Научная статья на тему 'Обучение в системе управления персоналом страховой компании'

Обучение в системе управления персоналом страховой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / МОТИВАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ПЕРСОНАЛ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптева Ю.Ю.

В данной статье рассмотрена важность обучения персонала страховой компании для обеспечения успешного функционирования страховой компании. Установлено, что персонал это не только инструмент, используемый страховой компанией, для достижения финансового результата, но и ее главный ресурс, который необходимо грамотно обучать, мотивировать и развивать, и который оказывает непосредственное влияние, как на имидж, страховой компании, так и на ее финансовые показатели. Выявлена и обоснована необходимость обучения сотрудников различных отделов в соответствии со спецификой их деятельности. Особое внимание обращается на важность проведения мотивационных мероприятий, и необходимость руководителей, наравне с остальными сотрудниками, участвовать в тренингах и мероприятиях. Также было выявлено, что именно система управления персоналом определяет успех деятельности страховой компании в целом, и каждого ее сотрудника в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение в системе управления персоналом страховой компании»

3. Туманова О.М. Оценка персонала как составная часть оценки бизнеса [Текст] / О.М. Туманова // Управление человеческим потенциалом. -2012. - № 2. - С. 88-100.

4. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.Я. Ки-банова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 431 с.

5. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.Я. Ки-банова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 431 с.

ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

© Коптева Ю.Ю.1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк

В данной статье рассмотрена важность обучения персонала страховой компании для обеспечения успешного функционирования страховой компании. Установлено, что персонал это не только инструмент, используемый страховой компанией, для достижения финансового результата, но и ее главный ресурс, который необходимо грамотно обучать, мотивировать и развивать, и который оказывает непосредственное влияние, как на имидж, страховой компании, так и на ее финансовые показатели. Выявлена и обоснована необходимость обучения сотрудников различных отделов в соответствии со спецификой их деятельности. Особое внимание обращается на важность проведения мо-тивационных мероприятий, и необходимость руководителей, наравне с остальными сотрудниками, участвовать в тренингах и мероприятиях. Также было выявлено, что именно система управления персоналом определяет успех деятельности страховой компании в целом, и каждого ее сотрудника в частности.

Ключевые слова: обучение персонала, квалифицированные специалисты, проблема управления человеческими ресурсами, мотивацион-ные мероприятия, система управления персоналом, персонал страховой компании.

Нельзя не отметить, что на сегодняшний день, страхование является одной из самых востребованных услуг, предлагаемых клиенту. Вместе с тем, страхование является одной из уникальнейших областей науки. Можно сме-

1 Студент кафедры Экономики, учета и финансовых рынков.

ло сказать, что успешное функционирование страховой компании, на данном этапе развития экономики напрямую зависит от успешности персонала компании. Именно в страховой сфере, самым ценным ресурсом компании является ее персонал. Многие крупные компании, осознавшие этот факт, делают на этом основной акцент в процессе своей деятельности. Только люди обученные соответствующим образом, грамотно мотивированные на достижение определенных результатов и объединенные одной целью способны совместно достичь поставленные цели, при этом обретя личный успех и получив удовлетворение от проделанной работы.

Актуальность данной темы заключается в том, что персонал это не только инструмент, используемый страховой компанией, для достижения финансового результата, но и ее главный ресурс, который необходимо грамотно обучать, мотивировать и развивать, и который оказывает непосредственное влияние, как на имидж, страховой компании, так и на ее финансовые показатели.

Безусловно, страховая деятельность несколько специфична, и отличается от другой разного рода экономической деятельности. Исходя из этого, стоит понимать, что существуют определенные требования, предъявляемые к персоналу страховой компании.

Персонал (от лат. Persona - личность) - коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе трудового договора (контракта). Если выполнение работ (услуг) осуществляется на основе гражданско-правового договора подряда или иного соглашения, то эти лица не признаются входящими в персонал [1]. Можно сказать, что это люди, от которых зависит финансовое благополучие любой организации, и страховой компании в том числе, и этими людьми необходимо уметь грамотно управлять, заниматься их обучением и развитием.

Ежегодный опрос, проводимый порталом Banki.ru дает представление, на что ориентируется клиент при выборе страховой компании. Главным критерием является известности и надежность компании. Вторым по важности критерием является приятность общения и профессионализм сотрудников страховой компании.

Оба этих критерия не случайно отмечены клиентами. Безусловно, надежность известность компании, а также ее финансовая устойчивость играют огромную роль в выборе страховой компании, но вместе с тем, для клиента важно видеть профессионализм сотрудников. Профессионализм сотрудников важен как на этапе выявления потребности клиента в том или ином страховом продукте, и его последующей продаже клиенту, так и на этапе урегулирования убытков, и решения любых возникающих в процессе совместной работы вопросов и проблем. Любая страховая компания, помимо разработки и продажи страхового продукта, осуществления качественного обслуживания клиента на протяжении всего срока действия полиса должна также уделять особое внимание созданию слаженного механизма взаимодействия между

всеми структурными подразделениями страховой компании и всеми страховыми работниками. Необходимо постоянно повышать профессионализм своих сотрудников, расширяя их диапазон знаний и профессиональных навыков, необходимых для качественного обслуживания клиентов, и поддержания деловой репутации компании. Чтобы иметь более полное представление о персонале страховой организации и о его функциональных обязанностях, рассмотрим организационную структуру страховой компании.

По функциональным обязанностям страховые работники сгруппированы в соответствующие линейные или функциональные структурные подразделения страховой компании.

Персонал страховой компании можно разделить на три большие группы: фронт-офис (йюй-оШсе), мидл-офис (middk-office), бэк-офис (Ъаск-оШсе).

Каждая из этих групп включает в себя несколько отделов, которые формируют деятельность данной группы и их взаимодействие между собой.

Бэк-офис страховой компании включает в себя:

- отдел кадров;

- информационные технологии;

- отдел маркетинга;

- бизнес-администрирование.

Бэк-офис играет значительную роль в организации страховой компании, потому что бэк-офис регулирует все процессы, происходящие в компании. Так же в бэк-офисе сосредоточена полная информация обо всем, что происходит в страховой компании. Бэк-офис занимается разработкой технологии управления администрацией, персоналом и финансами компании, изучает состояние страхового рынка, перспективы спроса страховых услуг, определяет задачи по улучшению работы по реализации имеющихся в распоряжении страховой компании страховых услуг и разработке новых видов страховых продуктов.

Мидл-офис страховой компании включает в себя:

- отдел андеррайтинга;

- отдел перестрахования;

- отдел урегулирование убытков.

В мидл-офисе ведутся переговоры и специализируются продукты, достигаются конкурентные преимущества страховой компании. Мидл-офис ориентируется на максимизации прибыли и минимизации риска за счёт координации различных информационных потоков, людей и знаний, создающих устойчивость страховой компании.

Фронт-офис страховой компании включает в себя:

- операционный отдел;

- отдел продаж;

- юридический отдел;

- финансово-экономический отдел;

- инвестиционный отдел.

Фронт-офис служит для обеспечения максимальной доступности страховых услуг для клиентов (продажи страховых услуг), предоставления клиентам услуг высокого качества, а также для оперативности и адаптируемости [2].

Соответственно, в зависимости о рода деятельности и положения сотрудника в страховой компании, руководителям необходимо выработать стратегию управления персоналом, и способы поощрения и мотивации сотрудников, а также критерии оценки персонала страховой компании.

Стоит отметить, что страхование самый динамично развивающийся сектор рынка, обеспечивающий защиту от разного рода ущерба и непредвиденных ситуаций. Для достижения положительных результатов в страховом бизнесе страховым компаниям постоянно необходимо поддерживать клиентский сервис на максимально высоком уровне. Всего этого можно достичь лишь постоянным обучением персонала, повышением его квалификации, проведением мотивационных мероприятий, направленных на сплочение команды, и на поднятие профессионализма сотрудников на новый качественно высокий уровень.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что одним из важнейших инструментов, позволяющих компании достичь финансового благополучия является квалифицированные специалисты. Главной задачей службы работы с персоналом становится подбор кадров, обладающих высокой квалификацией, и соответствующих профилю деятельности страховой компании, формирование кадрового резерва, проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива, и мотивирование каждого сотрудника на достижение высоких индивидуальных показателей.

Конечный результат деятельности страховой компании зависит от того, как будет подобран персонал, как персонал будет обучаться, и как персонал будет справляться с поставленными задачами. Правильно подобранные и грамотно обученные специалисты помогут страховой компании добиваться стабильно высоких результатов даже в нестабильной экономической ситуации и в условиях экономического кризиса.

Основной задачей страховой компании становится - эффективное использование персонала.

Для грамотного управления персоналом страховой компании стоит найти ответы на такие вопросы, как:

- в каком направлении хочет развиваться страховая компания, и на каком уровне страховая копания находится сейчас;

- в чем состоит стратегия развития страховой компании;

- как должен развиваться персонал, в соответствии с этой стратегией.

Найдя ответа на эти вопросы, можно будет разработать грамотную стратегию управления персоналом.

Существует огромное количество различных обучающих мероприятий, направленных не только на обучение персонала, но и на выявление склон-

ностей персонала к той или иной деятельности, позволяющих раскрыть дополнительные способности сотрудника, которые могут пригодиться ему в профессиональной деятельности. Стоит помнить, что разные отделы страховой компании стоит обучать по программам, в первую очередь подходящим именно специфике их деятельности, а только потом выделять время на обучение каким-либо дополнительным навыкам. Руководителям стоит наравне с остальными сотрудниками участвовать в тренингах и мероприятиях. Это важный компонент формирования командного духа и поддержания корпоративных ценностей. Обучение должно быть направлено как на разрешение узкоспециализированных проблем, так и на создание эффективной команды единомышленников, что в полной мере способствует повышению конкурентоспособности компании.

Существует два уровня обучения специалистов страховых компаний. Первый уровень - внешний. Его будущие страховщики проходят в специализированных учебных заведениях. Вторым уровнем можно назвать внутренний уровень - уровень обучения непосредственно в страховой компании.

Безусловно, начинать обучение специалистам стоит именно на внешнем уровне - уровне вузов и других учебных заведений профессионального образования. Базовые знания, необходимые для дальнейшей работы в страховой сфере можно приобрести именно там.

Однако учебные заведения не готовят конкретных специалистов для страховой среды. Для работы в различных структурных подразделениях страховой компании необходимы специалисты, обладающие различными навыками и специфическими умениями, необходимыми для выполнения конкретно поставленных задач. Таких навыков вузы к сожалению студентам дать пока не могут.

Второй уровень обучения специалистов страховых компаний, в свою очередь делится еще на два подуровня:

- первый подуровень можно назвать уровнем корпоративного обучения. Обучение также может быть внутренним - отделы обучения непосредственно в страховой компании. В большинстве страховых компаний есть свои так называемые «Школы страховых агентов» которые могут за относительно небольшой промежуток времени познакомить любого желающего со спецификой страховой деятельности, обучить основам страховой деятельности.

- второй подуровень - уровень, на котором обучение теории заменяется обучению практическим навыкам. На этом подуровне обучаются штатные сотрудники - продавцы страховых продуктов, андеррайтеры, специалисты урегулирования убытков и т.д. Основой этого подуровня является профиль каждого конкретного специалиста. Именно под его профиль и специфику деятельности создаются учебные программы, система оценки пройденного курса обучения и в

дальнейшем мотивационные мероприятия, направленные на повышение эффективности каждого конкретного сотрудника. Отдельное внимание стоит уделять обучению специалистов маркетингового отдела, ведь стоит помнить, что страховая деятельность является одной из самых специфических, и от того, насколько интересные, необычные и необходимые клиентам страховые продукты будет предлагать страховая компания, во многом зависит ее финансовое благополучие.

На данный момент, для большинства российских страховых компаний, одной из самых главных проблем становится проблема управления человеческими ресурсами. Управление персоналом в страховой компании существенно отличается от управления персоналом в других сферах бизнеса. Особенности такого управления возникают в первую очередь из-за того, что страховая услуга не имеет вещественной формы, и может быть отсроченной во времени. Грамотное управление персоналом подразумевает не только умение управлять людьми как таковыми, но и понимание, чем занимается каждый конкретный сотрудник, понимание его функциональных обязанностей и поставленных перед ним задач. Также, для грамотного управления кадрами, необходимо понимать специфику страхового рынка и перспективы его развития, иметь представление о том, какие страховые продукты будут востребованы на рынке, и как грамотно продать эти продукты клиенту.

Руководители компании должны быть нацелены на понимание запросов клиентов, и уметь эти запросы удовлетворять, посредством грамотной работы персонала, позволяя сотрудникам не только работать и зарабатывать в компании, но и профессионально расти и развиваться.

Сотрудники, в свою очередь, становясь единым сплоченным коллективом должны стремиться стать настоящими профессионалами своего дела. Создание и продажа новых страховых продуктов, качественное обслуживание клиента на стадии покупки страхового продукта, выявление потребностей клиента и грамотное их удовлетворение, а также качественное разрешение возникающих проблем - все это формирует положительный имидж страховой компании, и обеспечивает компании финансовый рост. Подготовка и переподготовка кадров, мотивационные мероприятия, непрерывно функционирующая система обучения персонала, возможность профессионального и карьерного роста, отлаженная система поощрения и наказания сотрудников также должны быть элементами управления персоналом страховой компании.

Система управления персоналом - главная оставляющая управления в любой страховой компании. Именно система управления персоналом определяет успех деятельности страховой компании в целом, и каждого ее сотрудника в частности. Система управления персоналом не должна противоречить общей концепции развития страховой компании, и должна использовать оптимальные методы управления сотрудниками.

На сегодняшний день, в рамках нестабильной экономической ситуации в стране в целом, и сложной ситуации на страховом рынке в частности можно выделить ряд основных принципов, сформированных компаниями - лидерами на страховом рынке, позволяющих максимально грамотно осуществлять управление персоналом страховой компании:

- повышение эффективности подбора персонала;

- внедрение мотивационной системы оплаты труда, зависящей от индивидуальных показателей деятельности каждого сотрудника, и от эффективности деятельности структурного подразделения;

- проведение различных мотивационных мероприятий, направленных на сплочение коллектива;

- проведение обучения сотрудников в рамках повышения квалификации.

Каждый сотрудник должен иметь возможность раскрыть свой рабочий потенциал, его идеи и предложения должны быть услышаны, и рассмотрены руководством. Именно такой подход к управлению персоналом позволит развиваться как сотрудникам компании, так и развиваться самой страховой компании, обеспечивая ей достойную репутацию и финансовую устойчивость.

Список литературы:

1. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь [Текст] / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 858 с.

2. Феоктистова Н.А. Менеджмент в страховых организациях: учеб. пособие [Текст] / Н.А. Феоктистова, Е.Е. Яблочкина. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. - 76 с.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ТОО «ЛЕНИГЕР»)

© Кошевая Л.И.1

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

Коммуникации играют важную роль для повышения управленческой эффективности. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетво-

1 Старший преподаватель кафедры Экономики, магистр аграрного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.