УДК 727.004.69:721.05
МОРГУН НИКОЛАЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, канд. архит., профессор, nik-morgun@yandex. ru
ИСАКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА, аспирант, svetlisakova@rambler. ru Институт архитектуры и искусств Южного федерального университета,
344082, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 39
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ БЛОКОВ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ УЧЕБНЫХ КОРПУСОВ (НА ПРИМЕРЕ ЮФУ)
В статье рассматриваются особенности формирования функционально-планировочных блоков для архитектурной модернизации университетских учебных корпусов и предлагаются варианты схем их организации.
Ключевые слова: функционально-планировочные блоки; факультеты университета; учебные здания; группы помещений; оптимизация.
MORGUN, NIKOLAY ANATOLIEVICH, Cand. of arch. sc., prof., nik-morgun@yandex. ru
ISAKOVA, SVETLANA ALEKSANDROVNA, P.G., svetlisakova@rambler. ru
Institute ofArchitecture and Arts of the Southern Federal University,
39 Budenovsky Avenue, Rostov-on-Don, 344082, Russia
FEATURES OF FORMATION OF FUNCTIONAL-PLANNING BLOCKS FOR ARCHITECTURAL MODERNIZATION OF UNIVERSITY ACADEMIC BUILDINGS (EXAMPLE -SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY)
The article deals with the features of the formation of functional-planning blocks for architectural modernization of university academic buildings. The variants of schemes of their organization are offered.
Keywords: functional planning units; faculties of the university; academic buildings; groups of premises; optimization.
Понятие «модернизация высшего образования» в России содержит множество слагаемых - от изменения методов обучения и информатизации образования в различных его аспектах до совершенствования материально-технической базы и развития социальной инфраструктуры высшего учебного заведения и, в частности, федерального университета.
Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства высших учебных заведений показал, что иностранные университеты
© Н.А. Моргун, С. А. Исакова, 2012
имеют качественные преимущества в развитии. Важнейшим фактором их успеха является автономное размещение кампусов. Безусловно, размещение и строительство федеральных университетов на отдельной территории является наиболее перспективным путем архитектурного формирования нового типа учебного заведения [1].
Анализ особенностей функционирования учебных и научных подразделений Южного федерального университета (ЮФУ), существующей материально-технической базы каждого из них позволяет предположить, что для перебазирования объектов университета на новую территорию понадобится достаточно много времени. Учебные корпуса университета нуждаются в архитектурной модернизации уже сегодня. Основной их проблемой является большой дефицит рабочей площади [3].
Поэтому целью данной статьи является рассмотрение на примере ЮФУ путей архитектурной модернизации крупного университета с применением в проектировании функционально-планировочных блоков (ФПБ). Их использование и дальнейшая реализация в строительстве проектных предложений позволили бы достичь своеобразной архитектурной гармонии в объемно-пространственном дополнении существующего фонда учебных и общеуниверситетских зданий, а также значительно сократить существующий в настоящее время дефицит площадей.
Преобразование и объединение различных типов вузов в федеральные университеты формируют сложную функционально-планировочную структуру с многообразными факультетами различного профиля. Учебные корпуса, в свою очередь, различаются составом и площадями помещений, вместимостью [3]. Это предопределяет и обусловливает применение «гибкого» подхода к архитектурной модернизации учебных и общеуниверситетских зданий университета. Такую гибкость может обеспечить предлагаемая система формирования универсальных функционально-планировочных блоков и их применение при архитектурной модернизации корпусов университета.
В течение последних лет нами был проведен по объектный анализ существующего фонда зданий и сооружений, вошедших в материальнотехническую базу Южного федерального университета. Были разработаны различные варианты оптимизации функционально-планировочной организации университета. На этой основе были предложены пути модернизации объемно-планировочной структуры как отдельных зданий учебных корпусов, так и общеуниверситетских зданий и сооружений. Так, были разработаны проект реконструкции комбината питания и проект студенческого городка. В настоящее время эти проекты находятся в стадии реализации [1].
На основании сравнения существующего состава помещений с требуемым нами были определены недостающие функциональные группы помещений факультетов, такие как: кафедральные, специализированные учебные помещения, аудитории различной вместимости и назначения, информационный центр, музей с универсальным выставочным пространством, актовый зал, буфет, многофункциональные рекреации.
Для оптимизации учебных корпусов университетов предлагается выделить наиболее актуальные и универсальные по своему функциональному зна-
чению типы ФПБ: аудиторный функционально-планировочный блок (АФПБ) и общефакультетский функционально-планировочный блок (ОФПБ).
В состав АФПБ предлагается включить основные помещения - лекционные аудитории различной вместимости (на 200, 100 и 50 человек), аудитории групповых занятий, аудитория самостоятельной работы студентов, аудитория индивидуальных и групповых консультаций, аудитория «открытого доступа».
ОФПБ предлагается разработать на основе следующих функциональных групп помещений - информационный центр, музей с универсальным выставочным пространством, актовый зал, буфет, многофункциональные рекреации.
Сокращение дефицита специализированных помещений, не вошедших в список перечисленных основных помещений АФПБ и ОФПБ, предполагается осуществить за счет освоения освободившихся площадей аудиторий, то есть за счет переноса части помещений из существующего здания в планировочный блок. Это необходимо учесть при расчете количества и состава помещений архитектурно-планировочного блока (с помощью введения повышающего коэффициента).
Состав и количество помещений планировочного блока необходимо компоновать в зависимости от потребностей факультетов, а их площадь и количество определяется пропорционально величине и профилю факультетов.
Учитывая, что в состав федеральных университетов входит большое количество факультетов, различных по величине, предлагается их классифицировать по контингенту студентов, обучающихся на факультете:
- малые факультеты - Фмал (с расчетным контингентом студентов дневного отделения до 1000 чел);
- средние факультеты - Фср (до 2000 чел);
- крупные факультеты - Фкр (до 3000 чел).
Помимо величины контингента, факультеты федеральных университетов отличаются профилем. До настоящего времени существовало разделение вузов по профилю подготовки, и в соответствии с этим они классифицировались по группам (университеты технические, педагогические, экономические, медицинские, изобразительного искусства и архитектуры и т. д.), внутри которых факультеты не разделялись. Для каждой группы вузов, с учетом их величины и профиля, были установлены удельные показатели нормируемой площади по группам помещений на одного студента [2. 4].
В связи с укрупнением университетов предлагается принцип дифференциации, основанный на разделении факультетов внутри федеральных университетов в соответствии с профилем вуза, в состав которого они входили ранее. Это позволит применять существующие показатели удельной рабочей площади по группам помещений при расчете площадей ФПБ.
На основании нормативных, фактических и дефицитных показателей площадей по группам помещений, а также расчетного контингента студентов по факультетам, предлагается принципиальный расчет площади функционально-планировочного блока - ^ФПБ. Он определяется суммой двух площадей: основной группы помещений - ^осн и дополнительных помещений - ^доп. Последняя включает в себя: вспомогательные площади (вестибюль, рекреации, холлы, санузлы); горизонтальные и вертикальные коммуникации (кори-
доры, лестницы, переходы, лифтовые шахты); технические помещения. ^доп зависит от величины основной группы помещений и рассчитывается в соответствии с действующими нормами.
Расчет площади основной группы помещений производится по формуле
*^осн *^рп * @пл * Kф, м ,
где 5рп - удельная рабочая площадь по группам помещений, м /чел; 2пл - показатель доли дефицита площадей по группам помещений, %; Кф - расчетный контингент студентов по факультетам, чел.
Показатель 5рп принимается в соответствии с расчетным контингентом студентов факультета и профилем его структурного подразделения.
Функционально-планировочные блоки для учебных корпусов университетов рекомендуется создавать с универсальными и трансформируемыми пространствами. Это позволит изменять их функционально-планировочную структуру с учетом будущих преобразований учебного процесса [5]. Так, для АФПБ рекомендуется оптимизировать его аудиторный фонд. В качестве лекционных аудиторий предлагается создать универсальный зал. Он представляет собой трансформируемое пространство с несколькими возможными комбинациями и объединяет большую часть необходимых лекционных аудиторий различной вместимости (на 200, 100 и 50 человек). Для достижения гибкости универсального зала ему необходимо островное размещение в планировочном блоке и организация верхнего света над каждым модулем. Необходимо организовать смежное помещение для хранения мебели и оборудования зала. В соответствии с существующими параметрами лекционных аудиторий, а также потребностями факультетов и их величиной, предлагаются следующие габаритные размеры универсального зала (рис. 1): для Фмал - 18x18 м; для Фср - 18x27 м; для Фкр -18x36 м. Минимальный модуль трансформации принимается 9x9 м. Варианты комбинаций трансформации зала представлены в табл. 1.
Параметры и площади аудиторий «открытого доступа», индивидуальных и групповых консультаций, индивидуальных занятий не нормируются. Однако организация таких аудиторий требуется в связи с современными методами обучения (дистанционное обучение, увеличение часов самостоятельной работы студентов). Учитывая, что предлагаемые аудитории не задействуются в расписании занятий студентов, а являются непрерывно доступными (в течение рабочего дня), то рекомендуются минимальные параметры помещений (рис. 2). Площади аудиторий открытого доступа и индивидуальных и групповых консультаций рекомендуется определять из расчета единовременного пребывания от 3 до 5 % студентов от контингента факультета (на основании зарубежного опыта эксплуатации аналогичных помещений). Параметры аудитории индивидуальных и групповых консультаций более гибкие. Они компонуются из ячеек: для индивидуальных консультаций - 2,1x1,8 м, для групповых - 3,6x3,6; 3,6х4,8 м. Количество ячеек набирается в зависимости от потребностей факультета, предлагаются минимальные комбинации (рис. 2).
В соответствии с оптимизацией аудиторного фонда в состав АФПБ рекомендуется включать универсальный зал и другие вышеперечисленные аудитории.
универсальный зал
9000 9000
Ф
Ф
Ф
Рис. 1. Параметры универсального зала для АФПБ и примеры его трансформации
Таблица 1
Варианты комбинаций лекционных аудиторий различной вместимости
универсального зала
9x9 50 мест 9x18 100 мест 18x18 200 мест 18x27 18x36 Комбинации трансформации
©мал 18x18 - - 1 - - вар. 1
- 2 - - - вар. 2
2 1 - - - вар. 3
- - - 1 - вар. 1
XX© К) р ^1 - 1 1 - - вар. 2
- 3 - - - вар. 3
2 2 - - - вар. 4
4 1 - - - вар. 5
- - - - 1 вар. 1
- 1 - 1 - вар. 2
2 - - 1 - вар. 3
- - 2 - - вар. 4
©кр - 2 1 - - вар. 5
18x36 2 1 1 - - вар. 6
4 - 1 - - вар. 7
- 4 - - - вар. 8
2 3 - - - вар. 9
4 2 - - - вар. 10
Помимо учебных помещений (аудиторий) в состав аудиторного блока необходимо внести: рекреацию, многофункциональное пространство, санузлы, вертикальные и горизонтальные коммуникации. На основании этого предлагается функциональная схема группы помещений АФПБ (рис. 3).
В составе ОФПБ рекомендуется кооперировать несколько функциональных групп помещений: информационный центр, музей с универсальным выставочным пространством, актовый зал, буфет, многофункциональные рекреации.
Группа помещений информационного центра включает в свой состав: универсальный читальный зал, медиа-зону, кабинет информационных технологий с лаборантской, зону электронного каталога, фонд открытого доступа, книгохранилище, приемник и помещение курьерской службы (рис. 4).
В состав группы помещений музея входят: зал музея, универсальное выставочное пространство, помещение администрации музея, хранилище экспонатов и приемник (рис. 4).
Группа помещений актового зала состоит из непосредственно актового зала, сцены, кинопроекционной, артистической и репетиционного зала (рис. 4).
Группа помещений буфета представляет собой обеденный зал и кухонный блок с доготовочной и подсобными помещениями (рис. 4).
Вход в основные помещения функциональных групп для студентов необходимо осуществлять из рекреации. Помещение рекреации такого планировочного блока должно представлять собой хорошо освещенное пространство (с верхним светом), с местами отдыха, оборудованными элементами ландшафта (озеленение, искусственные водоемы, аквариумы и т. д.).
Аудитории индивидуальных и групповых консультаций
Фср
2100 .2100 2100 2100
1 2100 1 2100 2100 2100 2100 ' 2100
|У]У]
,.2100 2100 2100 2100 2100 2100 2100 2100 "гтттгтт
ажв
^_3600
Аудитории «открытого доступам»
Фср
а о о
,0,0 Р
ООО
р о о.
ООО
0,0,0,
ООО
О Р Р .
ООО
ООО.
и и
ПП.
ООО
ООО.
Аудитории индивидуальных занятий
Фср
§■
§ гт 1 гт 1 гт
□ О □ □ □ □ □
0 □ □ □ □ п □
а1 □ □ □ □ □ □ □
Ні 1500 1 4а □ □ □ □ □ □
_а | □ □ □ □ □ □ п
□ □ □ □ с □ □
□ 1500 1'а □ □ □ □ □ □
Ф
Ф
кр
16 800
Ф
Ф
кр
12 000
15 000
Ф
Ф
кр
13 500
18 000
Рис. 2. Параметры аудиторий индивидуальных и групповых консультаций, «открытого доступа», индивидуальных занятий для факультетов различной величины
Для модернизации учебных зданий университетов рекомендуются следующие схемы формирования ФПБ:
- для АФПБ предлагается два типа блока: АФПБ 1 - универсальный зал; АФПБ 2 - универсальный зал и аудитории различного назначения.
- для ОФПБ: ОФПБ 1 - тип блока, объединяющий четыре функциональные группы помещений; ОФПБ 2 - тип блока, состоящий из трех функциональных групп помещений (4 варианта); ОФПБ 3 - тип блока, кооперирующий две функциональные группы помещений (6 вариантов).
Рис. 3. Функциональная схема группы помещений АФПБ
Рис. 4. Схема функциональных групп помещений ОФПБ
АФПБ 1 - блок универсального зала. Он может быть любого объема, в соответствии с предложенными параметрами зала для факультетов различной величины. Централизованное размещение основного помещения и организация рекреации вокруг него обеспечивают возможность блока совмещаться с реконструируемым зданием любой из его сторон. Применение каркасных конструкций предполагает перспективу развития блока, по периметру здания возможна блокировка необходимых аудиторий.
АФПБ 2 - блок универсального зала и аудиторий различного назначения рекомендуется компоновать так же - с центральным размещением универсального зала внутри рекреации. Аудитории рационально располагать по периметру рекреации, группируя их с учетом габаритов и конструктивных решений помещений. Блок может быть решен в один или два этажа, в зависимости от необходимого количества помещений. Такие блоки могут быть трех видов (малые, средние и крупные) и соответственно рассчитаны на различную величину факультета с учетом его профиля.
ОФПБ 1 - тип блока, объединяющий четыре функциональные группы помещений. Предлагается решать его в два этажа: на первом - обеденный зал буфета с подсобными помещениями, группа помещений музея и часть помещений информационного центра; на втором - основные помещения информационного центра и группа помещений актового зала.
ОФПБ 2 - тип блока, состоящий из трех функциональных групп помещений. Возможны следующие комбинации: ОФПБ 2.1 - информационный центр, актовый зал и буфет; ОФПБ 2.2 - информационный центр, музей и буфет; ОФПБ 2.3 - информационный центр, актовый зал и музей; ОФПБ 2.4 -актовый зал, музей и буфет. Рекомендуется решать в два этажа.
ОФПБ 3 - тип блока, кооперирующий две функциональные группы помещений. Рекомендуются следующие варианты компоновки: ОФПБ 3.1 - информационный центр и актовый зал; ОФПБ 3.2 - информационный центр и музей; ОФПБ 3.3 - информационный центр и буфет; ОФПБ 3.4 - актовый зал и музей; ОФПБ 3.5 - актовый зал и буфет; ОФПБ 3.6 - музей и буфет. Могут быть решены в один или два этажа в зависимости от сочетаний функциональных групп и вместимости (величины) основных помещений.
Функционально-планировочные блоки с дополнительными группами помещений необходимо присоединять к реконструируемому учебному зданию факультета, учитывая рациональные функциональные взаимосвязи между помещениями. Присоединение нового блока можно осуществлять непосредственно примыканием к одной из сторон существующего здания или посредством перехода.
В качестве вывода следует констатировать, что для архитектурной модернизации университетов впервые разработаны научно-обоснованные предложения по формированию двух типов универсальных функциональнопланировочных блоков - аудиторного и общефакультетского. Эти предложения позволяют оптимизировать аудиторный фонд для АФПБ и определить состав функциональных групп помещений для ОФПБ. Предложенные трансформируемые универсальные пространства позволяют создавать гибкие объемнопланировочные решения ФПБ, которые дадут возможность учесть будущие
преобразования учебного процесса. Предложенные варианты схем формирования ФПБ с вариабельностью их применения в проектировании позволят удовлетворить потребности различных факультетов в недостающих помещениях учебно-научного назначения и достичь наибольшего соответствия нормативной и фактической рабочей площади зданий при архитектурной модернизации любого вуза и, в частности, Южного федерального университета.
Библиографический список
1. Моргун, Н.А. Архитектурно-планировочные аспекты в формировании Южного федерального университета / Н.А. Моргун, С. А. Исакова // Юбилейный сборник научных трудов, посвященный 20-летию ИАрхИ. - Ростов н/Д. : ИАрхИ ЮФУ, 2008. - 290 с.
2. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. (Справ, пособие к СНиП 2.08.02-89) / Государственный научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий. - М. : Стройиздат, 1992. - 315 с.
3. Моргун, Н. А. Современные проблемы архитектурно-планировочной организации университетских комплексов (на примере ЮФУ) / Н.А. Моргун, О.Т. Иевлева, С.А. Исакова // Инновационные методы и технологии в высшем архитектурном образовании: материалы международной научной конференции. - Самара : СГАСУ, 2008. - 296 с.
4. Руководство по проектированию высших учебных заведений. ЦНИИЭП учебных зданий. - М. : Стройиздат, 1980. - 48 с.
5. Цытович, Г.Н. Высшие учебные заведения с развивающейся планировочной структурой / Г.Н. Цытович. - М. : Стройиздат, 1982. - 198 с.