Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ТОКАРЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ '

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ТОКАРЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE REGIMEN OF PROGRAMMED TEACHING OF ADOLESCENT-TURNERS IN OCCUPATIONAL-TECHNICAL SCHOOLS

A group of 24 adolescent-turners aged from 15 to 16 were under observation. Different kinds of theoretical lessons were tested. On the basis of the data obtained on the functional changes taking place in the central nervous system and in the general working capacity of adolescents the authors suggest a rational regimen and Iength of lessons with the use of programming and technical means of teaching.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ТОКАРЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ »

AGE INDICES OF THE INFORMATION PROCESSING RATE BY EYES IN CHILDREN

AGED 8 TO 15

E. M. Belostotskaya, E. M. Demina, L. Ya. Kanevskaya, L. V. Ryabova

The paper presents results of the approbation of the previously suggested correction table for determining the rate of information processing in the eyes.The age indices of the visual information processing rate were determined in children aged 8 to 15.

УДК в 13.95в:[в21.94 1:377.3.014.544

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ТОКАРЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ

Н. П. Маслова

Московский иаучно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В профессионально-технических училищах (ПТУ) все большее распространение получают новые методы подготовки подростков, в том числе и элементы программированного обучения. Цель программированного обучения заключается в повышении эффективности самостоятельной работы учащихся на занятиях и превращение ее в процесс управляемый.

Данные о влиянии программированного обучения на функциональное состояние организма подростков до настоящего времени отсутствуют; гигиенические рекомендации, касающиеся режима программированного обучения учащихся ПТУ, не разработаны.

Нашей целью было гигиеническое обоснование рационального режима теоретических занятий подростков, включая элементы программированного обучения с использованием комплекса технических средств. Работу выполняли на базе ПТУ машинострительной промышленности. В училище специально оборудован кабинет программированного обучения комплексом технических средств «Профессия-3». В кабинете 28 рабочих мест, на каждом из них вмонтирован небольшой пульт, связанный с пультом преподавателя. Занятия проводились в режиме «обучения» и «контроля». Пульт учащегося предназначен для самостоятельной работы по программированному пособию и для самоконтроля.

Под наблюдением находилось 24 учащихся-токарей первого года обучения в возрасте 15—16 лет. Все они имели восьмилетнее образование и за 2 года обучения в ПТУ, проходя специальные предметы, получали вместе с тем знания в объеме 9-го класса средней школы. В связи с этим ежедневная продолжительность теоретических занятий была увеличена до &—7 уроков.

Исследования выполнялись нами в дни теоретических занятий, когда у учащегося были уроки специальной технологии токарного дела. Были приняты 2 варианта занятий с применением программированного обучения и комплекса технических средств: во второй половине учебного дня (на 5—7-м уроке) и в первой половине (на 1—4-м уроке). При обоих вариантах занятия проходили 2 раза в неделю (по 2 урока, следовавших один за другим). С целью установления оптимальной продолжительности работы на программирующих машинах изучали влияние ее в течение 45 и 30 мин.

Контрольные наблюдения вели за той же группой учащихся на занятиях при традиционной системе обучения. Исследования проводили 4 раза в динамике учебного дня (до и после занятий, до и после уроков с использованием программирования).

Сравнительную оценку изучаемых режимов обучения проводили по данным функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности подростков. Кроме того, осуществляли хронометраж учебной

50

1

2)0

т

150

активности на уроке. Состояние центральной нервной системы оценивали по величине латентного периода простой двигательной реакции на свет и звук. Работоспособность учащихся определяли с помощью «бланковой методики сложения чисел с переключением», предложенной К. К. Платоновым в модификации В. А. Бодрова и В. В. Колбанова.

Хронометраж показал, что учебная активность учащихся на уроках с использованием программированных пособий и технических средств была значительно выше (84—88,5%), чем на уроках, проводимых традиционным методом (75,5%). Это свидетествует об увеличении плотности уроков.

Исследования ледентного периода зрительно-моторной реакции свидетельствует о том, что происходит постепенное увеличение его к концу учебного дня независимо от метода обучения (см. рисунок). Однако степень такого увеличения неодинакова при разных режимах обучения. При обычном методе латентный период равномерно возрастает к концу учебного дня (на 13,3 мсек). При первом варианте программированного обучения (занятия на 5—7-м уроках) наблюдалось наиболее выраженное удлинение латентного периода к концу учебного дня (на 18,6 мсек), причем наибольшее (на 10,4 мсек) в послеобеденный период, т. е. после уроков с программированием. Это, по-видимому, обусловлено неправильным построением режима занятий и использованием программирования и технических средств. При втором варианте режима программированного обучения (занятия на 1—4-м уроке) удлинение латентного периода к концу занятий было незначительным (9,1 мсек) и более равномерным.

Анализ работоспособности по объему выполненного задания, числу допущенных ошибок и нарушений переключения при втором варианте обучения указывает на сохранение ее на довольно высоком уровне после уроков с программированием и после окончания рабочего дня. Так, после 2 уро-

До занятий

До обеда

После занятий

Изменение латентного периода зрительно-моторной реакции у подростков в течение учебного дня при разных режимах обучения.

1 — вариант режима с программированным обучением на 5 — 7-м уроках; 2— вариант режима с программированным обучением на 1 —4-м уроках; 3 —контроль (без программированного обучения).

Показатели изучаемых функций у подростков при различной длительности работы на

программирующих машинах

Длительность работы на программированной машине (в мин.) Изучаемые показатели с= о 5 а -н » о С г Ч — о §5 До уроков программирования После уроков программирования , X Я

М ,±т, Мг±т, <35 .З-о л 1=1= и

45 Зрительно-моторная реакция (в мсек) Объем выполнен- 48 192+1,57 200± 1,82 8,0 3,00

30 ного задания (число действий за 3 мин.) Зрительно-моторная реакция (в меж) Объем выпол- 82 78 115±4,44 190± 1,11 118±4,41 119,6± 1,13 3,0 16 0,23 0,9

ненного задания (число действий за 3 мин.) 84 108± 3,87 120±4,40 12,0 1,05

ков программирования объем выполненного задания возрастал в 71,1% случаев, а число ошибок уменьшалось; в конце учебного дня объем выполненного задания повышался в 87,6% случаев при незначительном увеличении числа ошибок.

Таким образом, программированное обучение в первой половине учебного дня не вызывает отрицательных сдвигов в функциональном состоянии учащихся и способствует сохранению ими работоспособности до конца учебного дня.

Исследования проводились при длительности работы на программирующих машинах 30 и 45 мин. Наиболее благоприятное влияние на функциональное состояние подростков наблюдалось при 30-минутной работе на программирующих машинах (см. таблицу).

Непрерывная работа в течение 45 мин. вызывала удлинение латентного периода, свидетельствующее о неблагоприятных изменениях в центральной нервной системе. При 30-минутной работе латентный период зрительно-моторной реакции оставался без изменения, а объем выполненного задания возрастал. Такая продолжительность работы на программирующих машинах является оптимальной для подростков в возрасте 15—16 лет.

Следовательно, программированное обучение, проводимое с учетом физиологических возможностей подростков, не вызывает отрицательных сдвигов в функциональном состоянии учащихся.

Выводы

1. Программированное обучение на теоретических занятиях, проводимых с помощью комплекса технических средств, способствует повышению учебной активности учащихся на уроках по сравнению с традиционным методом обучения.

2. Наиболее благоприятные показатели функционального состояния подростков на теоретических занятиях с программированием наблюдались при проведении их в первой половине дня (на 1—4-м уроке) и при продолжительности не более 30 мин.

ЛИТЕРАТУРА

Бодров В. А., К о л б а н о в В. В. Гиг. труда, 1969, № 9, с. 49.

Поступила 8/VII 1971 г.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE REGIMEN OF PROGRAMMED TEACHING OF ADOLESCENT-TURNERS IN OCCUPATIONAL-TECHNICAL SCHOOLS

N. P. Maslova

A group of 24 adolescent-turners aged from 15 to 16 were under observation. Different kinds of theoretical lessons were tested. On the basis of the data obtained on the functional changes taking place in the central nervous system and in the general working capacity of adolescents the authors suggest a rational regimen and lenght of lessons with the use of programming and technical means of teaching.

УДК 613.72:371.73

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Н. Т. Лебедева

Минский медицинский институт

Гигиена физического воспитания школьников охватывает обширный круг вопросов, касающихся воздействия физических упражнений на развитие функциональных возможностей детей, формирования у них жизнен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.