Information about the author
Nifontov S.V., candidate for a master's degree, tel.: 89149393769, e-mail: ser-nif@yandex.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 72.012.27:72.03
СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР В 1920-30-х гг.
С.А. Смоленская, Е.В. Бижко
В статье рассмотрен первый опыт высотного строительства в СССР в 1920-30-х гг. в период советского авангарда. Представлен историко-аналитический обзор проектов и воплощенных объектов многоэтажных зданий. Отмечена их роль в формировании современной архитектурной вертикали.
Ключевые слова: архитектура небоскрёбов; высотные здания; высотное строительство; советский авангард.
ESTABLISHMENT OF HIGH-RISE CONSTRUCTION IN USSR IN 1920-30S
S.A. Smolenskaia, E.V. Bizhko
In the article we considered the first experience of high-rise construction in USSR in 2030 -es during the soviet avant-garde. We presented historical and analytical survey of projects and embodied objects of block of flats. We defined their role in creating modern architectural vertical.
Key words: architecture of sky-scrapers; high-rise buildings; high-rise constructions; soviet avant-garde.
Начиная с конца XIX в., во всем мире прослеживается устойчивая тенденция возведения многоэтажных зданий с постоянным нарастанием высоты. История развития архитектуры небоскрёбов изучена во многих странах. Эту тему исследуют известные ученые: В.П. Генералов, П.П. Зуева, Л.Н. Ковальский, Дж.Д. Кором, А.А. Магай, Т.Г. Макла-кова, А.Л. Хакстейбл и др. Однако редко можно встретить работы, в которых рассматривался бы опыт проектирования и возведения высоток в странах, входивших в состав СССР. Остаётся множество малоизученных аспектов, связанных с советским высотным строительством. Их анализ по-прежнему не теряет актуальности, наоборот мог бы дополнить и расширить общую картину истории эволюции небоскребов.
Цель данного исследования проследить этап становления и развития высотного строительства 1920-30-х гг. периода советского авангарда.
После октябрьской революции началось активное переустройство быта на социалистический лад. Коммунизм невозможно было строить в старых архитектурных пространствах. Социальные концепции того времени отражались в нетрадиционных художественных образах различных течений авангарда, отвергающих опыт предыдущих поколений. Молодому Советскому государству потребовался новый тип административно-деловых, конторских учреждений, где могли бы разместиться партийные и государствен-
ные органы. Пролетарское общественное здание хотели видеть непременно огромным и величественным, его рассматривали как центр политической и культурной жизни трудящихся [1, с. 97]. Параллельно велись поиски нового типа жилья для рабочего класса. Зодчие создавали оригинальные по задумке проекты, в которых часто затрагивалась тема архитектурной вертикали. В те годы возникает масса гениальных идей многоэтажных сооружений, к сожалению, так и оставшихся на бумаге.
Символом того времени становится проект монумента III Коммунистическому интернационалу, созданный В. Татлиным в 1919 г. Необычность сооружения заключалась в высоте (около 400 м) и конструкции: из тела строения выносился наружу несущий спиральный металлический каркас, к которому прикреплялись вращающиеся геометрические фигуры, внутри которых должны были находиться помещения главных учреждений всемирного государства будущего.
Проекты экспериментальных небоскрёбов для Москвы разработали архитекторы Владимир Кринский и Эль Лисицкий (рис. 1). Высотный дом (более 20-ти этажей) Высшего совета народного хозяйства на Лубянской площади Кринский лишил всякого декора. Мотивом объёмной композиции становился обнаженный ритм несущего железобетонного каркаса. Эль Лисицкий выдвинул оригинальную идею горизонтального небоскрёба (19231925 гг.). Основная концепция конторского сооружения заключалась в том, что двухэтажный изогнутый корпус устанавливался на три вертикальные опоры (приблизительно10-этажные), в которых размещались лифты и лестницы. Проект был интересен и тем, что рассматривался с градостроительной точки зрения. Архитектор предлагал возвести 8 таких небоскрёбов на пересечении основных транспортных магистралей и ввести свой цвет для каждого сооружения, что бы легче было ориентироваться в городе.
На многочисленные конкурсы административных зданий: дворцов Советов и Труда, домов Правительства и Промышленности, часто подавались проекты высоток. Чрезвычайно интересны конкурсные чертежи здания Дворца труда в Москве (1923 г.) Александра, Виктора и Леонида Весниных (рис. 2). Братья переосмыслили устоявшуюся архитектуру классического дворца. Ассиметричное сооружение с 20-этажной доминантой и неприкрытыми конструкциями было окутано паутиной растяжек и ферм. Конкурсный проект Дома промышленности в Москве (1930 г.) Ивана Леонидова поражал своим новаторством: высотное здание-пластина с вынесенной отдельно стоящей рядом шахтой лифта (рис. 2). На одном из верхних этажей устраивался открытый зимний сад. Планы не делились перегородками на ячейки кабинетов - пространство оставалось свободным, на каждом уровне отводилось место для отдыха и спорта работников. Архитектор по-новому преподнес функциональное наполнение офисного здания.
Стоит упомянуть и об архитектурных зарисовках Якова Чернихова. Его эскизы, напечатанные в книге «Архитектурные фантазии. 101 композиция» в 1933 г., выглядели фантастично. Некоторые из этих рисунков сегодня ассоциируются с современными скай-лайнами крупнейших городов и очертаниями городских многоэтажных сооружений рубежа ХХ и XXI веков.
И это далеко не полный перечень работ. Нереализованные эскизы и чертежи высоток периода авангарда до сих пор вдохновляют архитекторов. Графические композиции 1920-30-х гг. поражают своей современностью и смелостью мысли. Советские зодчие, воодушевлённые социальной революцией, с лёгкостью генерировали идеи, которые годами позже отразятся в передовых высотных постройках во всем мире. В своих невоплощенных замыслах они предугадали развитие архитектуры небоскрёбов будущего. А построенные в ту пору многоэтажные здания по высоте были намного скромнее перечисленных ранее проектов.
Рис. 1. Проекты экспериментальных небоскрёбов для Москвы:
а) - проект небоскреба ВСНХв Москве, арх. В. Кринский, 1922-1923 гг.; б) - проект горизонтального небоскрёба, арх. Эль Лисицкий, 1923-1925 гг.
Рис. 2. Конкурсные проекты административных зданий:
а) - конкурсный проект Дворца труда в Москве, арх. А., В. и Л. Веснины, 1922-1923 гг.; б) - конкурсный проект Дома промышленности в Москве, арх. И. Леонидов, 1929-1930 гг.
Одним из первых советских «небоскрёбов» был Дом Моссельпрома в Москве. В 1925 году дореволюционное кирпичное пятиэтажное здание реконструировали под склады и конторы для пищевого треста. Его надстроили и увенчали шестиугольной железобетонной башней с зубцами, которую спроектировал известный инженер А. Лолейт. Постройка получилась лаконичной и привлекала внимание только высотой в 11 этажей и необычной расцветкой (художественным оформлением дома занимались художники-конструктивисты А. Родченко и его супруга В. Степанова).
Важной вехой в строительстве высотных зданий стало создание ансамбля на пл. Дзержинского в Харькове (рис. 3). Первым в этом комплексе был построен Дом государственной промышленности в 1928 г. (архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, М. Фельгер). В наивысшей части железобетонное сооружение достигало отметки 63 м. Корпуса здания
от 6 до 13 этажей расходились веером по окружности площади и соединялись между собой крытыми мостами-переходами, под которыми пролегали две улицы. Каркасом здания служили монолитные железобетонные многопролетные и многоярусные рамы. Наружные стены делали из шлакобетона, внутренние стенки выкладывали из кирпича [2, с. 26]. При строительстве были впервые в истории внедрены многие архитектурные и инженерные новшества. Харьковский Госпром до сих пор является самым крупным в мире сооружением, созданным в стиле конструктивизма [3, с. 35].
В 1929 г. на северном участке площади Дзержинского началось строительство Дома Кооперации по проекту архитекторов А. Дмитриева, О. Мунца. Согласно задумке объёмно-пространственная композиция здания поддерживала стилистику, заданную Госпро-мом, и представляла собой сочетание семнадцатиэтажной центральной башни и двух симметричных 6-7-этажных блоков. Стены боковых корпусов должны были выполняться из кирпича, центральная башенная часть - с металлическим каркасом [2, с. 64]. В начале 1930-х гг. строительство законсервировали, а позже передали Министерству обороны для возведения Военно-хозяйственной академии. Дом Коопераций строили на протяжении 20-ти лет. Проект претерпел множество изменений: центральную башню урезали, впоследствии её высота составляла всего лишь 12 этажей.
I
Рис. 3. Здания ансамбля пл. Дзержинского в Харькове:
а) - Дом государственной промышленности, арх. С. Серафимов, С. Кравец, М. Фельгер, 1926-1928 гг.; б) - проект Дома Кооперации, арх. А. Дмитриев, О. Мунц, 1929 г.; в) - Дом Проектов, арх. С. Серафимов, М. Зандберг-Серафимова, 1930-1932 гг. (фото из архива Ullstein bild)
В 1930-1932 гг. композицию площади дополнили третьим сооружением - Домом Проектов, разработанным архитекторами С. Серафимовым и М. Зандберг-Серафимовой в
том же стиле конструктивизма. Известный украинский исследователь Н.П. Андрущенко так описывал здание: «Объёмно-пространственная композиция Дома проектов состояла из трёх элементов. К 15-этажной центральной башне (68,5 м) с двух сторон примыкали два симметричных крыла, понижающиеся от центра к периферии от 10 до 7 этажей. Центральный элемент опирался на тонкие железобетонные колоны, создававшие внизу открытое пространство. Кроме того, по бокам башня отделялась от боковых крыльев вертикальными полосами стеклянных витражей. Создавалась иллюзия, будто 15 этажей свободно парили в воздухе» [3, с. 46]. Планировалось, что сооружение будет полностью построено из монолитного железобетона, но для экономии междуэтажные перекрытия через этаж выполнили из деревянных балок.
Харьковский ансамбль из 3-х высотных зданий, уникальный по замыслу, размерам и сложности, в те времена не имел аналогов в мире. Он сыграл важную роль в становлении высотного строительства в Советском Союзе.
Самым крупным сооружением в Белорусской ССР периода авангарда был 9-этажный Дом правительства в Минске (архитектор Иосиф Лангбард) (рис. 4). Строительство здания в стиле конструктивизма, в котором должны были разместиться все основные республиканские органы управления, началось в 1930 году. Основными несущими конструкциями были: внутренний железобетонный каркас и наружные кирпичные стены с утолщением в виде несущих лопаток простого профиля [4, с. 44].
Рис. 4. Дом правительства в Минске, арх. И. Лангбард, 1930-1934 гг.
Наиболее выделявшимися по высоте авангардными объектами Ленинграда были: административное здание ОГПУ-НКВД на Литейном проспекте (1931-1932 гг., архитекторы А. Гегелло, А. Оль, Н. Троцкий, 9 этажей, 44,5 м); водонапорная башня в комплексе Мясокомбината им. С. М. Кирова (1931-1933 гг., архитектор Н. Троцкий, 12 этажей, 42 м). Наивысшую отметку в 50 м имел Дом Советов Московско-Нарвского района. Это здание -первый советский центр административно-общественного назначения в Ленинграде. С 1931 по 1934 г. его возводили по проекту архитектора Н. Троцкого. Большой конструктивистский комплекс состоял из основного 4-этажного протяженного объема, к которому перпендикулярно примыкали 3 крыла. Над одним из блоков возвышалась 11-этажная башня, на которой гребёнкой выступали балконы, а сверху был врезан куб с рельефными изображениями серпа и молота. Каркас здания возводился из монолитного железобетона.
Строились высотки и в новом, быстро развивающемся индустриальном центре Урала, - Свердловске. В 1931 г. начали возводить Дом Промышленности по проекту ар-
хитекторов Д. Фридмана и Г. Глущенко. Их объект в стиле конструктивизм состоял из двух объёмов: семиэтажного протяженного корпуса и 17-этажной высотки, которая венчала всю композицию. Изначально была заявлена высота башни 140 метров, но в процессе строительства проект неоднократно изменялся. На протяжении четырех лет велось активное сооружение комплекса. В 1935 году произошел пожар на высотке - сгорели верхние этажи из пяти возведенных. В связи с поменявшейся ситуацией в стране - ликвидацией Уральской области, а также официальной сменой стилистического направления в архитектуре (запретом конструктивизма, как буржуазного течения), возобновлять строительство не стали. Только в 1970-х гг. на месте несостоявшегося небоскреба появился двенадцатиэтажный административный блок.
Во время первых пятилеток в советских городах кроме общественных зданий возводилось и многоэтажное жильё для партийных работников. В 1931 году в столице СССР сдаются в эксплуатацию 2 жилых комплекса: 11-этажный кирпичный дом на Берсеневской набережной архитектора Б. Иофана - одно из самых крупных по площади сооружений для жилья в то время; и дом спортивного общества «Динамо» (рис. 5). В последнем по проекту предусматривалось создание двух симметричных 7-этажных объёмов с выступающими 14-этажными башнями, которые соединялись переходом на уровне верхних этажей. Реализован был только один корпус. Вдохновленный классическими прототипами, главный архитектор здания И. Фомин спроектировал его в стиле, названном им же, «пролетарская классика». Железобетонный каркас был прикрыт обновленными элементами классической архитектуры - спаренными колоннами, лишенными всякого декора, антаблементом с большими круглыми проемами.
Рис. 5. Многоэтажные жилые здания в Москве:
а) - дом на Берсеневской набережной, арх. Б. Иофан, 1927-1931 гг.; б) - дом спортивного общества «Динамо», арх. И. Фомин, 1928-1931 гг.
Интересен студенческий дом-коммуна на ул. Орджоникидзе в Москве, архитектора И. Николаева. Здание не выделялось значительной высотой - спальный корпус возвышался всего на 8 этажей. Это один из первых многоэтажных гражданских объектов СССР, каркас которого был выполнен полностью из стали.
Наивысшей жилой постройкой Свердловска был «Второй дом Советов» (архитекторы И. Антонов, В. Соколов, 1932 г.). Комплекс состоял из двух соединенных домов: четырехэтажного П-образного блока и примыкающей к нему башни 11-ти этажей. В архитектуре здания представлена смесь таких стилей, как конструктивизм и неоклассика (рис. 6).
Рис. 6. Многоэтажные жилые здания в Свердловске:
а) - «Второй дом Советов», арх. И. Антонов, В. Соколов, 1930-1932 гг.; б) - общежитие для офицеров НКВД, арх. И. Антонов, В. Соколов, А. Тумбасов, 1928-1932 гг.
В это же время в городе ввели в эксплуатацию еще одну высотку в стиле конструктивизма, расположенную в комплексе «Городок чекистов» (архитекторы И. Антонов, В. Соколов, А. Тумбасов, 1932 г.). Здание строилось как дом нового быта для малосемейных и одиноких офицеров НКВД. 11-этажное общежитие имело необычную форму подковы. Динамичную композицию дому придавала крупная изогнутая форма и выступающие угловые балконы в торцах.
Апофеозом, а так же переломным моментом высотного строительства рассматриваемого периода становится идея создания самого грандиозного сооружения в мире -Дворца Советов.
В начале 1930-х годов в политике правящей советской верхушки стали проявляться тоталитарные тенденции. Они отражались и в зодчестве. Смена стилевой направленности: курс на неоклассику, пресечение авангардных тенденций, их открытое преследование было определено в ходе проведения четырех туров конкурса на Дворец Советов в Москве (1931-1933 гг.), на которые было представлено более 300 проектов. Предложения авангардистов были раскритикованы, как не раскрывающие идейное содержание образа Дворца. Его было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя, что тоже имело идеологическое значение. В конечном итоге «за основу» был принят вариант архитектора Б. Иофана. В группу авторов при дальнейшей доработке проекта вошли также зодчие В. Гельфрейх и В. Щуко.
Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, размерами (высотой 415 м, 6,5 млн. куб. м объемом) превысить таких «гигантов» своего времени, как Эйфелева башня и небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг [5, с. 8] (рис. 7). Центральный круглый зал был призван вместить 21000 человек и предназначался для проведения съездов, массовых действ, революционных празднеств и т. д. По проекту его перекрывали подвесным куполом (диаметром 130 м, высотой 100 м), что было символично: огромный купол, олицетворявший в храмах предшествующих эпох небесный свод, становился фактически постаментом для гигантской 100-метровой скульптуры Ленина.
Рис. 7. Проект Дворца Советов в Москве, арх. Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх, вариант 1937 года
Металлический каркас служил конструктивной основой здания. При разработке схемы несущего остова ввиду уникальности высотного сооружения для строительной практики СССР тех лет возникла необходимость использования новейшего зарубежного опыта: американских инженерных технологий строительства небоскребов. [6, с. 266-267].
Вообще строительство монумента превратилось в самостоятельную хозяйственно-экономическую и научно исследовательскую отрасль. В ее системе функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, по разработке специальных материалов: стали ДС (Дворец Советов), кирпича ДС, действовали механический и керамзитобетон-ный заводы, к строительной площадке была подведена специальная железнодорожная ветка [7, с. 44]. К 1939 г. вырыли огромный котлован для фундаментов под колонны высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас. Через 2 года металлические конструкции здания достигли уровня 7-го этажа, но во время войны их разобрали и переплавили для нужд обороны. Проект был заморожен.
Хотя Дворец Советов так и не был возведен, опыт его проектирования стал основой для послевоенного высотного строительства в СССР.
Выводы
В период советского авангарда было создано огромное количество проектов, в архитектурных композициях которых доминировала вертикаль. Претенциозные идеи высотных сооружений того времени до сих пор поражают современников. Замыслы зодчих были грандиозны, но не всем суждено было воплотиться в жизнь. Многие высотки так и не были возведены согласно первоначальной идее. Множественные изменения, коррекции в проектах, зачастую уже во время строительства, были не в пользу высоты, которую постоянно урезали, или вообще оставляли объекты недостроенными. Жесткая экономия материалов, резкая смена идеологической направленности в начале 30-х гг., запрет авангардистских течений в искусстве на государственном уровне - все эти факторы отразились на гигантских сооружениях Советского Союза. Тем не менее, тогда были созданы уникальные, неповторимые многоэтажные здания и комплексы, оставшиеся навсегда в истории мировой архитектуры.
В целом, период характеризовался постройкой высоток 9-14-ти этажей. Преобладающим архитектурным стилем был конструктивизм, но так же возводились многоэтажные дома в неоклассике. Объёмные композиции высоток выполнялись в строгих геометрических формах, были лаконичными. Для них свойственно отсутствие декора. Украшениями для сооружений служили ритмы проёмов, балконов и оголенных каркасов. Несущие остовы зданий выполнялись из железобетона, кирпича, редко из металла. Характерными конструктивными схемами были: бескаркасная с несущими стенами и каркасно-рамная. Завершались здания многоуровневыми плоскими кровлями.
Статья поступила 12.02.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Всеобщая история архитектуры : в 12-ти т. М. : Стройиздат, 1975. Т. 12. (кн. 1). Архитектура СССР. 1917-1970 гг. 755 с.
2. Звоницкий Э.М, Лебфрейд А. Ю. Госпром. М.: Стройиздат, 1992. 80 с.
3. Андрущенко Н. Архитектура харьковского Госпрома // Традици та новаци у вищш архггектурно-художнш освт. 2005. № 6. С. 8-30.
4. Воинов А.А., Самбук С.Ф. Дом Правительства Белорусской ССР. Минск : Вы-шэйш. Шк., 1975. 100 с.
5. Николаев В.П. Конструкция Дворца Советов // Архитектурная газета. 1937. № 20
(164).
6. Судзуки Юя. Конкурс на Дворец Советов 1930-х годов в Москве и международный архитектурный контекст : дис... канд. искусствоведения. М., 2014. 287 с.
7. Васькин А.А., Назаренко Ю.И. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. М.: Спутник +, 2009. 236 с.
Информация об авторах
Смоленская Светлана Алексеевна, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования, тел.: +380501827034, e-mail: smollana@gmail.com, Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 61002, Украина, г. Харьков, ул. Сумская, 40.
Бижко Евгения Васильевна, ассистент кафедры архитектурного проектирования, тел.: +380993014430, e-mail: bizevgenia@yandex.ua, Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 61002, Украина, г. Харьков, ул. Сумская, 40.
Information about the authors
Smolenskaia S.A., candidate of architecture, associate professor, Architecture Projection Department, tel.: +380501827034, e-mail: smollana@gmail.com, Kharkov national university of building and architecture, Ukraine, Kharkov, 40 Sumskaia St., 61002.
Bizhko E.V., assistant, Architecture Projection Department, tel.: +380993014430, email: bizevgenia@yandex.ua, Kharkov national university of building and architecture, Ukraine, Kharkov, 40 Sumskaia St., 61002.