Научная статья на тему 'Опыт привлечения иностранных инвестиций в Индии'

Опыт привлечения иностранных инвестиций в Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурков И.А.

После обретения независимости Индия последовательно шла по пути проведения экономических реформ, обращая при этом пристальное внимание на быструю модернизацию всех отраслей экономики с привлечением иностранных инвестиций. Важная роль в решении этой задачи отводилась экономической дипломатии Индии, которая на двусторонней и многосторонней основе вела переговоры по привлечению зарубежного капитала в страну, изучала опыт зарубежных стран, на базе которого внесением предложений стимулировала реформы по созданию благоприятного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт привлечения иностранных инвестиций в Индии»

ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНДИИ

© Бурков И.А.1

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

После обретения независимости Индия последовательно шла по пути проведения экономических реформ, обращая при этом пристальное внимание на быструю модернизацию всех отраслей экономики с привлечением иностранных инвестиций. Важная роль в решении этой задачи отводилась экономической дипломатии Индии, которая на двусторонней и многосторонней основе вела переговоры по привлечению зарубежного капитала в страну, изучала опыт зарубежных стран, на базе которого внесением предложений стимулировала реформы по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный климат, экономическая дипломатия, социально-экономическое развитие.

История развития политики иностранного инвестирования в Индии.

Важным шагом начала модернизации экономики в первые годы независимости стало принятие правительством Индии Промышленной Политики, которая постоянно модифицировалась в 1956, 1973, 1976, 1980 гг. и послужила базой и отправной точкой разработки инвестиционной политики. Сменявшие друг друга правительства Индии продолжали последовательно расширять и углублять этот процесс, сосредоточив основное внимание на вопросах: модернизации отраслей экономики и либерализации иностранного инвестирования; выработки приоритетных направлений политики иностранного инвестирования и задачи в ней двусторонней и многосторонней экономической дипломатии; разработки законодательной базы и институциализа-ции реализации политики инвестирования.

Обращает на себя внимание тот факт, что в этот период довольно часто под модернизацией индийской экономики имеют в виду индустриализацию. Поэтому во многих документах, где говорится о промышленной политике, мы находим разделы и по реформам в других отраслях.

Программа новых экономических реформ, начатая в Индии в 1991 г., принятием Новой Промышленной Политики, позволила выработать основополагающие новые приоритеты модернизации отраслей экономики и направления иностранного инвестирования. Эта Политика значительно активизировала двустороннюю и многостороннюю экономическую дипломатию Индии и позволила добиться больших успехов по созданию благоприятного инвестиционного климата для иностранного инвестирования и, в свою оче-

1 Студент.

редь, продвижению реформ. Законодательные и нормативные акты, принимаемые в Индии, с каждым разом упрощали реализацию экономической политики инвестирования, что служило хорошим инструментарием в руках структур, осуществляющих экономическую дипломатию.

В середине 2000 г. была проведена очередная либерализация условий для осуществления иностранных капиталовложений, которая в последующем ежегодно совершенствовалась. Эта мера коснулась, прежде всего, многонациональных компаний в 22-х отраслях, в частности, в автомобилестроении, производстве бытовой электроники, пищевой, кожевенной и табачной промышленности. Разрешив многонациональным компаниям свободно репатриировать свои дивиденды, правительство надеялось привлечь в эти отрасли иностранный капитал. До этого вышеназванным компаниям было разрешено это делать лишь тогда, когда они могли доказать, что получают валюту от экспортных операций.

В 2004 году к власти пришел Объединенный Прогрессивный Альянс (ОПА) Индии. В своей Общей Программе также определил перспективные и стратегические цели экономических реформ, включая направления привлечения инвестиций. При этом правительство ОПА придавало исключительное значение совершенствованию либерализации и созданию модернизированной нормативно-правовой базы в области иностранного инвестирования.

Базируясь на Общей Программе ОПА, правительством был разработан новый модифицированный свод Процедур и Правил по привлечению Прямых Иностранных Инвестиций. Согласно этим Правилам иностранное инвестирование в Индии разрешено практически в каждый сектор, кроме тех, которые имеют стратегическое значение.

Надо подчеркнуть, что в вопросах иностранного инвестирования большое внимание было отведено проведению промышленной политики. Многие области промышленности, ранее принадлежащие государственному сектору, теперь большей частью были открыты для участия инвестиций из-за рубежа. В настоящее время все промышленные предприятия освобождены от получения промышленной лицензии на производство, за исключением следующих: отрасли, относящиеся к государственному сектору; отрасли, в которых необходимо обязательное лицензирование; предметы промышленности, относящиеся к мелкосерийному производству; любые предложения, требующие ограничения местоположения. Промышленным предприятиям, освобожденным от получения промышленной лицензии, необходимо лишь регистрироваться в Списке промышленных предпринимателей.

Важным аспектом экономической дипломатии, осуществляемым МИД Индии, стали в настоящее время создание условий по распространению информации об инвестиционном климате в Индии с подготовкой соответствующих презентаций, организации симпозиумов, семинаров и конференций по поощрению инвестиций, а также содействие в получении необходимых

разрешений и улаживание возникающих проблем с привлечением различных правительственных учреждений. Созданная сейчас законодательная база в области реализации инвестиционной политики стала намного проще, либеральнее и носит более открытый характер.

Основные направления и льготы иностранного инвестирования.

Статус автоматического разрешения. С возрастающей либерализацией индийской экономики, как правило, сегодня не возникает необходимости получать официального разрешения правительства на новые ПИИ, необходимо лишь подать заявку в Резервный банк Индии. Однако в отдельных случаях и в случаях инвестирования в некоторые особые секторы экономики требуется предварительное разрешение. К ним относится гражданская авиация, разведка и переработка нефти, жилищное строительство, атомная энергетика и связанные с ней отрасли, производство вооружений, периодическая печать, телевидение и почтовая служба. Кроме того, это зависит от собственного капитала иностранных инвесторов.

В соответствии с законодательством, Резервный банк Индии предоставляет автоматическое разрешение в том случае, когда процент прямых иностранных инвестиций не превышает определенной нормы. Эта норма составляет 74 % в нескольких областях девяти промышленных групп: добыча полезных ископаемых; цветные металлы и сплавы; производство медицинского и лабораторного оборудования и т.д. Для других производств эта норма составляет 51 %.

ПИИ для новых предприятий. Согласно законодательству Индии, все новые предприятия с прямыми иностранными инвестициями от индийцев-нерезидентов и представительств за границей подпадают под автоматическое одобрение до 100 %, кроме тех, которые требуют отдельного разрешения правительства. Инвестор может сам выбрать - подавать ли ему заявку в Комитет по привлечению иностранных инвестиций или не использовать путь автоматического одобрения [1].

Преференции для прямых иностранных инвестиций.

Одна из наиболее важных преференций, предоставляемых для ПИИ в Индии, относится к сфере налогообложения и ставок налогов, поскольку данные ставки в стране являются достаточно высокими. Налог на прибыль для внутренних производителей составляет 35 % и еще 2.5 % взимается в виде дополнительных налогов. Иностранные компании уплачивают 40 % основного налога и 2.5 % дополнительного. Преференции включают налоговые каникулы или льготы по налогу на прибыль, разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, налоговые льготы при осуществлении определенного рода расходов (в т.ч., на НИОКР). Например, Индия смогла привлечь инвестиции в информационно-телекоммуникационный сектор, предложив 10-летние налоговые каникулы. Инвестиции в инфраструктуру, линии электропередач, определенные телекоммуникационные услуги, нефте-

переработку, проекты, связанные с НИОКР, пищевую промышленность попадают под специальную преференциальную систему налогообложения и налоговые каникулы. Так, инфраструктурные проекты - строительство дорог, ирригационные проекты, канализация и водоснабжение, переработка твердых отходов - на 10 лет полностью освобождаются от налогов. Правительство предлагает налоговые каникулы сроком на 5 лет для проектов в области энергетики и фирм, экспортирующих свою продукцию, для ряда отраслей и видов деятельности практикуется также возмещение налоговых платежей.

Актуальной задачей Индии сегодня стало и привлечение иностранных инвестиций в сектор малых предприятий, который координируется также со стороны Министерства малого предпринимательства в промышленности и Министерства аграрного и промышленного производства в сельской местности. Руководствуясь принятыми законодательными актами, эти ведомства выражают и защищают интересы малых предприятий, представляют их в различных органах власти, других министерствах, администрациях штатов, сотрудничают с международными и неправительственными организациями, заинтересованными в развитии малого бизнеса. Политика по отношению к малым предприятиям предусматривает, что участие в них других предприятий, включая иностранное, допустимо до доли в 24 %. Однако верхний предел иностранного участия не предусмотрен, если предприятие намеревается выйти из статуса малого. В случае если доля иностранных инвестиций превышает 24 % в малом предприятии, то должна быть получена промышленная лицензия, предусматривающая экспортное налогообложение в 50 % [2].

Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в экономику Индии представлена на рисунке 1.

50

° 2002 2006 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Название оси

• Динамика поступления ПИИ в экономику Индии ......... Линейная (Динамика поступления ПИИ в экономику Индии;

Рис. 1. Поступление ПИИ в Индию млрд. долл. [3]

На рисунке, мы можем увидеть значение инвестиционной политики в Индии. Так с начала века прямые иностранные инвестиции выросли в 22 раза и продолжают активно расти: в 2015 году Индия получила 44 млрд. долл. инвестиций, что на 25 % больше по сравнению с 2014 годом.

Поощрение иностранных инвестиций в штатах Индии позволило вести целенаправленную работу экономической дипломатией по привлечению ПИИ в конкретные штаты страны. По законодательству обычно штат финансирует определенную часть затрат на инвестиционный проект. Различные штаты распределены по категориям «А», «В» и «С» в соответствии с их уровнем развития. Уровень участия штата в инвестиционном проекте варьируется в зависимости от характера индустрии, развитием которой штат заинтересован больше всего. Некоторые штаты предлагают льготы для предприятий или приоритетных отраслей в соответствии с их промышленной политикой. Подобные инициативы включают, например, ценовые привилегии для товаров, производимых малыми предприятиями, при закупке их правительственными организациями, освобождение от выплаты таможенного налога на некоторый определенный период и другие. Также имеются различные средства поощрения на энергетические тарифы, предлагаемые правительствами штатов. Реальные поощрения различаются для разных штатов и для разных отраслей промышленности и зависят от сферы деятельности, в которой работает данное предприятие.

В проведении и разъяснении этой политики инвестирования в штаты широко и активно задействованы все дипломатические представительства Индии, получающие информацию об инвестиционном потенциале штатов через МИД и другие министерства. За рубежом дипломатические представительства Индии ведут работу не только с официальными государственными структурами, но и с крупными торгово-промышленными палатами, что приносит несомненный успех для страны.

Также надо отметить и то, что сегодня Индия, являясь обширным рынком с миллионами потребителей среднего класса с возрастающей покупательной способностью, имеет и следующие преимущества при вложении инвестиций: ставка на высокие технологии и инновации; значительные запасы неиспользованных природных ресурсов: перспективное будущее в сфере информационных технологий и биотехнологической промышленности. Созданию хорошего институционального климата для иностранных инвесторов способствуют также: развитая банковская система, сеть коммерческих банков, поддерживаемых рядом международных банков, страхованием, совместными предприятиями и финансовыми учреждениями национального и государственного значения; динамичный рынок капитала и другие.

В целом опыт и достижения Индии в привлечении иностранных инвестиций свидетельствуют, что добиться существенного успеха в этой сфере ей позволило стремление правительства и парламента постоянно сохранять преем-

ственность и своевременно совершенствовать законодательные акты, направленные на содействие в реализации политики иностранного инвестирования.

Список литературы:

1. Политика регулирования иностранных инвестиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kisi.kz/ru/categories/ekonomika-i-energetika/ posts/tendencii-razvitiya-ekonomicheskoy-diplomatii-indii-v-p/.

2. Преференции для ПИИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/pp2009r05.pdf.

3. Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику индии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldinvestmentreport. org/ru/.

ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ ПОДШИПНИКОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАДАХ

© Карпова Н.П.1, Зеленова Е.С.2

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

г. Самара

Для безотказной работы подшипников необходимо правильно организовать их приемку и хранение на складе.

Ключевые слова: склад, логистика, подшипниковая продукция, сохранность, особенности хранения.

Логистические процессы современных компаний достаточно сложны, что обусловлено потоком поставок и продаж ценностей. Посредством этих потоков предприятия взаимодействуют с внешними системами. В свою очередь, внутри предприятий выделяются процессы продвижения, манипулирования, хранения, транспортирования и поддержания запасов, что обеспечивается логистической инфраструктурой [1, 3]. Важный элемент инфраструктуры - склад, на котором хранятся необходимые запасы.

В последнее время роль и значение складских комплексов в экономических отношениях возросли. Доступ к складским мощностям и последним новациям в данной отрасли является важной составляющей конкурентной борьбы между производителями, оптовыми и розничными торговыми посредниками в желании доставить товар до конечного потребителя с наимень-

1 Профессор кафедры Маркетинга, логистики и рекламы, доктор экономических наук, доцент.

2 Студент 4 курса Института «Коммерции, маркетинга и сервиса», направление «Менеджмент», профиль «Логистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.