Научная статья на тему 'Андеррайтинг в имущественных видах страхования: роль, функции, проблемы организации и контроля'

Андеррайтинг в имущественных видах страхования: роль, функции, проблемы организации и контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДЕРРАЙТЕР / UNDERWRITER / АНДЕРРАЙТИНГ / UNDERWRITING / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / INSURANCE COMPANY / ФУНКЦИИ СТРАХОВОГО АНДЕРРАЙТИНГА / AN INSURANCE UNDERWRITING / ПРОБЛЕМЫ АНДЕРРАЙТИНГА / UNDERWRITING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурляев Сергей Александрович

В статье автором раскрываются понятия «андеррайтинг» и «андеррайтер», определяется роль андеррайтинга в общем бизнес-процессе страховой организации. В ней также классифицируются функции и содержание андеррайтинга, рассматриваются типовые проблемы и ошибки в организации андеррайтинга в страховых компаниях, выделяются основные показатели эффективности деятельности андеррайтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Underwriting in Property Classes of Insurance: the Role, Functions, Problems of organization and Control

The author reveals the concept of “underwriting” and “underwriter.” The article defines the role of underwriting general insurance business process of the organization. It also classifies underwriting functions and reveals their meaning. The common problems and mistakes in the organization of underwriting insurance companies and the key performance indicators underwriters are considered and outlined.

Текст научной работы на тему «Андеррайтинг в имущественных видах страхования: роль, функции, проблемы организации и контроля»

научные исследования молодых ученых

УДК 368.

С. А. Бурляев.

Андеррайтинг в имущественных видах страхования: роль, функции, проблемы организации и контроля

S. A. Burlyaev. Underwriting in Property Classes of Insurance: the Role, Functions, Problems of organization and Control

В статье автором раскрываются понятия «андеррайтинг» и «андеррайтер», определяется роль андеррайтинга в общем бизнес-процессе страховой организации. В ней также классифицируются функции и содержание андеррайтинга, рассматриваются типовые проблемы и ошибки в организации андеррайтинга в страховых компаниях, выделяются основные показатели эффективности деятельности андеррайтеров.

ключевые слова: андеррайтер, андеррайтинг, страховая компания, функции страхового андеррайтинга, проблемы андеррайтинга

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The author reveals the concept of "underwriting" and "underwriter." The article defines the role of underwriting general insurance business process of the organization. It also classifies underwriting functions and reveals their meaning. The common problems and mistakes in the organization of underwriting insurance companies and the key performance indicators underwriters are considered and outlined.

Keywords: underwriter, underwriting, insurance company, an insurance underwriting, underwriting problems

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

В российском страховом законодательстве отсутствуют определения андеррайтинга (Underwriting) и андеррайтера (Underwriter). Дословно в переводе с английского:

• Underwriting — ставить подпись под документом;

• Underwriter — человек, ставящий подпись под документом. Определения. Ниже представлены определения андеррайтинга и андеррайтера

различных авторов.

1. Страховой андеррайтинг представляет собой разделение клиентов на группы на основе индивидуальной оценки риска для определения целесообразности заключения договора и установления адекватных условий страхования. Процесс андеррайтинга включает отбор (селекцию) страхователей, опреде-

Сергей Александрович Бурляев — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© С. А. Бурляев, 2013

ление условий страхования для каждого из них, а в дальнейшем — анализ результатов андеррайтинга [1; с. 160].

2. Андеррайтер:

а) лицо, прошедшее обучение в области оценки рисков, а также определения ставок страховой премии и форм страховых покрытий, которые могут использоваться для защиты от установленных рисков. Термин происходит от практики страхования Ллойд, при которой каждое лицо, желающее принять часть риска на свою ответственность, писало свое имя под суммой и описанием риска;

б) агент, как правило, по страхованию жизни, который может быть квалифицирован как андеррайтер по конкретному виду страхования. Теоретически агент оформляет страхование перед передачей предложения на рассмотрение в главный офис, т. е. принимает предварительное решение об обоснованности риска на основании известных ему фактов. Поэтому он должен сообщать страховщику обо всех известных ему фактах, которые могли бы повлиять на риск [2, с. 4].

3. Андеррайтинг (англ. Underwrite — подписывать) — процесс анализа предлагаемых на страхование рисков, принятия решения о страховании того или иного риска и определения адекватной риску тарифной ставки и условий страховании [Там же, с. 5].

Дадим обобщенное определение понятию «андеррайтинг»: андеррайтинг — комплекс мероприятий, обеспечивающих как принятие на страхование рисков с целью формирования страхового покрытия, условий договоров страхования и тарифов, так и управление портфелем договоров страхования, в совокупности обеспечивающих достижение заданных значений целевых страховых показателей по виду страхования и реализацию стратегии развития вида страхования.

4. Андеррайтер:

а) физическое или юридическое лицо, продающее страховые полисы клиентам или проводящее консалтинг по страхованию для заказчика;

б) квалифицированный специалист в страховом бизнесе с полномочиями от страховой компании принимать на страхование риски, определять тарифные ставки и оговаривать условия страхования рисков на основе страхового права и экономической целесообразности. Иногда деятельность андеррайтера ограничивается только перестрахованием;

в) член корпорации Ллойд, который самостоятельно или под контролем корпорации подписывает страховые полисы Ллойда;

г) страховщик;

д) подписчик (акцептующий алимент) [3, с. 37].

5. Андеррайтер отвечает за формирование страхового (перестраховочного) портфеля. Он должен обладать необходимыми знаниями и практикой для установления соответствующей степени риска, ставок премии и условий страхования [4, с. 4].

Дадим собственное определение понятию «андеррайтер»: андеррайтер — лицо, уполномоченное компанией проводить страховой андеррайтинг.

общая характеристика функций страховой компании, место андеррайтинга. Функционирование страховой компании представляет собой сложный и многогранный процесс. Различные стороны этого процесса отражают реализацию соответствующих функций страховщика, которые связаны с приобретением клиентов, ведением договоров страхования и осуществлением выплат в случае наступления страхового события.

Реализация каждой функции осуществляется в форме специфических бизнес-процессов.

В целом можно выделить следующие основные функции:

1) страховой маркетинг;

2) ценообразование;

3) страховой андеррайтинг;

4) урегулирование убытков;

5) учет;

6) перестрахование;

7) инвестиции;

8) актуарный анализ;

9) прочие.

Проблемы организации андеррайтинга страховыми компаниями. Российские страховые компании пока не считают качественный андеррайтинг конкурентным преимуществом, за исключением топовых страховых организаций, из-за акцента на количественные, а не качественные показатели хозяйственной деятельности.

К наиболее часто встречающимся проблемам осуществления бизнес-процесса андеррайтинга относится отсутствие стратегического планирования [5, с. 138].

Философия андеррайтинга есть общая концепция развития страховой компании, формулировка ее стратегии, принципов страхования, установление планируемой доли страхового рынка, которую надеется захватить страховая компания, характеристика эталонного страхового портфеля, каналов продвижения страховых продуктов, определение предпочтительных целевых фокус-групп потребителей и желаемого уровня доходности от проведения страховых операций.

На ее основе разрабатывается политика андеррайтинга, которая заключается в системном объединении решений страховой компании о сегменте рынка, фокус-группах потребителей, требованиях к объектам страхования, объеме предоставляемой защиты, минимальном размере страховых сумм и премий.

Политика андеррайтинга является отдельным документом, на который обращают большое внимание перестраховщики, так при отсутствии данного документа некоторые перестраховщики отказывают в принятии на страхование определенных рисков.

Перестраховщики также настаивают на добавлении в облигаторный договор специальной оговорки «Об изменении политики андеррайтинга», в соответствии с которой страховщик не имеет права изменять страховую политику без согласования с перестраховщиком.

Это вызвано тем, что андеррайтинговый файл — это файл, содержащий все принимаемые решения по страхованию каждого отдельного объекта, который состоит из заявления, акта осмотра объекта, расчетного листа, подписанной котировки, подтверждения перестрахования, переписки с клиентом, фото объекта и пр.

Данный файл необходим при замещении сотрудников, смене персонала, так как без представления о формирования первоначального тарифа невозможно адекватно проактировать объект на новый период или внести изменения в действующий договор.

Одной из ошибок также является совмещение функций продавца и андеррайтера (в «страховом мире» даже появилось определение данной должности — «продающий андеррайтер»), что приводит к конфликту интересов. У продавца-андеррайтера для выполнения плана либо получения комиссионного вознаграждения

будет искушение принять плохой страховой риск, что снизит темп собственных продаж из-за необходимости отвлекаться на работу андеррайтера.

Цель деятельности службы андеррайтинга в разных страховых компаниях может различаться в зависимости от принятой политики страховой компании. Как правило, это обеспечение целевого уровня технического результата.

Функции андерррайтинга:

1) управляющая;

2) договорная;

3) нормативно-методическая;

4) обучающая.

Управляющая функция, основные составляющие:

1) формирование ежегодной политики андеррайтинга — решения страховой компании по отбору объектов страхования (формируется совместно андеррайтером с директорами), объему представляемой страховой защиты, требованиям к качеству принимаемых на страхование рисков, к экспертизе объектов, минимальному размеру страховой премии — обеспечивает развитие портфеля в целевом направлении;

2) управление страховым портфелем — одна из основных функций андеррайтера с достаточно большим портфелем. Она заключается в регулярной аналитике страхового портфеля в разных плоскостях и принятии своевременных решений по установлению конкурентоспособных условий страхования и тарифов на них, обеспечивающих, с одной стороны, требуемые объемы сборов и занятие ключевых сегментов рынка, а с другой — достижение требуемых плановых показателей по техническому результату;

3) перестрахование массового портфеля — определение величины страховых сумм, при которых риск по данным договорам остается на собственном удержании; определение страховых сумм, при которых договоры попадают под облигаторное и факультативное перестрахование.

Договорная функция, основные составляющие:

1) селекция рисков и формирование адекватных условий страхования;

2) определение страховой стоимости, страховой суммы, размера франшиз, ограничение объемов выплат по случаю и пр.;

3) сбор дополнительной информации об объекте и оценка факторов риска при страховании нетиповых объектов;

4) определение тарифа. Страховые тарифы рассчитываются актуарно, задача андеррайтера состоит в выборе адекватных повышающих (понижающих) коэффициентов к базовому тарифу в зависимости от специфики конкретного договора страхования;

5) установление размера комиссионного вознаграждения или размера затрат на продажу в иной форме.

Этапы договорного андеррайтинга:

1) сбор сведений и их анализ. Источниками сведений о риске являются документы, предоставляемые страхователем (заявления, анкеты и прочие документы по запросу страховщика); собственные сведения компании, к которым относятся прошлогодние договоры страхования в случае наличия; информация, полученная от службы безопасности; общедоступная информации из СМИ и Интернета; информация, полученная после проведения предстраховой экспертизы. В случае необходимости анализ собранной информации заключается в применения алгоритма действий страховой компании по оценке риска;

2) котировка. После сбора и анализа информации о риске андеррайтер выделяет страхуемые риски и проводит котировку, определяет условия страхования, франшизу и допустимый тариф. Проведя оценку риска, страховщик направляет страхователю официальное предложение о страховании;

3) заключение договора — после согласования всех условий страхования с клиентом либо посредником заключается договор;

4) сопровождение договора — в период действия договора могут измениться обстоятельства (например, страхователь может либо приобрести новое имущество, либо продать существующее, что потребует корректировки страховой суммы и страховой премии, а также дополнительную оценку риска). Может потребоваться досрочное расторжение договора страхования;

5) возобновление договора. По окончании страхового периода необходимо уточнить у страхователя о желании продления страхового договора, при этом происходит новая оценка страхового риска. За срок действия договора страхования могли поменяться политика андеррайтинга, тарифы, подходы к оценке риска, изменение страховой стоимости имущества. Следовательно, готовится предложение о страховании на новый страховой период. Данный процесс носит название реандеррайтинга — повторный андеррайтинг при возобновлении договора страхования.

нормативно-методологическая функция:

1) формирование правил страхования и их корректировка;

2) формирование страховых продуктов;

3) методология выделения и страхования стандартных и нестандартных объектов;

4) разработка тарифных руководств;

5) участие в разработке технических заданий на формирование стандартных отчетов, позволяющих осуществлять функции управления страховым портфелем, оказывать влияние на управление убыточностью;

6) тестирование и установление лимитов сотрудникам;

7) подготовка инструкций по заключению договоров страхования (по правилам оформления, объему документов, необходимых для заключения, порядку заключения и пр.). Формирование методик по определению страховых стоимостей.

обучающая функция. Она заключается в обучении агентов и продающих менеджеров. Проведение обучений для новых работников, для повышения квалификации, обучение при появлении нового страхового продукта.

значимость андеррайтера и недооценка его роли

Подходы к андеррайтингу. В современной литературе выделяют три основных подхода (рис. 1) [6, с. 20].

При поточном андеррайтинге практически отсутствует правильное его функционирование, фактически выстраивается страховая пирамида, за счет вновь привлекаемых страховых взносов производится выплата заработной платы персонала, оплата за аренду помещений и оставшаяся часть идет на покрытие убытков. Как правило, страховщики, ведущие деятельность на страховом рынке по данной схеме, занимаются демпингом. Такие компании быстро «сгорают».

Внутренний андеррайтинг характеризуется оперативной оценкой рисков штатными сотрудниками, выделяется в отдельный бизнес-процесс и в зависимости от структуры страхового портфеля может подразделяться на «портфельный» и «рисковый андеррайтинг».

рис. 1. Подходы к андеррайтингу

Внешний андеррайтинг заключается в переложении оценки риска на перестраховщика или брокера, которые определяют условия страхования и тариф.

Следует отметить, что страховая организация может использовать несколько подходов к андеррайтингу для разных видов страхования. Так, например, небольшие региональные компании прибегают к внешнему андеррайтигу.

организация контроля за андеррайтингом. Согласно ст. 293 и 294 Налогового кодекса РФ (НК РФ) финансовый результат от деятельности страховщика исчисляется как разность между доходами от реализации страховых услуг и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством, и расходами, признаваемыми таковыми согласно тому же НК РФ.

Key Performance Indicators (KPI) — формализованные показатели эффективности трудовой деятельности, под которыми понимаются наборы показателей, характеризующие ход выполнения и степень реализации задач, поставленных перед структурными подразделениями или конкретным сотрудником:

1) коэффициент убыточности (loss ratio) — отношение суммы произведенных страховых выплат плюс рассчитанный резерв убытков, включая резерв произошедших, но не заявленных убытков, плюс сумма расходов на урегулирование убытков к начисленной (уплаченной или заработанной) страховой премии;

2) коэффициент отказов (decline ratio) — отношение количества запросов на страхование от продающих подразделений к сделанным котировкам (коммерческим предложениям);

3) коэффициент результативности (hit ratio) — отношение сделанных котировок к акцептованным котировкам;

4) коэффициент возобновления (renewal ratio) — количество продленных договоров страхования в процентах;

5) комбинированный коэффициент — отношение в процентах суммы коэффициента убыточности и коэффициента расходов к заработанной премии.

Существует достаточно большое количество коэффициентов, характеризующих деятельность андеррайтеров, однако в зависимости от объемов страхового портфеля, политики андеррайтинга, целей руководства используют определенный набор показателей для каждой конкретной страховой компании. Например, для небольшой региональной компании коэффициент результативности будет непоказателен, так как количество сделанных котировок может быть невелико и результат будет статистически недостоверным.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автором даны собственные обобщающие определения понятий «андеррайтинг» и «андеррайтер» исходя из определений других авторов и практического опыта, определена роль андеррайтинга в общем бизнес-процессе страховой организации. В статье максимально подробно описаны функции андеррайтинга, представлена их классификация, на основе которой возможно формирование должностных инструкций для страховых организаций ввиду их отсутствия в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих».

Автором рассмотрены проблемы и ошибки в организации андеррайтинга

в страховых организациях, выделены основные показатели эффективности деятельности КР1 для андеррайтеров.

Литература

1. страхование: экономика, организация, управление: Учебник. Т. 1 / СПбГУ, экономический факультет; Под ред. Г. В. Черновой. М.: Экономика, 2010. 749 с.

2. Тулинов В. В., Горин В. с. Страхование и управление риском: Терминологический словарь. М.: Наука, 2000. 115 с.

3. Бизнес-словарь. Национальная экономическая энциклопедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vocable.ru/dictionary/440/symbol/192.

4. Журавлев Ю. м. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. М.: Анкил, 1994. 180 с.

5. сорвина Т. А. Интеграция научных подходов для повышения эффективности корпоративного управления конкурентоспособностью // Известия международной академии наук высшей школы. 2010. № 2 (52). С. 137-142.

6. Шинкаренко И. Э., Тришкина е. о. Особенности андеррайтинга в страховании имущества физических лиц: Материал семинара «Википедия страхования» / Учебный центр «Бизнес-Сервис». М., 2013. 98 с.

УДК 347.736

М. Р. Мартиросян

Особенности банкротства кредитных потребительских обществ на примере КПО «Ковчег»

M. R. Martirosyan. Features of the Credit Consumer Society Bankruptcy by the

Example of KPO "Kovcheg"

В процессе экономической деятельности возникают ситуации, когда определенные субъекты хозяйственной деятельности становятся неспособными исполнить свои обязательства перед кредиторами. Такие ситуации регулируются институтом несостоятельности (банкротства), который является важным элементом в нормально функционирующей экономике государства.

Закон о банкротстве позволяет ликвидировать организации с большой кредиторской задолженностью. В итоге это способствует отсеиванию нерентабельных бизнес-структур, предупреждению цепной реакции банкротства других организаций, соответственно, кризису всей экономической структуры.

In the course of an economic activity there are situations when certain business entities become unable to meet its obligations to creditors. Such situations are regulated by the Institute of insolvency (bankruptcy), which is an important element in a well-functioning economy of the state.

The law of bankruptcy allows to liquidate the organization with a large financial debt. As a result, it helps to weed out unprofitable business structures, to prevent a chain reaction of bankruptcy of other organizations, respectively, the economic crisis of all economic structure.

The purpose of the modern institution of bankruptcy is,the first, to help organizations

Мартин Ростомович Мартиросян — аспирант Российского государственного торгово-экономического университета. © М. Р. Мартиросян, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.