Научная статья на тему 'Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации'

Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION / КРИТЕРИИ ВЫБОРА / CRITERIA OF THE CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунина Юлия Владимировна, Саломатова Светлана Николаевна

Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности. Современный этап социально-экономического развития государства тесно связан с проектноисследовательской деятельностью человека. Результаты данной деятельности влияют на сферу не только материального производства, но и науку, искусство, систему социальных взаимоотношений, общественное сознание человека (на мировоззрение, отношение к социальной и предметной среде, формы познания и творчество). Проектная культура рассматривается как основа гармоничного взаимодействия человека с природной, технологической средами и социальной общностью. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника является проектно-исследовательская деятельность, которую возможно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса. Рассматривая понятия «исследование» и «проектирование», необходимо отметить, что оба они имеют отношение к мыслительной деятельности человека: проектирование к ее началу; исследование к ее осуществлению. Проектирование связано с реализацией замысла; исследование с поиском и пониманием реального. В данной статье авторы приводят результаты проектно-исследовательской деятельности старшеклассников по актуальному для них вопросу выбору образовательной организации высшего или профессионального образования, выбору профессии самоопределения в дальнейшем жизненном пути, способности прогнозирования на основе знаний о профессиях и требований рынка труда. Профессиональная ориентация школьников носит достаточно сложный и всеобъемлющий характер, выбор профессии и сегодня остается сложной проблемой для молодежи. Авторы считают, что результаты данного исследования найдут и практическое применение, в период поступления в образовательные организации профессионального или высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунина Юлия Владимировна, Саломатова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN PROJECT-RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL GUIDANCE

Relevance of use of research and design activity in modern education is defined by their multi-purpose and multipurpose orientation, and also a possibility of integration in complete educational process during which along with mastering pupils system basic knowledge and key competences there is a multilateral development of the personality. The present stage of social and economic development of the state is closely connected with design research activity of the person. Results of this activity influence the sphere not only production of goods, but also science, art, system of social relationship, public consciousness of the person (outlook, the relation to the social and subject environment, forms of knowledge and creativity). The design culture is considered as a basis of harmonious interaction of the person with natural, technological environments and a social community. One of the backbone approaches which are strengthening the developing effect of educational programs and positively influencing formation of the identity of the modern school student is design and research activity which is possible for considering as independent structural unit of teaching and educational process. Considering the concepts «research» and «design», it should be noted that both of them are related to cogitative activity of the person: design by its beginning; a research to her implementation. Design is connected with realization of a plan; a research with search and understanding real. In this article authors give results of design and research activity of seniors on a question, urgent for them, to the choice of the educational organization of the higher or professional education, choice of profession self-determination in a further course of life, ability of forecasting on the basis of knowledge of professions and requirements of labor market. Vocational guidance of school students has rather difficult and comprehensive character, the choice of self-determination and today remains a complex problem for youth. Authors consider that results of this research will find also practical application, during receipt in the educational organizations of professional or higher education.

Текст научной работы на тему «Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации»

УДК 37.047

ОПЫТ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

© 2017

Лунина Юлия Владимировна, магистр, ведущий экономист управления формирования контингента студентов Саломатова Светлана Николаевна, магистр, старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции Тихоокеанский государственный университет

(680035, Россия, Хабаровск, улица Тихоокеанская, 136, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности. Современный этап социально-экономического развития государства тесно связан с проектно- исследовательской деятельностью человека. Результаты данной деятельности влияют на сферу не только материального производства, но и науку, искусство, систему социальных взаимоотношений, общественное сознание человека (на мировоззрение, отношение к социальной и предметной среде, формы познания и творчество). Проектная культура рассматривается как основа гармоничного взаимодействия человека с природной, технологической средами и социальной общностью. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника является проектно-исследовательская деятельность, которую возможно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса. Рассматривая понятия «исследование» и «проектирование», необходимо отметить, что оба они имеют отношение к мыслительной деятельности человека: проектирование - к ее началу; исследование - к ее осуществлению. Проектирование связано с реализацией замысла; исследование - с поиском и пониманием реального. В данной статье авторы приводят результаты проектно-исследовательской деятельности старшеклассников по актуальному для них вопросу - выбору образовательной организации высшего или профессионального образования, выбору профессии - самоопределения в дальнейшем жизненном пути, способности прогнозирования на основе знаний о профессиях и требований рынка труда. Профессиональная ориентация школьников носит достаточно сложный и всеобъемлющий характер, выбор профессии и сегодня остается сложной проблемой для молодежи. Авторы считают, что результаты данного исследования найдут и практическое применение, в период поступления в образовательные организации профессионального или высшего образования.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, профессиональная ориентация, сетевое взаимодействие, критерии выбора.

EXPERIENCE IN PROJECT-RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS IN THE SYSTEM

OF VOCATIONAL GUIDANCE

© 2017

Lunina Julia Vladimirovna, master, the lead economist of management of formation of contingent of students.

Salomatova Svetlana Nikolaevna, master, senior lecturer, chair of marketing and ^mmerce

Pacific National University (680035, Russia, Khabarovsk, street Pacific, 136, e-mail: [email protected])

Abstract. Relevance of use of research and design activity in modern education is defined by their multi-purpose and multipurpose orientation, and also a possibility of integration in complete educational process during which along with mastering pupils system basic knowledge and key competences there is a multilateral development of the personality. The present stage of social and economic development of the state is closely connected with design research activity of the person. Results of this activity influence the sphere not only production of goods, but also science, art, system of social relationship, public consciousness of the person (outlook, the relation to the social and subject environment, forms of knowledge and creativity). The design culture is considered as a basis of harmonious interaction of the person with natural, technological environments and a social community. One of the backbone approaches which are strengthening the developing effect of educational programs and positively influencing formation of the identity of the modern school student is design and research activity which is possible for considering as independent structural unit of teaching and educational process. Considering the concepts «research» and «design», it should be noted that both of them are related to cogitative activity of the person: design - by its beginning; a research - to her implementation. Design is connected with realization of a plan; a research - with search and understanding real. In this article authors give results of design and research activity of seniors on a question, urgent for them, - to the choice of the educational organization of the higher or professional education, choice of profession - self-determination in a further course of life, ability of forecasting on the basis of knowledge of professions and requirements of labor market. Vocational guidance of school students has rather difficult and comprehensive character, the choice of self-determination and today remains a complex problem for youth. Authors consider that results of this research will find also practical application, during receipt in the educational organizations of professional or higher education.

Keywords: design and research activity, vocational guidance, network interaction, criteria of the choice.

Актуальность проблемы профориентационной работы как общественного направления заключается в необходимости преодоления противоречий между существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров с одной стороны, и с другой стороны, неадекватной или необоснованной ситуации с имеющимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. Таким образом, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. В законе Российской Федерации «Об образовании» АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...».

Со стороны средней образовательной школы, профориентация - неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирования жизненных и профессиональ-

ных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда. Профессиональная ориентация школьников по своему содержанию должна носить системный и многоуровневый характер. В структуре профориентационной работы выделяют такие виды деятельности как: профессиональное просвещение и воспитание, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиография, профессиональная адаптация. [1]

По мнению авторов, профориентационная деятельность не может быть осуществлена только одним звеном образования, должно быть «сетевое взаимодействие» образовательных организаций и отраслевых предприятий [2-6]. В эту структуру необходимо включить такие составляющие категории как «семья» и «государство». Систему профессиональной ориентации, как и всю воспитательную работу, необходимо строить на основе неразрывного единства знаний, убеждений и действий, слов и дела.

Цель профориентационной деятельности - скорректировать профессиональные намерения учащихся с помощью дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от их индивидуальных и возрастных особенностей. Реализовывая план профориентационной деятельности средствами, формами и методами, соответствующими психо-возрастным характеристикам учащихся, возможно, преодолеть ошибки, противоречия, шаблонные (стереотипные) взгляды на выбор жизненного пути и профессии.

Подростковый и юношеский возраст - период становления личности, возникновения чувства и образа взрослости, тенденции к самоопределению и самостоятельности. Личностное развитие в этом периоде, как отмечает О.П. Макушина, характеризуется наличием двух разноплановых тенденций: стремлением к независимости в профессиональном самоопределении, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны, и стремлением к сохранению психологической зависимости от родителей, значимых взрослых, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности - с другой. [7]

Основываясь на представленных характеристиках, авторы считают, что для учащихся 10-11 классов помощь в профессиональной ориентации заключается в обучении действиям по самоподготовке и саморазвитию, формировании профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекции профессиональных планов, оценки готовности к избранной деятельности.

В данной статье авторы рассматривают процесс поиска, изучения и выбора профессии и образовательной организации высшего образования, как проектно-иссле-довательскую деятельность старшеклассников, целью которой является получение навыков работы с информационными ресурсами, их анализом, выбором критериев требований к образовательным организациям, актуальности профессий и др. Данное исследование включает следующие этапы:

1 этап: анализ практики и критериев выбора профессии и образовательной организации высшего образования, процесс поиска и анализа информации о направлениях подготовки и образовательных организациях среди учеников 8-11 классов школ г. Хабаровска.

2 этап: мониторинг официальных сайтов образовательных организаций и анализ представленной информации.

3 этап: мониторинг официальных сайтов министерства образования и науки РФ и Хабаровского края, Рособрнадзора, федерального портала «Российское образование» и других интернет ресурсов, предназначенных для абитуриентов, анализ представленной информации.

Остановимся более подробно на первом этапе. Исследование проведено в школах г. Хабаровска среди

учеников 8-11 классов, совместно с учениками 10 класса, которые были как участниками исследования, так и исследователями вопросов, которые ставили перед ними авторы статьи.

Эмпирический объект: школьники 8-11 классов школ г. Хабаровска.

Эмпирическая база: анкетный опрос учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ г. Хабаровска. Генеральная совокупность респондентов составила: школьники 8-11 классов среднеобразовательных организаций г. Хабаровска, выборочная - 100 человек.

Основные результаты первого этапа исследования:

Половозрастная характеристика: В опросе участвовало 100 школьников. Из них 46% мужчины, 54% женщины, 34% - школьники 15 лет, 36% - школьники 16 лет, 26 % - школьники 17 лет, 4% - школьники 18 лет.

2. По результатам анкетирования нами выяснено, что с выбором профессии определилось 57% респондентов. Отвечая на вопрос о том, как происходит процесс выбора школьниками, получены следующие результаты:

1) сначала выбор образовательной организации, а затем профессии определили 25% респондентов;

2) сначала выбор профессии, а затем выбор образовательной организации - 75%.

При выборе профессии никто из респондентов не учитывал такие критерии выбора как: экономические (структура экономики региона, потребность на рынке труда, наличие потенциальных работодателей), содержательные (содержание профессии), личностные качества (умственные способности, психологические особенности), медицинские (состояние здоровья), образовательные (достаточный уровень образования, содержание предстоящего обучения). Основным критерием выбора профессии является опыт родителей/родственников и престиж (имидж) профессии.

3. Учитывая, что с выбором будущей профессии определилось 57% респондентов и выбор специальности важен для 75% респондентов, для 25% - выбор образовательного учреждения, авторами было предложено задание: поиск информации о направлениях подготовки (специальностях) и образовательных организациях в которых можно обучаться по данным направлениям подготовки (специальностям). При выполнении данного задания у школьников возникли следующие затруднения: поиск и выбор канала информации, анализ представленной информации в режиме on-line (рисунок 1).

Рисунок 1 - Затруднения школьников в поиске информации

Авторы выяснили, что школьникам достаточно сложно сравнивать между собой различные условия поступления, анализировать большие массивы данных, делать выводы на основе полученной информации о проходных баллах, условиях обучения, формах обучения, стоимость и др. Многие отмечают, что трудно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Немаловажное значение имеет и мнение родителей и окружающих взрослых.

Выполняя данное задание, школьники осуществляли поиск информации о специальностях и образовательных организациях посредством:

1) интернета - 60%,_

2) сайтов учебных заведений - 43%,

3) бесед с родителями/взрослыми - 41%,

4) друзья - 30%,

5) дни открытых дверей в образовательных организациях - 21%,

6) социальных сетей - 18%,

7) по средствам профориентации - 16%,

8) СМИ (газеты, журналы, ТВ и др.) - 13%.

4. В таблице 1 представлены результаты самооценки школьников уровня информированности об образовательных организациях и направлениях подготовки (специальностях).

Таблица 1 - Уровень информированности школьников (самооценка)

Предоставление общежития Качество обучения Стоимость обучения Содействие в трудоустройстве Наличие дополнительных.. Возможность заниматься спортом,.. Наличие бюджетных мест Наличие военной кафедры Пр естаж обр азовательного у чр еждения Наличие желаемого направления..

Место расположения..

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Рисунок 2 - Критерии выбора образовательной организации

уровень информи- степень инфор- степень инфор-

мированности об мированности о

рованности образовательных направлениях под-

организациях, % готовки, %

очень низкий 3 3

низкий 7 7

средний 50 27

хороший 31 54

отличный 3 6

Полученные данные говорят о том, что степень информированности в большинстве случаев, можно признать как «хороший». Но наблюдается слишком большой разрыв между критериями «отлично» и «хорошо», 37%-60% респондентов оценивают свой уровень информированности как «средний», «низкий» и «очень низкий», что говорит о низком уровне самоопределения старшеклассников в вопросах выбора профессии и образовательной организации, их инфантильности или отсутствии навыков поиска и анализа необходимой информации.

В процессе опроса нами выяснено, что информацию об образовательных организациях старшеклассники хотели бы получать по электронный почте - 47% и на сотовый телефон - 41%. Школьников интересует: наличие бюджетных мест, профориентационные мероприятия, информация о результатах поступления предыдущего периода, интеллектуальные конкурсы и олимпиады. Большинство школьников хотели бы воспользоваться сравнительной характеристикой по выбранной специальности в разрезе нескольких образовательных организаций по интересующим их критериям. Авторы отмечают, что старшеклассники достаточно требовательны к информации, поступающей от образовательных организаций, и у них есть желание владеть такого рода информацией.

5. При выполнении задания об определении критериев, согласно которым осуществляется выбор образовательной организации, школьниками были выделены такие позиции как: месторасположение учебного заведения, наличие в нем желаемого направления, дополнительных образовательных программ, бюджетных мест, возможность заниматься творчеством и спортом. В дальнейшем авторы согласно данным критериям выбора провели анкетирования, целью которого было выяснить субъективную значимость каждого критерия. Результаты представлены ниже, по бальной оценке от 0 до 10 баллов, (рисунок 2):

1) месторасположение образовательного учреждения 17% респондентов оценили данный критерий в 10 баллов против 30% - 0 баллов;

2) наличие желаемого направления подготовки 26%

- 10 баллов, 21% - 5 баллов;

3) престиж образовательного учреждения имеет наибольшее значение оценки в 5 баллов - 22% респондентов, качество обучения оценили 22% - 10 баллов, 17%

- 7 баллов, 10% - 6 баллов;

4) наличие военной кафедры интересно только мальчикам, для девочек наличие военный кафедры не столь значимо, 38% - присвоили 0 баллов данной категории,

против 9% - 10 баллов;_

5) наличием бюджетных мест интересуются 32% респондентов (10 баллов), против 7% учеников, которые присвоили данному критерию 0 баллов;

6) возможность заниматься спортом и творчеством оценили 15 % опрошенных с весом балла в 10 единиц и напротив 17% - 0 единиц;

7) наличие дополнительных образовательных программ (например, международные стажировки) 11% респондентов оценили в 10 баллов, 11 % - 9 баллов, 18% - 4 балла, 12% - 3 балла;

8) содействие в трудоустройстве 30% - 10 баллов, 11 % - 0 баллов;

9) стоимость обучения 22% - 10 баллов, 19% - 7 баллов, 10% - 6 баллов;

10) наличие общежития 42% респондентов поставили этому критерию выбора 10 баллов.

Из представленных данных видно, что наиболее важным критерием при выборе образовательной организации является наличие общежития (42%), из чего можно сделать вывод, что достаточно большое количество респондентов рассматривают возможность получать образование в других субъектах РФ и за рубежом.

Вторым по значимости критерием является наличие бюджетных мест (32%), третьим - содействие в трудоустройстве (30%), четвертым наличие в образовательной организации желаемого направления подготовки (26%) и пятым по важности критерием является стоимость и качество образования (22%). Многие школьники (более 70%) отметили, что все перечисленные условия важны. Авторы отмечают, что имеет место быть разноплановое понимание важности критериев, учитываемых при выборе будущего места учебы.

Таким образом, подводя общий итог, следует отметить:

1) большинство школьников озабочены вопросом самоопределения, но не владеют алгоритмом действий и основывают свой выбор на опыте родителей или внешний атрибутах престижности профессии;

2) основной массив информации школьники получают из различных интернет источников, в том числе сайтов учебных заведений, бесед с родителями (учителями и др.), друзьями, из социальных сетей, профориентаци-онных мероприятий образовательных организаций;

3) треть школьников ответили, что им тяжело сравнивать между собой условия поступления в образовательные организации (проходные баллы, условия обучения, формы обучения, стоимость и др.), они плохо ориентируются в быстро меняющихся условиях, поэтому нуждаются в советах и поддержке со стороны других людей, им не хватает внутренней опоры и жизненного опыта;

4) уровень информированности о профессии школьниками определяется как хороший, но при этом 37% респондентов отмечаю «очень низкий», «низкий» и «средний» уровень информированности;

5) уровень информированности об образовательных организациях определяется как средний;

6) у школьников сложились принципиально разные стереотипные мышления о критериях выбора и разноплановое понимание важности критериев;

7) школьники достаточно требовательны к информации, поступающей от образовательных организаций;

8) для большинства школьников более важен выбор профессии, чем образовательной организации;

9) большинство школьников хотели бы воспользоваться сравнительной характеристикой по выбранной специальности в разрезе нескольких образовательных организаций по интересующим их критериям;

10) результаты проведенного исследования могут быть использованы школами, при разработке плана профориентационной деятельности; образовательными организациями при формировании программ развития внешних коммуникаций, различными центрами при составлении программ по увеличению информированности будущих абитуриентов на этапе выбора профессии и образовательной организации.

Авторы рекомендуют использовать данный опыт для повышения уровня самостоятельного планирования своего профессионального пути старшеклассниками и снижение конформизма и тревожности в процессе выбора профессии, которые могут быть обеспечены путем про-фориентационных, систематических занятий

На основании результатов первого этапа исследования нами сделан вывод, что в настоящее время - время лавинообразного насыщения информации, наиболее остро стоит вопрос о формировании навыков поиска достоверной информации и анализа больших массивов данных.

Используя проектно-исследовательскую деятельность как системообразующий подход, возможно, научить старшеклассников построению личных жизненных перспектив, установить смысловой аспект выбора профессии, составлять цепочки возможных выборов и выделять из них оптимальные, с помощью специальных таблиц сопоставлять наиболее значимые факторы и варианты выборов.

В процессе этой работы старшеклассники могут осознать препятствия, мешающих достижению цели (трудности в учебе по отдельным предметам, неумение сконцентрироваться, неуверенность в себе, страх перед экзаменами) и устранить их. В результате, решение проблемы профессионального самоопределения, будет основано на самостоятельном, взвешенном выборе, на самопонимании и сформированном нравственно-волевом ядре личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников // Народное образование. - 2009. - N 1. - С. С. 207-213.

2. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бекоева М.И. Основные направления профори-ентационной деятельности в современной общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.

4. Криводонова Ю.Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 20-22.

5. Нелюбина Е.Г. Химический эксперимент, направленный на решение технических задач, как элемент про-фориентационной работы // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 83-85.

6. Иванова Т.Н. Экономическое проектирование системы координации действий региональных структур по формированию векторов социально-трудовой мобильности населения // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 242-246. _

7. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии . - 09/2002 . - N5 . - С.135-143

Статья поступила в редакцию 03.05.2017. Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.