https://base.garant.ru/70619520/366c79374cdeee2dbac769e3049fc944/#block_21 (дата обращения 10.11.2019).
REFERENCES
1. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Kudinov, A.A. and Kornev, A.V. (2018), "GTO complex test: individualization, accessibility and efficiency criteria", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 59-61.
2. Kochetova, S.V. (2019), "Features of physical preparation of students for passing the standards of the TRP complex for speed", International magazine of humanitarian and natural science, No. 2-1, pp. 139-141.
3. Karpov, V.Yu., Kozyakov, R.V., Sibgatulina, F.R., Alikhodjin, R.R. and Fedorova, T.Yu. (2019) "Assessment of the readiness of children 6-7 years old to master the regulatory requirements of the GTO in the conditions of a kindergarten", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 192196.
4. The Government of the Russian Federation (2014), Decree "On approval of the Regulation on the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense (GTO)", available at: https://base.garant.ru/70675222/ (accessed by 11 November 2019).
5. Rostevanov, A.G. and Kopylova, N.E. (2019), "Functional all-around (crossfit) in preparation for the implementation of students' GTO standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 250-255.
6. The President of Russian Federation (2014), Decree of the President of the Russian Federation "On the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense "(GTO) ", available at: https://base.garant.ru/70619520/366c79374cdeee2dbac769e3049fc944/#block_21 (accessed by 11 November 2019).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2019
УДК 796.011.3
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТБОЛА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ «А» В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Ольга Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Борисовна Майорова, старший преподаватель, Елена Николаевна Абакумова, старший преподаватель, Астраханский государственный университет; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Астраханский государственный медицинский университет
Аннотация
Изучение многолетней динамики развития патологических изменений в вертебральной области у студентов медицинского вуза. показало, что на протяжении 2009-2019 гг. наблюдался рост нарушения осанки, ограничение подвижности позвоночного столба, реже выявлялись экстравертебраль-ные патологии. В результате проведенного педагогического эксперимента представлены теоретические обоснования применения упражнений на фитболе, которые способствовали повышению подвижности позвоночного столба, укреплению мышц спины и брюшного пресса.
Ключевые слова: профилактика заболеваний вертебральной области, студенты специальной медицинской группы «А», фитбол.
EXPERIENCE OF APPLICATION OF FITBALL AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE WITH STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP "A" AT THE
MEDICAL UNIVERSITY
Olga Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Borisovna Mayorova, the senior teacher, Elena Nikolaevna Abakumova, the senior teacher, Astrakhan State University; Alexander Vktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical
sciences, senior lecturer, Department chairman, Astrakhan State Medical University
Annotation
Studying of the long-term dynamics of the development of pathological changes in the vertebral zone among the students of the medical university has showed that during 2009-2019 there has been an increase in posture disturbance, limitation of the mobility of the spinal column, extra vertebral pathologies has been less frequently detected. As a result of the pedagogical experiment, theoretical justifications for the use of exercises on fitball are presented, which contributed to increasing the mobility of the spinal column, strengthening the back muscles and abdominal muscles.
Keywords: prevention of diseases of the vertebral region, students of the special medical group "A",
fitball.
ВВЕДЕНИЕ
В Российской федерации на протяжении последних лет сохраняется рост показателей заболеваемости вертебральной области у обучающихся школ и высших учебных заведений [8, 9, 10]. Среди средств профилактики и коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника ведущее место могут занять специальные комплексы физических упражнений, выполняемые с учетом анамнеза [4, 6]. По мнению ряда авторов [1, 2, 3, 5, 12], принципиальное направление использования средств оздоровительной физической культуры сводится не только к формированию тренировочных эффектов, но что особенно важно к повышению регуляторно - адаптивных функций организма. Наряду с этим необходимо учитывать и регуляторно-трофический эффект, который позволяет за счет физических упражнений различной динамической структуры обеспечивать качественно отличные влияния на функциональное состояние организма и его отдельных систем [11]. В исследовании А.А. Светличкиной (2016) об сочетанных патологиях сердечно-сосудистой системы и заболеваниях опорно-двигательного аппарата в специальных медицинских группах «А» и «Б», большое значение уделяется адекватной физической нагрузки [7]. В публикациях зарубежных авторов убедительно доказана зависимость профилактики заболеваний вертебральной области средствами оздоровительной двигательной активности [13, 14]. В этой связи актуальным можно считать разработку и апробирование оздоровительных комплексов двигательной активности с использованием фитбола, позволяющих увеличить резервный потенциал вертебральной области у студентов специальной медицинской группы «А».
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс упражнений с применением фитбола для студентов специальной медицинской группы «А».
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент проводился в Астраханского государственном медицинском университете с октября 2018 года по май 2109 года. В исследовании приняли участие 22 девушки 18-20 лет отнесенных по результатам медицинского осмотра к специальной медицинской группе «А» и имеющих в анамнезе сочетанные патологии вертебральной области, желудочно-кишечного тракта, органов зрения и сердечнососудистой системы. Участники исследования в добровольном порядке были поделены на две группы; группа сравнения - 10 человек (n - 10) у которых в программу занятий были включены упражнения с использованием фитбола и контрольная группа - 12 человек (n2 -12) занимающихся физической культурой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения (ФГОС) 3+ для специальных медицинских групп «А». Необходимо отметить, что занятия в группах проводились из расчета 4 академических часа в неделю, 2 часа из которых выделялось на самостоятельную работу.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материалом для исследования послужили официальные данные ежегодных медицинских осмотров и протоколы функциональных проб 22 студенток. Для определения наличия патологических изменений вертебральной области применялось физикальное и инструментальное обследование в соответствии с диагностическими критериями, утвержденными ВОЗ в 1999 году.
Критерии включенные в исследование:
- добровольное участие в педагогическом эксперименте.
- верифицированный диагноз нарушение осанки, сколиоз I степени.
Критерии исключения:
Студенты, имеющие верифицированный диагноз сколиоз II-III степени, нестабильность позвонков шейного отдела, экстравертебральные патологии, а также хронические заболевания в стадии обострения.
У всех 22 исследуемых были выявлены патологические изменения вертебральной области в виде сколиотической осанки I степени - 7 человек, плоская спина - 5 человек, сутулость I степени - 12 человек, при этом у 9 обучающихся была диагностирована миопия различной степени. В 2 случаях были выявлены изменения по данным электрокардиографии в виде синусовой тахиаритмии и синусовой тахикардии, что указывает на патологические изменения сердечно-сосудистой системы. У 7 обследуемых на основании периодических болей в области эпигастрия, был диагностирован ассоциированный гастрит В. Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики с применением пакета программ Statistica 11 (USA). Достоверность различий оценивали по критерию t Стьюдента. Различия считались достоверными при р <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Оценка функционального состояния кардио респираторной системы студенток специальной медицинской группы «А» по результатам функциональных проб выявила низкий уровень резервных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Функциональное состояние позвоночного столба выражалось ограниченностью гибкости, показатели теста на гибкость советовали + 1±1,4 см. Наблюдался недостаточный уровень развития мышц брюшного пресса в тесте на сгибание туловища из положения лежа, руки за головой за 1 минуту средний показатель соответствовал 18±3,1 повторениям, при этом большинство заканчивало упражнение на 30-35 секундах теста. Наиболее низкие показатели были определены в тесте на разгибание туловища лежа на животе, руки за головой за 30 секунд среднее количество повторений составило 8±3,3. Следует отметить, что данное упражнение все студенты выполняли с короткими перерывами для отдыха.
В ходе педагогического эксперимента в группе (ш - 10) были проанализированы и определены оптимальные комбинации упражнений с применением фитбола включающие адекватную физическую нагрузку на вертебральную область, мышцы рук, ног и брюшного пресса. По результатам освоения двигательной нагрузки с использованием фитбола были определены диапазоны динамических и статических упражнений, а также упражнения на координацию. При этом необходимо отметить, что упражнения с использованием фитбола не вызывали дезадаптивных реакций и характеризовались высоким уровнем освоения двигательных действий. Используемая комбинация упражнений на активную и пассивную растяжку позвоночного столба позволила существенно повысить подвижность позвоночника в поясничном отделе с + 1±1,4 см. до + 5±1,5 см., (p <0,05; Г0 = 0,487) Увеличение времени на координационные упражнения в сочетании со статической нагрузкой на мышцы спины позволило увеличить их статическую выносливость с 36±12 с. до 58±9,2 с.( p <0,05; ij = 0,577) при этом удавалось удерживать ЧСС занимающихся в
компенсаторной зоне до 130 уд/мин, что снижало риски развития дезадаптационных реакций кардио-респираторной системы на физическую нагрузку. Комбинированные динамические упражнения на мышцы ног и брюшного пресса характеризовались возможностью сочетать статическую нагрузку на приводящие мышцы бедра и живота (подъем фитбола из положения лежа, сила сжатия фитбола определялась самостоятельно). Подъем туловища с поворотом вправо-влево из положения лежа на фитболе с упором ногами позволил сформировать сложный координационный ответ удержания туловища на фитболе в динамическом равновесии с 3±1,5 с. до 8±2,0 с. (р <0,05; Г2 = 0,488). Упражнения на фитболе в статическом равновесии выполняемые лежа на животе без опоры позволили повысить показатели статической выносливости мышц спины с 36,7±5,2 с. до 58,1±7,4 с. (р <0,05; г3 = 0,503) Упражнение удержание фитбола ногами под углом 20-30° существенно повысило статическую выносливость мышц брюшного пресса с 15,7±2,5 с. до 28,3±3,9 с. (р <0,05; г4 = 0,655) Упражнение разгибание туловища лежа на фитболе с удержанием ног партнером позволило улучшить силовые характеристики мышц спины с 10,7±2,5 до 18,3±3,3 повторений, (Г5 = 0,491; р <0,05). Для определения зависимости уровней воздействия упражнений с использованием фитбола на развитие физических качеств были определены средние коэффициенты корреляции для каждой пары переменных. Коэффициенты корреляционной функции, позволили сделать заключение о наличии выраженной статистической значимости упражнений с использование фитбола на повышение резервных показателей вертебральной области Г1,5 = 0,478, развитие координационных способностей г,2 = 0,481, укрепление мышц брюшного пресса г24 = 0,530.
Студенты контрольной группы (п2 - 12), занимавшиеся физической культурой по стандартной программе для специальной медицинской группы «А» в итоговом протоколе показали достоверный рост силовой выносливости мышц брюшного пресса с 18±3,1 до 28±2,7 повторений за 1 минуту (р <0,05; г = 0,521), по другим исследуемым показателям также было выявлено повышение уровня развития физических качеств, но недостоверно.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Подбор размера мяча и его упругость должна соответствовать антропометрическим данным студенток;
2. Учитывая сочетанные заболевания в анамнезе занимающихся необходимо индивидуально корректировать уровень физической нагрузки;
3. При выполнении упражнений в равновесии необходимо объяснить приемы страховки и само страховки, упражнения на фитболе выполняемые лежа на спине выполняются исключительно со страховкой партнером.
ВЫВОДЫ
Таким образом, данные педагогического эксперимента показали возможность применения фитбола на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе «А» девушек, имеющих в анамнезе патологические изменения вертебральной области. При этом отмечалось существенное повышение подвижности позвоночного столба в поясничном отделе, увеличение силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса. Кроме того, наблюдалось повышение координационных способностей, которые выражались в удержании статического и динамического равновесия.
Вместе с тем, наличие сочетанных заболеваний у студентов специальной медицинской группы «А», не позволяет применять ряд упражнений с использованием фитбола, это относится к двигательным действиям скоростно-силового характера и упражнениям с выраженной динамической составляющей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вольский, В.В. Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / В.В. Вольский, С. Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2016. - Т. 7, № 2 (24). - С. 21-24.
2. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.
3. Карпова, С.Н. Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. При-года // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 113-117.
4. Морозова, О.В. Эффективность силовых упражнений для повышения функционального состояния студенток специальных медицинских групп / О.В. Морозова, Е.Н. Абакумова // Гуманитарные исследования. - 2016. - № 3 (59). - С. 111-116.
5. Носко, Н.А. Повышение уровня двигательной активности как фактор укрепления здоровья учащихся и студенческой молодежи / Н.А. Носко // Вестник педагогического университета. -2015. - № 69. - С. 144-150.
6. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 2 (120). - С. 115-118.
7. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214-217.
8. Патент 2672934 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными физическими возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина. -URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2672934C1_20181121 (дата обращения: 01.11.2019).
9. Патент 2652968 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у спортсменов / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина. - URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2652968C1_20180503 (дата обращения: 01.11.2019).
10. Студенческий спорт и повышение качества образования дисциплин по физической культуре в контексте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Ю.В. Карпичева, П.К. Кузнецов // Научные труды Северо-западного института управления РАНХ и ГС. - 2018. - Т. 9, № 3 (35). - С. 47-67.
11. Чичкова, М.А. Оценка влияния занятий адаптивными видами спорта на резервные показатели сердечно сосудистой системы у пациентов с нейросенсорной тугоухостью I-II степени / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18, № 4. - С. 117-122.
12. Щербакова, В.П. Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. 2016. - URL : https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html (дата обращения: 01.11.2019).
13. Bahr, R. Understanding injury mechanism : A key component of preventing injuries in sport / R. Bahr, T. Krosshaug // British Journal of Sports Medicine. - 2005. - No. 39. - P. 324-329.
14. Hootman, J.M. Epidemiology of collegiate injuries for 15 sports: Summary and recommendations for injury prevention initiatives / J.M. Hootman, R. Dick, J. Agel // Journal of Athletic Training. -2007. - No. 42. - P. 311-319.
REFERENCES
1. Volsky, V. V. and Emelyantsev, V. V. (2016), "Development of modern systems for checking and assessing the physical readiness of university students", Scientific works of the North-Western Institute of Management, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 21-24.
2. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 113-117.
3. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
4. Morozova, OV and Abakumova, E.N. (2016), "The effectiveness of strength exercises to improve the functional state of students of special medical groups", Humanitarian Studies, No. 3 (59), pp. 111116.
5. Nocko, N.A. (2015), "Increase in level of physical activity as factor of strengthening of health of pupils and student's youth", Bulletin of the pedagogical university, No. 69, pp. 144-150.
6. Petina, E.Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.
7. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.
8. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Methodfor the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in people with disabilities, Patent 2672934, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132798.
9. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Methodfor the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in athletes, Patent 2652968, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132775.
10. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Student's sport and improvement of quality of formation of disciplines on physical culture in the context of "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 47-67.
11. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neurotouch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.
12. Scherbakova, V.P. (2016), Adapted working program for the subject "Physical culture" for students with limited opportunities of health and special educational needs, available at: https://in-fourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html.
13. Bahr R., Krosshaug T. Understanding injury mechanism: A key component of preventing injuries in sport. British Journal of Sports Medicine. 2005; 39: 324-329.
14. Hootman J.M., Dick R., Agel J. Epidemiology of collegiate injuries for 15 sports: Summary and recommendations for injury prevention initiatives. Journal of Athletic Training. 2007; 42: 311-319.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2019
УДК 796.12
РЕАЛИЗАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ П.Ф. ЛЕСГАФТА НА ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В КРЫМУ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Андрей Викторович Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И, Вернадского, Симферополь; Олег Джелялович Чолаков, кандидат педагогических наук, доцент, Артем Владимирович Иванов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь
Аннотация
Исследование посвящено изучению организационно-педагогических особенностей применения физических упражнений и подвижных игр в работе летних площадок для отдыха детей в начале XX в. в Крыму. На основе использования исторических и общетеоретических методов исследования установлено, что летние детские площадки в Крыму были бесплатными и общедоступными. Став популярными в ряде городов Крыма, они в полной мере отражали специфику региона, а в их работе широко использовались физические упражнения, игры и климатические возможности для оздоровления детей. Руководителями подвижных игр и упражнений, в основном, назначались выпускницы