Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ "ЧУЛПАН"'

ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ "ЧУЛПАН" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / КОМПАНИЯ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК И РАБОТОДАТЕЛЬ В РТ / ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА СОТРУДНИКОВ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА / ИНВЕСТИЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / РАЗНОРОДНОСТЬ ПЕРСОНАЛА / INSURANCE COMPANY / JOINT-STOCK COMPANY / COMPANY / INSURANCE MARKET / TAXPAYER AND EMPLOYER IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN / HIGH LEVEL OF CENTRALIZATION OF BUSINESS PROCESSES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / HIGHLY PROFESSIONAL TEAM OF EMPLOYEES / STAFF TRAINING / STAFF DEVELOPMENT TECHNOLOGIES / INVESTMENTS / TRAINING PROGRAMS / STAFF HETEROGENEITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капрош Е.И.

акционерное общество страховая компания «Чулпан» - средний по размерным показателям региональный страховщик РТ. Достигнутый уровень развития компании «Чулпан» обеспечен, в первую очередь, благодаря высокопрофессиональной команде сотрудников, способных решать самые непростые задачи, профессиональное развитие персонала в СК «Чулпан» - четко спланированный процесс, осуществляемый в соответствии с ежегодно разрабатываемыми корпоративными планами обучения. Средства, вкладываемые в их развитие, рассматриваются как инвестиции, которые в будущем принесут компании прибыль. Именно поэтому развитие и обучение персонала приобретает стратегическое значение. Компания может существенно сэкономить на оплате труда высококвалифицированных специалистов и обеспечить рост начинающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT EXPERIENCE AT CHULPAN INSURANCE COMPANY

joint-stock company Chulpan Insurance Company is the average regional insurer in the Republic of Tajikistan in terms of size. The achieved level of development of the Chulpancompany is ensured, first of all, thanks to a highly professional team of employees capable of solving the most difficult tasks, professional development of personnel in IC Chulpan is a clearly planned process carried out in accordance with the annual corporate training plans. The funds invested in their development are considered as investments that will bring profit to the company in the future. That is why the development and training of personnel takes on strategic importance. The company can significantly save on the wages of highly qualified specialists and provide growth for beginners.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ "ЧУЛПАН"»

УДК 35

Капрош Е.И. студент

3 курс, кафедры «Экономической теории и экономической политике» научный руководитель: Жук С.И., к.. э. н.

доцент

«Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»

Россия, г. Набережные Челны

ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СТРАХОВОЙ

КОМПАНИИ «ЧУЛПАН»

Аннотация - акционерное общество страховая компания «Чулпан» -средний по размерным показателям региональный страховщик РТ. Достигнутый уровень развития компании «Чулпан» обеспечен, в первую очередь, благодаря высокопрофессиональной команде сотрудников, способных решать самые непростые задачи, профессиональное развитие персонала в СК «Чулпан» - четко спланированный процесс, осуществляемый в соответствии с ежегодно разрабатываемыми корпоративными планами обучения. Средства, вкладываемые в их развитие, рассматриваются как инвестиции, которые в будущем принесут компании прибыль. Именно поэтому развитие и обучение персонала приобретает стратегическое значение. Компания может существенно сэкономить на оплате труда высококвалифицированных специалистов и обеспечить рост начинающим.

Ключевые слова - страховая компания, акционерное общество, компания, страховой рынок, налогоплательщик и работодатель в РТ, высокий уровень централизации бизнес-процессов, профессиональное развитие, высокопрофессиональная команда сотрудников, обучение персонала, технологии развития персонала, инвестиции, обучающие программы, разнородность персонала.

Kaprosh E. I. student

3 courses of the department of «Economic Theory and Economik Policy» scientific director: Zhuk S.I., PhD in Economics

assistant professor «Kazan (Volga) Federal University» Russia, Naberezhnye Chelny

PROFESSIONAL DEVELOPMENT EXPERIENCE AT CHULPAN

INSURANCE COMPANY

Annotation - joint-stock company Chulpan Insurance Company is the average regional insurer in the Republic of Tajikistan in terms of size. The

achieved level of development of the Chulpancompany is ensured, first of all, thanks to a highly professional team of employees capable of solving the most difficult tasks, professional development of personnel in IC Chulpan is a clearly planned process carried out in accordance with the annual corporate training plans. The funds invested in their development are considered as investments that will bring profit to the company in the future. That is why the development and training of personnel takes on strategic importance. The company can significantly save on the wages of highly qualified specialists and provide growth for beginners.

Key words - insurance company, joint-stock company, company, insurance market, taxpayer and employer in the Republic of Tatarstan, high level of centralization of business processes, professional development, highly professional team of employees, staff training, staff development technologies, investments, training programs, staff heterogeneity.

Акционерное общество страховая компания «Чулпан» - средний по размерным показателям региональный страховщик, большая часть собранной премии которого приходится на Республику Татарстан^]. Согласно выводам RAEX (Эксперт РА) компания обладает исключительно высокими запасами ликвидности и платежеспособности, а так же обладает адекватным качеством управления, в том числе уделяет внимание управлению рисками[2].

Высокий уровень надежности был подтвержден в апреле 2019 года, когда ей был присвоен уровень ruA+, что является высоким показателем надежности компании.

На страховом рынке Татарстана АО СК «Чулпан» занимает 5 место с общей долей рынка - 7,16%, среди региональных страховщиков - 2-ое место после АО «НАСКО», покинувшей рынок страховых услуг в 2019 году.

Являясь крупным налогоплательщиком и работодателем в РТ, компания целенаправленно проводит политику социально-ориентированного бизнеса. Помимо того, что само страхование является социально -ориентированным видом деятельности, направленным на защиту имущественных и финансовых интересов людей, Компания активно участвует в благотворительных акциях, охватывая, в первую очередь, наиболее нуждающихся в помощи.

АО «СК «Чулпан» имеет стабильный доход и старается увеличивать объемы сборов. Продажа услуг ведется как через агентов-юридических лиц, так и через агентов-физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Активно развивается онлайн-страхование. Согласно мнению экпертов страховая компания обладает высокими запасами ликвидности, платежеспособности и надежности. Одной из стратегических целей деятельности «Чулпан» сегодня является становление компании как одного из лидеров российского страхового рынка.

Достигнутый уровень развития компании «Чулпан» обеспечен, в первую очередь, благодаря высокопрофессиональной команде сотрудников, способных решать самые непростые задачи.

Как и в любой организации, важнейшим стратегическим фактором деятельности АО СК «Чулпан» является кадровый потенциал, который в свою очередь определяет успех фирмы.

Сегодня АО СК «Чулпан» имеет в своем составе головной и дополнительный офис, 8 представительств, а также 15 филиалов, где трудятся690 человек, из которых: страховые агенты - 309 чел., штатные сотрудники - 381 чел. В том числе по категориям: руководители - 65 чел., специалисты - 262 чел., рабочие - 54 чел.[3]

Численность штатных сотрудников стабильна. Это связано, с одной стороны, с удовлетворительными условиями труда, а с другой - с цифровизацией страхового рынка, когда при увеличении объема работы, потребность в дополнительном персонале отсутствует. Что касается агентов, то каждые полгода СК «Чулпан» проводит анализ убыточности агентских договоров. На основании сальдо продажи страховых полисов и последующих выплат по возникшим по ним страховым случаям, проводится анализ. В случае минусового сальдо по полюсам, выписанным агентом, договор с ним расторгается. Это позволяет значительно уменьшить количество неэффективных или недобросовестных агентов и повысить профессиональный уровень оставшихся. Кроме того, та же цифровизация приводит к тому, что потребность в агентах постепенно сходит на нет.

Важнейшим фактором эффективной работы страховой компании является непрерывное профессиональное развитие персонала. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость: чем выше его разряд, тем выше производительность. Профессиональное развитие персонала представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Компания АО СК «Чулпан» рассматривает сотрудников как основной ресурс в реализации корпоративной стратегии. Поэтому одним из важнейших направлений Политики управления персоналом компании является развитие и обучение сотрудников. Компания ориентирована на создание интегрированной системы непрерывного образования, направленной на постоянное совершенствование и развитие сотрудников в соответствии со стратегическими целями.

В организационной структуре АО СК «Чулпан» не выделено отдельное структурное подразделение, ответственное за обучение и развитие персонала. Данные функции возложены на Отдел по социальному развитию и кадрам, находящийся в головном офисе г.Альметьевска.

Тем не менее, профессиональное развитие персонала в СК «Чулпан» -четко спланированный процесс, осуществляемый в соответствии с ежегодно разрабатываемыми корпоративными планами обучения. Подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации персонала - важнейшие функции данного подразделения. Обучение и развитие персонала осуществляется с учетом таких факторов, как:

- стратегия развития компании на предстоящий период;

- потребность в обучении в соответствии с индивидуальными планами развития сотрудников;

- результаты оценки эффективности персонала [4].

Система развития и обучения персонала группы компаний АО СК «Чулпан» распространяется на все уровни персонала - от внештатных агентов до управляющих и строится на четырех основных принципах:

- цели и задачи Компании формируют приоритеты обучения и развития персонала;

- обучающие программы должны быть высочайшего качества;

- обучающие программы направлены на конкретные целевые группы;

- обучение доступно всем сотрудникам подразделений АО СК «Чулпан».

При этом учитываются следующие особенности, общие для всех страховых компаний:

1. Разнородность персонала - от штатных высококвалифицированных сотрудников - до внештатных агентов, часто без высшего образования.

2. Отсутствие профильного образования у большинства сотрудников. Как было установлено в результате анализа качественного состава персонала АО СК Чулпан», более 85% персонала не имеет образования в сфере страхования. Следовательно, получение профессиональных знаний является необходимым условием для их дальнейшей успешной работы.

3. Разветвленность региональных и агентских сетей, их удаленность от центра. Это обстоятельство заставляет компанию активно развивать дистанционные формы обучения персонала.

4. Высокий уровень централизации бизнес-процессов. Как было установлено в результате анализа, ключевые функции управления АО СК «Чулпан» сосредоточены в головной организации. Филиалы же в основном ответственны за реализацию функции продаж страховых продуктов, а также за оказание сервиса клиентам в пределах отведенной территории. Высокий уровень централизации отражается, в том числе, и на системе управления персоналом. При такой схеме персонал филиалов имеет возможность включаться в систему обучения головной организации.

Правила и порядок профессионального развития работников АО СК «Чулпан» устанавливает регламент, разработанный в соответствии законодательными актами и иными документами

Фиксация результатов обучения персонала осуществляется через ведение внутреннего документа АО СК «Чулпан» «Реестр (журнал) результатов обучения работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями страховых услуг». Реестр ведется по каждому отдельному структурному подразделению (головной офис, дополнительный офис, филиал).

Кроме того, отдел по социальному развитию и кадров АО СК «Чулпан», кадровые работники филиалов осуществляют ведение документа

«Личная карточка прохождения обучения работника, взаимодействующего с получателями страховых услуг».

В 2018 году в целях своего профессионального развития, 19 человек прошли обучение по направлению «Формирование системы КПЭ и управление эффективностью». 24 сотрудника повысили свою квалификацию по теме «Разработка стратегического плана развития страховой компании». 14 сотрудников компании приняли участие в семинарах, конференциях и «круглых столах», проводимых регулирующими органами и центрами подготовки г. Москвы и г. Санкт-Петербург, по темам, включающим в себя различные направления, проблемы и новшества страхования.

Сотрудники компании принимали участие в международных конференциях, ознакомительных поездках и программах по обмену опытом. А так же во всех консультациях-семинарах, проводимых налоговыми органами, уточняющих изменения в налоговом учете.

Для штатных сотрудников филиалов компания в целях повышения профессионального развития и ознакомления их с текущими изменениями законодательства и требованиями контролирующих органов ежемесячно проводятся выездные обучающие семинары, с последующим контролем усвоения и применения. Эти мероприятия помогают вырастить тех сотрудников, которые нужны компании сегодня и будут нужны завтра. Средства, вкладываемые в их развитие, рассматриваются как инвестиции, которые в будущем принесут компании прибыль. Именно поэтому развитие и обучение персонала приобретает стратегическое значение. Компания может существенно сэкономить на оплате труда высококвалифицированных специалистов и обеспечить рост начинающим.

Таким образом, система профессионального развития персонала в АО СК «Чулпан» - важный инструмент, позволяющий решать задачи по следующим направлениям:

- для сотрудников компании - это нематериальная мотивация, формирование лояльности к компании, повышение профессионального уровня, личностный рост и развитие;

- для компании - это средство достижения стратегических целей, средство, облегчающее проведение организационных и прочих изменений в компании, средство повышения ценности человеческих ресурсов, формирования имиджа успешной, динамично развивающейся компании, использующей передовые технологии работы;

- для клиентов компании - это гарантия профессионального подхода к работе с каждым клиентом, повышение качества обслуживания, формирование лояльности клиентов к компании, приверженности к бренду.

Таким образом, можно сделать вывод, что в компании достаточно технологий развития персонала, но те, что применяются, требуют большого количества времени, дополнительных затрат и малоинтересны для работников. Кроме того, отсутствует современная методика оценки эффективности обучения персонала.

Использованные источники:

1. «Эксперт РА»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.insur-info.ru/pressr/69163/ (дата обращения: 15.11.2019). -Текст: электронный

2. АО СК «Чулпан»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chulpan.ru/about/ratings(дата обращения: 15.11.2019). -Текст: электронный

3. Годовой отчет АО СК «Чулпан» за 2018 г.

4. Блинова, Т.Н., Дюйзен, Е.ЮАнализ систем обучения и развития торгового персонала страховых организаций в России (на примере СПАО «Ингосстрах» и ООО «Зетта страхование» [Текст] / Т.Н. Блинова, Е.Ю.Дюйзен // Российское предпринимательство Том 19. - 2018.- С. 20-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.