УДК 321 (091); 34 (091)
СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
М.В. ЛЕВШУК
Белгородский государственный национальный исследовательский унив ерситет
В статье исследуется проблема развития законодательства о пенсионном обеспечении в аспекте становления правовой основы пенсионного обеспечения, как самого значимого вида социального обеспечения, в хронологических рамках XIX века и начала XX века -вплоть до 1917 года.
Ключевые слова: становление правовой основы; дореволюционное государственное пенсионное обеспечение.
Актуальность проблемы развития законодательства о пенсионном обеспечении в России обусловлена необходимостью модернизации и оптимизации современной системы государственного пенсионного обеспечения. Мы попытаемся исследовать данную проблему в аспекте становления правовой основы пенсионного обеспечения, как самого значимого вида социального обеспечения, в хронологических рамках XIX века и начала XX века — вплоть до 1917 года.
В XIX веке государственно-организованная помощь нетрудоспособным гражданам в России отсутствовала, основной формой обеспечения таких граждан была благотворительность. Пенсионное обеспечение в форме благотворительности осуществлялось состоятельными гражданами, которые в этих целях учреждали капитал, из которого выдавались пособия нуждающимся работникам. Правовой основой такого обеспечения являлись Положения Комитета Министров Российской империи об учреждении капитала и об утверждении Положения о названном капитале. Рассмотрим Высочайшее утвержденное 4 марта 1884 года Положение Комитета Министров «Об учреждении капитала имени потомственного гражданина Михаила Александровича Сибирякова для вспомоществования приисковым рабочим Якутской области»1 и утвержденное с высочайшего повеления Государя Императора Министром Государственных имуществ 15 марта 1894 года Положение о названном капитале. Право на получение пособия из капитала предоставлялось рабочим, получившим увечье на золотых промыслах или потерявшим здоровье и силы на приисковых работах и вследствие этого неспособных к пропитанию собственным трудом; семействам рабочих, упомянутых выше, и кроме того, семействам рабочих, лишившихся жизни на золотых промыслах как от болезней, так и вследствие особых несчастных случаев. Право на пособие сохранялось и у тех из пострадавших или их семейств, которые пострадали по собственной неосторожности. Те же лица, которые распоряжались работами и надзирали над рабочими, не имели права на пособия из вышеназванного капитала. Несмотря на то, что в Положении еще не было четкой регламентации порядка назначения пособий и сроков рассмотрения прошений об их назначении, пособия уже были дифференцированы в зависимости от продолжительности их выплаты на два вида: единовременные — пособия, и продолжительные или постоянные — пенсии. Слово «решю» переводится латинского языка как «платеж». В XIX веке пенсиями называли не производимые государством выплаты (в виду отсутствия таковых), а обязательные периодически продолжительные или постоянные платежи, производимые в пользу нетрудоспособных индивидов или семей умерших рабочих. Таким образом, и частная, и общественная благотворительность не были детально регламентированы со стороны государства.
Получение пенсионного обеспечения от государства в России на протяжении длительного срока, начиная с XVIII века, имели лишь чиновники некоторых ведомств и ли-
1 Об учреждении капитала имени потомственного почетного гражданина М.А. Сибирякова для вспомоществования приисковым рабочим Якутской области и об утверждении Положения о названном капитале.//Полное собрание законов Российской империи. Т. 14. № 10403.
ца, получившие увечья вследствие исполнения обязанностей военной службы и их семьи в случае смерти вышеназванных лиц на основании специального законодательства. К специальному законодательству относится утвержденный 6 декабря 1827 году Устав о пенсиях и единовременных пособиях2 государственным (военным и гражданским) служащим, явившийся одной из первых попыток со стороны государства по регулированию пенсионного обеспечения, если не всего населения, то некоторых его категорий. Устав состоял из трех частей. Первая часть регламентировала правила для назначения пенсий и пособий и содержала четыре главы: «Положение общие», «О разных родах пенсий», «О пенсиях и пособиях военным», «О пенсиях и пособиях по Гражданской части». Вторая часть Устава регулировала пенсии и пособия вдовам и детям классных Чиновников. Третья часть Устава касалась производства пенсий и пособий и состояла из пяти глав: «О ис-прошении пенсий и пособий», «О свидетельствах», «О назначении пенсий и пособий», «О действии сего Устава». В соответствии с Уставом, лица, близкие к царскому двору, получали пенсии в размерах, устанавливаемых единоличным решением царя, и доходивших до 12 000 рублей в год. Другие чиновники, в зависимости от служебного положения, получали от 300 до 4 000 рублей в год. На основании актов царского правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи3. Правила назначения пенсий и пособий чиновникам различных ведомств устанавливались особыми Уставами, содержавшимися в Своде Уставов о службе гражданской4. Согласно ст. 1 Устава о пенсиях и единовременных пособиях, «в награду трудов, подъемлемых на государственной и общественной службе, сверх различных почестей и окладов содержания установлены: 1) пенсии и единовременные пособия за долговременное и беспорочное прохождение оной; 2) постоянные и единовременные пособия, назначаемые не по уважению к одним летам службы, но из внимания к особенному усердию в исполнении должностей и к происшедшим от того болезненным припадкам, не позволяющим продолжать службу временно и продолжительно»5. «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям»6, которым устанавливались девять разрядов пенсий, являлось приложением к Уставу 1827 года. Вдовам и сиротам гражданских служащих так же гарантировалось пенсионное обеспечение со стороны государства.
Таким образом, в Российской империи обязательная государственная помощь некоторым категориям нетрудоспособных и престарелых лиц получила законодательное закрепление и приобрела юридическую форму пенсии.
Так же в форме пенсий оказывалась помощь нетрудоспособным гражданам Российской империи из специально учрежденных в некоторых ведомствах пенсионных капиталов — эмеритальных касс. Правовым основанием предоставления такой помощи являлись Уставы Эмеритальных касс Гражданского Ведомства и соответствующих учреждениях, уставах и положениях7, которыми законодательно были установлены правила назначения эмеритальных пенсий. В Своде Уставов о службе гражданской8 содержались
2 Устав о пенсиях и единовременных пособиях, утвержденный 6 декабря 1827 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — Т. II. — № 1592. 1827. — С. 1034 — 1043.
3 Андреев В.С. Обеспечение граждан в СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности. — М., 1963. — С. 67.
4 Свод Уставов о службе гражданской. // Сост.: Полянский А.: Свод уставов о службе гражданской: С разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министерств и Государственного Контроля. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях и эмеритальных кассах гражданского ведомства: Положение о пенсионной кассе служащих на казенных железных дорогах и формы чинов гражданского ведомства. 3-е изд. Т. 3. — М., 1900.
5 Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. — СПб., 1896. — Т. 3. — С. 12.
6 Приложение к Уставу 1827 года «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям». // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — Т. II. — № 1592. 1827. — С. 1043 —1044.
7 Уставы эмеритальных касс гражданского ведомства. — СПб., 1885. —Т. 3. — С. 1.
8 Свод Уставов о службе гражданской. // Сост.: Полянский А.: Свод уставов о службе гражданской: С разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министерств и Государственного Контроля. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях и эмеритальных кассах гражданского ведомства: Положение о пенсионной кассе служащих на казенных железных дорогах и формы чинов гражданского ведомства. 3-е изд. Т. 3. — М., 1900.
Устав эмеритальной кассы ведомства Министерства Юстиции, Устав эмеритальной кассы горных инженеров, Устав эмеритальной кассы инженеров путей сообщения, Устав эмеритальной кассы детских приютов ведомства Учреждений Императрицы Марии, Устав детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии, Устав Санкт-Петербургской Николаевской детской больницы и Устав Санкт-Петербургской пожарной команды. Пенсионное обеспечение в форме эмеритальных пенсий уже было достаточно развитым и обеспечивало определенный уровень материальной помощи чиновникам различных ведомств в случае оставления ими службы по возрасту или по состоянию здоровья и членам их семей в случае потери кормильца.
В рамках нашего историко-правового исследования процесса становления правовой основы дореволюционного государственного пенсионного обеспечения заслуживает внимания высочайше утвержденное Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства Финансов от 8 марта 1861 года9 об учреждении при казенных горных заводах особых товариществ, имеющих целью попечение рабочих в болезни и старости, призрение вдов и сирот рабочих. На основании Положения о вспомогательной кассе горонозаводских товариществ10, при каждом большом заводе или руднике, либо при объединяемых для этих целей несколько меньших заводах или рудниках учреждались вспомогательные кассы, из которых производились постоянные и временные пособия. К постоянным пособиям относились пенсии самим членам товарищества, их вдовам и детям. Согласно Примечанию к Положению о вспомогательной кассе горнозаводского товарищества11, пенсии горнозаводским людям, лишившимся возможности продолжать заводские или рудничные работы вследствие увечья на производстве этих работ, а также пенсии вдовам и сиротам горнозаводских людей, лишившимся жизни на этих работах или от увечья, на них полученных, производились за счет завода.
В соответствии с законом и Общим Положением о пенсионных кассах частных железных дорог от 30 мая 1888 года12, обязательное пенсионное обеспечение в форме пенсий из учреждаемых, согласно указанным нормам права, пенсионных касс было установлено так же на русских железных дорогах, которое распространялось на всех лиц, находившихся на постоянной службе в железнодорожном Обществе. Общее Положение о пенсионных кассах Российских частных железных дорог13 состояло из пяти разделов: I. Постановления общие; II. Участники кассы; III. Средства кассы; IV. Права участников кассы и их семейств; V. Производство дел кассы. Размер пенсий определялся в зависимости от продолжительности службы участника кассы и степени его неспособности к труду и исходя из той суммы, которая образовалась на его личном счете. При назначении пенсий, кроме вышеперечисленного, принимался во внимание еще и возраст лица, которому назначалась пенсия, так как предполагалось выплачивать пенсию ограниченное число лет — до смерти пенсионера. Полная пенсия могла достигать размеров полного заработка и выплачивалась после 25 лет службы. За выслугу в 15 лет выплачивалась не более ^ заработка, за 20 лет — не более %. Определенная часть пенсии (в общей сложности не более %) выдавалась вдове и сиротам14. В основе вышеуказанного акта прямого правового регулирования пенсионных отношений со стороны государства лежали принципы взаимного страхования участников пенсионной кассы.
9 Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства Финансов от 8 марта 1861 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — Т. XXXVI. Отделение 1.- № 36719. 1861. - С. 438 - 450.
10 Положение о вспомогательной кассе горонозаводских товариществ. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. -Т. XXXVI. Отделение 1. — № 36719. 1861. — С. 448 — 449.
11 Там же. -С. 449.
12 Высочайше утвержденное 30 мая 1888 года Общее Положение о пенсионных кассах Российских частных железных дорог. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. -Т. VIII.-№ 5263. 1888.-С. 280 -287.
13 Там же.
14 Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. - СПб., 1912. С. 51 - 52.
3 июня 1894 года было утверждено Положение о пенсионной кассе служащих на казенных железных дорогах15. Участие в пенсионной кассе было обязательно для всех служащих на казенных железных дорогах и в управлении этих железных дорог. Исключение составляли лишь некоторые категории рабочих, которые были участниками эмеритальных касс либо были старше 60 лет. Средства пенсионной кассы состояли не только из ежемесячных прямых страховых взносов участников пенсионной кассы, но и пособия казны пенсионной кассе16. Таким образом, указанный нормативно-правовой документ можно рассматривать как правовой акт, закрепляющий определенные обязательства государства в сфере пенсионного обеспечения.
Положение о пенсионных кассах служащих и рабочих в частных кредитных учреждениях, торгово-промышленных предприятиях и страховых обществах17, утвержденное 13 июня 1897 года, законодательно закрепляло возможность по ходатайствам частных кредитных учреждений и торгово-промышленных предприятий и страховых обществ учреждения для служащих и рабочих пенсионных касс. Устав пенсионных касс для служащих и рабочих в названных учреждениях подлежал утверждению Министром Финансов и Внутренних дел по принадлежности, по предварительной договоренности с ними, с соблюдением определенных правил. Согласно Положению, пенсионные кассы эмеритального типа могли учреждаться «только при условиях: а) если хозяева предприятий примут на себя полную гарантию состоятельности касс; б) если предприятия находятся в достаточно для сего благоприятном финансовом положении»18. Такие же условия учреждения пенсионных касс эмеритального типа применялись к пенсионным кассам, основанным на страховых началах, если число обязательных участников каждой такой кассы было не менее 1000 человек. Пенсионные кассы могли учреждаться как на условиях добровольного, так и обязательного участия в кассе всех служащих или рабочих. В случае обязательного участия всех служащих и рабочих или определенной их части в пенсионных кассах, предприятия были обязаны принимать участие в «усилении средств кассы в размере, определяемом в Уставах касс»19. В управлении делами пенсионных касс участвовали представители от предприятий и от служащих и рабочих в числе, пропорциональном суммам взносов, вносимых ими на образование средств кассы. Надзор за деятельностью пенсионных касс, учреждаемых на основании вышеуказанного Положения, должны были осуществлять Министр Финансов или Внутренних дел, от усмотрения которых зависело установление форм и порядка отчетности пенсионных касс. То есть, названный правовой акт содержал уже не только более детальную регламентацию процесса учреждения и функционирования пенсионных касс, но и регламентацию правового механизма осуществления надзора и контроля за этим процессом.
12 июня 1900 года было утверждено Положение о пенсионных кассах служащих в земских учреждениях20. Согласно пункту 3 указанного Положения, пенсионные кассы действовали на основании данного Положения и издаваемых особых для каждой кассы уставов. Проекты уставов составлялись Губернской Управой, предварительно рассматривались на Уездных Земских Собраниях губернии, затем с заключением последних выносились на обсуждение Губернского Земского Собрания, после чего представлялись через Губернаторов, с их заключениями, на утверждение Министра Внутренних Дел. Городские общественные управления губернии, в которой была учреждена пенсионная касса, могли участвовать в пенсионной кассе на одинаковых с земскими учреждениями условиях. Для этого требовалось особое по этому вопросу постановление соответствующей Городской
15 Сборник управления делами пенсионной кассы служащих на казенных железных дорогах. -СПб., 1896. -С. 17.
16 Там же.
17 Положение о пенсионных кассах служащих и рабочих в частных кредитных учреждениях, торговопромышленных предприятиях и страховых Обществах, утвержденное 13 июня 1897 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье.-Т. XVII. - № 14306. 1897.-С. 409 -410.
18 Там же. - С. 409.
19 Там же. - С. 410.
20 Положение о губернских и уездных земских учреждениях. // Свод законов Российской импе-рии.Т. 2. Пг., 1915.-С. 81.
Думы21. В указанном Положением были четко определены размеры обязательных вычетов с участников кассы и виды доходов, с которых они производились. Из средств земства пенсионной кассе ежегодно производилось выплата пособия в размере не менее обязательных ежемесячных шести процентных вычетов из содержания участников кассы. Статья 25 Положения предусматривала обязательное создание запасного капитала. Заимствование денежных средств из пенсионной кассы не допускалось. Согласно статье 32 Положения из средств пенсионной кассы участникам кассы назначались единовременные пособия и пожизненные пенсии, пожизненные пенсии, в свою очередь, подразделялись на обыкновенные и усиленные для лиц, неспособных к труду. Указанные пенсии в обязательном порядке назначались лицам, оставлявшим службу после десятилетнего участия в пенсионной кассе. Уставы пенсионных касс могли предусматривать возможность установления менее продолжительного срока выслуги лет, являвшейся одним из правовых оснований для назначения пенсий. Размер пенсий определялся из расчета стоимости приобретенных участником прав, которой признавалась сумма всех поступлений на личный счет участника, с причитающимся на них ростом. Ежегодное возрастание стоимости прав участника и размер пенсий исчислялись по особым таблицам смертности среди участников соответственно норме роста по капиталам кассы. Положением были регламентированы условия назначения полной обыкновенной пенсии, усиленной пенсии, условия прекращения выплаты назначенных пенсий. Кроме непосредственных участников кассы, правом на пенсию пользовались вдовы (жены) участников и пенсионеров, прослуживших, участвуя в пенсионной кассе, не менее 5 лет, а также их дети. Выплата пенсий или их части уставом пенсионной кассы могла быть заменена, как в добровольном, так и в обязательном порядке, выдачей капитализированной стоимостью пенсий. Обязательная капитализация предполагала выплату соответствующей стоимости пенсии в полном объеме, а добровольная - удержание в запасный капитал части, определенной уставом пенсионной кассы, но не свыше 10 % стоимости пенсии. Капитализация сиротских пенсий и пенсий лиц, неспособных к труду, не допускалась. Таким образом, названный правовой акт можно рассматривать как отчасти регрессивный в сравнении с предшествовавшими ему, так как он содержал нормы, допускавшие ущемление пенсионных прав участников пенсионной кассы.
В целом, подводя итог исследованию вышеуказанных нормативно-правовых актов, важно отметить, что в Российской империи к началу XX века уже назрели объективные предпосылки перехода от косвенной заботы государства в форме благотворительности для инвалидов, стариков, вдов и сирот к государственному правовому регулированию вопросов пенсионного обеспечения названных категорий граждан государства. Правовая основа такого перехода была уже заложена в исследованных в настоящей статье правовых актах прямого регулирования пенсионных отношений со стороны государства.
15 мая 1901 года были утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских или рудничных работах22, в которых было законодательно закреплено, что «работникам казенных и горных заводов и рудников, без различия пола и возраста, лишившимся возможности продолжать заводские или рудничные работы от увечья или других повреждений в здоровье (профессиональная болезнь), полученных во время или вследствие означенных работ, а также семействам этих рабочих, в случае их смерти, производятся пенсии из каз-ны»23. То есть, государство стало осуществлять не только прямое правовое регулирование в области пенсионного обеспечения указанных категорий граждан, но и - непосредственное, в полном объеме, финансирование этого обеспечения.
Первым законом об обязательном страховании на случай инвалидности в Царской России были утвержденные 2 июня 1903 года Правила о вознаграждении потерпев-
21 Положение о губернских и уездных земских учреждениях. // Свод законов Российской империи. Т. 2. Пг., 1915. - С. 81.
22 Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских или рудничных работах. // Собрание Узаконений, отд. 1.-17 июля 1901 г. -Ст. 1377; Полное собрание законов Российской империи. - Т. 21. - № 20087.
23 Там же.
ших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, а предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности24. Несмотря на то, что ответственность по названному закону возникала на основе гражданско-правовых начал, соответствующие вознаграждения для рабочих устанавливались в виде пенсий и пособий, а для членов семей погибших рабочих - только в виде пенсии. Однако, закон устанавливал пенсионное обеспечение исключительно увечных рабочих, пострадавших и утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев. Закон предусматривал назначение пенсии в случаях постоянной утраты трудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве: при полной утрате ее - в размере 2/3 годового содержания потерпевшего, а при неполной - в уменьшенном размере, определяемом соответственно степени ослабления трудоспособности потерпевшего. Пенсии потерпевших малолетних и подростков, по достижении первыми возраста подростков (15 лет), а вторыми - возраста взрослых рабочих (17 лет), увеличивались соответственно возрастанию средней поденной платы чернорабочему для этих возрастных групп. Если последствием несчастного случая была смерть рабочего, то вознаграждением пользовались члены его семейства. Пенсии членам семейства умершего производились в размерах следующих долей годового содержания умершего рабочего: вдове - 1/3; каждому ребенку обоего пола (до 15 лет) в размере 1/6 при жизни одного из родителей и ХА круглым сиротам; родственникам в прямой восходящей линии каждому - 1/6; братьям и сестрам, круглым сиротам (до 15 лет) - 1/6. Лицам двух последних категорий и внебрачным детям (после смерти отца) пенсии выдавались лишь в случае, если эти лица находились на иждивении умершего. Общая совокупность пенсий, причитающихся всем членам семейства умершего рабочего, не должна была превышать 2/3 годового его содержания. В противном случае вдова и дети имели право на преимущественное удовлетворение полностью, а остальным родственникам назначался лишь остаток. При вступлении вдовы в брак пенсия заменялась единовременной выдачей, в сумме, равной тройному размеру следующих вдове годичных пенсионных платежей. Таким образом, основным величиной при установлении вышеописанных пенсий являлось годовое содержание потерпевшего, которое вычислялось следующим образом. Сумма, действительно заработанная потерпевшим в течение года, предшествовавшего дню несчастного случая, делилась на число дней, проведенное потерпевшим в том же году на работе, и полученный в результате средний поденный заработок умножался на 260. Так как в Центральной России число рабочих дней равнялось 275 - 28525, то таким образом вычисленное годовое содержание в большинстве случаев было ниже действительного заработка. По взаимному соглашению сторон, пенсии могли быть заменены единовременными выдачами. Назначение пенсий производилось по добровольному соглашению сторон, в противном случае - в судебном порядке. Важное значение имело правило, согласно которому «всякие, предшествовавшие несчастному случаю соглашения, клонящиеся к ограничению права на вознаграждение или размеров оного, признаются недействительными»26. Правила применялись к рабочим и служащим в промышленных предприятиях только при условии, если несчастный случай произошел после введения в действие настоящего закона27.
Таким образом, несмотря на то, Российская империя стояла в самом начале пути формирования обязательств государства перед личностью в сфере пенсионного обеспечения, с принятием закона 1903 года в России был сделан первый шаг по нормативному закреплению пенсионных прав граждан. Указанный закон носил принципиально прогрессивный характер, но регламентировал только пенсионное обеспечение рабочих и служащих по инвалидности, наступившей вследствие увечья при несчастных случаях на
24 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично - заводской, горной и горнозаводской промышленности. //Полное собрание законов Российской империи. - Т. 23. - № 23060.
25 Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. - СПб., 1912. - С. 198 - 199.
26 Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. - СПб., 2000. - С. 78.
27 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично - заводской, горной и горнозаводской промышленности. // Полное собрание законов Российской империи. - Т. 23. - № 23060.
производстве, и пенсионное обеспечение в случае смерти рабочего и служащего на производстве членов его семьи. Что касается общей или профессиональной инвалидности и старости, то государство обошло своим вниманием эти вопросы. Это отмечали уже современники закона 1903 года. «Не подлежит ни малейшему сомнению, что профессиональные болезни должны быть поставлены одинаково с несчастными случаями, дающими право на вознаграждение. Разница между теми и другими чисто внешнего свойства: несчастные случаи являются следствием внезапного воздействия на организм рабочих посторонних причин, в профессиональных же болезнях это воздействие наблюдается в течение продолжительного промежутка времени, но и те и другие находятся в причинной связи с условиями промышленных работ»28.
После закона 1903 года последовал целый ряд распространительных законов, первым из которых был закон 9 июня 1904 года для заведений Военного Министерства, существенным отличием которого являлось то, что вознаграждаемыми, согласно его нормам, признавались, кроме лиц, получивших телесные повреждения, так же и потерпевшие «повреждение в здоровье». Е.М. Дементьев отмечал, что этот закон «послужил прототипом для всех последующих, и, таким образом, на всех казенных, удельных и кабинетских предприятиях рабочие не только вознаграждаются за телесные повреждения, но и обеспечиваются при утрате трудоспособности вследствие болезней, развившихся в течение времени пребывания их на работах данного заведения»29. Другой существенной особенностью закона 9 июня 1904 года, установившего Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих в артиллерийских заведениях военного ведомства, а равно членов семейств сих лиц30, являлось то, что обязанность по возмещению ущерба возлагалась не на предпринимателя, как по закону 1903 года, а, фактически, на государство. Поскольку, в соответствии со ст. 37 Правил31, иски предъявлялись к казне в лице начальника заведения, к которому принадлежал потерпевший. Назначенные на основании Правил пенсии не могли быть обращаемы на пополнение казенных и частных взысканий, причитающихся с вознаграждаемых мастеровых и рабочих или служащих и их семейств. Право на вознаграждение не могло быть закладываемо, отчуждаемо или иным образом передаваемо. Статьей 48 Правил32 было установлено, что «причитающиеся вольнонаемным служащим, мастеровым и рабочим, а равно членам их семейств на основании настоящих правил пенсии... производятся им независимо от прочих пенсий., могущих следовать тем же лицам, либо получаемых ими или из казны, но по другим основаниям, в силу особых постановлений, или из каких-либо благотворительных учреждений и вспомогательных касс, согласно их уставам»33. Действие Правил 9 июня 1904 года было распространено на предприятия фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности Ведомства Его Императорского Величества и Уделов законом 6 июня 1905 года34; на мастеровых, рабочих и вольнонаемных служащих в Государственной Типографии, а равно членов их семейств — законом 19 декабря 1905 года35; на вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих
28 Литвинов-Фалинский В.П. Новые законы о страховании рабочих. — СПб., 1912. — С. 33.
29 Дементьев Е.М. Законы о вознаграждении рабочих, потерпевших от несчастных случаев. — СПб., 1909. -С.1.
30 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих в артиллерийских заведениях военного ведомства, а равно членов семейств сих лиц. // Собрание Узаконений. отд. 1. — 1 апреля 1905 г. — № 55. — Ст. 427.
31 Там же.
32 Там же.
33 Там же.
34 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих на предприятиях фабрично — заводской, горной и горнозаводской промышленности Ведомства Его Императорского Величества и Уделов. // Собрание Узаконений, отд. 1. — 11 марта 1906 г. — № 52. — Ст. 337.
35 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев мастеровых, рабочих и вольнонаемных служащих в Государственной Типографии, а равно членов их семейств. // Собрание Узаконений, отд. 1. —28 февраля 1906 года. — № 43. — Ст. 255.
Морского ведомства и Сенатской типографии - законом 6 марта 1906 года36; на те же категории потерпевших в казенных предприятиях, состоящих в ведении торговых портов, -законом 19 апреля 1906 года37.
Так как социальное законодательство при капитализме, в том числе законодательство о социальном (пенсионном) страховании, является вынужденной уступкой капитала трудящимся массам, отмечает Р.И. Иванова, его развитие и улучшение уровня обеспечения находится в прямой зависимости от состояния классовой борьбы пролета-риата38. «Монополистическая буржуазия повсюду пытается насаждать иллюзию, будто все, к чему стремятся трудящиеся, может быть достигнуто без революционного преобразования существующего строя. Революционное рабочее движение разоблачает эти лживые концепции»39. Социальное законодательство, с марксистской точки зрения, не может решить основного противоречия между трудом и капиталом, порожденного частной собственностью на средства производства. «Утверждение, что интересы капитала и интересы труда одни и те же, на самом деле означает лишь следующее: капитал и наемный труд -это две стороны одного и того же отношения. ... Пока наемный раб остается наемным рабочим, судьба его зависит от капитала. Это и есть пресловутая общность интересов рабочего и капиталиста»40.
Государственным Советом при утверждении закона 2 июня 1903 года41 было вынесено постановление о поручении Министру финансов в течение пяти лет выработать законопроект об обязательном социальном страховании. Однако, вплоть до начала 1905 года Министерство финансов так и не приступило к исполнению данного поручения. Беспорядки и волнения 1904 года заставили царское правительство выступить с Высочайшим Указом 12 декабря 1904 года, который признавал неотложной задачей правительства озаботиться введением государственного страхования рабочих. После январских событий 1905 года и вызванного ими пролетарского стачечного движения, комитет министров высказался за неотложную необходимость коренной реформы рабочего законодательства. Уже к марту 1905 года в министерстве финансов был разработан законопроект «Основные положения о государственном страховании от болезней, несчастных случаев, старости и инвалидности», который был готов к внесению в Государственную Думу второго созыва, но в это время Дума была распущена. Кроме того, промышленники полагали, что предлагаемые правительством законопроекты вызваны не объективными экономическими причинами, а «навеяны сторонними обстоятельствами»42.
Дальнейшая история социального страхования складывалась под влиянием трех факторов: рабочего движения, давления промышленников на правительство и наступления политической реакции43. Когда рабочее движение в России совсем пало, и политическое движение в стране уступило место реакции, правительство стало вносить поправки в законопроекты, стремясь согласовать их с общим политическим режимом. Все эти изменения законопроектов вырабатывались на Совещаниях по рабочему вопросу, устраиваемых министерством торговли и промышленности, на которые приглашались представи-
36 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих Морского ведомства и Сенатской типографии. // Собрание Узаконений, отд. 1.-19 мая 1906 года. - № 122. - Ст. 672.
37 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащихв казенных предприятиях, состоящих в ведении торговых портов. // Собрание Узаконений, отд. 1.-14 июня 1906 года. - № 173. - Ст. 1040.
38 Иванова Р.И. Соотношение пенсионных и трудовых правоотношений: дисс. ... канд. юр. наук. -М., 1974. - С. 27- 28.
39 Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. // Документы и материалы. -М., 1969. - С.300.
40 Маркс К. Наемный труд и капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6. - С. 445.
41 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично - заводской, горной и горнозаводской промышленности. //Полное собрание законов Российской империи. - Т. 23. - № 23060.
42 Иванов Л.М. Страховой закон 1912 года и его практическое применение. // Отечественная история.-1995. №5.-С. 73.
43 Хейсин М.Л. Что такое и как организовано государственное страхование рабочих в России. -СПб., 1913.-С.8.
тели предпринимателей. Уже на первом Совещании 15 - 21 апреля 1906 года был выработан новый законопроект, уступающий проекту 1905 года. Введение страхование от инвалидности и старости было отложено44. Однако, к концу 1906 года промышленникам стало очевидным то, что без экономических уступок уже не обойтись. В целях согласования неизбежных уступок со своими интересами, предприниматели стали активными участниками совещаний по рабочему вопросу. И уже в декабре 1906 года на втором Совещании по рабочему вопросу с очень широким представительством от предпринимателей среди прочих проектов социально - страхового характера был представлен законопроект о страховании от инвалидности и старости. В активном поведении предпринимателей четко прослеживался перевес сил на их стороне. Прибегая к дипломатической уловке и заявляя себя сторонниками более радикальных и, следовательно, менее осуществимых решений, промышленники восстали против ограничения круга страхуемых одними только промышленными рабочими: страхование, по их мнению, должно было охватывать весь наемный пролетариат. Кроме того, промышленников не устраивали кассы обеспечения, по их мнению, необходимо было ввести широкое страхование на случай инвалидности45.
Более того, предприниматели сделали попытку вообще снять с очереди рабочее законодательство, предложив правительству заняться, более острым по их мнению, аграрным вопросом. Правительство сначала все же, вопреки оппозиции со стороны работодателей, стремилось реализовать свои реформаторские планы. П.А. Столыпин в своем выступлении во II Государственной Думе подчеркивал, что правительство рассматривает рабочее движение как показатель естественного стремления рабочих к улучшению своего положения и готово пойти на ограничение административного вмешательства в их отношения с промышленниками, предоставить им свободу в организации профессиональных союзов46. При этом П.А. Столыпин обещал представить законопроекты о государственном страховании в случае инвалидности и старости среди прочих страховых случаев. Однако, уже в конце 1907 года в выступлении перед III Государственной Думой Столыпин ограничился лишь беглым упоминанием о страховании рабочих47. Этому выступлению предшествовало совещание правительства и капиталистов по рабочему вопросу в апреле 1906 года, на рассмотрение которого предлагалось уже только два проекта - по страхованию на случай болезни и по страхованию от несчастных случаев. Вопросы обеспечения рабочих при наступлении инвалидности и старости на этом совещании вообще не под-нимались48. Таким образом, законопроект о государственном страховании рабочих от старости и инвалидности, выработанный в 1905 году, исчез.
23 июня 1912 года законопроекты об обеспечении на случай болезни и страхованию от несчастных случаев получили Высочайшее утверждение и стали законами49. Таким образом, Россия встала на путь обязательного социального страхования. Однако, в случае утраты трудоспособности вследствие профессионального или общего заболевания, законом 1912 года50, так же как и законом 1903 года51, пенсии предусмотрены не были.
44 Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Страхование на случай болезни в России. — Пг., 1922. — Вып. 3. — С. 66.
45 Хейсин М.Л. Что такое и как организовано государственное страхование рабочих в России. — СПб., 1913.-С. 9.
46 Государственная Дума. Второй созыв: стенографический отчет. 1907. Сессия П. — СПб., 1907. — С. 116.
47 Сбитнева И.Н. Развитие законодательства о социальном обеспечении в России в конце XIX начале XXвеков (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2002. — С. 142.
48 Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Страхование на случай болезни в России. — Пг., 1922. — Вып. 3. — С. 67.
49 Закон 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев». // Собрание Узаконений, отд. 1. — 23 июня 1912 года. — № 141. — Ст. 1230; Закон 23 июня 1912 «Об обеспечении рабочих на случай болезни». // Собрание Узаконений, отд. 1. — 23 июня 1912 года. — № 141. — Ст. 1229.
50 Закон 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев». // Собрание Узаконений, отд. 1. — 23 июня 1912 года. — № 141. — Ст. 1230
51 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично — заводской, горной и горнозаводской промышленности. //Полное собрание законов Российской империи. — Т. 23. — № 23060.
С введением обязательного страхования рабочих от несчастных случаев при посредстве страховых товариществ, выдача всех вознаграждений потерпевшим рабочим должна была возлагаться на эти товарищества52. Независимо от того, была ли утрата трудоспособности постоянной или временной у увечного рабочего с первого же дня нетрудоспособности возникало право на пособие, которое выдавалась до тех пор, пока рабочий не приступал к работе или пока ему не назначалась пенсия. То есть вознаграждение пострадавших производилось из средств страховых товариществ в виде пособий и пенсий, вознаграждения членов семейств пострадавших - в виде пенсий. По российскому страховому закону 1912 года пенсии пострадавшим назначались в случае постоянной утраты ими трудоспособности в размере 2/3 годового содержания пострадавшего при полной ее утрате, и в размере той доли 2/3 годового содержания, которая соответствовала степени утраты трудоспособности, - при неполной. При утрате менее 5 % трудоспособности право на пенсию не возникало. В случае сумасшествия, полной слепоты, потери обеих рук или ног, пенсия назначалась в размере полного годового содержания пострадавшего.
Пенсии, назначенные пострадавшим малолетним и подросткам увеличивались по достижении малолетними возраста подростков, а подростками - возраста взрослых рабочих, в том соотношении средней заработной платы чернорабочим для указанных возрастных групп, которое существовало при первоначальном назначение пенсии. Это правило назначения пенсии пострадавшим малолетним и подросткам, как мы видим, было позаимствовано из закона 2 июня 1903 года.
Пенсии членам семьи пострадавшего назначались страховыми товариществами в случае смерти пострадавшего, причиненной несчастным случаем, и последовавшей не позднее 2 лет со дня несчастного случая, или же позднее, если лечение продолжалось непрерывно. Пенсии членам семейства производились в следующих размерах: вдове - в размере 1/3 годового содержания умершего пожизненно или впредь до замужества; законным, узаконенным, усыновленным и внебрачным детям обоего пола, а равно и воспитанникам и приемышам до достижения ими пятнадцатилетнего возраста каждому в размере 1/6 годового содержания умершего при жизни одного из родителей и в размере 1/4 круглым сиротам; родственникам по прямой восходящей линии пожизненно каждому в размере 1/6 годового содержания умершего; братьям и сестрам - круглым сиротам, до достижения ими 15-летнего возраста, каждому в размере 1/6 годового содержания умершего. Правом на пенсию пользовались: вдова, при условии ее вступления в брак с пострадавшим до приключившегося с ним несчастного случая; узаконенные и усыновленные дети, а равно воспитанники и приемыши, если их узаконение, усыновление и принятие на воспитание и в семью состоялось ранее постигшего рабочего несчастного случая. Общая совокупность пенсий, положенных всем членам семейства умершего, не должна была превышать 2/3 его годового содержания. Если число лиц, имевших право на пенсию, было слишком большим, то пенсия в соответствии со ст.ст. 27 - 31 Закона 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев»53 уменьшалась, при этом сначала выделяли вдове и детям все, что им было положено по закону, а остальным пенсию пропорционально уменьшали. Если вдова оставалась беременной, то пенсия оставлялась и на долю будущего ребенка. Если же кто-нибудь из лиц, получающих пенсию, умирал, то перерасчета пенсии не производилось54.
Таким образом, пенсии исчислялись в частях годового содержания. Под годовым содержанием закон понимал заработную плату (или жалование), вместе с платой за сверхурочные работы и с оплатой стоимости квартиры и харчей, если это оплачивалось хозяином. Рассчитывался годовой заработок пострадавшего от несчастного случая рабочего путем умножения среднедневного заработка на 280. Так, среднегодовое число рабочих дней, от которого напрямую зависел реальный размер пенсии, в известной мере приближался к среднегодовой норме работы промышленных предприятий (в 1905 году сред-
52 Литвинов-Фалинский Л.П. Новые законы о страховании рабочих. — СПб., 1912. — С. 39.
53 Закон 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев». // Собрание Узаконений, отд. 1. — 23 июня 1912 года. — № 141. — Ст. 1230.
54 Тютрюмов Р. Фабричное законодательство в России. — М., 1908. — С. 115.
негодовое время работы предприятий составляло 287,5 дня)55. Для вычисления среднедневного заработка необходимо было по расчетной книжке вычислить сумму, заработанную за год, предшествующий несчастному случаю, и разделить ее на число дней, которые рабочий проработал в этом году. Если пострадавший получал довольствие натурой (квартира, харчи), то к вычисленной сумме прибавлялось за квартиру от 10 % до 20 %, а за харчи - действительная стоимость довольствия, установленная Присутствием по делам страхования рабочих. Посторонние заработки в расчет не принимались. В случае, если рабочий работал в году больше, чем 280 дней, то, в соответствии со ст. 33 Закона 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев»56, он мог потребовать, чтобы при расчете пенсии учитывали действительный заработок, если он превышал вычисленный умножением среднего дневного заработка на 280. Если же предприятие работало менее года, то среднее годовое содержание высчитывалось следующим образом. Заработанную сумму делили на число проработанных дней. Полученный таким образом заработок умножали на столько дней, сколько их обычно бывало в году в данном предприятии, а затем прибавляли за недостающие до 280 дней за каждый день постольку, поскольку в данной местности получал чернорабочий. В случаях неопределенности заработка рабочего, в расчет брался заработок чернорабочего, средний размер которого устанавливался для каждой местности на три года Присутствием по делам страхования рабочих и опубликовывался в местных Губернских Ведомостях. В соответствии со ст. 62 Закона 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев»57, в течение первых трех лет с момента увечья и потерпевший рабочий и страховое товарищество, в случае изменений в состоянии здоровья потерпевшего, связанных с причиненным увечьем, могли потребовать переосвидетельствования.
В апреле 1917 года первое Всероссийское совещание представителей Советов Рабочих и Солдатских депутатов внесло постановление о реформе страховых законов, послужившее директивой для Временного Правительства58. В частности, постановление гласило: «Признавая одной из основных задач социальной реформы распространение страхования на все виды наемного труда, коренную реорганизацию нашего страхования на случай болезни и от несчастных случаев и введения у нас страхования на случай инвалидности и старости...совещание требует внесения в действующие страховые законы декретом Временного Правительства тех изменений, которые немедленно устраняют ряд острочувствуемых недостатков действующих законов. ... Совещание признает необходимым созыв всероссийского страхового съезда для разработки плана полного осуществления всестороннего социального страхования»59. Министерство труда Временного Правительства во исполнение указанной резолюции разработало ряд законопроектов, которые были утверждены в разное время в период между июлем и сентябрем 1917 года60. Несмотря на то, что Временное Правительство в области социального страхования намечало для себя путь эволюционного, органического законодательства61, ни один из законопроектов Временного Правительства так и не был посвящен страхованию на случай инвалидности и старости.
Подводя итог исследованию эволюционного развития права на пенсионное обеспечение в дореволюционной России, предлагаем следующую периодизацию эволюции правовых основ дореволюционного пенсионного обеспечения:
55 Иванов Л.М. Страховой закон 1912 года и его практическое применение. // Отечественная история. —1995. — № 5. — С. 74.
56 Закон 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев». // Собрание Узаконений, отд. 1. — 23 июня 1912 года. — № 141. — Ст. 1230.
57 Там же.
58 Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Страхование на случай болезни в России. — Пг., 1922. — Вып. 3. — С. 112.
59 Страхование рабочих. — 1917- — № 2 — 3.
60 Вестник Министерства Труда. — 1917. — Август. — С. 24 — 25; Шварц С. Что дает рабочим реформа Положения об обеспечении на случай болезни. // Страхование рабочих и социальная политика. — 1917. — № 2 — 3. — С. 3.
61 Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Страхование на случай болезни в России. —Пг., 1922. — Вып. 3.—С. 114— 115.
1) (1827 — 1894 гг.) — период законодательного закрепления обязательной государственной помощи в форме пенсии некоторым категориям нетрудоспособных и престарелых лиц, а также членам их семей — в случае потери кормильца; появление актов прямого регулирования пенсионных отношений со стороны государства, в основе которых лежали принципы взаимного страхования участников пенсионных касс; нормативно-правовое закрепление определенных обязательств государства в сфере пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан;
2) (1894 — 1903 гг.) — период законодательного закрепления обязательств государства по непосредственному, в полном объеме, финансированию пенсионного обеспечения определенных категорий нетрудоспособных и престарелых граждан, и членам их семей — в случае потери кормильца, а так же — вызревания объективных предпосылок законодательного закрепления обязательного государственного пенсионного обеспечения путем прямого нормативного предписания обязательных выплат из казны при наступлении длительной или постоянной нетрудоспособности, а так же в случае потери кормильца, которые привели к закономерному появлению первого закона об обязательном страховании на случай инвалидности в Царской России;
3) (1903 — 1917 гг.) — период развития предпосылок для распространения обязательного государственного пенсионного страхования на случаи старости и инвалидности от общего и профессионального заболевания, которые в связи с революцией не успели придти к логическому завершению.
Список литературы
1. Сбитнева И.Н. Развитие законодательства о социальном обеспечении в России в конце XIX начале XX веков (историко-правовой аспект): дис.... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2002. — 237 с.
2. Об учреждении капитала имени потомственного почетного гражданина М.А. Сибирякова для вспомоществования приисковым рабочим Якутской области и об утверждении Положения о названном капитале. //Полное собрание законов Российской империи. Т. 14. № 10403.
3. Устав о пенсиях и единовременных пособиях, утвержденный 6 декабря 1827 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — Т. II. — № 1592. 1827. — С. 1034 -1043.
4. Андреев В.С. Обеспечение граждан в СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности. — М., 1963. — С. 67.
5. Свод Уставов о службе гражданской. // Сост.: Полянский А.: Свод уставов о службе гражданской: С разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министерств и Государственного Контроля. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях и эмеритальных кассах гражданского ведомства: Положение о пенсионной кассе служащих на казенных железных дорогах и формы чинов гражданского ведомства. 3-е изд. Т. 3. — М., 1900.
6. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. — СПб., 1896. — Т. 3. — С. 12.
7. Приложение к Уставу 1827 года «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям». // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — Т. II. — № 1592. 1827. — С. 1043 — 1044.
8. Уставы эмеритальных касс гражданского ведомства. — СПб., 1885. — Т. 3. — С. 1.
9. Устав эмеритальной кассы ведомства Министерства Юстиции. // Сост.: Полянский А.: Свод уставов о службе гражданской: С разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министерств и Государственного Контроля. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях и эмеритальных кассах гражданского ведомства: Положение о пенсионной кассе служащих на казенных железных дорогах и формы чинов гражданского ведомства. 3-е изд. Т. 3. — М., 1900. — С. 459 — 475.
10. Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства Финансов от 8 марта 1861 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — Т. XXXVI. Отделение 1. — № 36719. 1861. — С. 438 — 450.
11. Положение о вспомогательной кассе горонозаводских товариществ. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — Т. XXXVI. Отделение 1. — № 36719. 1861. — С. 448 — 449.
12. Высочайше утвержденное 30 мая 1888 года Общее Положение о пенсионных кассах Российских частных железных дорог. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — Т. VIII. — № 5263. 1888. — С. 280 — 287.
13. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. — СПб., 1912. С. 51 — 52.
14. Сборник управления делами пенсионной кассы служащих на казенных железных дорогах. — СПб., 1896. — С. 17.
15. Положение о пенсионных кассах служащих и рабочих в частных кредитных учрежде-
ниях, торгово-промышленных предприятиях и страховых Обществах, утвержденное 13 июня 1897 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. - Т. XVII. - № 14306. 1897. - С. 409 - 410.
16. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. // Свод законов Российской империи. Т. 2. Пг., 1915. - С. 81.
17. Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских или рудничных работах. // Собрание Узаконений, отд. 1. -
17 июля 1901 г. - Ст. 1377; Полное собрание законов Российской империи. - Т. 21. - № 20087.
18. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично - заводской, горной и горнозаводской промышленности. // Полное собрание законов Российской империи. - Т. 23. - № 23060.
19. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. - СПб., 1912. - С. 198 - 199.
20. Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. - СПб., 2000. - С. 78.
21. Литвинов-Фалинский В.П. Новые законы о страховании рабочих. - СПб., 1912. - С. 33.
22. Дементьев Е.М. Законы о вознаграждении рабочих, потерпевших от несчастных случаев. - СПб., 1909. - С. 1.
23. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих в артиллерийских заведениях военного ведомства, а равно членов семейств сих лиц. // Собрание Узаконений. отд. 1.-1 апреля 1905 г. - № 55. - Ст. 427.
24. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих на предприятиях фабрично - заводской, горной и горнозаводской промышленности Ведомства Его Императорского Величества и Уделов. // Собрание Узаконений, отд. 1. - 11 марта 1906 г. - № 52. - Ст. 337.
25. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев мастеровых, рабочих и вольнонаемных служащих в Государственной Типографии, а равно членов их семейств. // Собрание Узаконений, отд. 1. - 28 февраля 1906 года. - № 43. - Ст. 255.
26. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих Морского ведомства и Сенатской типографии. // Собрание Узаконений, отд. 1. - 19 мая 1906 года. - № 122. - Ст. 672.
27. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев вольнонаемных мастеровых, рабочих и служащих в казенных предприятиях, состоящих в ведении торговых портов. // Собрание Узаконений, отд. 1. - 14 июня 1906 года. - № 173. - Ст. 1040.
28.Иванова Р.И. Соотношение пенсионных и трудовых правоотношений: дисс. ... канд. юр. наук. - М., 1974. - С. 27 - 28.
29. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. // Документы и материалы. - М., 1969. - С. 300.
30.Маркс К. Наемный труди капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6. - С. 445.
31. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично - заводской, горной и горнозаводской промышленности. // Полное собрание законов Российской империи. - Т. 23. - № 23060.
32. Иванов Л.М. Страховой закон 1912 года и его практическое применение. // Отечественная история. - 1995. № 5. - С. 73.
33.Хейсин М.Л. Что такое и как организовано государственное страхование рабочих в России.-СПб., 1913.-С. 8.
34. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Страхование на случай болезни в России. - Пг., 1922. - Вып. 3. - С. 66.
35. Хейсин М.Л. Что такое и как организовано государственное страхование рабочих в России.-СПб., 1913.-С. 9.
36. Государственная Дума. Второй созыв: стенографический отчет. 1907. Сессия П. - СПб., 1907. - С. 116.
37. Сбитнева И.Н. Развитие законодательства о социальном обеспечении в России в конце XIX начале XX веков (историко-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2002. -С. 142.
38. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Страхование на случай болезни в России. - Пг., 1922. - Вып. 3. - С. 67.
39. Закон 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев». // Собрание Узаконений, отд. 1. - 23 июня 1912 года. - № 141. - Ст. 1230; Закон 23 июня 1912 «Об обеспечении рабочих на случай болезни». // Собрание Узаконений, отд. 1. - 23 июня 1912 года. - № 141. - Ст. 1229.
40. Закон 23 июня 1912 года «О страховании рабочих от несчастных случаев». // Собрание Узаконений, отд. 1. - 23 июня 1912 года. - № 141. - Ст. 1230
41. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично - заводской, горной и горноза-
водской промышленности. // Полное собрание законов Российской империи. — Т. 23. — № 23060.
42. Литвинов-Фалинский Л.П. Новые законы о страховании рабочих. — СПб., 1912. — С. 39.
43. Тютрюмов Р. Фабричное законодательство в России. — М., 1908. — С. 115.
44. Иванов Л.М. Страховой закон 1912 года и его практическое применение. // Отечественная история. — 1995. — № 5. — С. 74.
45. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Страхование на случай болезни в России. — Пг., 1922. — Вып. 3. — С. 112.
46. Страхование рабочих. — 1917. — № 2 — 3.
47. Вестник Министерства Труда. — 1917. — Август. — С. 24 — 25; Шварц С. Что дает рабочим реформа Положения об обеспечении на случай болезни. // Страхование рабочих и социальная политика. — 1917. — № 2 — 3. — С. 3.
48. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Страхование на случай болезни в России. — Пг., 1922. — Вып. 3. — С. 114— 115.
FORMATION OF THE LEGAL BASIS OF PRE-REVOLUTIONARY STATE PENSION PROVISION
M.V. LEVSHUK
BelgorodNational Research University
e-mail:[email protected]
In the article the problem of development of the legislation on pension provision in aspect of formation of a legal basis of pension provision, as most significant kind of social security, in chronological frameworks of a XIX-th century and the XX-th century beginning, is investigated up to 1917.
Key words: formation of a legal basis; pre-revolutionary state pension provision.