Научная статья на тему 'МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ И САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА УРОКА'

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ И САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА УРОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
988
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрина Н. Н., Климова Ю. Б.

В данной статье акцентируется внимание на том, как планирование системы учебных заданий в форме маршрутного листа может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Даются рекомендации по разработке маршрутных листов, анализируется структура маршрутного листа и возможности осуществления самооценки деятельности ученика по изучению темы урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрина Н. Н., Климова Ю. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ И САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА УРОКА»

УДК 371.3

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ И САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА УРОКА

Н.Н. Патрина, Ю.Б. Климова

В данной статье акцентируется внимание на том, как планирование системы учебных заданий в форме маршрутного листа может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Даются рекомендации по разработке маршрутных листов, анализируется структура маршрутного листа и возможности осуществления самооценки деятельности ученика по изучению темы урока.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, образовательные результаты, маршрутный лист, самооценка.

Школа сегодня как никогда нуждается в инновациях. Мир вокруг нас стремительно меняется, во многом благодаря тому, что экономика и общество все больше зависят от прорывных технологий. Образование не исключение.

Сегодня требуются новые педагогические инструменты, полностью соответствующие современным образовательным ценностям и задачам для оценки качества современного образования. Они должны быть основаны на адресной поддержке обучения, актуализирующей учебную самостоятельность каждого обучающегося и инструменты, которые должны помогать точно находить наилучшие стратегии и способы своей учебной деятельности школьникам.

Современные вызовы образованию, обусловлены высокими темпами развития технологий. Приоритетные направления развития российского образования, учитывая эти вызовы, ставят задачи для выхода на новый качественный уровень - обеспечение соответствия уровня подготовки обучающихся действующим стандартам, развитие таланта обучающихся и обеспечение качественного образования, формирование мобильности, умения работать с информацией, принимать

решения в нестандартных ситуациях, формирование ключевых метапредметных образовательных результатов - умение учиться и проявлять учебную само стоятельно сть [1].

Для всех субъектов образовательных отношений и для всех образовательных организаций Челябинской области IV четверть 2020 года началась с ускоренного освоения дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4, с. 3].

В сложившейся ситуации вынужденного дистанционного обучения, как прежде всего самостоятельного обучения, особенно важными было найти для лицея N° 6 г. Миасса инструмент, с помощью которого педагог помог бы обучающемуся организовать учебную деятельность.

Таким инструментом в МАОУ «Лицей № 6» г. Миасса стал маршрутный лист - алгоритмизированная система заданий - действий, направленных на усвоение учебной темы от репродуктивных заданий к творческим.

Педагогам лицея пришлось отвечать на вопросы: Как построить маршрутный лист и организовать работу по алгоритму маршрутного листа? Какие инструменты оценивания использовать, чтобы маршрутный лист действительно стал эффективным инструментом совместной работы?

Конечно, практика использования маршрутных листов педагогами МАОУ «Лицей № 6» не новое педагогическое искусство. Такие маршрутные листы уже использовались при подготовке обучающихся начальной школы к школьным научно-практическим конференциям, а также при проведении уроков-

практикумов в 5-11 классах.

Говоря о функциях маршрутного листа, необходимо отметить, что маршрутный лист помог эффективно организовать самостоятельную работу и активизировать учебный процесс, а также индивидуализировать процесс обучения в условиях дистанционного обучения [3].

Авторами были проанализированы структура и функции маршрутных листов, используемые педагогами МАОУ «Лицей N° 6» в период с апреля по май 2020 года, а на основе проведенного анализа сделаны некоторые выводы:

объем заданий маршрутного листа определенно должен учитывать степень сложности материала и тему учебного занятия;

в структуру каждого маршрутного листа всегда должна быть включена учебная цель или путём целеполагания, учитывая возрастные особенности школьников, им должна быть предложена работа по самостоятельному определению цели своей работы;

в маршрутном листе должен быть отражен дифференцированный подход к обучающимся, учтены особенности и потребности класса, общее состояние уровня обученности, степень сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности [2].

Необходимо, чтобы в маршрутном листе были прописаны приёмы рефлексии, которые помогут ученикам сформулировать получаемые образовательные результаты, определить цели для дальнейшей работы и скорректировать свои последующие действия для достижения целей урока.

Маршрутный лист должен иметь достаточно подходящую форму для работы с ним, то есть удобнее, если он будет представлен в виде таблицы. Педагог может использовать для составления маршрутного листа, полноты представления информации по уроку и для наглядности элементы инфографики.

Маршрутный лист урока может включать следующие разделы: дату проведения урока, тему урока, задания (какой учебный материал необходимо изучить по теме, какие упражнения выполнить), сроки выполнения заданий, приёмы самооценивания, примечания (с указанием особенностей оформления маршрутного листа или материалов урока и формы сдачи заданий педагогу для оценивания). В маршрутном листе могут размещаться ссылки на различные информационные образовательные ресурсы как в примере маршрутного листа представленном на рисунке 1.

Дата Предмет Тема Задание Сроки выполнения Примечания

Цели, которые бы ставите перед собой б начале урока: »

21

21.04 Алгебра Решение У чебник Ннкольского- Сдать Решения задач и

(вт.) Алгебра. текстовых 8, п.9: 4. ч конспект и конспект прислать

21.04 S класс задач с Переписать конспект к решение через ЭД или при

(вт.) помощью систем рациоиальи урок)' с примером решения задач из прикрепленного файла задач 23.04 плохой раооге • дневника:' на почту по адресу

ых Ссылка на конспект: о1\'тр Ьб&пш1.1и Прикрепленные изображения страниц должны быть правильно ориентированы н упорядочены

уравнений httos: cloud.mail.ni oublio 3c wC'35k8v3d6o Выполнить упражнения: 352(ав), 553(аб) Для Sa изучить решение Jfs 548(6) домашней работы из прикрепленного файла, найти ошибки в своей работе: https: cloud.mail,ru public4t vY,'2Dvs6Eibv

Оцените сеол по пятибалльной системе:

1) моя активность при выполнении заданий урока

2) моё желание н готовность выполнить 100% задании урока

3) я решаю математические примеры

4) я решаю математические задачи

Рисунок 1 - Пример маршрутного листа

Н.Н. Патрина, Ю.Б. Климова

Рамки дистанционного обучения, в данный период цифровизации образования, не предоставляют возможности учителю постоянно и регулярно оценивать действия обучающихся, поэтому в маршрутном листе после каждого задания необходимо предлагать приёмы самооценивания выполненных заданий школьников, желательно и возможно подключение в помощь по оцениванию заданий родителей обучающихся.

Самооценка и экспертиза ученика в маршрутном листе как представляется авторам, должна быть основана на особенностях мотивации обучающегося, должна подчеркивать его прогресс и достижения, а не его ошибки и провалы. Мотивацию выполнения заданий можно сохранить и усилить за счёт индивидуального подхода, возможностей выбора содержания и уровня трудности задания.

Включенные в маршрутный лист приёмы самооценивания должны способствовать продвижению к целям обучения, а потому должны включать понимание критериев, по которым оценивается их достижение. Критерии могут быть обсуждены с обучающимися на доступном для них уровне, должны быть предъявлены примеры того, как эти критерии реализуются на практике.

Таким образом, нужно отметить, что маршрутный лист можно представить как универсальный инструмент для организации самостоятельной деятельности обучающихся не только в условиях дистанционного обучения, но и очного.

Авторы, понимая новую сущность образовательных результатов школьников (не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов, и личностных, которые невозможно оценить или диагностировать традиционными способами оценки и контроля), призывают педагогов вооружать учеников желанием и способностью развивать самооценку, овладевать рефлексией и учебной самостоятельностью. Учителям необходимо понятно и конструктивно показывать своим ученикам как сильные стороны работы и пути их развития, так и слабые стороны работы и пути их исправления, а также предоставлять

возможность обучающимся улучшать результаты в следующих работах. И возможно так ученики смогут расшириться свои ресурсы в различных областях образовательной деятельности, и смогут достигнуть лучших результатов и признания своих усилий.

Список литературы

1. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся / Е. Н. Землянская -URL: https://psyjournals.ru/files/83909/jmfp_ 2016_n_3_Zemlyanskaya.pdf (дата обращения: 16.04.2020).

2. Маршрутный лист как комплексное средство формирования оценочной самостоятельности младшего школьника // kopilkaurokov- сайт для учителей - URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/proch ee/marshrutnyi-list-kak-komplieksnoie-sried stvo-formirovaniia-otsienochnoi-samostoiatiel-nosti-mladshiegho-shkol-nika (дата обращения: 01.10.2020).

3. Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое? / сост. М. Гладко // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU" - URL: https://pedsovet.su/fgos/6528_metapredmetnye_ rezultaty_obucheniya (дата обращения: 01.10.2020).

4. Сборник разработок «маршрутных листов» для дистанционного обучения учащихся начальной школы / сост. Г. С. Есмагуло-ва. - Уральск, 2020. - URL: https://www.biHm-semey.gov.kz/loader/load/1440 (дата обращения: 10.09.2020).

References

1. Zemlyanskaya E. N. Formiruyushchee otsenivanie (otsenka dlya obucheniya) obrazovatel'nykh dostizheniy obuchayu-shchikhsya / E. N. Zemlyanskaya - URL: https://psyjournals.ru/files/83909/jmfp_ 2016_n_3_Zemlyanskaya.pdf (data obrashche-niya: 16.04.2020).

2. Marshrutnyy list kak kompleksnoe sredstvo formirovaniya otsenochnoy samostoyatel'nosti mladshego shkol'nika //

kopilkaurokov- sayt dlya uchiteley - URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/proch ee/marshrutnyi-Hst-kak-komplieksnoie-srieds tvo-formirovaniia-otsienochnoi-samostoiatiel-nosti-mladshiegho-shkol-nika (data obrashche-niya: 01.10.2020).

3. Metapredmetnye rezul'taty obucheniya po FGOS. Chto eto takoe? / sost. M. Gladko // Pedagogicheskoe soobshchestvo Ekateriny Pashkovoy - PEDSOVET.SU" - URL: https://pedsovet.su/fgos/6528_metapredmetnye_ rezultaty_obucheniya (data obrashcheniya: 01.10.2020).

4. Sbornik razrabotok «marshrutnykh listov» dlya distantsionnogo obucheniya uchashchikhsya nachal'noy shkoly / sost. G. S. Esmagulova. -Ural'sk, 2020. - URL: https://www.bilim-semey.gov.kz/loader/load/1440 (data obrashcheniya: 10.09.2020).

Сведения об авторах

Патрина Наталья Николаевна - учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей № 6», Челябинская обл., г. Миасс

Климова Юлия Борисовна - исполняющий обязанности начальника отдела сопровождения оценки качества образования, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Patrina N.N. - History and Social Studies Teacher of Municipal Autonomous Educational Institution «Lyceum № 6», Chelyabinsk region, Miass

Klimova Yu.B. - Vice Head of Department of Ensuring Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.315

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И.П. Михалева, М.Г. Мартынова

В статье представлены возможности применения новых информационных технологий при проведении уроков в начальной школе, которые позволяют активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, провести опрос всего класса. Раскрывается потенциал интерактивного приложения QR-код для использования на различных этапах урока в начальной школе.

Ключевые слова: образовательные ресурсы, информатизация, информационные технологии, дистанционное обучение, цифро-визация, цифровая образовательная среда, интерактивное приложение QR-код.

Современный мир вот уже на протяжении нескольких десятилетий живет в эпоху информационных технологий и высоких достиже-

ний. Одним из наиболее важных направлений этого времени является цифровизация общественной жизни в самых разных сферах его деятельности, и в первую очередь в сфере образования [2]. Именно образование на самых разных уровнях, начиная с начальной школы и заканчивая университетским уровнем, формирует общество будущего. Школа должна стать открытой изменяющемуся миру, конкурентоспособной, постоянно повышать качество своих услуг, она должна стремиться удовлетворять быстро меняющиеся интересы потребителей, иными словами, «школа обречена на изменения в изменяющемся мире» [1].

Поэтому действующие приоритетные федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» [4] и «Современная школа» продиктованы временем и государственной необходимостью [3].

Взяв за основу концепции данных феде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.