Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ'

ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О.Н. Сорокин, Г.Ф. Цымбалюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ»

веком. Между тем внешняя среда оказывает существенное влияние на здоровье человека. Отсюда возникает разрыв между профилактикой заболеваний и их лечением [1, 2].

Следуя учебному плану по гигиене питания, мы попытались в допустимых рамках внести свой вклад в подготовку врача-гигиениста, способного к решению клинических вопросов в определенном объеме, как этого требует их КХ.

Такая возможность появилась в 1985 г., когда на нашей кафедре открылись курсы усовершенствования врачей по клинической диетологии. Кафедра стала именоваться кафедрой гигиены питания и клинической диетологии и получила клиническую базу. Согласно новому учебному плану, предусматривается более глубокое изучение вопросов лечебного (диетического) питания как фактора вторичной профилактики неинфекционных заболеваний.

Студенты получают представление о значении диетического питания как лечебного и профилактического фактора, знакомятся с организацией диетического (лечебного) питания в лечебно-профилактических учреждениях и в системе предприятий общественного питания, самостоятельно осуществляют санитарно-гигиенический контроль за диетическими столовыми, пищеблоками больниц и др. Пользуясь спецификой кафедры, мы ввели в учебный процесс новую тему: «Обоснование и разработка диетического питания при различных острых и хронических заболеваниях», занятия по этой теме проводят после цикла лекций по лечебному (диетическому) питанию, предусмотренного программой. Кроме того, дополнительно мы читаем лекции на темы: «Роль питания в профилактике заболеваний органов кровообращения», «Роль питания в профилактике онкологических заболеваний», «Роль питания в профилактике ожирения», «Пищевая аллергия». Затем студенты приступают к работе клиники, где курируют больных с целью обоснования и разработки диетического питания.

Накануне этого занятия преподаватель подбирает больных с различными видами патологии (в основном с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, эссенциальной артериальной гипертензией, сахарным диабетом, заболеваниями гепатобилиарной системы, ожирением и др., т. е. заболеваниями мультифакторной этиологии, связанными с характером питания).

При этом особое внимание уделяется диетологическому статусу: кратности и режиму питания, еде всухомятку, перееданию, недостаточному питанию, злоупотреблению белковой, жирной, углеводно-рафинированной или богатой клетчаткой пищей; непереносимости тех или иных продуктов у больного или его родственников. Далее студенты знакомятся с данными лабораторных и инструментальных исследований и пишут историю болезни, обращая особое внимание на обоснование и разработку лечебного (диетического) питания. На следующий

день проводится занятие в присутствии преподавателей-клиницистов по типу конференции: каждый студент докладывает историю болезни, особое внимание уделяет обоснованию диагноза с учетом роли алиментарных факторов, разработке и обоснованию лечебного питания. В обсуждение включаются все студенты.

Конечно, 2 занятий недостаточно для оценки роли лечебного питания в комплексе других методов лечения. Желательно было бы проследить динамику и оценить эффективность лечения, что мы предусматриваем в связи с новой учебной программой. Проведение такого занятия требует от студентов санитарно-гигиенического факультета высокого уровня общеврачебного образования. Преподаватель при подготовке к такому занятию должен изучить соответствующую литературу по терапии {особенно по этиологии, патогенезу, клинике заболеваний), физиологии, биохимии и др.

В этом году наша кафедра планирует прочитать ряд факультативных лекций студентам лечебного факультета по основам рационального питания как первичного фактора алиментарной профилактики заболеваний, а также лекций по диетическому (лечебному) питанию, поскольку студенты лечебного профиля недостаточно информированы о роли питания — важного фактора здорового образа жизни, непосредственно влияющего на формирование здоровья человека.

При положительной оценке такого цикла лекций в перспективе мы видим необходимость в проведении практических занятий по данному разделу и вопросам клинической диетологии сначала на лечебном, а в дальнейшем на других факультетах. На наш взгляд, такая форма преподавания вызывает необходимость изменения названия кафедры на название кафедра питания человека. Такая кафедра занималась бы подготовкой врачей по гигиене питания, врачей-диетологов и значительно расширила бы объем знаний врачей клинического профиля по вопросам лечебного питания и алиментарной профилактики неинфекционных болезней.

Литература

1. Гончарук Е. И. // Гиг. и сан,— 1985 — № 12,— С. 32—35.

2. Доценко В. А.. Васюхичева О. В., Лойко В И.. Лобова Е В II Там же,— 1989.—№ П.—С. 25—27.

3. Методические рекомендации по разработке дополнительной (вузовской) части квалифицированных характеристик специалистов-выпускников медицинских и фармацевтических институтов и факультетов университетов / Мещерякова М. А. и др.—М., 1989.

Поступила 26.02.91

© О. Н. СОРОКИН. Г. Ф ЦЫМБАЛЮК. 1992 УДК 616-053.2-082:656.211.5|:93

О. И. Сорокин, Г. Ф. Цымбалюк

ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

Главное врачебно-санитарное управление МПС, Москва

История создания транспортной медицины начинается со времени строительства Петербургско-Московской железной дороги (1842 -1851 гг.). Первые сведения об организации детского здравоохранения относятся к 1917 г., времени издания постановления правительства «Об организации коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества». 28 декабря 1917 г. В. И. Ленин подписал Декрет об учреждении отдела охраны материнства и младенчества, который был создан при Народном комиссариате социального обеспечения, а в 1920 г. передан в ведение Народного комиссариата здравоохранения. Одновременно с созданием Народного комиссариата здравоохранения был организован Отдел путей сообщения (ОПС), объединивший всю транспортную медицину. Положение о железнодорожном отделе было принято 29 октяб ря 1918 г.

Аппарат Народного комиссариата здравоохранения неоднократно реконструировался, изменялись названия отделов. По постановлению Коллегии Наркомздрава 21.05.91 ОПС был переименован в Медико-санитарный отдел путей сообщения. 08.12.23 его состав был расширен и отдел был вновь переименован в Медико-санитарное управление путей сообщения.

30.03.22 коллегией Наркомздрава было утверждено «Положение», определявшее основные задачи охраны здоровья подрастающего поколения.

До 1917 г. на железных дорогах не существовало лечебных и профилактических учреждений, специально обслуживавших детей. При необходимости медицинская помощь больным детям оказывалась во врачебных и фельдшерских приемных покоях, амбулаториях и больницах. Дети пользовались услугами фельдшеров, изредка врачей земства, или частнопрактикующих врачей. Профилактическая работа среди детей в организованном порядке не проводилась.

По данным архивных сведений Врачебно-саннтарной службы Юго-Западной железной дороги, незадолго до Октябрьской революции в медицинские учреждения ст. Киев был приглашен специалист по детским болезням, который консультировал детей железнодорожников в особых случаях.

К организации детской лечебно-профилактической помощи на железнодорожном транспорте органы здравоохранения приступили в 20-х годах.

Так, в центре Западных железных дорог (Гомель) в 1921 г.

была открыта объединенная консультация для детей и женщин, которая обслуживала только здоровых детей до 4-х лет.

В 1922 г. в Киеве была организована детская и женская консультация, в 1923 г. в Тифлисе—детская консультация при общей поликлинике, в 1925 г. детская консультация была создана в Баку, а в 1927—1928 гг. — в Ганже, Ленинакане, Ереване.

В конце 1924 г. в управлении Северо-Кавказской железной дороги была организована комната кормящей матери, реорганизованная в дальнейшем в детскую консультацию с молочной кухней. В 20-х годах начали работать консультации по обслуживанию женщин и детей железнодорожников на остальных дорогах. Тогда же на некоторых дорогах началась деятельность детских профилактических амбулаторий.

В 1924 г. началась массовая диспансеризация детей дошкольного и школьного возраста в детских садах, школах и детских домах Московского железнодорожного узла. Работники детских профилактических амбулаторий проводили индивидуальные и групповые обследования детей, осуществляли саннтарно-просветительную работу.

В 1925 г. в штате общей железнодорожной амбулатории на ст. Тула была утверждена должность детского врача. В 1924 г. при дорожном санитарном отделе Западных железных дорог работала Центральная амбулатория по детским болезням. Помощь на дому оказывали терапевты, при необходимости для консультаций приглашался врач-педиатр. В январе 1929 г. на ст. Гомель была открыта железнодорожная поликлиника, в которой был выделен специальный кабинет по детству, прием детей осуществлялся в 2 смены. В том же году начали работать кабинеты стоматологический, физической культуры, невропатологический, отоларингологический, где проводились медицинские осмотры организованных детей и подростков. Таким образом, было организовано детское отделение поликлиники.

В годы первой пятилетки на железнодорожном транспорте продолжает развиваться сеть детских учреждений. В 1935 г. в сети железных дорог, по данным Транспортного санитарного управления Наркомата путей сообщения, работали 270 детских консультаций, 38 детских амбулаторий н 168 детских отделений при общих железнодорожных поликлиниках.

Наивысшие показатели были достигнуты в предвоенные годы, когда общее число учреждений, ведущих специализированный прием детей, достигло 312. Общее число женских и детских объединенных и смешанных консультаций в 1940 г. составляло 482. С 1938 г. начали организовываться противотуберкулезные кабинеты.

С 1929 по 1937 г. проводился только амбулаторный прием, дети получали только консультативную специализированную помощь. Систематическое наблюдение за их здоровьем не проводилось. В 1937 г. доктору К. В. Аверьяновой было поручено возглавить работу детского отделения объединенной поликлиники Москвы. После неоднократных и настойчивых просьб ей удалось добиться от руководства поликлиники перевода 10 врачей-педиатров в распоряжение детского отделения поликлиники.

Увеличивалось количество врачей-педиатров. Особое внимание уделялось состоянию работы на врачебных участках, диспансерному наблюдению детей, особенно 1-го года жизни. Все дети обслуживались по типу единого педиатра.

Особенностью работы участковых педиатров являлось то, что детское население находилось на территории радиусом до 10 км. Кроме того, необходимо было проводить профилактические мероприятия на линейных участках протяженностью до 30 км, а также оказывать консультативную помощь врачам линейных участков, выезжать по их вызову к больным, затрачивая по 10—12 ч и более.

Позднее для оказания специализированной помощи на линии на Октябрьской и Донецкой железных дорогах начали создавать передвижные виды помощи: вагоны-консультации, с которыми выезжают бригады врачей-специалистов. В годы войны издается ряд постановлений, предусматривающих меры борьбы с туберкулезом, расширение и улучшение профилактической и лечебной работы, выделяются средства для организации санаторных групп в яслях и детских садах для детей с положительными туберкулиновыми пробами. С 1943 г. врачеб-но-санитарные службы приступили к созданию сети санаториев и санаторных групп в яслях и детских садах, к увеличению числа стационарных коек для детей больных туберкулезом (ст. Новосибирск, Омск, Томск и др.).

Стационарная сеть начала развертываться на транспорте позднее, чем амбулаторно-поликлиническая, и не соответствовала потребностям населения. До революции в железнодорожных больницах не выделялись палаты и койки для детей.

В 1937 г. на дорогах было 8 больниц для детей, где фактически развернуто 265 коек, из них в 5 соматических 165 коек.

3 больницы были предназначены для детей больных туберкулезом. В 1939 г. на Московско-Курской железной дороге была открыта 1 больница для детей с инфекционными заболеваниями. В дальнейшем детские больницы этого профиля открывались на транспорте периодически (1943, 194о, 1949 гг.). В 1946 г. уже работало 18 детских больниц. В 1952 г. в Тбилиси открылась детская больница на 75 коек, в 1957 г. — в Гудауте на 75 коек и Сухуми на 50 коек, там же было открыто специализированное отделение для детей больных ревматизмом.

Динамика развития сети детских коек соответствует развитию сети амбулаторно-поликлинических учреждений для детей. Число врачебных должностей в детских стационарах по сравнению с довоенным периодом к 1966 г. выросло в 12 раз. Постепенно совершенствовалось медицинское оборудование, врачи осваивали и необходимую методику обследования и лечения детей. •;

Так, в 1949 г., исходя из системы обслуживания детей по принципу единого педиатра, на ст. Новосибирск было проведено объединение детских поликлинических отделений с отделением больницы (без административного объединения). Работа проводилась по двухзвеньевой системе. Это дало положительный результат: уменьшилось число несвоевременно госпитализированных детей, улучшилось качество диагностики на участках, снизился процент расхождения поликлинических диагнозов со стационарными. Участковыми врачами была освоена методика трансфузий крови, плевральной и спинномозговой пункции. Во второй половине 1952 г. в отделение были привлечены школьные врачи и врачи детских яслей: введены ночные дежурства врачей.

Представляет интерес и история развития санаторно-оздо-ровительной сети для детей железнодорожников. Первый опыт оздоровления детей работников железнодорожного транспорта был осуществлен нг Украине в 1925 г., когда более 100 детей железнодорожников Южной железной дороги были вывезены на все лето в пионерский лагерь в Коктебель.

Вначале при дорожных профсоюзных комитетах были организованы детские оздоровительные комиссии, в которые вошли представители детских отделений поликлиник, общественных организаций. Позднее оздоровительные комиссии возглавлялись начальниками детских поликлиник или отделений. Эти комиссии планировали всю оздоровительную работу на дорогах.

В 1933 г. в Центральном комитете железнодорожников были обсуждены мероприятия по массовому вывозу детей железнодорожников в летние оздоровительные учреждения. Намечалось вывезти на отдых десятки тысяч детей, на что необходимо было ассигновать миллионы рублей. Материальное участие в развертывании оздоровительных мероприятий приняли управления железных дорог. Дорожные санитарные отделы выделяли врачей и средний медперсонал. Для пионерских лагерей арендовались школьные здания, находившиеся в хороших климатических условиях. При них строились летние кухни, душевые установки. Эффективность массовых летних оздоровительных мероприятий показала всю их целесообразность. На транспорте началось строительство пионерских лагерей, в том числе санаторного типа для ослабленных детей. В 30-х годах впервые начался массовый вывоз организованных детей на дачи.

Постепенно плановое проведение широких оздоровительных мероприятий вошло в систему детского здравоохранения на транспорте. Массовые оздоровительные учреждения по своему профилю и режиму не подходили для оздоровления детей больных туберкулезом, ревматизмом и другими болезнями, поэтому остро встал вопрос об организации специальных учреждений с санаторным режимом и квалифицированным медицинским обслуживанием.

Одним из первых работу по организации детского санатория начал Отдел транспортной медицины Наркомздрава Украины. Транспортный отдел медицины выделил большие средства на восстановление здания в Евпатории, организацию и содержание санатория, и к концу 1926 г. детский санаторий на 200 коек принял первые партии ослабленных детей. Санатории начали открывать и управления других железных дорог, выделялись специальные средства на детскую санаторную сеть. К 1956 г. она насчитывала 130 санаториев на 13 тыс. коек.

Особого внимания заслуживает история организации обслуживания пассажиров с детьми, которые острее других чувствовали неудобства вокзального быта. Еще в годы разрухи после Гражданской войны на многих станциях стали выделять особые уголки для матерей с детьми. Простыми скамейками, вокзальными диванами огораживали часть платформы или вокзала и матерей с детьми первыми пускали к поездам, помогали им при посадке. На станциях создавались ясли, консультации, молочные кухни. В 1931 г. на транспорте приступили к организации комнат матери и ребенка. Первая такая комната была

создана на Казанском вокзале в Москве, вскоре эти учреждения были открыты и на других вокзалах. Уже в 1937 г. их было 180 и обслуживали они свыше 2 млн женщин с детьми.

Таким образом, развитие транспорта требовало приближения лечебно-профилактического обслуживания к производству в помощь к железнодорожникам и их семьям. Медицинское обслуживание детей на транспорте было выделено в само-

стоятельную службу, и в 1945 г. при реконструкции аппарата Главного саннтарного.управления МПС был организован отдел лечебно-профилактической помощи детям, а в 1960 г. как самостоятельная единица он был передан в лечебно-профилактический отдел ГВСУ МПС.

Поступила 17.05.91

Методы исследования

© В. Н. РАКИТСКИП. В. П. ДАНИЛЮК. 1992 УДК 614.777-074:519.24

В. Н. Ракитский, В. П. Данилюк

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПАСНОСТИ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ КСЕНОБИОТИКОВ НА ОБЩЕСАНИТАРНЫЙ РЕЖИМ ВОДОЕМОВ

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев

Проблема загрязнения водных объектов тесно связана с разработкой и применением химических средств защиты растений. Загрязняя водоемы, взаимодействуя между собой и факторами окружающей среды, ксенобиотики оказывают существенное влияние на ход естественных процессов.

С целью изучения влияния эллипса и хлорсульфурона на общий санитарный режим водоемов использовали метод математического планирования эксперимента [1,3] с последующим анализом результатов. Оценивали самоочищающую способность водоема, а именно, превращение органических веществ в неорганические (процесс минерализации). Этот процесс в достаточной степени характеризует уровень биохимического потребления кислорода (ВПК), который является результатом жизнедеятельности гетеротрофных бактерий [2].

В предварительных опытах концентрации исследуемых веществ, нарушающих ВПК, учитывали в процентах от контроля; концентрации, не влияющие на этот процесс, оценивали как пороговые. Измерение растворенного кислорода проводили универсальным кислородомером типа № 5221, кислородным датчиком "Mera — Elwro" типа № 5972, используя датчик температуры ТР-201/РТ-100 (Польша).

Данные предварительных опытов приведены в табл. 1.

Поскольку процессы ВПК протекают близко к логарифмической зависимости, для постановки исследований с применением метода математического планирования эксперимента использовали ортогональный план 2-го порядка. Общее количество опытов в матрице планирования З2. С учетом смены направленности влияния эллипса на изучаемый процесс уровни факторов кодировали следующим образом: —1 — снижение ВПК на 30—50 %, 0 — ВПК в интервале снижения до 10%

и повышения до 10%, +1 — повышение на 30—50 %. Для хлорсульфурона уровни факторов составили: —1 — пороговые концентрации по влиянию на процессы потребления кислорода (0—1-15%), 0 — повышение ВПК на 35—50 % и + 1 — повышение на 70—85 %.

Как видно из табл. 1, условиям опыта соответствовали процессы ВПК на 10-е и 15-е сутки.

При комбинированном действии соединений на ВПК результаты эксперимента можно описать регрессией второго порядка:

Ур=в0+В1х1+В2х2+Впх2,+В22х1+В,2х,х2, (1)

где ур — расчетные значения изучаемого процесса; *| и *2 — кодированные уровни факторов (соответственно эллипс и хлор-сульфурон); Вп — коэффициенты регрессии.

План и результаты опытов по изучению комбинированного действия эллипса и хлорсульфурона представлены в табл. 2.

В результате опытов определили зависимость у=Цх1\хг) в виде многочлена:

^=45,2+29,67*, +36,2*2-3,3*?—5,8*^+3,25*,*2 (2), описывающего процесс на 10-е сутки;

1/р=37,36+35*|+33,2*2—6,5*?—2,2*2—0.5*1*2 (3), описывающего процесс на 15-е сутки.

Средняя ошибка эксперимента составила 2,6 и 2,08 % на 10-е и 15-е сутки соответственно, что значительно меньше ошибки измерения изучаемого показателя. Это позволяет рассматривать уравнения как адекватные математические модели

Таблица I

Динамика ВПК (в мг/л) при раздельном действии эллипса и хлорсульфурона (М±/л)

Концентрация, мг/л Срок исследования, сут

Препарат 1 3 5

абс. % абс. % абс. %

Эллипс 0,5 0,49±0,01 88 0,86±0,02 86 1,5±0,09 60

0,05 0,5±0,01 89 1,2±0,17 120 3,2±0,17 128

0,005 0,53±0,0! 95 0,87±0,04 87 2,6±0,08 104

Контроль 0 0,56±0,012 1,0±0,09 2,5±0,08

Хлорсульфурон 5 0,62±0,06 113 1,5±0,04 125 3,4±0,12 179

0,5 0,62±0,04 113 1,4±0,05 117 2,75±0,1 145

0,05 0,58±0,04 105 1,05±0,06 87,5 1,8±0,08 95

Контроль 0 0,55±0,049 !,2±0,12 1,9±0,047

-га-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.