Научная статья на тему 'Формирование этических компетенций: этический практикум'

Формирование этических компетенций: этический практикум Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1651
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL ETHICAL COMPETENCES / MORAL PHILOSOPHY / APPLIED ETHICS / SELF-EXPRESSION / SOCIAL CAREER / ETHICS EDUCATION / PRACTICE-BASED METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ардюкова Ольга Сергеевна, Довыденко Лариса Владимировна

В статье анализируется опыт адаптации практико-ориентированной методики «Значки» для формирования профессионально-этических компетенций, которые являются определяющими элементами в построении как профессиональной, так и социальной карьеры будущих специалистов. Авторы анализируют перспективы применения «западных» обучающих методик в преподавании этических курсов в российских университетах. Выводы делаются по итогам проведения ряда практических занятий, опираясь на данные анкетных опросов, дебрифинга, письменных отчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHICAL SKILLS: ETHICS WORKSHOP

The article analyzes the experience of adaptation of practice-based methods «Icons» for the formation of professional ethical competences, which are crucial for building both professional and social careers of future graduates. The authors analyze the prospects of using “western” training methods in teaching ethics courses in Russian universities. The conclusions are drawn according to the results of a series of workshops based on the data of questionnaires, debriefing and written reports.

Текст научной работы на тему «Формирование этических компетенций: этический практикум»

ОХ. АРДЮКОВА, Л.В. ДОВЫДЕНКО. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ЭТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ЭТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

FORMATION OF ETHICAL SKILLS: ETHICS WORKSHOP

O.C. Ардюкова, Л.В. Довыденко O.S. Ardukova, L.V. Dovydenko

Этическое образование, моральная философия, прикладная этика, практико-ориентированные технологии| самовыражение, социальная карьера, профессионально-этические компетенции.

В статье анализируется опыт адаптации практико-ориентированной методики «Значки» для формирования профессионально-этических компетенций, которые являются определяющими элементами в построении как профессиональной, так и социальной карьеры будущих специалистов. Авторы анализируют перспективы применения «западных» обучающих методик в преподавании этических курсов в российских университетах. Выводы делаются по итогам проведения ряда практических занятий, опираясь на данные анкетных опросов, дебрифинга, письменных отчетов.

Ethics education, moral philosophy, applied ethics, practice-based methods, self-expression, social career, professional ethical competences. The article analyzes the experience of adaptation of practice-based methods «icons» for the formation of professional ethical competences, which are crucial for building both professional and social careers of future graduates. The authors analyze the prospects of using "western" training methods in teaching ethics courses in Russian universities. The conclusions are drawn according to the results of a series of workshops based on the data of questionnaires, debriefing and written reports.

В условиях реформирования системы высшего профессионального образования на первый план выходит компетентност-ный подход, который призван обеспечить экономику страны конкурентоспособными кадрами. Важнейшим ресурсом для построения профессиональной и социальной карьеры выступают профессионально-этические компетенции. Этическая компетентность профессионала - это «автоматическое» поведение в соответствии с этическими стандартами (приватность, неразглашение, право «не быть обманутым», умение избегать конфликтов и хамства и др.). Это способность минимизировать моральные (в том числе имиджевые) риски, действовать «не теряя лица», принимать управленческие решения высокой степени этичности и владение определенными личными и профессиональными ценностями. Этически компетентный специалист способен сохранять этические стандарты в сложных условиях: при дефиците времени, ресурсов, в стрессовых ситуациях. Этически компетентная деятельность основывается на умении самомо-

ниторинга, контроля эмоции, тона, уместности выражений и оценок [Викторук, 2014, с. 206].

В российских вузовских программах обозначен целый ряд общекультурных и профессиональных компетенций с этической составляющей: способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; демонстрация уважения к людям; толерантность к другой культуре; готовность к поддержанию партнерских отношений; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития достоинств и устранения недостатков; владение основами речи, знание ее видов, правил речевого этикета и приемов убеждения и др.

В связи с этим остро ставится вопрос об образовательных условиях и методиках формирования, а также критериях оценки профессионально-эпических компетенций. Специалисты подчеркивают все большую значимость этического практикума, который существенно «теснит» традиционную лекционно-

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

и

Рч < ^

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

«

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« S

д

H U

W PQ

семинарскую модель в преподавании этических курсов [Викторук E.H., Викторук Е.А., 2013, с. 162-166]. Этический практикум является полем профессиональной и исследовательской работы таких авторов, как И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева, Д.А. Пинский, E.H. Неведомская, В.А. Осадов-ский, Т.В. Мишаткина, С.П. Жукова и др. В ходе практикума не только осуществляется формирование профессионально-этических компетенций, принадлежащих области социальной морали, но открываются возможности для личностного морального роста - формирование идей самоценности личности, толерантности, «понимающего» отношения к «Другому», значимость универсальных нравственных ценностей. Этический практикум открывает пространство личностного конструктивного творчества. Этическое знание, «интериоризируясь» в ходе практикума, способствует расцвету, а не подавлению индивидуальности. Кроме того, в ходе групповой работы создается климат «микрогруппы», благодаря которому синергийно объединенный опыт студентов и преподавателя, создает «зону ближайшего этико-морального развития» [Viktoruk, Ardykova, 2013, р. 896-904].

В «западных» учебниках по деловой этике есть большой спектр этико-образовательных методик, хорошо апробированных при подготовке менеджеров, психологов, социальных работников. Гипотеза нашего исследования состоит в том, что хорошо отработанные в «западной» деловой и профессиональной этике обучающие методики должны быть обязательно адаптированы к российской ментальности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в ходе практикума выполняется работа с ценностями будущего профессионала.

В этой статье мы приведем пример практического занятия «Значки», предлагаемого М. Доэл и С. Шадлоу [Доэл, Шадлоу, 1995, с. 54] в учебном пособии «Практика социальной работы», раскрывающего тему «Самовыражение». В учебном пособии предложено двадцать практических занятий, разработанных «под ключ»: прописаны цель, метод, «пояснения для студентов», вопросы для обсуждения, «пояснения для препо-

давателей», «дневник практики» и т. п. Предлагается двадцать многократно апробированных занятий, и лишь два из них - «Значки» и «Границы» -мы сочли «пригодными» для раскрытия соответствующей темы в курсах профессиональной этики. Занятие «Значки» мы проводили более десяти лет в разных группах обучающихся, и только недавно оно стало предметом методико-дидактической рефлексии, что позволило относительно обоснованно судить об эффективности применения «заимствованных» обучающих методик.

Методы исследования: анкетирование, интервью, экспертные опросы, дебрифинг как инструмент тренинга. Объект исследования: для выявления эффективности практико-ориентированных методик в содержании этических курсов нами были опрошены две группы студентов-бакалавров (12 и 17 человек) и одна группа магистров (7 человек), изучающих этику в Сибирском федеральном университете и КГПУ им. В.П. Астафьева.

Основные положения. Методика «Значки» разработана для темы «Самовыражение. Цель занятия - помочь студенту понять влияние его личного стиля на рабочую практику. Занятие предполагает групповую дискуссию и самостоятельную письменную рефлексию по поводу заданных авторами методики «значков». Практикум «Значки» способствует формированию следующих профессионально-этических компетенций: способности прогнозировать поступки окружающих, опираясь на знания о личности собеседника, полученные из предыдущего опыта общения; готовности уважать мнение другого человека; способности соответствовать моральным нормам и образцам поведения, принятым в профессиональном сообществе. Освоение методики способствует самопознанию и развитию этической сензитивности.

Авторская методика предусматривает использование при групповой дискуссии следующих значков: «Кампания по атомному разоружению», «Я участвовал в марафоне», «Иисус жив!», «Горжусь, что я "голубой"», «Желаю приятно провести день», «Спасите кита», «Место женщины - среди ее единомышленниц». Значки наря-

O.e. АРДЮКОВА, Л.В. ДОВЫДЕНКО. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ЭТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ду с речью, одеждой, жестами являются одним из способов самовыражения, поэтому предлагаемое упражнение призвано помочь студенту понять и осознать степень влияния «личного стиля на рабочую практику» [Доэл, Шадлоу, 1995, с. 54]. Важно отметить, что авторы методики допускают замену предлагаемых значков, т. к. «более наглядно и впечатляюще выглядят значки, если в них включены надписи, близкие по духу участникам обсуждения значков» [Там же, с. 55]. Руководствуясь этим, мы предлагаем обучающимся заменить «значки» таким образом, чтобы с изменением вербальной формулировки сохранялась эмоциональная и смысловая нагрузка.

Адаптация методики к российской действительности. В ходе апробации методики было установлено, что не все значки одинаково воспринимаются и понимаются в их ценностно-смысловой информационности. Например, значки «Горжусь, что я "Голубой"» и «Иисус жив!» запомнились студентам лучше, чем «Я участвовал в марафоне» и «Спасите кита». Не всегда понимается самовыражающий посыл значка «Место женщины - среди ее единомышленниц». Поэтому несомненным преимуществом является гибкость методики в свободном выборе новых значков. Варианты значков, предложенные для замены:

Значки из методики Предлагаемая замена

Кампания по атомному разоружению Мы против завода ферросплавов в Красноярске!

Иисус жив! Цой жив!

Я участвовал в марафоне Стартуют все!

Горжусь, что я «голубой» ЛГБТ

Желаю приятно провести день Миру мир © (улыбка)

Спасите кита Спасите уссурийского тигра

Место женщины - среди ее единомышленниц Все мужчины - «Сво...»

Новые значки, предложенные участниками групп Донор крови Я - королева

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h

О Й &

0

1

х %

«

Одновременно в ходе занятия принимали участие группы численностью от 6 до 17 человек. В связи с этим был допущен выбор одинаковых значков участниками одной группы, что позволило рассмотреть их в различных аспектах.

Участники занятия высоко оценивают его «продуктивность», поскольку тщательно отработанная Доэл и Шадлоу методика позволяет поэкспериментировать с личным стилем в ситуации обучения. Групповая дискуссия помогает получить максимально полную обратную связь в том, как каждый из значков может быть воспринят другими людьми и какое влияние внешний вид может оказать на процесс формирования образа будущего профессионала. В ходе занятия студенты приобретают уникальный опыт межличностного общения и самовыражения. Эффективность занятия очень высока, рефлексия продолжается в течение длительного периода времени после проведенных занятий. По признанию участников,

они непроизвольно стали «читать» значки в повседневной жизни. Нами зафиксировано, что уровень письменной рефлексии студентов в конце занятия в целом оказался глубже, чем в ходе устного дебрифинга. Произошел переход от формальной рефлексии к содержательной. Можно заключить, что знания, полученные в ходе занятия, были переработаны и интегрированы в систему личности.

Выводы. Анализсильныхи слабыхсторон применения методики в условиях российской ментальное™ позволил раскрыть особенности трансформации моральных оценок в сфере профессионального самовыражения. «Значки» обладают высоким ценностно-трансформирующим эффектом за счет работы на знаково-символическом уровне, который ближе всего подходит к системе моральных ценностей. Практикум «Значки» подтверждает гипотезу о том, что даже самые эффективные «западные» методики по формированию профессиональных компетенций, свя-

«

О W V

s

ь

1-4

<с п w с

«

S X

H

и

w м

занных с системой ценностей (в том числе моральных), нуждаются в адаптации. Обязательным условием адаптации таких методик является многократная отработка в разных группах обучающихся с последующим комплексным анализом, опирающимся на письменные отчеты участников, дебрифинг по итогам каждого занятия, анкетирование, обсуждение эффективности занятия его организаторами. В занятии «Значки» адаптация состоит в том, что должны быть «переформулированы» сами значки, а методика проведения занятия практически не нуждается в корректировке. Более того, точность выполнения методико-дидактических рекомендаций - условие максимального достижения образовательного результата. Проведение практикума «Значки» показало, что в современном глобализирующемся поликультурном мире этика становится значимым фактором профессионализма и социальной успешности, а этическое образование - пространством творчества, включающим проектную лабораторию, проектную мастерскую.

Библиографический список

1. Викторук E.H. «Должное» и «сущее» в этическом образовании инженеров // Ведомости прикладной этики. 2014. № 44. С. 202-214.

2. Викторук E.H., Викторук Е.А. Этика в университете: соблазны и перспективы «пользовательского формата» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26).

3. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. / под ред. Б.Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 54-62.

4. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В., Пинский Д.А., Неведомская E.H., Осадовский В.А. Этическая мозаика. Опыт нетрадиционной интерпретации этики. М: Меджик бук, 2001. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мишаткина Т.В. Этика: практикум. Минск: ТетраСистемс, 2003. 320 с.

6. Viktoruk E.N., Ardykova O.S. Universals and Pragmatics as Substantial Reference Points of Modern Ethical Education // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2013. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.