Научная статья на тему 'Организация внеклассной работы в частных школах Иркутска в середине XIX - начале XX веков'

Организация внеклассной работы в частных школах Иркутска в середине XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIVATE EDUCATION / ЧАСТНАЯ ШКОЛА / PRIVATE SCHOOL / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ГИМНАЗИЯ / GYMNASIUM / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / OUT-OF-CLASS WORK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ / EDUCATIONAL EXCURSIONS / ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / SCHOOL THEATER / ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ / SUMMER CAMP / РЕМЕСЛЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ / ИРКУТСК / IRKUTSK / ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / IRKUTSK PROVINCE / CRAFT WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаращенко Любовь Витальевна

В условиях модернизации российского образования возрастает востребованность технологий обучения и воспитания, жизнеспособность и эффективность которых прошла проверку временем. Ретроспективный просмотр творческого наследия ушедших поколений, изучение успешных образовательных инноваций имеют непреходящее значение для обогащения современной педагогической теории и практики, восстановлении исторической памяти и традиций отечественной педагогической культуры. Автор на основе анализа широкого круга источников, вновь выявленного архивного материала, публикаций в дореволюционной периодической печати рассматривает особенности организации внеклассной работы в частных школах г. Иркутска в середине XIX начале XX вв. В статье нашли отражение как уникальный педагогический опыт учебных заведений, так и широкий спектр наиболее распространенные формы работы с детьми. На примере конкретных воспитательных дел и мероприятий, проникнутых духом времени, дается характеристика содержания культурно-просветительной деятельности в частных школах, форм и методов воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS WORK AT PRIVATE SCHOOLS OF IRKUTSK IN THE MIDDLE OF THE 19TH - THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

In the context of the modernization of the Russian education the demand for technology training and education, the viability and effectiveness of which has passed the test of time, increases. A retrospective view of the creative heritage of past generations, the study of successful educational innovation have interminable relevance for the enrichment of modern pedagogical theory and practice, recovery of historical memory and traditions of national pedagogical culture. The author examines the characteristics of the organization of extracurricular activities in the private schools of Irkutsk in the middle of the XIX early XX century on the basis of the analysis of a wide range of sources, newly diagnosed archival material, publications in pre-revolutionary periodical press. The article reflects a unique educational experience of educational institutions and a wide range of the most common forms of work with children. In the context of specific educational affairs and activities imbued with the spirit of the time the content of cultural and educational activities in the private schools, the forms and methods of education of the younger generation is characterized.

Текст научной работы на тему «Организация внеклассной работы в частных школах Иркутска в середине XIX - начале XX веков»

УДК 373 (571.53)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ ИРКУТСКА В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

© 2016

Гаращенко Любовь Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. В условиях модернизации российского образования возрастает востребованность технологий обучения и воспитания, жизнеспособность и эффективность которых прошла проверку временем. Ретроспективный просмотр творческого наследия ушедших поколений, изучение успешных образовательных инноваций имеют непреходящее значение для обогащения современной педагогической теории и практики, восстановлении исторической памяти и традиций отечественной педагогической культуры. Автор на основе анализа широкого круга источников, вновь выявленного архивного материала, публикаций в дореволюционной периодической печати рассматривает особенности организации внеклассной работы в частных школах г. Иркутска в середине XIX - начале XX вв. В статье нашли отражение как уникальный педагогический опыт учебных заведений, так и широкий спектр наиболее распространенные формы работы с детьми. На примере конкретных воспитательных дел и мероприятий, проникнутых духом времени, дается характеристика содержания культурно-просветительной деятельности в частных школах, форм и методов воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: образование, история образования, частное образование, частная школа, учебные заведения, гимназия, внеклассная работа, образовательные экскурсии, школьный театр, летний лагерь, ремесленные мастерские, Иркутск, Иркутская губерния.

THE ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS WORK AT PRIVATE SCHOOLS OF IRKUTSK IN THE MIDDLE OF THE 19th - THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES

© 2016

Garashchenko Liubov Vitalyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair pedagogics Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)

Abstract. In the context of the modernization of the Russian education the demand for technology training and education, the viability and effectiveness of which has passed the test of time, increases. A retrospective view of the creative heritage of past generations, the study of successful educational innovation have interminable relevance for the enrichment of modern pedagogical theory and practice, recovery of historical memory and traditions of national pedagogical culture. The author examines the characteristics of the organization of extracurricular activities in the private schools of Irkutsk in the middle of the XIX - early XX century on the basis of the analysis of a wide range of sources, newly diagnosed archival material, publications in pre-revolutionary periodical press. The article reflects a unique educational experience of educational institutions and a wide range of the most common forms of work with children. In the context of specific educational affairs and activities imbued with the spirit of the time the content of cultural and educational activities in the private schools, the forms and methods of education of the younger generation is characterized.

Keywords: education, history of education, private education, private school, educational institutions, gymnasium, out-of-class work, educational excursions, school theater, summer camp, craft workshops, Irkutsk, Irkutsk Province.

Интерес к феномену дореволюционного частного образования, активно демонстрируемый в последнее время представителями педагогической и исторической науки, во многом обусловлен возрождением института негосударственных учебных заведений, статус которых официально закреплен в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 7 ст. 22) [1]. Стремление частных школ обеспечить высокое качество образования и свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, как правило, сопровождается поиском технологий обучения и воспитания, жизнеспособность и эффективность которых прошла проверку временем. Другим, не менее важным контекстом исследований, стала насущная потребность общества в восстановлении исторической памяти и традиций отечественной педагогической культуры: ретроспективный просмотр творческого наследия ушедших поколений, отбор, изучение, репрезентация и трансляция опыта успешных образовательных инноваций имеют непреходящее значение для обогащения современной педагогической теории и практики.

Строго говоря, проблема эта не нова, и предметом научного интереса ряда авторов в прошедшие десятилетия становился широкий круг проблем: выявление тенденций развития и функционирования негосударственных школ в период XVIII - начала XX вв., их место и роль в общей образовательной структуре России и отдельных регионов страны, специфика образовательного процесса, содержание, формы и методы обучения, нормативно-правовые основы деятельности (О.Б. Гач [2], М.В. Егорова [3], Е.Ю. Ожегова [4], С.В. Сергеева [5],

С.Ю. Майданова [6]) и др. Вместе с тем, в научных трудах и изданиях последних лет не нашли достаточного освещения вопросы организации внеклассной работы в частных школах, а в историографии Иркутска, региональное образовательное пространство которого имеет богатые просвещенческие традиции, практически отсутствуют системные историко-педагогического исследования, комплексно отражающие историю развития и организационно-педагогические аспекты функционирования местных частных школ (некоторые аспекты этой проблемы были затронуты нами в одной из недавних публикаций, см.: Л.В. Гаращенко [7]). В этом смысле изучение прогрессивного опыта организации воспитания детей в негосударственных учебных заведениях Иркутска в досоветский период представляется весьма полезным и актуальным.

Сформулируем цель нашей статьи как описание уникального педагогического опыта и наиболее характерных для большинства иркутских частных училищ форм организации внеклассной работы с учениками, подвергая анализу деятельность тех общеобразовательных школ, которые были открыты по инициативе конкретных лиц или существовали при просветительских и профессиональных сообществах. При этом под внеклассной работой мы, по сложившейся традиции, будем понимать «организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые педагогами во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга» [8, с. 37].

Хронологические рамки публикации охватывают период с середины XIX в. по 1920 г. Выбор нижней хронологической границы обусловлен введением в действие 17 января 1857 г. Высочайшего повеления «О разрешении открывать частные пансионы в С. Петербурге и Москве без ограничения числа их» [9]. Это повеление, отменившее ограничительный закон от 28 ноября 1833 г. «О мерах против умножения пансионов и частных учебных заведений» [10], инициировало создание новых частных школ во всех регионах России. Не остался в стороне и губернский город Иркутск, где с середины XIX в. до Октябрьского переворота было образовано, по нашим подсчетам, около 70 таких учреждений. Конечная дата исследования - 8 марта 1920 г. - день, когда, согласно решению коллегии Иркутского губот-дела народного образования, все частные школы города перешли в полное ведение отдела народного образования «с отпуском средств общегосударственных ресурсов» (Государственный архив Иркутской области (далее - ГАИО). Ф. р-42. Оп. 1. Д. 540. Л. 138).

Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается значимой и неотъемлемой частью образовательного процесса. Изучение истории дореволюционных частных школ Иркутска показало, что эта деятельность, направленная на создание условий для личностного развития и социализации ребенка, освоения им социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, неизменно находилась в центре внимания руководителей и педагогов. Местная пресса регулярно размещала на своих страницах небольшие заметки о культурных мероприятиях - выставках, спектаклях, праздниках, проходивших в стенах этих «рассадников» просвещения.

Практически во всех частных учебных заведениях особой популярностью пользовалась такая форма внеклассной работы, как музыкально-литературное утро. Композиция утра (или вечера) была достаточно тради-ционна: сначала заслушивались рефераты по выбранной теме, подготовленные учениками, затем читались литературные произведения, связанные с этой темой или с эпохой, исполнялись несколько сольных и хоровых номеров, на экране волшебного фонаря демонстрировались картины, посвященные исключительно Сибири. После концертного отделения зачастую организовывались танцы, почта и игры. Среди гостей были родители воспитанниц, представители губернского учебного начальства, а также приходило много учащейся молодежи.

Следует отметить, что детские хоровые коллективы были образованы во многих иркутских частных школах (в гимназиях С.Е. Детышевой и С.К. Протасовой, В.С. Некрасовой, в училище Н.В. Сукачевой и др.). Хор певчих учениц гимназии А.М. Григорьевой - большой, «богатый прекрасными, чистыми голосами» [11, с. 2] -принимал участие во многих городских мероприятиях. А хор, организованный в еврейском бесплатном училище в 1905 г. из 30 учеников, разросся к 1914 г. до 80 человек (30 % всех обучавшихся). Он исполнял песни (религиозно-мистического, светско-народного, бытового и художественного характера) на русском, древнееврейском и разговорно-еврейском языках.

В такие мероприятия включались даже самые маленькие иркутяне. 14 февраля 1914 г., например, прошло литературно-музыкальное утро в школе «Детский Сад». Исполнителями довольно разнообразной программы, состоявшей из номеров хорового пения, декламации басен в лицах, стихотворений на русском и немецком языках, явились исключительно малыши-воспитанники и воспитатели «Детского Сада». Представлены были также танцы, преподаваемые в школе. В классных помещениях одновременно работала выставка детских ручных работ. Гостями утра стали главный инспектор училищ Восточной Сибири Г.П. Василенко, председатель попечительного совета школы иркутский купец И.Ф. Исцеленнов (в 1907-1910 гг. городской голова) и

другие официальные лица [12].

Эта грань работы иркутских педагогов не осталась незамеченной. Городская общественность, давая ей высокую оценку, указывала на огромное воспитательное значение литературно-научных бесед, их влияние на развитие самодеятельности и любознательности обучающихся. Так, побывавшие на мероприятии в частной женской гимназии А.М. Григорьевой иркутяне восторженно констатировали: «...мы имели возможность наблюдать тот живой и сознательный интерес, который проявляют сами дети, участвуя в чтениях поэтических произведений наших авторов, в устном сообщении разных научных знаний по географии, естествоведению и родиноведению. На последнем таком утре. одна из учениц рассказала товаркам о Японии, ее жителях и ее природе. Другие две ученицы сделали сообщение о "друге рабов" - Бичер Стоу и об ее знаменитой книге и познакомили аудиторию с невольничеством в Америке. С таким же воодушевлением детьми было прочитано и хором пропето несколько стихотворений. Праздник закончился показыванием физических опытов» [13, с. 2].

С литературно-музыкального утра порой начинался и любимый праздник детворы - елка. Особенно часто это практиковалось с мужской гимназии Иркутского отдела Русского собрания: в начале действия исполнялись стихотворения и мелкие прозаические отрывки русских писателей. «Эти произведения, простые по содержанию и всем известные, но проникнутые русским духом, производили наиболее сильное впечатление именно на прогрессивно настроенных родителей. Эти последние с воодушевлением пели гимн и с благоговением молились, подпевая за учащимися тропарь празднику» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 170. Л. 7).

Нередко такие литературно-музыкальные утра и вечера организовывались с благотворительной целью - для сбора денег в пользу недостаточных учеников. Тогда на помощь учителям и школьникам приходили актеры местного театра («лучшие артистические силы Иркутска» [14, с. 1]), певцы, музыканты и даже военный оркестр 27-го Сибирского стрелкового полка. Состав артистов был весьма широк, причем, наряду со взрослыми выступали и талантливые дети. В декабре 1910 г. на вечере, устроенном в пользу бесплатного еврейского начального училища, в концертном отделении ученик музыкальных классов Цинман исполнил на скрипке фантазию из оперы «Фауст», за что был вознагражден аплодисментами многочисленной публики и несколько раз вызывался на bis [15]. Как правило, такие мероприятия проходили при активном участии горожан и удостаивались внимания генерал-губернатора и его супруги, главного инспектора училищ Восточной Сибири и других членов губернской администрации.

Не менее распространенной формой внеклассной работы были так называемые «образовательные путешествия». Маршрут экспедиции продумывался очень тщательно. Дети знакомились не только с местной флорой и фауной, но и учились делать гербарий, собирать коллекции насекомых и минералов. Конечным пунктом похода становились также учреждения и предприятия: иркутские сейсмологическая обсерватория, электрическая и телефонная станции, иллюзион, стекольный завод, спичечная фабрика и солеварня в с. Усольском. К примеру, осенью 1910 г. первоклассники мужской гимназии Е.А. Горцейт совершили прогулку в окрестности г. Иркутска для собирания коллекций и ознакомления с флорой. На пути домой дети посетили гончарно-кир-пичные заводы в Знаменском предместье, где при них выделывались кирпичи и разная глиняная посуда и давались подробные сведения о выделке кирпичей и других вещей. Мальчики получили огромное удовольствие [16]. Совершали прогулки за город и воспитанники школы «Детский Сад». Они практиковались отличать лиственные деревья от хвойных, осваивали названия некоторых сорных трав, росших на улицах, составляли гербарий.

Гуляя вдоль Ангары, по направлению течения учились определять стороны реки и безошибочно говорили, на котором ее берегу стоит г. Иркутск.

Примечательно, что в бесплатном иркутском еврейском училище, открытом местной общиной в 1897 г., образовательные путешествия, постепенно расширяя кругозор учеников, помогали учителям преодолевать такие недостатки развития школьников, как «крайняя скудость впечатлений» [17, с. 18], полное отсутствие у детей представлений о самых элементарных явлениях природы.

Особый интерес у учеников частных гимназий вызывали экскурсии на каменоломню, где они знакомились с работами по добыванию камня и «с отпечатками на камне следов различных растений» [18, с. 3], а также на стоянки первобытного человека, «пережившего каменный период» (при этом юными путешественниками было собрано «много орудий, принадлежавших первобытному человеку») [19, с. 2]. Руководителями образовательных прогулок становились как преподаватели школ (В.Ч. Дорогостайский - выдающийся сибирский зоолог, исследователь животного мира Байкала и Байкальского региона, иркутский архитектор К.В. Миталь, Г.В. Яхонтов, который в 1906 г. заведовал отделом штормовых предостережений в Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории), так и сторонние лица - член общества изучения Сибири М.П. Овчинников, студент археологического института С.А. Григорьев и др.

Педагогический коллектив начальной школы общества «Просвещение» организацию внеклассной работы считал не менее важным направлением деятельности, чем собственно уроки. Экскурсии по окрестностям и посещение мастерских и фабрик устраивались легко, и детей всюду принимали крайне радушно. Обычно школа совершала следующие экскурсии и прогулки: на дачу «Звездочка», в долину реки Каи - весной и осенью, на Чертово озеро, на Каштак или на Ушаковку пешком, причем детей бесплатно перевозили через Ангару, что значительно сокращало путь. По железной дороге ездили на станцию Михалево, где можно было наблюдать хорошие обнажения почвы «с промойками каменного угля», а также видеть паровую лесопилку и мельницу. Учащиеся посещали промышленные предприятия и мастерские: кирпичный завод Пузина, паровую лесопилку Кравца, столярную, слесарную и меднолитейную мастерские Трапезниковского училища, колбасное заведение И.И. Елизова, мыловаренные, кожевенные и чугун-но-литейный заводы. Многократно бывали они и в музее ВСОИРГО, рассматривая представленные там экспонаты и коллекции.

Стремясь приучить учеников к «благородному препровождению времени», свободного от занятий, учредители частных учебных заведений Иркутска старалась организовывать в своих школах интересные для детей дела: выпуск рукописных журналов (в гимназии А.М. Григорьевой), заседания клубов по интересам (в прогимназии М.А. Гайдук), научно-популярные чтения (средняя школа общества «Иркутские общедоступные курсы»), репетиции и постановка спектаклей по пьесам классического репертуара и др.

Драматические кружки существовали в мужской гимназии Е.А. Горцейт, начальных школах Иркутского общества приказчиков и общества «Просвещение». Педагоги, зачастую возглавлявшие эту работу по собственной инициативе и на безвозмездной основе, обучали детей правильному и выразительному чтению, развивали у них «умения к импровизации», привлекали всех желающих к изготовлению из подручных материалов костюмов и декораций.

В детском театре начального училища при обществе «Просвещение» были заняты воспитанники как старшего, так и младшего отделений. Зрителями становились родители учеников и посетители детской библиотеки,

которые с большим удовольствием смотрели представления маленьких актеров. Заметим, что репертуар был довольно сложный для постановки, требовал «особых перевоплощений». Например, зимой 1909 г. в доме на «Детской площадке» учащимися старшего отделения была разыграна пьеса П.Г. Васильева «Сиротка», младшие ученики представили пьесу «Учитель, господин Жук», а ремесленные классы показали сцену «Как учили сто лет тому назад» из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» [20].

Возможность приобщиться к миру театрального искусства давала школьникам шанс хоть немного смириться с теми строгими порядками, которые были установлены «Правилами для учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» и распространялись на все образовательные учреждения: и государственные, и частные. В разделе 5 «Образ жизни приходящих учеников» параграф 35 гласил, что посещение театра должно быть как можно реже, «дабы ученики могли более сосредоточивать внимание на учении как важнейшем деле детского и юношеского возрастов» [21, с. 174]. Следующий параграф строжайше и безусловно запрещал бывать на маскарадах, в клубах и других публичных и увеселительных местах, посещение коих будет признано опасным и неприличным для учеников со стороны их ближайшего начальства. Отступление от «преднамеченных правил» наказывалось с неумолимой строгостью (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 217. Л. 27).

Достаточно своеобразная форма внеклассной работы существовала в начальном училище для бедных девочек, которое в 1884 г. открыла в своей усадьбе Н.В. Сукачева

- выпускница Киевской женской гимназии, потомственная дворянка, жена известного иркутского общественного деятеля В.П. Сукачева - дабы «дать образование, обеспечить материальную независимость будущим женщинам» [22, с. 46]. Воспитанниц, наряду с изучением грамоты, обучали хорошим манерам, а также рукоделию. Они учились вести домашнее хозяйство, ухаживать за животными. Считалось, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный заработок.

Школа Н.В. Сукачевой находилась на окраине тогдашнего Иркутска. Население, жившее в ее окрестностях, не отличалось особой образованностью, поэтому коллектив учебного заведения для просвещения жителей и родителей с октября 1900 г. создал аудиторию, получившую наименование «Сукачевская» (ГАИО. Ф. 193. Оп. 1. Д. 27. Л. 34), где по воскресным дням проходили чтения художественных произведений с показом туманных картинок (изображения на светлом экране, демонстрируемые при помощи проектора - «Волшебного фонаря»), литературные концерты, силами учениц устраивались живые картины. Стоить отметить, что народные чтения только за пять воскресений октября-ноября 1907 г. посетили 883 человека, большинство из них учащиеся дети [23].

Воспитательные мероприятия в женской гимназии Иркутского отдела Союза русского народа, как правило, носили ярко выраженный патриотический настрой. Этот принцип был закреплен в тех целях, которые указывались учредителями учебного заведения при его открытии в 1909 г.: «...2) не только обучить, но и по возможности воспитать подрастающее поколение, как будущую опору и оплот Государства, на чисто русских национальных началах: в почитании православной веры Царя Самодержавного, любви ко всему русскому, родному и заветному и тем пресечь все более и более распространяющиеся в современном поколении русского общества чувства безверия и космополитизма» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 217. Л. 23-23 об.). Так, 23 апреля 1912 г.

- в день празднования трехлетней годовщины существования гимназии - после совершенного молебствия в присутствии учениц, родителей и членов Союза руководством школы была послана поздравительная телеграм-

ма государыне императрице, на что позднее иркутским губернатором был получен ответ высочайшей особы. В нем говорилось: «Государыня императрица Александра Федоровна... изволила благодарить женскую гимназию Иркутского отдела Союза русского народа за вознесенные в день тезоименитства Ее Величества молитвы и принесенные в телеграмме Отдела Союза. поздравления» [24, с. 1].

Начальная школа общества «Просвещение» устраивала для учеников во время каникул «летнюю колонию». В 1909 г. благодаря любезности золотопромышленника и мецената А.М. Сибирякова, который предоставил в распоряжение детей так называемую Сибиряковскую фабрику на берегу озера Байкал в 18 верстах от села Лиственичного, удалось устроиться в прекрасной живописной местности, где школьники провели шесть удивительных недель. Руководители преследовали цель дать воспитанникам возможность провести часть каникул в благоприятных для здоровья условиях и попутно укрепить в памяти их пройденный курс путем наблюдения природы и планомерного чтения. Аналогичная поездка состоялась и в 1912 г.

В целях трудового и физического развития учащихся попечительный совет еврейского училища арендовал на 1910-1922 гг. по берегам речки Каи земельную дачу площадью около трех десятин, где организовал «колонию». Две десятины находились под покосами, около одной десятины разработали под огород, где учащиеся обрабатывали землю, выращивали овощи. Обучение детей рациональному огородничеству происходило под руководством специально приглашенного огородника и под наблюдением учителя. За три летних месяца набирали до 140 учащихся, по 70 человек на полуторамесячный сезон. Ученики работали на огороде не более 4-5 часов в день. В свободное время они читали книги, ходили с учителем в лес за цветами, ягодами, грибами, катались в лодке по речке, купались, учились плавать, наблюдали за атмосферными изменениями, температурой воздуха, воды, ставили спектакли. Нахождение одного ребенка в течение шести недель в летней колонии обходилось в среднем в 20 рублей. Утром дети получали чай с молоком и белым хлебом. Обед состоял из двух блюд (одно обязательно мясное). Ужин - из одного блюда, в большинстве случаев тоже мясной. Благодаря пребыванию в колонии, «больные школьники возвращались в школу быстро оправившимися» [25, с. 2]. На содержание школьного огорода было пожертвовано более четырех тысяч рублей. Среди жертвователей встречаем дядю и отца генерального конструктора советских вертолетов М. Миля, родственников конструктора вертолетов Н. Камова, купца 1-й гильдии Я. Г. Патушинского (член городской думы) и многих других известных горожан.

Выражая обеспокоенность в отношении организации досуга ребят, внеурочной занятости учеников, в 1908 г. общество «Просвещение» приняло решение создать ряд мастерских, чтобы отвлечь детей от улицы, привлечь их к посильному труду и творчеству. Были образованы классы рукоделия, переплетная и столярная мастерские. Одна смена утром была отдана ученикам начальной школы общества «Просвещение». В другую смену приходили сторонние дети - подростки, желавшие усвоить ремесло как средство к жизни.

В бесплатном еврейском начальном училище, чтобы подготовить детей из бедных семей к какому-либо самостоятельному труду, мальчиков занимали переплетением книг (в 1898-1900 гг.), девочкам давали навыки кройки, шитья и рукоделия (с 1904 г.). На одной из выставок, которая была организована в 1908 г. во время заседания прихожан еврейского молитвенного дома, где заслушивался отчет о просветительной деятельности общины, представленные девочками вещи в большинстве своем «оказались тонкой и изящной работы, и тут же некоторые из них раскупались желающими» [26]. В 1910 г. при училище начали работать ремесленные классы для об-140

учения мальчиков токарному, слесарному и кузнечному ремеслам. На содержание и оснащение классов были выделены немалые средства из капиталов благотворителей И.М. Файнберга и М.Я. Кремера.

Уникальным явлением в истории частного образования Иркутска была «Семейная школа» - «школа нового типа - свободного воспитания» (ГАИО. Ф. 70. Оп. 4. Д. 413. Л. 28), открытая в 1912 г. неутомимой энергией, силами и средствами А.Э. Третьяковой. Учредительница заведения, имевшая большой опыт организации внешкольного образования детей разного возраста как организатор и руководитель «Детской площадки» (автономное учреждение, которое существовало изначально при Обществе распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии, затем перешло к обществу «Просвещение»), поставила перед собой задачу создать такую школу, где в основу преподавания будет положен принцип свободного, самостоятельного детского развития и творчества.

«Семейная школа» стремилась привлечь родителей к активному взаимодействию, видя только в совместной работе наиболее полное достижение поставленной цели. Для этого были организованы общие и классные родительские собрания, родительский комитет, принято представительство родителей в педагогическом совете и педагогов в родительском комитете. Чтобы родители были в курсе современных педагогических теорий и методов семейного воспитания, устраивались лекции и выставки детских работ. Приглашения на них получали не только родители, но и все интересующиеся этой школой нового типа. Мероприятия привлекали многих горожан. На выставке были представлены главным образом лепные работы, выполненные старшими воспитанниками (6-11 лет) и детсадовцами (5-6 лет): отдельные предметы и целые группы, изображавшие стихотворения и сказки. Интерес у посетителей вызвали также иллюстрации, сделанные учениками к увиденному или услышанному ими, наблюдения, записанные неграмотными еще детьми посредством разных комбинаций цветной бумаги, а также экспонаты, выполненные с помощью техники «рисование ножницами» (сегодня нам известна как аппликация). При этом рукодельницы очень охотно давали нужные объяснения. Начальница школы выступала перед гостями с докладом «Характерные особенности новых школ, их задачи и методы преподавания» [27].

Родительская общественность, обращая внимание жителей Иркутска на инновационную деятельность педагогов, обозначила стержневые преимущества учебного заведения А.Э. Третьяковой: главное внимание обращается на развитие творческих сил ребенка и уважение к его личности; школа не дает ученику ничего в готовом виде, а лишь наводит на умозаключения, «предоставляя самому ребенку творить из всего обилия сырого материала»; отсутствует механическое запоминание; школа является для детей дополнением радостного милого детства в семье. По мнению родителей, та любовь к школе и ее руководительницам, тот живой интерес, который проявляли дети к занятиям, с достаточной очевидностью говорили о правильности принятых там принципов и методов воспитания [28].

Таким образом, частные школы, действовавшие в Иркутске в середине XIX - начале XX вв., были заметным явлением в городском образовательном пространстве. Выполняя по отношению к государственной системе школьного образования компенсаторную функцию и восполняя дефицит мест для желавших получить образование детей, они, в большинстве своем, в центр образовательного процесса ставили развитие личности ребенка, стремились, чтобы «дети получали образование и воспитание в школах, а не гибли физически и нравственно на улицах» (И.Ф. Исцеленнов) [29, с. 22]. Наполняя жизнь учеников активным содержанием, организуя развивающий, гуманный и познавательный досуг, создавая своеобразное пространство проб, педагоги обеспечива-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

ли комплекс возможностей для освоения школьниками веера новых социальных ролей, обогащения их личного опыта, приобретения навыков социального взаимодействия, полноценной реализации творческих задатков и способностей, обозначения индивидуальности. Многие формы внеклассной работы, реализуемые в иркутских частных школах в дореволюционный период, широко применяются и в наши дни, стали традиционными, что доказывает их жизнеспособность и высокий развивающий потенциал.

В истории негосударственного образования города Иркутска еще немало «белых пятен», которые ждут своего исследователя. Среди перспективных направлений можно указать особенности кадрового ресурса и образовательной среды частных школ, воспитательные традиции и системы конкретных учреждений, формы организации физического воспитания и здоровьесбережения детей, взаимодействие учебных заведений с городским сообществом, деятельность классных наставников, родительских комитетов и попечительных советов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. М.: Проспект, 2015. 160 с. (Законы и кодексы).

2. Гач О.Б. Правовая основа формирования негосударственного образования в дореволюционной России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 9. С. 155-161.

3. Егорова М.В. Развитие системы частного образования на Урале (1861 - февраль 1917 гг.): дисс. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2003. 190 с.

4. Ожегова Е.Ю. Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Пенза, 2007. 22 с.

5. Сергеева С.В. Становление и развитие частного школьного образования в России (последняя четверть XVIII в. - первая половина XIX в.: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2003. 36 с.

6. Майданова С.Ю. Воспитательные системы частных школ дореволюционной России: дисс. . канд. пед. наук. Тюмень, 2009. 201 с.

7. Гаращенко Л.В. Развитие частных учебных заведений в Иркутске в середине XIX - начале XX веков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 1 (14). С. 33-37.

8. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост.

B.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 448 с.

9. О разрешении открывать частные пансионы в С. Петербурге и Москве без ограничения числа их // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. XCIII. Март. Отд. 1. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1857.

C. 33.

10. О мерах против умножения пансионов и частных учебных заведений // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. 8. Отд. 1. СПб.: Тип. II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1834. С. 177.

11. Литературное утро // Восточное обозрение. 1904. 30 нояб. С. 2.

12. Сибирь. 1914. 18 февр. С. 2.

13. Детское литературное утро // Восточное обозрение. 1904. 11 марта. С. 2.

14. Сибирь. 1908. 13 февр. С. 1.

15. Голос Сибири. 1910. 15 дек. С. 4.

16. Экскурсия учащихся // Восточная заря. 1910. 26 сент. С. 3.

17. Отчет Иркутского еврейского бесплатного училища и Ремесленного при нем отделения с 1897 г. по 1913 г. Иркутск: Электро-тип. И.А. Белоголового, 1914. 99 с.

18. Экскурсия // Сибирь. 1909. 19 сент. С. 3._

19. Сибирь. 1913. 28 мая. С. 2.

20. Детский спектакль // Сибирь. 1909. 7 февр. С. 2.

21. Правила для учеников гимназий ведомства Министерства народного просвещения (утверждены г. министром народного просвещения 4 мая 1874 г.) // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CLXXIII. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1874. С. 168-180.

22. Струк Н. «Счастлива возможностью посильно содействовать образованию юных иркутянок» // Земля Иркутская. 2010. № 1 (36). С. 43-49.

23. Народные чтения // Сибирь. 1907. 6 нояб. С. 2.

24. Иркутские губернские ведомости. 1912. 1 мая.

25. Сибирь. 1912. 28 февр. С. 2.

26. Просветительная деятельность еврейской общины // Сибирь. 1908. 22 марта. С. 2.

27. Сибирь. 1913. 16 мая. С. 3.

28. Рощин Е. Открытое письмо родителей к родителям / Е. Рощин, С. Гробер, Хржановский [и др.] // Сибирь. 1914. 17 мая. С. 2.

29. Исцеленнов И.Ф. Всеобщее общедоступное, начальное образование: доклад. Иркутск: Паровая типолитография П.И. Макушина и В.М. Посохина, 1909. 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.