педагогические Гаращенко Любовь Витальевна
науки РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ...
УДК 373 (571.53)
РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ИРКУТСКЕ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
© 2016
Гаращенко Любовь Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)
Аннотация. В публикациях последних лет все более четко обозначается проблема восстановления исторической памяти и традиций отечественной педагогической культуры. Делается акцент на необходимости извлечения всего ценного педагогического опыта, накопленного дореволюционной школой: это позволит не только обогатить современную науку и практику, но и оценить жизнеспособность отдельных педагогических концепций и образовательных инноваций. В данной статье рассматриваются историко-педагогические аспекты становления и развития частных учебных заведений в Иркутске в дореволюционный период. На основе вновь выявленных архивных документов, материалов периодической печати той поры, а также опубликованных источников делается попытка представить эволюцию и особенности деятельности частных школ в столице Иркутской губернии в середине XIX -начале XX вв. Автор вводит в научный оборот неизвестные ранее факты, в том числе сквозь призму персональных биографий учредителей частных учебных заведений.
Ключевые слова: образование, история образования, частная школа, учебные заведения, пансион, гимназия, благотворительность, образовательная инициатива, учредители частных школ, Иркутск, Иркутская губерния.
PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS DEVELOPMENT IN IRKUTSK IN THE MIDDLE OF THE 19th - THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES
© 2016
Garashchenko Liubov Vitalyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the chair pedagogics Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)
Abstract. In recent publications the problem of recovery of historical memory and traditions of national pedagogical culture appears more clearly. The emphasis is on the necessity of extraction of all valuable pedagogical experience which was saved up by pre-revolutionary school: it will allow not only to enrich modern science and practice, but also to estimate viability of separate pedagogical concepts and educational innovations. This article considers historical and pedagogical aspects of formation and development of private educational institutions in Irkutsk during the pre-revolutionary period. On the basis of newly revealed archival documents, materials of periodicals of that time, and the published sources is made an attempt to present evolution and features of activity of private schools in the capital of the Irkutsk province in the middle of XIX - the beginning of the XX centuries. The author introduces into scientific circulation the unknown earlier facts, including through a prism of personal biographies of founders of private educational institutions.
Keywords: education, history of education, private school, educational institutions, boarding school, gymnasium, charity, educational initiative, founders of private schools, Irkutsk, Irkutsk Province.
Неотъемлемой частью системы образования в Российской империи являлись негосударственные учебные заведения. Решая задачу просвещения подрастающего поколения и восполняя недостаток казенных общеобразовательных школ, частные училища представляли собой самостоятельную, особую педагогическую реальность, в основу которой были положены принципы самоокупаемости, вариативности и энциклопедично-сти образования, гуманизации учебно-воспитательного процесса. Имелись такие учреждения и в Иркутске. Наиболее широкое распространение они получили с середины XIX в., демонстрируя просвещенческие инициативы частных лиц и общественных объединений.
Исследователи, ученые и краеведы, не обошли вниманием деятельность иркутских частных учебных заведений. В историографии Иркутска отдельные вопросы, связанные с организацией частного образования, фрагментарно затрагивались в работах, посвященных развитию предпринимательства, меценатства и благотворительности (В.П. Шахеров) [1], в обобщающих и узкоспециализированных изданиях по истории города и народного образования (О.А. Горощенова [2], М.В. Кузнецова [3], Г.В. Оглезнева, Л.А. Семенова [4] и др.). На страницах местных и центральных журналов опубликован ряд статей (Л.В. Гаращенко [5], Ю.П. Лыхин [6], Н.С. Струк [7] и др.), которые, повествуя о конкретных частных училищах, дополняют общее представление о формировании городского образовательного пространства, роли негосударственных школ в повышении культурного потенциала столицы огромного края. Вместе с тем, системного историко-педагогического исследования, комплексно отражающего эволюцию и организационно-педагогические аспекты деятельности негосударственных учебных заведений в Иркутске в середине XIX - начале XX вв., не предпринималось. Осветить эти вопросы в какой-то мере призвана данная статья. При этом наше АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)
внимание будет сосредоточено на общеобразовательных школах, созданных по инициативе частных лиц. Вне рамок исследования останутся училища, основанные просветительскими и профессиональными сообществами, а также частные профессиональные учебные заведения.
В губернском городе Иркутске наряду с казенными школами и домашним обучением издавна существовали частные училища и пансионы. Так, в 1840 г. преподаватель мужской гимназии Ф.Н. Волков содержал здесь школу, где обучалось всего 8-9 девочек и мальчиков - дети купцов Дегтева, А. Белоголового, Н. Пестерева, П. Герасимова [8]. Федор Николаевич Волков был зятем служащего канцелярии Главного управления Восточной Сибири Н.Ф. Скрябина, который еще в 1833 г. открыл в своем доме пансион для детей обоего пола. В заведение Н.Ф. Скрябина, рассчитанное на 15 учеников, уже в первый год было принято 9 мальчиков и 16 девочек. Пансионерами стали дети богатых купцов (И. Баснина, М. и К. Трапезниковых и др.), а также крупных местных чиновников [3]. Чтению, письму, российской грамматике, священной истории, географии и рисованию обучал сам учредитель, в прошлом преподаватель Иркутского уездного и Оёкского приходского училищ.
Первоначально, до середины XIX в., подобных заведений в Иркутске было немного. Деятельность частных школ во всей России с 1786 г. находилась под строгим государственным контролем. Опубликованный в этом году «Устав народным училищам Российской империи» включал целую главу под названием «Наказ содержателям домашних училищ и учителям, имеющим у себя воспитанников». Этот раздел практически в неизменном виде был перенесен в «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г., а затем - в «Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: С. Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского» (1828 г.).
Важно, что в уставе 1828 г. деятельность частных школ была признана положительной «для содействия видам Правительства в распространении просвещения» [9, с. 1125].
Согласно Уставу 1828 г., частные заведения могли быть двух «родов»: в первых осуществлялся только учебный процесс (здесь могли совместно обучать детей обоего пола, если возраст девочек не превышал 11 лет), в других ученикам обеспечивали также полный пансион и воспитание. Относительно содержания образования было рекомендовано в числе и распорядке учебных предметов сближаться с соответствующими казенными училищами. Однако учредитель мог добавлять в курс учения «какую-либо науку, иностранный язык или искусство, соображаясь с местными потребностями или особенною целью заведения» [9, с. 1126]. Выявленные нарушения - отступления от утвержденного учебного плана - могли стать поводом для закрытия школы.
Практически сразу после открытия Н.Ф. Скрябиным своего пансиона, 28 ноября 1833 г. Сенат принял закон «О мерах против умножения пансионов и частных учебных заведений». Закон устанавливал новые правила учреждения таких школ, которые были названы по большей части не достигавшими своей цели. В Санкт-Петербурге и Москве впредь до усмотрения особой надобности вообще приостанавливалось создание новых частных пансионов. В других городах разрешение на организацию пансиона могло выдаваться не иначе как «по уважению крайней в том надобности» и в тех местах, где не представлялось другой возможности к «образованию юношества» [10, с. 707] в казенных учебных заведениях. Кроме того, учредитель обязательно должен был иметь статус подданного Российской империи.
Несмотря на ограничения и запреты со стороны правительства в отношении частных школ, с 1847 по 1860 г. в Иркутске работал пансион русской подданной госпожи Ю. Ришье. Обучение девочек в нем велось на французском языке. В декабре 1847 г. в пансионе воспитывалось 17 учениц. Газета «Иркутские губернские ведомости» 19 июня 1858 г. писала, что в единственном в городе частном женском пансионе «...цены за воспитание не доступны для людей небогатых, чего, впрочем, отнюдь не должно ставить в вину почтеннейшей и весьма уважаемой содержательнице пансиона: она вынуждена на это дороговизною в Иркутске на все предметы.». Хозяйка заведения - француженка Ю.Ф. Ришье (в девичестве Ланж, или Ланге) - «пианистка и певица» [11, с. 449], уроженка Таганрога, состояла в дружественных отношениях с женой декабриста М.Н. Волконской. В 1848 г. она, помимо содержания пансиона в Иркутске, давала уроки по фортепиано дочери С.П. Трубецкого Александре [12]. Современники характеризовали Юлию Федоровну как очаровательную женщину, великолепную пианистку: ее «талант фортепианной игры. талант необыкновенный. мог бы быть по достоинству отмечен в каждой европейской столице» [13, с. 554]. Училище Ю. Ришье «пользовалось прекрасной репутацией и в памяти старожилов оставило хорошее воспоминание» [14].
В апреле того же 1847 г. открыл свою публичную школу для девочек швед И.П. Карлберг, русский подданный, учитель немецкого языка местной мужской гимназии и Девичьего института Восточной Сибири. Пансион был организован по аналогии с заведением Ю. Ришье, но в нем дополнительно преподавали английский язык, стоимость же годового содержания воспитанниц была в два раза ниже и составляла 800 рублей. Школа просуществовала всего несколько месяцев, в январе 1848 г. была закрыта в связи со смертью учредителя [15].
О существовании в Иркутске в 40-х - 50-х годах XIX в. еще одного частного пансиона для девочек -Аф. Рассказова - упоминается в записках современника событий. В эту школу принимались дети чиновников и именитых купцов. В заведении, «кроме обучения - читать, писать по-русски, 1-й части арифметики да 34
Священной истории, - других наук не существовало» [16, с. 116]. Дополнительно девочки обучались танцам. Для преподавания предметов приглашались учителя приходского и уездного училищ. Пансион А. Рассказова беспрерывно действовал более десяти лет, «принося большую пользу» городскому обществу.
Монополия государства на открытие учебных заведений, введенная законом 1833 г., была отменена 17 января 1857 г. Высочайшим повелением «О разрешении открывать частные пансионы в С. Петербурге и Москве без ограничения числа их» правительство признало таковые пособниками развития сети школ в России, не требовавшими затрат казны. При этом право принимать решение об учреждении новых частных школ перешло от министра народного просвещения к попечителям учебных округов. В Иркутске эту функцию выполняли генерал-губернаторы. Деятельность же таких заведений еще в течение десяти лет регулировалась законом 1828 г.
Отмена ограничительного закона 1833 г. была отмечена организацией новых частных учебных заведений во всех регионах России. Не остался в стороне и Иркутск. Как сообщает летописец, уже в январе 1859 г. «передовые прогрессивные учителя Ф.К. Геек, Н.П. Косыгин и П.И. Полынцев открыли. частный пансион, обучение в котором проводилось в духе педагогического наследия декабристов» [17, с. 61]. Согласно другим данным, заведение в январе 1859 г. значилось как уже действующее. Оно, «удовлетворяя требованиям современной педагогической науки» (Н. Гильтебрандт) [18, с. 9], пользовалось известностью и успехом. В 1861 г. здесь получали образование 37 человек. Сюда отправляли своих детей на воспитание родители из Забайкалья, Енисейской губернии, даже из Якутска. Воспитанники, находясь на содержании (квартира и стол), обучались не только грамоте, но и ремеслам, а также гимнастике. Об учредителях известно, что они были преподавателями Иркутской губернской гимназии. В пансионе занимались с детьми каждый по своей специальности: Федор Карлович Геек (встречается написание фамилии как Геэк) и Петр Иванович Полынцев обучали математике и физике, Николай Петрович Косыгин преподавал законоведение. Все трое были награждены темной бронзовой медалью на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг. Частный пансион со степенью гимназии Ф.К. Геека просуществовал до 1862 г. Это учебное заведение стало центром, где проходили мероприятия педагогической общественности: в 1859 г. здесь состоялось учительское собрание, на котором присутствовали «почти все лица, принадлежащие к сословию учащих г. Иркутска». Всего в заседании участвовали 32 человека - преподаватели мужской гимназии, семинарии, уездных и приходских училищ, учителя военного ведомства. Было принято решение о дальнейшем проведении таких встреч, «по примеру современных воспитателей европейских и русских» [19, с. 6], для обсуждения педагогических вопросов.
Почти в тот же период, в 1860 г., основала свой частный женский пансион Конкордия Пикок [3], жена вступившего в русское подданство иностранца Пикока - купца 2-й гильдии, работавшая до этого гувернанткой. В первый год на обучение поступило всего 10 девочек. Они изучали Закон Божий, арифметику, историю, географию, русский, французский и немецкий языки, естественную историю, чистописание и рисование. Сама К. Пикок преподавала языки и давала ученицам, по их желанию и с согласия родителей, уроки музыки и танцев. На остальные предметы приглашались учителя гимназии. Пансион действовал в течение двух лет с момента открытия.
Существенный рост числа неправительственных учебных заведений в Иркутске был отмечен со второй половины XIX в., когда школьная реформа 1860-х годов открыла дорогу частным инициативам в сфере образования. В городе было учреждено более шести-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)
педагогические науки
Гаращенко Любовь Витальевна РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ...
десяти частных школ, среди них: бесплатное училище Н.В. Сукачевой для девочек (1883 г.) и женское учебное заведение Е.И. Шаршавиной (1886 г.), приготовительные школы для детей обоего пола Л.Ф. Шастиной (1901 г.), О.В. Сазоновой (1907 г.) и О.А. Ковалевой (1909 г.), начальные школы с обучением рукоделию и ремеслу Т.С. Казариновой (1891 г.), А.Д. Шиловой (1891 г.) и Л.П. Пророковой (1893 г.), учебные заведения третьего разряда О.А. Переломовой (1897 г.), М.К. Киселевой (1901 г.) и Е.А. Горцейт (1907 г.), женские учебные заведения второго разряда А.М. Григорьевой (1902 г.), С.Е. Детышевой и С.К. Протасовой (1906 г.), прогимназии О.Г. Беляевой (1894 г.; в 1904 г. перешла к В.С. Некрасовой) и М.В. Гайдук (1909 г.), гимназии М.А. Смориго (1907 г.) и А.О. Блажеевича (1917 г.) и многие другие.
Особое место в решении задач просвещения юных иркутян занимала школа «Детский Сад», созданная в 1869 г. М.Г. Тюменцевой при активной поддержке главного инспектора училищ Восточной Сибири Р.К. Маака и совмещавшая функции дошкольного воспитания и начального обучения. На момент открытия в школу было зачислено 20 человек. На следующий год в трех отделениях, или группах, обучались уже 54 ребенка (33 мальчика и 21 девочка), а в 1887 г. - 134 воспитанника в пяти группах. В основу деятельности первого в городе «Детского Сада» был положен метод немецкого педагога Ф. Фребеля. Заведение выполняло свою миссию в течение полувека, содержалось на субсидию Иркутской городской думы (в 1873-1911 гг., что позволило часть детей принимать бесплатно), пожертвования состоятельных граждан (купцы И.И. Базанов, Е.И. Замятин, И.А. Мыльников, П.А. Сиверс, А.М. Чуваев и др.) и плату за учение детей. В 1919 г. оно, получив новое название - «Первый народный детский сад», перешло под ведомство государства и стало методическим центром для дошкольных учреждений Иркутска и Иркутской губернии. Организатор и бессменный руководитель учреждения Мария Гавриловна Тюменцева, выпускница Девичьего института Восточной Сибири и его пепиньерка, отдала своему «детищу» половину своей жизни - 22 года (Л.В. Гаращенко) [5].
Деятельность всех негосударственных школ этого периода строилась в соответствии с постановлением министра народного просвещения «Об изменении и дополнении ныне действующих узаконений о частных училищах» (1868 г.). Данным нормативным актом все частные учебные заведения были разделены на три разряда: училища высшего или первого разряда - имевшие не менее шести классов; второго разряда - не менее трех классов; третьего разряда - одноклассные и двухклассные училища. На учебный курс каждого класса полагалось не менее одного года. То есть, первый разряд соответствовал казенным средним учебным заведениям, второй - городским и уездным училищам, третий - начальным училищам. Частному училищу первого разряда, приближавшемуся по учебному курсу к классической гимназии, мог быть присвоен, с утверждения министра народного просвещения, статус частной классической гимназии с полными правами правительственных гимназий: воспитанники их имели право поступать в университет. Так произошло с иркутскими учебными заведениями А.М. Григорьевой (в 1905 г.), С.Е. Детышевой и С.К. Протасовой (в 1907 г.), Е.А. Горцейт (в 1912 г.), М.И. Смирновой (в 1916 г.).
Частные учебные заведения Иркутска, создававшиеся их учредителями чисто в коммерческих целях, в целях благотворительности либо для реализации новаторских идей, смогли в какой-то мере удовлетворить насущные потребности иркутян, стремившихся дать образование своим детям. Многие из детей оставались «за бортом» из-за отсутствия вакансий в городских училищах. Желание родителей поместить своих чад в школу было настолько велико, что некоторые предлагали «при-
обрести за их счет скамейки, только были бы приняты дети» [20, с. 2]. Поэтому вполне объяснимо, что газета «Восточное обозрение», сообщая о предполагавшемся открытии прогимназии О.Г. Беляевой с интернатом для иногородних, восторженно писала 28 августа 1894 г.: «С удовольствием приветствуем благое начинание и желаем ему полного успеха, надеясь, что учреждение встретит и сочувствие и поддержку, в особенности в родителях тех девиц, которые оказались сверхкомплектными в казенных заведениях». Однако кардинально ситуация не изменилась, и то же издание 25 августа 1901 г. сообщало, что в городе были переполнены не только казенные школы, но и частные: «Не успела г-жа Киселева открыть школу, и уже приходится за недостатком места отказывать в приеме. Школьный вопрос в Иркутске -это самый больной вопрос, требующий немедленного разрешения». В значительной степени это было связано с проведением в Восточную Сибирь железной дороги, усилением переселенческого движения и ускорением экономического развития края. В 1909 г. даже в частных училищах было отказано в приеме 103 мальчикам и 151 девочке [21, с. 3].
Следует отметить, что при общем положительном значении для развития народного образования в губернии, частные школы были почти недосягаемы для малообеспеченных слоев населения. В их сторону даже звучали обвинения, что «они стараются окружить себя олимпийской неприступностью для смертных, не принадлежащих к их составу» [22, с. 1]. Стоимость содержания учеников варьировалась в зависимости от типа школы и года обучения, но она была значительно выше, чем в казенных училищах. В некоторых заведениях были предусмотрены стипендии, имелись льготы для детей преподавателей. В гимназии Е.А. Горцейт часть учеников обучалась бесплатно, дети педагогов - за половинную плату (Государственный архив Иркутской области (далее - ГАИО). Ф. 63. Оп. 1. Д. 605. Л. 3). Существовавшее при прогимназии М.В. Гайдук общество вспомоществования нуждающимся учащимся внесло в 1915 г. за беднейших учащихся 745 рублей, а 11 ученикам в течение всего учебного года выдавались бесплатные завтраки (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 607. Л. 7). В 1917 г. стипендиатками гимназии В.С. Некрасовой являлись 38 «беднейших и способных учениц» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 884. Л. 12 об.). Коллективы большинства частных гимназий Иркутска устраивали различные культурно-развлекательные мероприятия, сбор с которых предназначался на взнос платы за учение «недостаточных» детей. В организации концертов принимали участие известные музыканты, актеры драмтеатра, школьные хоровые коллективы. Нередко благотворительные вечера почитал своим присутствием генерал-губернатор - попечитель учебного округа.
Среди владельцев частных школ были представители разных социальных слоев. Большинство из них имели в прошлом опыт педагогической деятельности и необходимый уровень образования, хорошую репутацию. Нередко учредители сами преподавали в созданных ими заведениях. В числе таких педагогов-энтузиастов значатся имена О.Г. Беляевой, Е.А. Горцейт, С.Е. Детышевой, М.К. Киселевой, В.С. Некрасовой, О.А. Переломовой, А.Э. Третьяковой, Е.И. Шаршавиной и др. Они более смело, по сравнению с руководителями казенных училищ, воплощали в жизнь инновационные педагогические идеи, практиковали современные методы обучения и воспитания, а для этого тщательно подбирали педагогический коллектив. В условиях острого дефицита кадров, когда на работу в учебные заведения региона нередко приглашались выпускники из европейской части России, владельцы частных школ решали эту проблему за счет привлечения наиболее квалифицированных учителей из государственных гимназий и училищ.
Как показало изучение истории иркутских частных школ, большинство работавших там педагогов были
совместителями. Так, Д.Я. Райхбаум преподавал физику одновременно в губернской мужской гимназии, гимназиях Е.А. Горцейт и А.М. Григорьевой; художница М.Н. Бабановская вела уроки рисования и лепки в заведениях С.Е. Детышевой, В.С. Некрасовой и М.В. Гайдук и т. д. Другим источником пополнения кадрового ресурса были лица, состоявшие на государственной службе. Например, в гимназии Е.А. Горцейт преподавали инженер А.Н. Веденятин, служивший в управлении Забайкальской железной дороги (выпускник Московского технического училища), Н.Н. Сивицкий - старший кандидат на судебную должность при Иркутской судебной палате (окончил Московский университет) и Б.Ф. Сержпутковский -исполняющий должность начальника третьего счетного отделения Иркутского окружного интендантского управления, а в гимназии В.С. Некрасовой математику вел помощник делопроизводителя иркутского генерал-губернатора Н.А. Щукин (выпускник Томского университета). Таких персоналий было много.
Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров инновационной организации образовательного процесса является гимназия А.М. Григорьевой. В основу деятельности этого заведения были положены следующие идеи: «...школа, во-первых, должна обнимать всю личность учащегося и закладывать здоровые основы не только одних знаний, но и нравственно-религиозного, эстетического и физического развития, во-вторых, в области собственно обучения главной и руководящей целью должно быть возбуждение в учащихся умственной самодеятельности, ведущей к широкому умственному развитию и широким горизонтам и соединенной с любовью к самому знанию и науке». Большое внимание уделялось наглядному методу: широко практиковались образовательные экскурсии - посещение ученицами сейсмологической обсерватории, электрической и телефонной станций, местные «путешествия» для ознакомления с флорой и фауной и др. Не было балльной системы оценки знаний, «заслоняющей от учащихся прямую цель обучения» [23, с. 9, 10].
В вариативную часть учебных планов большинства иркутских частных школ входило обучение иностранным языкам, танцам, рукоделию. В гимназии В.С. Некрасовой преподавание математики, истории начиналось в младших классах. Дополнительные знания давались по естественной истории (при изучении ботаники, зоологии, физики, анатомии, физиологии) и географии (сравнительная и физическая география, основы геологии и минералогии). Иногда же деятельность негосударственных учебных заведений подвергалась серьезной критике. Отмечалось, что подготовкаучащихся бывает крайне слаба, что на обучение принимаются дети, не выдержавшие экзаменов в городские училища, и они все же «ежегодно переводятся из класса в класс, пока, наконец, не обнаружится перед родителями полная несостоятельность их познаний». Это выявлялось, как правило, когда ученики, пытавшиеся перейти в казенную гимназию, оказывались «несостоятельными на приемных экзаменах» [24, с. 1].
Частные школы жили насыщенной культурной жизнью. В их стенах устраивались выставки, спектакли, праздники, издавались ученические рукописные журналы. Часть мероприятий проводилась под патронажем Министерства народного просвещения: празднование юбилея Отечественной войны 1812 г., 300-летия императорского дома Романовых и др.
В годы Первой мировой войны все негосударственные учебные заведения активно включились в благотворительную деятельность. Дети участвовали в сборе пожертвований, ухаживали за ранеными в госпиталях, организовывали концерты, средства от которых направлялись в пользу нуждавшихся в призрении. Ученицы гимназии В.С. Некрасовой во время уроков рукоде-36
лия, с разрешения губернского учебного начальства, шили белье для раненых. Коллектив мужской гимназии Е.А. Горцейт в 1915 г. помогал «воину в окопах, беженцу в тылу. Преподаватели делали посильные пожертвования и отчисления деньгами и вещами. Ученики старших классов участвовали во всех сборах на нужды войны. При устройстве концерта в пользу недостаточных учеников было отчислено более 100 рублей на нужды иркутского лазарета» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 605. Л. 2 об.) и т. д.
После революционных событий 1917 г. многие из частных училищ Иркутска прекратили свое существование. Отдельным школам удалось продолжить свою деятельность до 1920 г. и даже обрести государственную финансовую поддержку. В частности, женская гимназия А.М. Григорьевой, которую в 1919 г. посещала 391 ученица, получила в 1918 г. на свое содержание 5 200 рублей из средств государственного казначейства, а также более 29 000 рублей из специальных средств и капиталов Министерства народного просвещения (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 968. Л. 2).
Переломным в судьбе иркутских частных школ стал 1920 год: все они перешли в ведение губотдела народного образования. Известно, например, что на базе женской гимназии В.С. Некрасовой с начала 1920/1921 учебного года была открыта вторая советская школа первой ступени Центрального района города.
Таким образом, негосударственные учебные заведения Иркутска как исторически сложившийся тип образования в условиях недостатка казенных школ в большинстве случаев преследовали образовательные и просветительские цели, коммерция отходила на задний план. Они были заметным явлением в образовательной инфраструктуре города, став неотъемлемой частью региональной педагогической и культурной традиции. Знакомство с историческими данными по истории частной школы, хранящимися в Государственном архиве Иркутской области, выявило значительное число неопубликованных источников, позволяющих расширить представления о частной инициативе в области образования в Иркутске в дореволюционный период. Многие материалы впервые введены в научный оборот. С нашей точки зрения, заслуживает особого внимания опыт деятельности наиболее передовых частных училищ и гимназий. Его исследование будет способствовать полному освещению поставленных нами задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шахеров В.П. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. Хабаровск: ИД «Приамурские ведомости», 2006. 176 с.
2. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету. Ч. 1 (1754-1917). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 220 с.
3. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII - первая половина XIX вв.). Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. 200 с.
4. Оглезнева Г.В. Народное образование / Г.В. Оглезнева, Л.А. Семенова // Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) XVII-XXI вв. / гл. ред. Л.М. Дамешек. Иркутск: Востсибкнига, 2012. С. 197-212.
5. Гаращенко Л.В. Организация обучения и воспитания в частной школе «Детский Сад» в Иркутске во второй половине XIX - начале XX вв. // Вектор науки ТГУ. Серия: Психология, педагогика. 2015. №2 1 (20). С. 42-45.
6. Лыхин Ю. Рисовальная школа в Иркутске // Земля Иркутская. 1995. № 4. С. 53-56.
7. Струк Н. «Счастлива возможностью посильно содействовать образованию юных иркутянок» // Земля Иркутская. 2010. № 1 (36). С. 43-49.
8. Вагин В.М. Мои воспоминания // Мемуары сибиряков. XIX век / сост., предисл. и публ. текстов - Н.П. Матханова, О.Т. Базалийская; отв. ред. акад. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Сибирский хронограф,
педагогические науки
Гаращенко Любовь Витальевна
РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ...
2003. 346 с.
9. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: С. Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. 3. СПб.: Тип. II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. С. 1097-1127.
10. О мерах против умножения пансионов и частных учебных заведений // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. 8. Отд. 1. СПб.: Тип. II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1834. С. 707.
11. Давыдов В.Л. Сочинения, письма / изд. подг. Т.С. Комаровой. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2004. 512 с.
12. Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 2. Письма. Дневник 1857-1858 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987. 608 с.
13. Сабиньский Ю. Дневник моей неволи // Воспоминания из Сибири: мемуары, очерки, дневниковые записи польских политических ссыльных в Восточную Сибирь первой половины XIX столетия / публ., сост., перевод, вступл., предисл., коммент. Б.С. Шостаковича. Иркутск: Изд. ООО «Артиздат», 2009. С. 533-580.
14. Восточное обозрение. 1894. 28 авг.
15. Сабиньский Ю.Г. Сибирский дневник: в 2 т. Т. 2. Иркутск: Иркутский музей декабристов: ООО «Артиздат», 2015. 840 с.
16. Вишняков Н.И. Записки военного врача / изд. подг. Н.П. Матхановой. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 339 с.
17. Иркутская летопись 1661-1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. Иркутск, 2003. 848 с.
18. Гильтебрандт Н. Очерки Иркутска // Иркутские губернские ведомости. 1859. 22 янв. Неоф. ч. С. 5-12.
19. Иркутские губернские ведомости. 1859. 25 июня. Неоф. ч. С. 6.
20. Восточное обозрение. 1899. 26 авг.
21. Восточная заря. 1909. 11 дек.
22. Восточное обозрение. 1894. 4 сент.
23. Десятилетие Иркутской частной женской гимназии А. М. Григорьевой. Иркутск: Губернская типография, 1912. 26 с.
24. Восточное обозрение. 1898. 16 авг.