Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БИОЭТИКА / ЭТИКА БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Е.В.

Статья посвящена истории развития и презентации опыта преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете. Раскрываются содержание и организационно-методические основы преподавания различных дисциплин этого спектра. Характеризуется методика преподавания прикладной этики, возможности индивидуальных творческих проектов и дистанционного обучения, позволяющего индивидуализировать процесс образования. Подводятся итоги преподавания прикладной этики на предыдущем этапе общественно-исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЕXPERIENCE IN TEACHING APPLIED ETHICSIN BELARUSIAN STATE UNIVERSITY

The article is devoted to the history of development and presentation of the experience of teaching applied ethics at the Belarusian State University. The content, organizational and methodological foundations of teaching various disciplines of this spectrum are revealed. The methodology of teaching applied ethics, the possibility of individual creative projects and distance learning, which makes it possible to individualize the educational process, are characterized. The results of teaching applied ethics at the previous stage of socio-historical development are summed up.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Е.В. Беляева

УДК 172

Опыт преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете

Аннотация. Статья посвящена истории развития и презентации опыта преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете. Раскрываются содержание и организационно-методические основы преподавания различных дисциплин этого спектра. Характеризуется методика преподавания прикладной этики, возможности индивидуальных творческих проектов и дистанционного обучения, позволяющего индивидуализировать процесс образования. Подводятся итоги преподавания прикладной этики на предыдущем этапе общественно-исторического развития.

Ключевые слова: прикладная этика, методика преподавания, дистанционное обучение, биоэтика, этика бизнеса.

Введение

Судьба этики как академической дисциплины прекрасна и драматична. Драма определяется перманентными попытками структур, руководящих системой образования, «оптимизировать» не только этику, но и гуманитарное образование в целом. Прекрасное же состоит в том, что потребность в этическом осмыслении мира и нравственном поведении в людях сохраняется, поэтому и этика в стенах учебных заведений восстает, как феникс из пепла после каждого сокращения и реформы. Одним из способов самоспасения выступает развитие прикладной этики, которая являет собой бурно развивающуюся актуальную область знания и практики, а потому обладает привлекательностью для молодых людей, получающих образование и испытывающих потребность не только в поиске личностных смыслов, но и в этических ориентирах профессиональной деятельности. Понятно, что эта естественная заинтересованность реализуется в определенных социальных обстоятельствах, в структуре наличной системы образования, которая к тому же постоянно реформируется.

Преподавание прикладной этики в Республике Беларусь опирается на советскую традицию преподавания классической фундаментальной этики. В начале 90-х годов ХХ века этика как обязательная дисциплина присутствовала в большинстве высших учебных заведений. Постсоветский кризис привёл, с одной стороны, к сокращению ее ареала, а с другой - к расширению возможностей для творческой деятельности преподавателей. Были созданы совершенно но-

вые программы, написаны учебники и практикумы по этике, активно развивались новые методики с акцентом на активные формы обучения и самостоятельную работу студентов. Важную роль для всей организации этического образования в Беларуси сыграла разработанная профессором И.Л. Зеленковой теоретико-методическая модель преподавания этики, имевшая практико-ориентированный характер и содержавшая значительный раздел, посвященный прикладным проблемам [3]. В рамках этой модели прикладная этика трактовалась как этика «открытых проблем», решение которых в максимальной степени опирается на моральный выбор личности, а не на формальные механизмы социального регулирования.

Между тем известно, что функционирование прикладной этики, в отличие от фундаментальной, осуществляется благодаря социальным институтам. К их числу относится не только благословенный НИИ прикладной этики Тюменского индустриального университета или Международный экологический институт им. А.Д. Сахарова при БГУ (развивающий этику экологическую и биоэтику), но в первую очередь реально действующие этические кодексы различных организаций, этические комитеты, решающие конкретные этические противоречия, что и обеспечивает эффективность прикладной этики. Степень распространенности таких институций и их действенность остается небольшой, однако за годы строительства суверенного государства в Республике Беларусь сложился социокультурный контекст, не препятствующий развитию прикладной этики ее энтузиастами. В данной статье представлен опыт преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете.

Множественность направлений прикладной этики

В области преподавания прикладной этики ее теоретические парадигмы [6] не реализуются в чистом виде и адаптируются к местным и текущим условиям. Большинство преподающих прикладные этические дисциплины вынуждены самостоятельно осваивать новое проблемное поле [8].

С конца 90-х годов ХХ века одним из направлений стало преподавание этики бизнеса, деловой этики, этики менеджмента и тому подобных дисциплин, заинтересованность в которых проявлял, в первую очередь, нарождающийся бизнес. Такое обучение часто выходило за стены университета и осуществлялось в самой бизнес-среде. Теоретико-методологические основания и конкретное содержание этих курсов определялись американскими стандартами. Написанные на русском языке учебные пособия пересказывали в понятном для местных читателей виде то, что было сказано в американских учебниках. Этот процесс был неизбежным, так как ни самого

бизнеса, ни его этической составляющей, и собственной традиции у нас не было. Сейчас «Этика бизнеса», «Этика управления», «Корпоративная этика» и прочие дисциплины такого рода включены в рабочие планы некоторых экономических специальностей вузов.

Другой вид прикладной этики, который бурно развивался в Беларуси - биоэтика, интерес к которой проявился не только со стороны профессиональных медиков и биологов, но и всего общества, которое обнаружило целые области жизни человека, не имевшие своего языка и голоса, целые пласты проблематики, которые никогда не обсуждались. Биоэтика оказалась «мостом в будущее» не только по мысли ее создателя В.Р. Поттера, но и для большого количества людей, вовлеченных в преподавание, внедрение, освещение в публичном пространстве биоэтической тематики. В этой области следует отметить подвижническую деятельность нашей коллеги Т.В. Мишат-киной, которая до последнего времени была душой и перводвигате-лем сообщества исследователей и преподавателей биоэтики [4, 5]. Взаимодействие со структурами ЮНЕСКО и множеством коллег на постсоветстком пространстве сделало белорусскую биоэтику значимой и узнаваемой. Различные биоэтические дисциплины преподаются во всех медицинских вузах страны.

Наконец, существует множество прикладных этических дисциплин, которые вводятся факультетами по профилю специальности. Так в Белорусском государственном университете изучаются: «Юридическая этика», «Судебная и прокурорско-следственная этика», «Этика социальной работы», «Этика социальных коммуникаций» «Безопасность и биоэтика в биотехнологии», «Профессиональная этика журналиста» и т. п., издаются небольшие учебные пособия [2]. Наряду с этим иногда реализуется возможность преподавать различные гуманитарные дисциплины как прикладную этику, раскрывая их аксиологические аспекты, затем переходя к нормативному регулированию процессов и отношений в какой-то сфере деятельности и, наконец, к конкретным проблемам, с которыми сталкивается работник данной сферы. При этом классический курс этики сохраняется только на факультете философии и социальных наук.

В последние годы появилась возможность ввести дисциплину «Современная прикладная этика» в магистратуре по философии. Хотя ее изучает мизерное количество обучающихся, это богатый в содержательном и методическом отношении курс, который ориентирован на их персональные интересы. После знакомства со спецификой прикладной этики и ее предметно-тематическими полями у магистрантов есть возможность выбрать те виды прикладной этики, на которых они сосредоточатся. Магистранты, закончившие бакалавриат

по специальности «философия», могут опереться на знания, полученные в ходе изучения курса «Этика», включающего прикладные разделы, и выбрать соответствующую тему магистерской диссертации. Магистранты же с другой базовой подготовкой также могут реализовать свои интересы, близкие к своей специальности или, наоборот, освоить нечто принципиально новое.

Методика преподавания

Методика преподавания прикладной этики, естественно должна соответствовать ее практическому инновационному характеру. Содержание программ по дисциплинам прикладной этики определяется лектором в соответствии с собственным представлением о тематическом наполнении каждого конкретного курса, с формальной же стороны они должны соответствовать общим требованиям к структуре и оформлению программ и пройти утверждение в учебно-методическом отделе университета. Затем программы размещаются в электронной библиотеке БГУ, а также доступны на образовательной платформе Moodle.

Проблемой для курсов прикладной этики является то обстоятельство, что разделение на лекции, семинары, управляемую самостоятельную работу и дистанционные формы обучения жёстко предписывается рабочим планом. Множество бюрократических требований приводит к тому, что основную часть курса по-прежнему занимают лекции, а не практические занятия. Прикладная этика оказывается не слишком практической. Поэтому лектору приходится изобретать интерактивные формы работы с аудиторией, разнообразить содержание и методику преподавания.

Хорошей формой вовлечения студентов в активную деятельность на лекции является краткое письменное задание (ответ на которое занимает не более 10 минут в конце занятия). Задание обязательно носит эвристический характер и не является контрольной работой. В частности поэтому, практика писания «записок к лекции» вызывает одобрение студентов, а задания, которые для них предлагаются - живой интерес.

В качестве задания для таких «записок к лекции» может выступать не только эвристический вопрос, но и мини-проект, создание интеллектуального продукта для решения определенной практической задачи. В прикладной этике, суть которой заключается в том, что в каждой новой ситуации этическое решение должно обосновываться и приниматься заново, проектная деятельность является очень востребованной.

Весьма интересные результаты были получены при выполнении задания по проектированию миссии Белорусского государствен-

ного университета [1]. Студентам предлагалось поучаствовать в переосмыслении социальной роли университета в современном обществе на основе опыта, полученного в ходе обучения в БГУ, а затем создать лаконичный и яркий рекламный слоган, репрезентирующий миссию своего университета.

Большое значение имеет также выполнение студентами индивидуальных творческих проектов (один за семестр), тематику и жанр которых они выбирают самостоятельно. Индивидуальный творческий проект начинается с выбора темы, значимой для морального сознания конкретного студента. Предполагается, что тема должна быть актуальной, интересной, практически значимой, желательно выходящей за пределы обязательного программного материала. Не менее значимым является и выбор жанра, в котором будет выполнен проект, так как он придает своеобразие форме выражения этического решения.

Простейшая форма - это эссе, посвященное анализу и разрешению актуальной дилеммы нравственного выбора. Нравственная проблема может актуализироваться на материале произведений литературы и других видов искусства. Но поскольку молодые люди в силу возраста привержены самым авангардным формам художественного творчества, то такое исследование требует самостоятельного творческого подхода, создания новых нормативно-ценностных критериев, применимых для анализа произведения. Одним из жанров творческого проекта является мини-социологическое исследование, на основе которого автор делает выводы о состоянии нравственных отношений в обществе и может предложить методы их улучшения. Были работы в жанре проекта рекламной или PR-компании этической идеи. Еще один жанр - разработка этических кодексов для необычных сфер деятельности или необычных кодексов для известных профессий. Полная свобода выбора позволяет студентам выявить проблемные с нравственной точки зрения области социального взаимодействия. Умение проблематизировать жизненные ситуации, в качестве требующих морального выбора и этического регулирования, становится важной компетенцией студента.

Дистанционное обучение является актуальным трендом образовательного процесса, а карантин и самоизоляция в период COVID-19 сделали его жизненно необходимым. Задолго до пандемии в БГУ была установлена электронная платформа Moodle, на базе которой преподавателям предлагалось размещать свои дисциплины. В 2020 году на эту платформу поневоле перешли все преподаватели, обнаружив как негативные аспекты такого способа обучения, так и новые возможности. Для них открылась возможность размещать все учеб-

ные материалы в удобной и постоянно доступной форме, чётко контролировать выполнение учебных заданий, реализовать интерактивное взаимодействие. Возможность подключаться удаленно резко повысила посещаемость студентов, способствовала индивидуализации процесса их обучения. Подбор множества заданий и интерактивное взаимодействие, соотносящееся со способностями каждого студента, возможность сохранять «цифровой след» обучения и возвращаться к нему, доступность проверки на антиплагиат и ведения рейтинга, индивидуальная организация пространства цифровых контактов - всё это относится к преимуществам электронного обучения. В области прикладной этики особо полезным оказался доступ к внешним электронным ресурсам, работая с которыми можно получить представление о ее фактическом функционировании в социальном пространстве.

Выводы

Преподавание различных дисциплин из области прикладной этики до настоящего времени происходило в условиях становления Республики Беларусь как независимого государства, был принят Кодекс об образовании, отражающий государственную политику в этом вопросе и позволяющий вузам реализовать определенные предпочтения в выборе тех или иных учебных дисциплин. Актуальность не столько фундаментальной, сколько прикладной этики достаточно ясно ощущалась по мере развития бизнес-среды и современной медицины, не говоря о подготовке студентов по гуманитарным специальностям. Ответом на эту потребность стала разработка программ и учебных пособий, электронных средств обучения и гибких методик преподавания. Опыт преподавания различных курсов по прикладной этике показывает, что и преподаватель, и студенты могут реализовать в них свои нравственные потребности в самостоятельном поиске решения своих нравственных задач. Таковы итоги преподавания прикладной этики в Республике Беларусь на данный момент. В эпоху тотальной непредсказуемости социального бытия говорить о перспективах не приходится.

Список литературы

1. Беляева Е.В. Проектирование миссии БГУ: эвристическое задание // Университетоведение: опыт и перспективы научных исследований и преподавания: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 14 октября 2021г. / редкол.: В.С.Сайганова [и др.]. Минск, 2021. С.35-41.

2. Беляева Е.В., Врублевская-Токер Т.И., Жукова С.П. Прикладная этика: пособие / под ред. Е. В. Беляевой. Минск, 2016. 135 с.

3. Зеленкова И.Л. Теоретико-методическая модель преподавания этики // Ведомости. Вып. 38 / под ред. В. И. Бакштановского, В.В. Новосёлова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2011. С. 168-179.

4. Мишаткина Т.В. Экологическая этика и экология человека: учебно-методич. пособие. Минск. МГЭУ им. А.Д.Сахарова. 2008. 43 с.

5. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика : учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. 304 с.

6. Парадигмы прикладной этики. Ведомости. Вып. 35, специальный / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2009. 252 с.

7. Прикладная этика: учеб. пособие / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева, О.Л. Соловьёва и др. ; под ред. И.Л. Зеленковой. Минск: Тет-расистемс, 2002. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.