Таблица 2
Показатели аллергодиагностики морских свинок, подвергавшихся комплексному воздействию новых диэлектрических проводниковых
паст (М±т)
Кожный Титр Сенсибилизи-
Паста тест. РСЛЛ. % Эозинофилы, % комплемента. ЦИК, усл. сл. рованные
баллы усл. ед. животные, %
Медная проводниковая (ПМ-0701) 0 12,9±3,06* 0,52±0,08* 0,027±0,003 61,4±4,9 37
Диэлектрическая, для герметизации (ПС-0701) 0 18,3± 1,3* 0,89±0,19 0,027 ±0,003 68,8±4,6 50
Диэлектрическая, совместимая с алюминиевыми про-
водниками (Д-0705) 0 20,8±1,5* 0,6±0,14 0,03±0 63,8±6,2 50
Диэлектрическая, совместимая с медными проводниками
(Д-0706) 0 15,4±0,5* 0,9±0,1 0,03±0,001 63,4 ±6,1 50
Силнкатно-сереб(5я11ая 0 10,3±2,0 0,59 ±0,05* 0,03 ±0 62,2±8,4 0
ТЭД-10 (органическая связующая) 0 8,8±3,0 0,89±0,13 0,028 ±0,002 62,5±0,8 0
Ацетон (контроль) 0 7,2±0,3 !,04±0,2 0,027±0,003 65,5±4,79 0
Примечание. Звездочка — различия по сравнению с контролем достоверны при /><0,05.
низма морских свинок на воздействие изучаемых диэлектрических и проводниковых паст определяется, по-видимому, разным содержанием в них свинца, поскольку органическое связующее ТЭД-10, являющееся компонентом паст ПМ-0701, ПС-0701 и Д-0705, аллергенное действие не оказывает (см. табл. 2).
Данные литературы также свидетельствуют об аллергенном действии свинца. У рабочих свинцового завода наблюдались аллергозы, главным образом дерматиты, а у лиц со стажем до 5 лет определялось резкое повышение содержания биогенных аминов в крови [3].
Таким образом, результаты исследований позволяют заключить, что комплексное воздействие диэлектрических и проводниковых паст вызывает аллергическую реакцию организма. Сенсибилизация более выражена при воздействии паст ПС-0701 и Д-0705, содержащих большее количество свинца
(60 и 45 % непроводящей фазы), и определяется, видимо, ионом этого металла. Пасты, не содержащие свинца (ПМ-0701, ССП) или содержащие его в незначительном количестве (Д-0706), аллергенное действие не оказывают или оно значительно ниже по сравнению с действием ПС-0701 и Д-0705.
Литература
1. Гриневич Ю. А., Алферов А. Н. // Лаб. дело,— 1981.— № 8,— С. 493-495.
2. Методические рекомендации. Постановка исследований по гигиеническому нормированию промышленных аллергенов в воздухе рабочей зоны.— Рига, 1980.
3. Русин В. Я. // Вредные химические вещества / Под ред. В. А. Филова и др. / Л., 1988,— С. 425.
4. Талакин Ю. Н., Рыкова В. М., Иванова Л. А. и др. // Гиг. труда.— 1989.— № 2.— С. 52—53.
5. Чернушенко Е. Ф., Когосова Л. С. Иммунология и иммунопатология заболеваний легких.— Киев, 1981.
Поступила 10.07.90
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного
дела
© н М. ДЕНИСЕНКО. 1992 УДК 6!3.2 + 615.874.2|:378.661.3/.4
И. М. Денисенко
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЕТОЛОГИИ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Днепропетровский медицинский институт
Подготовка высококвалифицированных кадров в условиях перестройки здравоохранения требует дальнейшего совершенствования работы в медицинских вузах, направленной на изменение системы обучения с ориентацией на подготовку врача широкого профиля. Модель такого врача отражена в проекте квалификационной характеристики (КХ) нового поколения по специальности 04.й. «Медико-профилактическое дело». Согласно КХ, врач-выпускник по данной специальности должен быть подготовлен на высоком профессиональном уровне по обоснованию и организации мероприятий в области охраны и укрепления здоровья населения, осуществлению государственного санитарного и эпидемиологического надзора для предупреждения и снижения заболеваемости населения, ликвидации отдельных болезней на обслуживаемой территории. Кроме того, он должен проводить научно-исследовательскую работу, а также оказывать лечебную помощь в определенном объеме [3]. Программа подготовки должна сформировать вра-
ча, способного решать гигиенические и эпидемиологические вопросы, и одновременно оценивать состояние здоровья, диагностировать заболевание и оказывать экстренную врачебную помощь взрослым и детям на догоспитальном этапе.
Такая подготовка значительно повысит квалификационный и общеврачебный уровень выпускников санитарно-гигиенических факультетов.
Одновременно изменение модели врача лечебного профиля, включающей в себя перечень знаний и умений по гигиеническим и эпидемиологическим вопросам, позволило бы сформировать врача-клинициста с широким кругозором, деятельность которого была бы направлена на предупреждение заболеваний или лечение болезней на ранней стадии.
К сожалению, существующие программы и учебные планы четко ориентированы на подготовку врачей чисто санитарного или лечебного профиля: врачи-гигиенисты должны заниматься внешней средой, а врачи лечебного профиля больным чело-
веком. Между тем внешняя среда оказывает существенное влияние на здоровье человека. Отсюда возникает разрыв между профилактикой заболеваний и их лечением [1, 2].
Следуя учебному плану по гигиене питания, мы попытались в допустимых рамках внести свой вклад в подготовку врача-гигиениста, способного к решению клинических вопросов в определенном объеме, как этого требует их КХ.
Такая возможность появилась в 1985 г., когда на нашей кафедре открылись курсы усовершенствования врачей по клинической диетологии. Кафедра стала именоваться кафедрой гигиены питания и клинической диетологии и получила клиническую базу. Согласно новому учебному плану, предусматривается более глубокое изучение вопросов лечебного (диетического) питания как фактора вторичной профилактики неинфекционных заболеваний.
Студенты получают представление о значении диетического питания как лечебного и профилактического фактора, знакомятся с организацией диетического (лечебного) питания в лечебно-профилактических учреждениях и в системе предприятий общественного питания, самостоятельно осуществляют санитарно-гигиенический контроль за диетическими столовыми, пищеблоками больниц и др. Пользуясь спецификой кафедры, мы ввели в учебный процесс новую тему: «Обоснование и разработка диетического питания при различных острых и хронических заболеваниях», занятия по этой теме проводят после цикла лекций по лечебному (диетическому) питанию, предусмотренного программой. Кроме того, дополнительно мы читаем лекции на темы: «Роль питания в профилактике заболеваний органов кровообращения», «Роль питания в профилактике онкологических заболеваний», «Роль питания в профилактике ожирения», «Пищевая аллергия». Затем студенты приступают к работе клиники, где курируют больных с целью обоснования и разработки диетического питания.
Накануне этого занятия преподаватель подбирает больных с различными видами патологии (в основном с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, эссенциальной артериальной гипертензией, сахарным диабетом, заболеваниями гепатобилиарной системы, ожирением и др., т. е. заболеваниями мультифакторной этиологии, связанными с характером питания).
При этом особое внимание уделяется диетологическому статусу: кратности и режиму питания, еде всухомятку, перееданию, недостаточному питанию, злоупотреблению белковой, жирной, углеводно-рафинированной или богатой клетчаткой пищей; непереносимости тех или иных продуктов у больного или его родственников. Далее студенты знакомятся с данными лабораторных и инструментальных исследований и пишут историю болезни, обращая особое внимание на обоснование и разработку лечебного (диетического) питания. На следующий
день проводится занятие в присутствии преподавателей-клиницистов по типу конференции: каждый студент докладывает историю болезни, особое внимание уделяет обоснованию диагноза с учетом роли алиментарных факторов, разработке и обоснованию лечебного питания. В обсуждение включаются все студенты.
Конечно, 2 занятий недостаточно для оценки роли лечебного питания в комплексе других методов лечения. Желательно было бы проследить динамику и оценить эффективность лечения, что мы предусматриваем в связи с новой учебной программой. Проведение такого занятия требует от студентов санитарно-гигиенического факультета высокого уровня общеврачебного образования. Преподаватель при подготовке к такому занятию должен изучить соответствующую литературу по терапии {особенно по этиологии, патогенезу, клинике заболеваний), физиологии, биохимии и др.
В этом году наша кафедра планирует прочитать ряд факультативных лекций студентам лечебного факультета по основам рационального питания как первичного фактора алиментарной профилактики заболеваний, а также лекций по диетическому (лечебному) питанию, поскольку студенты лечебного профиля недостаточно информированы о роли питания — важного фактора здорового образа жизни, непосредственно влияющего на формирование здоровья человека.
При положительной оценке такого цикла лекций в перспективе мы видим необходимость в проведении практических занятий по данному разделу и вопросам клинической диетологии сначала на лечебном, а в дальнейшем на других факультетах. На наш взгляд, такая форма преподавания вызывает необходимость изменения названия кафедры на название кафедра питания человека. Такая кафедра занималась бы подготовкой врачей по гигиене питания, врачей-диетологов и значительно расширила бы объем знаний врачей клинического профиля по вопросам лечебного питания и алиментарной профилактики неинфекционных болезней.
Литература
1. Гончарук Е. И. // Гиг. и сан,— 1985 — № 12,— С. 32—35.
2. Доценко В. А.. Васюхичева О. В., Лойко В И.. Лобова Е В II Там же,— 1989.—№ П.—С. 25—27.
3. Методические рекомендации по разработке дополнительной (вузовской) части квалифицированных характеристик специалистов-выпускников медицинских и фармацевтических институтов и факультетов университетов / Мещерякова М. А. и др.—М., 1989.
Поступила 26.02.91
© О. Н. СОРОКИН. Г. Ф ЦЫМБАЛЮК. 1992 УДК 616-053.2-082:656.211.5|:93
О. И. Сорокин, Г. Ф. Цымбалюк
ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
Главное врачебно-санитарное управление МПС, Москва
История создания транспортной медицины начинается со времени строительства Петербургско-Московской железной дороги (1842 -1851 гг.). Первые сведения об организации детского здравоохранения относятся к 1917 г., времени издания постановления правительства «Об организации коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества». 28 декабря 1917 г. В. И. Ленин подписал Декрет об учреждении отдела охраны материнства и младенчества, который был создан при Народном комиссариате социального обеспечения, а в 1920 г. передан в ведение Народного комиссариата здравоохранения. Одновременно с созданием Народного комиссариата здравоохранения был организован Отдел путей сообщения (ОПС), объединивший всю транспортную медицину. Положение о железнодорожном отделе было принято 29 октяб ря 1918 г.
Аппарат Народного комиссариата здравоохранения неоднократно реконструировался, изменялись названия отделов. По постановлению Коллегии Наркомздрава 21.05.91 ОПС был переименован в Медико-санитарный отдел путей сообщения. 08.12.23 его состав был расширен и отдел был вновь переименован в Медико-санитарное управление путей сообщения.
30.03.22 коллегией Наркомздрава было утверждено «Положение», определявшее основные задачи охраны здоровья подрастающего поколения.
До 1917 г. на железных дорогах не существовало лечебных и профилактических учреждений, специально обслуживавших детей. При необходимости медицинская помощь больным детям оказывалась во врачебных и фельдшерских приемных покоях, амбулаториях и больницах. Дети пользовались услугами фельдшеров, изредка врачей земства, или частнопрактикующих врачей. Профилактическая работа среди детей в организованном порядке не проводилась.
По данным архивных сведений Врачебно-саннтарной службы Юго-Западной железной дороги, незадолго до Октябрьской революции в медицинские учреждения ст. Киев был приглашен специалист по детским болезням, который консультировал детей железнодорожников в особых случаях.
К организации детской лечебно-профилактической помощи на железнодорожном транспорте органы здравоохранения приступили в 20-х годах.
Так, в центре Западных железных дорог (Гомель) в 1921 г.