Научная статья на тему 'Место и роль андеррайтинга в деятельности страховой компании'

Место и роль андеррайтинга в деятельности страховой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1120
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДЕРРАЙТИНГ / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАТЕЛЬ / СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ УБЫТКОВ / ОЦЕНКА СТРАХОВОГО РИСКА / UNDERWRITING / INSURER / THE INSURED / INSURANCE / INSURANCE PORTFOLIO / INSURANCE PREMIUM / LOSS ADJUSTMENT / INSURANCE RISK ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойтуш Оксана Александровна

Страхование – молодая отрасль для современной России, новый виток его развития начался только в 90-х годах прошлого века. Для обеспечения рентабельности страховых операций страховые компании независимо от своих финансовых возможностей, состава страхового портфеля и объема страховых операций должны проводить строгую, теоретически и практически обоснованную андеррайтерскую политику. В статье рассмотрены теоретические и организационные аспекты андеррайтинга, а также роль андеррайтинга в деятельности страховой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Place of Underwriting in the Activities of Insurance Companies

Insurance is a relatively young economic sector for modern Russia in a sense that the latest stage of its development began only in 1990s. Underwriting as an insurance process has not spread much yet too. Besides, underwriting usually promotes greater financial soundness. To ensure the profitability of insurance operations insurance companies regardless of their financial opportunities, insurance portfolio and volume of insurance operations should pursue a strict, theoretically and practically grounded underwriting policy. The paper looks at theoretical and organizational aspects of underwriting as well as the role of underwriting in the activities of insurance companies.

Текст научной работы на тему «Место и роль андеррайтинга в деятельности страховой компании»

Место и роль андеррайтинга в деятельности страховой компании

^ БОйТУш Оксана Александровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) ) 221-26-07 E-mail: boytush-ok@mail.ru

Аннотация

Страхование - молодая отрасль для современной России, новый виток его развития начался только в 90-х годах прошлого века. Для обеспечения рентабельности страховых операций страховые компании независимо от своих финансовых возможностей, состава страхового портфеля и объема страховых операций должны проводить строгую, теоретически и практически обоснованную андеррайтерскую политику. В статье рассмотрены теоретические и организационные аспекты андеррайтинга, а также роль андеррайтинга в деятельности страховой компании.

Источники

1. Архипов А.П. Андеррайтинг в страховании. Теоретический курс и практикум: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Информационный ресурс «Знай страхование». URL: www.znay.ru.

3. Информационный ресурс «Страхование в России». URL: www.allinsurance.ru.

4. Светайло Р.Е. Место и роль андеррайтинга в системе страхования // Управление в страховой компании. 2009. № 1.

5. Учебные материалы для обучающихся по специальности менеджмент. URL: http:// managment-study.ru.

Ключевые слова

андеррайтинг страховщик страхователь страхование страховой портфель страховая премия урегулирование убытков оценка страхового риска

JEL classification

G1, G22

В современных условиях андеррайтинг приобретает все большее значение в деятельности страховой компании и начинает играть ключевую роль в страховании. Поле деятельности андеррайтера достаточно широко [4].

1. Участие в планировании целевых показателей операционной деятельности. Планирование осуществляется с учетом структуры, качества и характеристик имеющегося страхового портфеля, уровня расходов на ведение дела, планов сотрудничества с имеющимися и будущими клиентами.

2. Осуществление продуктовой политики [5].

Продуктовая политика страховой компании представляет собой комплекс действий по следующим направлениям:

• проведение маркетинговых исследований;

• формирование ассортимента, разработка и внедрение страховых продуктов и программ;

• поддержание конкурентоспособности услуг на требуемом уровне;

• сопровождение и оценка эффективности действующих страховых продуктов и программ.

В процессе разработки страховых продуктов и программ в качестве подрядчиков привлекаются различные структуры страховой компании: отдел маркетинга, юридическая служба, отдел урегулирования убытков, отдел перестрахования, 1Т-подразделение.

3. Определение условий страхования нетиповых рисков. Работа с нетиповыми рисками занимает значительное место в

процессе андеррайтинга. Нетиповыми являются риски, которые:

• не соответствуют параметрам стандартности, заложенным в страховых продуктах и программах;

• отличаются по сути от рисков сегментов целевых продаж.

Страхование нетиповых рисков может предполагать обеспечение дополнительной перестраховочной защиты.

4. Участие в урегулировании убытков. Урегулирование убытков обеспечивает выполнение главной цели страхования - возмещение ущерба в полном соответствии с условиями заключенного договора страхования. Здесь происходит практическая реализация тех условий страхования, которые были заложены в договор на стадии проведения андеррайтинга. При этом именно на стадии урегулирования убытков становится очевидным наличие «слабых мест» в системе андеррайтинга, что позволяет учесть данный опыт при принятии андеррайтерских решений (расчет тарифов, создание страховых продуктов и программ) в будущем.

Кроме того, практическое участие андеррайтеров в урегулировании убытков выражается в совместной с выплатными подразделениями выработке решений о возможности осуществления страховых выплат и их величине. Как правило, это имеет место при урегулировании убытков, обусловленных определенными страховыми случаями, либо при убытках, величина которых превышает определенную сумму.

Андеррайтинг делится на два уровня, создаваемых в рамках компании [1]:

• первичный (типовой, стандартный) выполняется силами самих продавцов, которые проводят оценку стандартного риска по типовым процедурам и правилам;

• специализированный (индивидуальный) проводится по нестандартным, индивидуальным рискам.

Кроме этих традиционно отмечаемых в научной литературе уровней выделяют также следующие виды андеррайтинга:

1) внешний (field underwriting) - первый этап в процессе отбора риска, кото-

The Role and Place of Underwriting in the Activities of Insurance Companies

Nowadays underwriting is becoming increasingly important in the activities of insurance companies and assuming a key role in insurance. Activities of underwriter are quite diverse [4]:

1. Participation in planning of the operational activities' targets. Planning is done allowing for the structure, quality and characteristics of the current insurance portfolio, level of operational expenditure, intentions for cooperation with actual and future clients.

2. Implementation of product policy [5].

Product policy of an insurance company implies a set of actions in the following directions:

• conducting marketing research;

• forming product range, developing and launching insurance products and programs;

• maintaining a certain level of competitiveness;

• accompanying and assessing the efficiency of the existing insurance products and programs.

During the development of insurance programs and products various departments of an insurance company are involved as subcontractors: marketing department, legal team, loss adjustment department, reinsurance department, IT department.

3. Determination of conditions under which atypical risks are insured. Working with atypical risks is an important part of underwriting. Atypical risks are the risks that:

• do not meet the company standards which insurance products and programs are based on;

• differ in the essence from the risks of target segments.

The insurance of atypical risks may require an insurance company to provide additional reinsurance protection.

4. Participation in loss adjustment. Loss adjustment guarantees that the principal goal of insurance is reached: the damage is indemnified in full compliance with the terms of the insurance contract concluded. This way the terms set by the insurance contact during underwriting are realized. Besides, loss adjustment stage is the time

when all weak points of the underwriting system become evident, so this experience can be taken into account in future while making underwriting decisions (calculating insurance rates, designing insurance products and programs).

In addition, underwriters together with departments directly responsible for indemnities take decisions about paying money to the client and the sum. As a rule, this can take place in adjustment of losses incurred by insured events of particular types, or if these losses exceed a certain amount.

Underwriting is divided into two levels within a company [1]:

• primary (typical, standard) which is performed by sellers who assess standard risk using standard procedures and rules;

• specialized (individual) which is held to estimate non-standard individual risks.

Apart from these traditionally distinguished levels scientific publications list a number of other types of underwriting:

1) field underwriting which is the first stage in risk selection when agents of an underwriter collect necessary information about insurance products in the market, then generalize and address it to the underwriter to take initial decision;

2) mass underwriting which is a process of taking risks for insurance when certain demographic indicators (for instance, age, sex, death rate, sickness rate) are assessed for the whole group in contrast to the assessment applied for a single person of the group;

3) cash flow underwriting which uses such methods of risk evaluation and collection of insurance premiums that maximize company's interest in receiving insurance premiums; insurance products are priced below the rate of premium required to take into account the cost of expected losses that will be incurred. Such pricing strategy is justified by the fact that attracting large sums of money that are then further invested appears to be more effective than accurate evaluation of insurance products;

4) class underwriting which is a process of taking risks for insurance when applications for particular types of insurance (for

^ oksana A. BoYTUsH

Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof. of State and Municipal Finances Dept.

Urals state University of Economics 620144, RF, Vekaterinburg, ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45 Phone: (922) 613-20-74 e-mail: boytush-ok@mail.ru

Key words

underwriting insurer the insured insurance

insurance portfolio insurance premium loss adjustment insurance risk assessment

■o

a

Summary

Insurance is a relatively young economic sector for modern Russia in a sense that the latest stage of its development began only in 1990s. Underwriting as an insurance process has not spread much yet too. Besides, underwriting usually promotes greater financial soundness. To ensure the profitability of insurance operations insurance companies regardless of their financial opportunities, insurance portfolio and volume of insurance operations should pursue a strict, theoretically and practically grounded underwriting policy. The paper looks at theoretical and organizational aspects of underwriting as well as the role of underwriting in the activities of insurance companies.

References

1. Arkhipov A.P. Underwriting in insurance. Theoretical course and practice book. [An-derrayting v strakhovanii. Teoreticheskiy kurs i praktikum]. Moscow, YUNITI-DANA, 2007.

2. Information resource "Be good at insurance". [Znay strakhovaniye]. Available at: www. znay.ru.

3. Information resource "Insurance in Russia". [Strakhovaniye v Rossii]. Available at: www. allinsurance.ru.

4. Svetailo R.Ye. Place and role of underwriting in the system of insurance. [Mesto i rol anderraytinga v sisteme strakhovaniya]. Upravleniye v strakhovoy kompanii - Management in insurance, 2009, no. 1.

5. Studying materials for students major in management. [Uchebniye materialy dlya obuch-ayushchikhsya po spetsialnosty menedzhment]. Available at: http://managment-study.ru.

JEL classification

G1, G22

рый заключается в проведении посред-т никами страховщика работы по сбору о необходимой информации по предлога жениям на страхование, ее обобщении и ^ направлении страховщику для принятия ^ андеррайтерского решения; х 2) массовый (mass underwriting) - про-

¡5 цесс принятия рисков на страхование, | при котором оценка определенных демографических показателей (например, возраст, пол, смертность, заболеваемость) производится для целой группы, в отличие от оценки, применяемой к отдельным лицам, составляющим данную группу;

3) андеррайтинг на основе движения наличных денежных средств (cash flow underwriting) - использование таких методов оценки и сбора премии страховыми компаниями, которые способствуют максимальному увеличению заинтересованности в поступлениях страховой премии; установление цен на страховые продукты (страховые услуги) ниже необходимого уровня, который требуется для покрытия расходов по ожидаемым убыткам. Такая ценовая стратегия оправдывается тем, что привлечение больших сумм денежных средств с целью их дальнейшего инвестирования и получения большей нормы дохода более эффективно, чем точная оценка страховых продуктов;

4) андеррайтинг по классу (class underwriting) - процесс принятия рисков на страхование, при котором предложения по определенным видам страхования (например, по определенному виду автомобильного страхования) автоматически отклоняются в связи с тем, что страховщик не видит экономической выгоды, или потому, что страховщик не имеет необходимых средств обслуживания (например, соответствующей службы в структуре управления страховой компании, способной обеспечить требуемый уровень обслуживания, - службы по рассмотрению претензий для автомобилистов) для проведения всех операций по данным видам страхования;

5) андеррайтинг по счету (account underwriting) - форма андеррайтинга, в рамках которой каждый предполагаемый (перспективный) страхователь оценивается по существу (с учетом всех «за» и «против»), независимо от вида осуществляемой им предпринимательской деятельности;

6) финансовый андеррайтинг (financial underwriting) - изучение финансовых отчетов и других финансовых документов, характеризующих деятельность организации, с целью оценки качества управления, имеющихся резервов для по-

вышения эффективности деятельности и степени подверженности различным видам рисков, а также оценка возможностей организации по оплате страховых премий и выполнению своих финансовых обязательств или гарантий. Также называется «андеррайтинг менеджмента» (management underwriting);

7) экспериментальный андеррайтинг (experimental underwriting) - практика осторожного принятия на страхование определенных видов рисков, которые обычно считаются неприемлемыми в соответствии с руководящими принципами данного страховщика;

8) профессиональный андеррайтинг - совокупность методов и действий по оценке страхового риска и его факторов, характеризующих застрахованного с точки зрения его профессии, вероятности наступления несчастных случаев при осуществлении трудовой деятельности для оценки возможности заключения договора страхования и расчета страхового тарифа и страховой премии [2; 3].

Процесс андеррайтинга в страховании населения относительно прост. Основную информацию о риске андеррайтер получает из заявления о страховании. Если появляется необходимость в уточнении сведений, андеррайтер обращается к заявителю и получает нужные данные.

Во многих случаях функция андеррайтинга делегируется третьему лицу, отличному от страховщика, например, по страхованию туристов страховой полис продается агентом туристического оператора или авиаперевозчиком. Страхователь заполняет форму заявления, и ему сразу же выдается страховой полис из пачки типовых полисов. Аналогичную ситуацию можно наблюдать при страховании домашнего имущества: страховой агент или брокер уполномочены выдавать страховые полисы. В этих случаях андеррайтинг сводится практически к тому, чтобы не застраховать нежелательного клиента. Однако брокер или агент в данных случаях ограничены в возможности (или вообще лишены ее) снижать или повышать цену.

Иначе обстоит дело при страховании жизни. Основным источником информации в данном случае также будет заявление на страхование. Однако здесь затрагивается много аспектов, связанных со здоровьем застрахованного, поэтому страховщик может прибегнуть к помощи медицинского работника, чтобы оценить риск, особенно в тех случаях, когда заявитель хочет застраховаться на большую сумму или страдает наследственными заболеваниями.

Андеррайтинговый процесс представляет собой выявление взаимосвязи между доступной информацией о характеристиках объекта страхования и потенциальным риском возникновения страхового случая. Целью является принятие решения о том, страховать ли данного клиента, и если страховать, то на каких условиях. По итогам проведенной работы андеррайтер может:

1) принять риск на страхование на обычных условиях;

2) принять риск на особых условиях (с изменением тарифа, установлением франшизы и т.п.);

3) отказать в страховании.

После этого, если риск принимается, могут начинаться переговоры по условиям страхования, размеру страхового взноса и суммы.

Таким образом, на данном уровне процесс андеррайтинга состоит из нескольких этапов:

• оценка рисков, свойственных объекту, предлагаемому к страхованию;

• выработка решения о страховании объекта или отказе в страховании;

• определение сроков, условий и размеров страхового покрытия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• расчет размера страховой премии;

• подготовка и предложение соответствующим структурам страховщика по схеме перестрахования.

Однако процесс андеррайтинга не заканчивается заключением или незаключением договора. Андеррайтер участвует в сопровождении договора, осуществляя мониторинг состояния объекта страхования и контроль выполнения плана мероприятий по снижению рисков, и в случае изменения параметров принятых на страхование рисков пересчитывает страховой тариф и готовит изменения в договор. В случае нарушения страхователем своих обязательств андеррайтер готовит заключение о расторжении договора или уменьшении страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Целью андеррайтинга является достижение ситуации, когда все предлагаемые на страхование риски оценены и соответствующим образом классифицированы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что андеррайтинг является системообразующим процессом, при котором осуществляется управление страховым портфелем и в конечном итоге обеспечивается экономическая безопасность страховой компании.

example, for a certain type of vehicle insurance) are rejected automatically because an insurer does not see any economic benefit or because an insurance company does not possess necessary means of service to conduct all operations that this type of insurance implies (for instance, in the organizational structure of the insurance company there is not a specific department that can provide a required quality of service: the department for considering drivers' claims is absent);

5) account underwriting which is a form of underwriting when every prospective insured is assessed in essence allowing for all pros and cons irrespective of the kind of entrepreneurial activity they perform;

6) financial underwriting supposes that all financial statements and documents of an organization are examined to assess the quality of management, identify reserves to improve the organization's performance and limit its exposure to various risks as well as to evaluate the organization's capability to pay insurance premiums and honour its financial commitments and guarantees. It also called management underwriting;

7) experimental underwriting is the practice of cautious accepting particular risks for coverage, risks which, under normal circumstances, the company would not insure against because of its insurance standards;

8) professional underwriting is a set of methods applied and actions taken to assess insurance risk and its factors that characterize the insured in terms of their job, probability of accidents during their work so as to understand whether it is possible to conclude the insurance contract and calculate insurance rates and premiums [2;3].

Underwriting as an insurance process is relatively simple. Most information about risk an underwriter gets from an applica-

tion. If any further details are needed, the underwriter addresses the applicant and receives the required data.

Underwriting function is often delegated to a third party different from the insurer, for example, a travel insurance policy can be taken out by a travel agency or an airline. The insured fills in a form and is immediately given a standard insurance policy. The situation is the same with home contents insurance: insurance agent or broker is authorized to give insurance policies. In these cases underwriting is limited just to a necessity to guarantee that no unwanted customer was insured. Yet brokers and agents in such situations have few if any possibilities to raise or lower the price.

The situation is different with life insurance. The major source of information is still the same - an application for insurance. However, here a lot of health-related aspects are involved so an insurer may approach a medical worker to evaluate risk particularly in cases when an applicant wants to be insured for a large sum or suffers hereditary diseases.

Underwriting is the process of identifying any links between accessible information about the object of insurance and the likelihood of the ensured event. This procedure aims to understand whether it is worth to provide an insurance for customer or not and under what conditions. As a result of the work done an underwriter may:

1) accept the risk under standard conditions;

2) accept the risk under special conditions (with adjustment of the insurance rate or setting the deductible etc.);

3) refuse to cover.

After that if the risk is accepted the negotiations over insurance conditions, the size of insurance premium and the sum may start.

Thus, at this level the underwriting process is made up of the following stages:

• evaluation of the risks inherent in the object supposed to be insured;

• decision-making whether to agree or refuse to insure the object;

• determination of the terms, conditions and the size of the insurance coverage;

• calculation of the size of the insurance premium;

• preparation of the recommendation on the reinsurance scheme and presenting it to the responsible departments of the insurance company.

Yet the process of underwriting does not end at the stage of signing the contract. Since this moment the underwriter accompanies the deal and by monitoring the insurance object and controlling the plan of measures designed to reduce risks and should the parameters accepted for coverage change the underwriter re-calculates the insurance rate and prepares changes to the contract. If the insured breaches the terms of contract the underwriter organizes the termination of the contract or arranges the reduction of payout.

The principal target of the underwriting is to achieve the situation when all risks suggested for insurance are thoroughly evaluated and classified.

On the basis of the above-mentioned we may conclude that underwriting is the fundamental process that ensures prudent portfolio management and as result maintains economic security of an insurance company.

■o

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.