4.2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Тютюнов Николай Валентинович, соискатель НИИ труда и социального страхования
Аннотация: Статья посвящена исследованию процессов формирования российской системы пенсионного обеспечения военнослужащих. В ней охвачен период с древних времен до распада СССР.
Ключевые слова: военная пенсия; военно-социальное законодательство; пенсионная система; пенсионное обеспечение военнослужащих
HISTORY OF FORMATION OF DOMESTIC SYSTEM OF PENSION PROVISION OF SERVICEMEN
Tyutyunov Nicolay Valentinovich, competitor Research Institute of Labour and Social Insurance
Annotation: Article is devoted to research of processes of formation of the Russian system of provision of pensions of the servicemen. In it the period since ancient times before disintegration of the USSR is captured.
Keywords: military pension; military-social legislation; pension system; pension provision of servicemen
В России пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (и их семей), в его нынешнем понимании возникло во второй половине XIX века. До указанного периода пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей имело натуральную форму, которая затем постепенно сменилась денежной (хотя в XVIII веке имело место сочетание форм денежного и натурального обеспечения)1.
Денежное пенсионное обеспечение военнослужащих начало внедряться еще в годы правления Петра I и имело, по сути, стимулирующий характер для добросовестной военной службы: «Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем в поле служить было невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, а без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Також чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали»2.
Пенсионное обеспечение первыми получили морские офицеры, которым, согласно Морскому уставу, утвержденному в 1720 году Указом Петра I, по «благо-устремлению верховной власти» могла быть назначена премия по старости. Морской устав предписывал:
1) увечных, не способных ни к какой службе, пожиз-
ненно помещать в госпитали или выдавать единовременно годовой оклад жалования и паспорт;
2) вдовам старше 40 лет или моложе, но больным, до нового замужества или пожизненно выдавать 1/8 долю годового жалованья мужа;
3) вдовам моложе 40 лет единовременно выдавать годовой оклад жалованья мужа;
4) сыновьям до 10-летного, а дочерям до 15-летнего возраста выдавать каждому 1/12 долю годового жалованья отца3.
Следует отметить, что введенное в России пенсионное обеспечение было в тот исторический период одним из передовых опытов во всей Европе4.
Императрица Елизавета Петровна, осуществляя организационно-штатные мероприятия в армии и во флоте, не могла оставить без внимания материальное положение военных пенсионеров, большинство из которых начинали долгую армейскую и флотскую службу с ее отцом5. Поэтому именными указами Президентам Военной и Адмиралтейской коллегий предписывалось представить на ее рассмотрение реестры обер- и штаб-офицеров, генералов и адмиралов, отставленных от военной службы в 1725-1741 гг.6 В соответствии с приговорами Правительствующего Сената Военной (Адмиралтейской) коллегии следовало
1 Среди форм обеспечения уволенных военнослужащих и членов их семей были: поместная форма обеспечения (поземельное владение, которое давалось служивым людям и делало их собственниками земли); «кормовая» форма обеспечения (право получения доходов с определенного количества дворов; кроме того, в «кормление» офицеров передавались города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод этих мест); содержание отставных воинов при монастырях; помещение воинов в богадельни, больницы и инвалидные дома; зачисление в инвалидные команды для несения определенной службы; денежные пенсии и пособия. Наравне с натуральной формой обеспечения военнослужащих и их семей постепенно расширялась практика назначения денежных пенсий и пособий. Вначале они назначались лишь отдельным лицам на основании личных распоряжений царей. Постоянными денежными выплатами можно считать инвалидное содержание офицеров, поселяемых в «инвалидных городах».
2 Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права) //Российский военный сборник. - Вып.10. -М., 1996. - С.214.
3 Эти виды социального обеспечения предоставлялись только тем, кто не имел собственных доходов либо имел доходы ниже тех, что довелось бы получать из казны мужу (отцу). Расходы на обеспечение вдов и сирот финансировались из тех же источников, откуда производились выплаты жалованья //Дегтярев Г. Согласно указам Петра //Пенсионное обеспечение. - 2003. - №12. -С.18.
4 Указом Петра II от 09.06.1728 права Морского устава были распространены на вдов и сирот убитых офицеров-иноземцев, служивших в сухопутном войске.
5Походный журнал 1707 года. 2-е изд. - СПб., 1911. - С.7-8; МИРФ. - СПб., 1875. - Т^. - С.381 -382; РГАДА. - Ф.286. - Оп.1. -Д.136. Л.1-9; Д.143. - Л.1- 9 об.; Д.170. - Л.1-9 об.
6 ОДАММ. - СПб., 1895. - XVII. С.303, 314. В фонде Адмиралтейской коллегии (РГАВМФ. - Ф.212. - Оп.1742, 1743 гг. - Д.40) собраны подробные сведения о численности, причинах увольнения, занятости, имущественном положении, наличия детей, возраста высшего, старшего и младшего офицерского состава флота, уволенного в полную отставку с 1727 по 1741 гг.
ежегодно подавать в канцелярию сведения о военнослужащих, которые по состоянию здоровья не пригодны к службе в армии и во флоте и которые не имеют возможности без выплаты военной пенсии обеспечить себя в отставке самостоятельно «на пропитание»7.
Начавшаяся Семилетняя война (1757-1763) явилась катализатором дальнейшего развития пенсионного обеспечения военнослужащих. Особое внимание было обращено на проходивших службу в пехотных, кавалерийских, артиллерийских и инженерных полках русской армии и уходивших в отставку по состоянию здоровья, ранения и увечья.
Императрица Елизавета Петровна своим Указом от 09.01.1758 утвердила для ветеранов сухопутных войск и членов их семей Положение о пенсионном обеспечении. Оно известно как «Высочайше утвержденные для Комиссариатского Правления Регулы», аналогичное Морскому уставу8.
Императрица Екатерина II изменила пенсионное обеспечение лиц, оставлявших военную службу по выслуге лет. «Назначалась определенная сумма, а также определялся круг лиц (комплект), имевших право на такое обеспечение. Не попавшие в этот круг ожидали вакансии. Это нововведение было распространено на военные, гражданские и морские чины»9.
Так, морские офицеры имели право на пенсию, если прослужили 32 года или совершили 16 компаний, а также больные и увечные, не выслужившие этих сроков. Размер пенсии был определен в половину жалованья по чину.
Указом императора Павла I от 18.12.1797 повелева-лось увеличить общую сумму пенсий для сухопутных офицеров до 360 тыс. руб. в год (для морских офицеров - до 75 тыс. руб. в год).
Указом от 21.05.1803 император Александр I установил, что увольняемым в отставку армейским генералам, штаб- и обер-офицерам выплачивались: прослужившим 20 лет - инвалидное содержание; 30 лет - половина получаемого по чину в год жалования; 40 лет -полное жалование. В случае ран и болезни и меньшая чем в 20 лет служба давала право на пенсию в половину жалования 0.
7 ПСЗ. - Т.ХИ. - №8992. - С.171; ОДАММ. - СПб., 1895. - Тт -С.316.
8 Размер содержания вдов и сирот, их возраст, имевших на него право, остались те же, так как за базовую основу пенсионного обеспечения были приняты соответствующие статьи Устава Морского 1720 г.: Книга четвертая. Глава четвертая. О Награждении. «Дабы всякой служащей во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу награжден будет» (Книга Устав Морской. -СПб., 1763. - С.109-110). Право на вдовье и сиротское содержание получали семейства убитых и умерших на службе генералов, старших и младших армейских офицеров, как русских, так и иностранцев, унтер-офицеров и рядовых, относящихся к дворянскому сословию. Пенсия не выплачивалась генералам, имевшим в личной собственности имение, численностью свыше 100 душ, штаб-офицеров - свыше 50 душ, а обер-офицеров - свыше 25 душ; вдовам иностранцев, прослужившим в России менее 5 лет, и также сиротам иностранцев. См.: Дуров И.Г. Пенсионное обеспечение военнослужащих армии и флота при правлении императрицы Елизаветы Петровны //Вестник государственного социального страхования. - 2010. - №1. - С.79.
9 Но выплаты за выслугу лет назначались только в том случае, если субалтерн-офицеры имели менее 25 душ, капитаны - менее 30 душ, штаб-офицеры - менее 40 душ, включая имения их жен //Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. - М., 2003. - С.11.
10 Права военных на пенсии были распространены на
ополченцев, офицеров Войска Донского, чинов иррегулярных
войск, оружейников Сестрорецкого завода. Эти выплаты
финансировались за счет специально выделяемых средств //Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. - С.13.
К концу царствования императора Александра I были начаты работы по объединению всех пенсионных положений в единый устав, который был принят при императоре Николае I11. В связи с этим можно констатировать, что в первой половине XIX века в пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей денежные пенсии становятся преобладающим видом обеспечения.
В Именном указе императора Николая I, данном Сенату 06.12.1827, «Об утверждении «Общего устава о пенсиях и единовременных пособиях»», отмечалось, что пенсионные законы «каждому лицу, посвящавшему жизнь свою на пользу Родине, дали надежду на то, что за Богом молитва, а за Царем служба не пропадет, и что человек служилый на старости лет без куска хлеба не останется»12.
С принятием Общего устава о пенсиях и единовременных пособиях было впервые узаконено право на пожизненную пенсию, размер которой определялся сроком службы, чином, а также должностным разря-дом13.
Существовали 30 отдельных пенсионных положений о льготных пенсиях. Полная пенсия назначалась за 35 лет безупречной службы. Прослужившим от 30 до 35 лет определялось 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет -1/3 полного оклада, равного жалованью по чинам, установленным по Табели от 12.12.1816.
Основная часть расходов покрывалась за счет средств казны. Пенсионное обеспечение было приоритетной статьей государственных расходов. Хотя при Александре III было принято решение, что под опекой государства должны остаться лишь те, кто не мог заботиться о себе самостоятельно.
Устав о пенсиях 1827 г. просуществовал с незначительными изменениями до конца 1852 г. Затем было принято решение об отмене пенсий за 20 лет службы. Пенсии устанавливались за воинскую службу от 25 до 35 лет в размере 50% оклада. За 35 лет службы и более устанавливался полный оклад жалованья по чину.
11 В Именном указе Императора Николая I от 06.12.1827 говорилось: «В награду трудов, подъемлемых на службе, установлены не только в течение ее разные почести и оклады жалованья, но и по завершении оной, за долговременное и беспорочное продолжение, определяются при отставке единовременные пособия» //Гурский П.М. Краткий исторический очерк пенсионного обеспечения военнослужащих и их семейств //Новый устав о пенсиях и единовременных пособиях членам военного ведомства и их семействам. Увольнение от службы и награды при отставке.
- СПб., 1912. - С.6.
12 Каменев А.И. За царем служба не пропадет? //http:// artofwar.ru/ k/ kamenew_ anatolij_ iwanowich.
13 Так, гражданский чиновник, прослуживший 35 лет, получал пенсию в полном объеме, т.е. 100% от жалованья, менее этого срока, но более 25-ти лет, - получал половину жалованья и т.п. По особым правилам, в зависимости от каждого конкретного случая, назначалась пенсия министрам и высшим должностным лицам по усмотрению Государя. Особые положения были разработаны для офицеров и гражданских чиновников военносухопутных войск и морского ведомства. Право на пенсию и ее размер определялись не только чином, сроком службы, но также местом ее прохождения и условиями мирного или военного времени. Время, проведенное в военных походах, при начислении пенсии увеличивалось вдвое. Высшему командному составу: военному министру, командующим войсками в военных округах, корпусным командирам, генералам главных управлений и их семьям пенсия назначалась каждый раз особо по Высочайшему указу. Из нижних чинов правом на пенсию пользовались только унтер-офицеры и состоявшие на сверхсрочной службе нестроевые. При увольнении им назначалась пенсия в размере 96 руб. в год или единовременное пособие в 1000 руб. В случае потери кормильца эти суммы выплачивались их семьям.
В дальнейшем основные положения Устава о пенсиях оставались действительными вплоть до 1912 года14.
Органом управления, занимавшимся реализацией пенсионных прав военнослужащих и членов их семей, был Главный штаб15, в структуре которого был создан пенсионный отдел («отдел пенсионный и по службе нижних чинов»), который занимался вопросами пенсий и льгот, прохождения службы нижними чинами, их призывом.
Структура этого отдела включала две части: пенсионную и эмеритальную и четыре отделения (рисунок
1)16.
В ведении пенсионной части пенсионного отдела находились вопросы пенсионного обеспечения за счет средств казны государства.
Выделение в структуре пенсионного отдела Главного штаба эмеритальной части произошло в связи с учреждением эмеритальных касс.
Пенсионный отдел Главного Штаба
I
Пенсионная часть (увольнение от службы и пенсионное обеспечение военнослужащих и их семейств из сумм казны и казачьих войск)
Эмеритальная часть (все дела; счетоводство и отчетность по заведыванию зм ери таль ной кассой военно-сух опугного ведомства)
3-е отдаление 9-е отделен® 10-е отделение 11-е отделение
(увольнение от (увольнение (рассмотрение (счетоводство и
службы и из запаса классных и прошений на отчетность по
всех офицерских медицинских эмеритальные эмеритап ьному
чинш с пенсиями чин се военного свисни и пособия; капиталу;
и бег пенсий: ведомства от назначение. составление
награды при службы и из запаса возобновление и годовых смет и
отставке) с пенсиями и без ассигнование этих отчетов; управление
пенсий; пенсий и пособий; фондами; вопросы о
назначение пенсий ведение именных правах на участие в
н пособий из списков кассе; возврат сумм.
казны нижним змеригал ьных негравильно
чинах! при пенсионеров; учет поступивших в
увольнении их со денежных в пользу кассу. учет
сверхсрочной кассы; добровольных
службы; эмеритальная взносов в кассу)
назначение пенсий статистика)
Рисунок 1.
Структура пенсионного отдела Главного Штаба Военного Министерства Российской империи и задачи, решаемые им (XIX в.).
В 1856 году был принят Закон об учреждении в Морском ведомстве эмеритальных пенсионных касс17. По
Положению 1859 года право на эмеритальную пенсию имели офицеры, прослужившие не менее 25 лет и выплачивающие 6%-ый взнос не менее 5 лет. Размер их пенсии составлял 3/12 полного оклада государственной пенсии. Прослужившие 35 лет при 35 платных годах получали эмеритальную пенсию, равную полному окладу пенсии из государственного казначейства. Пенсионные выплаты также распространялись на членов их семейств. Эмеритальный капитал помещался в ценные бумаги, ипотеку.
Солидная законодательная база способствовала эффективной деятельности военной и морской эмеритуры, но к началу 1890-х годов финансовое положение пенсионных касс ухудшилось. Это объяснялось совокупностью причин: в частности, увеличением численности армии и, следовательно, вкладчиков кассы; присоединением к военной эмеритуре казачьих войск и других лиц, желающих обрести право на получение эмеритальной пенсии; либерализацией выплат и льгот в течение последнего десятилетия XIX века18.
Кроме того, у всех эмеритальных касс существовал один огромный недостаток - отсутствие стабильной финансовой устойчивости. В основу расчетов пенсионных обязательств в таких кассах были положены страховые начала. Однако пенсии назначались в определенном соотношении к окладу денежного содержания служащего или в зависимости от чина и класса должности, в которых участник состоял к моменту выхода на пенсию. Поэтому система часто оказывалась несбалансированной.
Уставы эмеритальных касс предписывали определять размеры взносов из заработков участников, а также точные размеры пенсий и пособий при различной продолжительности выслуги лет. Доходы касс составляли взносы, которые изменялись в зависимости от количества участников, размера их денежного содержания и пр. Расходы же зависели от количества пенсионеров, их должностей, семейного положения. Одновременно уставами касс не были предусмотрены меры, обеспечивающие балансировку доходов и расходов, а также создающие резерв на покрытие дефицита.
Следует отметить, что к началу ХХ столетия капитал военной эмеритуры составлял солидную сумму, и статус эмеритальной кассы значительно вырос. Расширился круг участников военной эмеритуры. Продолжалась ее финансовая поддержка государством. В ре-
14 Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военно-пенсионных органов России //Военно-юридический журнал. -2011. - №10.
15 Он был создан в 1815 г., затем в 1832 г. на мирное время его упразднили и вновь образовали в 1865 г. //Сурков А.Н. Правовое регулирование финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (историко-административный аспект): Авто-реф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1999.
16 Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военнопенсионных органов России //Военно-юридический журнал. -2011. - №10.
17 Высочайшим указом, данным Военному министру 17.04.1859,
была учреждена эмеритура с одновременным увеличением содержания чинам военно-сухопутного ведомства, по которому
незначительный (6%) вычет в эмеритуру компенсировался с избытком 30% прибавкой жалованья. Практическое начало эмеритура военного и морского ведомств получила с принятием Положения от 25.06.1859, по которому в эмеритальную кассу было
передано 7500000 руб. из государственного казначейства, 825000
руб. из военного министерства офицерских капиталов военных
поселений. Кроме того, все лица офицерского звания этого ведомства обязаны были отчислять 6% жалованья, денежных наград, пособий, и пенсий. С этого момента в военном и морском ведомствах начала работать накопительная пенсионная система, находящаяся под патронажем Государя, что позволило уже с 01.05.1865 начать выплату эмеритальных пенсий. Наиболее массовыми эмеритальными кассами были: Эмеритальная касса военно-сухопутного ведомства; Эмеритальная касса инженеров путей сообщения; Эмеритальная касса при Московской практической академии коммерческих наук и др.
18 Назрела необходимость в кардинальных изменениях предыдущего Положения об эмеритальной кассе. Целью разработки нового Положения было сокращение расходов, т.е. ужесточение правил выплаты эмеритальных пенсий и пособий, предлагалось увеличить процент вычета в кассу с 6-ти до 8-ми. В результате, под давлением Императора, посчитавшего эту меру обременительной для участников эмеритуры, члены эмеритальной комиссии отказались от этой идеи и ограничились лишь отменой пенсии лицам, участвовавшим в эмеритуре менее 20 лет.
зультате эмеритальные капиталы военно-сухопутного и морского ведомств располагали очень солидными средствами и возглавляли списки крупнейших пенсионных капиталов царской России. Вместе с тем созданная пенсионная система касалась только определенной части населения. Эмеритальные кассы выступили первыми формами страхового дополнительного пенсионного обеспечения.
Помимо Главного штаба надзор за исполнением законодательства о пенсиях и льготах для военнослужащих и их семей возлагался на начальников местных бригад, которые подчинялись командующим войсками военных округов и назначались на эти должности императором1 .
Полномочия же по назначению пенсий военным чинам и их семействам были предоставлены Военному министру, который по получении соответствующих ходатайств и всех необходимых документов назначал пенсии указанным лицам «собственною властью». После этого Военный министр направлял соответствующие уведомления в Министерство финансов, где уже Министр финансов, получив указанное уведомление, был обязан немедленно предписать Департаменту Государственного Казначейства внести его в государственную книгу пенсий и пособий, с тем чтобы выплаты пенсий производились: в столице - из Главного Казначейства, а в прочих городах - из тех местных казначейств и расходных отделений, «где кто получать ее пожелает»2 .
Итак, во второй половине XIX века интенсивно развивается пенсионное обеспечение военнослужащих. Одновременно растут и затраты казны на это обеспечение. Так, в 1897 году на пенсии и всевозможные пособия было израсходовано 38,3 млн рублей, что составляло около 3,0% расходных сумм государственного бюджета21. Интересно отметить, что уже в тот период активно обсуждался вопрос, что такое пенсия: милость правительства или неотъемлемое право служащих при соблюдении соответствующих условий. Все больше стала утверждаться идея, что пенсия - милость правительства только в исключительных, уважительных случаях; право служащего на пенсию - во всех остальных случаях выхода в отставку.
23 июня 1912 года Царским указом был утвержден Новый Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам Военного ведомства, который просуществовал до Октябрьской революции 1917 года. Он распространял свое действие только на военнослужащих, состоящих на службе в Военном ведомстве, и их семейства.
Уставом о пенсиях 1912 года было предусмотрено увеличение размера пенсий, они в большей мере были поставлены в зависимость от денежного содержания, особенностей и стажа военной службы. Важным изменением, приведшим к увеличению пенсий, явилось их исчисление не только от окладов денежного содержания, но и от столовых и добавочных денег. Право на пенсию из государственной казны имели генералы, офицеры и их семьи.
За выслугу 25 лет полагалось 50% окладов, за каж-
19 Свод военных постановлений 1869 г. 3-е изд. - Ч.1. - Кн.3. -Статьи 6-54.
20 Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военнопенсионных органов России //Военно-юридический журнал. -2011. - №10.
21 Ракитская Л.В. Пенсионное законодательство в XIX веке //http://notariusy.ru/publisher/c22.htm.
дый год, прослуженный сверх 25 лет, размер пенсии увеличивался на 3%.
Полная пенсия за выслугу 35 лет устанавливалась в размере 80% окладов. Были установлены максимальные и минимальные размеры пенсий: 7000 рублей и 300 рублей в год, соответственно22.
Таким образом, продолжительная военная служба стимулировалась, среди прочих мер, высокими размерами пенсий из различных источников. Оклады денежного содержания при назначении пенсии определялись по последним перед увольнением чину или должности, а при выслуге в них менее двух лет - по предпоследнему23.
Проведенный исторический экскурс показал, что сложившаяся в XIX веке в Российской империи система правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих, включая военнослужащих, была наиболее передовой, прогрессивной и детализированной в сравнении с другими государствами Европы24.
Новая система пенсионного обеспечения военнослужащих стала выстраиваться после Октябрьской революции. Первоначально (до августа 1918 года) пенсионное обеспечение инвалидов Красной Армии, семей погибших красноармейцев производилось в порядке и по нормам, установленным Постановлением Временного правительства от 11.10.1917. Затем в виде экстренной меры, временно, впредь до издания общего страхового закона, 07.08.1918 СНК РСФСР был принят первый Декрет военно-пенсионного законодательства Советской власти «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств», который устанавливал пенсии для солдат, лишившихся полностью или частично трудоспособности в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы, а также пенсии для семей солдат Красной Армии, убитых, умерших от ран или пропавших без вести на войне. В случае смерти солдат, получавших пенсии по инвалидности, нетрудоспособные члены семьи обеспечивались пенсиями на этих же основани-ях25.
В январе 1919 года была предпринята попытка распространить Положение о социальном обеспечении трудящихся на всех военнослужащих, включая командный состав Красной Армии. Однако она оказа-
22 Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военнопенсионных органов России //Военно-юридический журнал. -2011. - №10.
23 Предусматривалось льготное исчисление выслуги лет на пенсию, в т. ч. с учетом службы в действующей армии, дисциплинарных частях, отдаленных местностях, на должностях летчиков и учебно-воспитательного персонала, времени командировок в районы, пораженные чумой. Наибольшее увеличение пенсионного стажа давала служба в Порт-Артуре во время осады крепости и нахождение в чумном районе, когда 1 месяц засчитывался за 12. При увольнении военнослужащих по болезни или ранению сокращался обязательный срок выслуги на пенсию, а инвалидам I группы пенсия назначалась в размере полного годового оклада содержания. По особым правилам назначалась пенсия летчикам, увольняемым в отставку по болезни. Им полагалась пенсия при небольшом стаже военной службы. Эта пенсия выплачивалась из государственного бюджета.
2 Квасов Д.А. Развитие законодательства о пенсионном обеспечении государственных служащих в Российской империи. - М., 2009; Шикалова О.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей: Ав-тореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2008.
25 Назначение пенсий военнослужащим производили комиссии
при местных отделах социального обеспечения.
лась неудачной, так как не учитывались особенности военной службы.
28.04.1919 председатель СНК РСФСР В.И. Ленин подписывает Положение о социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств26. Пенсии военно-увеченным назначались лишь в случае утраты ими полностью или частично трудоспособности от повреждений, ран или болезней, полученных в связи с исполнением своих служебных обязанностей и в случае их материальной необеспеченности. В случае смерти этих лиц нетрудоспособные члены их семей обеспечивались пенсиями по случаю потери кормильца.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19.03.1926 было утверждено Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава РабочеКрестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота, введенное в действие с 01.12.1926 и действующее до начала Великой Отечественной войны.
Пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального страхования и стало осуществляться на основании специальных актов. Работа по обеспечению лиц начальствующего состава и их семей, а позднее - и сверхсрочнослужащих, была возложена на Военное ведомство, а военнослужащих срочной службы - на местные органы социальной защиты населения. Расходы на государственное обеспечение лиц начальствующего состава, сверхсрочнослужащих и их семей стали относиться на смету Наркомвоенмора, за счет союзного государственного бюджета27.
Пенсия за 20 лет выслуги на должностях кадрового начсостава по Положению 1926 года назначалась в размере 50% окладов денежного содержания. За каждый год выслуги сверх 20 лет размер пенсии увеличивался на 4%, а за каждый год выслуги сверх 25 лет -на 6% окладов жалованья. Лицам, награжденным орденами Красного Знамени, за каждый полученный орден размер пенсии увеличивался на 10%.Что касается военнослужащих из начсостава, инвалидность которых наступила в связи с прохождением военной службы, то пенсия назначалась: инвалидам I группы в размере 100%, инвалидам II группы - 75% и инвалидам III группы - 50% оклада жалованья. Семьям умерших или без вести пропавших лиц начальствующего состава, если их смерть наступила во время прохождения военной
26 Право на пенсионное обеспечение по инвалидности имели следующие категории военно-увеченных: 1) солдаты Красной Армии; 2) моряки Красного Флота; 3) военнослужащие судоходной охраны Главного управления водных сообщений; 4) военнослужащие пограничной охраны; 5) военнослужащие продовольственных отрядов; 6) военнослужащие железнодорожной охраны; 7) военно-медицинские работники и военно-политические комиссары; 8) бывшие красногвардейцы; 9) командный состав Красной Армии; 10) члены рабочих и крестьянских боевых дружин и все лица, привлеченные надлежащими властями к обслуживанию воинских частей.
27 В дальнейшем, с ростом численности пенсионеров, чрезмерная централизация пенсионного обеспечения создавала трудности в своевременном обеспечении пенсиями как военнослужащих, так их семей. В начале 1938 года назначение пенсий военнослужащим и их семьям было возложено на отделы по комнач-составу военных округов //Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военно-пенсионных органов России //Военноюридический журнал. - 2011. - №10.
службы, пенсия назначалась в размере: на одного нетрудоспособного - 50%, на двух - 75% и на трех и более - 100% пенсии, установленной для инвалидов I группы с учетом причин смерти или безвестного отсутствия лиц начсостава28.
Таким образом, можно сделать вывод, что в то время был осуществлен возврат к сложившемуся в дореволюционный период ведомственному принципу пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей. «Отличие от дореволюционного порядка заключалось лишь в том, что Военное ведомство в тот период занималось только оформлением всех необходимых документов, связанных с пенсионным обеспечением, и издавало соответствующие акты о назначении пенсий конкретным лицам, а выплата пенсий их получателям осуществлялась Министерством финансов через соответствующие органы госу-
29
дарственного казначейства» .
В июне 1941 года, то есть накануне Великой Отечественной войны, Правительством было установлено, что основным видом пенсий за выслугу лет командных кадров является пенсия за 25 лет и более, а не за 20 лет, как это было раньше. Пенсии за выслугу 25 лет стали назначаться в размере 50% окладов денежного содержания, которые военнослужащие фактически получали к моменту увольнения с военной службы. За каждый год выслуги сверх 25 лет размер пенсии увеличивался на 3%, но всего не более чем до 80% окладов денежного содержания. Пенсии генералам и адмиралам за выслугу 25 лет и более назначались в размере 95% окладов денежного содержания30.
Сложилась пенсионная система военнослужащих, в которой общее руководство пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу, осуществлял финансово-экономический орган Военного ведомства (в разное время он именовался по-разному), непосредственную работу по назначению и выплате пенсий указанным лицам осуществляли военные комиссариаты во взаимодействии с учреждениями Сбербанка России.
В послевоенный период назначение пенсий производилось: генералам - непосредственно Финансовым
28 Источник: http://www.lawmix.ru/comm. рИр?1Ь=5183.
29 Возложение на Наркомат обороны СССР функции пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей потребовало выделения в структуре Наркомата органа военного управления, который бы решал данную важнейшую задачу. В дальнейшем, с ростом численности Вооруженных Сил и, соответственно, военных пенсионеров, чрезмерная централизация пенсионного обеспечения стала создавать трудности в своевременном обеспечении пенсиями как лиц, уволенных с военной службы, так и членов семей погибших (умерших) военнослужащих. В связи с этим в начале 1938 г. назначение пенсий указанным лицам было возложено на отделы по комначсоставу (позднее -отделы кадров) военных округов. Общую координацию работы по пенсионному обеспечению осуществлял пенсионный отдел Главного управления кадров Красной Армии //Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военно-пенсионных органов России //Военно-юридический журнал. - 2011. - №10.
30 Произошли изменения и в пенсионном обеспечении военно-служащих-инвалидов. Военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранений, контузий и увечий в бою или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, были установлены следующие нормы пенсий по инвалидности: инвалидам I группы -75% оклада денежного содержания; инвалидам II группы - 55%; инвалидам III группы - 40%.
управлением (позднее - Центральным финансовым управлением) Министерства обороны СССР, остальным военнослужащим из числа офицеров и сверхсрочников, а также семьям генералов, адмиралов, офицеров и сверхсрочников - областными, краевыми, республиканскими военными комиссариатами. Выплата пенсий во всех случаях производилась через государственные банки по месту жительства пенсионе-ров31.
Итак, проведенный историко-логический анализ показал, что:
1) основа для построения системы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей закладывается с конца XVII в., когда начинается более четкое правовое оформление отношений по обеспечению нетрудоспособных служилых людей. Прообразом пенсионного обеспечения выступало наделение отставных служащих землей в виде прожиточного поместья и выслуженной вотчины, однако считать их пенсиями нельзя. Условиями обеспечения являлись: увечья военнослужащих и иные причины, повлекшие неспособность к службе, а также смерть военнослужащего. Обеспечение нетрудоспособных людей в указанный период не являлось всеобщим, поскольку распространялось только на военнослужащих, и в некоторых случаях - на членов их семей. Впервые пенсионные выплаты в денежном выражении начали производиться в конце XVII в. раненым иноземным начальникам и офицерам, а также членам семей иноземцев, убитых на войне.
К периоду правления Петра I следует относить начало построения государственной системы пенсионного обеспечения в классическом понимании, поскольку в этот период был принят первый нормативный документ, содержащий в себе нормы пенсионного обеспечения, - Морской устав 1720 г., закреплявший право на получение денежного обеспечения неспособных к службе морских чинов. По Морскому уставу условием назначения пенсии была непригодность к службе вследствие инвалидности или старческого возраста. Соответственно, можно говорить о таких видах пенсии, как пенсии по инвалидности и по старости. Причем определенного пенсионного возраста установлено не было, нормы Устава позволяли назначить обеспечение практически в любом возрасте в случае неспособности к выполнению воинских обязанностей. Заложены основы законодательного регулирования пенсий по случаю потери кормильца в современном ее понимании.
Понятие «пенсия» впервые официально упоминается в именном Указе Петра II «О даче в пенсион жалованья вдовам умерших в военной службе иноземцев, по Морскому уставу»;
2) дальнейшее развитие пенсионного законодательства Российской империи было направлено на расширение круга субъектов, подлежащих пенсионному обеспечению, и их пенсионных прав. В частности, в период правления Екатерины II были приняты нормы, расширившие категории лиц, имеющих право на пенсии, а также круг оснований пенсионного обеспечения военнослужащих;
3) в достаточной степени регламентированная и сформированная как организационно-правовой инсти-
31 Артамонов Д.Н. Льготы и государственное обеспечение военнослужащих и их семей. - М., 1954. - С.28-29; Артамонов Д.Н. Пенсионное обеспечение советских военнослужащих и их семей.
- М., 1961. - С.14-15.
тут система пенсионного обеспечения военнослужащих появилась в России к началу XIX в. При этом сама пенсия понималась, с одной стороны, как награда за службу, а, с другой, - как право на обеспечение при наличии установленных законом условий;
4) целый ряд черт пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, созданного в советский период, сохранились до настоящего времени (в частности, ведомственный принцип, особый порядок назначения и выплаты пенсий, учет выслуги лет и пр.). Вместе с тем нельзя не отметить, что и в царской России, и в советский период в государственной политике России изначально отдавался приоритет государственному пенсионному обеспечению именно военнослужащих в сравнении с иными категориями государственных служащих (что нашло еще отражение в «Табели о рангах» при Петре I, где было указано, что при равенстве чинов «воинские выше прочих», т.е. военные имели преимущество перед гражданскими чиновниками).
В Советском государстве отсутствовало специальное пенсионное обеспечение госслужащих. Пенсии за выслугу лет предоставлялись только военнослужащим и близким к ним по статусу сотрудникам правоохранительных органов как категории госслужащих в современном понимании.
Список литературы:
1. Артамонов Д.Н. Льготы и государственное обеспечение военнослужащих и их семей: Учебное пособие. - М.: ВЮА, 1954.
2. Артамонов Д.Н. Пенсионное обеспечение советских военнослужащих и их семей. - М.: ВПА, 1961.
3. Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права) //Российский военный сборник. - Вып.10. - М.: Военный университет, 1996.
4. Гурский П.М. Краткий исторический очерк пенсионного обеспечения военнослужащих и их семейств //Новый устав о пенсиях и единовременных пособиях членам военного ведомства и их семействам. Увольнение от службы и награды при отставке. - СПб., 1912.
5. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. - М.: Academia, 2003.
6. Дегтярев Г. Согласно указам Петра //Пенсионное обеспечение. - 2003. - №12.
7. Дуров И.Г. Пенсионное обеспечение военнослужащих армии и флота при правлении императрицы Елизаветы Петровны //Вестник государственного социального страхования. - 2010. - №1.
8. Каменев А.И. За царем служба не пропадет? //http:// artofwar.ru/ k/ kamenew_ anatolij_ iwanowich.
9. Квасов Д.А. Развитие законодательства о пенсионном обеспечении государственных служащих в Российской империи. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
10. Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военно-пенсионных органов России //Военноюридический журнал. - 2011. - №10.
11. Ракитская Л. В. Пенсионное законодательство в XIX веке //http://notariusy.ru/publisher/c22.htm.
12. Сурков А.Н. Правовое регулирование финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (историко-административный аспект): Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1999.
13. Шикалова О.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2008.
14. http://www.lawmix.ru/comm.php?id=5183.
Reference list:
1. Artamonov D.N. Incentives and state provision of servicemen and their families: Textbook. - M.: MJA, 1954.
2. Artamonov D.N. Pension provision of Soviet servicemen and
their families. - M.: MPA, 1961.
3. Degtyarev G. According to the decrees of Peter //Pension provision. - 2003. - №12.
4. Degtyarev G.P. Pension reform in Russia. - M.: Publishing house «Academia», 2003.
5. Durov I.G. Pension provision of servicemen of the Army and Navy during the reign of Empress Elizabeth //Bulletin of the state social insurance. - 2010. - №1.
6. Gursky P.M. A brief historical review of pension provision of servicemen and their families //The new regulations on pension and lump sum benefits members of the military and their families. Dismissal from the service and awards for his resignation. - Saint-Petersburg, 1912.
7. Kamenev A.I. For the king of the service is not lost? //http:// artofwar.ru/ k/ kamenew_ ana-tolij_ iwanowich.
8. Kinashenko I.A., Koryakin V.M. Formation and development of military-pension authorities of Russia //Military-juridical journal. - 2011. - №10.
9. Kvasov D.A. The development of legislation on pension provision of state servicemen in the Russian Empire. - M.: Publishing house of Moscow State University, 2009.
10. Rakitskaya L.V. Pension legislation in the XIX century //http://notariusy.ru/publisher/c22.htm.
11. Shikalova O.V. The juridical regulation of pension provision of citizens, dis-charged from military service, and their families: Abstract of the dissertation for the degree of candidate of juridical sciences. - М., 2008.
12. Surkov A.N. Juridical regulation of the financial support of the Armed Forces of the Russian Federation (the historical and administrative aspects): Abstract of the dissertation for the degree of candidate of juridical sciences. - M., 1999.
13. The military legislation of the Russian Empire (Russian Code of Military Law) //Russian military collection. - Issue 10. - M.: Military University, 1996.
14. http://www.lawmix.ru/comm.php?id=5183.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Тютюнова Н.В. «История формирования отечественной системы пенсионного обеспечения военнослужащих».
В рецензируемой статье комплексно проанализирована проблематика непосредственно пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил царской и частично советской России, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, в том числе с учетом того, что с 01.01.2012 военные пенсии в нашей стране были увеличены в среднем на 60%, а национальная система пенсионного обеспечения военнослужащих вступила в фазу модернизации, ее приближения к лучшим мировым аналогам. В связи с этим заслуживает одобрения и поддержки авторский тезис о том, что сложившаяся в XIX веке в Российской империи система правового регулирования пенсионного обеспечения госслужащих, включая военнослужащих, была наиболее передовой, прогрессивной и детализированной в сравнении с другими государствами Европы.
Статья Тютюнова Н.В. написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов новизны. Выводы, сделанные автором, аргументированы. С учетом выше изложенного полагаю, что статья заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.
Кандидат экономических наук, профессор
Российского государственного социального
университета
д.полит.н. Д.Н. Ермаков.