УДК 373 (571.53)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ЧАСТНЫХ ГИМНАЗИЯХ ИРКУТСКА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
© 2018
Гаращенко Любовь Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail: glovevita@mail.ru)
Аннотация. Глубокое изучение истории образования и педагогической мысли дает возможность использовать лучшие образовательные практики для решения насущных социально-педагогических проблем. Одним из вызовов современности является преодоление негативных стереотипов, имеющих место во взаимоотношениях между школой и семьей. В статье представлены результаты изучения регионального историко-педагогического наследия, отражающего опыт частных гимназий Иркутска по организации работы с родителями учеников в начале XX века. На основе анализа разноплановых историко-педагогических источников аргументированно устанавливаются исторические линии преемственности отечественных культурно-образовательных традиций. Описаны формы сотрудничества педагогов и родителей. Характеризуется деятельность родительских комитетов, создание которых официально разрешено в России было только в 1905 году. Приведены конкретные примеры влияния родительской общественности на организацию учебного процесса, создание в гимназиях комфортного образовательного пространства. Обозначены приоритетные направления работы с родителями в средних и начальных частных школах. Многие факты впервые вводятся в научный оборот.
Ключевые слова: образование, история образования, частное образование, частная гимназия, родители, гимназисты, родительский комитет, взаимодействие, формы сотрудничества, педагогическое просвещение родителей, благотворительность, Иркутск.
WORK WITH PARENTS AT IRKUTSK PRIVATE GYMNASIUMS IN THE EARLY 20th CENTURY
© 2018
Garashchenko Liubov Vitalyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair pedagogics Irkutsk State University
(664003, Russia, Irkutsk, Karl Marx st., 1, e-mail: glovevita@mail.ru)
Abstract. Studying the history of education and pedagogical thought allows us to use the best pedagogical experience for solving urgent social and pedagogical problems. One of the current problems is overcoming the negative stereotypes that have developed in the relationship between the school and the family. The results of the study of the historical and pedagogical heritage, which tells how Irkutsk's private gymnasiums at the beginning of the 20th century worked with the parents of the pupils are presented in the article. An analysis of diverse historical and pedagogical sources is given, and historical lines of continuity of domestic cultural and educational traditions are argued. Forms of teachers and parents cooperation are described. Activity of parental committees which creation was officially authorized in Russia only in 1905 is characterized. Specific examples of the parental public influence on the organization of educational process, creation in gymnasiums of the comfortable educational environment are given. The priority areas of work with parents at high and elementary private schools are designated. Many facts are for the first time introduced for scientific use.
Keywords: education, history of education, private education, private gymnasium, parents, high school students, parental committee, interaction, forms of cooperation, pedagogical education of parents, charity, Irkutsk.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Родители (законные представители) несовершеннолетних - полноправные участники образовательных отношений. Эта формула не только продекларирована в образовательной политике государства, но и официально закреплена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Кооперация и сотрудничество с семьей, вовлечение родителей в управление образовательной системой рассматриваются сегодня как условие эффективности учебно-воспитательного процесса, важнейшее профессиональное умение педагога [1], один из факторов устойчивого социально-экономического развития общества [2]. На другой чаше весов - отчуждение семьи от жизни образовательной организации, формализация отношений в связке «педагог-родители», сформировавшиеся негативные стереотипы: замыкание общения лишь вокруг вопросов финансовой поддержки школы, обсуждения успеваемости детей, нарушения дисциплины и др. Подобный характер отношений с родителями (взаимное дистанцирование) был свойственен и большинству дореволюционных школ, что вполне объяснимо: до начала XX века отечественная педагогика четко разграничивала функции школы и семьи в вопросах воспитания. При этом даже в провинции имелись школы «нового типа», как правило, - частные учебные заведения, которые выстраивали свою работу с учетом наиболее прогрессивных педагогических веяний того времени и экспериментов в области образования. В полной мере сказанное можно отнести к деятельно-
сти ряда гимназий Иркутска, существовавших на средства частных лиц и общественных организаций. Поиск эффективных моделей взаимодействия школы и семьи актуализирует обращение к историко-педагогическому опыту: ретроспективный просмотр регионального педагогического наследия - изучение, репрезентация опыта, отображение аналогий - позволит обогатить современную педагогическую теорию и практику, установить исторические линии преемственности отечественных культурно-образовательных традиций.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Современные исследователи, справедливо полагая, что пристальное изучение истории образования и педагогической мысли позволяет использовать лучшие образовательные практики для решения насущных социально-педагогических проблем, в ряде публикаций обращаются к анализу культурно-исторического наследия регионов. Отдельные аспекты проблемы взаимоотношений провинциальной школы и семьи в царской России затронуты в научных трудах по истории кубанского казачества (Ю.М. Горбунова) [3] и генезису идей семейного и общественного воспитания (М.И. Богомолова [4], К.А. Писарев [5] и др.), в комплексных исследованиях по истории развития общего образования в некоторых российских регионах: Западной Сибири (О.Б. Гач) [6], на Урале (М.В. Егорова) [7], в Смоленской губернии (Е.Ю. Самарцева) [8] и др.
Несмотря на то, что в последнее время выполнен ряд работ по истории государственного и частного образования в Восточной Сибири (Е.В. Захарова [9], И.Н. Мамкина [10], А.И. Шилов [11] и др.) и Иркутске (Л.В. Гаращенко [12], И.И. Терновая [13], Т.И. Черепанов [14] и др.), дореволюционный опыт взаимодействия школы и семьи в Иркутской губернии практически не изучен. Деятельность частных средних школ Иркутска, получивших наибольшее распространение в начале XX вв. и занимавших особую нишу в структуре городского образовательного пространства, относится к числу малоисследованных проблем. В научных публикациях не нашел освещения и вопрос участия родительской общественности в деятельности частных гимназий. Нет целостного представления о специфике, содержании и формах сотрудничества педагогов таких школ и родителей их воспитанников. Источниковую базу нашего исследования составили документы фондов Государственного архива Иркутской области (далее - ГАИО), материалы периодической печати Иркутской губернии, педагогические работы конца XIX - начала XX вв., официальные нормативно-правовые акты, регламентировавшие деятельность казенных и частных учебных заведений.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Цель нашей публикации - на основе анализа разноплановых историко-педагогических источников описать опыт частных гимназий Иркутска по организации работы с родителями в начале XX в.; восполнив имеющийся информационный пробел, ввести в научный оборот вновь выявленные сведения и факты, установить исторические линии преемственности региональных культурно-образовательных традиций.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Негосударственные школы в губернском городе, в отличие от столиц, «где сословный дух благоприятствует существованию частных гимназий с аристократическим оттенком» (Н. Ленстрем) [15, с. 52], могли существовать и эффективно действовать лишь при живом содействии общества, доверие которого еще нужно было заслужить. Закономерно, что в деятельности всех частных иркутских гимназий, а их было десять (семь женских, две мужских и одна смешанная) при трех казенных (мужской и двух женских), особое место отводилось организации работы с родителями.
Одним из важных факторов, которые обеспечивали успех и выживаемость частных гимназий, содержавшихся на средства частных лиц и различных общественных объединений, было удовлетворение ожиданий чадолюбивых родителей относительно содержания образования ребенка. Как правило, именно этот вопрос: чему и как будут учить гимназистов, определял выбор родителями учебного заведения для своего отпрыска. Поэтому уже в анонсах об открытии школы и в объявлениях о начале приема в гимназию учредители старались расписать все преимущества: особенности учебного плана (его «репертуар»), технологические подходы («механизм преподавания»), уровень профессионализма преподавательского состава, перспективы (получение полных прав министерских гимназий для учащихся и учащих) и др. К примеру, в 1902 г. газета «Восточное обозрение» писала на своих страницах: «Вновь открываемое женское учебное заведение [А.М. Григорьевой]... создается по типу петербургских гимназий Таганцевой и Стоюниной, т[о] е[сть] сверх программы Министерства народного просвещение войдут еще добавочные предметы - естествоведение и гимнастика; география, или, вернее, для первых классов родиноведение, будет преподаваться с 1 класса. В недалеком будущем учебное заведение имеет быть обращено в женскую гимназию с постепенным открытием классов» [16, с. 2]. Маркетинговый ход дополнила информация, доведенная до родителей на их общем собрании с педагогическим коллективом: учебное заве-206
дение отвергает систему отметок и видит в них лишь помеху нравственной стороне учения; отметки поселяют неестественные отношения между родителями, детьми и воспитателями и заслоняют истинную цель учения, поскольку большинство учащихся забывает, для чего они учатся, и все их стремление ограничивается добыванием высших баллов самыми неблаговидными средствами; все, что касается успешности учениц, будет сообщаться родителям на ежемесячных родительских собраниях; характеристики школьниц и их способностей будут воспитателями составляться в середине года; к совещаниям будут привлекаться родители и воспитательницы [17]. Результат был налицо: если первоначально в эту школу записалось всего 40 учениц, то на следующий год контингент увеличился до 93 человек, в сентябре 1904 г. в гимназии обучалось уже 164 девочек, в 1907 г. - 304, в 1912 г. - 377, а в 1916 г. - 489.
Изучение педагогической литературы начала прошлого века показывает, что аксиоматическая формула
- без взаимодействия с семьей невозможно обеспечить высокий уровень воспитания и обучения ребенка - уже в полной мере выступала руководством к действию для школ и учителей, стремившихся к наиболее верной постановке образовательного процесса. Утверждалась идея, что именно семья (это «общечеловеческое учреждение») призвана решать главную задачу воспитания
- «природосообразно возбуждать и поддерживать, растить и умножать высокие задатки человека», с которыми он рождается на свет, готовить ребенка к выполнению целого спектра социальных ролей, необходимых для жизни в обществе. К тому же, «впечатления и воздействия семьи», а равно сообщаемые ею навыки и обычаи, ее заветы и уроки «так глубоки и содержательны, так болезненны и близки сердцу каждого человека», что в сравнении с ними не могут идти никакие влияния, как бы ни были они устойчивы и продолжительны». Следовательно, учителю важно знать «заветы семьи и сообщаемые ею навыки», чтобы они стали «твердым фундаментом», на котором, «с уверенностью за прочность возводимого здания», можно было продолжать дело воспитания и обучения (А. Анастасиев) [18, с. 3-4]. Поскольку школа не была достаточно открытой социально-педагогической системой, в числе приоритетных направлений ее деятельности называлось преодоление «односторонности»: «привести школу в тесную связь с семьей» и через школу «благотворно действовать на семейное воспитание» (В.Я. Стоюнин) [19, с. 548]. Таким образом, был окончательно отторгнут тезис, что «школа, как суррогат, искусственная замена семейства для дитяти», не должна и не может быть воспитывающим институтом, иначе она утратит свою цель и свое назначение - обучение, формирование знаний, порождение стремления к познанию. Целевым ориентиром становится «совокупное воспитание», чтобы приготовить из своих учеников «сознательных и деятельных членов народа» (С.И. Миропольский) [20, с. 2, 3], достойных сынов Отечества, разделяющих российские традиционные духовные ценности.
Вполне закономерно, что учредители иркутских частных гимназий, которые, в отличие от руководства казенных училищ, более смело воплощали в жизнь инновационные подходы в организации обучения и воспитания учеников, постарались в полной мере использовать в своей деятельности развивающий потенциал сотрудничества с родителями.
Отдельные факты из ежегодных отчетов, отложившихся в фондах ГАИО, а также многочисленные заметки в дореволюционных региональных периодических изданиях свидетельствуют, что родители воспитанников иркутских частных гимназий традиционно включались в личностно- и социально значимую деятельность. Они были постоянными гостями на культурно-массовых мероприятиях и участниками благотворительных акций, что, безусловно, способствовало гармонизации детско-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
родительских отношений, упрочению связей школы и семьи, устранению причин взаимного недоверия и настороженности. Практически ни одно из ярких событий - литературно-музыкальные утра и вечера, новогодние елки, постановки ученических театров, торжественные акты по случаю окончания учебного года, празднование школьных юбилеев и общероссийских знаменательных дат, выставки и выставки-продажи рукодельных детских работ - не проходило без их присутствия. Именно при деятельном участии родителей гимназисток старших классов в годы Первой мировой войны при учебном заведении А.М. Григорьевой были образованы трудовые артели учащихся, где юные иркутянки, получая опыт во-лонтерства, помогали в проведении полевых работ семьям воинов, находившихся на поле брани. Не секрет, что такая социальная практика - привлечение школьников и студентов к сельскохозяйственным работам на добровольных началах (выезды «в колхоз», «на картошку») - была широко распространена в советское время, в том числе в период Великой Отечественной войны.
Популярной формой работы с родителями было посещение детей на дому. Посещение воспитанников в местах их проживания с родителями или на частной квартире входило в обязанность классных наставников. Кроме того, классные наставники - «ближайшие помощники директора. в попечении об успехах и нравственности» вверенных им учеников [21, с. 1] - следили за успехами и поведением гимназистов, вели учет пропущенных ими уроков, часто приглашали для бесед родителей воспитанников, «выясняли им положение относительно их детей и старались стать с ними с более близкие отношения» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 5. Д. 54. Л. 17 об.), рассказывали «все необходимое для пользы учащихся» [21, с. 6] в учебном, воспитательном и гигиеническом плане. Нужно отметить, что родители, за единичными исключениями, шли школе навстречу.
Как и в наши дни, родители учеников частных гимназий, несмотря на высокую стоимость обучения, принимали посильное участие в оснащении образовательного процесса необходимыми пособиями, оборудованием, пополняли библиотечные фонды. Так, в той же гимназии А.М. Григорьевой была образована товарищеская ученическая библиотека, куда каждая из девочек, с согласия родителей, приносила имеющиеся у нее дома книжки и передавала их учительскому персоналу. Книги после тщательной проверки на пригодность для детского чтения вписывались в каталог учебного заведения. Таким образом, между гимназистками происходил обмен литературой. Правда, если девочка оставляла заведение, книги ей, по желанию, возвращались [17]. В женской гимназии В.С. Некрасовой (открыта в 1904 г.), где необходимые для классов учебно-наглядные пособия (географические карты, глобус, счеты, картины, учебно-лабораторное оборудование для специализированных кабинетов и др.) и классная мебель приобретались за счет содержательницы школы, учебные книги, тетради и письменные принадлежности покупали родители учениц. Аналогичный порядок существовал в женской гимназии С.Е. Детышевой и С.К. Протасовой (открыта в 1906 г.), мужских гимназиях Е.А. Горцейт и Иркутского отдела Русского собрания (обе открыты в 1907 г.). Зачастую учебники и канцелярские товары (бумагу, перья, чернила, тетради, карандаши), которые было не так-то просто достать в Иркутске, продавали родителям прямо в школе по ценам книжного магазина, «чтобы однообразные книги облегчали [детям] обучение одновременно со всеми, а недостатки письменных принадлежностей не препятствовали бы занятиям» (ГАИО. Ф. 193. Оп. 1. Д. 130. Л. 25).
Вероятно, в связи с тем, что образовательный уровень большинства родителей учеников частных гимназий Иркутска был довольно высок, мы не встретили упоминания о конкретных мероприятиях по их педагогическому просвещению, повышению
уровня педагогической культуры. В то же время такое направление работы было характерной чертой деятельности ряда частных учебных заведений второго и третьего разрядов. Эти занятия, как правило, носили четко организованный, системный характер. Например, в бесплатной школе Н.В. Сукачевой для девочек (открыта в 1884 г.) проходили народные чтения, в том числе с туманными картинками, в специально созданной для этих целей так называемой «Сукачевской аудитории» (более подробно об этом мы расссказывали в одной из более ранних наших публикаций [22]). Иркутское общественное еврейское начальное училище (открыто в 1897 г.) в 1915 г. учредило официальные вечерние курсы грамотности для взрослых, где четыре раза в неделю по вечерам проводились занятия по программе городских школ, изучались общеобразовательные и еврейские предметы [23, с. 201]. «Семейная школа» А.Э. Третьяковой (открыта в 1912 г.), в самом названии которой закреплена ее миссия: совместная работа семьи и школы для наиболее полного достижения поставленной цели - обеспечение свободного, самостоятельного детского развития и творчества - делала ставку на родительский всеобуч. Чтобы родители были в курсе современных педагогических теорий и методов и удовлетворяли разумным требованиям семейного воспитания, для них систематически организовывались лекции и доклады по педагогическим вопросам (о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, охране здоровья, формировании культурно-гигиенических навыков, методах воспитания, организации игровой деятельности, детском чтении, развитии творчества, самодеятельности и др.). С сообщениями относительно общих вопросов преподавания в школе и внутреннего распорядка выступали и родители. Мероприятия зачастую сопровождались выставками детских работ, где демонстрировались результаты применения в работе с учениками нового - творческого - метода обучения. На такие встречи приглашались не только члены семей воспитанников, но и все горожане, кому были «дороги и близки» [24, с. 3] новые пути и способы развития и обучения детей. Выставки образцовых детских работ и тетрадей для ознакомления родителей с успехами детей взамен отвергнутой школой балльной системы устраивались и начальной школой Иркутского общества «Просвещения» (открыта в 1908 г.). Нет информации и о том, что в гимназиях имели место такие формы работы, как воскресная школа для родителей (как в Иркутском казачьем начальном училище), родительский клуб (в «Семейной школе»), родительский кружок (в школе общества «Просвещения»), которые также преследовали благородную цель - «установить постоянное общение родителей со школой, возбудить известный интерес с их стороны к делу обучения детей» [25, с. 2].
Тем не менее, сближению иркутских частных гимназий и родителей как институтов социализации, объединению их усилий в воспитании учеников, установлению единства педагогических воздействий на детей во многом способствовали общие и классные родительские собрания (очевидно, именно там, наряду с обсуждением успешности обучения и дисциплинированности детей, происходило знакомство родителей с конкретными педагогическими вопросами и лучшим опытом семейного воспитания), а также представительство педагогов в родительском комитете - наиболее устоявшейся, проверенной временем форме взаимодействия школы и семьи.
До 1915 г. в частных гимназиях Иркутска родительских комитетов не было, хотя постановлением Совета министров, Высочайше одобренным 13 сентября 1905 г., официально было разрешено образовывать родительские совещания и родительские комитеты при средних учебных заведениях и председателю родительского комитета, которого следовало избирать общим собранием родителей, предоставлялись права, одинаковые с правами почетного попечителя гимназии
как в педагогическом совете, так и в хозяйственном комитете учебного заведения [26]. В гимназии Е.А. Горцейт, например, комитет родителей появился в 1917 г. В гимназии В.С. Некрасовой такой орган родительской общественности был образован лишь в 1918 г., и он еженедельно, по вторникам, собирался для решения насущных вопросов.
Помимо прочих функций - участие в делах педагогического совета с целью согласования действий, защита прав учащихся и др. - родительские комитеты принимали на себя контроль над соблюдением правил гигиены, поощрение отличившихся школьников, организацию горячих завтраков для гимназистов (при этом дети несостоятельных родителей получали завтрак безвозмездно, за счет комитета). Вообще оказание материальной помощи нуждающимся ученикам было важнейшим направлением работы родительских комитетов. Для этого в учебных заведениях А.М. Григорьевой и А.О. Блажеевича (открыто в 1917 г.) были даже созданы специальные общества вспомоществования недостаточным ученицам. Они организовывали благотворительные мероприятия по сбору средств и вещей (беспроигрышные лотереи, концерты, спектакли, танцевальные вечера, сеансы иллюзиона, публичные лекции, базары и др.), вносили плату за право учения ребят из малообеспеченных семей. Так, благотворительные акции, устроенные Обществом вспомоществования нуждающимся ученицам гимназии А.М. Григорьевой в декабре 1916 г., дали около 800 р. чистого дохода. В том же году благотворительный спектакль и беспроигрышная лотерея аллегри, организованные по инициативе родителей и попечителей женской гимназии Иркутского отдела Союза русского народа (открыта в 1909 г.), принесли более 900 р., которые пошли на содержание недостаточных учениц. В 1917 г. сумма была еще значительней - 1 100 р. Иногда мероприятия по сбору материальной помощи нуждающимся ученикам проводились совокупными усилиями родительских комитетов частных и казенных школ Иркутска во взаимодействии с Обществом для оказания помощи учащимся в Восточной Сибири.
Однако так было далеко не во всех частных средних учебных заведениях. В гимназии Иркутского отдела Русского собрания дети необеспеченных родителей порой не дотягивали до завершения полного курса обучения. Так, в августе 1917 г. воспитанник шестого класса Иван Наймушин в своем прошении на имя директора гимназии писал: «В виду серьезной и продолжительной болезни моей матери, которая одна меня содержала и учила, а теперь совершенно не может работать, и, не имея других средств к жизни, я вынужден оставить вверенную Вам гимназию, чтобы поступить куда-либо на службу и содержать себя и мать» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 883. Л. 48). На помощь юноше никто не пришел, учеба его прекратилась.
В большинстве частных женских гимназий было отмечено представительство родителей в педагогических советах гимназий. Члены родительского комитета (председатель и два его заместителя) женской гимназии А.О. Блажеевича принимали непосредственное участие в обсуждении рабочих программ по отдельным предметам, успехов и поведения гимназисток, вопросов перевода в следующие классы и приема новых учениц.
Родительский комитет гимназии А.М. Григорьевой, который начал свою работу в сентябре 1915 г. и все члены которого имели высшее образование [27], тоже оказывал непосредственное влияние на организацию образовательного процесса. Известно, что в 1916 г. было высказано неудовольствие ситуацией, сложившейся в гимназии «в гигиеническом отношении». Чтобы побудить администрацию школы создать нормальные условия для обучения их детей, родителями была инициирована заметка в газете «Сибирь» [28, с. 2], которая не только вызвала дебаты в городском обществе и стала не-208
ожиданностью для педагогического совета, но и больно ударила по имиджу гимназии. А в период Первой мировой войны родительский комитет на своем заседании даже принял такую резолюцию: «.. .признавая в принципе, что переходные и выпускные экзамены как система оценки знаний учащихся с педагогической точки зрения не соответствуют своему назначению, а для физического и духовного развития детей даже вредны, что признано как специалистами педагогами, так и Министерством народного просвещения, [комитет] находит в настоящий тяжелый момент, переживаемый Родиной, [что] отмена экзаменов является не только желательной, но и безусловно необходимой.» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 755. Л. 8).
Примечательно также, что члены президиума родительского комитета гимназии А.М. Григорьевой были в числе тех активистов-иркутян, кто 3 марта 1917 г. подписал «Обращение к родителям и учащимся средних учебных заведений» с призывом воздержаться от активного участия во всякого рода публичных собраниях, выступлениях, манифестациях и, сохраняя полное спокойствие в переживаемый «великий исторический момент», продолжать учебные занятия. «Пусть родители и учащиеся проникнутся уверенностью, - говорилось в послании, - что интересы учащихся будут всемерно защищаемы родительскими комитетами» [29, с. 2].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Исследование показало, что в рассматриваемый нами период (начало XX века) частные гимназии Иркутска вносили значительный вклад в развитие культурно-образовательного пространства губернского города и Иркутского региона в целом. Налаживая конструктивное и продуктивное взаимодействие между школой и семьей, учредители и педагогические работники иркутских частных гимназий культивировали у родительской общественности живой интерес к этой сфере их жизни, призывали к консолидации усилий по воспитанию подрастающего поколения и к деятельному участию в создании благоприятных условий для обучения и воспитания детей, старались сделать школу открытой социально-педагогической системой. Это в полной мере стимулировало включение родителей в управлении гимназиями, способствовало зарождению родительского контроля над такими направлениями школьной деятельности, как выбор предметов для изучения (утверждение образовательной программы заведения), разработка системы мер по обеспечению дисциплины и мер поощрения, организация питания, создание в классных комнатах безопасной в гигиеническом отношении среды, анализ результатов образовательной деятельности школы и др.
Многие формы работы, применявшиеся иркутскими частными гимназиями для установления сотрудничества с родителями, широко используются и сегодня, являются традиционными. Приведенные конкретно-исторические примеры ярко иллюстрируют преемственность и генетическую связь прогрессивных идей, которыми проникнуто современное российское образовательное пространство, и социокультурного опыта, накопленного поколениями и прошедшего проверку временем.
История регионального образования - и государственного, и частного - хранит еще немало неисследованных страниц. Перспективными направлениями дальнейшего исследования деятельности дореволюционных частных учебных заведений Иркутска могут быть их взаимоотношения с губернской властью и органами управления образованием, просвещенческие инициативы педагогических комиссий школ «нового типа», сотрудничество с общественными объединениями и организациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образова-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
ния) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544н) [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. 18 дек. URL: https:// rg.ru/20l3/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 20.02.2018 г.).
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/до-кументы/4952 (дата обращения: 26.02.2018 г.).
3. Горбунова Ю.М. Начальное образование в казачьей среде дореволюционного периода на Кубани // Историческая и социально-образовательная мысль.
2017. Т. 9. № 1/1. С. 130-134.
4. Богомолова М.И. Генезис семейного и общественного воспитания детей в истории педагогической мысли: монография. Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2015. 299 с.
5. Писарев К.А. Проблема соотношения семейного и школьного воспитания в русской педагогической мысли второй половины XVIII - начала XX веков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009. 28 с.
6. Гач О.Б. Развитие негосударственного общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX - начале XX веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2013. 28 с.
7. Егорова М.В. Развитие системы частного образования на Урале (1861 - февраль 1917 г.): дис. ... канд. истор. наук. Челябинск, 2003. 179 с.
8. Самарцева Е.Ю. Элитарное образование в России
XIX - начала XX веков (на примере Смоленской губернии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2012. 23 с.
9. Захарова Е.В. История становления и развития женских учебных заведений Забайкалья (середина XIX - начало 20-х гг. XX в.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Улан-Удэ, 2015. 23 с.
10. Мамкина И.Н. Развитие системы общего образования Восточной Сибири в условиях модернизации во второй половине XIX - начале XX веков: автореф. дис. ... докт. истор. наук. Иркутск, 2017. 46 с.
11. Шилов А.И. Развитие общего и педагогического образования Восточной Сибири конца XIX - начала
XX вв.: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Красноярск, 2015. 38 с.
12. Гаращенко Л.В. Частные учебные заведения Иркутска (середина XIX - начало XX вв.): монография. Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2018; Оттиск,
2018. 672 с.
13. Терновая И., Терновой И. Как учились иркутяне. Иркутск: Оттиск, 2011. 332 с.
14. Черепанов Т.И. Из истории деятельности мужской гимназии Иркутского отдела Русского собрания // Вестник ИрГТУ. 2013. № 1 (72). С. 228-303.
15. Ленстрем Н. Новая учебная система (по вопросу, при каких условиях могут частные гимназии конкурировать с казенными) // Журнал Министерства народного просвещения. 1869. Ч. CXLII. Апрель. Отд. 3. С. 51-97.
16. Иркутская хроника // Восточное обозрение. 1902. 17 авг.
17. Местная хроника // Иркутские губернские ведомости. 1902. 20 дек.
18. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ: настольная справочная книга: в 2-х т. Т. 2. / Сост. А. Анастасиев. М.: Т-во типо-литографии В. Чичерина, 1910. 456 с.
19. Стоюнин В.Я. Лучик света в педагогических потемках // Педагогические сочинения. СПб.: Типография училища глухонемых, 1892. С. 246-267.
20. Миропольский С.И. Идея воспитывающего обучения в применении к народной школе // Журнал Министерства народного просвещения. 1871. Ч. CLIII. Январь. Отд. III. С. 1-25.
21. Инструкция для классных наставников гимна-
зий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. Вильна: Типография А.Г. Сыркина, 1877. 10 с.
22. Гаращенко Л.В. Школа Н.В. Сукачевой в Иркутске // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 3. С. 53-61.
23. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 19021924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1994. 560 с.
24. Хроника // Сибирь. 1913. 16 мая.
25. Хроника // Сибирь. 1914. 20 марта.
26. О родительских комитетах при средних учебных заведениях // Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1780-1912 гг. М.: Типография П.П. Рябушинского, 1912. С. 682-699.
27. Выборы родительского комитета // Иркутская жизнь. 1915. 28 сент.
28. Среди родителей // Сибирь. 1916. 3 мая.
29. Обращение к родителям и учащимся средних учебных заведений города Иркутска // Иркутская жизнь. 1917. 6 марта.
Статья поступила в редакцию 12.02.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018