Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1333
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ QR-КОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева И. П., Мартынова М. Г.

В статье представлены возможности применения новых информационных технологий при проведении уроков в начальной школе, которые позволяют активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, провести опрос всего класса. Раскрывается потенциал интерактивного приложения QR-код для использования на различных этапах урока в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева И. П., Мартынова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Маршрутный лист как программа действий и самооценки ученика по самостоятельному изучению материала урока

kopilkaurokov- sayt dlya uchiteley - URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/proch ee/marshrutnyi-Hst-kak-komplieksnoie-srieds tvo-formirovaniia-otsienochnoi-samostoiatiel-nosti-mladshiegho-shkol-nika (data obrashche-niya: 01.10.2020).

3. Metapredmetnye rezul'taty obucheniya po FGOS. Chto eto takoe? / sost. M. Gladko // Pedagogicheskoe soobshchestvo Ekateriny Pashkovoy - PEDSOVET.SU" - URL: https://pedsovet.su/fgos/6528_metapredmetnye_ rezultaty_obucheniya (data obrashcheniya: 01.10.2020).

4. Sbornik razrabotok «marshrutnykh listov» dlya distantsionnogo obucheniya uchashchikhsya nachal'noy shkoly / sost. G. S. Esmagulova. -Ural'sk, 2020. - URL: https://www.bilim-semey.gov.kz/loader/load/1440 (data obrashcheniya: 10.09.2020).

Сведения об авторах

Патрина Наталья Николаевна - учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей № 6», Челябинская обл., г. Миасс

Климова Юлия Борисовна - исполняющий обязанности начальника отдела сопровождения оценки качества образования, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Patrina N.N. - History and Social Studies Teacher of Municipal Autonomous Educational Institution «Lyceum № 6», Chelyabinsk region, Miass

Klimova Yu.B. - Vice Head of Department of Ensuring Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.315

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И.П. Михалева, М.Г. Мартынова

В статье представлены возможности применения новых информационных технологий при проведении уроков в начальной школе, которые позволяют активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, провести опрос всего класса. Раскрывается потенциал интерактивного приложения QR-код для использования на различных этапах урока в начальной школе.

Ключевые слова: образовательные ресурсы, информатизация, информационные технологии, дистанционное обучение, цифро-визация, цифровая образовательная среда, интерактивное приложение QR-код.

Современный мир вот уже на протяжении нескольких десятилетий живет в эпоху информационных технологий и высоких достиже-

ний. Одним из наиболее важных направлений этого времени является цифровизация общественной жизни в самых разных сферах его деятельности, и в первую очередь в сфере образования [2]. Именно образование на самых разных уровнях, начиная с начальной школы и заканчивая университетским уровнем, формирует общество будущего. Школа должна стать открытой изменяющемуся миру, конкурентоспособной, постоянно повышать качество своих услуг, она должна стремиться удовлетворять быстро меняющиеся интересы потребителей, иными словами, «школа обречена на изменения в изменяющемся мире» [1].

Поэтому действующие приоритетные федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» [4] и «Современная школа» продиктованы временем и государственной необходимостью [3].

Взяв за основу концепции данных феде-

И.П. Михалева, М.Г. Мартынова

ральных проектов, наша школа поставила задачу - создать информационно-образовательную среду, которая была бы комфортна для сотрудничества и взаимодействия учителей, учеников, администрации школы и родителей. Основой для этого в первую очередь, служит, конечно, материально-техническая база. В нашей школе она представлена двумя кабинетами информатики, мобильным классом, а также компьютерами, мультимедийными проекторами, телевизорами, которыми оснащены все учебные кабинеты. Действует локальная сеть, с выходом каждого педагога в Интернет. Модернизация материально-технического оснащения школы продолжается, и с нового учебного года начал работу Лингафонный кабинет и Мультимедийный класс, с интегрированными в нем мультимедийными и интерактивными системами.

Но цифровизация школы - это не только материально-техническая база. Это конечно наши учителя, владеющие навыками работы в сети Интернет, обладающие достаточными знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, умеющие эффективно применять их в своей профессиональной деятельности и готовые к постоянному повышению уровня своего педагогического мастерства.

Современные дети уже в начальной школе свободно владеют портативными устройствами и все чаще приносят их в школу. Можно, конечно, запрещать их использование, а можно продуктивно применять в образовательном процессе. Ведь для современных детей мир цифровых технологий - это уже своего рода естественная среда обитания. Поэтому их использование в процессе обучения - органичная часть повседневной жизни.

Из огромного многообразия существующих образовательных платформ и мобильных приложений, наибольшей популярностью у учителей нашей школы пользуются: LearningApps, Kahoot, Quizizz, Plickers, ThingLink.

В результате работы с данными ресурсами, мы видим, как у учеников нашей школы растет заинтересованность в обучении, получении

новых знаний, повышается мотивация. Внедрение новых информационных технологий позволяет нам активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, провести опрос всего класса, обработать результат в считанные минуты.

Фрагменты уроков с использованием данных платформ нашими учителями на различных этапах урока, вы можете увидеть в представленном видеоролике, который опубликован на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО.

Более подробно хочу остановиться на доступном, на мой взгляд, интересном и простом в использовании интерактивном приложении QR-код.

На уроках QR-коды можно применять на любом этапе от постановки целей до домашнего задания. На организационно-мотивационном этапе урока используем QR-коды как предположение. Например, о какой теме пойдет речь на уроке? Какой код лишний и почему? С их помощью задаем алгоритмы работы, пошаговые инструкции. Так, при изучении новой темы можно прикрепить QR-коды стикерами в учебнике и расширить пространство изучаемого параграфа. Сделав отметки с кодами на географической карте, можно получить информацию об объекте. Также возможно организовать самопроверку, взаимопроверку. Например, на уроке математики дети решают задачи, а для проверки наводят на соответствующий номер QR-кода и проверяют ответ. Мотивация - быстрее решить задачу и проверить ее.

При закреплении, повторении изученного материала с помощью QR-кодов можно разгадать кроссворд, поиграть в домино, лото с закодированными словарными словами, формулами, литературными героями, авторами, историческими датами и событиями.

Возможности данного инструмента неограниченны. Немного желания творчества и наш урок необычный, интересный. Включает новизну, загадку и непредсказуемость.

Создать QR-код несложно, нужен лишь генератор, существующий в свободном досту-

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

55

Опыт применения цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальной школе

пе, который прост в применении и не требует каких-либо специальных знаний.

Умение работать с различными интернет платформами помогло педагогам нашей школы быстро и легко организовать учебный процесс и при переходе на дистанционную форму обучения. Уроки, классные часы, консультации, родительские собрания проводились нами на платформах Учи.ру, Янд-екс.Учебник, Zoom, ЯКласс, Coreapp.ai, Google и Яндекс Диск.

Процесс цифровизации вносит постоянные изменения в образование. Образование больше не ограничено местом или инструментами, такими как парты, компьютеры или учебники. Вместо этого вся сила обучения сосредоточилась у каждого на кончиках пальцев с мгновенным доступом и неограниченными возможностями.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Шок настоящего / А. Г. Асмолов // Образовательная политика. -2010, № 3(41). - C. 2-4.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 (ред. от 19.07.2018) -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038/ (дата обращения: 19.10.2020 г.)

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : постановление Правительства РФ от 26.12.2017 года № 1642 (ред. от 11.08.2020) - URL: http://base.garant.ru/718484 26// (дата обращения: 19.10.2020 г.).

4. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»: протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 -URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH 1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf/ (дата обращения: 19.10.2020 г.)

A. G. Asmolov // Obrazovatel'naya politika. -2010, № 3(41). - C. 2-4.

2. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 goda № 204 (red. ot 19.07.2018) - URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201805070038/ (data obrashcheniya: 19.10.2020 g.)

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 goda № 1642 (red. ot 11.08.2020) -URL: http://base.garant.ru/71848426// (data obrashcheniya: 19.10.2020 g.).

4. Pasport federal'nogo proekta «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» natsional'nogo proekta «Obrazovanie»: protokol zasedaniya proektnogo komiteta po natsional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07.12.2018 g. № 3 - URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1 B C s aWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf/ (data obrashcheniya: 19.10.2020 g.)

Сведения об авторах

Михалева Ирина Петровна - учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 1 им. И.В. Курчатова», Челябинская обл., г. Сим

Мартынова Марина Германовна - директор МКОУ «СОШ № 1 им. И.В. Курчатова», Челябинская обл., г. Сим

Information about authors

Mikhaleva I.P. - Primary School Teacher of Municipal State General Education Institution «Secondary school №1 in the name of I.V. Kurchatov», Chelyabinsk region, Sim

Martynova M.G. - Director of Municipal State General Education Institution «Secondary school №1 in the name of I.V. Kurchatov», Chelyabinsk region, Sim

References

1. Asmolov A. G. Shok nastoyashchego /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.