Научная статья на тему 'Либерализация и инвестиционный протекционизм в странах БРИКС'

Либерализация и инвестиционный протекционизм в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1330
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ БРИКС / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / BRICS COUNTRIES / INVESTMENT PROTECTIONISM / LIBERALIZATION / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусарова Светлана Анатольевна

Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны БРИКС (Бразилию, Россию, Индию, Китай, ЮАР) является одним из важнейших внешних факторов формирования их инновационных систем. Либерализация иностранных инвестиций связана не только с увеличением объема их притока в страны БРИКС, но и привлечением современных инновационных технологий. Наравне с мерами по либерализации иностранных инвестиций, в странах БРИКС осуществляются регулирующие меры инвестиционного протекционизма. В настоящее время отсутствует на мировой арене общепринятое определение инвестиционного протекционизма. Именно поэтому выбранная нами тема исследования является важной и актуальной. Для раскрытия сущности этого понятия в работе определяются основные направления и последствия инвестиционного протекционизма. Важное место отводится выявлению основных мер либерализации и инвестиционного протекционизма в странах БРИКС, влияющих на инновационное развитие их экономик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERALIZATION AND INVESTMENT PROTECTIONISM IN BRICS COUNTRIES

The attraction of FDI in BRICS countries (Brazil, Russia, India, China, South Africa) is one of the most important external factors of forming their innovative systems. The liberalization of foreign investments is connected not only with increase of their inflow to BRICS countries, but also with the attraction of modern innovative technologies. On the equal basis with the measures of FDI liberalization, the regulating measures of the investment protectionism are performed in BRICS countries. Now there is no commonly accepted determination of investment protectionism on the world stage. For this reason the subject chosen by the author for research is important and urgent. To disclose the essence of this concept the author reveals the main directions and consequences of the investment protectionism. The comparative analysis of methods and tools is carried out to demonstrate the process of deliberalization of foreign investments in the BRICS countries. The author develops the main directions of investment protectionism that allow to determine thoroughly the nature of this concept and its importance for the innovative development of the BRICS countries. The important place is allocated to the identification of the main measures of liberalization and investment protectionism in BRICS countries, influencing the innovative development of their economies. The analysis also reveals the main benefits of scaling up the liberalization of foreign investment which include the possibility of sharp increase in the quantitative investment, growth rates of economic development, modernization of production, opportunity of competitive production, etc.

Текст научной работы на тему «Либерализация и инвестиционный протекционизм в странах БРИКС»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.3.7

УДК 339.923 ББК 65.5

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ

В СТРАНАХ БРИКС

Гусарова Светлана Анатольевна

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры фондового рынка и рынка инвестиций экономического факультета Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» s-gusarova@mail.ru

ул. Мясницкая, д. 20, 101000 г Москва, Российская Федерация

Аннотация. Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны БРИКС (Бразилию, Россию, Индию, Китай, ЮАР) является одним из важнейших внешних факторов формирования их инновационных систем. Либерализация иностранных инвестиций связана не только с увеличением объема их притока в страны БРИКС, но и привлечением современных инновационных технологий. Наравне с мерами по либерализации иностранных инвестиций, в странах БРИКС осуществляются регулирующие меры инвестиционного протекционизма. В настоящее время отсутствует на мировой арене общепринятое определение инвестиционного протекционизма. Именно поэтому выбранная нами тема исследования является важной и актуальной. Для раскрытия сущности этого понятия в работе определяются основные направления и последствия инвестиционного протекционизма. Важное место отводится выявлению основных мер либерализации и инвестиционного протекционизма в странах БРИКС, влияющих на инновационное развитие их экономик.

Ключевые слова: страны БРИКС, инвестиционный протекционизм, либерализация, прямые иностранные инвестиции, инновационное развитие.

° п

Введение

^ Иностранные инвестиции являются од-м

° ним из важнейших факторов экономического 8 развития стран, формирования их инновацион-Ь ной сферы, дополнительным источником по-

ступления в страны прогрессивных технологий и эффективных методов управления.

Лидерами роста мировой экономики, притока иностранных инвестиций являются страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Исследова-

ние мер либерализации и инвестиционного протекционизма в странах БРИКС приобретает особую актуальность и значимость в связи с тем что в состав этой группы входит Россия.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику стран БРИКС, как одного из факторов формирования их инновационной сферы, является очень важной, но еще недостаточно изученной.

1. Регулирование иностранных инвестиций в мировой экономике

Стимулирование притока иностранного капитала в различные отрасли экономики направлено на либерализацию процесса иностранного инвестирования (табл. 1).

В 2013 г. 59 стран осуществили 87 мер регулирования иностранного инвестирования. Количество мер, направленных на либерализацию режима иностранных инвестиций, сократилось за 2005-2013 гг. со 118 до 61, а число протекционистских мер уменьшилось с 25 до 23.

В 2010 г. наблюдалось некоторое увеличение количества как мер, направленных на либерализацию притока иностранных инвестиций в мире (80), так и на ужесточение этих мер (37). Доля мер, направленных на либерализацию составила 66,1 %, а на новое регулирование и протекционизм - 33,9 %.

Уменьшение в 2011 г. числа законодательных актов, направленных как на либерализацию режима притока иностранных инвестиций, так и на протекционизм, связано с тем, что основные меры уже были разработаны ранее для преодоления последствий мирового экономического кризиса.

Некоторое увеличение количества этих мер в 2012 г. связано с разработкой новых инвестиционных программ в 16 странах. Правительства 53 стран в 2012 г. вносили изменения в свою инвестиционную политику. Количество этих мер увеличилось на 7,5 % по сравнению с 2011 годом.

Многие страны стремились создать меры по либерализации процесса иностранного инвестирования, с тем чтобы увеличить приток прямых иностранных инвестиций. Некоторые страны создали специальные экономические зоны (например, Армения, Беларусь, Узбекистан). Ряд стран снизил уровень корпоративного налогообложения. Общее количество таких мер увеличилось на 3,4 %, а их доля составила 70,9 %.

Другие страны усилили долгосрочные меры инвестиционного протекционизма, препятствующие свободному притоку иностранных инвестиций. Ряд стран ввел меры регулирования притока иностранных инвестиций не стимулирующие и не отталкивающие их приток (то есть нейтральные). Доля новых регулирующих и протекционистских мер в 2012 г. была 29,1 %.

В 2013 г. меры либерализации, связанные с полной или частичной приватизацией компаний, были осуществлены в 10 странах. Однако доля мер либерализации несколько снизилась по сравнению с 2012 г. - до 70,1 %.

После некоторого послабления в 2011 и 2012 гг. количество мер, направленных на протекционизм в области иностранного инвестирования, увеличилось на 15 %. Доля нейтральных мер и мер, направленных на протекционизм в области иностранного инвестирования увеличилась до 29,9 %.

Таблица 1

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Меры либерализа- 118 104 58 51 61 80 59 61 61

ции

Меры протекцио- 25 22 19 15 23 37 20 20 23

низма

Нейтральные меры 1 - 2 2 4 4 1 5 3

Итого регулирую- 144 120 79 68 88 121 80 86 87

щие меры

Изменение мер либерализации и протекционизма иностранных инвестиций

в мире за 2005-2013 годы, ед.

Примечание. Составлено по: [7, с.106]. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2014. № 3 (26) 6 7

Меры протекционизма ввели 13 стран мира, основная доля новых протекционистских мер пришлась на иностранные инвестиции в сфере услуг (33 %) и добывающей промышленности (30 %), а доля мер либерализации - в области агробизнеса (80 %), промышленного производства (75 %) [7, с. 107].

2. Меры либерализации иностранного инвестирования в странах БРИКС

Приток иностранных инвестиций играет значительную роль в инновационном развитии экономик стран БРИКС.

В Бразилии в 2011 г. были созданы меры по расширению деятельности иностранных инвесторов в стране, притоку иностранного капитала в экономику, внедрению инноваций. Доля участия иностранных операторов кабельных сетей в Бразилии была увеличена до 100 %. Закон № 12485 дал право операторам телекоммуникационной связи осуществлять звуковое оформление и телевизионное вещание, используя широкополосную сеть [8].

Иностранные инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационные компьютерные технологии, получили налоговые льготы.

В России в 2011 г. в ст. 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым доля участия иностранных инвесторов в компаниях, осуществляющих использование участков недр, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности страны, была увеличена с 10 % до 25 % [3].

В 2011 г. компании, вносящие образовательные и медицинские услуги были освобождены (при определенных условиях) от уплаты налога на прибыль.

Меры по либерализации иностранных инвестиций в России позволят значительно открыть российский рынок сферы услуг для иностранных инвесторов (банковские услуги, деловые услуги, страхование, торговля, сфера телекоммуникаций, дистрибуция).

Иностранные банки смогут создавать филиалы с 50 % иностранным участием, которые должны быть зарегистрированы как российские компании, иметь свой собственный капитал и подчиняться Центральному Банку РФ. Филиалы иностранных банков смо-

гут управлять активами, работать с кредитными картами и другими платежными документами, покупать и продавать на фондовом рынке все виды ценных бумаг (включая государственные ценные бумаги), участвовать в приватизации государственных предприятий.

Доля участия в сфере страхования иностранных страховых компаний, не занимающихся страхованием жизни, может быть увеличена с 15 % до 100 %, а доля компаний, занимающихся страхованием жизни - с 15 % до 50 %.

Компании со 100 % иностранным участием могут оказывать в России все виды деловых услуг, заниматься как оптовой, так и розничной торговлей, работать в сфере экспресс доставки (включая дистрибуцию фармацевтических препаратов).

До 2016 г. намечается устранение ограничений иностранного участия в области развития телекоммуникационных услуг (в настоящее время - до 49 %).

Для участников современного научно-технологического инновационного центра -наукограда «Сколково» (или как его иногда называют - российская «Кремниевая долина») - установлен льготный налоговый режим.

Компаниям, работающим в инновационных высокотехнологичных отраслях экономики России (космические исследования, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии и др.) предоставляются, например, такие льготы, как добровольная уплата НДС, освобождение от уплаты налога на землю, имущество и прибыль организаций, снижение платежа по обязательному социальному страхованию с 34 % до 14 %, введение 10-летних каникул по налогу на прибыль компании.

На территории промышленных и инновационных свободных экономических зон применяется режим свободной таможенной зоны. Резиденты промышленных свободных экономических зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, им предоставляется возможность уплачивать налог на прибыль по сниженной ставке (с 16 % до 4 %). А компаниям, осуществляющим деятельность в инновационных свободных экономических зонах - производить платеж по единому социальному налогу в размере не 26 %, а 14 %.

Товары, ввозимые в Россию, являющиеся вкладом в уставный капитал иностранного инвестора, участвующего в приоритетных инновационных инвестиционных проектах, освобождаются от таможенных пошлин и НДС.

В Индии в 2013 г. была введена в действие «Консолидированная политика в отношении прямых иностранных инвестиций» (Consolidated FDI Policy) [5].

В данном документе отражены специфические условия иностранного инвестирования в различных отраслях индийской экономики, а также определены сектора экономики, в которых разрешены и приветствуются иностранные инвестиции и стратегические отрасли, в которые иностранные инвестиции запрещены в целях поддержки экономической безопасности страны.

Индия обновила проспект прямых иностранных инвестиций, в котором был закреплен процесс их либерализации в таких направлениях, например, как НИОКР в биотехнологии и фармацевтике.

В Индии разрешено создание 100 % иностранных компаний в области агробизнеса, розничной торговли товарами одного бренда, сняты ограничения для прямых иностранных инвестиций в сфере телекоммуникаций.

Меры по либерализации были проведены также в розничной мультибрендовой торговле, в электроэнергетической отрасли, в области телевизионной трансляции, в гражданской авиации, в сфере деятельности иностранных небанковских финансовых компаний.

Доля собственности иностранных компаний, осуществляющих деятельность в сфере реконструкции, была увеличена с 49 % до 74 %.

В 2013 г. были снижены требования одобрения правительством Индии деятельности иностранных инвесторов в нефтегазовом секторе, курьерских услугах, на товарных биржах, в сфере кредитной информации, в области развития инфраструктуры фондового рынка.

Послабления были сделаны для притока иностранного капитала в Индию из Пакистана.

Иностранные инвесторы, работающие в сфере информационно-телекоммуникационного сектора, в инфраструктурных проектах (связанных, например, со строительством дорог, канализацией и водоснабжением) освобождаются от налогов на прибыль в течение

десяти лет, а иностранные компании, участвующие в проектах в области энергетики - на пять лет. Если же иностранные инвесторы работают в специальных экономических зонах (СЭЗ), то они освобождаются от уплаты налогов (в размере 50-100 %) на срок до 15 лет.

В Китае в декабре 2011 г. был разработан обновленный сборник руководящих принципов иностранного инвестирования, где был расширен список основных отраслей, в которые поощряются иностранные инвестиции и уменьшен список отраслей, в которые иностранные инвестиции ограничиваются или запрещаются [4].

Иностранное инвестирование в Китае поощряется и стимулируется в важные стратегические высокотехнологичные и капиталоемкие направления инновационного развития экономики страны (возобновляемая энергетика, информационные технологии, чистое производство, охрана окружающей среды и другие), позволяющие повысить эффективность, качество и конкурентоспособность на мировом рынке выпускаемой продукции.

В 2013 г. доля иностранных компаний и совместных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере покупки и продажи ценных бумаг, была увеличена с 33 % до 49 %.

Стремясь увеличить приток иностранных инвестиций в страну, в 2012 г. в Китае был уменьшен налог на прибыль, репатриируемую иностранными компаниями за рубеж (до 50 %). Налоги на дивиденды, выплачиваемые китайскими компаниями иностранным акционерам, были снижены с 10 % до 5 %.

В 2013 г. была запущена Китайская (Шанхайская) пилотная свободная торговая зона, где были введены новые меры по торговле, инвестициям и финансам. Приток прямых иностранных инвестиций в новой свободной торговой зоне поощряется в сфере финансов, транспорта, торговли, профессиональных, культурных и общественных услуг.

Иностранным инвесторам, вкладывающим средства в центральные и западные районы Китая, обеспечиваются льготные налоговые ставки на импорт оборудования, технологий и материалов.

Южно-Африканская Республика, наравне с другими странами БРИКС, поддер-

живает политику стимулирования притока иностранных инвестиций.

Перспективным иностранным инвесторам, способствующим инновационному развитию страны, разрешено создание предприятий со 100 % иностранным участием. В ЮАР созданы одинаковые условия для иностранных и внутренних инвесторов. Иностранным компаниям, инвестирующим в инновационную сферу ЮАР, предоставляется доступ к дешевым природным ресурсам.

Налоговые льготы предоставляются иностранным инвесторам, работающим в трудоемких производствах, на предприятиях обрабатывающей промышленности, использующих инновационные технологии.

Иностранным инвесторам разрешена репатриация прибыли и дивидендов, полученных в стране, им возмещаются потери, связанные с инфляцией.

В ЮАР практически отсутствуют ограничения на деятельность иностранных инвесторов. Только иностранным компаниям, работающим в секторе банковских услуг, требуется разрешение Центрального банка ЮАР на осуществление деятельности на территории страны. Инвесторам, действующим в других отраслях экономики, не требуется получения специальных разрешений на осуществ-

ление деятельности в Южно-Африканской Республике (например, в автомобилестроении, легкой промышленности, энергетике, сфере телекоммуникационных технологий).

3. Стимулирующие факторы притока иностранных инвестиций в страны БРИКС

Проведенное исследование позволило автору работы определить следующие основные стимулирующие факторы притока иностранных инвестиций в страны БРИКС: экономические условия, инвестиционная политика, стратегия ПИИ, приоритетные направления иностранного инвестирования.

Одним из важнейших экономических факторов (см. рис. 1) является размер внутреннего рынка и уровень доходности, которую можно получить на этом рынке, а также устойчивое развитие экономики и эффективность финансовых рынков.

Важную роль в притоке иностранных инвестиций играет развитая инфраструктура, логистическая база, а также наличие квалифицированной относительно дешевой рабочей силы.

Особое внимание иностранные инвесторы уделяют наличию производственно-сбы-

г

Богатые природные ресурсы

г Квалифицированная

дешевая рабочая сила

--

Производственно-сбытовые цепочки

Рис. 1. Экономические факторы притока иностранных инвестиций в страны БРИКС Примечание. Составлено автором.

товых цепочек, развитие которых стимулирует устойчивое развитие в стране-импортере иностранных инвестиций, обеспечивает передачу знаний для решения важных социальных и экологических вопросов.

Производственно-сбытовые цепочки должны отвечать требованиям международных стандартов в соответствии с кодексом поведения поставщиков, в котором определены социальные и экологические стандарты, действующие в глобальных производственно-сбытовых цепочках.

Инвестиционная политика (см. рис. 2) зависит от политической стабильности в стране. Она направлена на поощрение иностранных инвесторов, на обеспечение доступа прямых иностранных инвестиций на внутренний рынок страны, импортирующей эти инвестиции, гарантирование возможности репатриации прибыли и дивидендов иностранных инвесторов. Целью политики ПИИ является создание благоприятных условий ведения бизнеса в стране и интегрирование инвестиционной политики в стратегию развития.

Стратегия ПИИ связана с созданием благоприятного инвестиционного климата в стра-

не, направлением иностранных инвестиций в ключевые инновационные отрасли экономики страны и гибким регулированием иностранного инвестирования, позволяющим создать альтернативу выбора иностранным инвесторам.

Приоритетными направлениями иностранного инвестирования и инвестиционного сотрудничества (см. рис. 3) являются модернизация технической базы отраслей экономики, реализация крупных высокотехнологичных и капиталоемких инвестиционных проектов, направленных на инновационное развитие экономик стран БРИКС, инвестиционное сотрудничество стран БРИКС. Важное направление иностранного инвестирования связано с организацией новых производств, основанных на развитии экономики знаний и инноваций, с внедрением в экономику чистых производств, возобновляемой энергетики, охраны окружающей среды.

Несмотря на стимулирующие меры, направленные на приток иностранных инвестиций в инновационные системы стран БРИКС, были разработаны и регулирующие меры инвестиционного протекционизма, препятствующие притоку иностранных инвестиций в разные сферы экономики.

Рис. 2. Политика притока иностранных инвестиций в страны БРИКС Примечание. Составлено автором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Определение инвестиционного протекционизма

До сих пор не существует принятого на международном уровне определения и подробного раскрытия сущности инвестиционного протекционизма. Попытки объяснения этого термина были даны в Докладе ООН о мировых инвестициях в 2012 г., где подчеркивается, что инвестиционный протекционизм отражает прямые или косвенные меры, которые были предприняты страной для препятствия иностранному инвестированию без обоснования этого действия в государственной политике [10, с. 92].

По мнению автора данной работы, это определение должно быть дополнено тезисом

о том, что протекционизм также предполагает ограничение конкурентоспособности уже инвестированного иностранного капитала.

Инвестиционный протекционизм связан с ограничением конкурентоспособности иностранных инвестиций в стране, импортирующей инвестиции как по сравнению с условиями, созданными для национального капитала данной страны, так и по сравнению с условиями, созданными для иностранного инвестирования в других странах.

Разработанные автором основные направления инвестиционного протекционизма позволяют точнее определить сущность этого понятия и его значение для инновационного развития стран БРИКС (см. рис. 4).

Рис. 3. Приоритетные направления притока иностранных инвестиций и инновационного сотрудничества стран БРИКС

Примечание. Составлено автором. 7 2 С.А. Гусарова. Либерализация и инвестиционный протекционизм в странах БРИКС

Если странам не удастся добиться баланса между мерами протекционизма и либерализацией иностранных инвестиций, то последствия протекционизма могут привести к неэффективному развитию экономик стран (см. рис. 5).

5. Инвестиционный протекционизм в странах БРИКС

В Бразилии помимо стимулирования притока иностранного каптала (на основе раз-

вития основных положений «Главного плана Бразилии» (Plano Brasil Maior) [9]) уделяется большое внимание развитию внутреннего высокотехнологичного промышленного производства, увеличению конкурентоспособности национальной продукции путем внедрения инвестиций в инновационное производство, защите внутреннего потребительского рынка и местных производителей.

Введенные меры протекционизма иностранного инвестирования были связаны с установкой высоких тарифных барьеров и раз-

Рис. 4. Основные направления инвестиционного протекционизма Примечание. Составлено автором.

работкой более строгих критериев получения лицензий на производство различных видов товаров и услуг.

Для сокращения притока импортных товаров членами общего рынка Юга (MERCOSUR - Mercado Comun del Sur) до декабря 2014 г. был установлен 35 % тарифный барьер (максимально разрешенный ВТО) на 100 новых видов товаров, импортируемых из стран, находящихся вне общего рынка.

В соответствии с «Главным планом Бразилии» был увеличен налог на некоторые промышленные товары иностранного производства, например, на импортные автомобили (на 30 процентных пунктов). Приоритетными направлениями импорта в Бразилию стали средства производства, продукция текстильной и химической промышленности.

Проводимая в Бразилии политика замещения импорта товарами, выпускаемыми на внутреннем рынке, создание тепличных условий для национальных товаропроизводителей привела к неэффективному использованию бюджетных средств, увеличению иностранных инвестиций в виде внешних заимствований, росту государственного долга.

В Бразилии введен запрет на иностранные инвестиции в некоторые стратегические отрасли экономики (в ядерную энергетику, разработку месторождений полезных ископаемых, деятельность, связанную с космическими разработками и др.).

ВРоссии, несмотря на желание правительства страны расширить и стимулировать возможности иностранного инвестирования, были введены некоторые меры запретительного характера, касающиеся иностранных инвестиций в средства массовой информации. Компаниям, доля иностранных собственников которых превышает 50 %, запрещается создание радиостанций с диапазоном покрытия вещания более половины российских регионов и областей, где проживает более половины населения страны [3].

Кроме того, в России запрещены иностранные инвестиции в такие стратегические отрасли, как оборонная, атомная и энергетическая промышленность.

В феврале 2014 г. были введены некоторые ограничительные меры, касающиеся иностранного инвестирования транспортных операций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности [3].

Рис. 5. Основные последствия инвестиционного протекционизма Примечание. Составлено автором.

В апреле 2013 г. Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в целях национальной безопасности заблокировала сделку по покупке американской компанией «Эбботт Лэбориторис» (Abbott Laboritorie) российской компании ООО «НПО Петровакс Фарм» (производящей 13-валентную пневмококковую вакцину по стандартам GMP). Во многих странах мира вакцины разрабатываются и производятся национальными компаниями. О желании купить акции компании заявило ОАО «Фармстандарт» Но в результате контрольный пакет акций был куплен российской компанией «Интеррос».

Попытки американской компанией «Эб-ботт Лэбориторис» (Abbott Laboritorie) выйти на российский рынок увенчались успехом в июне 2014 года. Компания договорилась о покупке ОАО «Верофарм», в зависимости от доли приобретенных акций цена покупки может составить 13,6-17 млрд рублей [1].

В Индии в 2013 г. в соответствии с «Консолидированной политикой в отношении прямых иностранных инвестиций» (Consolidated FDI Policy) были определены стратегические отрасли, в которые иностранные инвестиции запрещены, в целях поддержки экономической безопасности страны. Увеличение ограничений в сфере прямых иностранных инвестиций были отмечены в сфере национальной обороны (на 26 % больше, чем было предложено Комитетом по безопасности кабинета министров Индии).

Правительство Индии стало больше внимания уделять подсчету объема иностранных инвестиций, поступающих в индийские компании.

Для обеспечения баланса между решением проблем здравоохранения и привлечения иностранных инвестиций в фармацевтическую промышленность, была введена необходимость получения одобрения (разрешения) правительства при проведении слияния и поглощения действующих индийских компаний.

В Китае в обновленном в 2011 г. в сборнике руководящих принципов иностранного инвестирования помимо списка основных отраслей, в которые поощряются иностранные инвестиции, был представлен список отрас-

лей, в которые иностранные инвестиции ограничиваются или запрещаются [5].

С 30 января 2012 г. запрещены иностранные инвестиции в следующие экономические отрасли и производства Китая:

- разработка, создание и выращивание животных редких пород, имеющихся только в Китае, создание генетически модифицированных животных и растений;

- добыча обогащенных редких земельных и радиоактивных руд, вольфрама, молибдена, олова, сурьмы, флюорита;

- производство напитков из особых сортов чая по китайским технологиям;

- переработка сырья традиционной китайской медицины;

- плавка и обработка радиоактивной руды;

- производство оружия и боеприпасов;

- производство открытых свинцово-кис-лотных, дисковых серебряно-оксидных, щелочных марганцево-цинковых, никель-кадмиевых батарей;

- обработка слоновой, тигровой кости, производство лакированных, эмалевых изделий, а также продукции из рисовой бумаги;

- создание конденсационных электростанций на угольном топливе с мощностью одной установки 300 кВт и тепловых электростанций с мощностью одной установки 100 кВт;

- создание компаний по контролю над авиа движением;

- создание компаний, занимающихся экспресс-доставкой корреспонденции в Китае;

- проведение опросов общественного мнения;

- разработка и внедрение технологий по использованию стволовых клеток;

- проведение морской геодезии, картографической, топографической аэрофотосъемки;

- строительство и эксплуатация заповедников;

- создание учебных заведений - общеобразовательных, для обучения служащих в армии, полиции, а также для обучающихся в политических и партийных школах;

- создание агентств новостей, газет, периодических изданий, электронных изданий, интернет-сайтов новостей, предоставления доступа в интернет, аудио-, видеопродукции, радио- и телевизионных станций, теле-

каналов, производство и распространение кинофильмов;

- строительство и эксплуатация гольф-клубов и вилл, создание игорного бизнеса.

В ЮАР нет ограничений на деятельность частных иностранных инвесторов. Правительство страны предпринимает меры для притока прямых иностранных инвестиций в целях получения новых технологий, развития инноваций.

Выводы

Прямые иностранные инвестиции являются важным внешним фактором инновационного развития экономик стран БРИКС, позволяющим получать странам не только дополнительный капитал, но и инновационные технологии, развивать свои инновационные системы. Проведенный анализ позволил определить, что число регулирующих мер, направленных на инвестиционный протекционизм в странах БРИКС уменьшается, а количество мер по либерализации иностранных инвестиций увеличивается.

Однако меры инвестиционного протекционизма и либерализации иностранных инвестиций не во всех сферах являются одинаковыми в странах БРИКС. Например, если в Китае создание иностранными инвесторами предприятий, занимающихся экспресс-доставкой, запрещено, то в Индии и в России в этой сфере деятельности были осуществлены меры по либерализации иностранных инвестиций.

Стремясь избежать ряда проблем, связанных с притоком иностранных инвестиций (например, таких как деформация структуры национальной экономики, перевод в страну ресурсоемких и экологически вредных производств), страны БРИКС осуществляли ряд мер инвестиционного протекционизма, например, таких как:

- установление высоких тарифных барьеров (Бразилия, Россия, Индия, Китай);

- запрет на иностранное инвестирование в некоторых стратегических отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, в атомной энергетике, в сфере средств массовой информации (Бразилия, Россия, Индия, Китай);

- замещение импорта товарами, выпускаемыми на внутреннем рынке (Бразилия).

Основными отраслями, в которых осуществлялось стимулирование притока иностранных инвестиций в странах БРИКС, являются:

- телекоммуникационные услуги;

- розничная и оптовая торговля;

- инфраструктура;

- сельское хозяйство;

- продукты питания, напитки;

- промышленное производство;

- добывающая промышленность;

- финансовые услуги;

- бизнес-услуги;

- культурные услуги.

Проведенный анализ позволил выявить

главные преимущества расширения мер либерализации иностранных инвестиций в странах БРИКС:

- возможность резкого количественного увеличения инвестиций;

- рост темпов экономического развития;

- модернизация производства;

- выпуск конкурентоспособной продукции;

- создание новых рабочих мест;

- получение и внедрение современных инновационных технологий;

- внедрение современных форм менеджмента;

- профессиональное развитие, повышение квалификации рабочей силы;

- повышение производительности труда;

- развитие отечественных инвестиций;

- снятие социальной напряженности.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Роман Авдеев поправился на 17 млрд рублей. Американская Abbott покупает «Верофарм». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.kommersant.ru/doc/2498611?isSearch=True. -Загл. с экрана.

2. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// consultant-hotdocs.complexdoc.ru/1373133.html. -Загл. с экрана.

3. Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Феде-

рального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"и Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://garant.ru/hotlow/federal/ 361328. - Загл. с экрана.

4. Catalogue for the Guidance of Foreign Investment Industries (Amended in 2011) // National Development and Reform Commission. - 2011. -Dec. 29.

5. Consolidated FDI Policy (effective from April 5, 2013) / Ministry of Commerce & Industry // Government of India. - 2013. - 120 p.

6. Global Value Chains: Investment and Trade for Development / World Investment Report 2013 // UNCTAD. - N. Y. ; Geneva : United Nations, 2013. -236 p.

7. Investing in the SDGs: An Action Plan / World Investment Report 2014 // UNCTAD. - N. Y. ; Geneva : United Nations, 2014. - 228 p.

8. Law № 12485 // Official Gazette. - 2011. -Sept. 13.

9. Plano Brazil Maior / Ministerio de Desenolvimento. Industria e Comercio Exterior. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www.brazilmaior.mdic.gov.br.

10. Towards a New Generation of Investment Policies / World Investment Report 2012 // UNCTAD. - N. Y. ; Geneva : United Nations, 2012. -204 p.

REFERENCES

1. Roman Avdeev popravilsya na 17 mlrd. rubley. Amerikanskaya Abbottpokupaet "Verofarm" [Roman Avdeev Put on 17 Billion Roubles. The American Abbott Buys "Verofarm"]. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/2498611?isSearch=True.

2. Federalnyy zakon RF ot 3 fevralya 2014 g. №15-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdelnye

zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam obespecheniya transportnoy bezopasnosti" [The Federal Law ofRF of February 3, 2014 no. 15-FL "On Amendments of Separate Legislative Acts of the Russian Federation on Ensuring Transport Safety"]. Available at: http://consultant-hotdocs.complexdoc.ru/ 1373133.html.

3. Federalnyy zakon RF ot 16 noyabrya 2011 g. №322-FZ "O vnesenii izmeneniy v statyu 6 Federalnogo zakona "Ob inostrannykh investitsiyakh v Rossiyskoy Federatsii" i Federalnogo zakona "O poryadke osushchestvleniya inostrannykh investitsiy v khozyaystvennye obshchestva, imeyushchie strategicheskoe znachenie dlya obespecheniya oborony strany i bezopasnosti gosudarstva" [The Federal Law of RF of November 16, 2011 no. 322-FZ "On Amendments of Article 6 of the Federal Law "On Foreign Investments in the Russian Federation" and the Federal Law "On Procedure of Foreign Investments in the Economic Societies Having Strategic Meaning for Ensuring Defense of the Country and Safety of the State"]. Available at: http:// www.garant.ru/hotlow/federal/361328.

4. Catalogue for the Guidance of Foreign Investment Industries (Amended in 2011). National Development and Reform Commission, 2011, Dec. 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Consolidated FDI Policy (effective from April 5, 2013). Ministry of Commerce & Industry. Government of India, 2013. 120 p.

6. Global Value Chains: Investment and Trade for Development. World Investment Report 2013. UNCTAD. New York, Geneva, United Nations, 2013. 236 p.

7. Investing in the SDGs: An Action Plan. World Investment Report 2014. UNCTAD. New York, Geneva, United Nations, 2014. 228 p.

8. Law no. 12485. Official Gazette, 2011, Sept. 13.

9. Plano Brazil Maior / Ministerio de Desenolvimento. Industria e Comercio Exterior. Available at: www.brazilmaior.mdic.gov.br.

10. Towards a New Generation of Investment Policies. World Investment Report 2012. UNCTAD. New York, Geneva, United Nations, 2012. 204 p.

LIBERALIZATION AND INVESTMENT PROTECTIONISM IN BRICS COUNTRIES

Gusarova Svetlana Anatolyevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Stock Market and Investment Market,

Economic Faculty of the National Research University "Higher School of Economics" s-gusarova@mail.ru

Myasnitskaya St., 20, 101000 Moscow, Russian Federation.

Abstract. The attraction of FDI in BRICS countries (Brazil, Russia, India, China, South Africa) is one of the most important external factors of forming their innovative systems. The liberalization of foreign investments is connected not only with increase of their inflow to BRICS countries, but also with the attraction of modern innovative technologies. On the equal basis with the measures of FDI liberalization, the regulating measures of the investment protectionism are performed in BRICS countries. Now there is no commonly accepted determination of investment protectionism on the world stage. For this reason the subject chosen by the author for research is important and urgent. To disclose the essence of this concept the author reveals the main directions and consequences of the investment protectionism. The comparative analysis of methods and tools is carried out to demonstrate the process of deliberalization of foreign investments in the BRICS countries. The author develops the main directions of investment protectionism that allow to determine thoroughly the nature of this concept and its importance for the innovative development of the BRICS countries.

The important place is allocated to the identification of the main measures of liberalization and investment protectionism in BRICS countries, influencing the innovative development of their economies.

The analysis also reveals the main benefits of scaling up the liberalization of foreign investment which include the possibility of sharp increase in the quantitative investment, growth rates of economic development, modernization of production, opportunity of competitive production, etc.

Key words: BRICS countries, investment protectionism, liberalization, foreign direct investment, innovative development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.