Научная статья на тему 'Процессы интеграции ресурсов на рынке банкострахования европейских стран'

Процессы интеграции ресурсов на рынке банкострахования европейских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ И СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕЛИ БАНКОСТРАХОВАНИЯ / BANKS AND INSURANCE COMPANIES / INTEGRATION PROCESSES / BANK INSURANCE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Космачев Николай Анатольевич

В статье исследуются изменения, происходящие на стыке банковского и страхового сегментов европейского финансового рынка. Рассматриваются модели банкострахования, формирующиеся на основе интеграционных процессов, а также факторы, обусловливающие многовариантность моделей на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processes integration of resources in the bancassurance market of European countries

The article considers changes taking place at the junction of the banking and insurance segments of the European financial market. It presents different models of bank insurance, which are developing on the basis of integration processes, as well as factors that contribute to the multivariate models in practice.

Текст научной работы на тему «Процессы интеграции ресурсов на рынке банкострахования европейских стран»

УДК 336.71:368(4)

Н.А. Космачев

Процессы интеграции ресурсов на рынке банкострахования европейских стран

В статье исследуются изменения, происходящие на стыке банковского и страхового сегментов европейского финансового рынка. Рассматриваются модели банкострахования, формирующиеся на основе интеграционных процессов, а также факторы, обусловливающие многовариантность моделей на практике.

The article considers changes taking place at the junction of the banking and insurance segments of the European financial market. It presents different models of bank insurance, which are developing on the basis of integration processes, as well as factors that contribute to the multivariate models in practice.

Ключевые слова: банки и страховые компании, интеграционные процессы, модели банкострахования.

Key words: banks and insurance companies, integration processes, bank insurance model.

Преобразование отдельных национальных финансовых систем и мировой системы в целом в процессе глобализации сопровождается интеграцией, унификацией и диверсификацией отдельных элементов финансового рынка. В результате происходят существенные изменения основных финансовых институтов, которые необходимо исследовать, описывать и анализировать в рамках существующих теоретических концепций.

Особый интерес в этой связи вызывает интеграция банков и страховых компаний. Функциональная близость банковского и страхового сегментов позволяет объединять имеющиеся потенциалы (ресурсные, технологические, продуктовые) для расширенного обслуживания клиентов и участников с целью получения дополнительной прибыли с меньшими рисками и затратами, и достижения конкурентных преимуществ на финансовом рынке.

Процесс предоставления страховых услуг и продаж страховых продуктов через банки получил название банкострахование (термин «bancassurance» был введен во Франции).

Исторически банковско-страховые интеграционные процессы начались в 70-х гг. прошлого столетия в Европе. Этому способство-

© Космачев Н.А., 2015

110

вало принятие нормативных актов, позволяющих банкам и страховым компаниям обладать существенными долями акций друг друга при условии сохранения юридической независимости.

Формы европейских банкостраховых взаимоотношений зависят от ряда параметров: структуры акционерного капитала организаций и доступа к внутренним финансовым ресурсам; используемых каналов продаж и клиентской базы; способов объединения страховых и банковских продуктов; страхования рисков участников. Поэтому можно классифицировать модели банкострахования по разным критериям.

Если взять за основу интегрированность процессов, то можно выделить три основные формы: кооперации по сбыту; партнерства; интеграционную1.

В модели кооперации по сбыту участники действуют лишь как партнеры по сбыту (Allianz/Raiffeisenkassen). Имеющиеся каналы сбыта и клиентская база используются партнерами для продажи собственных продуктов.

При партнерстве сохраняется независимость обоих партнеров, хотя возможно и переплетение капиталов (MunchenerRuck-Gruppe с ERGO/HVB, AMB-Generali/Commerzbank, Sparkassen -Sektor, а также V+R - Sektor). При реализации стратегии банковского страхования партнеры действуют по-разному.

В модели партнерства сторонам необходимо обеспечить определенный вклад (рисунок)2.

Рисунок. Вклад сторон при партнерстве

1 Саркисянц А. Г. Управление клиентским бизнесом в банке: современные тенденции // Аудитор. 2006. № 4.

2 Морган Стенли http://www.myshared.ru/slide/510008/

111

Сторонами должны быть четко согласованы следующие параметры:

•типы предлагаемых продуктов;

•объемы продаж;

•система мотивации для продающих подразделений; •распределение прибыли между страховой компанией и банком; •договорная база и процедуры администрирования.

В этих двух моделях выбор стратегии банковского страхования напрямую зависит от специфики рынка предоставления данных услуг, продуктов и потребительских групп. Продажа договоров страхования жизни в основном осуществляется с помощью специализированных консультантов или агентов. Эти модели характерны для Северной Европы (Великобритания, Германия)1. Со временем модели могут трансформироваться.

При интеграционной модели банк и страхование интегрируются в рамках концерна (Fortis, Allianz/DresdnerBank, Credit Suisse). Существуют два варианта этой модели: параллельное и совместное появление на рынке. При параллельном выходе на рынок (Allianz, Credit Suisse) сохраняются разные марки, при совместном - банковские и страховые продукты продаются под одной маркой (Fortis).

Продажи страховых продуктов осуществляются в основном напрямую сотрудниками банковских отделений. В результате банковские работники могут предложить решения, удовлетворяющие широкий спектр банковских и страховых потребностей клиента. В то же время это создает возможность для успешных перекрестных и совместных продаж банковских и страховых продуктов. Данная форма характерна для Южной Европы (Франция, Испания Италия).

В европейских странах при продажах продуктов банковскостраховых групп достаточно популярны программы накопительного страхования жизни. Так, в Испании в последние годы банкострахование обеспечивает более 65 % собранных премий по страхованию жизни, во Франции - 60 %, в Бельгии и Италии - 50 %2.

Преимуществами для потребителей данных программ являются: •льготное налогообложение (взносы по страхованию жизни не облагаются подоходным налогом);

•возможность обращения полиса по страхованию жизни на вторичном рынке: полис можно закладывать, а также получать по нему

1 Эрнест П. Обзор европейского рынка банковского страхования (bancassurance). URL: http://forinsurer.com/public/08/09.

2 Донецкова О. Ю., Помогаева Е. А. Банкострахование: учеб. пособие. М.: Директ-Медиа, 2013.

112

льготный кредит от страховой компании; поскольку он является объектом собственности;

•относительно высокая доходность полисов накопительного страхования жизни (сопоставимая с уровнем инфляции).

Современная трансформация финансовых секторов стран, связанная с концентрацией и изменениями в процессах регулирования, предполагает ужесточение требований к размеру и структуре уставного капитала и собственных средств финансовых институтов. Поэтому банковские и страховые структуры вынуждены искать различные формы юридических взаимосвязей и усиливать интеграционные процессы.

Наибольшее распространение получило полное или частичное приобретение банком страховой компании. Это позволяет значительно снизить издержки при страховании больших объемов рисков, подлежащих страхованию, дает возможность выбирать наиболее выгодные виды страхования для своих банковских продуктов1.

Другой вид взаимодействия - развитие в рамках финансовопромышленной группы или холдинга путем учреждения или покупки страховой компании и (или) банка одними и теми же лицами или группой связанных лиц, обеспечивающее диверсификацию капитала для получения дохода в разных сферах финансовых услуг2.

Последней формой интеграции при формировании клиентоориентированной модели является финансовый супермаркет. В этом случае создается единый интегрированный канал доступа потребителей к продуктам и услугам (как индивидуальным, так и массовым). Для реализации концепции финансового супермаркета необходимо слияние деятельности банка и страховой компании в области политики управления, материально-технического сопровождения, Интернет-технологий, маркетинговой поддержки, корпоративной культуры.

Клиент в финансовом супермаркете получает полный набор финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных) в одном офисе. В пакеты могут быть включены пенсионные программы, информационная поддержка, налоговое консультирование и др.

Приведенные модели отражают разный уровень интеграции банковского страхования. На практике существуют множественные вариации этих моделей.

Если обратиться к опыту Великобритании, то еще в 1967 г. был сформирован банковско-страховой институт ТБВ-^е под руководством банка ТБВ (Trustee Saving Bank). В конце 80-х гг. британский Lloyds Bank объявил развитие «bancassurance» в качестве соб-

1

1 Национальное Рейтинговое Агенство. http://www.ra-national.ru.

2 Страхование сегодня. http://www.insur-info.ru

113

ственной инновационной политики. С этой целью в 1988 г. была произведена покупка Abbey Life (на тот момент развивавшейся компании по прямым продажам страхования жизни Abbey Life), затем произошла консолидация с В1аск Horse Life Assurance. В результате интеграции доход от страховых операций возрос с 3 до 30 % общем объеме прибыли, а к 1992 г. достиг 1 млрд фунтов стерлингов. В 1995 г. произошло слияние LIoyds Bank и ТSВ Group в LIoyds ТSВ Bank, а после приобретения HBOS (Halifax Bank of Scotland) в 2009 г. - в LIoyds Banking Group. Сегодня - это крупнейший розничный банк Великобритании, занимающий третье место по величине поставок общего страхования с общим доходом более 16 млрд фунтов стерлингов1.

Другой ведущий банк - National Westminster в 1999 г. стал владельцем контрольного пакета акций Legal&General - крупной страховой компании, что привело к созданию финансовой группы, с совокупными активами более 100 млрд фунтов стерлингов. В результате банк значительно увеличил инвестиционную деятельность, а страховая компания получила масштабную сеть продажи продуктов.

Стоит отметить, что в Великобритании большинство договоров страхования жизни могут продавать только консультанты (агенты), имеющие квалификацию, отвечающую определенным стандартам. Также в стране вступили в силу новые регулирующие нормы, ограничивающие комиссию и делающие ее размер прозрачным для клиентов. Клиент вправе знать, сколько комиссии заплачено по его полису. Это способствует высокой прозрачности страхового продукта2.

Наибольшее распространение банкостраховые операции получили во Франции, где почти 100 % банков осуществляют их.

Банки при реализации совместных услуг проходят следующие этапы: разработка; стимулирование сбыта; внутреннее управление.

При необходимости обслуживания индивидуальных потребностей клиентов создаются отдельные страховые продукты, при этом делается акцент на налоговой эффективности.

В странах Восточной Европы лидирующее положение на рынке банкострахования занимают дочерние компании западноевропейских и американских банкостраховых групп, что стало результатом либерализации страховых рынков в середине 90-х гг. прошлого века.

Экономические циклы также меняют формы банкострахования. В периоды экономической стабильности и подъемов участники нацелены на максимизацию прибыли, расширение продуктов, по-

1 Банки в Соединенном Королевстве. http://belrosbank.by/bank-city/uk/lloyds-banking-group.htm

2 Заутер Т. Банкострахование - европейский опыт в российских условиях. http://www.insur-info.ru/

114

вышение конкурентоспособности, а в кризисной ситуации прибегают к реструктуризации и диверсификации портфелей, стремятся к удержанию существующей клиентской базы, снижению рисков и уменьшению расходов.

Если до 2009 г. происходило постоянное увеличение продаж сложных индивидуальных продуктов, то в последние годы в Европе наблюдается обратный тренд 1.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Банкострахование возникло как объективная закономерность инфраструктурного развития институтов финансового рынка.

2. Ведущая роль в процессе становления банкострахования принадлежала банкам, которые устанавливали основы взаимоотношений со страховыми компаниями.

3. Законодательные особенности, касающиеся совместной банковской и страховой деятельности в ряде стран, ограничивают интеграционные процессы на рынке банкострахрования.

4. По мере послекризисного восстановления международной экономики на банковском и страховом сегментах будет усиливаться концентрация капитала, преимущественно за счет слияний и приобретений.

Список литературы

1. Банки в Соединенном Королевстве. - URL: http://belrosbank.by/bank-city/uk/lloyds-banking-group.htm

2. Донецкова О. Ю., Помогаева Е. А. Банкострахование: учеб. пособие. -М.: Директ-Медиа, 2013.

3. Заутер Т. Банкострахование - европейский опыт в российских условиях. -URL: http://www.insur-info.ru/

4. Морган Стенли. - URL: http://www.myshared.ru/slide/510008

5. Национальное Рейтинговое Агенство. - URL: http://www.ra-national.ru

6. Саркисянц А. Г. Управление клиентским бизнесом в банке: современные тенденции // Аудитор. - 2006. - № 4.

7. Страхование сегодня. - URL: http://www.insur-info.ru

8. Штепаник М. Bancassurance в России и в Европе: противоположные тренды. - URL: http://wiki-ins.ru/news/22

9. Эрнест П. Обзор европейского рынка банковского страхования (bancassurance). - URL: http://forinsurer.com/public/08/09

1

1 Штепаник М. Bancassurance в России и в Европе: противоположные тренды. http://wiki-ins.ru/news/22

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.