Научная статья на тему 'Опыт организации здоровьесбережения детей в частных школах Иркутска (середина XIX-начало XX вв. )'

Опыт организации здоровьесбережения детей в частных школах Иркутска (середина XIX-начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIVATE EDUCATION / ЧАСТНАЯ ШКОЛА / PRIVATE SCHOOL / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ / THE HEALTH CARE OF CHILDREN / ГИГИЕНА / САНИТАРНЫЕ УСЛОВИЯ / SANITARY CONDITIONS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ГИМНАСТИКА / GYMNASTICS / РЕКРЕАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА / RECREATIONAL GYMNASTICS / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / CHILDREN''S HEALTH CAMP / ИРКУТСК / IRKUTSK / HYGIENIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаращенко Любовь Витальевна

Проведение историко-педагогических изысканий регионального уровня сегодня позиционируется как важнейшее направление педагогических исследований и одно из условий построения эффективной системы образования. Иркутский регион имеет богатейшее культурно-историческое наследие, которое, однако, еще не в полной мере описано и представлено в научных работах. Одним из компонентов этого наследия является деятельность негосударственных учебных заведений. В статье представлен опыт частных школ Иркутска по организации здоровьесбережения детей в середине XIX-начале XX веков. Сопоставляются факты, имеющиеся в открытых источниках и в ранее не опубликованных архивных материалах. Приведены конкретные примеры, отражающие методические и технологические аспекты здоровьесберегающей работы (содержание, формы, методы, средства), которые имели место в образовательной практике негосударственных школ «нового типа». Полученные результаты свидетельствуют, что эта деятельность представляла собой определенную систему действий, направленных на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Делается акцент на фактах, событиях, явлениях, представляющих научно-педагогическую ценность и показывающих преемственность отечественных культурно-образовательных традиций. Многие источники и факты впервые вводятся в научный оборот. Они позволяют расширить представления о частной инициативе в области образования в дореволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD HEALTH PROTECTION ORGANIZATION EXPERIENCE IN IRKUTSK PRIVATE SCHOOLS (MID XIX-EARLY XX CENTURIES)

Carrying out regional level historical and pedagogical researches is positioned as the most important direction of pedagogical researches and one of conditions of creation of an effective education system today. The Irkutsk region has the rich cultural and historical heritage which, however, isn't fully described and presented in scientific works. One of the components of this heritage is the non-state educational institutions activity. Experiment of Irkutsk private schools on the children health protection organization in the middle of XIX-the beginning of the 20th centuries is presented in article. The facts which are available in open sources and in earlier not published archival materials are compared. The specific examples reflecting the health saving work methodical and technological aspects (contents, forms, methods, tools) which took place in «new type» non-state schools educational practice are given. The received results demonstrate that this activity represented a certain system of the actions aimed at providing physical, mental and social wellbeing of the child. The emphasis is placed on the facts, events, the phenomena which are of scientific and pedagogical value and showing continuity of domestic cultural and educational traditions. Many sources and the facts are for the first time introduced for scientific use. They allow to expand private initiative ideas in the field of education during the pre-revolutionary period.

Текст научной работы на тему «Опыт организации здоровьесбережения детей в частных школах Иркутска (середина XIX-начало XX вв. )»

Garashchenko Liubov Vitalyevna CHILD HEALTH PROTECTION .

pedagogical sciences

УДК 373 (571.53)

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ ИРКУТСКА

(СЕРЕДИНА XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)

© 2018

Гаращенко Любовь Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail: glovevita@mail.ru)

Аннотация. Проведение историко-педагогических изысканий регионального уровня сегодня позиционируется как важнейшее направление педагогических исследований и одно из условий построения эффективной системы образования. Иркутский регион имеет богатейшее культурно-историческое наследие, которое, однако, еще не в полной мере описано и представлено в научных работах. Одним из компонентов этого наследия является деятельность негосударственных учебных заведений. В статье представлен опыт частных школ Иркутска по организации здоро-вьесбережения детей в середине XIX-начале XX веков. Сопоставляются факты, имеющиеся в открытых источниках и в ранее не опубликованных архивных материалах. Приведены конкретные примеры, отражающие методические и технологические аспекты здоровьесберегающей работы (содержание, формы, методы, средства), которые имели место в образовательной практике негосударственных школ «нового типа». Полученные результаты свидетельствуют, что эта деятельность представляла собой определенную систему действий, направленных на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Делается акцент на фактах, событиях, явлениях, представляющих научно-педагогическую ценность и показывающих преемственность отечественных культурно-образовательных традиций. Многие источники и факты впервые вводятся в научный оборот. Они позволяют расширить представления о частной инициативе в области образования в дореволюционный период.

Ключевые слова: история образования, частное образование, частная школа, здоровьесбережение детей, гигиена, санитарные условия, физическое воспитание, гимнастика, рекреационная гимнастика, подвижные игры, детский оздоровительный лагерь, Иркутск.

CHILD HEALTH PROTECTION ORGANIZATION EXPERIENCE IN IRKUTSK PRIVATE SCHOOLS

(MID XIX-EARLY XX CENTURIES)

© 2018

Garashchenko Liubov Vitalyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair pedagogics Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, Karl Marx street, 1, e-mail: glovevita@mail.ru)

Abstract. Carrying out regional level historical and pedagogical researches is positioned as the most important direction of pedagogical researches and one of conditions of creation of an effective education system today. The Irkutsk region has the rich cultural and historical heritage which, however, isn't fully described and presented in scientific works. One of the components of this heritage is the non-state educational institutions activity. Experiment of Irkutsk private schools on the children health protection organization in the middle of XlX-the beginning of the 20th centuries is presented in article. The facts which are available in open sources and in earlier not published archival materials are compared. The specific examples reflecting the health saving work methodical and technological aspects (contents, forms, methods, tools) which took place in «new type» non-state schools educational practice are given. The received results demonstrate that this activity represented a certain system of the actions aimed at providing physical, mental and social wellbeing of the child. The emphasis is placed on the facts, events, the phenomena which are of scientific and pedagogical value and showing continuity of domestic cultural and educational traditions. Many sources and the facts are for the first time introduced for scientific use. They allow to expand private initiative ideas in the field of education during the pre-revolutionary period.

Keywords: history of education, private education, private school, the health care of children, hygienic, sanitary conditions, physical education, gymnastics, recreational gymnastics, outdoor games, Children's Health Camp, Irkutsk.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Сохранение культурно-исторического наследия регионов, проведение историко-педагогических изысканий регионального (локального) уровня рассматривается сегодня не только как важнейшее направление педагогических исследований, но и как одно из условий построения эффективной системы образования. В качестве аргументов, как правило, приводятся следующие доводы: выявленная историко-педагогическая информация («концептуально осмысленный бесценный опыт обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения» (М.В. Богуславский) [1, с. 5]), восполняя информационный пробел, обогащает, наполняет реальным содержанием современную педагогическую теорию и практику, позволяет связать воедино прошлое и настоящее, общегосударственные процессы с локально-региональными, решает задачу приращения и концептуализации педагогического знания, дает возможность свести к минимуму негативные моменты, более продуктивно использовать воспитательно-образовательный опыт прошлых поколений для решения насущных социально-педагогических проблем (М.В. Булыгина [2], Т.Б. Игнатьева [3], И.Е. Шкабара [4] и др.). К числу таких проблем можно отнести здоровьесбережение подрастающего поколения, поиск эффективных механиз-

мов сохранения и развития здоровья детей в период их школьного обучения.

Иркутск всегда имел репутацию центра с богатейшими образовательными традициями. Несмотря на удаленность от административного центра страны, этот губернский город по ряду позиций мог составить конкуренцию крупным городам Европейской России. Так, заметным явлением в системе иркутского общего образования в середине Х1Х-начале XX вв. стала деятельность частных учебных заведений (пансионов, училищ, гимназий). По нашим подсчетам, в течение этого периода их было открыто более 80. Многие из частных школ могли быть отнесены к школам «нового типа», поскольку внедряли в свою образовательную практику инновационные педагогические идеи, практиковали современные методы и подходы в обучении и воспитании учеников, в том числе в решении задач здоровьесбережения. Рефлексивный анализ регионального историко-педагогического наследия, репрезентация передового для той эпохи педагогического опыта частных школ позволит ввести в научный оборот вновь выявленные сведения, обозначить закономерности в развитии отечественного образования, сделать акцент на фактах, событиях, явлениях, представляющих научно-педагогическую ценность для современной педагогической науки и практики.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

педагогические науки

Гаращенко Любовь Витальевна ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ...

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Исследователи, занимающиеся изучением истории регионального образования, обращали свое внимание и на вопросы здоровьесбережения и физического воспитания детей. Такие работы имеются по Санкт-Петербургскому учебному округу (Д.А. Белюков [5]), Башкирии (Т.М. Аминов [6]) и другим территориям нашей страны.

В историографии Иркутска отдельные аспекты, связанные с организацией частного образования в дореволюционный период, нашли отражение в некоторых диссертационных исследованиях (Н.А. Чапоргина [7], Е.Н. Щеблякова [8]) и публикациях по истории народного образования (Л.В. Гаращенко [9], Ю.С. Душкин [10], М.В. Кузнецова [11], И.И. Терновая [12] и др.). Системного исследования, освещающего опыт частных иркутских школ по организации здоровьесбережения детей, не предпринималось.

Знакомство с историческими данными по деятельности частных школ, хранящимися в Государственном архиве Иркутской области (далее - ГАИО), выявило значительное число неопубликованных источников, позволяющих расширить представления о частной инициативе в области образования в Иркутске в дореволюционный период. Богатый фактический материал для исследования обозначенной нами проблемы содержат публикации в периодической печати Иркутской губернии. Особый интерес представляют педагогические работы конца Х1Х-начала XX вв., законодательные акты и официальные организационно-распорядительные документы, регламентировавшие деятельность учебных заведений всех типов.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель статьи - актуализировать воспитательно-образовательный региональный опыт, на основе ретроспективного анализа разноплановых историко-педагогиче-ских источников отразить деятельность частных школ Иркутска по организации здоровьесбережения детей в середине Х1Х-начале XX вв., обозначить методические и технологические аспекты деятельности (содержание, формы, методы, средства здоровьесбережения), показывающие преемственность отечественных культурно-образовательных традиций; ввести в научный оборот вновь выявленные источники и факты. В нашей публикации под здоровьесбережением мы, вслед за О.М. Панюковой [13], будем понимать целенаправленную системную деятельность по применению в образовательной практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей основных факторов нарушения здоровья.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Сохранение здоровья подрастающего поколения занимает одно из центральных мест в системе социальных ценностей и приоритетов российского общества. Здоровьесберегающая функция образовательной организации сегодня закреплена законодательно (ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и активно поддерживается государством (внедрение здоровьесбе-регающей деятельности в образовательную сферу стало одним из приоритетных направлений национальных проектов «Здоровье» и «Образование»); в структуру трудовых действий педагога включено решение задачи формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни [14]. Однако так было далеко не всегда. И далеко не в каждом учебном заведении царской России работе по здоровьесбережению учеников уделялось должное внимание, а привычные сегодня формы и технологии здоровьесберегающей деятельности включались в практику работы дореволюционных школ постепенно, настойчиво преодолевая инертность системы и разрушая сложившиеся стереотипы.

Проблема охраны жизни и здоровья детей особенно остро стояла в провинции, далекой от «прогресса науки». Не была исключением и столица Иркутской губернии, где практически всегда отмечался высокий уровень детской смертности. Например, в 1863 г. дети составили 41,2 % (или 630 человек) от общего числа умерших горожан (1529 человек), в 1886 г. - 43,8 % (729 человек), а в начале XX в., согласно имеющимся сведениям, более четверти выкопанных могил предназначались для почивших юных иркутян (А.Н. Гаращенко) [15, с. 146]. В ежегодных отчетах частных школ в сведениях о выбытии учеников нередко встречается запись «за смертью». Причины такого положения дел общеизвестны и характерны всех окраин страны: антисанитария и вызванные этим вспышки инфекционных заболеваний, невежество родителей, низкий уровень медицинского обслуживания, травмы и несчастные случаи, подростковый суицид (о чем неоднократно писали местные газеты), несовершенство системы физического воспитания. Свою лепту вносили и особенности климата. Не случайно на всех пожарных каланчах города в морозные дни, когда температура опускалась ниже 30 °С, вывешивались специальные флаги, оповещавшие учащихся об отмене школьных занятий [16].

Закономерно, что важнейшим направлением здоро-вьесберегающей деятельности частных учебных заведений Иркутска являлось проведение профилактических мероприятий - медицинских осмотров, для чего в школы за особую плату приглашались врачи. Так, например, в 1916 г. по результатам медосмотра в мужской гимназии Е.А. Горцейт у учеников в целом был отмечен удовлетворительный уровень здоровья. Из 227 гимназистов у троих были выявлены носовые кровотечения, у одного - искривление позвоночника. Жалобы на частые головные боли отмечены у пяти мальчиков. Наиболее распространенным отклонением в здоровье оказалась близорукость, ее диагностировали у 36 детей (ГАИО. Ф. 63. Оп. 5. Д. 54. Л. 6). Характерно, что в том же году из 222 учеников, обучавшихся в прогимназии М.В. Гайдук, у 11 детей имелась близорукость, столько же страдали головной болью. 115 были отнесены врачом к «лицам хорошего питания», 89 были «среднего питания», 18 -плохого (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 13). Примечательно, что ряд иркутских врачей изъявил желание систематически обходить классы в еврейском начальном училище и безвозмездно обследовать здоровье детей. При этой школе даже был оборудован зубоврачебный кабинет для бесплатного лечения учащихся.

Медицинские осмотры не были мероприятиями «для галочки». Полученные сведения старались учитывать при выстраивании воспитательно-образовательной работы с детьми: рассадка детей в классе, дозирование учебной и физической нагрузки в зависимости от особенностей здоровья обучающегося, санитарное просвещение, чередование умственных нагрузок и отдыха, профилактика социальных недугов и др.

В большинстве частных школ, как средних, так и начальных, работали «годовые» врачи (как того требовало законодательство). Они посещали учебные заведения дважды в неделю, осматривали больных, прописывали способы лечения и рецепты. В обязанности врача входило также наблюдение, чтобы в заведение не поступали заболевшие воспитанники, чтобы в помещениях школы и при составлении расписания занятий соблюдались по возможности гигиенические условия, а также чтобы упражнения воспитанников в гимнастике «соображались с требованиями правильного развития и укрепления физических сил юношества» [17, с. 93]. Именно поэтому, заботясь о здоровье воспитанников, в целях обеспечения противоэпидемического режима, попечительный совет школы «Детский Сад», ссылаясь на требования врача, обязал всех родителей немедленно уведомлять начальницу школы о заболевании детей «заразительными болезными». Такие воспитанники могли

Garashchenko Liubov Vitalyevna

CHILD HEALTH PROTECTION .

pedagogical sciences

быть допущены к занятиям только «по истечении восьми недель и с запискою, от пользовавшего их врача, о безопасности посещения их для школы» [18, с. 11].

За отсутствием в смешанной прогимназии М.В. Гайдук постоянного медицинского работника, по мере необходимости прибегали к советам железнодорожного врача, поскольку большинство учащихся были детьми железнодорожных служащих, или обращались к амбулаторным врачам. В экстренных случаях доктора вызывали в учебное заведение, каждый визит его оплачивался. Чтобы уберечь школьников от опасной инфекции, в прогимназию приглашалась оспопрививательни-ца. В ноябре 1909 г. она, например, «привила предохранительную оспу» примерно 90 воспитанникам [19, с. 3].

Некоторые из врачей, кроме выполнения своих непосредственных функций, преподавали в частных женских гимназиях учебную дисциплину «Гигиена». Одна из программ, в частности, включала такие дидактические единицы: важность ознакомления с основными положениями гигиены; гигиена воздуха; устройство жилищ, пол, стены, потолок; подпольное пространство, его проветривание; межпольное пространство; значение света; размеры потребного освещения; значение крыши, слуховых окон; штукатурка, обои; обстановка спален и детских, хранение грязного белья; устройство клозетов и помойных ям, разные виды удаления нечистот; требования к мастерским; гигиена пищи: какие болезни могут передаваться с пищей, значение санитарного надзора за бойнями и другими местами приготовления пищи; значение воды, какие болезни могут передаваться водой, охранение пищевых источников, устройство колодцев; значение одежды, гигиенические требования от одежды и обуви; причины заразных болезней, борьба с ними (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 213).

К числу профилактических мер можно отнести и организацию в частных школах питания детей. В женской гимназии Иркутского отдела Союза русского народа все без исключения гимназистки бесплатно, за счет общества, имели чай с булкой, а некоторые, по предписанию школьного врача, получали молоко. В школе для девочек Н.В. Сукачевой каждой девочке тоже ежедневно давали на завтрак пару французских булочек и чай с молоком. Бесплатный горячий завтрак имели и девочки из малообеспеченных семей, обучавшиеся в женских гимназиях А.М. Григорьевой и А.О. Блажеевича. Финансирование расходов на эти цели принимали на себя родительские комитеты. В еврейском начальном училище для наиболее бедных детей устраивался бесплатный «мясной завтрак» - суп и мясо. В 1914/1915 учебном году таких завтраков было выдано более шести тысяч, каждый из них обошелся благотворительной комиссии свыше четырех копеек [20]. В заведении Е.И. Шаршавиной трапеза детей состояла из холодного жаркого, которое им давали из дома, и чая. Чай они также приносили с собой, по очереди, и заваривали в школе.

Подобная практика существовала и в казенных иркутских училищах. На детские завтраки городская управа отпускала 5 р. на каждый школьный комплект (то есть на класс или отделение), сколько бы в нем ни было учеников. Этой суммы едва хватало на «скромный ломоть хлеба» [21, с. 9] и кружку горячего чая без сахара, которые, впрочем, поглощались учениками с большим аппетитом.

Предметом особого внимания учредителей частных школ было соблюдение санитарных норм при организации образовательного процесса: централизованно установленные в отношении санитарного надзора за учебными заведениями правила были очень строги. Проверке подвергались следующие моменты: 1) исправность приспособлений для поддержания чистоты воздуха; 2) температура воздуха в классных, рекреационных, столовых и спальных комнатах; 3) соблюдение правил чистоты в отхожих местах; 4) качество воды, чистота водовместилищ и сосудов для хранения воды; 5) соблюдение правил

осторожности для предупреждения занесения заразных болезней в учреждение [22]. Поэтому для размещения частных школ, за редким исключением, арендовались помещения, удовлетворявшие основным требованиям санитарии и гигиены. Так, П.С. Померанцев, уведомляя главного инспектора Восточной Сибири о начале учебных занятий в своей смешанной гимназии, сообщал, что заведение находится «в самом лучшем, чистом и видном помещении», какое только есть в этой части города (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 874. Л. 6). Характеризуя условия, в которых работали школы, учредители нередко указывали в отчетах, что в зданиях имелись электрическое освещение, местное отопление, теплый туалет (уборная отапливалась русской печью; при применении выносной системы и при постоянной вентиляционной топке никакого дурного запаха от клозета не было), проветривание классных комнат осуществлялось с помощью форточек и фрамуг. В гимназии А.М. Григорьевой, например, ежедневно все помещения мылись, пыль тщательно удалялась не только с пола, но и со всех предметов - с парт, шкафов, окон и столов; раз в неделю производилось мытье всего помещения зеленым мылом и скипидаром; после утренней молитвы, а затем по окончании каждой перемены полы в рекреационном зале и коридоре обтирались щетками с надетыми на них влажными чехлами. Перед занятиями гимнастикой (а они были обязательны для всех девочек без исключения и велись по системе профессора П.Ф. Лесгафта) зал всегда проветривался не только вентиляторами, но и раскрытием окна, а пол, покрытый линолеумом, тщательно промывался [9].

Гимнастика была обязательным предметом только в казенных мужских гимназиях. В начальных училищах она тоже могла вестись, но лишь при условии, что у школы имелись средства для оплаты труда педагога. На этот счет существовал специальный организационно-распорядительный документ - «Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения» (1889 г.). В дополнение к инструкции в том же году были утверждены «Программа гимнастических упражнений для городских и двухклассных сельских училищ», «Программа гимнастических упражнений для начальных училищ с трехлетним курсом», а также «Описание гимнастических снарядов» [23]. Этой инструкции при организации уроков гимнастики следовали частные мужские гимназии Иркутского отдела Союза русского собрания и Е.А. Горцейт. В последней в 1915/1916 учебном году была введена еще военная гимнастика. По сути, это была допризывная подготовка. Она предусматривала, кроме прочего, занятия учебной стрельбой, проходила под руководством преподавателя-офицера, а выпускники в восьмом классе держали экзамен при военно-спортивном комитете.

В Иркутском казачьем училище, где традиции обучения носили ярко выраженный патриотический характер, особый акцент делался на подготовке мальчиков к военной службе, воспитании готовности к защите Отечества: обязательными были занятия не только гимнастикой, но и фронтовым искусством (пешее учение, приемы с шашками, пиками, винтовками, конное учение), ношение военной формы. По желанию родителей, на особых условиях, ученикам давались уроки военного строя и в частной начальной школе Т.С. Казариновой.

Стоит отметить, что в министерских женских гимназиях и прогимназиях гимнастику разрешалось преподавать, если заведение имело «необходимые к тому способы» [24, с. 1626], плату с учениц за эти занятия взимать запрещалось. Как следует из материалов, сохранившихся в фондах ГАИО, обязательные уроки гимнастики, обеспечивавшие формирование двигательных навыков и физических качеств обучающихся, были включены в учебные планы большинства иркутских частных школ. Среди них - женские гимназии В.С. Некрасовой и А.О. Блажеевича, прогимназия М.В. Гайдук, «Семейная

педагогические науки

Гаращенко Любовь Витальевна ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ...

школа» А.Э. Третьяковой, школа «Детский Сад», учебное заведение Е.И. Шаршавиной и др. Среди тех, кто вел гимнастику в частных школах, встречаются военнослужащие, преподаватели танцев, а также учителя, окончившие курсы «руководительниц физического образования» П.Ф. Лесгафта в Петрограде (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 1721. Л. 5) или прошедшие специальную подготовку на регулярных курсах «гимнастики и игр по системе профессора Лесгафта» [25, с. 208], организованных дирекцией «Детской площадки» - автономного внешкольного учреждения при иркутском обществе «Просвещение». Руководство этими занятиями принял на себя член общества «Просвещение» иркутский архитектор К.В. Миталь, который получил образование не только в Петербургском институте гражданских инженеров, но и окончил педагогическое отделение курсов П.Ф. Лесгафта.

В частных женских гимназиях Иркутска с целью повышения двигательной активности учениц широко применялись такие формы работы, как уроки танцев, динамические паузы, народные подвижные игры и спортивные игры на свежем воздухе. Групповые игры проходили весьма оживленно и давали хорошие результаты, развивая в детях ловкость, сообразительность и «общественность». Особенной популярностью пользовались игры «Жгуты», «Железная дорога», «Хозяин и помощник», «Рыбаки и рыбки», «Блуждающий мяч», «Гуси-лебеди». Среди девочек старшего возраста были и те, кто увлекался игрой в беговую лапту и футбол. Играли также в серсо и лаун-теннис. В гимназии А.М. Григорьевой ежедневные физические упражнения и игры шли под руководством преподавательницы-лесгафтистки. Они приучали детей к дисциплине, учили их подчиняться установленным правилам, следить за своими движениями и поступками. Кроме того, «в играх сказывается характер каждой из учениц, что для воспитателей - весьма важно», - писала об этом газета «Иркутские губернские ведомости» [26, с. 2]. В мужской гимназии Е.А. Горцейт существовала своя футбольная команда. А вот любимым развлечением детей начальной еврейской школы была катушка, ежегодно устраиваемая зимой на средства попечителей. При этом благотворительная училищная комиссия в начале осени выдавала малообеспеченным ученикам шубы и катанки.

В противовес медленным прогулкам практиковалась и так называемая рекреационная гимнастика - кратковременные интенсивные упражнения для переключения внимания от однообразной, требующей напряженного внимания деятельности. Для большей их эффективности рекомендовалось использовать не гимнастическое оборудование, а эмоциональные жестикуляции, построенные исключительно на удовольствии и будящие «животную радость» [27, с. 69].

Вопрос о переутомлении учащихся вследствие чрезмерного обременения умственным трудом, волновавший педагогическую и родительскую общественность, находился на контроле и у высшей учебной администрации. Правда, рекомендации Министерства народного просвещения носили несколько иной характер. Констатируя, что длительные занятия детей умственной деятельностью и продолжительное их лишение свободных движений во время сидения в классе и приготовления уроков дома может «весьма вредно отозваться» на физическом развитии учеников, министерство в особом циркуляре, утвержденном 24 мая 1892 г., предложило попечителям учебных округов принять меры к пресечению «великого зла русской школы». Меры эти заключались в следующем: а) по возможности, способствовать снижению среднего количества времени, требуемого для выполнения домашних работ учениками; б) включить в обязанность классных наставников в учебное время и особенно при посещении ими ученических квартир обучение школьников приемам основательного и возмож-

но легкого приготовления уроков, а также разъяснение встречающихся затруднений; в) вменить в обязанность наставников и учителей подробное разъяснение уроков в классное время, а в низших классах - даже выполнение домашнего задания; г) обратить внимание начальников учебных заведений на то, чтобы задаваемые учителями домашние работы не превышали «среднего уровня понимания учеников» и не отнимали много времени на выполнение [28, с. 1-2]. Такой подход Министерства народного просвещения к решению проблемы излишнего обременения учеников умственной работой не мог не вызвать скептического комментария в иркутской прессе.

В ряде частных школ, стоявших на позициях передовой педагогики (гимназии А.М. Григорьевой и В.С. Некрасовой, «Семейная школа» А.Э. Третьяковой, «Семейные группы» М.И. Марацевич, школа «Детский Сад» и др.), учебная работа была выстроена таким образом, чтобы просто не допускать чрезмерного утомления учеников. При выборе стиля преподавания учитывались возрастные возможности и индивидуальные способности детей (особенности памяти, мышления, работоспособность). «Механизм преподавания» - использование новых методов обучения (игрового, наглядного, эвристического, проектного), которые возбуждали «умственную самодеятельность» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 885. Л. 46) - способствовал развитию познавательной активности, превращал процесс учения школьников в увлекательное дело.

Одной из популярных форм работы с учениками в каникулярное время были, говоря современным языком, детские оздоровительные лагеря - так называемые «летние колонии», или «долгосрочные экскурсии». Такие колонии существовали при трех частных начальных учебных заведениях: школе иркутского общества «Просвещение», еврейском и латышском училищах. Размещались они, как правило, в красивой местности, «богатой природой» [29, с. 3] и приспособленной для организации безопасного, активного и развивающего отдыха воспитанников. Спектр видов деятельности, в которые включались дети, был широк и разнообразен: сельскохозяйственные опыты (рациональное огородничество), составление гербария, коллекции минералов, сбор ягод и грибов, купание в водоемах, наблюдение за птицами и атмосферными явлениями, подвижные игры, эстафеты и соревнования, состязания эрудитов, постановка спектаклей, образовательные путешествия к природным достопримечательностям и экскурсии на близлежащие предприятия (фабрики, заводы, цеха). Обязательными ритуалами были утренняя гимнастика и вечерние посиделки у костра. Число ребят, желавших попасть в летнюю колонию, всегда превышало количество мест. Преимущество отдавалось слабым анемичным детям и предрасположенным к туберкулезу. Колонисты возвращались домой довольные, имели цветущий вид, почти все прибавляли в весе. Конечно, деятельность летних оздоровительных лагерей была невозможна без финансовой поддержки местного общества, всемерного содействия купцов-меценатов и благотворителей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Проведенное нами исследование еще раз подтвердило, что традиции здоровьесбережения детей в образовательном пространстве современной российской школы имеют глубокие корни, они берут свое начало в подвижнической деятельности дореволюционных учебных заведений, направленной на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. К числу таких заведений с уверенностью можно отнести иркутские частные школы.

Их деятельность по здоровьесбережению обучающихся представляла собой определенную систему: обеспечение необходимой санитарной обстановки; использование результатов медицинского осмотра детей при организации образовательного процесса, его кор-

Garashchenko Liubov Vitalyevna pedagogical

CHILD HEALTH PROTECTION ... sciences

рекция в соответствии с имеющимися данными; создание комфортных психогигиенических условий обучения и воспитания, учет особенностей возрастного развития обучающихся и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности детей на разных ступенях обучения; использование разнообразных видов и форм деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности обучающихся - обогащение двигательного опыта, развитие потребности в двигательной активности, привитие навыков здорового образа жизни.

Дальнейшее исследование истории дореволюционных частных учебных заведений Иркутска может быть связано с анализом специфики учебного контингента, характеристикой учительского состава, особенностей организации образовательного процесса в негосударственных национальных и начальных школах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография. М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. 436 с.

2. Булыгина М.В. К вопросу о методологии региональных историко-педагогических исследований // Языкознание. 2008. № 2. С. 74-84.

3. Игнатьева Т.Б. Историко-педагогическое исследование процесса развития педагогического знания в науке и образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 1. С. 98-103.

4. Шкабара И.Е. Современные методологические подходы к организации историко-педагогического исследования // Образование и наука. 2005. № 5 (35). С. 39-43.

5. Белюков Д.А. Физическое воспитание в российской школе в конце XIX-начале XX в. // Вестник архивиста. 2015. № 3. С. 138-153.

6. Аминов Т.М. Физическое воспитание в учебных заведениях Башкирии в конце XIX-начале XX в. // Физическая культура. 2005. № 6. С. 40-43.

7. Чапоргина Н.А. Общеобразовательная школа Восточной Сибири как фактор социокультурного развития края (на примере пореформенного периода XIX века): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 17 с.

8. Щеблякова Е.Н. Состояние образования и проблема учительства Восточной Сибири (вторая половина XIX-начало XX века): дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2006. 174 с.

9. Гаращенко Л.В. Частные учебные заведения Иркутска (середина XIX-начало XX вв.): монография. Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2018; Оттиск, 2018. 672 с.

10. Душкин Ю. Учили, одевали, давали чай: из истории Иркутского еврейского училища // Иркутск. 1997. 14 марта. С. 7.

11. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII - первая половина XIX вв.). Иркутск: Обл. тип. № 1, 2011. 312 с.

12. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. Иркутск: «Оттиск», 2011. 260 с.

13. Панюкова О.М. Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 2006. 22 с.

14. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544н) [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. 18 дек. URL: https:// rg.rU/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 20.03.2018 г.).

15. Гаращенко А.Н. Иркутский исторический некрополь: Иерусалимское кладбище. Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2016; Оттиск, 2016. 464 с.

16. Хроника // Сибирь. 1911. 27 ноября. С. 3.

17. Высочайше утвержденный Устав женских гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 30 июля 1871 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 46. Отд. 2. СПб.: [б/и], 1874. С. 85-99.

18. [Объявление] // Сибирь. 1884. 2 декабря. С. 11.

19. Из учебного мира // Восточная заря. 1909. 21 ноября. С. 3.

20. Отчет Иркутского еврейского бесплатного училища и Ремесленного при нем отделения с 1897 г. по 1913 г. Иркутск: Электро-типография И.А. Белоголового, 1914. 99 с.

21. Блюменфельд М.Л., Френкель М.И. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся в начальных училищах г. Иркутска: материалы по школьно-санитарному надзору в г. Иркутске. Иркутск: Паровая типография И.Н. Казанцева, 1913. 42 с.

22. Сибирская хроника // Сибирь. 1887. 24 мая. С. 5-6

23. Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения (утв. 26 апреля 1889 г.) // Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных школ: настольная справочная книга / сост. А. Анастасиев: в 2 т. Изд. 7, испр. и доп. Т. 1. М.: Издание А.Д. Ступина, [б/г]. С. 157-174.

24. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения от 24 мая 1870 г. Представление в Государственный Совет // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1871. Т. 4. С. 1620-1649.

25. Иркутская летопись. 1661-1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. Иркутск: «Оттиск», 2003. 848 с.

26. Местная хроника // Иркутские губернские ведомости. 1902. 20 декабря. С. 2.

27. Флери М. Наши дети в гимназии. Тело и душа ребенка. Ч. 1: Физическая жизнь / пер. с фр. В.Н. Шрейдер. М.: Издание А.М. Дубровского, 1907. 97 с.

28. К вопросу о переутомлении учащихся // Восточное обозрение. 1892. 11 октября. С. 1-2.

29. В обществе «Просвещение» // Иркутская жизнь. 1916. 26 мая. С. 3.

Статья поступила в редакцию 07.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.