Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ УНК "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР"'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ УНК "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / INTERACTIVE STUDY / PRACTICE-ORIENTED STUDY / VIRTUAL REALITY / VISUALIZATION / MANAGEMENT DECISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратанов Николай Александрович, Лапшин Сергей Сергеевич, Коноваленко Евгений Петрович, Мочалов Антон Михайлович

В статье анализируется авторский опыт применения интерактивных тренажеров для отработки практических навыков обучающихся. Отмечается, что интерактивные тренажеры активно используются в учебном процессе академии при проведении занятий по специальным дисциплинам. Одной из разработок академии является панорамный комплекс «Инспектор», который позволяет виртуально проводить осмотр места происшествия и заполнять отчетные документы. Другой разработкой является интерактивный тренажер «Виртуальный кабинет инспектора ГПН», предназначенный для визуальной отработки обучающимися процедур надзорной деятельности. Рассмотрены порядок и особенности работы с данными тренажерами. Отмечается, что интерактивные тренажеры активно используются в учебном процессе академии при проведении занятий по специальным дисциплинам. Также приведены сведения о проведении занятий на учебных местах учебного центра академии, где обучающиеся отрабатывают практические навыки в роли дознавателя государственного пожарного надзора и эксперта испытательной пожарной лаборатории. Указано направление дальнейшего совершенствования рассмотренных средств интерактивного обучения. Предложен один из вариантов - разработка информационно-аналитической системы, которая позволит более системно подойти к вопросу интерактивности учебных занятий. Отмечается, что применение разработанных в академии тренажеров и комплексов позволяет индивидуализировать обучение, эффективно использовать время, отведенное обучающимся на самостоятельную работу, а также повышать их профессиональную мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таратанов Николай Александрович, Лапшин Сергей Сергеевич, Коноваленко Евгений Петрович, Мочалов Антон Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF INTERACTIVE LEARNING MEANS IN PRACTICAL LESSONS ON DISCIPLINES OF EDUCATIONAL SCIENTIFIC COMPLEX "STATE SUPERVISION"

The article analyzes the author's experience of using interactive simulators to practice practical skills of students. It is noted that interactive simulators are actively used in the educational process of the Academy for studying special disciplines. One of the Academy's developments is the panoramic complex «Inspector», which allows you to virtually inspect the scene of the incident and fill out reporting documents. Another development is the interactive simulator «Virtual Office of the State Fire Supervision Inspector», designed for visual training of students of supervisory procedures. The order and features of working with these simulators are considered. It is noted that interactive simulators are actively used in the educational process of the Academy for study special disciplines. The article also provides information of studying at the training places of the academy's training center, where students improve their practical skills as an interrogator of the state fire supervision and an expert in a test fire laboratory. The direction of further improvement of the considered means of interactive learning is indicated. One of the options is proposed - the development of an information and analytical system, which will allow a more systematic approach to the issue of interactivity of training sessions. It is noted that the use of simulators and complexes developed at the Academy allows individualizing training, effectively using the time allotted to students for independent work, and also increasing their professional motivation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ УНК "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР"»

УДК 004.853+37.013.32

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ УНК«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР»

Н. А. ТАРАТАНОВ, С. С. ЛАПШИН, Е. П. КОНОВАЛЕНКО, А. М. МОЧАЛОВ

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: wfxdfx@gmail.com, taratanov_n@mail.ru, zedzero@mail.ru, anton.mochalov.93@mail.ru

В статье анализируется авторский опыт применения интерактивных тренажеров для отработки практических навыков обучающихся. Отмечается, что интерактивные тренажеры активно используются в учебном процессе академии при проведении занятий по специальным дисциплинам. Одной из разработок академии является панорамный комплекс «Инспектор», который позволяет виртуально проводить осмотр места происшествия и заполнять отчетные документы. Другой разработкой является интерактивный тренажер «Виртуальный кабинет инспектора гПн», предназначенный для визуальной отработки обучающимися процедур надзорной деятельности. Рассмотрены порядок и особенности работы с данными тренажерами. Отмечается, что интерактивные тренажеры активно используются в учебном процессе академии при проведении занятий по специальным дисциплинам. Также приведены сведения о проведении занятий на учебных местах учебного центра академии, где обучающиеся отрабатывают практические навыки в роли дознавателя государственного пожарного надзора и эксперта испытательной пожарной лаборатории. Указано направление дальнейшего совершенствования рассмотренных средств интерактивного обучения. Предложен один из вариантов - разработка информационно-аналитической системы, которая позволит более системно подойти к вопросу интерактивности учебных занятий. Отмечается, что применение разработанных в академии тренажеров и комплексов позволяет индивидуализировать обучение, эффективно использовать время, отведенное обучающимся на самостоятельную работу, а также повышать их профессиональную мотивацию.

Ключевые слова: интерактивное обучение; практико-ориентированное обучение; виртуальная реальность; визуализация; управленческое решение.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF INTERACTIVE LEARNING MEANS IN PRACTICAL LESSONS ON DISCIPLINES OF EDUCATIONAL SCIENTIFIC

COMPLEX «STATE SUPERVISION»

N. A. TARATANOV, S. S. LAPSHIN, E. P. KONOVALENKO, A. M. MOCHALOV

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

E-mail: wfxdfx@gmail.com, taratanov_n@mail.ru, zedzero@mail.ru, anton.mochalov.93@mail.ru

The article analyzes the author's experience of using interactive simulators to practice practical skills of students. It is noted that interactive simulators are actively used in the educational process of the Academy for studying special disciplines. One of the Academy's developments is the panoramic complex «Inspector», which allows you to virtually inspect the scene of the incident and fill out reporting documents. Another development is the interactive simulator «Virtual Office of the State Fire Supervision Inspector», designed for visual training of students of supervisory procedures. The order and features of working with these simulators are considered. It is noted that interactive simulators are actively used in the educational process of the Academy for study special disciplines. The article also provides information of studying at the training places of the academy's training center, where students improve their practical skills as an interrogator of the state fire supervision and an expert in a test fire laboratory. The direction of further improvement of the considered means of interactive learning is indicated. One of the options is proposed - the development of an information and analytical system, which will allow a more systematic approach to the issue of interactivity of

© Таратанов Н. А., Лапшин С. С., Коноваленко Е. П., Мочалов А. М., 2020

33

training sessions. It is noted that the use of simulators and complexes developed at the Academy allows individualizing training, effectively using the time allotted to students for independent work, and also increasing their professional motivation.

Key words: interactive study; practice-oriented study; virtual reality; visualization; management decision.

Введение

Сотрудниками кафедр «Государственного надзора и экспертизы пожаров» и «Пожарной безопасности объектов защиты», входящих в состав учебно-научного комплекса «Государственный надзор» накоплен некоторый опыт применения в учебном процессе интерактивных тренажеров собственной разработки. При работе с данными тренажерами обучающийся представляет себя в роли того или иного должностного лица, в частности инспектора государственного пожарного надзора, дознавателя или эксперта. При этом акцентируется внимание на особенности обучения действиям, результатом которых является принятие решения по окончании процессуальных действий.

Следует отметить, что внедрению средств виртуализации (визуализации) как в образовательный процесс [1], так и в практику экспертной деятельности уделяется пристальное внимание. В работе [2] рассматривается использование средств виртуального осмотра места происшествия с целью повышения профессионального мастерства следователей. Экспертами в работе [3] проведен обзор программного обеспечения и аппаратных комплексов для построения трехмерной модели места происшествия на базе цифровых фотографий и кадров видеозаписи, показаны преимущества использования трехмерных моделей по сравнению с классическими средствами фиксации. В работе [4] обсуждается целесообразность применения сферической панорамной съемки и устройств виртуальной реальности для фиксации осмотра места происшествия.

Основная часть

Современные тенденции в сфере образования диктуют необходимость формирования электронной (информационной) образовательной среды. По этой причине работа профессорско-преподавательского состава Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России направлена на разработку новых и использование современных средств обучения.

Актуальными версиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования предусмотрен широкий перечень видов профессиональной деятель-

ности, которыми должны овладеть выпускники по окончанию учебного заведения. Также предполагается широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.

В настоящее время обучающиеся сталкиваются с тем, что информационные потоки непрерывно увеличиваются, а время на их обработку уменьшается. В этой связи, значительную роль играет форма подачи учебного материала, а не только усидчивость обучающегося. Следует отметить, что дифференцирование средств обучения по эффективности проводилось всегда. В частности, пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - тому подтверждение. Поэтому работа по совершенствованию учебного процесса направлена на усиление визуальной составляющей. Но если раньше для того, чтобы «увидеть» необходимо было организовать выезд обучающихся на объект (место пожара), то сегодня имеется возможность провести обследование объекта, не выходя из учебной аудитории (или из дома, как показывает практика обучения в период карантина1).

Первой разработкой учебно-научного комплекса, направленной на повышение визуализации и интерактивности учебного материала, стал панорамный комплекс «Инспектор» [5] (авторский коллектив: Таратанов Н. А., Ка-расев Е. В., Гессе Ж. Ф., Комельков В. А., Ми-халин В. Н.). Данный комплекс позволяет виртуально проводить осмотр места происшествия (пожара), заполнять соответствующие документы. При работе с комплексом используются очки (Google Cardboard), для демонстрации изображения используется дисплей смартфона. Данная разработка используется при проведении практических занятий по исследованию места пожара (учебные дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза», «Расследование пожаров»). Следует отметить, что часть сферических фотопанорам подготовлена обучающимися в период прохождения

1

Авторы имеют в виду вынужденное дистанционное обучение в апреле-мае 2020 года из-за пандемии COVID-19.

дополнительной практики в подразделениях МЧС России.

Дальнейшее развитие идеи визуализации (виртуализации) действий должностных лиц судебно-экспертных учреждений и надзорных органов МЧС России привело к созданию на базе панорамного комплекса «Инспектор» интерактивного тренажера «Виртуальный кабинет инспектора ГПН» (рис. 1) (авторский коллектив Коноваленко Е. П., Лапшин С. С., Мочалов А. М.). При подготовке данного тренажера были использованы возможности сер-

виса разработки интерактивных книг «Axma Story Maker JS»3 и программ по созданию трехмерных туров (на основе сферических фотопанорам). «Виртуальный кабинет инспектора ГПН» позволяет визуализировать процедуры надзорной деятельности. На данный момент реализованы следующие действия инспектора: подготовка документов для проведения проверки, виртуальное посещение и осмотр объекта, составление отчетных документов о проведенной проверке.

Здравия желаю! Это - Ваш второй дом.

Здесь Вы будете защищать страну от пожаров. Главными инструментами в этом благородном деле будут интеллект, красноречие и смекалка.

Рис. 1. Начальный экран

Интерактивный тренажер предназначен для совершенствования и отработки навыков практической деятельности обучающимися, посредством «эффекта присутствия» на объекте защиты.I

2

Коноваленко Е. П., Мочалов А. М., Лапшин С. С. Интерактивный тренажер «Виртуальный кабинет инспектора ГПН». http://wiki.jwfxdfx.bget.ru/msc/game.html.

3 Платформа для разработки игр на JavaScript. AXMA Story Maker JS. https://axma.info.

Основными особенностями интерактивного тренажера являются:

1. Реализация нового подхода к визуализации учебного материала, используя современные информационные технологии;

2. Повышение эффективности использования аудиторных часов, отводимых на практические занятия;

3. Расширение круга исследуемых объектов защиты, в том числе находящихся за пределами региона;

4. Повышение эффективности самостоятельной работы.

Работа с тренажером проводится в три этапа на двух модулях. Первый модуль - это стационарное рабочее место инспектора, на котором происходит оформление документов. Второй модуль реализован с помощью очков виртуальной реальности, посредством которых обучающийся «посещает» объекты различных классов функциональной пожарной опасности.

В первом модуле (рис. 2, 3), обучающиеся осуществляют подготовку по направлениям надзорной деятельности и профилактической работы. Если в процессе подготовки допущены ошибки, их необходимо исправить, в противном случае дальнейшая работа становится невозможной.

На втором этапе во втором модуле (рис. 4), обучающиеся проводят осмотр объекта защиты с применением очков виртуальной реальности и смартфона, без выхода на ре-

альный объект. Данный этап позволяет путем визуального осмотра выявить нарушения требований пожарной безопасности на объекте.

На третьем этапе, обучающиеся в первом модуле осуществляют подготовку документов по результатам проверки.

Интерактивный тренажер «Виртуальный кабинет инспектора ГПН» используется в учебном процессе Ивановской пожарно-спасательной академии при проведении занятий по дисциплинам «Государственный пожарный надзор», «Пожарная безопасность в строительстве», «Пожарная безопасность технологических процессов», «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре», «Противопожарное водоснабжение», «Пожарная безопасность электроустановок», «Производственная и пожарная автоматика».

«ЛИС Электронный инспектор» Система СПО ПАП с встроенным про» раммним модулем Сбор» информации о состоянии бемшисностн объектов иадтора но результатам подгорной деятельности »области Гражданской обороны и защити населения и территорий от

чрезвычайных сшуашш ТСМЮШИИ"0 характера»_

1СПОИАП1

ucni>.iki}VMmu. «к гену u»rov,a*uuun jctiuuiacm орите» МДИфШоК;ихкдиюсп| МЧС Родоп »•СКМЫ Спымалммк ироцадишюс ойодкчетк <<.\iununinpauiimi »оЦюриацпииаи ик-ium ivofu иифермаилн л |цмишолажв|таи соскхишл ибьешав шдюри я яииипюиа дошмстрашших uj*4u\t>V осутнесплскяы 1 ocy.T»pci«ouioio noAnpnaio такф) «ймспЯ lusjopi». со етроепшм upoifaMwmnt MiwgiMM «Сбор» гаЦицтим n cuctomitm втищипм дбкЮГОЬ ИМ ьу- ПО pc«5'.n.r.irjM IIX'l»|>!»rt» яипелывет ВЛист " рикмЖЖО» оСюр«ш I. 4U1UU населенна ч «пппврпй "Ч* «WlailUkU. CHiyMUUt» 1ДМСС СПО HAU) ОкЮм CI10 ПЛИ ныистс» ____________—.Г, U«—»ты-пичШйЬ ЧИ.Щ.ШНЯриПИИ«« ЧКИ.ШМ »flttBCHcHIH ,*«1»ЛИ10«*

Дмцмоп

Заполнение бланка распоряжения

МБОУ Гимназия №30. Адрес: ул. Степанова, 9.

Укажите максимально возможный срок проведения проверки в отношении организации, проверку которой необходимо провести:

20 рабочих дней

Какой вид проверки проводится в соответствии с планом проверок?

Какая форма проведения проверю! предусмотрена Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 №644?

комиссионная

документарная

| экспертная

выездная

жшГ

мж

Здание

Кабинет

Рис. 2. Заполнение бланка распоряжения

«АНС Электронный инспектор» Система СПО НЛП с встроенным upoi рачмчим модулем «Сбора информации о состоянии беюпаешкш объектов иалюра но рсплыатш налюрнои деятельности и области гражданской обороны н защиты населения и территории от

чрешычаиных curvaмин ihhdiciiiiuio характера»_

UUM.lLi>X>mil» СПСГОГу aetOM.URUllllll дшсилосш иришо» м «KJUiaeni М»Н' ftWMl»

LÚopi шформаила и i^MiiniMViuAtipfliou cDcioUHn объектов шдюри п яиьитцпиа •uvi-iuicipauiuiux upuiu*.i>V "o «cvraccnankou ГосуэефСТМЮИГО Muiapiw« wnopi «a «битая iiMiopi». со «етросмим «pMpaMvnm модулем «Сбор» шфорияыи a сжтитпн ше.к nucí" объекта» iu.t »«р* по рстузмашм империя UMictUJOCtn»«йлас1" iр.и.шкхо№ "мир«"'« имии

наклони л ícppimpirft m чрс»мча*11ЫЖОИ>»иии1ашеСПОМА!1>. СюоиАЮШ кмяое»

.........................М.чгц-тичсичгмчЫ! мтоматтявивитоа аччлм обдистаии .'»"""""i

" ""i), Д«КУИП11

Анализ заполнения распоряжения МБОУ Гимназия №30 Распоряжение выписано на: Иванов Иван Иванович

Максимально возможный срок проведения проверки в отношении организации, проверю,' которой необходимо провести?

Ваш ответ неправильный:(

Правильный ответ: 20 рабочих дней.

Какой вид проверки проводится в соответствии с планом?

Ваш ответ правильный!

Какие формы проведения проверок предусмотрены Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 №644?

Документы

Поделиться

Р нн __

Проверить план-график проверок Посмотреть образен раепоряжен

Рис. 3. Анализ заполненного распоряжения (заполнено с ошибкой)

Рис. 4. Осмотр объекта с использованием очков виртуальной реальности

Рис. 5. Пример отработки обучающимися

практических навыков: фиксация тепловых зон в очаге пожара

Закрепление теоретических знаний -их практическая отработка - осуществляется на территории учебного центра академии (рис. 5), где обучающиеся на различных учебных местах проводят самостоятельный осмотр места пожара, выступая в роли дознавателя.

В перечень отрабатываемых вопросов

входят:

1. Обнаружение следов инициаторов горения с помощью фото-ионизационного газоанализатора;

2. Работа с материальными следами при производстве осмотра места пожара;

3. Исследование следов орудий взлома и поджога;

4. Фиксация тепловых зон в очаге пожара (с акцентом на особенности фото- и видеозаписи при производстве осмотра места пожара);

5. Определение состояния устройств защиты электросети и выявление признаков загрубления защиты;

6. Исследование строительных конструкций на месте пожара с помощью полевых инструментальных методов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Установление фактов прижизненного или посмертного воздействия пожара на человека;

8. Фиксация состояния приборов учета электроэнергии на месте происшествия;

9. Установление признаков незаконного подключения к электросети;

10.Обнаружение и изъятие фрагментов электропроводки со следами аварийного режима работы;

11.Осмотр труднодоступных мест после пожара с помощью телевизионной установки;

12.Установление нарушений требований пожарной безопасности, предъявляемых к устройству и эксплуатации печей;

13.Исследование очаговой зоны на предмет обнаружения пиротехнических составов;

14.Выдвижение и отработка версий возникновения пожара в здании;

15.Отбор и упаковка вещественных доказательств на месте пожара;

16. Документальное оформление результатов осмотра места пожара.

В роли инспекторов государственного пожарного надзора обучающиеся проводят обследование зданий, расположенных на территории академии. В перечень отрабатываемых вопросов входят:

1. соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных техническими регламентами и сводами правил;

2. сбор, анализ и подготовка исходных данных для расчета пожарного риска;

3. проверка параметров работы средств противопожарной защиты.

Обсуждение

При апробировании указанных выше средств интерактивного обучения авторы настоящей статьи приходят к выводу, что дальнейшую работу целесообразно проводить в направлении разработки информационно-аналитической системы, которая позволит объединять такие тренажеры и комплексы (как существующие, так и вновь создаваемые) на основе системного подхода. Такая система позволит обеспечить формирование навыков принятия решений обучающимися, выступающими на практических занятиях в роли должностных лиц системы МЧС России. Также авторы полагают необходимой разработку модуля системы для учета и использования опыта решения управленческих задач, как положительного, так и отрицательного. Суть идеи сводится к фиксации эффективных приемов работы с тренажером и предоставлении доступа к их анализу другим обучающимся, а также анализ результатов использования аккумулированного опыта [6].

В результате использования рассмотренных выше тренажеров образовательная среда вуза должна стать более практико-ориентированной, будет выступать в качестве квазипрофессионального пространства, ориентированного на развитие профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях его обучения [7].

Вывод

Использование рассмотренных выше средств визуализации учебного материала позволяет повысить степень индивидуализации обучения, эффективность использования времени, отведенного обучающимся для самостоятельной работы, мотивацию при решении сложных управленческих задач.

Применение рассмотренных выше средств интерактивного обучения позволяет отрабатывать обучающимися теоретические знания (в том числе в часы самостоятельной работы), без необходимости выхода на объект защиты и совершенствовать подготовку в таких видах профессиональной деятельности обучающихся как сервисно-эксплуатационная, производственно-технологическая, научно-исследовательская, экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская.

Список литературы

1. Коноваленко Е. П. Формирование у курсантов образовательных учреждений МЧС России ценностного отношения к будущей

профессии на основе 3^ панорамирования // Наука, образование, культура: материалы международной научной конференции, Ком-крат, 11 февраля, 2020. С. 371-373.

2. Ашимов Ф. М., Елинский В. И. Виртуальный осмотр места происшествия - инновационный метод повышения профессионального мастерства следователей // Российский следователь. 2013. Вып. 4. С. 6-8.

3. Шакирьянова Ю. П., Леонов С. В., Пинчук П. В. Создание трехмерной модели места происшествия на базе цифровых фотографий и кадров видеозаписи // Эксперт-криминалист. 2018. Вып. 4. С. 21-23.

4. Трущенков И. В. Использование сферической панорамной съемки и устройств виртуальной реальности для фиксации осмотра места происшествия // Энциклопедия судебной экспертизы. 2017. Вып. 4(15). http://www.proexpertizu.ru/general_questions/753.

5. Гессе Ж. Ф., Таратанов Н. А., Богданов И. А. Современный подход к визуализации образовательного процесса // Человек и природа: сборник научных статей, Чебоксары, 2018. С. 241-245.

6. Абрамов А. П., Олейников В. Т., То-польский Н. Г. Интеллектуальная поддержка управления силами и средствами пожарно-спасательных формирований: монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. 223 с.

7. Солянкина Л. Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 11(91). С. 79-85.

References

1. Konovalenko E. P. Formirovanie u kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MCHS Rossii cennostnogo otnosheniya k budushchej professii na osnove 3-d panoramirovaniya [Formation of the value attitude of cadets of educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia to the future profession on the basis of 3-d panning]. Nauka, obrazovanie, kul'tura: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj kon-ferencii, Komkrat, 11 fevralya, 2020, pp. 371-373.

2. Ashimov F. M., Elinskij V. I. Virtual'nyj osmotr mesta proisshestviya - innovacionnyj metod povysheniya professional'nogo masterstva sledovatelej [Virtual inspection of the scene - an innovative method of improving the professional skills of investigators]. Rossijskij sledovatel', 2013, vol. 4, pp. 6-8.

3. Shakir'janova Ju. P., Leonov S. V., Pinchuk P. V. Sozdanie trekhmernoj modeli mesta proisshestviya na baze cifrovyh fotografij i kadrov videozapisi [Creation of a three-dimensional model of the scene of the incident based on digital photographs and video frames]. Jekspert-kriminalist, 2018, vol. 4, pp. 21-23.

4. Trushhenkov I. V. Ispol'zovanie sfericheskoj panoramnoj s»emki i ustrojstv virtu-al'noj real'nosti dlya fiksacii osmotra mesta proisshestviya [The use of spherical panoramic shooting and virtual reality devices to record the inspection of the scene]. Entsiklopediya sudebnoy ekspertizy, 2017, vol. 4(15). http://www.proexpertizu.ru/general_questions/753.

5. Gesse Zh. F., Taratanov N. A., Bog-danov I. A. Sovremennyj podhod k vizualizacii obrazovatel'nogo processa [Modern approach to visualization of the educational process]. Chelovek i priroda: sbornik nauch. statej, Cheboksary, 2018, pp. 241-245.

6. Abramov A. P., Olejnikov V. T., Topol'skij N. G. Intellektual'naja podderzhka up-ravlenija silami i sredstvami pozharno-spasatel'nyh formirovanij: monografija [Intellectual support for the management of forces and means of firefighting and rescue units: Monograph]. Moscow: Akademija GPS MChS Rossii, 2019, 223 p.

7. Soljankina L. E. Praktiko-orientirovannaya obrazovatel'naya sreda kak determinant razvitiya professional'noj kompetentnos-ti budushchego specialista [Practice-oriented educational environment as a determinant of the development of professional competence of a future specialist]. Vestnik TGU, 2010, vol. 11(91), pp. 79-85.

Таратанов Николай Александрович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат химических наук, доцент

E-mail: taratanov_n@mail.ru

Taratanov Nikolaj Aleksandrovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of chemical sciences, docent

E-mail: taratanov_n@mail.ru

Лапшин Сергей Сергеевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель

E-mail: wfxdfx@gmail.com

Lapshin Sergey Sergeevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: wfxdfx@gmail.com

Коноваленко Евгений Петрович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

начальник кафедры

E-mail: zedzero@mail.ru

Konovalenko Evgenij Petrovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

head of department

E-mail: zedzero@mail.ru

Мочалов Антон Михайлович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель

E-mail: anton.mochalov.93@mail.ru

Mochalov Anton Mihajlovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo senior lecturer

E-mail: anton.mochalov.93@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.