком уровне развития эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях.

Большая часть испытуемых отличается необходимо-упорствующим (разрешающим) типом реакции - 59%, к препятственно-доминантному типу относятся 8%, самозащитному - 33% обследуемых.

Для определения эмоционально-волевых, интеллектуальных и коммуникативных качеств студентов нами были использованы результаты, полученные с помощью методики 16-факторного исследования личности Р. Кеттелла [10] (таблица).

Уровень эмоционально-волевых, интеллектуальных и коммуникативных

качеств студентов

Блок факторов Уровень, %

низкий средний высокий

Интеллектуальные качества 13,3 20,1 ,6 6, 6

Эмоционально-волевые качества 21,2 42,2 36,6

Коммуникативные качества 6,6 33,3 60,1

Согласно этим сведениям, с достаточной степенью достоверности возможно спрогнозировать не только успешность обучения менеджера, но и его профессиональную эффективность в будущем. Некоторые авторы утверждают, что выявленные (в том числе и негативные) психологические и психофизиологические характеристики в 42-65% случаев сохраняются у индивидов и после обучения в вузе - в дальнейшей трудовой деятельности [6].

Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу. Наиболее тесные положительные статистически значимые связи были обнаружены между показателями скорости переработки информации, которые косвенно характеризуют функциональную подвижность нервной системы, и показателями продуктивности (0,948 при р < 0,01). Следовательно, лица с высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы обладают большой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что обеспечивает их высокую продуктивность, способность выполнять большое количество работы в единицу времени.

Выявлены отрицательные статистически значимые связи скорости переработки информации с робостью (-0,545 при р < 0,01). Значит, лица

с высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы выдерживают большие эмоциональные нагрузки, активны в общении и склонны к риску.

Скорость переработки информации имеет отрицательную связь с ин-тропунитивностью (-368 при р < 0,05) и положительную с импунитивностью (378 при р < 0,05). Таким образом, лица с высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы реже испытывают чувство собственной вины, а происходящее рассматривают как неизбежное, фатальное.

Коэффициент выносливости определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности без признаков утомления, снижающего скорость деятельности. Он косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя и имеет отрицательную связь с точностью (-603 при р < 0,01), что согласуется с данными исследователей. Так, В. И. Рождественская и Л. Б. Ермолаева-Томина отмечают, что по общему уровню успешности интеллектуально-сенсорной монотонной деятельности (подсчитыванию количества заданных букв в таблице Анфимова) лица со слабой нервной системой опережают лиц с сильной нервной системой (последние допускают больше ошибок). Однако, как показали В. И. Рождественская и И. А. Левочкина, при отсутствии монотонности различия между лицами с разной силой нервной системы не проявляются [7]. Выявленная с помощью теста Р. Кеттелла отрицательная связь силы нервной системы с правдивостью ответов и склонностью к завышенной самооценке (392 при р < 0,05), возможно, связана с вербальным интеллектом. Положительная связь с успеваемостью (431 при р < 0,05) предположительно объясняется лишь тем, что лица со слабой нервной системой менее устойчивы к психическому напряжению и поэтому могут показывать худшие результаты при опросе, написании контрольных, сдаче экзаменов. Э. В. Штимер отмечает, что среди лиц со слабой нервной системой более высокий вербальный интеллект встречается чаще, чем у обладателей сильной нервной системы. В. С. Мерлин выявил отсутствие связи свойств нервной системы с успеваемостью и объяснил это тем, что учащиеся с разными типологическими особенностями приспосабливаются к деятельности за счет формирования ее стиля [8, с. 147].

Статистически значимые отрицательные связи имеются между показателями средней точности, которая определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности, косвенно характеризуя дифференцированное торможение в центральной нервной системе, и интро-версией (-419 при р < 0,05). Коэффициент точности свидетельствует о способности к длительному поддержанию выявленного уровня точности без признаков утомления, снижающего безошибочность работы. Он имеет отрицательные статистически значимые связи с нейротизмом (-545 при р < 0,01) и интроверсией (-427 при р < 0,05) и положительную связь с самооценкой (0,402 при р < 0,05).

Тесные положительные статистически значимые связи были получены между показателями экстраверсии и скорости психомоторных действий (378; р < 0,05), доминантности (420; р < 0,05), экспрессивности (451; р < 0,05) и фиксации на препятствие (395; р < 0,05); нейротизма и ситуативной тревожности (430; р < 0,05), личностной тревожности (420; р < 0,05), настороженности (366; р < 0,05), напряженности (450; р < 0,05), неуверенности (586; р < 0,01). Психологическое значение полученных связей заключается в том, что экстраверсия выступает детерминантой темпоритмических характеристик - как психомоторных, так и простой активности. Нейротизм же наряду с неуравновешенностью нервно-психических процессов, а также лабильностью вегетативной нервной системы обусловливает низкую точность выполнения работы, низкую выносливость с точки зрения поддержания безошибочности деятельности.

В ходе исследования были изучены особенности вегетативного статуса каждого испытуемого и его взаимосвязи с различными показателями работоспособности нервного субстрата. Направленность вегетативных реакций и характер симпатико-парасимпатических взаимоотношений оценивались по таблицам А. М. Вейна с помощью индекса исходного вегетативного тонуса (более 90 усл. ед. - симпатикотония; 30-90 усл. ед. - относительное равновесие вегетативной нервной системы; менее 30 усл. ед. - ваготония).

Значения индекса исходного вегетативного тонуса в обследуемой группе (83,3 + 7,16) позволяют охарактеризовать ее вегетативный статус как состояние нормотонии, т. е. динамического равновесия активности симпатического и парасимпатического отделов.

В группе студентов с повышенным уровнем функционирования симпатической нервной системы (32 чел.) показатель скорости переработки информации имеет высокое значение (при р < 0,05). Среди студентов с преобладанием парасимпатической нервной системы (18 чел.) этот показатель достоверно ниже (при р < 0,05). В то же время в этой группе достоверно выше показатель выносливости. Качественные показатели работоспособности достоверно выше в группе студентов с преобладанием ва-готонии. Средняя точность и коэффициент точности косвенно характеризуют дифференцированное торможение в центральной нервной системе и выносливость человека с точки зрения поддержания безошибочной деятельности и свидетельствуют о способности к более длительному, продуктивному и безошибочному труду. Мы полагаем, что это связано с величиной функциональных резервов организма, то есть выработанной в процессе эволюции адаптационной способностью во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Физиологические резервы обеспечиваются анатомо-физиоло-гическими и функциональными особенностями строения организма (наличие парных органов, значительное усиление деятельности внутренних органов, высокая резистентность клеток и тканей организма к различным внутренним изменениям условий их функционирования).

Перечислим выявленные нами наиболее благоприятные для профессии менеджера свойства нервной системы:

• сильный тип нервной системы,

• высокая функциональная подвижность нервной системы,

• высокое торможение в центральной нервной системе,

• низкая ситуативная тревожность,

• высокая эмоциональная устойчивость,

• высокий показатель средней точности.

Особенности вегетативного статуса, также значимые для представителей исследуемой профессии, поддаются коррекции.

Проведенный нами анализ успеваемости показал, что студенты с низкими показателями продуктивности и средней точности не справляются или плохо справляются с учебной нагрузкой.

В силу своей многоплановости, сложности и специфичности профессиональная подготовка менеджеров требует всестороннего психологопедагогического обоснования. Мы полагаем, что целесообразно использовать методики определения функциональной подвижности нервной системы, способов адаптации, исследования фрустрации уже на этапе поступления в вуз, так как одного лишь наличия положительных оценок на вступительных экзаменах недостаточно. По мнению В. С. Мерлина, психофизиологические особенности практически не изменяются в процессе обучения и профессиональной деятельности. Это обстоятельство увеличивает значимость отбора абитуриентов с сильной, подвижной нервной системой [8]. Предварительный отбор позволит профилактировать психологический дискомфорт, внутриличностные конфликты и профессиональные кризисы, обусловленные неправильным выбором профессии.

Предлагаемый способ исследования позволяет выявить и рекомендовать для дальнейшего обучения студентов менеджеров с высокой функциональной подвижностью нервной системы, высокой продуктивностью, выраженными коммуникативными и эмоционально-волевыми качествами. В дальнейшем, уже у студентов, методики определения ситуативной и личностной тревожности, оценка вегетативного статуса помогут выявить психофизиологические особенности и провести коррекцию, тренировку и развитие таких качеств, как стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность.

Литература

1. Бондаренко О. Г. Основные направления подготовки менеджера в системе высшего профессионального образования в России // Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: сб. науч. ст. V междунар. науч.-практ. конф. 4-5 апр. 2006 г. Екатеринбург, 2006. С. 170-171.

2. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 78 с.

3. Вейн А. М., Соловьева А. Д., Колосова О. А. Вегетососудистая дистония. М.: Медицина, 1981. 270 с.

Ценностно-смысловые особенности ненормативного кризиса профессиональной

карьеры

4. Гамаюнов В. Г., Можаровский В. А. Дидактика и формирование менеджера // Актуальные проблемы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. 30-31 окт. 1997 г. Донецк, 1997. С. 126-127.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061100 «Менеджмент организации». М., 2000.

6. Ильин Е. П., Нгуен Ки Еыюнг. Склонность к стилю руководства и личностные особенности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1999. Вып. 3. С. 102-112.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2005. 299 с.

8. Мерлин В. С. Свойства личности как способности // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. С. 8-50.

9. Милерян Е. А., Шевцов О. П. Общая структура деятельности операторов и некоторые условия ее формирования // Вопр. психологии. 1966. № 4. С. 74-86.

10. Практикум по психологии / под ред. А. С. Кармина, Ю. А. Сан-дулова. СПб., 2002. 125 с.

11. Stogdill R. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. N. Y., 1974. Р. 7-16.

УДК 331.022

Н. О. Садовникова

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕНОРМАТИВНОГО КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ1

В статье рассматриваются ценностно-смысловые особенности переживания ненормативного кризиса профессиональной карьеры. Проанализированы подходы Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева, В. Э. Чудновского, Р. Х. Шакурова и др. к пониманию механизмов переживания кризисов, кризисных ситуаций, барьеров. Представлены предварительные результаты исследования ценностно-смысловых особенностей кризиса потери работы.

Ключевые слова: карьера, профессиональный кризис, кризис потери работы, ценностно-смысловая сфера личности.

Abstract - The paper considers peculiarities of abnormative career crisis experience, approaches of F. Vasilyuk, D. Leontyev, V.Tchudnovsky, R. Shakurov to understanding mechanism of crisis experience being analysed. It provides preliminary research data.

Index terms: career, career crisis, dismissal, values and sense of a personality life.

1 Исследование было проведено при поддержке РГНФ (грант № 08-06-00501 а). Образование и наука. 2009. № 6 (63) т. 2 89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.