Научная статья на тему 'Интеграция рынка страхования и банковского сектора: современное состояние и перспективы развития'

Интеграция рынка страхования и банковского сектора: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1773
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / МИДЛ-ОФИС СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ / БАНКАССЮРАНС / ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ / БАНКОВСКАЯ СЕТЬ / ФИНАНСОВЫЙ СУПЕРМАРКЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пенюгалова А.В., Шкуренко А.И.

В статье рассматривается актуальная проблема интеграции страхового рынка и банковского сектора в современной финансовой системе России. Основная цель объединения банковского и страхового бизнеса получение дополнительной прибыли в результате синергии потенциала банковских и страховых организаций. Раскрывается французская концепция «банкассюранс» (bancassurance), которая обосновывает интеграцию банков и страховых компаний для достижения синергического эффекта от координации продаж, объединения страховых и банковских продуктов, общего использования каналов их распространения и выхода на одну клиентскую базу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция рынка страхования и банковского сектора: современное состояние и перспективы развития»

Банковское дело

Удк 336

интеграция рынка страхования и банковского сектора: современное состояние и перспективы развития

а. в. пенюгалова,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа, статистики и финансов E-mail: penugalova@mail.ru

А. И. ШЕУРЕНкО, аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов E-mail: alinashkurenko@yandex.ru кубанский государственный университет

В статье рассматривается актуальная проблема интеграции страхового рынка и банковского сектора в современной финансовой системе России. Основная цель объединения банковского и страхового бизнеса —

получение дополнительной прибыли в результате синергии потенциала банковских и страховых организаций. Раскрывается французская концепция «банкассюранс» (bancassurance), которая обосновывает интеграцию банков и страховых компаний для достижения синергического эффекта от координации продаж, объединения страховых и банковских продуктов, общего использования каналов их распространения и выхода на одну клиентскую базу.

Ключевые слова: банковское страхование, интеграция, мидл-офис страховой компании, банкассюранс, финансовые продукты, банковская сеть, финансовый супермаркет.

Страхование относится к особому виду экономических отношений. Экономическая сущность страхования заключается, как известно, в создании

денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба лицам, участвующим в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда. Страховые компании могут инвестировать временно свободные финансовые ресурсы в ценные бумаги, банковские депозиты, во вклады в уставные фонды предприятий и т. д. посредством банковских учреждений.

На мировом финансовом рынке модель банковского страхования возникла в 1920-х гг. В некоторых странах она успешно функционировала в ряде универсальных банков в течение десятилетий. Классически сложилось так, что формирование и развитие банковской сферы и страхового рынка происходят в прямой зависимости друг от друга. Их взаимоотношения необязательно предопределяются взаимными вложениями в уставный капитал,

основу могут составлять и обычные партнерские отношения. Одной из важных особенностей, характерных в равной степени для банков и страховых организаций выступает крупное клиентское портфолио, включающее как юридических, так и физических лиц. При этом банковские и страховые продукты не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга. Таким образом, сотрудничество страховых компаний и банков создает предпосылки для успешного обмена клиентскими базами, повышая конкурентоспособность как банковских, так и страховых организаций.

В процессе интеграции страховые компании используют банки для продвижения своих страховых программ, в то же время банки отвечают за расчетное сопровождение сделок. Механизм сотрудничества страховой компании и банка представлен на рисунке.

Одной из важных особенностей банковского и страхового бизнеса является их пространственная распространенность, что обусловливает необходимость создания многочисленных филиалов и представительств. Совместное использование объединенной материальной базы и кадровых ресурсов дает возможность не только увеличить количество клиентов, но и уменьшить издержки страховых организаций и банков по девелопменту сети филиалов, повышая в конечном итоге эффективность как банковской, так и страховой деятельности.

Рассмотрим мотивы заинтересованности банков и страховщиков во взаимной интеграции. Указанные мотивы носят финансовый характер и способствуют сближению банков и страховых компаний, поскольку их совместная работа способствует увеличению полезности клиента для партнеров.

Заинтересованность (мотивы) участия страховщиков в банковском страховании [2] заключается:

1) в увеличении числа клиентов;

2) в инвестициях для расширения собственного бизнеса;

3) в возможности быстрого охвата рынка без построения собственной агентской сети;

4) в возможности продаж комбинированных финансовых услуг;

5) в снижение транзакционных издержек;

6) в повышении эффективности инвестиций за счет доходов от страхования;

7) в повышении эффективности продаж по сравнению с агентским каналом;

8) в увеличении возможностей по селекции клиентской базы.

Заинтересованность (мотивы) участия банков в страховании [2] заключается:

1) в получении дополнительных комиссионных в условиях снижения процентной ставки;

2) в возможности удержания постоянных клиентов. По данным исследования вероятность удержания клиента составляет:

— при открытии текущего счета — 50 %;

— при размещении денег на депозите — 66 %;

— при наличии текущего счета, депозита и кредита — 94 %;

— при наличии текущего счета, депозита и страховых услуг — 99 %;

3) в наращивании кредитных ресурсов за счет привлечения резервов страховых компаний;

4) в использовании таких активов, как клиентская база и точки продаж;

5) в диверсификации деятельности и расширении продуктового ряда с использованием новейших информационных технологий.

Консалтинг

(консультирование банка по вопросам страхования)

Взаимодействие банка и страховой компании [2]

В последние годы ясно прослеживается тенденция усиления интеграции страховых и банковских организаций, что выражается не только в организации совместных банкостраховых групп, но и в создании общих финансовых (мультиатрибутивных) продуктов. К последним относятся, в частности, специально эмитированные пластиковые карты, которые, кроме основной расчетной функции, выполняют и страховую защиту ее владельца при поездках за границу. Другой пример — страховая пенсионная карта, держатель которой становится владельцем полиса пенсионного страхования и получает значительные скидки при использовании каких-либо других видов страхования.

Среди новых финансовых продуктов такой линейки находится страховой депозитный вклад, который сразу оказывает две услуги. Клиент открывает депозит на определенную денежную сумму и получает страховой полис от несчастных случаев, который равен той сумме, которая находится на депозите. Как результат, клиент обладает не только накопительным счетом, но и дополнительной финансовой защитой при возможном несчастном случае.

Одной из основных форм взаимодействия банковской и страховой сфер выступает перестрахование, сущность которого состоит в том, что страховые контрагенты принимают формы договоров о кредитовании при наступлении заранее оговоренного условия. Из премии создается депозит, а страховое возмещение переходит в форму кредита, который выплачивается из накопленных средств на депозите. Таким образом, банк становится непосредственным участником процесса перестрахования [4].

В результате альянса страховых компаний и банков, как было отмечено ранее, формируются банкостраховые группы, которые решают проблемы капитализации за счет перераспределения денежных средств в своей внутренней структуре. Они способны привлекать также огромные денежные ресурсы, которые инвестируются при посредстве различных инвестиционных фондов. Именно подобные банкостраховые группы выступили в роли создателей концепции «финансового супермаркета» , когда одна компания может предложить своему клиенту расширенный перечень финансовых услуг. Такой клиент может использовать как банковские услуги, так и страховые. При этом затраты на реализацию разных финансовых программ заметно сокращаются, соответственно уменьшается и их стоимость для клиента, что способствует повыше-

нию рыночной привлекательности, востребованности данной компании.

Внутрикорпоративная сущность концепции «финансового супермаркета» включает несколько принципов, главным из которых являются разработка и реализация взвешенной ценовой политики для предлагаемых финансовых продуктов. Это достигается созданием совместного комитета по продажам и разработке финансовых продуктов, который формируется из корпоративных экспертов в области банковского кредитования, страхования, эффективных продаж, ценовой политики. Их основной задачей является рассмотрение и реализация проектов по созданию финансовых продуктов, а также мониторинг текущего состояния рынка и корректировка ценовой политики на свои услуги согласно рыночным реалиям.

Важную роль играет здесь не только комитет по продажам и разработке финансовых продуктов, но и инвестиционный комитет, главной задачей которого выступает рассмотрение вопросов объединенного инвестирования в различные проекты, связанные с финансовым супермаркетом. Отдельно следует упомянуть о комитете по 1Т, который осуществляет вопросы технической поддержки взаимной интеграции банков и страховщиков, а также комитет по финансам, чьей задачей являются реализация текущего бюджета и оптимизация издержек.

Подобное взаимодействие порождает ряд сопутствующих проблем, которые и создают определенный лимит на объем банкостраховой интеграции, ее границы. Это выражается в том, что в функциональной структуре как банка, так и страховщика присутствует несколько основных звеньев — фронт-офис, мидл-офис и бэк-офис.

Особенности данной структуры выражаются (при анализе границ интеграции финансового супермаркета) в различии функциональных пределов этих звеньев. По сути, фронт-офис банка и страховой организации не вызывает серьезных проблем, так как банки готовы продавать страховые продукты.

В рамках общности организационных стандартов и бизнес-процессов возможно объединение трудовых, финансовых, информационно-технических, административных ресурсов бэк-офиса банка и страховой компании. При рассмотрении же возможностей интеграции мидл-офиса возникают серьезные проблемы. У страховщиков мидл-офис выполняет функции по поддержанию операционной деятельности, включающей в себя, например,

перестрахование или возмещение ущерба. Узость соответствующих бизнес-процессов объясняется спецификой деятельности страховых компаний, отличающей ее от любой иной коммерческой деятельности, именно поэтому полная интеграция мидл-офиса при взаимодействии банков и страховых организаций становится невозможной. Более того, разделение мидл-офиса банка и страховой компании приводит к повышению конкурентоспособности как банка, так и страховщика, входящих в общий холдинг [6]. Таким образом, мидл-офис страховщика можно определить как предел интеграции банка и страховой компании,

Рассматривая мировой опыт развития банкос-трахования, следует остановиться на особенностях интеграции банков и страховых структур стран Европейского Союза. В результате либерализации страхового рынка и стандартизации национальных способов его мониторинга и контроля усилилась конкуренция среди страховых компаний, национальные рынки приобрели необходимую прозрачность для иностранных инвесторов, и услуги страховщиков из других стран стали более доступными. На этой основе формируется важнейшая тенденция развития европейского страхового рынка—концентрация страхового и перестраховочного капитала, что проявляется в массовых слияниях и приобретениях страховых и перестраховочных обществ и в создании транснациональных страховых компаний.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что страховые компании участвовали в процессе концентрации не только внутри страхового сектора (все большие обороты стали набирать слияния и поглощения в финансовой сфере в целом). Наиболее ярко данная тенденция проявилась в феномене банкассюранса, который можно определить как предоставление клиенту полного комплекса финансовых и страховых услуг на основе объединения страховых компаний и кредитных учреждений, их совместного участия в капитале, совместной реализации финансовых продуктов или иных форм сотрудничества. Данное явление получило развитие в середине 1980-х гг. как результат либерализации банковского законодательства и снятия барьеров для перетока капиталов [7].

Сущность указанной концепции состоит в том, что происходит полная взаимоинтеграция банковских структур и страховщика, целью которой являются оптимизация продаж, создание структурированных финансовых продуктов, унификация направлений их дистрибуции путем использования общих портфолио клиентов и совместных матери-

альных и финансовых ресурсов. Однако необходимо отметить, что унифицированного опыта по созданию системы интеграции банков и страховщиков в настоящее время не существует. В каждой стране подобная интеграция осуществляется по-разному, что зависит от уровня экономического развития, законодательной базы, национальных традиций и других факторов.

Банкассюранс может осуществляться в следующих формах:

- банк имеет собственную страховую компанию, продукты которой продаются через сеть его отделений (примером служат банки Midland, Barclays, TSB);

- банк продает продукты только одной страховой компании, которая ему не принадлежит, на основе специального агентского договора (tied agency);

- банк выполняет брокерские функции, продавая продукты страховых компаний с предоставлением клиентам «независимой консультации» (NatWest Bank);

- банк продает договоры небольшой группы страховых обществ;

- банк принадлежит страховой компании, которая имеет контрольный пакет акций (французская компания GAN имеет контрольный пакет банка CIC) [7].

По данным за первые 9 лет XXI в., страховые премии по страхованию жизни собираются через сеть внутренних банков. К примеру, во Франции этот показатель составляет 60 %, а в Испании достигает 80 %. При объединении организаций различных секторов финансового рынка образуются интернациональные холдинги с огромной сетью филиалов и мощной финансовой базой, которые осуществляют реализацию широчайшего спектра банковских и страховых услуг, предлагаемых клиенту.

Таким образом, путем взаимного проникновения страхового и банковского капитала формируются крупнейшие транснациональные финансовые группы (ТНФГ) и транснациональные страховые компании (ТНСК), обладающие активами, сравнимыми с крупнейшими транснациональными корпорациями (ТНК). Так, в списке 25 крупнейших европейских компаний находятся 5 страховых групп из Германии, Голландии, Швейцарии, Нидерландов, Франции [7].

Если рассматривать феномен банкострахова-ния в нашей стране, то степень развития многих финансовых институтов пока не позволяет вести

речь о массовой интеграции банков и страховщиков. Сам институт страхования имеет пока непрочную позицию на финансовом рынке, связанную с трудностями восприятия и недоверием со стороны как физических, так и юридических лиц. Мировой финансовый кризис особенно коснулся страхового сектора: многие страховые компании попросту разорились, а оставшиеся пошли на беспрецедентное сокращение издержек.

Тем не менее есть и достаточно позитивные предпосылки успешного развития банкострахо-вания в России. Прежде всего это возможность дать клиенту расширенный перечень финансовых услуг при снижении его финансовых издержек. В настоящее время российские эксперты видят возможности усиления интеграции страхового и банковского секторов в Российской Федерации, однако, по их мнению, оно будет не слишком значительным и распространится на ограниченный круг компаний.

Так, начальник управления коммерческого страхования ОАО «Капитал Страхование» Р. Варламов считает, что «стремление сэкономить на страховании в России сохранится еще долго. Изменить ситуацию в сегменте страхования предприятий способна, к сожалению, только нарастающая практика урегулирования убытков. Уже очевидно, что стандартизированные страховые продукты, содержащие минимальный набор рисков, требуемый банком, не в состоянии обеспечить действительно надежную защиту интересов сторон. Банки в 2011 г., скорее всего, будут вынуждены переформировать свои требования к страхованию компаний таким образом, чтобы страховой полис действительно стал полноценным гарантом их платежеспособного будущего» [1].

В свою очередь заместитель генерального директора РОСНО А. Сивков полагает, что «ожидать резкого роста сегмента страхования корпоративных заемщиков не стоит. Скорее всего, будет наблюдаться процесс перераспределения бизнеса 2009 г. в пользу более устойчивых и предприимчивых компаний из первой десятки. В розничном сегменте привязка ставки по кредиту к покупке полиса страхования жизни и здоровья в пользу страховщиков не сыграет. Здесь большее значение имеет взаимосвязь между конкретным банком и страховщиком: готов ли банк увеличивать долю страховщика в случае, если тот, например, будет вкладываться в развитие продаж данного продукта. В страховании банковских рисков тарифы по справедливости должны расти» [1].

Руководитель центра стратегического развития Страховой группы «Уралсиб» Т. Гар полагает, что «в 2010—2011 гг. какого-либо масштабного роста операций по страхованию залогов при корпоративном кредитовании ожидать не стоит по нескольким причинам. Во-первых, сам рынок корпоративного кредитования не сможет показать значительных темпов роста. Во-вторых, крупные банки с государственным участием, которые в среднесрочной перспективе останутся основными кредиторами российской экономики, выдают корпоративные кредиты преимущественно под гарантии и поручительства, их доля в структуре обеспечения превышает 60 %» [1].

Наконец, по мнению исполнительного вице-президента Группы «Ренессанс страхование» С. Гото-ваца, «в 2010 г. продолжатся процессы консолидации в результате того, что клиенты в кризис стали более ответственно подходить к выбору партнера». В связи с появлением продуктов, ставка по которым зависит от наличия или отсутствия полиса страхования жизни и здоровья заемщика, прогнозируется рост спроса на страхование от несчастного случая. Во многих случаях клиенту будет дешевле приобрести такой полис, чем платить повышенную ставку [1].

В развитых странах наличие полиса страхования банковских рисков нередко носит обязательный характер и повсеместно является неотъемлемым атрибутом надежности, безопасности и деловой репутации банка. В России же эта услуга останется недостаточно популярной.

Все надежные предприятия уже кредитуются, а для того, чтобы ненадежные перешли в статус надежных, нужен рост экономики. Хотя банки все чаще заявляют о планах увеличить кредитование и даже снижают для этого требования к заемщикам и ставки, пока не похоже, чтобы эти меры приводили к росту кредитного портфеля. Клиенты продолжат экономить на страховании. Собственно говоря, они всегда стремились понизить стоимость страхования путем оптимизации набора покрываемых рисков, просто в кризис они это делают с особым азартом [5].

Несмотря на такие достаточно сдержанные мнения относительно расширения взаимодействия банковской и страховой сфер, по мнению авторов, в ближайшие годы можно ожидать усиления взаимодействия этих финансовых институтов в России. Мировой финансовый кризис показал, что слаженное взаимодействие банков и страховых компаний позволяет быстрее преодолеть различные негативные тенденции в мировой экономике. Там, где подобное взаимодействие отсутствовало,

на национальной экономике тяжело отразились события 2008 г. Прежде всего это касается американской экономической системы. Известно, что правительству США для спасения страхового гиганта АЮ потребовалась его национализация.

Углубление интеграции страхового и финансового секторов в настоящее время выступает одним из инструментов повышения эффективности всей финансовой системы России. Усиление банкостра-хового взаимодействия в ближайшие годы должно проходить, по мнению авторов, по нескольким направлениям:

- структурирование российского законодательства в сфере взаимодействия рассматриваемых финансовых институтов;

- организация новых банкостраховых групп как наиболее эффективной формы интеграции страхового и банковского секторов;

- создание и широкое внедрение мультиатрибу-тивных финансовых продуктов;

- активное развитие различных видов сотрудничества между банками и страховыми организациями.

Все это не только повысит эффективность банковского и страхового секторов, но и укрепит

экономику России в целом, пока с трудом восстанавливающуюся после мирового финансового

кризиса.

Список литературы

1. Банкострахование-2010 // Банковское обозрение. 02.02.2010. URL: http://www.insur-agent ru/ blog/bankostrakhovanie_2010/2010-02-02-288.

2. Николенко Н. П. Технологии банковского страхования как система. URL: http://www. nnikolenko.com/index.php?art=29.

3. Никулина Н. Н. Страхование: учеб. пособие. М.: Юнити. 2008. 511 с.

4. Орланюк-Малицкая Л. А. Страховое дело. М.: Академия. 2007. 241 с.

5. Рудой А. Комплексное банковское страхование. URL: http://www.prostobankir.com.ua/.

6. Самиев П. Страхование банковских рисков // Банковское Дело в Москве. 2006. URL: http:// www.raexpert.ru/editions/article7/.

7. Экономов С. Н. Взаимодействие страхового и банковского капитала // Рынок ценных бумаг. URL: http://www.rcb.ru/archive/articlesrcb. asp?aid=4140/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.