© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 613.2:378.661
В. А. Доценко, О. В. Васюхичева, В. И. Лойко, Е. В. Л обода
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ДИЕТОЛОГИИ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЛСГМИ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
В утвержденных ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1987 г. «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» констатируется, что «высокое качество подготовки и повышения квалификации специалистов здравоохранения является главнейшей задачей медицинского образования... Перестройка здравоохранения, повышение его роли в жизни советского общества предъявляют новые требования к профессиональному мастерству, нравственному облику и организации работы медицинских и фармацевтических кадров». Отмечается, что следует изменить систему обучения врачей, ориентируясь на подготовку врача широкого профиля.
Повышение общей и медицинской культуры будущего врача-профилактика невозможно без углубленного изучения гигиены питания человека и его особенностей в плане профилактики и лечения заболеваний, особенно алиментарного этиопатогенеза. В связи с этим закономерно совершенствование программ и методики преподавания на санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов, направленное на улучшение подготовки будущих врачей профилактической медицины.
На базе кафедры гигиены питания с клиникой алиментарных заболеваний ЛСГМИ в соответствии с учебным планом с 1983 г. студенты проходят курсовое обучение по основам диетологии. Субординаторы закрепляют полученные знания на базе СЭС и больниц города, выполняя науч-но-практические работы по диетологии совместно с практическими врачами, с последующей аттестацией практических навыков.
Если, изучая гигиену питания, студенты санитарного факультета знакомились с первичной алиментарной профилактикой заболеваний, то, осваивая программу лечебного питания, они выяснили пути вторичной алиментарной профилактики, т. е. профилактики обострений, рецидивов и осложнений болезней. На семинарских занятиях в клинике алиментарных заболеваний кафедры гигиены питания рассматриваются значение лечебного питания в комплексном лечении больных, сущность принципа этиопатогенетической сбалансированности пищевого рациона в лечебном питании и другие основополагающие аспекты диетотерапии, заостряется внимание на дифференциации понятий лечебного и диетического питания. Под лечебным питанием имеется в ви-
ду такое питание, которое удовлетворяет физиологические потребности больного человека, т. е. этиопатогенетически сбалансированное и применяемое в условиях стационара ограниченное время, с целью лечения болезни и вторичной алиментарной профилактики. Диетическое питание — это питание, адекватное физиологическим потребностям человека, когда патологические процессы заболевания настолько компенсированы, что больной работоспособен и питание может осуществляться на базе диетической столовой с учетом энергоценности рациона в зависимости от группы интенсивности труда.
При разборе концепции М. И. Певзнера [3] о трехзвенном воздействии лечебного питания на организм больного (органотерапия, симптоматическая и нейрогуморальная диетотерапия) преподаватели обращают внимание студентов на значение и перспективность воздействия лечебного питания на всех регуляторных уровнях организма [2], обсуждают вопрос о значении типа высшей нервной деятельности, тонусе вегетативной системы, об учете фармакологических свойств пищи, в частности содержания в ней би'о-гейных аминов, при назначении лечебного стола [5].
Все принципы лечебного питания для лучшего понимания и усвоения студентами рекомендуем свести к следующим четырем требованиям: 1) оптимальный режим питания; 2) механическое, термическое, химическое щажение; 3) этиопатогене-тическая сбалансированность пищевого рациона: а) обеспечение физиологических потребностей больного человека в пищевых веществах и энергии (использование парентерального питания при всех редуцированных диетах); б) восстановление соответствия между поврежденными системами организма и химическим составом пищи (например, лечебное питание при энзимопатиях); в) компенсация пищевых веществ, теряемых организмом больного (при анемии, ожоговой болезни, заболеваниях почек с нефротическим синдромом и др.); г) стимулирование восстановительных процессов в органах и тканях больного путем включения в лечебные столы эссен-циальных нутриентов (аминокислот, витаминов, микроэлементов, ненасыщенных жирных кислот) ; 4) функциональные тренировочные нагрузки и разгрузки [4, 6].
При построении динамической схемы лечебного питания курируемых больных студент должен приобрести навыки в дозировании длительности
щадящей деты. Студент осваивает применение метода нагрузок и разгрузок с целью тренировки больного органа и восстановления его нарушенных функций.
Самостоятельная работа студентов на занятиях в клинике алиментарных заболеваний кафедры гигиены питания проводится методом курирования больных. При этом последовательно осуществляются следующие разделы плана: установление диагноза, формы и стадии заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний; решение вопроса о назначении диеты курируемому больному с учетом формы и стадии болезни; составление принципиальной схемы индивидуального лечебного питания больного; оформление протокола обоснования схемы индивидуального лечебного питания; разбор предлагаемых схем диетотерапии на примере больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и обмена веществ.
Протокол обоснования схемы индивидуального лечебного питания состоит из паспортной части, пищевого анамнеза; таблицы относительной связи жалоб, симптомов, микросимптомов больного и алиментарных факторов риска; динамической схемы лечебного питания и рекомендаций больному по диетическому питанию в домашних условиях.
Перед студентами ставится задача при сборе пищевого анамнеза у больного понять, какие недостатки питания привели к данной патологии. Уточняется роль алиментарных факторов риска в возникновении и течении заболевания. Пищевой анамнез собирается по следующему плану: режим питания; набор продуктов, преимущественно используемых в питании; количество используемых продуктов при изготовлении блюд; способы кулинарной обработки продуктов; вредные привычки в питании (злоупотребление солью, сахаром, специями, кондитерскими изделиями и др.).
При проведнии занятий в клинике алиментарных заболеваний кафедры гигиены питания преподаватели обращают основное внимание на формирование «диетологического» мышления у студентов, на умение оценить эффективность диетотерапии. Будущих врачей-диетологов также обучают приемам оценки организации лечебного и диетического питания [1]. Структура санитарно-гигиенического анализа организации лечебного питания предусматривает контроль на уровнях базы закрытых учреждений, пищеблока, доставки пищи в отделения и в самих отделениях. В процессе работы в лечебно-профилактических учреждениях, клинике и учебной лаборатории кафедры выполняется задание учебно-исследовательского характера, которое включает гигиеническую оценку правильности составления мешо-раскладки одной из диет, используемых в лечебно-профилактическом учреждении, характеристику энергетической ценности суточных рационов питания, оценку режима питания и содержания
пищевых и биологически, активных веществ, степени их сбалансированности (выполнение этого раздела проводится путем анализа семидневных меню-раскладок изучаемой диеты, при этом учитываются материалы лабораторных исследований); гигиеническую оценку структуры продуктового набора путем анализа месячных накопительных ведомостей расхода продуктов по изучаемой диете; разработку рекомендаций по улучшению режима и качественных особенностей питания, включая рекомендации по оптимизации продуктового набора и составлению семидневных меню-раскладок по изучаемой диете.
Приобретение навыков санитарно-гигиенического контроля за организацией диетического питания в системе общественного питания дает студенту возможность квалифицированно оценить его, выявить недостатки и разработать обоснованные рекомендации по совершенствованию такого питания.
При прохождении первичной специализации в субординатуре на кафедре гигиены питания с клиникой алиментарных заболеваний совместно с практическими врачами студенты выполняют научно-практические работы по оценке организации лечебного питания конкретной больницы, диетического питания в районах города, в вузах, на промышленных предприятиях.
Несмотря на то что студенты получают основательную подготовку по диетологии на базе кафедры гигиены питания с клиникой алиментарных заболеваниий ЛСГМИ и проходят государственную аттестацию полученных практических навыков, выпускники санитарно-гигиенических факультетов ЛСГМИ не имеют юридического права работать врачами-диетологами.
Высокую потребность во врачах-диетологах выпускники лечебных факультетов медицинских вузов удовлетворить не могут, так как они не проходят циклового обучения по основам диетологии, а получают разрозненные знания по лечебному питанию на клинических кафедрах и не владеют методами организации лечебного и диетического питания.
Должности врачей-диетологов не укомплектованы полностью и в большинстве случаев заняты врачами, не имеющими специальной подготовки. Это сказывается на эффективности диетического питания.
Накопленный методический опыт трехлетней работы по преподаванию диетологии на кафедре гигиены питания с клиникой алиментарных заболеваний ЛСГМИ, а также аттестация диетологов позволяют признать необходимым цикловое обучение по основам диетологии не только на санитарно-гигиенических, но и на лечебно-профилактических факультетах медицинских вузов.
Целесообразно просить Главное управление учебных заведений Минздрава СССР и Госкомитета по народному образованию предусмотреть
J
в квалификационной характеристике врача по специальности 1903 «Медико-профилактическое дело» квалификацию врача-диетолога.
Литература
1. Доценко В. А. Санитарно-гигиенический контроль за организацией общественного питания. — М„ 1986. — С. 161—173.
2. Конышев В. А. Питание и регулирующие системы организма,—М., 1985. —С. 185—205,
3. Певзнер М. И. Основы лечебного питания.— М., 1949.— С. 30.
4. Питание в профилактической медицине: Учеб. метод. пособие/Под ред. Е. А. Лебедевой.— Л., 1986.— С. 17— 20.
5. Покровский А. А. Метаболические аспекты фармакологии и токсикологии пищи.— М., 1979. — С. 52—59.
6. Справочник по диетологии / Под ред. А. А. Покровского, М. А. Самсонова,— М., 1981. —С. 157—158.
Поступила 06.07.88
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1989 УДК 61:378.061
М. Ф. Лемясев, Н. В. Рябова, Т. Г. Малкова, Е. В. Ползик ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Свердловский медицинский институт
Научно обоснованное управление качеством высшего медицинского образования может осуществляться только после анализа многочисленных факторов, влияющих на уровень усвоения знаний студентами, а также количественной оценки значения каждого из них. Прогнозирование уровня риска низкой успеваемости, основанное на комплексном учете этих факторов, и своевременное проведение индивидуализированных мероприятий социального, педагогического, медицинского плана дают возможность в известной мере влиять на качество обучения студентов.
Целью настоящего исследования является изучение возможности индивидуального прогнозирования качества усвоения студентами медицинского института знаний, получаемых в течение одного года обучения, основанного на комплексной оценке факторов, влияющих на этот процесс.
Изучен контингент студентов лечебно-профилактического и санитарно-гигиенического факультетов набора 1985/86 учебного года в количестве 205 человек. По результатам успеваемости на первом году обучения (первый и второй семестры) были сформированы 3 группы численностью 67—69 человек: 1-я группа — лица с хорошей успеваемостью, т. е. студенты, сдавшие экзамены на «хорошо» и «отлично»; 2-я группа — студенты с удовлетворительной успеваемостью; 3-я группа — с низкой успеваемостью. Каждый студент был охарактеризован по 19 факторам (табл. 1), выбранным, исходя из данных литературы, а также при опросе экспертов — опытных преподавателей института.
Сведения о социально-гигиенических факторах были получены путем анкетного опроса студентов, а также из официальной отчетности деканата. Организацию учебного процесса определяли при анализе расписания занятий. Умственную работоспособность оценивали по результатам выполнения корректурного теста (12 определений в течение года). О степени напряжения
организма в связи с адаптацией к вузу судили по жалобам студентов, годовой и недельной в 4 периода учебного года динамике показателей корректурного теста и теста дифференцированной самооценки САН. Личностную оценку студента давали на основе теста ММРи. Состояние здоровья оценивали по материалам профилактического осмотра, проведенного с привлечением ряда специалистов кафедр института.
Поскольку все выбранные факторы не могут быть выражены строго количественно, по каждому из них в ходе предварительного исследования были установлены градации, позволяющие каждое наблюдение отнести к тому или иному разряду признака, причем по некоторым суждение о принадлежности наблюдения к определенной градации признака выносили по комплексу данных. Например, при оценке уровня мотива-
Таблица 1 Количественная оценка влияния факторов
Ранговое Фактор Информатив-
место ность,
отн. ед.
1 Довузовская подготовка 1,0000
2 Пол 0,5881
3 Мотивация при выборе институ- 0,5816
та, факультета обучения Отношение к учебе
4 0,5737
5 Факультет 0,5272
6 Организация труда 0,4831
7 Умственная работосппсобность 0,4623
8 Употребление алкоголя 0,4266
9 Материальные условия 0,3709
10 Состояние здоровья 0,2089
11 Взаимоотношения в коллективе 0,1693
12 Курение 0,1677
13 Организация быта 0,1198
14 Личностная оценка 0,0980
15 Режим дня, бюджет времени 0,0900
16 Напряжение адаптации 0,0424
17 Организация учебного процесса 0,366
18 Уровень двигательной активности 0,0200
19 Семейное положение