Научная статья на тему 'Опыт правового регулирования негосудаственного пенсионного страхования в дореволюционной России'

Опыт правового регулирования негосудаственного пенсионного страхования в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
799
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЭМЕРИТАЛЬНЫЕ КАССЫ / ПЕНСИОННЫЕ КАССЫ / СБЕРЕГАТЕЛЬНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ / PENSION SYSTEM / PUBLIC PENSIONS / PRIVATE PENSION / PRIVATE PENSION INSURANCE / EMERITALNYE OFFICES / PENSION FUNDS / SAVINGS AND ANCILLARY OFFICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рафикова Райхана Рифатовна

В статье проводится историко-правовой анализ становления и развития негосударственного пенсионного страхования в дореволюционной России. Автор анализирует нормы пенсионного законодательства России конца XIX века, выделяя недостатки и достоинства негосударственного пенсионного обеспечения в сравнении с государственным, характеризует элементы, которыми была представлена система негосударственного пенсионного обеспечения: эмеритальные, пенсионные и сберегательно-вспомогательные кассы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF NONSTATE PENSION INSURANCE IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

In the article the historical and legal analysis of the formation and development of private pension insurance in the pre-revolutionary Russia. The author analyzes the rules of the pension legislation Russia in the late XIX century, highlighting the advantages and disadvantages of private pension coverage, compared with the state, describes the elements that was introduced private pension system: emeritalnye, pension and savings and ancillary offices.

Текст научной работы на тему «Опыт правового регулирования негосудаственного пенсионного страхования в дореволюционной России»

УДК: 368.914.2 ББК: 67.3

Рафикова Р.Р.

ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕГОСУДАСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Rafikova R.R.

EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF NONSTATE PENSION INSURANCE IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

Ключевые слова: пенсионная система, государственное пенсионное обеспечение, негосударственное пенсионное обеспечение, негосударственное пенсионное страхование, эмеритальные кассы, пенсионные кассы, сберегательно-вспомогательные кассы.

Keywords: pension system, public pensions, private pension, private pension insurance, emeritalnye offices, pension funds, savings and ancillary offices.

Аннотация

В статье проводится историко-правовой анализ становления и развития негосударственного пенсионного страхования в дореволюционной России. Автор анализирует нормы пенсионного законодательства России конца XIX века, выделяя недостатки и достоинства негосударственного пенсионного обеспечения в сравнении с государственным, характеризует элементы, которыми была представлена система негосударственного пенсионного обеспечения: эмеритальные, пенсионные и

сберегательно-вспомогательные кассы.

Abstract

In the article the historical and legal analysis of the formation and development of private pension insurance in the pre-revolutionary Russia. The author analyzes the rules of the pension legislation Russia in the late XIX century, highlighting the advantages and disadvantages of private pension coverage, compared with the state, describes the elements that was introduced private pension system: emeritalnye, pension and savings and ancillary offices.

Система пенсионного обеспечения в дореволюционной России имела смешанную природу и сочетала в себе, как элементы государственного пенсионного обеспечения за счет государственной казны, так и негосударственного пенсионного обеспечения, финансируемого за счет отчислений самих служащих.

Само же пенсионное обеспечение в России имеет сравнительно недавнюю историю, начавшую свой отсчет с Морского устава, принятого 17 января 1720 года, в котором содержались положения об обеспечении «увечных в бою и состарившихся на службе», а также вдов и сирот лиц, «убитых или умерших на службе». Нормы Морского устава о пенсионном обеспечении в 1738 г. были распространены на семьи мастеровых Сестрорецкого завода и служащих Морской академии. В 1758 г. принимается положение о пенсионном довольствии военнослужащих сухопутных войск, согласно которому предполагалось пенсионное обеспечение семей убитых или умерших на службе генералов, офицеров и рядовых из дворян1.

При Екатерине II пенсионное обеспечение распространилось на лиц, оставивших военную, морскую и гражданскую государственную службу по выслуге лет. С первой половины XIX в. право на пенсию получили офицеры Войска Донского, чиновники горного ведомства, затем ополченцы, чины иррегулярных войск, лесного, таможенного и карантинного ведомств, учебных округов, а также служащие в Сибири. Пенсии

1 См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - М.: Юстицинформ, 2009.

первоначально платились из средств бюджета и являлись видом государственного обеспечения.

6 декабря 1827 года был утвержден первый Пенсионный устав , который состоял из пяти глав. Первая глава устанавливала круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение. Так, право на пенсию имели чиновники «за беспорочную выслугу», сроки которой были установлены в главе 2 Устава, а также вдовы и дети чиновников, «не исключая рожденных после отставки отцов» (п. 40 Пенсионного устава)3. Сроки и органы, в которые могли обращаться лица, имеющие право на пенсию, были приведены в третьей главе. Четвертая глава Пенсионного устава устанавливала суммы, из которых производилась выплата пенсий. В пятой главе были урегулированы процедура, сроки и порядок выдачи пенсий. Основания прекращения выплаты пенсий перечислялись в главе шестой Устава.

В целом, Пенсионный устав определил три основных положения пенсионного законодательства:

1) выплата пенсий и единовременных пособий производилась из Государственного Казначейства, которому для этих целей перечислялись все «пенсионные капиталы» и суммы, накопившиеся по разным местам «на производство пенсий и пособий всем лицам, в Государственную книгу внесенным...» (п. 170 «Устава о пенсиях и единовременных пособиях»). На эти цели предназначались: вычеты за повышение чинами; отчисления с окладов жалования чиновников «по Гражданской части» свыше 500 рублей в год по 2 копейки с рубля, ниже 500 - по 1 копейке; отчисления с пенсий в таком же размере, как и с жалования. Отчисления не производились с пенсий вдов и сирот; вычеты со всех окладов под названием «столовых денег» по 1 копейке с рубля4. При недостатке этих сумм Пенсионный устав предписывал дополнять их из общих сумм Государственного Казначейства;

2) размер пенсий определялся не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. К Уставу о пенсиях прилагалось «Примерное росписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», которым устанавливались девять разрядов пенсий;

3) вдовам и сиротам гражданских служащих было гарантировано пенсионное обеспечение только при беспорочном поведении их самих; если же они собственными поступками подвергали себя суду и наказанию, то лишались назначенного права (п. 48 Пенсионного устава)5.

Помимо рассматриваемого Устава действовали «Особенные Уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам», которые учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность

местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п. Так, были приняты такие уставы, как: «Устав о пенсиях и единовременных пособиях по придворному ведомству», «Устав о пенсиях и единовременных пособиях по ведомству ученому и учебному», «О пенсиях и единовременных пособиях в духовно-учебных заведениях и ведомствах Православного исповедания», «О пенсиях и единовременных пособиях служащим в некоторых учреждениях Министерства внутренних дел», «О пенсиях и единовременных пособиях служащим по тюремному управлению», «Устав о пенсиях и единовременных пособиях по ведомству учреждений Императрицы Марии», «Устав о пенсиях и единовременных пособиях по горному ведомству», «Устав о пенсиях и единовременных пособиях по таможенному ведомству и по Отдельному Корпусу

2 Устав о пенсиях и единовременных пособиях // Свод законов Российской Империи. Том III. Издние 1896 г.

3 Свод законов Российской Империи. Том III. Издние 1896 г. С. 117.

4 См.: Ракитская Л.В. Пенсионное законодательство в России в XIX веке [Электронный ресурс] // ypensioner.ru.

5 Свод законов Российской Империи. Том III. Издние 1896 г. С. 117.

Пограничной Стражи»6.

В начале ХХ века были осуществлены первые попытки страховой защиты отдельных категорий работников. Закон от 15 мая 1901 г. ввел в действие Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим работоспособность на заводских и рудничных работах7, которые устанавливали пенсии во всех случаях, когда горнорабочий лишался возможности трудиться от увечья или иных профессиональных заболеваний, полученных во время или вследствие работы. Членам семей горнорабочих, в случае их смерти, выплачивалась пенсия из Государственный Казны (ст. 1). Рассматриваемым Законом впервые полученное увечье или профессиональное заболевание давали рабочему право на пенсию, если только увечье или болезнь находились в причинной связи с заводской работой и независимо от обстоятельств, при которых произошло увечье .

В соответствии с Законом от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» выплачивались потерпевшим (или членам их семей) пенсии или пособия (рабочему за телесные повреждения, полученные на производстве, полагалось вознаграждение в виде пособия, в случае инвалидности или смерти - в виде пенсии). Так же данный Закон установил точный порядок получения пособий и закрепил контроль за его исполнением .

По мнению М.М. Винавера, принятие Закона 2 июня 1903 г. стало следствием того, что «...правосознание общества в вопросах, касающихся вознаграждения за потерю трудоспособности, сделало уже громадный шаг вперед от теории вины к теории профессионального риска...»10. Принятие данного Закона означало переход к системе обязательного страхования профессиональных рисков.

Государственные пенсии были неприкосновенны: на них не могло быть обращено взыскание, наложенное на пенсионеров и их семьи, а также они не могли быть заложены, отчуждаемы или иным образом переданы.

Негосударственное пенсионное обеспечение появилось в конце XIX века в результате значительного увеличения расходов на пенсии, а также того, что пенсионные выплаты оставались достаточно скромными, поэтому служащие должны были обеспечивать свою будущую старость личными сбережениями. При этом государство брало под свою полную опеку тех, кто по причине болезни или иных несчастных случаев не мог заботиться о себе самостоятельно. Поэтому одновременно с системой государствен-ного пенсионного обеспечения создавались кассы, которые осуществляли деятельность по дополнительному (негосударственному) пенсионному обеспечению.

Система негосударственного пенсионного обеспечения в дореволюционной России включала в себя:

- эмеритальные кассы,

- пенсионные кассы и

- сберегательно-вспомогательные кассы.

Эмеритурой называлась специальная пенсия за выслугу уволенным в отставку, а также пособия из эмеритальной кассы, выдаваемые вдовам и сиротам. Цель создания кассы заключалась в обеспечении дополнительными суммами пенсий вышедших в отставку членов кассы независимо от того, какие пенсии им могли быть назначены на

6 См.: Свод законов Российской Империи. Том III. Издние 1896 г. С. 134-184.

7 См.: Нолькен А. М. Законы о вознаграждении за увечье и смерть в промышленных заведениях частных, общественных и казенных (практическое руководство). - С.-Петербург, юридический книжный склад «Право», 1911 г. С. 323-328.

8 См.: Литвинов-Фалинский В. П. Ответственность предпринимателей за увечья и смерть рабочих по действующим в России законам. - С.-Петербург, типография А. С. Суворина, 1903 г. С. 228.

9 Веденкина Д. Социальное страхование в России // ЭиЖ-Сибирь. - 1999. - № 2(92).

10 Винавер М.М. Из области цивилистики. - СПб., 1908. - С. 250.

основании Пенсионного устава или особенных уставов11.

В 1858 году было принято положение об эмеритальных кассах Морского ведомства,

в 1859 году - Военного ведомства, Положение об эмеритальной кассе инженеров путей

12

сообщения в 1860 году . В 1883 году принимаются Главные основания для учреждения земских эмеритальных касс. Действовали также эмеритальные кассы ведомств горных инженеров13, детских приютов ведомств учреждений Императрицы Марии14, при Санкт-Петербургской Николаевской больнице , С-Петербургской пожарной команды . Лучшей

17

в стране считалась эмеритальная касса ведомства Министерства юстиции , деятельность которой началась еще в период осуществления Судебной реформы. В 1866 г. Александр II

повелел начать вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но фактически

18

ее деятельность началась только в 1885 г.

Эмеритальные кассы создавались и на частных предприятиях при условии полной гарантии со стороны хозяев предприятий состоятельности касс, а также предприятие должно было находиться в благополучном финансовом положении19.

Уставами эмеритальных касс был определен состав участников эмеритальной кассы, источники формирования денежных средств кассы, основания возникновения права на получение, прекращения и размеры эмеритальных пенсий, порядок их назначения, производство дел по эмеритальной кассе.

Участие в эмеритальной кассе для некоторых гражданских ведомств являлось обязательным.

Так, горные инженеры, получающие жалование обязаны были вносить в пользу кассы определенные вычеты и взносы. От обязательных вычетов в кассу освобождались горные инженеры, состоящие на службе в Царстве Польском, однако, они могли воспользоваться своим правом стать участником эмеритальной кассы, в случае их перевода на правительственную службу, при условии внесения за все годы службы по горной части ту сумму, которая должна была бы ими быть выплаченной в виде обязательных платежей в кассу (п. 19)20.

Денежные средства эмеритальной кассы, как правило, составляли денежные взносы членов кассы, устанавливаемых в процентном отношении к назначенному им окладу (жалованию).

Например, из всего содержания (жалования, в том числе, добавочных, столовых и

квартирных денег), назначенного участникам эмеритальных касс Министерства юстиции

удерживалось четыре процента ежегодно (п. 9 Устава эмеритальной кассы ведомства

21

Министерства Юстиции) .

Эмеритальные вычеты с участников касс горных инженеров составляли шесть

22

процентов из полных окладов (п. 22 Устава эмеритальной кассы горных инженеров) .

Согласно Уставу эмеритальной кассы инженеров путей сообщения эмеритальные вычеты производились в размере 7 или 14 %. При этом, семипроцентные вычеты производились: 1) с участников кассы, получающих содержание от казны; 2) с лиц,

11 Путрова О.В. История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 2.

12 См.: Свод законов Российской Империи. Том III. Издание 1896 г. С. 229.

13 Там же. С. 215-228.

14 Там же. С. 241-248.

15 Там же. С. 248-250.

16 Там же. С. 251.

17 Там же. С. 205-214.

18 См.: Баранова Е.А. Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения гражданских служащих ведомства Министерства юстиции // Общество и право. - 2009. - № 4. - С. 33 - 36.

19 См.: Васильев С.А. Участие негосударственных пенсионных фондов в гражданских правоотношениях (на материалах Тверской области) / Дисс.... канд. юрид. наук. - Тверь, 2006. - С. 39.

20 Свод законов Российской Империи. Том III. Издание 1896 г. С. 216.

21 Свод законов Российской Империи. Том III. Издание 1896 г. С. 207.

22 Там же. С. 216.

добровольно участвующих в кассе; 3) с управляющих частными железными дорогами (директоров) (п. 16). Четырнадцатипроцентные вычеты производились с инженеров и чинов бывшего строительного отряда работающих на частных предприятиях (п. 20)23.

В некоторых случаях денежные вычеты в кассу устанавливались в виде конкретной денежной суммы. Так, в виде исключения с участников кассы Министерства Юстиции, которые получали содержание свыше семидесяти тысяч рублей, удерживалось двести восемьдесят рублей, с мировых судей - восемьдесят четыре рубля, с судебных следователей - семьдесят два рубля (п. 9 Устава эмеритальной кассы ведомства Министерства Юстиции).

Денежные средства эмеритальных касс составляли помимо денежных вычетов с участников касс, также проценты на принадлежащей кассе капитал, добровольные пожертвования (п. 8 Устава эмеритальной кассы ведомства Министерства Юстиции, п. 9 Устава эмеритальной кассы инженеров путей сообщения), первоначальный фонд в семьдесят пять тысяч рублей, десятипроцентный вычет из наград и пособий участников кассы (п. 3 Устава эмеритальной кассы детских приютов ведомства учреждений

24

Императрицы Марии24), основной эмеритальный капитал в восемьдесят пять тысяч рублей (п. 1,2 Устава эмеритальной кассы при С.-Петербургской Николаевской детской

больницы25).

Уставами эмеритальных касс был урегулирован такой важный вопрос, как право собственности на денежные средства касс, которые в большинстве своем составляли неприкосновенную собственность всех ее участников (или данного учреждения в лице всех ее участников) и не могли быть использованы не иначе как на пенсии, пособия и расходы по управлению кассы. Из данного правила не допускались никакие изъятия или отступления (см. ст. 1 Устава эмеритальной кассы ведомства Министерства юстиции, ст. 3 Устава эмеритальной кассы горных инженеров, ст. 3 Устава эмеритальной кассы инженеров путей сообщения, ст. 2 Устава эмеритальной кассы детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии26). Однако, согласно ст. 1 Устава эмеритальной кассы при С.-Петербургской Николаевской больнице, капитал кассы признавался неприкос-новенной собственностью больницы без соответствующего указания на лиц, являющихся участниками данных касс и производящих

27

соответствующие вычеты из своего жалования27. Интересно заметить, что согласно действующему российскому законода-тельству все денежные средства негосударственных пенсионных фондов, в том числе и пенсионные взносы вкладчика являются собственностью такого фонда.

Право на эмеритальную пенсию имели либо сами участники кассы, либо их семья (жена, вдовая мать, дети). При этом право на пенсию определялось выслугой лет, в которую засчитывалось: 1) время участия в кассе, 2) время службы в данном ведомстве, с ежегодной выплатой денежных средств в кассу.

В эмеритальных кассах устанавливались точные размеры пенсий и пособий, выдаваемых участникам. Уставом эмеритальных касс Министерства Юстиции эмеритальные пенсии разделялись на два класса, которые в свою очередь делились на

разряды. Так, пенсия I класса 1 разряда (10 лет участия в эмеритальной кассе) составляла

28

46 рублей 94 копейки, пенсия I класса 26 разряда (35 лет участия в кассе) - 100 рублей .

Производство эмеритальных пенсий прекращалось:

1) со смертью пенсионера;

2) пострижением в монашество;

23 Там же. С. 229-230.

24 Там же. С. 242.

25 Там же. С. 248-249.

26 Свод законов Российской Империи. Том III. Издание 1896 г. С. 205, 215, 230, 242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Там же. С. 249.

28 См.: Там же. С. 214.

3) лишением всех прав состояния (эмеритальная пенсия могла быть возобновлена, если пенсионер, лишенный всех прав состояния по новому приговору суда был признан невиновным или приговорен к наказанию, не связанному с лишением всех прав состояния или когда ему были возвращены все права состояния по «Монаршему милосердию»);

4) безвестным отсутствием (до момента, когда безвестно отсутствующий объявлялся);

5) в случае выздоровления от болезни, по которой была назначена пенсия;

6) непредставлением в установленный срок акта медицинского освидетельствования;

7) в случае поступления на государственную службы с выплатой содержания (до тех пор, пока служащий вновь выйдет в отставку или перейдет на должность без содержания);

8) для вдов и дочерей участников кассы - выходом замуж;

9) для сыновей и дочерей - достижением возраста двадцати одного года (исключение

- дети-инвалиды (п. г ст. 40) (п. 44, 45, 48 Устава эмеритальной кассы ведомства

29

Министерства юстиции29).

Управление делами эмеритальных касс находилось в ведении конкретного ведомства, при котором была образована данная касса. Так, делами эмеритальной кассы Министерства Юстиции заведовали: Управление, Комитет и Совет кассы. Управление состояло из управляющего делами эмеритальной кассы и других чиновников, входящих в состав Второго Департамента Министерства Юстиции. В состав Комитета кассы входили: вице-директор, управляющий делами кассы, два члена. Вице-директор и управляющий эмеритальной кассы назначались Министром Юстиции. Два члена комитета избирались от судебного ведомства (ст. 62 Устава эмеритальной кассы ведомства Министерства

30

Юстиции30). Совет эмеритальной кассы состоял под председательством Министра Юстиции, из Товарища Министра, Директоров Департамента Министерства Юстиции, сенатора Уголовного Кассационного Департамента и одного Сенатора Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената, Обер-Прокурора, Старшего Председателя С.-Петербургской Судебной Палаты, Прокурора той же Палаты и Председателя С.-Петербургского Окружного Суда.

В конце каждого года Управление эмеритальными кассами составляло годовой отчет, который содержал в себе данные о приходе, расходе, состояние эмеритальных капиталов, о прибылях, об убытках, о количестве пенсионеров, о суммах, выплачиваемых пенсионерам, и пособий. Годовой отчет публиковался для ознакомления с ним всех участников кассы, каждый из которых имел право предоставить на этот отчет свои замечания.

Пенсионные кассы страхового типа и сберегательно-вспомогательные развивались в основном на частных и казенных железных дорогах. Однако учреждение пенсионных касс было предпочтительнее, в то время, как сберегательно-вспомогательные кассы допускались только в случае их большей применимости или доказанности невозможности создания пенсионных касс (п. 2 «О пенсионных и сберегательно-вспомогательных кассах обществ частных железных дорог)»31.

Деятельность пенсионных и сберегательно-вспомогательных касс регулировалась

32

соответствующими положениями и уставами .

В отличие от эмеритальных касс в пенсионных кассах право на пенсию имели не только участники данной кассы, но и «посторонние лица», пострадавшие от несчастного

29 Свод законов Российской Империи. Том III. Издание 1896 г. С. 209.

30 Там же. С. 210.

31 Свод законов Российской Империи. Том 12. Ч. 1. С. 92.

32 См.: Общие положения о пенсионных кассах Российский частных железных дорог от 30.05.1888 г. // Минин М.П., Псищев С.Е. Законы о вознаграждении железнодорожными предприятиями за смерть и утрату работоспособности. - М.: Городская типография, 1910. - С. 43-57; Устав пенсионной кассы служащих на казенных железных дорогах (утвержден Мин. Пут. Сообщения. 24 декабря 1903 г. на основании закона

2 июня 1903 г. // Минин М.П., Псищев С.Е. Законы о вознаграждении железнодорожными предприятиями за смерть и утрату работоспособности. - М.: Городская типография, 1910. С. 58-80.

случая на железной дороге, при условии взноса из средств, принадлежащих железнодорожному обществу в пенсионную кассу капитализированной стоимости пенсии, назначенной указанным лицам, а также капитализированной стоимости пенсии для семей этих лиц в случае смерти последних (примечание к ст. 11 «О пенсионных и сберегательновспомогательных кассах общества частных железных дорог»)33.

Участниками пенсионных касс являлись лица, находящиеся на постоянной службе в железнодорожном обществе, в том числе постоянные рабочие и служащие при комитете заведующим делами кассы. Не могли являться участниками пенсионной кассы члены Правления кассы, ревизионной комиссии, наблюдательного комитета общества, а также кандидаты в члены Правления кассы (см. ст. 16 «О пенсионных и сберегательновспомогательных кассах общества частных железных дорог»).

Средства кассы составляли: 1) единовременные вычеты из жалования участников кассы, вносимые ими при поступлении на службу в размере, определяемом уставом кассы;

2) ежемесячные вычеты в размере 6 % от содержания, суточных денег и премий, выплачиваемых участникам кассы; 3) вычеты в размере 10 % из назначаемых участникам кассы наград; 4) вычеты из жалования участников кассы, производимые в случае увеличения оклада в течение первых трех месяцев в размере разницы между прежним и новым месячными окладами; 5) проценты на капитал кассы; 6) прибыли по операциям кассы; 7) добровольные взносы участников; 8) выручка от продажи непринятых в установленные сроки багажа и грузов за вычетом вырученных сумм платежей, причитающихся железным дорогам по существующим правилам; 9) суммы, в течение 10 лет не истребованные из кассы лицами, имеющими на это право; 10) штрафные деньги, взысканные со служащих и т.д. (ст. 17 «О пенсионных и сберегательно-вспомогательных кассах общества частных железных дорог»34).

В ст. 19 «О пенсионных и сберегательно-вспомогательных кассах общества частных железных дорог» довольно детально был урегулирован порядок распределения средств касс. Так, суммы, обозначенные выше с п. 1 по 4 распределялись непосредственно на лицевые счета участников кассы. Другие суммы, к примеру, образовывали фонд, предназначенный для выплаты пенсий и пособий сиротам, или являлись запасным капиталом кассы, который достигнув определенного размера, обращался на увеличение пенсионных прав участников кассы35. При этом, именно запасной капитал кассы являлся своего рода резервным капиталом, который мог использоваться для покрытия дефицита кассы.

Обязательства по отношению к ее участникам и их семьям возникали только после поступления в кассу суммы средств, достаточных для удовлетворения этих обязательств. Поэтому, в страховых кассах пенсионные обязательства всегда соответствовали активам кассы, тогда как эмеритальные кассы устанавливали точные размеры пенсий и пособий, при этом заранее не было известно, сколько служащих и когда уйдут в отставку. В результате, капитал и обязательства эмеритальных касс изменялись независимо друг от друга, в то время, как между ними должно было быть соответствие. Поэтому, в случае дефицита приходилось либо увеличивать взносы участников, либо уменьшать их права36.

Пенсии, выдаваемые участникам пенсионных касс, подразделялись на: обыкновенные, усиленные, для лиц не способных к труду и пенсии для увечных.

Право на обыкновенную пенсию при оставлении службы принадлежало каждому участнику кассы, который прослужил не менее пятнадцати лет и вносил в кассу установленные взносы. Право на усиленную пенсию имели лица, прослужившие тридцать

33 Там же. С. 93.

34 Свод законов Российской Империи. Том 12. Ч. 1. С. 93-94.

35 Там же. С. 94.

36 См.: Путрова О.В. История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 2.

лет и достигшие не менее пятидесятилетнего возраста (данная пенсия назначалась участнику даже в случае его оставления на службе и производилась в независимости от получения им содержания).

В случае выхода из кассы ранее выслуги лет (по причине болезни, увечья, «упразднения занимаемой должности») участнику возвращались все суммы, числящиеся на его счету или сделанные им взносы (ст. 33 «О пенсионных и сберегательновспомогательных кассах общества частных железных дорог»37). Права жен и детей участника кассы на пенсию возникали в случае смерти участника кассы, лишения его всех прав состояния и в случае его безвестного отсутствия.

Следует заметить, что в отличие от эмеритальных пенсий, которые обладали полной неприкосновенностью, на суммы, находящиеся на счетах участника пенсионной кассы, судом могло быть обращено взыскание (ст. 44 «О пенсионных и сберегательновспомогательных кассах общества частных железных дорог»38), однако только на те суммы, которые уже были назначены к выдаче по уставу кассы.

Главный недостаток пенсионных и эмеритальных касс виделся в том, что в них могло происходить увеличение средств в пользу будущих участников касс за счет первоначальных участников, или наоборот, дефицит этих средств для будущих участников, вследствие несоответственно большого размера пенсий, которым пользовались прежние участники касс.

В.П. Литвинов-Фалинский утверждал, что «ближайшее знакомство с условиями нашей промышленности приводит к убеждению в невозможности осуществления этой задачи», ибо пенсионные кассы страхового типа могли бы отвечать интересам лишь той части фабричного населения, для которой работа на промышленных предприятиях

39

является исключительным и постоянным источником существования .

Кроме пенсионных касс существовали еще и сберегательно-вспомогательные кассы, действующие на основании Положения о сберегательно-вспомогательных кассах от 30 мая 1888 года. Несмотря на то, что по Общему положению введение сберегательновспомогательных касс допускалось только лишь на частных железных дорогах, в действительности и на некоторых казенных железных дорогах организовывались подобные кассы вместо пенсионных. Уставы сберегательно-вспомогательных касс были выработаны применительно к положению о сберегательно-вспомогатеных кассах служащих на железных дорогах, бывшего главного общества Российских железных дорог, утвержденному 16 апреля 1890 года.

Сберегательно-вспомогательные кассы в отличие от эмеритальных и сберегательных касс вместо выплаты пенсий предоставляли единовременное пособие в зависимости от срока службы, взносов работника и размера доходности40.

Капитал кассы состоял из сберегательного, общего вспомогательного и особого вспомогательного фондов (ст. 62 «О сберегательно-вспомогательных кассах Российских

41

частных железных дорогах» ), который складывался из поступающих взносов участников кассы, выручки от продажи невостребованных в установленные сроки багажа и груза, процентов на капитал фонда и прибылей по операциям кассы, пожертвований, штрафных денег, невостребованных в течение десяти лет сумм из кассы лицами, имеющими на это право, арендной платы и т.д. (ст. 63, 64, 65 «О сберегательно-вспомогательных кассах

42

Российских частных железных дорогах»42).

Важно обратить внимание на то, что участник сберегательно-вспомогательной

37 Свод законов Российской Империи. Том 12. Ч. 1. С. 95.

38 Там же. С. 96.

39 См.: Александров В. Я. Общеобязательное пенсионное (по типу германского) страхование рабочих в России необходимо и при проведении его в жизнь выполнимо. - С.-Петербург, типография инж. Г. А. Бернштейна. С. 4.

40 См.: Дегтярев Г.П. Пенсионные кассы // Пенсионные деньги. - 2003. - № 3. - С. 54.

41 Свод законов Российской Империи. Том 12. Ч. 1. С. 97.

42 Там же. С. 97-98.

кассы, в отличие от участников эмеритальных и пенсионных касс, имел право распорядиться своим капиталом, находящимся на его счету в сберегательном фонде кассы на случай смерти. Так, данный капитал в случае смерти участника кассы, выдавался лицам, которые были при жизни участника указаны в особом письменном заявлении, поданном в кассу, при отсутствии такого заявления капитал переходил к законным наследникам участника (ст. 78 «О сберегательно-вспомогательных кассах Российских частных железных дорогах»43). Капитал участника кассы, находящийся на его счету по общему вспомогательному фонду, в случае смерти участника кассы выдавался его жене, а если он был вдов - то детям. При отсутствии жены и детей капитал распределялся по окончании года по счетам участников кассы (см. ст. 83 70 «О сберегательновспомогательных кассах Российских частных железных дорогах»)44.

Подобно пенсионным кассам, суммы находящиеся на счетах участника сберегательно-вспомогательной кассы, не обладали полной неприкосновенностью, на них также судом могло быть обращено взыскание по искам к участнику кассы.

Многие исследователи того времени в качестве преимуществ сберегательновспомогательных касс называли:

1) прочность, простоту ведения дел, возможность учреждения кассы без предварительного долгого собирания точных статистических данных, возможность ликвидации ее в необходимых случаях в любое время без особого неудобства для членов кассы. Так, в случае ликвидации, как пенсионных касс, так и сберегательновспомогательных, принадлежащие им акции обменивались на государственные процентные бумаги или гарантированные правительством облигации. В последующем, пенсионные кассы страхового типа и сберегательно-вспомогательные должны были передать в образованную для служащих железных дорог общую пенсионную кассу, накопившиеся в них капиталы. При этом на общую кассу возлагалась обязанность производить пенсии и пособия, назначаемые отдельными кассами на основании их уставов, а участники отдельных касс ко времени слияния последних и не воспользовавшиеся правом на пенсию и пособия, переходили в общую кассу, сохраняя права, принадлежащие им по уставам отдельных касс, вместе с суммами, значащимися на лицевых счетах этих участников (п. 8 «О пенсионных и сберегательно-вспомогательных кассах общества частных железных дорог»45);

2) так как сберегательно-вспомогательные кассы не требовали никаких предварительных расчетов, то они не подвержены были никакому риску, как кроме такого, что участник кассы или его семья, получив единовременный капитал, при неосторожности его размещения или при иных случайных обстоятельствах, могли остаться без обеспечения;

3) в сберегательно-вспомогательных кассах расходовались не проценты с капиталов, а сам капитал возвращался туда, откуда он был взят, от народа, от промышленности, от торговли. Эти капиталы шли на экономическое развитие той сферы общественных

46

отношений, к которой принадлежал участник кассы .

Как можно заметить именно пенсионные и сберегательно-вспомогательные кассы являлись своего рода прообразом современных негосударственных пенсионных фондов, которых помимо прочего отличает право собственности на денежные средства. Так, в первом случае пенсионный капитал являлся собственностью их участников, а во втором -собственностью негосударственного пенсионного фонда.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в дореволюционной России

43 Там же. С. 98.

44 Там же. С. 99, 98.

45 Свод законов Российской Империи. Том 12. Ч. 1. С. 92.

46 См.: Александров В. Я. Общеобязательное пенсионное (по типу германского) страхование рабочих в России необходимо и при проведении его в жизнь выполнимо. - С.-Петербург: типография инж. Г.А. Бернштейна. - С. 24-27.

пенсионная система была четко представлена двумя элементами: государственным и негосударственным пенсионным обеспечением. В свою очередь негосударственное пенсионное обеспечение также представляло собой определенную систему, представленную эмеритальными, пенсионными и сберегательно-вспомогательными кассами.

Объединяло государственную и негосударственную пенсионные системы, прежде всего то, что обе системы являлись видом пенсионного обеспечения, призванного компенсировать утраченный заработок и обеспечить материальную достаточность в случае выслуги лет, по болезни или увечью, а также на случай потери кормильца. При этом право на пенсию приобретали лица на основании выслуги лет, сроки которой были установлены уставами. Важно также и то, что негосударственная пенсия назначалась в независимости от того какая пенсия могла быть назначена участнику кассы на основании общих законов (Пенсионного устава или особенных уставов).

Можно выделить следующие отличительные черты негосударственного пенсионного обеспечения от государственного:

1) право на государственную пенсию возникало в случае выслуги лет, сроки которой были установлены Пенсионным уставом или особенными уставами гражданских ведомств. Однако право на негосударственную пенсию имели лица, которые не только отработали определенное количество лет на данном предприятии, но также вносили установленные данной кассой взносы, т.е. являлись участником эмеритальной, пенсионной или сберегательно-вспомогательной касс. При этом участие в кассе было основано на принципе обязательности;

2) государственные пенсии выплачивались из государственной казны, в то время как негосударственные пенсии выплачивались из фонда негосударственных касс (эмеритальных, пенсионных и сберегательно-вспомогательных);

3) денежные средства кассы являлись собственность той организации, предприятия, при которой была образована данная касса и ее участников. При этом, участники пенсионных и сберегательно-вспомогательных касс могли распорядиться средствами, находящимися на их счетах в некоторых случаях и на случай своей смерти, а также в случае выхода из кассы.

Таким образом, негосударственное пенсионное страхование в дореволюционной России имело место быть, и выступало реальной гарантией обеспечения достойного

уровня жизни служащих при выходе их со службы в отставку. Некоторые моменты

дореволюционного негосударственного пенсионного страхования по сравнению с действующим российским законодательством в данной области, представляются более совершенными что свидетельствует о необходимости изучения с целью заимствования опыта данных касс в российскую правовую действительность при решении концептуальных вопросов развития негосударственного пенсионного страхования.

Библиографический список

1. Устав о пенсиях и единовременных пособиях // Свод законов Российской

Империи. Том III. Издние 1896 г.

2. Устав пенсионной кассы служащих на казенных железных дорогах (утвержден Мин. Пут. Сообщения. 24 декабря 1903 г. на основании закона 2 июня 1903 г. // Минин М.П., Псищев С.Е. Законы о вознаграждении железнодорожными предприятиями за смерть и утрату работоспособности. - М.: Городская типография, 1910. - С. 58-80.

3. Общие положения о пенсионных кассах Российский частных железных дорог от 30.05.1888 г. // Минин М.П., Псищев С.Е. Законы о вознаграждении железнодорожными предприятиями за смерть и утрату работоспособности. - М.: Городская типография, 1910.

- С. 43-57.

4. Александров В. Я. Общеобязательное пенсионное (по типу германского) страхование рабочих в России необходимо и при проведении его в жизнь выполнимо. -

СПб.: Типография инж. Г.А. Бернштейна.

5. Баранова Е.А. Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения гражданских служащих ведомства Министерства юстиции // Общество и право. - 2009. - № 4. - С. 33-36.

6. Васильев С.А. Участие негосударственных пенсионных фондов в гражданских правоотношениях (на материалах Тверской области): Дисс.... канд. юрид. наук. - Тверь, 2006.

7. Веденкина Д. Социальное страхование в России // ЭиЖ-Сибирь. - 1999. - № 2(92).

8. Винавер М.М. Из области цивилистики. - СПб., 1908.

9. Дегтярев Г.П. Пенсионные кассы // Пенсионные деньги. - 2003. - № 3.

10. Литвинов-Фалинский В. П. Ответственность предпринимателей за увечья и смерть рабочих по действующим в России законам. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1903.

11. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - М.: Юстицинформ, 2009.

12. Нолькен А. М. Законы о вознаграждении за увечье и смерть в промышленных заведениях частных, общественных и казенных (практическое руководство). - СПб.: Юридический книжный склад «Право», 1911.

13. Путрова О.В. История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 2.

14. Ракитская Л.В. Пенсионное законодательство в России в XIX веке [Электронный ресурс] // ypensioner.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.