ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 340
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ В XVI - НАЧАЛЕ XX вв.
© Ю. В. ЧЕСНОКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра гражданского права и гражданского процесса e-mail: juliachesn@yandex.ru
Чеснокова Ю. В. - Становление пенсионного обеспечения в России в XVI - начале XX вв. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 173-175. - В статье исследуются исторические аспекты формирования пенсионного законодательства в России. Показаны основные тенденции развития государственного и негосударственного пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, социальное страхование.
Chesnokova J. V. - Formation of pension provision in russia in the XVI-th and the beginning of the XX-th centuries // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 173-175. - This article is devoted to historical aspects of the formation of pension legislation in Russia. It interprets the main tendencies of the development of state and private pension provision.
Keywords: pension provision, retirement insurance, social insurance.
Пенсионное обеспечение в России имеет глубокие исторические корни, хотя изначально это была скорее помощь ближнему. Толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства. Активно развивалась традиция личной благотворительности русских князей, которая носила религиозный характер.
Первоначально социальное обеспечение распространялось только на военнослужащих и их семьи, что означало признание их заслуг в качестве защитников Отечества. Существовавшее тогда социальное обеспечение имело натуральную форму в виде предоставления земельных наделов, приютов в старости, богаделен и т. п. Наиболее распространенным являлось «поместное» обеспечение. Поместье - поземельный надел, даваемый государством служивым людям, которые становились собственниками земли.
Воины получали землю еще в период несения военной службы и становились дворянами - людьми, которым за службу даровали двор, т. е. земельный надел. Из них формировалось дворянское сословие.
Одновременно практиковалось и так называемое кормление. В период феодальной раздробленности князья посылали своих дружинников в города для осуществления судебно-административных функций и устанавливали при этом размер натуральных и денежных поступлений в их пользу. В землях великого князя появлялись уезды - новые административные единицы, управляемые наместниками на правах корм-
ления. При этом одновременно с великокняжескими налогами наместник собирал еще и «кормленичные деньги» - на собственное содержание.
Таким образом, дань и военная добыча уступают место доходам от вотчинного хозяйства князей, бояр, а также судебным, таможенным, налоговым пошлинам, собираемым с населения представителями местной администрации. Вместо дани устанавливаются «уставы» и «уроки» - точные нормы выплат в пользу верховной власти.
Опора государства на «служилый элемент» вынуждала к тому, что наделение бояр и дворян поместьями в середине XVI в. стало совмещаться с выплатой соответствующего чину денежного жалования. Получая денежное содержание, «служилые люди» становились основой постоянного войска. В 1556 г. кормление было отменено.
Кроме того, социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали благотворительность, опека и попечительство, гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений, государственное призрение для беднейших слоев населения, коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и т. п.
изучение эволюции царской пенсионной системы показывает неразрывность этого процесса с теми изменениями, которые происходили в экономике страны.
исторически пенсионное обеспечение в России зарождается и развивается с начала XVIII в. в форме
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
государственного материального обеспечения военных, статских, придворных чиновников и священнослужителей за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством и в соответствии с Табелью о рангах. Этот законодательный акт Петра I от 24 января 1722 г. [8, С. 214 - 218.] с небольшими изменениями действовал до октября 1917 г.
Все чины в Табели о рангах подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных.
Основные положения Табели о рангах подробно регламентировали порядок поступления на службу, продвижение по служебной лестнице, сроки службы, льготы и привилегии чиновников, их формы жалованья и т. д. [1, С. 143 - 150].
С назначением на должность в соответствии с Табелем о рангах военные, статские и придворные чины получали содержание, которое состояло из нескольких частей: жалованья, квартирных и столовых денег. Такое разделение являлось существенным элементом при расчете пенсий, поскольку размер пенсий зависел напрямую от жалованья, а не от всего денежного содержания государственных чиновников. назначение пенсий являлось огромным преимуществом государственной службы. Для других подданных Российской империи продолжали практиковаться прежние, традиционные формы помощи престарелым и нетрудоспособным.
иные формы пенсионного обеспечения, источником которых являлись не государственная казна, а денежные сбережения из доходов работающего вне государственной службы населения, стали возникать лишь в XIX веке.
Государственная пенсионная система формировалась постепенно, охватывая более широкие слои царских служащих. данный процесс сопровождался возникновением новых структур и новых источников пенсионных выплат.
Вначале пенсионное обеспечение выражалось в предоставлении отдельным отставным чинам либо членам их семей части получаемого ими по службе содержания. Каких-либо нормативных положений на этот счет не существовало - все зависело от царской милости.
Первое подобие пенсионного законодательства было помещено в Морском Уставе [4], утвержденном 13 января 1720 г. указом Петра I еще до принятия Табели о рангах. Положения устава относились, в основном, к морским чинам. В этом документе можно выделить три важных аспекта:
- введено различие между собственно пенсионным обеспечением самих морских отставных чинов, которое зависело от государевой милости, и обеспечением вдов и сирот этих чинов, которое при определенных условиях составляло их неотъемлемое право;
- расходы на обеспечение вдов и сирот финансировались из тех же источников, из которых производились выплаты жалованья чинам;
- обеспечение предоставлялось только тем, кто не имел собственных доходов либо имел доходы ниже тех, которые довелось бы получать из казны мужу (отцу).
Императрица Елизавета Петровна указом от 9 января 1758 г. утвердила аналогичное Морскому уставу Положение для чинов сухопутных войск. Пенсионное обеспечение, таким образом, охватывало только военных и их семьи, не распространяясь на статских и придворных чинов. С экономической точки зрения важным представляется тот факт, что уже в царствование Елизаветы Петровны благодаря Табели о рангах была создана основа денежного пенсионного обеспечения, хотя оно пока охватывало относительно узкий круг военных чиновников и их семьи.
В 1764-1765 гг. Екатерина II распространила право на пенсию не только на военных, но и на гражданских чиновников, оставлявших службу по выслуге лет. Сфера пенсионного обеспечения государственных служащих была существенно расширена. Поэтому из казны выделялась для этих целей определенная сумма, (пенсионный фонд), а также определялся круг лиц, имевших право на такое обеспечение. Царскую милость сменило право получения пенсии.
Со временем в государственной пенсионной системе возникает рыночный фактор. для того чтобы улучшить пенсионное обеспечение, было принято решение о создании специальных пенсионных капиталов, проценты с которых направлялись на выплату пенсий. Благодаря этому появится возможность охватить пенсионным обеспечением не только государственных служащих, но и всех нуждающихся в этом лиц по старости и другим причинам.
Расширение сферы государственного пенсионного обеспечения привело к значительному увеличению расходов на пенсии, превышающих возможности царской казны. При этом возникло несколько проблем. необходимо было устранить разнообразие пенсионных законоположений, разработать общий для всех служащих пенсионный устав и сократить расходы казны на пенсии.
для разработки общего пенсионного устава в 1820 г. императором Александром I был создан Особый комитет из министров финансов, юстиции, внутренних дел, военного и морского ведомств.
В годы царствования Николая I в декабре 1827 года был принят Пенсионный устав, в соответствии с которым все отдельные пенсионные капиталы были переданы в государственное казначейство, а все доходы и сборы по этим капиталам обращены в единый пенсионный капитал. Кроме оставленных прежних вычетов были введены новые из окладов гражданских чиновников свыше 500 р. (в год) вычитались 2,5 % [3].
устав о пенсиях и единовременных пособиях состоял из трех частей: «Правил для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновниках» и «О производстве пенсий и пособий». В Уставе было 107 статей, и к 1873 году он был дополнен до шести глав и 243 статей [7, С. 1-136].
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»
Размеры оплаты и пенсий чинов других классов определялись стажем государственной службы. Имелась дифференциация в зависимости от принадлежности к военному, статскому (гражданскому) и придворному чиновничеству. Согласно пенсионному уставу 35-летняя служба давала право на пенсию равную окладу по разряду, служба от 30 до 35 лет -не менее 2/3, а от 20 до 30 лет - не менее 1/3 оклада. Пенсии, установленные в соответствии с пенсионным Уставом, начали выплачивать с 1 января 1828 г. Права Устава распространялись на вдов и сирот чиновников, умерших после 1 января 1812 г. Организационные дела по выдаче пенсий были сосредоточены в государственном казначействе. Пенсионного фонда как самостоятельной организации еще не существовало.
Со временем возникли существенные недостатки в пенсионном Уставе, а именно: суммы назначаемых пенсий оказывались небольшими относительно получаемого по службе содержания, которое помимо жалованья включало столовые, арендные (квартирные) и премиальные, тогда как пенсия начислялась только с жалования и премиальных; государственные расходы на пенсии постоянно увеличивались, что по тем временам представляло собой большую нагрузку на казну.
В результате Указом от 6 ноября 1853 г. пенсионный Устав был изменен. Срок выслуги пенсии был определен в 25 и 35 лет. Первый давал право на половинный оклад, а второй - на полный. Размер гражданских чиновников предположено определять по разряду последней должности, только занимавшим ее не менее 5 лет, а чиновникам, служившим без жалования, пенсии при отставке не назначались. Единовременные пособия семьям умерших чиновников, прослуживших до 10 лет, определялись в размере полугодового, а прослуживших 30-25 лет - годового жалованья. Пенсии семьям чиновников ведомств, имевших особые положения, назначались на общих основаниях пенсионного Устава.
Несмотря на такие жесткие требования, пенсионная реформа в России носила достаточно «мягкий» характер и была в основном направлена на рационализацию существующих норм пенсионного обеспечения и не затрагивала его основ.
Параллельно с государственной системой в России получает развитие система негосударственного пенсионного обеспечения государственных служащих. В негосударственной системе пенсионного обеспечения сложились следующие такие пенсионные модели как эмеритальная, действующая в соответствии с принципами страхования и сберегательно-вспомогательная.
Существенные различия между этими моделями заключаются в соотношении распределенных и нако-
пительных принципов, в порядке обеспечения пенсионных прав.
Первые пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888 году, прежде всего на железных дорогах [5, С. 16]. Инициатива их учреждения исходила от частных железных дорог, которые представили на утверждение Правительства уставы своих касс. Существовавшие в дореволюционный период России пенсионные страховые кассы напоминали современные негосударственные фонды.
Огромным шагом на пути реформирования государственной системы пенсионного страхования было принятие в 1912 году ряда законов: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» [2]. Несмотря на обилие законопроектов, Всероссийская конференция РСдРП выразила критическое отношение к ним и приняла свою страховую программу.
Такова общая схема развития пенсионной системы в царской России. Она постепенно интегрируется в систему экономических отношений и становится неотъемлемым ее элементом. С 1917 г. по 1922 г. в области социального и пенсионного страхования было принято около ста декретов и распоряжений, при этом социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организации крестьянской взаимопомощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бескровный Л. Г. Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. 639 с.
2. Закон о страховании рабочих от несчастных случаев: (высочайше утвержденный 23 июня 1912 г.; собр. узак., № 141, ст. 1230).
3. Общий устав о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам // Свод законов Российской империи. 1896. Кн. 2. Т. 3.
4. Полное собрание законов Российской империи (ПСХ). СПб, 1830. Т. 6. (3485).
5. Рыкачев А. К вопросу о пенсионной кассе // Саратовская Земская Неделя. 1901. № 26-29.
6. Свод законов Российской империи (СЗ РИ). СПб., 1857. Т. 1. Ч. 2.
7. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях: Официальное издание 1896 г., дополненное продолжением 1902 г., а равно позднейшими узаконениями, разъяснениями Правительствующего Сената, необходимыми выдержками из других частей Свода Законов, штатами, циркулярами и пр. Свод Законов. 1906. Кн. 2. Т. 3. 575 с.
8. Хрестоматия по истории России. Кн. I. XVII - начало XVIII века / Сост. И. В. Бабич, В. Н. Захарова, И. Е. Уколова. М., 1995. Т. 2. 352 с.