УДК 72.01 (72.035)
СМИРНОВ Л. Н. БУШМИНА А. В.
Архитектура конструктивистских клубов Екатеринбурга 1920-1930-х годов
Смирнов
Леонид
Николаевич
кандидат архитектуры, профессор УралГАХА, Заслуженный работник высшей школы РФ
e-mail: [email protected]
Статья посвящена архитектуре клубных зданий Екатеринбурга, воздвигнутых по индивидуальным проектам во второй половине 1920 — начале 1930-х годов в стилистике архитектурного авангарда. Приводится перечень основных клубных зданий, дается классификация объектов по различным признакам. На примере нескольких клубов показано разнообразие приемов архитектурно-планировочных и функциональных решений построенных отраслевых клубов, которые необходимо бережно сохранять как уникальное наследие свердловского конструктивизма.
Ключевые слова: рабочие клубы, архитектурный авангард, реализация авторских проектов, культурное наследие свердловского конструктивизма.
SMIRNOV L. N. BUSHMINA A. V.
ARCHITECTURE CONSTRUCTIVIST CLUBS YEKATERINBURG 1920-1930-IES
The article is dedicated to the architecture of Yekaterinburg club buildings constructed per the individual designs in late 1920-ies — early 1930-ies in the style of architectural avant-garde. There is a list of the main club buildings and the classification of the objects by different features in this article. The variety of architectural planning and functional solutions of the constructed industrial clubs is shown by the example of some clubs which should be carefully preserved as the unique heritage of Sverdlovsk constructivism.
Keywords: workmen's clubs, architectural avant-garde, realization of authors' designs, cultural heritage of Sverdlovsk constructivism.
Бушмина
Анастасия
Витальевна
студентка УралГАХА
e-mail: [email protected]
Богатое и до настоящего времени полностью не изученное наследие архитектурного авангарда в столице Урала привлекает внимание не только искусствоведов, историков архитектуры, но и студентов архитектурно-художественных факультетов, изучающих особенности формирования советского зодчества 1920-1930-х гг. Тема не нова и ранее раскрывалась такими авторами, как К. С. Мельников, В. Э. Хаза-нова, И. В. Чепкунова, С. О. Хан-Магомедов, изучением архитектурного авангарда на примере Свердловска занимались А. А. Стариков, А. Демидов, Л. И. Токменинова. Отметим, что без внимания исследователей осталась совершенно новая по типологии группа объектов общественных зданий — рабочие клубы, дома и дворцы культуры.
В статье авторами поставлена цель: показать основные уникальные клубные здания, построенные в Екатеринбурге по индивидуальным проектам различных авторов, разнообразие их объемно-пространственных и функциональных решений, не имеющих аналогов в отечественной архитектуре, обратить внимание на их современное состояние, необходимость их дальнейшего изучения и сохранность. Ежегодно памятники конструктивизма утрачиваются или реконструируются, теряя свой уникальный первозданный внешний вид и внутреннюю структуру (клуб им. Ф. Э. Дзержинского, клуб Рабпроса, клуб пищевиков, клуб-кинотеатр «Сталь»).
Во второй половине 1920-х и первой половине 1930-х гг. архитекторы выполняли социальный заказ, инициированный в стране
вначале отраслевыми профсоюзами, а с 1931 г. — государством. Новый тип здания — рабочий клуб — формировался в стилистике архитектурного авангарда и не имел аналогов как в дореволюционной России, так и за рубежом.
Предтечами нового типа культурных учреждений послужили многочисленные «красные уголки», создаваемые трудящимися в цехах фабрик и заводов, учреждениях и конторах. В этих первых примитивных клубах протекала культурная политическая и просветительская деятельность трудящихся, включавшая митинги, собрания, доклады, концерты и спектакли.
Первые всероссийские конкурсы на проектирование новых культурно-просветительских центров прошли в 1923-1926 гг. в крупных городах страны. Например, конкурсы на создание дворцов труда в Москве, Ростове-на-Дону, Ленинграде, Екатеринославе, что способствовало началу формирования архитектуры рабочего клуба или Дворца труда разной вместимости с различным набором помещений и функциями. Сочетание «рабочий клуб» не означало в те годы сословный признак.
Расцвет клубного движения в стране пришелся на вторую половину 1920-х гг. В эти годы на основе конкурсных отборов были построены многие отраслевые клубы, среди которых выделялись: Дворец культуры им. А. М. Горького в Ленинграде (арх. А. И. Гегелло, 19251927), клуб им. С. М. Зуева в Москве (арх. И. А. Голосов, 1927-1929), клуб им. И. В. Русакова в Москве (арх. К. С. Мельников, 1927-1930). На Урале один из первых дворцов культуры был сооружен в 1927 г. по проекту архитекторов И. П. Антонова и В. Д. Соколова для металлургов Надеждинска (ныне г. Серов), а также клуб пищевиков в Свердловске, автор — И. П. Антонов (1927).
Социальный эксперимент проектирования новых общественных зданий имел ярко выраженную идеологическую программу, связанную с поиском новых способов жизни, современных форм архитектуры, обладающую широким набором политико-просветительских и общественно-культурных функций, условий для физкультурной и военной подготовки. Предполагалось также, что рабочие клубы заменят собой культовые здания и будут претворять в жизнь новую политику.
Основными инициаторами клубного движения в стране в 1920-е гг. являлись губернские управления, а также большие по численности от-
раслевые профсоюзы металлургов, пищевиков, строителей, химиков, железнодорожников, обладавшие большими финансовыми возможностями для сооружения своих новых центров культуры не только в крупных городах, но и в провинции.
За годы НЭПа и двух первых пятилеток в Екатеринбурге(Свердловске) было построено около 20 рабочих клубов.
Конструктивистские клубы Екатеринбурга, сооруженные в 1926-1937 гг.
1 Клуб пищевиков, ул. Первомайская, 24а. Арх. И. П. Антонов, 1926-1927 гг. Объемно-планировочное решение объекта — компактное. Вместимость главного зала — 600 человек.
2 Клуб «Профинтерн», ул. Володарского, 9. Инженер К. В. Кор-жинский, 1928 г. Объемно-планировочное решение объекта — компактное. Вместимость главного зала — 700 человек.
3 Клуб строителей, пр. Ленина, 50. Арх. Я. А. Корнфельд, 19291930 гг. Объемно-планировочное решение объекта — павильонное. Вместимость главного зала — 800 человек.
4 Клуб железнодорожников им. А. Андреева (первая очередь), ул. Челюскинцев, 102. Арх. К. Т. Бабыкин, 1929-1933 гг. Объемно-планировочное решение объекта — павильонное. Вместимость главного зала — 370 человек.
5 Клуб металлистов Верх-Исет-ского завода, ул. Нагорная, 14. Арх. Г. И. Потапов, 1930 г. Объемно-планировочное решение объекта — павильонное. Вместимость главного зала — 400 человек.
6 Клуб Рабпроса (ныне Окружной дом офицеров), ул. Первомайская, 27. Арх.: В. В. Емельянов, Е. Н. Коротков, И. И. Робачев-ский, 1932-1935 гг. Объемно-планировочное решение объекта — развитое. Вместимость главного зала — 850 человек.
7 Клуб ОСОАВИАХИМа (Дома обороны), ул. Малышева, 31д. Арх. Г. П. Валенков, 1933-1934 гг. Объемно-планировочное решение объекта — павильонное. Вместимость главного зала — 450 человек.
8 Клуб им. Ф. Э. Дзержинского (Городок чекистов), пр. Ленина, 69. Арх.: И. П. Антонов, В. Д. Соколов, 1931-1932 гг. Объемно-
планировочное решение объекта — компактное. Вместимость главного зала — 650 человек.
9 Клуб инженерно-технических работников УЗТМ (им. И. Сталина), ул. Культуры, 3. Арх.: Б. Шефлер, П. В. Оранский, 1936-1937 гг. Объемно-планировочное решение объекта — развитое. Вместимость главного зала — 300 человек.
10 Спортивный клуб «Динамо» (Водно-лыжная станция), ул. Еремина, 12. Арх. В. Д. Соколов, 1932-1934 гг. Объемно-планировочное решение объекта — павильонное. Вместимость главного зала — 350 человек.
11 Водно-спортивный клуб Верх-Исетского металлургического завода, ул. Кирова, 40а. Арх.: И. А. Грушенко, В. Д. Соколов, 1935 г. Объемно-планировочное решение объекта — компактное. Вместимость главного зала — 120 человек.
12 Клуб-кинотеатр «Сталь» Верх-Исетского металлургического завода, ул. Халтурина, 43а. Предположительно арх. Г. И. Потапов, 1932 г. Объемно-планировочное решение объекта — компактное. Вместимость главного зала — 400 человек.
Одним из первых клубных зданий Екатеринбурга стал рабочий клуб железнодорожников им. Л. И. Вайне-ра Пермской железной дороги, основанный в 1919 г. Клуб размещался в крупном одноэтажном здании бывшей конторы на территории станции Екатеринбург-1. В клубе имелся зрительный зал на 400 мест и пять просторных помещений для работы секций и кружков [2, 50].
Во второй половине 1920-х гг. в Свердловске, столице Уральской области, уже функционировали профсоюзные клубы металлистов, совработников, пищевиков, химиков, печатников и др. «По программе строительства клубов в 1928-1932 гг. в Уральской области должно было быть построено 44 клуба и 10 кинотеатров, часть из них в Свердловске» [3, 23]. План клубного строительства Уралоблпрофсовета в Уральской области в 1931 г. предусматривал достройку в 1932 г. 17 клубов и постройку 67 новых зданий. По данным статистики на начало 1930-х гг., «в среднем на зрительный зал в клубе приходилось 267 мест, а для кружковой работы более 3 помещений» [4, 27]. Из этой публикации виден основной состав помещений большинства уральских клубов в небольших городах и рабочих поселках.
Иллюстрация 1. Клуб им. Ф. Э. Дзержинского (Городок чекистов). Арх.: И. П. Антонов, В. Д. Соколов. 1931-1932 гг. Фото А. В. Бушминой
Воздвигнутые в этот период рабочие клубы и дома культуры обладали разными градостроительными и архитектурными достоинствами. По характеру расположения в структуре застройки города объекты можно классифицировать следующим образом:
♦ здания углового расположения, воздвигнутые на перекрестке улиц с целью их активного обозрения горожанами с прилегающих городских пространств (клуб ОСОАВИАХИМа, клуб Рабпроса (ОДО), клуб строителей, клуб «Профинтерн», клуб им. Ф. Э. Дзержинского, клуб железнодорожников и др.);
♦ здания, встроенные в линейную застройку улиц (клуб пищевиков,
клуб ИТР УЗТМ, клуб-кинотеатр «Сталь»);
♦ здания, свободно стоящие в ландшафте на берегу водоемов (клуб «Динамо», водно-спортивный клуб ВИЗа).
Содержание массовой клубной работы устанавливало основные четыре функциональные зоны ее деятельности:
♦ зрительную часть (концерты, заседания, собрания, показы кинофильмов, выставочная деятельность);
♦ клубную часть (библиотеки, читальные залы, лекционные помещения, кружковая и самодеятельная работа);
♦ помещения для занятия физкультурой и спортом;
♦ административно-хозяйственные помещения.
По композиционным, объемно-пространственным и функциональным приемам группировки зрелищной, клубной и спортивных частей объекты можно классифицировать на здания:
♦ имеющие компактное объединение основных частей в одном здании (клуб пищевиков, клуб ОСОАВИАХИМа, клуб «Профинтерн», клуб-кинотеатр «Сталь»);
♦ объединяющие функциональные части клуба в одном здании с развитой объемно-пространственной структурой (клуб Рабпроса, клуб ИТР УЗТМ);
♦ с трансформацией по функционально-планировочному признаку на отдельные павильоны, объединенные пешеходными галереями (клуб строителей, клуб железнодорожников, клуб «Динамо», клуб металлургов ВИЗа). По вместимости основных зрительных залов построенные в то время клубы можно классифицировать на [по 1, 45]:
♦ малые клубы с залом до 400 мест;
♦ средние клубы с залом до 750 мест;
♦ большие клубы с залом до 1 000 мест.
Полное представление об общей вместимости клуба получаем, зная полезную вместимость помещений клубной части, что не всегда можно найти в архивах. Например, вместимость зрелищной части в клубе строителей 500 человек, а в клубной — 600. В клубе ИТР УЗТМ — соответственно 750 и 1 250 человек [1, 181].
Формирование рабочих клубов и дворцов труда по времени совпало с развитием в 1923-1925 гг. нового творческого стиля — архитектурного авангарда. Историки-архитекторы отмечали, что часто клубная программа и сами здания были созвучны теоретическим установкам идеологов архитектурного авангарда. «К 1925 г. сложились не только новые типы общественных зданий, клубов и домов Советов, но уже шла работа над архитектурной композицией, формой и стилем этих сооружений» [5, 140].
В эти годы большинство клубов в стране и Уральской области сооружены в стилистике конструктивизма или рационализма. Одной из основных стилистических задач, поставленных перед зодчими страны, было отражение в зданиях клубов куль-
Иллюстрация 2. Спортивный клуб «Динамо» (Водно-лыжная станция). Арх. В. Д. Соколов. 1932-1934 гг. Фото А. В. Бушминой
турной революции посредством новой архитектуры, предназначенной для широких масс трудящихся. Поэтому экстерьер и интерьер клубов и дворцов культуры не могли быть решены в традиционных стилях: ампира, модерна или классицизма. К проектируемым объектам общественных зданий предъявлялись и жесткие экономические требования.
Внешне архитектурный облик клубов, проектируемых в стилистике архитектурного авангарда, отражал их внутреннее функциональное содержание через сочетание геометризированных форм объемно-планировочных решений объектов, соотношения остекленных и глухих поверхностей фасадов, лоджий, козырьков входных узлов, балконов, открытых террас-соляриев для включения зданий в природное окружение. Архитектурный язык пластики фасадов и интерьеров был сдержан, аскетичен и в полной мере отражал экономические трудности того периода и ограниченный выбор строительных и отделочных материалов.
Среди дюжины исследованных рабочих клубов кратко рассмотрим наиболее выразительные из них по внешнему архитектурному облику и рациональному функциональному зонированию здания.
Клуб им. Ф. Э. Дзержинского (Иллюстрация 1) запроектирован архитекторами И. П. Антоновым и В. Д. Соколовым в 1931-1932 гг. в составе комплексного проекта «Жилой комбинат НКВД» (Городок чекистов). Проект выполнен в закрытом проектном бюро Уральской области «ППОГПУ по Уралу постройка городов», поэтому современникам в архивах досталось небольшое количество документальных свидетельств. Не многие специалисты знают, что авторы создали два варианта застройки территории жилого комбината, два варианта объемно-пространственного решения клуба чекистов. В первом варианте клуб в плане представлял собой стилизованную букву «Т», а своим протяженным прямоугольным маловыразительным объемом располагался вдоль участка пр. Ленина, максимально приближаясь к восточному фасаду подковообразного жилого здания для малосемейных (ныне гостиница «Исеть»).
Во втором варианте основным композиционным акцентом главного фасада клуба авторы сделали высокий цилиндрический объем главной лестничной клетки, частично
врезанной в торцы двух сдвинутых под прямым углом корпусов параллелепипедов. Прорезанные в объеме цилиндра вертикальные витражи и лопатки еще больше зрительно увеличивают его высоту и делают его доминирующим элементом во внешнем архитектурном облике здания.
В плане клуб имеет очертания буквы «Г», объемно-пространственная композиция здания строится на сочетании трех геометрических фигур: двух параллелепипедов и размещенного между ними цилиндрического объема, т. е. облада-
ет яркими и характерными чертами конструктивизма. Пластику главного аскетичного фасада с асимметричным расположением входного узла оживляют ряды разноформатных окон и высокая парадная лестница под козырьком входа.
«Г»-образная в плане форма клуба определила функциональное содержание и структуру двух его корпусов. В корпусе, выходящем на главный проспект города, авторы на четырех этажах расположили клубную часть, в которую входили лекционно-просветительские по-
Иллюстрация 3. Клуб металлистов Верх-Исетского завода. Арх. Г. И. Потапов. 1930 г Фото А. В. Бушминой
мещения, кружковые комнаты, небольшие залы для самодеятельного искусства и детский сектор. В корпусе клуба параллельно ул. Кузнечной располагалась зрелищно-массовая часть здания. Она включала в себя большой зрительный зал, фойе, буфет. На первом и втором этажах размещались две столовые, малый зрительный зал и библиотека.
Связующую функцию между этажами обоих корпусов выполняла широкая спиралевидная лестница. Пространство ее в верхней зоне на уровне потолка четвертого этажа венчала большая рельефная пятиконечная звезда — один из символов советской власти.
К сожалению, в конце 1990-х гг. интерьеры здания реконструированы под залы Областного краеведческого музея.
Поиск новых архитектурных форм клубного здания в техногенной (машинной) эстетике можно видеть на примере двух корпусов стадиона «Динамо» (арх. В. Д Соколов). В 1931 г. в стране введен в действие комплекс ГТО («Готов к труду и обо-
роне»), призывающий население к активным занятиям физкультурой и спортом. В этом же году В. Д. Соколов приступает к проектированию спортивного клуба (проектное название «Водно-лыжная станция «Динамо»). Объемно-пространственная композиция сооружения представляет собой разноэтажный двухчастный объем, решенный по павильонному признаку, характерному для конструктивизма. Комплекс здания разделен по функциональному признаку на отдельные корпуса, соединенные между собой на уровне второго этажа переходом.
Главный фасад южного корпуса, расположенный на стрелке городского пруда, имеет полуцилиндрическую форму, подчеркнутую ярусами криволинейных балконов, с ярко выраженным вертикальным, треугольным в плане остекленным эркером лестничной клетки, похожим на нос судна. Повышенный пятиэтажный объем имеет надстройку со смотровыми площадками и напоминает рубку корабля. В этом административно-бытовом корпусе были размещены
раздевалки со скамьями и шкафчиками для переодевания (1-2-й этажи), администрация клуба, гостиница и лекционный зал (3-й этаж). Второй северный спортивный корпус состоит из двух разноэтажных объемов. Трехэтажный блок здания включал хранилище инвентаря, комнаты массажистов, медпункт, душевые, малый гимнастический зал. В протяженном двухэтажном корпусе основной объем занимает спортзал, а в подвале здания — тир.
В панораме городского пруда клуб «Динамо» в целом создает образ корабля. Впечатление усиливают отдельные архитектурные элементы корпусов: высокие ажурные антенны ассоциировали с мачтами (ныне снесены), балконы западного и восточного фасадов — со спасательными шлюпками. Горизонтальные террасы-солярии соответствуют палубам корабля, а круглые свето-проемы — иллюминаторам судна. В проекте этого клуба автор стремился преодолеть стереотипы архитектурной композиции спортивных сооружений. В. Д. Соколов «подходил к формированию архитектурного облика здания, учитывая два важнейших критерия: функционально-конструктивную основу объекта и его архитектурно-художественный образ, визуально воспринимаемый с различных точек городского пруда» [6, 97]. В настоящее время только северный корпус клуба функционирует в спортивном режиме.
Особый интерес для историков свердловского конструктивизма представляет собой клуб металлистов Верх-Исетского металлургического завода, запроектированный в 1928 г. Г. И. Потаповым. В 1934 г. проект был скорректирован архитектором Л. В. Шишовым [7, 3]. Строительство клуба началось в начале 1930-х гг. на перекрестке улиц Нагорной и Токарева и продолжалось вплоть до 1941 г., когда было прервано Великой Отечественной войной. Осенью 1941 г. в корпусах клуба были размещены цеха эвакуированных заводов «Уралкабель» и «Моска-бель». Едва начав функционировать, клуб навсегда прекратил свою работу. Главным пространственным и композиционным акцентом является озелененный внутренний двор, переходящий в небольшой парк. Вокруг двора сформированы два клубных корпуса: массово-зрелищный (театральный), представляющий в плане компактный квадрат, и протяженное прямоугольное в плане здание клубной части. Оба корпуса были связаны между собой двухэтажной вставкой,
поставленной на колонны, что давало возможность доступа с улицы во внутренний двор и парк.
В зрелищную часть клуба входил зал на 800 мест, на втором этаже размещались двухместное фойе, выставочный зал, подсобные помещения. Клубная часть включала в себя кружковые комнаты, библиотеку, кулуары, аудиторию на 150 человек, спортзал размером 12 х 12 м и высотой в два этажа. В объединяющем два корпуса объеме было запроектировано помещение буфета на 200 человек. Общий объем клуба составлял 6 000 куб. м. Выразительный силуэт здания клуба, расположенного автором на высокой отметке рельефа в центре рабочего поселка завода, по свидетельству очевидцев, хорошо просматривался в 1930-е гг. не только с ближайших кварталов, но и с заречной стороны, с ул. Халтурина.
Заключение
Социальный эксперимент, состоявшийся в Екатеринбурге-Свердловске с 1925 по 1934 г., создал условия, при которых архитекторы стремились реализовать свой творческий потенциал в создании нового типа зданий — рабочих клубов.
Клубная программа отраслевых профсоюзов предоставляла уникальную возможность, в результате которой участие архитекторов в большом количестве конкурсов на объекты культуры в столице Уральской области вызвало всплеск формотворческих и конструктивных открытий в авангардных проектах клубных зданий. Клубное наследие периода свердловского конструктивизма является неповторимым по своему социальному значению и исключительной новизне архитектурно-планировочных решений в практике уральской и отечественной архитектуры. Поэтому клубным зданиям Екатеринбурга в процессе их эксплуатации необходимо уделять пристальное внимание специалистов и муниципальных органов по сохранности объектов, а отдельным из них следует придать статус памятников истории и культуры регионального значения.
Список использованной литературы
1 Архитектура рабочих клубов и дворцов культуры. М., 1953.
2 Скорняков С. Из истории одного рабочего клуба. Свердловск, 1924.
3 Материалы о культурном строительстве на Урале. Свердловск, 1928.
4 Культфронт на подъеме. М. ; Свердловск, 1932.
5 Хазанова В. Э. Советская архитектура первых лет Октября. М., 1970.
6 Смирнов Л. Н. Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области. Екатеринбург, 2008.
7 Шишов Л. В. Рабочий клуб. Опыт реконструкций клуба Верх-Исет-ского завода // Опыт стройки. 1934. № 6.