Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЙСК И СИЛ ПВО В ВОЙНЕ НА ТИХОМ И В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНАХ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЙСК И СИЛ ПВО В ВОЙНЕ НА ТИХОМ И В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжов Геннадий Борисович

Анализ войны на Тихом и в Индийском океанах показал первостепенную роль истребительной авиации(ИА)при завоевании и удержании господства в воздухе. Исследования характера столкновений сторон в этой войне позволяют сделать вывод, что причины неудач как США, так и Японии идентичны причинам неудач Англии и СССР в первые месяцы войны с Германией, ведь и немцы, и японцы использовали внезапность воздушного нападения. Сорвать этот замысел можно было только за счёт высокой боевой готовности сил и войск противовоздушной обороны (ПВО), чего Великобритания и особенно СССР сделать тогда не смогли и потому терпели поражения. Аналогичная ситуация в начальный период военных действий сложилась и на востоке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЙСК И СИЛ ПВО В ВОЙНЕ НА ТИХОМ И В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНАХ»

голов у наряду». Всю артиллерию смоленской группировки («большой и полковой наряд») обслуживало 206 московских пушкарей и 70 человек зелейных мастеров, резцов, плотников и кузнецов. Кроме того, Большой наряд сопровождало не менее тысячи даточных людей: для транспортировки орудий, возведения осадных батарей и прочих земляных работ.

Кроме того, имелось несколько мортир («пушек верхового наряду» или «огненных пищалей»), из которых велась навесная стрельба бомбами («гранатами большими»). Возможно, в осаде приняли участие два тяжёлых «дробовика» для стрельбы чугунным дробом (знаменитая «Царь-пушка» Андрея Чохова — прекрасный образец такого орудия). При каждой пищали состояло от двух до четырёх пушкарей, не считая «поддатней» из даточных людей. Перевозили орудия в разобранном виде: отдельно ствол на дубовом «волоку» и отдельно лафет («стан»). Самые малые голландские стволы весили от 148 до 194пудов, волок под каждую — 80пудов, стан с колёсами и осями — 202пуда. Для их перевозки использовались ямские подводы, по первоначальному расчёту — по 12 или 15подвод на стволы с волоками, по 8 подвод на лафеты (по 20—25пудов на подводу). Однако загруженные таким образом лошади смогли отойти от Вязьмы всего на три версты, после чего пришлось срочно усиливать упряжь новой тяглой силой2. <.. .>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Курбатов О.А. Организация и боевые качества русской пехоты «нового строя» накануне и в ходе русско-шведской войны 1656—58 гг. // Архив русской истории. М., 2007. Вып. 8. С. 157—197.

2 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.210. Столбцы Севского стола. № 157. Л. 11, 14, 101, 102, 114, 164, 188, 200.

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

РЫЖОВ Геннадий Борисович — доцент кафедры оперативного искусства ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат военных наук, полковник (Москва)

Опыт применения войск и сил ПВО в войне на Тихом И В ИНДИЙСКОМ ОкеанАХ

Анализ войны на Тихом океане показал первостепенную роль истребительной авиации (ИА) при завоевании и удержании господства воздухе. Исследования характера столкновений сторон в этой войне позволяют сделать выводы, что причины неудач как США, так и Японии идентичны причинам неудач Англии и СССР в первых месяцах войны с Германией, ведь и немцы, и японцы использовали внезапность воздушного нападения. Сорвать этот замысел можно было только за счёт высокой боевой готовности сил и войск противовоздушной обороны (ПВО), чего Великобритания и особенно СССР

сделать тогда не смогли и потому терпели поражения. Аналогичная ситуация в начальный период военных действий сложилась и на востоке.

Как известно, война на Тихом океане началась 7 декабря 1941 года с операции японского флота по уничтожению ВМБ США Пёрл-Харбор. Накануне её, на основе серии проведённых учений (1932, 1937) по нанесению ударов по Гавайским островам с применением палубной авиации Соединённые Штаты создали мощную группировку ПВО на этих островах и были вправе рассчитывать на надёжное прикрытие сил, войск и объектов в районе о.Оаху1. Например, только соотношение истребителей, прикрывавших ВМБ, ко всей японской палубной авиации, задействованной в операции, составляло 1,0:1,35 в пользу США2. Для обеспечения действий сил и войск ПВО на побережье были установлены радиолокационные станции воздушного наблюдения. Вместе с тем нарушение командованием ВМБ Пёрл-Харбор основополагающего принципа военного искусства — высокой боевой готовности привело к катастрофическим последствиям.

Крайне низкая исправность самолётного парка ВМБ Пёрл-Харбор (70проц.) практически сравняла соотношение боевых потенциалов авиации сторон. Более того, отсутствие у американцев маскировки, а также игнорирование командованием ВМБ данных РЛС наблюдения за воздушной обстановкой позволили противнику реализовать фактор внезапности, что в совокупности с массированием усилий дало возможность за 2удара уничтожить 260самолётов, потопить 4линкора, 2подводные лодки и 1тральщик, а также повредить 4линкора, Зкрейсера и 1эсминец3. Потери американцев в людях составили более 3500человек.

Можно утверждать, что если бы противовоздушная оборона Пёрл-Харбора была приведена в состояние готовности к отражению налёта и в воздух своевременно была бы поднята истребительная авиация, воздушный удар по Гавайям потерял бы свою эффективность. В этом случае мог бы измениться весь ход Тихоокеанской войны. Но этого не произошло.

Исследование результатов отражения ударов показывает, что на Гавайских островах система ПВО, как таковая, отсутствовала, её ударной составляющей — истребительного авиационного прикрытия не было. Одна из важнейших обеспечивающих подсистем — система разведки и оповещения о воздушном нападении находилась в зачаточном состоянии: на угрожаемом направлении — северной оконечности о.Оаху была размещена всего одна передвижная РЛС, да и та работала по графику с 4 до 7ч утра. Территория острова и прилегающая к нему акватория на угрожаемых направлениях не делилась на районы (зоны, сектора) ПВО, как это сделали, к примеру, англичане в ходе Битвы за Англию.

Что касается японских ВВС, у них была хорошо отлажена система воздушного нападения. Так, планом адмирала И.Ямомото предусматривалось два варианта удара: как в условиях достижения внезапности, так и при её утрате. Для поражения надводных кораблей выделялось 154самолёта, а для нанесения удара по аэродромам — 199. В первом случае удар начинали торпедоносцы, затем последовательно действовали обычные и пикирующие бомбардировщики, а истребители обеспечивали прикрытие4. При утрате внезапности первоочередными объектами ударов пикирующих бомбардировщиков и истребителей становились аэродромы истребительной авиации, зенитные средства армии и флота. Только после этого торпедоносцы и обычные бомбардировщики должны были атаковать корабли в пунктах базирования. Эти сценарии отрабатывались не один раз в течение полугода на о.Кюсю, где подобрали район, схожий с районом ВМБ Пёрл-Харбор. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гаккель А.М. и др. История военно-морского искусства. Л.: ВМА, 1980. С. 222.

2 См. подробнее: Рыжов Г.Б. Обоснование оперативного применения истребительной авиации в интересах Северного флота в начальный период войны. СПб.: ВМА, 2001. С. 18.

3 Там же. С. 19.

4 Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. Японская авиация во Второй мировой войне. М.: АСТ, 1999. С. 83.5 Всемирная история: В 13 т. М.: Мысль, 1983. Т.ХШ. С. 68.

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ ХХ-ХХ1 вв.

Сивухин Олег Васильевич —

полковник запаса (г. Витебск, Республика Беларусь)

Двенадцать лет в небе Афганистана

К концу 1970-х годов в отечественной Военно-транспортной авиации (ВТА) был накоплен значительный опыт по воздушной перевозке войск, боевой техники и грузов на различных театрах военных действий (ТВД). 1979 год открыл новую страницу в её истории — началась работа в Афганистане. В декабре части ВТА были подняты по тревоге и перебазировались на аэродромы погрузки, куда стали прибывать боевая техника Воздушно-десантных войск (ВДВ), средства связи и управления. Всё это загружалось в самолёты и перебрасывалось в исходные районы для десантирования (ИРД), где экипажи получали боевую задачу.

К исходу дня 24 декабря 1979 года 50 Ил-76 из 3-й и 18-й гвардейских военно-транспортных авиационных дивизий (втад) 40 Ан-22 12-й и более 200 Ан-12 6-й и 7-й втад, 194-го и 708-го отдельных военно-транспортных авиационных полков (втап) были сосредоточены на аэродромах Средней Азии и в Энгельсе. 25декабря началась воздушная операция по вводу советских войск в Афганистан.

Первой в Кабул вылетела пара самолётов Ил-76 командира 339-го втап подполковника И.М.Капаева и его заместителя подполковника А.В.Павлова. На самолёте подполковника Капаева находились заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант В.Н.Костылев, группа офицеров штаба 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (вдд) во главе с командиром дивизии гвардии полковником И.Ф.Рябченко. Помимо офицеров на борту были средства связи. На второй самолёт загрузили две командно-штабные машины. Однако выполнить поставленную задачу группе не удалось. При подлете к Кабулу в связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.