Научная статья на тему 'Опыт проектирования и строительства актовых залов в планировочной структуре ВУЗа'

Опыт проектирования и строительства актовых залов в планировочной структуре ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТОВЫЙ ЗАЛ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / ВУЗ / УЧЕБНЫЙ КОРПУС / ИНСТИТУТ / ASSEMBLY HALL / PLANNING STRUCTURE / UNIVERSITY / EDUCATIONAL BUILDING / INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошина Анна Геннадьевна

Статья посвящена вопросам расположения актовых залов в планировочной системе вузов, решенных единым компактным корпусом, развитым комплексом с павильонной системой застройки и отдельностоящего актового зала крупного вузовского комплекса. Освещается период советского времени, где возникают совершенно новые объемно-пространственные решения всего институтского корпуса, активно прорабатывается архитектурно-планировочная схема и форма актового зала, улучшаются функциональные связи актовых залов с другими группами помещений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сошина Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the location of assembly halls in the planning system of universities, solved by a single compact body, a developed complex with a pavilion system of building and a separate assembly hall of a large university complex. The Soviet period is covered in the period when completely new spatial and spatial decisions of the entire institute are emerging, the architectural and planning scheme and form of the assembly hall are being actively studied, and the functional links of the assembly halls with other groups of rooms are improving.

Текст научной работы на тему «Опыт проектирования и строительства актовых залов в планировочной структуре ВУЗа»

Известно, что законы кочевничества характеризовались неподвижностью и неизменяемостью быта и действовали в течение многих столетий, вплоть до настоящего времени. Еще одна особенность - высокая степень сходства в жизненном укладе разных народностей. Это позволило сформулировать и обосновать некоторый генетический код архитектуры и рукотворной среды в целом, соответствующий опыту «человека степи»: сборность («срубная» культура русских степей), мобильность, портативность (быстровозводимость), подвижность, учет сезонного использования и возможности осуществлять ремонт. В пространственных решениях - сохранение взаимосвязи с ландшафтом, опыт работы «с чистого листа», условность границ, свободная геометрия и организация пространства (гибкость, универсальность). В трактовке форм -условность, индивидуальность, совмещение несовместимого, акцент на выразительных характеристиках, зачастую в ущерб функции, предпочтение шатровых форм, «повышенная» функциональность.

Приемы, характеризующее пространство: укрытое, встроенное, без жестких границ - очерченный контур с предпочтением формы круга. Кон-

струкция - трансформируемая, выявляющая структуру. Оболочка с функцией ограждения - «мягкая», независимая, многослойная (принцип матрешки), легкозаменяемая - объект повышенного внимания. Образ - заимствованный, своеобразный гибрид («трофеи» истории). Фасад - декорация. Материал оболочки недолговечный, разнообразный - все, что может оказаться под рукой.

Некоторые из названных выше приемов и принципов могут быть трансформированы в актуальные архитектурные решения, ставящие целью предъявление национального образа в современном зодчестве, находящемся в поисках своей идентичности.

Список литературы:

1. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 5-8.

М. : АСТ; Астрель, 2008. 761 с.

2. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.1.

М. : Прогресс. 1993. 528 с.

3. Хан - Магомедов С. О. Иван Леонидов. М. : Фонд «Русский авангард». 2010. 368 с.

4. Хан - Магомедов, С. О. Константин Мельников. М.: «Архитектура - С». 2007. 296 с.

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА АКТОВЫХ ЗАЛОВ В _ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ ВУЗА._

Сошина Анна Геннадьевна

Соискатель, Московский архитектурный институт (Государственная Академия), МАРХИ. Москва.

Статья посвящена вопросам расположения актовых залов в планировочной системе вузов, решенных единым компактным корпусом, развитым комплексом с павильонной системой застройки и отдельносто-ящего актового зала крупного вузовского комплекса. Освещается период советского времени, где возникают совершенно новые объемно-пространственные решения всего институтского корпуса, активно прорабатывается архитектурно-планировочная схема и форма актового зала, улучшаются функциональные связи актовых залов с другими группами помещений.

Ключевые слова: актовый зал, планировочная структура, вуз, учебный корпус, институт.

EXPERIENCE OF DESIGN AND CONSTRUCTION OF ACTUAL HALLS IN THE PLANNING

STRUCTURE OF THE UNIVERSITY.

The article is devoted to the location of assembly halls in the planning system of universities, solved by a single compact body, a developed complex with a pavilion system of building and a separate assembly hall of a large university complex. The Soviet period is covered in the period when completely new spatial and spatial decisions of the entire institute are emerging, the architectural and planning scheme and form of the assembly hall are being actively studied, and the functional links of the assembly halls with other groups of rooms are improving.

Keywords: assembly hall, planning structure, university, educational building, institute.

В течение продолжительного времени, распространенным и весьма характерным приемом решение вузов с небольшим контингентом студентов (до 2000 чел.), являлось размещения всех групп помещений в одном компактном корпусе небольшой ширины (15 - 16 метров).

Уже с первых университетов и институтов России учебное заведение решалось одним протяженным корпусом, в центре или крыльях которого размещался вестибюль и фойе, связанные между собой парадной лестницей, что объединяло группу зала в общественный комплекс [1].

Длительное использование схемы компактного вуза было оправдано, так как она соответствовала небольшому контингенту студентов института и ограниченным конструктивным возможностям (кирпичной стены). Именно при этой системе застройки возник традиционный тип зала с прямоугольным планом и горизонтальным полом и потолком, легко увязывающийся с архитектурно-конструктивной сеткой и этажами учебного корпуса. Высота корпуса обычно ограничивалась четырьмя этажами, а все помещения, требующие больших пролетов, размещались на верхних этажах. Актовый зал чаще всего располагался на втором-третьем

этажах, над вестибюлем или библиотекой в центральной части корпуса.

В послевоенный период, вплоть до 1955-1956 годов, осуществлено много подобных решений вузов, построенных по принципу компактного здания с актовым залом прямоугольной формы, встроенным в учебный корпус [1].

Чаще других применяется совмещение актового зала с библиотечным блоком или вестибюлем. Если в сочетании с вестибюлем блок актового зала выносится на главный фасад корпуса, то в блоке с библиотекой обращен в сторону дворовой части. При расположении актового зала непосредственно над вестибюлем на 2 этаже создается его прямая связь с вестибюлем, хотя и сохраняется частичное пересечение потоков по второму этажу. В случае расположения зала на 3 этаже, когда 2 этаж над вестибюлем используется под учебные или вспомогательные помещения это ухудшает его функционирование. Блокирование актового зала с вестибюлем позволяет решить вопрос доступа к артистическим комнатам, находящимся за сценой, что не решается в других схемах, в частности, при блокировании актового зала с библиотекой, когда комнаты при сцене отделены от других помещений вуза и могут иметь доступ только через актовый зал, библиотеку или с улицы [2].

В проектной практике предлагались, в советские годы, решения вузов компактными корпусами 4-5 этажей со встроенными актовым залами, размещенными в едином блоке с библиотекой, большими поточными аудиториями и вестибюлем (таблица 1). Таковы корпуса Карагандинского педагогического

института, Ташкентского текстильного института и других. Располагаясь в общей застройке учебного корпуса, актовый зал получает здесь очень упрощенное объемно-планировочное решение.

При компактной схеме ВУЗа, централизованной системы застройки, на основе старых принципов его композиционного построения, актовый зал ограничен жесткими рамками принятой схемы корпуса, не позволяющей удовлетворить основные функциональные требования к его размещению.

Стремление сделать каждое помещение, в том числе и актовый зал, наиболее удобными в функциональном отношении привело к некоторой дифференциации объемов и созданию блочной системы советского компактного ВУЗа, которая предусматривает четкое функциональные и планировочные разделение групп помещений, блокирование их в компактные узлы единого учебного корпуса ВУЗа.

Компактный корпус советского ВУЗа чаще всего состоит из двух или трех взаимнопересекаю-щихся, либо приставленных объёма различной этажности и ширины. Низкий широкий корпус служит для размещения всех крупных помещений массового использования, а в многоэтажных корпусах располагаются учебные помещения и кафедры. Актовый зал всегда размещается в общественном блоке института, изолирован от учебных помещений, непосредственно связан с вестибюлем, и иногда составляет с ним отдельный блок. Также предусмотрена возможность самостоятельного функционирования актовых залов, так как его связи с вестибюлем не затрагивают основных путей движения в учебном корпусе.

Таблица 1. Актовые залы в составе советского компактного вуза

Примеры блокировки актового зала с вестибюлем и аудиториями

Институт народного хозяйства в Алма-Ате. Зал на 750 мест. Арх. И. Дурново.

Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт. Зал на 700 мест. Арх. Г.Н. Цытович, Л. _Ерофеева._

Примеры блокировки актового зала с библиотекой

Карагандинский педагогический институт. Арх. Е. Калашникова.

Ташкентский текстильный институт. Арх. М. Новомирская, З. Кузнецова.

Более развитые блоки, включающие вестибюль, актовый зал и большие поточные аудитории, запроектированы в Алма-Атинском институте народного хозяйства и Джамбулском гидромелио-ративно-строительном институте.

При выделении в единый блок актового зала и библиотеки связь с вестибюлем часто осуществляется посредством перехода (Ташкентский текстильный институт), а иногда предусматривается, в дополнение к переходу, ещё и небольшой вестибюль при актовом зале (Карагандинский педагогический институт).

Следует отметить, что во всех приведённых примерах советского компактного корпуса, актовые залы расположены в пределах первого-второго этажей, запроектированы с необходимым подъемом зрительных мест, с проработанными вопросами акустики, эвакуации, а также с интересными панировочными решениями самих залов. Здесь использованы уже трапецеидальные, секторные, круглые, овальные и прямоугольные формы планов, что показывает большие композиционные возможности при решении компактного ВУЗа, дифференцированного на отдельные функционально увязанные блоки.

Таким образом, в советском ВУЗе, решенном единым корпусом, значительные преимущества даёт блочное построение его объёмов, что позволяет получить хорошие функциональные связи его с другими группами помещений ВУЗа при одновременной возможности изоляции зала, интересные проработки архитектурно-планировочных схем актового зала и его формы, а также новые объемно-пространственные решения всего институтского корпуса.

Необходимо также рассмотреть актовый зал в составе главного учебного корпуса вуза.

Примеры размещения актового зала в главном учебном корпусе комплекса по существу мало отличаются от рассмотренных решений ВУЗов в едином компактном здании блочного типа. Нередко

высшие учебные заведения, решённые единым корпусом, в процессе своего расширения становится развитым комплексом с павильонной системой застройки и компактный учебный корпус ВУЗа превращается в главный учебный корпус, а иногда в один из факультетских корпусов.

Наиболее рациональными приемами блокировки актового зала остаются: его размещение при вестибюле, с библиотекой или с большими поточными аудиториями (таблица 2).

В структуре главного учебного корпуса института актовому залу отводится более значительное место, чем в централизованном ВУЗе, что объясняется большим удельным весом помещений группы актового зала, а также увеличением вместимости актового зала и числа клубных комнат.

Как правило, актовый зал сблокированный с группой помещений, становится одним из главных композиционных элементов главного учебного корпуса, определяющих его художественный образ.

Чаще других используется приём блокирования актового зала с библиотекой, дающий возможность получить четкое функциональное деление корпуса и интересные объемно-пространственные решения, как самого зала, так и главного учебного корпуса в целом (Московский институт стали и сплавов).

Имеются также примеры решения актового зала в виде отдельного блока, сблокированного с главным вестибюлем и выполняющего различные композиционные решения фасада здания ВУЗа (Политехнический институт в Конакри), организацию внутреннего пространства (факультет в Братиславе), а также размещение актового зала в блоке с большими поточными аудиториями (институт общественных наук в Праге) [3].

Размещение актовых залов в составе главных учебных корпусов ВУЗов дает большие возможно-

сти в применении разнообразных объемно-планировочных решений самих актовых залов: секторных, прямоугольных, веерных.

Таблица 2. Актовые залы в составе главного учебного корпуса вуза

Блокирование актового зала с вестибюлем главного корпуса Политехнический институт в Канакри, Гвинея. Зал на 720 мест. Арх. Г. Цытович, Е. Рыбицкий

Строительный факультет в Братиславле. Чехословакия,

Зал на 1000 мест. ^ Арх. М. Кузн.

Блокирование актового зала с библиотекой

Московский текстильный институт. Зал на 800 мест. Арх. Г. Цытович.

Таким образом, для главного учебного корпуса ВУЗа с актовым залом наиболее рациональной является блочная система, дающая возможность учесть функционально-технологические требования к размещению группы помещений актового зала и его роль в объемно-пространственном решении всего корпуса. Кроме решения актового зала в отдельном объеме, наилучшие результаты дает прием блокирования его с вестибюлем и библиотечной группой помещений.

Рассмотрим также отдельностоящие актовые залы.

Проектируются, как правило, в крупных вузовских комплексах при общей павильонной системе застройки.

Встречается немало случаев, когда павильонная система застройки с отдельностоящим актовым залом применяется и при создании высшего учебного заведения с контингентом до 4,5 тысяч студентов, что обуславливается большим разнообразием планировочных и градостроительных приемов, а также конкретными условиями участка строительства.

Функциональные связи отдельностоящих актовых залов с другими группами помещений сохраняются и поэтому они часто соединены переходом

либо с главным учебным корпусом, либо с корпусом ректората, с библиотекой и аудиториями, либо просто с аудиторным блоком комплекса. Во всех случаях, несмотря на наличие переходов, отдельно-стоящие актовые залы имеют дополнительный вестибюль и поэтому переход соединяет актовый зал не всегда с центральным вестибюлем, а иногда с одним из крыльев корпуса.

Отдельностоящие актовые залы позволяют очень свободно решать планировку и форму самого зала (секторная, овальная, прямоугольная форма плана).

Имеются также примеры отдельностоящих актовых залов, сблокированных с библиотекой, где прямоугольный блок актового зала с библиотекой является объемом, создающим угловое решение всего комплекса, необходимое в существующей градостроительной ситуации (Политехнический институт в Ханое), где блок является центральным объемом всего развитого и цельного решения комплекса (Ташкентский институт), где здание актового зала с библиотекой является самостоятельным корпусом, фланкирующим главное здание университета (Политехнический институт в Иваново-Воз-несенске) [4].

Отдельностоящие актовые залы могут решаться наиболее свободно с соблюдением всех необходимых требований к их внутренней организации и составу помещений. Наибольшее влияние на их решение оказывает местоположение зала в составе крупного учебного комплекса и его роль как одного из компонентов в решение генерального плана. Так в регулярной системе городской застройки университетов в Нью-Йорке актовому залу отводится главное место на центральных площадях, а при решении всего комплекса свободной планировкой в пригородной зоне актовый зал может трактоваться даже как самостоятельное парковое сооружение (Йоркский университет).

Таким образом, постановка и общие связи актового зала с другими корпусами во многом обуславливаются общей системой застройки ВУЗа.

В ряде случаев, в соответствии с градостроительными требованиями и местом всего комплекса ВУЗа в системе застройки города, актовому залу придаётся значительное место в системе целого городского района.

Например, размещение актового зала Алжирского института нефти и газа в виде компактного

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #7 (52), 2018 отдельностоящего объёма на берегу Средиземного моря и является одним из композиционных центров целого городка.

Одним из существенных компонентов общественных центров являются студенческие зрительные залы с клубными помещениями при них. Большие актовые залы, обычно, располагаются на общественном студенческом форуме учебной зоны, где кроме актового зала размещаются библиотека, ректорат, общеинститутские аудитории и другие компоненты.

Таким образом, при решении отдельностоя-щих актовых залов крупных вузовских комплексов главное значение имеет общий принцип построения генерального плана, определяющий место и назначение актового зала как части всего комплекса высшего учебного заведения.

На основании рассмотренного опыта проектирования и строительства актовых залов в высших учебных заведениях в планировочной структуре ВУЗов можно сделать следующие выводы. Главными функциональными требованиями к размещению актовых залов в учебных корпусах являются: соблюдение вопросов эвакуации (непосредственная связь с вестибюлем), размещение на первом-втором этажах здания, обеспечение свободного доступа к сценическим помещениям, рациональное блокирование с другими группами помещений ВУЗов при блочной системе застройки ВУЗа (вестибюль, библиотека, поточные аудитории), в крупных вузовских комплексах - размещение актового зала в составе общественного центра учебной зоны.

Список литературы:

1. Сошина А.Г. Размещение актовых залов в советских вузах. «Современные научные исследования и разработки» №4 (21), Том 2, Москва, 2018 г. - 445-449 с.

2. Матвеева Н.Я Вопросы архитектуры и университетов в СССР [Текст]: Дис. на соискание учен. степ. канд. архитектуры / Акад. Архитектуры СССР. - Москва : [б. и.],1952 г.

3. Кавин Е. О развитии объемно-пространственной композиции общественных зданий. Архитектура СССР №9, 1961 г.

4. Людмирская Р.Г. Архитектурно-планировочная структура университетских комплексов и их размещение в структуре города [Текст] : Дис. на соискание учен. степ. канд. архитектуры / Ленингр. инж.-строит. ин-т. - Ленинград : [б. и.], 1967 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.