Научная статья на тему 'Опыт применения миграционной амнистии в Европейском Союзе'

Опыт применения миграционной амнистии в Европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
мигрант / миграция / миграционная амнистия / легализация / нелегальная миграция / миграционная политика / migrant / migration / migration amnesty / legalization / illegal migration / migration policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Константиновна Лобанова

Изучение опыта зарубежных стран позволяет выделить положительный опыт миграционной политики с целью внедрения и доработки законодательства Российской Федерации в сфере миграции. В данной статье автор рассматривает миграционную политику стран Европейского Союза в сфере применения различных механизмов миграционной амнистии, которые подкупают своей актуальностью и могут послужить примером для реализации в нашем государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in applying the migration amnesty in the European Union

The study of the experience of foreign countries allows us to highlight the positive experience of migration policy in order to implement and refine the legislation of the Russian Federation in the field of migration. In this article, the author examines the migration policy of the European Union countries in the field of application of various mechanisms of migration amnesty, which are captivating in their relevance and can serve as an example for implementation in our state.

Текст научной работы на тему «Опыт применения миграционной амнистии в Европейском Союзе»

Закон и право. 2022. № 2. С. 56-59. Law and legislation. 2022;(2):56 — 59.

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-56-59

NIION: 1997-0063-2/22-074 MOSURED: 77/27-001-2022-2-274

Опыт применения миграционной амнистии в Европейском Союзе

Ирина Константиновна Лобанова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, irina.lobanova97@icloud.com

Аннотация. Изучение опыта зарубежных стран позволяет выделить положительный опыт миграционной политики с целью внедрения и доработки законодательства Российской Федерации в сфере миграции. В данной статье автор рассматривает миграционную политику стран Европейского Союза в сфере применения различных механизмов миграционной амнистии, которые подкупают своей актуальностью и могут послужить примером для реализации в нашем государстве.

Ключевые слова: мигрант, миграция, миграционная амнистия, легализация, нелегальная миграция, миграционная политика.

Для цитирования: Лобанова И.К. Опыт применения миграционной амнистии в Европейском Союзе // Закон и право. 2022. № 2. С. 56—59. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-56-59.

Original article

Experience in applying the migration amnesty in the European Union

Irina K. Lobanova

Moscow State University of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, irina.lobanova97@icloud.com

Abstract. The study of the experience of foreign countries allows us to highlight the positive experience of migration policy in order to implement and refine the legislation of the Russian Federation in the field of migration. In this article, the author examines the migration policy of the European Union countries in the field of application of various mechanisms of migration amnesty, which are captivating in their relevance and can serve as an example for implementation in our state.

Keywords: migrant, migration, migration amnesty, legalization, illegal migration, migration policy.

For citation: Lobanova I.K. Experience in applying the migration amnesty in the European Union // Law and legislation. 2022;(2):56—59. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-56-59.

К основным демографическим процессам, определяющим изменения числен ности населения, допустимо относить рождаемость, смертность и миграцию. Естественный прирост, т.е. разница между числом рождений и смертей, показывает непрерывное снижение роста населения в странах Европейского Союза [4, с. 1]. В этом свете важность международной миграции для роста населения в странах Европейского Союза (ЕС) неоспорима.

© Лобанова И.К. М., 2022.

Одним из эффективных средств противодействия нелегальной миграции является административно-правовой механизм миграционной регуляризации. По нашему мнению, такой анализ является обоснованным с методологической точки зрения средством поиска оптимальной модели миграционной амнистии в интересах дальнейшего исследования возможностей ее применения в административно-правовой системе Российской Федерации.

Португалия с 1993 г. установила условия въезда, проживания, выезда и высылки иностранцев

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

с целью придания указанным административным процедурам качеств эффективности и прозрачности.

В мае 1996 г. парламент страны единогласно принял закон, предусматривающий амнистию нелегальных иммигрантов. Первоначальным условием для получения права на легализацию была дата въезда в Португалию и срок проживания в ней. Заявители, являющиеся гражданами португалоговорящих стран, должны были въехать в Португалию до 31 декабря 1995 г. и проживать там с тех пор. Лица, не имеющие гражданства или подданства государств, не входящих в ЕС, должны были въехать в Португалию до 25 марта 1995 г., когда вступило в силу Шенгенское соглашение. Португальское законодательство допускает двойное гражданство с 1981 г.

Португалия проводила строгую миграционную политику путем усиления пограничного контроля, правоохранительных возможностей с целью эффективного выявления фальшивых документов, создания временных центров для иностранцев, незаконно въехавших в Португалию.

В мае 1996 г. была объявлена всеобщая амнистия для нелегальных мигрантов, по итогам которой вид на жительство и разрешение на работу получили 21 800 трудовых мигрантов. Аналогичная амнистия была проведена и в 2001 г., когда количество легализованных составило 120 200 человек [7].

Программа регуляризации [5], которая была осуществлена Францией в 1982 г., сыграла важную роль в массовом притоке иностранных граждан. Отметим, что регуляризационные программы — одна из реакций на глобальный рост незарегистрированной миграции в последние годы. В более широком смысле программы по регуляризации предоставляют мигрантам, попавшим в страну незарегистрированным путем, легализовать свое положение.

Рост числа приезжих, произошедший в период 1992 — 1993 гг., можно объяснить существенными изменениями, которые должны были быть внесены в Закон о гражданстве 1993 г. В июне 1997 г. началась дальнейшая программа регуляризации, в рамках которой 140 000 человек подали заявки на амнистию, из которых примерно 80 000 получили вид на жительство, большинство на основе воссоединения семей. Эти амнистии, вероятно, были наиболее влиятельными факторами, определяющими самые большие подъемы и падения за период 1980 — 1997 гг.

Иммиграционная политика Евросоюза стала одним из приоритетов французского председательства в ЕС во второй половине 2008 г., и Пакт об иммиграции [8] стал главным результатом активной деятельности Президента Сарко-зи. Документ, не имеющий юридической силы, а скорее представляющий программный манифест ЕС, подвергся критике как со стороны правозащитных организаций, так и лидеров ряда государств-экспортеров мигрантов. Пакт представлял собой программу формирования общей иммиграционной политики Евросоюза в пяти основных направлениях [10]:

1. Защита границ. Центральный пункт этой задачи — усиление роли агентства «Фронтекс» [11] посредством учреждения центрального штаба и двух постоянно действующих подразделений на южной и восточной границах ЕС. Государства-члены будут по-прежнему нести ответственность за контроль над своим участком границы, опираясь при этом на обязательные нормы шенгенского законодательства.

2. Регулирование легальной миграцией в соответствии с возможностями каждого государства-члена принимать и трудоустраивать иммигрантов. Они сами будут определять условия въезда и число приезжих в страну. В контексте политики, которую Саркози поддерживал, начиная с 2003 г. государства-члены должны были осуществлять «выборочную иммиграцию» в соответствии с потребностями национальных рынков труда. Основная роль отводится «голубой карте» по образцу американской «зеленой карты», которая вводится для привлечения высококвалифицированных специалистов в страны ЕС.

3. Одновременно предлагались меры по сокращению числа притока неквалифицированной иностранной рабочей силы из числа нелегальных мигрантов. В Пакте дополнительно были разработаны возможности сотрудничества государств-членов, которые, например, могли использовать совместные рейсы для вывоза нелегалов, обсуждать соглашения о реадмиссии, объединять усилия в борьбе с торговлей людьми.

4. Создание общей системы предоставления убежища. К 2010 г. планировалось введение единых гарантий предоставления убежища всеми государствами-членами, а также создание унифицированного статуса беженца (данное положение было взято из Гаагской программы и поддержано всеми государствами-членами).

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 02-2022

5. Поддержка стран-экспортеров мигрантов. Для стимулирования сотрудничества этих стран в борьбе против нелегальной миграции Евросоюз предоставляет им возможности легальной миграции для работы и обучения в странах ЕС.

Общая миграция в Италию за период 1985 — 1995 гг. выросла до пика в 166 754 человек в 1990 г., а затем неуклонно снижалась, достигнув плато примерно в 100 000 человек в конце периода.

Увеличение притока — относительно новое явление в стране, которая традиционно была одним из лидеров по количеству принимаемых мигрантов. Были созданы четыре системы легального въезда в Италию: связанные с работой, убежищем, студенческие (и другие) и семейные поселения. Степень, в которой политика влияет на каждую из них, является многогранным процессом и оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на приток мигрантов. Такие изменения миграционной политики способствовали тому, что лица, незаконно перемещающиеся в дальнейшем, смогли получить легальный статус.

Формирование политики в Италии колеблется между настойчивостью и чрезвычайной ситуацией, которая инициируется приверженцами консервативных взглядов, с одной стороны, и внезапной реакцией на абсолютно новые события — с другой стороны.

Растущая политическая нестабильность, связанная с проблемой нелегальных мигрантов в Италии в 1980-х годах, привела к программе регуляризации в 1986 г. Сделав эти программы регулярными, правительство привило атмосферу либеральности по отношению к нелегальным мигрантам. Зачастую под действие Санатории подпадают те лица, которые не совершали противоправных действий, за исключением незаконного въезда в Италию [12].

В Дании существует своя апробированная система отбора незаконных мигрантов. Суть данного механизма заключается в наборе критериев, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. По каждому элементу системы претенденту присваиваются определенные баллы. Для того чтобы заявление было рассмотрено, нелегальный мигрант должен набрать минимальный проходной балл по итогам всех предложенных критериев. Ключевыми направлениями являются: возраст, образование, опыт работы, знание языка, адаптивность и др.

Заметим, что аналогичная система является востребованной и практикуется в таких странах, как Япония, Австралия, Канада, Великобритания и др.

Подводя итог, ответим, что миграционная амнистия — уникальный административно-правовой феномен, который необходим в российской миграционной системе. На основе проведенного анализа стали очевидными различные механизмы ее реализации, которые уместно применять в отношении незаконных мигрантов с целью получения ими легального статуса на территории Российской Федерации.

Список источников

1. Административное право: Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А.В. Зубач [и др.] / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Юрайт, 2019. 530 с.

2. Административное право: Учебник для среднего профессионального образования / А.В. Зубач [и др.] / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Юрайт, 2020. 530 с.

3. Василенко Т.Н. К вопросу о влиянии «миграционной амнистии» на состояние административной деликтности // Правовые и организационные проблемы обеспечения миграционных процессов: Сб. ст. Междунар. науч.-прак. конф. 2020. С. 53.

4. Комиссарова Ж. Современные демографические проблемы Европейского Союза / Ж. Комиссарова, Е. Сергеев // Мировое и национальное хозяйство. 2020. № 1 (50).

5. Левинсон, Аманда. Why Countries Continue to Consider Regularization (Почему страны продолжают рассматривать возможность регуляризации) // Migration Information Source (журнал издается Институтом Миграционной Политики / Migration Policy Institute США). 2005. 1 сент.

6. Прудникова Т.А. Опыт зарубежных стран по регулированию миграционных процессов // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2019. № 3. С. 215.

7. Papademetriou, et al. (2004), Levinson (2005b)

8. Council of the European Union. The Hague programme strengthening freedom, security and justice // http://europa.eu.int/comm/justice_home/ fsj/intro/fsj_intro_en.htm

9. Zwaan J. W.de. EU Asylum and Immigration Law and Policies / / Freedom, Security and justice in the European Union. Implementation of the Hague

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

Programme. J.W.de Zwaan, F.Goudappel eds. The Hague, 2006. P. 120-122.

10. European Pact on Immigration // URL: http://www.euractiv.com/en/justice/european-pact-immigrationunveiled/article173980 (Дата обращения: 01.06.2021)

11. URL: https://frontex.europa.eu/ (Дата обращения: 01.06.2021)

12. URL: https://sanatoria2020.it/come-funziona (Дата обращения: 01.06.2021)

References

1. Administrative law: Textbook for bachelor's degree, specialty and master's degree / A.V. Zubach [et al.] / Under the general editorship of A.V. Zubach A. M.: Yurayt, 2019. 530 p.

2. Administrative law: Textbook for secondary vocational education / A.V. Zubach [et al.] / Under the general editorship of A.V. Zubach A. M.: Yurayt, 2020. 530 p .

3. Vasilenko G.N. On the impact of the «migration amnesty» on the state of administrative delicacy // Legal and organizational problems of ensuring migration processes: Collection of Articles of International Scientific Practice. conf. 2020. P. 53.

4. Komissarova J. Modern demographic problems of the European Union / J. Komissarova, E. Sergeev // World and national economy. 2020. № 1 (50).

5. Levinson, Amanda. Why Countries Continue to Consider Regulation (Why countries continue to

consider the possibility of regularization) / / Migration Information Source (the journal is published by the Migration Policy Institute of the USA). 2005. September 1.

6. Prudnikova T.A. The experience of foreign countries on the regulation of migration processes / / Bulletin of Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2019. № 3. P. 215.

7. Papademetriou, et al. (2004), Levinson (2005b)Council of the European Union. The Hague programme strengthening freedom, security and justice // http://europa.eu.int/comm/justice_home/ fsj/intro/fsj_intro_en.htm

8. Council of the European Union. The Hague programme strengthening freedom, security and justice // http://europa.eu.int/comm/justice_home/ fsj/intro/fsj_intro_en.htm

9. Zwaan J.W.de. EU Asylum and Immigration Law and Policies / / Freedom, Security and justice in the European Union. Implementation of the Hague Programme. J.W.de Zwaan, F.Goudappel eds. The Hague, 2006. P. 120-122.

10. European Pact on Immigration // URL: http://www.euractiv.com/en/justice/european-pact-immigrationunveiled / article 173980 (Accessed : 01.06.2021)

11. URL: https://frontex.europa.eu/ (Accessed: 01.06.2021)

12. URL: https://sanatoria2020.it/come-funziona (Accessed: 01.06.2021)

Информация об авторе

Лобанова И.К. — адъюнкт

Information about the author

Lobanova I.K. — post-graduate student

Статья поступила в редакцию 26.1 1.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.

The article was submitted 26.1 1.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

LAW & LEGISLATION • 02-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.